Характеристика специальной подготовки водителей на примере противоаварийной подготовки.
Глава I. Уровни формирования водительских навыков
Уровень первый: водитель-новичок
Техника выполнения элементарных приемов управления автомобилем у водителя, который находится на этом уровне, не отличается уверенностью и точностью. В его руках машина лишена стабильности и плавности движения, поэтому водитель-новичок должен, прежде всего, проявлять на дороге осторожность и внимательность. Для водителей первого уровня характерны случаи выезда на место пересечения траектории других участников движения с мыслью о том, что те предугадают их намерения и позволят провести маневр, даже если новички сами обязаны уступить дорогу. Это распространенная ошибка, ведущая к ДТП. Никто не может заглянуть вам в голову. В отношении тактики езды водитель-новичок в лучшем случае знает, понимает и добросовестно выполняет требования правил дорожного движения.
Чтобы избежать неприятностей на этом этапе и наработать минимальный опыт адаптации к дорожной обстановке, первое время начинающим водителям достаточно передвигаться по знакомым дорогам и пересечениям во время их максимальной разгрузки. Даже незначительные отступления от ПДД недопустимы! Такие водители остро реагируют на действия и разного рода требования всех участников движения, включая пешеходов, но залогом «выживания» в трафике является высокий уровень водительской культуры и, как ни странно, свежесть восприятия автомобиля и его динамики у новичка. Аккуратность, концентрация внимания, невысокая скорость и четкое выполнение ПДД по информированию других участников движения о своих намерениях (прежде всего своевременное включение поворотников и следование правилу «лучше подождать пять секунд, чем опоздать на всю жизнь») помогут безболезненно «наездить» необходимый опыт для перехода на более высокий уровень.
Второй уровень: уверенность и опыт
Кроме достаточного технического арсенала, водители второго уровня обладают необходимой уверенностью, что уже дает возможность демонстрировать на дороге даже свой характер. После 3-5 лет езды к водителю приходят чувства, позволяющие реализовать драйверский потенциал. На этом уровне создается своеобразный задел навыков ездить или быстрее, или надежнее и безопаснее. Именно такой водитель старается динамично стартовать, жестко тормозить, проходить повороты с характерным визгом шин и подбирается к уровню использования автомобиля, граничащему с пределами устойчивости и потери сцепления. Обычно на этом уровне остаются те водители, которые предпочитают одну модель автомобиля и не видят нужды в дальнейшем профессиональном росте. Хотя у некоторых как раз на данном этапе появляется интерес к тюнингу или замене авто на более мощное. В этот период роста водитель приобретает начальный опыт скоростной подготовки и чувство границ устойчивости, формирующиеся благодаря подсознательной выработке навыков предварительного расчета. Как правило, спасительной соломинкой таких водителей является состояние шин автомобиля, которые и определяют технику и скорость езды. К сожалению, они не смотрят на дорогу дальше едущего впереди автомобиля, и их взгляд редко смещается в зону перспективы. Их скоростная езда напоминает гонки за лидером, при этом каждый движущийся впереди считается главным соперником. Боковые смещения и парковки водитель второго уровня выполняет благодаря визуальному контролю, что не всегда гарантирует избежание контакта с препятствиями, находящимися в скрытых зонах. Однако подсознательно у такого водителя, как правило, хватает ума не использовать режимы езды, лежащие за пределами устойчивости, и поэтому у него одинаково успешно получается достаточно уверенно и даже безопасно ездить на любом приводе. На этом уровне водители проходят период нигилизма, приобретая опыт отступления от требований знаков и разметки.
