Освоение ресурсов российского Арктического шельфа

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,85 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Освоение ресурсов российского Арктического шельфа

Содержание

Введение

1. освоение ресурсов российского арктического шельфа

1.1 Состояние и перспективы освоения Арктического шельфа

1.2 Правовые и экономические проблемы освоения природных ресурсов Арктического шельфа

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время наблюдается повышенный интерес к вопросам освоения Арктического шельфа - не только в России, но и в целом ряде других стран (даже тех, которые не имеют собственных выходов к северным морям).

Причиной, с одной стороны, является исчерпание ресурсов в традиционных районах мира (таких, как Северное море, суша Северной Америки, Западная Сибирь в России и так далее); с другой стороны, нарастающий ресурсный национализм (усиление роли и значения национальных компаний в нефтегазовом секторе ведущих нефтегазодобывающих стран Ближнего Востока, Азии, Латинской Америки) - все это вызывает повышенный интерес к Арктике. Слабая изученность данного района, а также открытие там уникальных месторождений (например, Штокмановское с запасами 3,7 трлн. куб. метров) дают основания для оптимизма с точки зрения перспектив расширения ресурсной базы.

Немаловажно и то, что минеральные ресурсы, расположенные в высоких широтах, чрезвычайно близки к потенциальным рынкам сбыта - индустриально развитым странам мира. Нет в районах Арктики зон политической нестабильности и вооруженных конфликтов.

По данным Минприроды России потенциал Арктического шельфа в российском секторе составляет примерно 90 миллиардов тонн условного топлива. С повышением технологических возможностей человека, с истощением уже разрабатываемых месторождений в ХХI веке Арктика станет самым перспективным регионом по добыче нефти и газа. Кроме того это добыча морепродуктов, эксплуатация арктической транспортной системы.

Арктика имеет огромное значение для обороны страны, для научных исследований, в том числе и фундаментальных.

Цель исследования - рассмотреть международные правовые и экономические проблемы освоения природных ресурсов Арктического шельфа.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Раскрыть состояние и перспективы освоения Арктического шельфа.

2.Рассмотреть экономические и правовые проблемы освоения российского арктического шельфа.

Объектом исследования является региональная экономика.

Предметом - проблемы освоения природных ресурсов Арктического шельфа.

Методы исследования, использованные в работе: синтез и анализ, метод обобщения.


.1 Состояние и перспективы освоения Арктического шельфа

В настоящее время с освоением Мирового океана связывают решение четырех основных проблем, имеющих первостепенное значение для дальнейшего развития общества: увеличение добычи минерального сырья, использование энергии океана, обеспечение продуктами питания и размещение населения. Шельф, как самая доступная часть Мирового океана, служит зоной активной деятельности человека по освоению минеральных, биологических и химических ресурсов за пределами суши.

Существуют следующие основные направления использования континентального шельфа:

. освоение шельфа как источника нефти и газа;

. освоение шельфа как источника твердых полезных ископаемых;

. освоение шельфа как источника биологических ресурсов;

. освоение шельфа как источника энергии;

. использование шельфа для размещения на нем гражданских и промышленных объектов.

Среди указанных направлений достаточно большой интерес в настоящее время представляет шельф как источник нефти и газа. Установлено, что общая нефтегазоносная площадь континентального шельфа составляет около 13 млн. км2, а суммарные запасы нефти - около 100 млрд. т.

Ощущая нехватку энергетических ресурсов, многие страны мира ведут поисковые и добычные работы в пределах морских акваторий. В начале 70-х гг. XX века 21 государство добывало нефть и газ в океанах и морях, 46 стран проводили геофизические и буровые работы, 5 стран готовились к ним. В начале 90-х гг. поиском морских месторождений и их разработкой занималось уже более 100 государств. В настоящее время освоение ресурсов шельфа, несмотря на сложные природно-климатические условия морского поиска, непрерывно продолжается. Разведка месторождений осложняется штормовыми ветрами, наличием мощной толщи воды, волн, сильных течений и айсбергов. Все это увеличивает затраты на поиск и добычу морских углеводородов.

Тем не менее, добыча нефти в море неуклонно растет, составляя в среднем 32 % общемировой, так как потенциальные ресурсы нефти и газа в акваториях Мирового океана превосходят их запасы на суше почти в 3 раза.

1.2 Правовые и экономические проблемы освоения природных ресурсов Арктического шельфа

Арктика - зона соприкосновения интересов целого ряда стран. Проблема не только и не столько в наличии здесь интересов различных стран, сколько в наличии различных подходов к реализации целей и интересов. К сожалению, многие вопросы и проблемы использования Арктического шельфа, а также осуществления в его пределах различных видов промышленной деятельности (не говоря уже о военном и прочих неэкономических направлениях деятельности) не урегулированы на международном и межгосударственном уровне. Эти группы проблем формируют сложную и многоаспектную картину действительности.