Уровень третий: ремесленник
Этот уровень считается не только очередной ступенькой, но и барьером, за которым нюансы водительского ремесла начинают познаваться быстрее. Водитель третьего уровня может проезжать в потоке немного быстрее и останавливаться перед светофором гораздо реже. Он также реже тормозит и старается ориентироваться на те автомобили, которые задают скорость потока, двигаясь далеко впереди, поэтому неожиданности для такого водителя возникают крайне редко как спереди, так и сзади. Его техника управления основывается не только на характере поведения автомобиля - она имеет свои правила выполнения каждого действия, начиная со старта, поворота и заканчивая набором приемов торможения в создавшихся условиях. Как правило, на третий уровень выходят водители, окончившие базовые курсы различных школ контраварийной подготовки. Они стараются рационально изменять динамику автомобиля, поэтому меньше расходуют топлива, легко улавливают и знают особенности повадок автомобилей в зависимости от типа привода и кузова, умеют управляться с автоматической трансмиссией, а также точно знают, чего ждать от систем ABS и прочих электронных помощников. Это уже зрелые водители, не только имеющие длительный опыт езды, но и адекватно реагирующие на ошибки или откровенные провокации менее опытных коллег. Признаками достижения такого уровня являются высокая культура вождения и отточенность каждого действия. Например, при трогании на подъеме автомобиль под управлением профессионала практически не откатывается, а во время парковки водитель обязательно рассчитает для себя и для других расстояние, необходимое для безопасного и удобного выезда. Отличительной особенностью такого водителя является стабильная и безопасная езда в любых городских режимах и по дорогам с различным покрытием. На третьем уровне уже ярко выражена способность быстро адаптироваться к изменяющимся дорожным условиям и присутствуют развитые навыки действий на упреждение и прогнозирование развития ситуации.
Четвертый уровень: точка невозвращения
Данный уровень поддается тем, кто все время стремится повысить свое мастерство и ищет для этого возможности. Такой водитель интуитивно накапливает информацию и использует опыт, полученный из разных источников. Если представляется случай, водитель четвертого уровня оттачивает свой технический потенциал и старается убедиться в качественном усвоении приемов. Он чувствует, где находятся скоростные резервы и как ехать безопаснее. Следует заметить, что далеко не всегда понятия невысокая скорость движения и безопасность - синонимы. Главное тактическое преимущество водителя четвертого уровня - его способность избегать провокаций. Так, дистанцию до переднего автомобиля следует сохранять такой, чтобы исключить у соседей по потоку даже мысль занять этот промежуток, но в то же время дать им возможность для скоростного маневра, смещения по полосе, обгона. Обычно такой водитель не пользуется стандартным автомобилем или выбирает его с учетом своих высоких навыков. Он не станет обращать внимание на ошибки других, не позволяет суетиться возле своего автомобиля и соседствует в потоке, как правило, с равными себе. Пассажир, который находится в салоне автомобиля, чувствует себя комфортно и защищенно, даже если он едет с гораздо большей скоростью, нежели остальные.
Пятый уровень: водитель безопасный
Достижение данного уровня характеризуется знанием технических нюансов, которые напрямую влияют на безопасность и управляемость, владением и адекватным использованием различных приемов и стилей управления автомобилями, способностью выполнять маневры исключительно легко, избегая попадания в экстремальную ситуацию, отточенным в тренингах чувством улавливания граничных режимов сцепления шин с дорогой и контроля экстремальных режимов. Как правило, водитель пятого уровня особо тщательно следит за «здоровьем» своего автомобиля. В его привычку входят оценка состояния автомобиля перед началом движения и постоянная диагностика его поведения. Такой водитель хорошо подготовлен тактически, способен формировать ритм при движении в городских условиях, что позволяет избежать рваного темпа с резкими стартами и торможениями. Залогом безопасности водителя является развитое умение прогнозировать ситуацию и вносить в свои действия поправки на возможные ошибки соседей по потоку. Обычно подобный уровень подготовки наблюдается у водителей, наездивших по меньшей мере полмиллиона километров без попадания в экстремальные ситуации. Зачастую маневрирования и обгоны в исполнении такого водителя коллеги просто не замечают. Его отличает абсолютная рациональность, которая угадывается при маневрировании по тому признаку, что руль автомобиля при незначительных поворотах постоянно находится в околонулевой зоне. Водитель пятого уровня даже садится и выходит из автомобиля с таким расчетом, чтобы ситуация оставалась безопасной. То же касается и пассажиров. Скоростные возможности водителя ограничиваются лишь пропускной способностью дорог.
Уровень шестой: искусство
Глава II. Специальная система подготовки водителей
водительский навык психологический
Комплексная педагогическая система контраварийной подготовки предназначена для совершенствования профессионального мастерства гонщиков и водителей при управлении в сложных, критических и предаварийных ситуациях. Каждый блок учебной программы направлен на воспитание рациональной техники скоростных управляющих действий и формирование навыков безопасного управления автомобилем и другими механическими транспортными средствами.