Возникает вполне резонный вопрос - насколько обоснованны "грезы" и насколько сложна действительность с точки зрения реализации тех ожиданий и надежд, которые возлагаются на освоение ресурсов Арктического бассейна?

Здесь выделим проблемы на межгосударственном и на внутригосударственном уровнях.

Первый блок проблем в последнее время чрезвычайно активно обсуждается в русле определения суверенных прав той или иной страны на определенную часть шельфа северных морей. Страны стремятся к подтверждению (заявлению) своих прав на ту или иную часть территории Арктики. Другое направление работ в рамках данного блока связано с формированием взаимосогласованных подходов к освоению минеральных ресурсов в арктических регионах.

Как представляется, в данном "соревновании" инициатив выиграет та страна, которая сможет:

-предложить взаимоприемлемый (для всех стран) режим освоения и использования ресурсов Арктики;

-успешно реализовать пилотные проекты, которые зададут уровень и сформируют взгляд мировой общественности на подходы к осуществлению арктических проектов;

-развить знания и технологии, обеспечивающие реализацию подобных проектов.

-научные исследования;

-разработку новых технологий и формирование новых системных подходов к решению проблем освоения ресурсов шельфа;

-реализацию проектов в области изучения, поиска и оценки ресурсного потенциала на базе междисциплинарного подхода;

-развитие форм широкой кооперации и сотрудничества.

Чтобы действовать в данном направлении, страна - участница процесса освоения нефтегазовых ресурсов должна иметь:

-эффективную систему недропользования как на суше, так и на шельфе;

-работающую интеграционную систему "наука-технология-производство;

-ясные и целенаправленные приоритеты в данной области.

Именно поэтому второй блок проблем во многом связан с формированием подходов к работе на шельфе и к освоению нефтегазовых ресурсов.

К сожалению, приходится констатировать, что Россия по целому ряду требований, которые являются доминирующими, отстает от дня сегодняшнего. Необходимо быстрее пройти затянувшийся организационный период и стать активным участником общемировых процессов. Только лидирующие позиции позволят нам реализовать те "грезы" и амбициозные идеи, которые высказываются политиками самого разного уровня. Акцент на территориальные споры и аспекты (несмотря на всю их важность) не позволяет обеспечить нам продвижение в данном направлении.

Проблема освоения ресурсов Арктики, в том числе нефтегазовых, - это сложная, комплексная, многоаспектная проблема, рассматривать которую необходимо в контексте тесной взаимосвязи международных и внутренних вопросов.

По данным Министерства природных ресурсов РФ потенциал арктического шельфа в российском секторе составляет примерно 90 млрд. тонн условного топлива.

Принимая во внимание, что, по прогнозам специалистов, к 2015 г. будут практически исчерпаны рентабельные запасы нефти и газа на суше, исключительно важным для мира, и для России в частности, является арктический шельф. Только одно Штокмановское месторождение, находящееся в северо-восточной части арктического шельфа, содержит столько газа, сколько все месторождения Норвегии. При этом в Баренцевоморском шельфе выявлены пять новых месторождений нефти. Помимо проблем освоения ресурсов Арктики, связанных с ее весьма суровой природой, полное и эффективное освоение арктического шельфа невозможно без четкого обозначения экономических границ российской части Арктики, в частности, внешней границы арктического шельфа. Нерешенность этой проблемы ведет к интернационализации Арктики, в частности к интернационализации Северного морского пути, контролируемого Россией. США, Германия и Япония уже заявили о необходимости применения к Северному Ледовитому океану общих принципов Конвенции ООН по морскому праву, в том числе на разработку природных ресурсов Арктики.

Проблема защиты интересов Российской Федерации в Мировом океане, включая прибрежную зону, осложнилась. МИД РФ не проявляет достаточной активности в отношении определения границ.

Смущает нечеткость позиции МИДа в вопросе территориальных претензий Норвегии на участке шельфа именуемого российскими геологами "поднятием Федынского". На этом участке, по прогнозам специалистов, запасы газа аналогичны крупнейшему Штокмановскому месторождению, а нефти- запасам Тимано- Печорской провинции.

Основной вопрос, до конца не разрешенный в международном праве, состоит в определении границ северных владений приарктических государств. Россия впервые заявила о своих правах на арктический сектор в 1916 году нотой министерства иностранных дел Российской империи, в которой российское правительство известило всесоюзные и нейтральные державы, что указанные в ноте острова составляют неразрывную часть Российской империи. В 1924 году на ратификации советским правительством принадлежности Союза ССР островов в Северном Ледовитом океане были подтверждены положения ноты 1916 года. В 1926 году постановлением Президиума ЦИК СССР об объявлении территории Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане, окончательно закреплены на национальном уровне границы российского сектора Арктики.