Одной из основ рациональной техники управления являются координационные способности, поэтому тренировочные упражнения обладают различными факторами воздействия на них с целью достижения эффекта развития или совершенствования. Это позволяет рассматривать данную систему как модель по формированию координационных способностей для управления в критических ситуациях.
Существующие системы теоретической подготовки водителей, в том числе и учебники по категориям А, В, С, D, Е, в большей степени акцентированы на изучении правил дорожного движения и инженерно-техническую подготовку. Практически, главные разделы водительского мастерства - техника и тактика безопасного управления автомобилем, специализированная психологическая и физическая подготовка водителей остается за чертой учебной программы.
Курс контраварийной подготовки компенсирует изъяны существующих учебных программ, а главное, знакомит водителей с рациональной техникой управления автомобилем и, впервые в практике обучения, с технологией активной безопасности.
Таблица
Педагогическая модель контраварийной подготовкиТеоретическийкурсПрактический курс· Техника и тактика управления в стандартных, сложных и критических ситуацияхОбщая физическая подготовкаТренажерная подготовкаАвтодромная подготовка· Мобилизация функциональных возможностей, достижение оптимального уровня физической готовности · Расширение спектра двигательных умений и навыков· Формирование навыков эффективных захватов рулевого колеса, переноса и рационального взаимодействия рук при выполнении управляющих действий · Отработка координации, беспрерывности и плавности управляющих действий · Изучение технологии поворота рулевого колеса на предельный угол, используя суммарный физиологический потенциал обеих рук, с перехватом на боковом секторе. Скоростное руление двумя руками · Изучение технологии поворота рулевого колеса на предельный угол, используя рывковый способ приложения усилий и технику «переката» кисти в нижнем секторе. Скоростное руление одной рукой · Формирование навыка ответной реакции на возникновение заноса. Изучение способов стабилизации автомобиля при заносе разной направленности и амплитуды · Обучение технологии скоростного управления педалями при дефиците времени Базовая · Обучение технике и тактикеэкстренного маневрирования · Обучение способам преодоления дорожных неровностей · Формирование чувства статических и динамических габаритов автомобиля · Изучение техники и тактики вариативного торможения · Обучение технике и тактике группового взаимодействия в транспортном потоке Экстремальная подготовка на льду· Изучение приемов стабилизации автомобиля при потере устойчивости и управляемости · Обучение технологии управления автомобилем в аносе и скольжении · Обучение технологии экстренного торможения · Обучение приемам высшего водительского мастерства · Обучение технологии скоростного управления автомобилем · Теория и методика контраварийного управленияСпециальная физическая подготовка· Основы психологической подготовки водителя· Воспитание качеств, необходимых для выполнения управляющих действий (скоростные, силовые, скоростно-силовые, координационные способности, специальная выносливость)· Система объективной оценки водительского мастерстваУчебные комплексы по формированию рациональной техники управления автомобилем в экстремальных условиях и критических ситуациях Специальные упражненияПодготовительные Изучение элементной базы приемов управленияОсновные Изучение приемов активной безопасности в целостном видеДополнительные Совершенствование двигательных качеств водителяИмитационные Формирование структуры экстремальных действий в облегченных условияхКонтрольные Объективная оценка элементов водительского мастерства методом тестированияСоревновательные Оценка конечного уровня подготовки в соревновательных условиях Формирование профессиональных качеств, специальных умений и навыков водительского мастерства Начальный уровень -------------► Базовый уровень -------------► Высший уровень
Педагогическая модель контраварийной подготовки состоит из теоретических и практических учебных комплексов (см. таблицу), обеспечивающих формирование рациональной техники управления транспортными средствами в экстремальных условиях и критических ситуациях.
В теоретическом курсе рассматриваются техника и тактика контраварийного управления автомобилем, основы психологической подготовки водителя и система объективной оценки водительского мастерства.