Определение границ Арктики в приарктических странах различно. Например, Канада определила свою арктическую область, как территорию, включающую водосборный бассейн территории реки Юкон, все земли севернее 60 градуса северной широты и область прибрежных зон Гудзонова залива и залива Джеймса. Арктическая область Дании - это Фарерские острова и Гренландия. Исландия определяет всю территорию страны, как входящую в арктическую область. Норвегия не имеет юридического формального определения своих арктических территорий, но считается, что в арктическую зону входят районы Норвежского моря и севернее 65 градуса северной широты. Соединенные Штаты Америки определяют как арктическую всю территорию к северу от полярного круга и всю территорию к северу и западу от границы, формируемой реками Паракупайн, Юкон и Кускоквим. Все смежные моря, включая Северный Ледовитый океан и море Бофорта, Берингово и Чукотское моря, а также цепь Алеутских островов.

На сегодняшний день существуют неурегулированные вопросы с Норвегией о западной морской границе. Часть из них решалась в соглашении между правительством СССР и Королевским норвежским правительством о морской границе между СССР и Норвегией, заключенном в городе Осло 15 февраля 1957 года. Однако не находят разрешения усиливающиеся проблемы, связанные с активизацией деятельности Норвегии по пересмотру Парижского договора 1920 года и наличием в связи с этим препятствий для осуществления экономической деятельности российских организаций на архипелаге Шпицберген и в зоне вокруг него, включая рыбопромысловые работы.

Для международного признания российской Арктики кроме научного обоснования необходимо вести активную деятельность в данном регионе, иначе со стороны промышленно-развитых неарктических стран могут возникнуть определенные претензии к российскому сектору, на котором страна и сама не работает и другим не дает.

ресурс арктический шельф


Таким образом, можно сделать следующие выводы.

В настоящее время существенно возрастает роль Арктики в экономической жизни страны, в обеспечении геополитических интересов России. Минерально-сырьевые ресурсы континентального шельфа Северного Ледовитого океана представляют собой важную часть национального достояния Российской Федерации.

Арктика - зона соприкосновения интересов целого ряда стран. Проблема не только и не столько в наличии здесь интересов различных стран, сколько в наличии различных подходов к реализации целей и интересов. Многие вопросы и проблемы использования Арктического шельфа, а также осуществления в его пределах различных видов промышленной деятельности не урегулированы на международном и межгосударственном уровне.

Помимо проблем освоения ресурсов Арктики, связанных с ее весьма суровой природой, полное и эффективное освоение арктического шельфа невозможно без четкого обозначения экономических границ российской части Арктики, в частности, внешней границы арктического шельфа. Нерешенность этой проблемы ведет к интернационализации Арктики, в частности к интернационализации Северного морского пути, контролируемого Россией.

Основной вопрос, до конца не разрешенный в международном праве, состоит в определении границ северных владений приарктических государств.

На сегодняшний день существуют неурегулированные вопросы с Норвегией о западной морской границе.

К сожалению, приходится констатировать, что Россия по целому ряду требований, которые являются доминирующими, отстает от дня сегодняшнего. Необходимо быстрее пройти затянувшийся организационный период и стать активным участником общемировых процессов. Только лидирующие позиции позволят нам реализовать те "грезы" и амбициозные идеи, которые высказываются политиками самого разного уровня. Акцент на территориальные споры и аспекты (несмотря на всю их важность) не позволяет обеспечить нам продвижение в данном направлении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1)Воронов А.А. Состояние и перспективы освоения ресурсов нефти и газа на арктическом шельфе в северных регионах Российской Федерации / А.А. Воронов// Сборник научных статей ««Россия на пути выхода из экономического кризиса». Выпуск 8. - СПб.: Институт бизнеса и права, 2010. - С.7 - 10.

2)Ковалев А.А. Международно-правовой режим Арктики и интересы России в свете Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. / А.А. Ковалев // Российский ежегодник международного права. 2007. - С.-Пб.: Россия - Нева, 2008. - С.115 - 124.

3)Крюков В.А. Арктический шельф - территория грез и действительности [Электронный ресурс] / В.А. Крюков. - Режим доступа: <http://www.council.gov.ru/files/journalsf/item/20100227140130.pdf>

4)Парламентские слушания «Правовые и экономические проблемы освоения природных ресурсов Арктического шельфа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.severcom.ru/actions/section4/release16-2.html>

5)Правовые и экономические проблемы освоения природных ресурсов Арктического шельфа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.rg.ru/oficial/from_min/gd_99/465.htm>

Похожие работы на - Освоение ресурсов российского Арктического шельфа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!