Данные разделы включают в себя основные понятия и характерные особенности водительского мастерства, знания по рациональной посадке за рулем, торможению, дросселированию. В отдельной теме рассмотрена структура безопасного прохождения поворотов: приведена классификация поворотов по геометрическому и скоростному признаку, выделены способы прохождения поворотов в скоростном режиме, представлены более 20 практических рекомендаций безопасного прохождения поворотов.
Основу теоретических знаний составляют приемы управления автомобилем в стандартных, сложных и критических ситуациях, рассматриваются психологические формы готовности к экстренным действиям, способы повышения эффективности разгонной и тормозной динамики.
Для преодоления неровностей приводятся приемы, систематизированные в практике подготовки спортсменов, в том числе и способы построения безопасной траектории прохождения поворотов, выбор угла атаки препятствия, использование прижимной и подъемной силы, гироскопической стабилизации.
Одним из ключевых разделов учебного курса является технология стабилизации автомобиля после потери устойчивости и управляемости: при сносе передних колес, заносе различной амплитуды, вращении и опасности опрокидывания.
Теоретический раздел характеризует специализированные чувства: «чувство автомобиля», «чувство дороги», «чувство траектории поворота» и др. - как источник информации для прогнозирования управляемости (поведения) автомобиля при выполнении экстренных маневров.
Переходным блоком от изучения теоретических основ к практическому курсу является общая и специальная физическая подготовка для развития и совершенствования профессиональных двигательных качеств водителя.
С помощью широкого спектра средств общей физической подготовки осуществляется комплексное развитие физических качеств, расширяется фонд двигательных навыков и умений, что способствует позитивному переносу тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные. При этом активизируется развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшается функционирование внутренних органов и систем организма.
Общая физическая подготовка создает фундамент для специальной физической подготовки направленной на всестороннее развитие двигательных способностей, необходимых для выполнения управляющих действий (скоростные, силовые, скоростно-силовые, координационные способности, специальная выносливость).
Первым этапом базового курса контраварийной подготовки является тренажерная подготовка, цель которой - освоение рациональной техники управляющих действий контраварийной направленности.
Для реализации ее на практике предполагается решение следующих задач:
отработка координации скоростных управляющих действий;
формирование «мышечных чувств», «мышечной памяти» приемов управления;
изучение нестандартных приемов, применяемых в различных ситуациях дорожного, скоростного, соревновательного и экстремального характера, и имитационная тренажерная отработка контраварийных действий;
развитие реакции водителя по стабилизации автомобиля при заносе;
формирование техники скоростного управления педалями и овладение двигательными навыками импульсного торможения, а также разрушение рефлекса блокирования колес при экстренном торможении;
оценка профессионального мастерства скоростного руления одной и двумя руками.
Для изучения и совершенствования рациональной техники управления используются специальные упражнения, дифференцированные как подготовительные, основные, дополнительные, имитационные и контрольные.
К подготовительным относятся упражнения типа «маятник», необходимые для формирования навыков захватов рулевого колеса, отработки координации переноса и взаимодействия рук, беспрерывности и плавности управляющих действий, а также упражнение «поворот - выравнивание на восемь счетов» для развития «мышечных чувств» контроля положения руля.
Основные упражнения представляют собой круговое руление двумя руками с перекрестными перехватами на боковом секторе рулевого колеса и круговое руление одной рукой с перекатом через тыльную сторону кисти в нижнем секторе рулевого колеса.
Дополнительные упражнения для совершенствования техники управления рулевым колесом - это различные комбинации попеременного кругового руления одной и двумя руками.
Имитационные упражнения используются для формирования у водителя навыков по стабилизации автомобиля при заносе, экстренном торможении, угрозе опрокидывания и других критических ситуациях.
Объективная оценка водительского мастерства осуществляется с помощью контрольных упражнений - «скоростное руление двумя руками» и «скоростное руление одной рукой».
При обучении важным условием являются координационные способности, так как упражнения направлены на овладение двигательными навыками управления. Для этого используются комплексы сложно-координационных (комбинированных) упражнений.
Наряду с комплексом упражнений по рулению применяются и упражнения для формирования координации работы ног при выполнении управляющих действий - «танцы на педалях», позволяющие добиться предельной интенсивности тормозных импульсов, включения и выключения сцепления, дросселирования. Так, в частности, одним из критериев высокого уровня водительского мастерства является частота четыре - шесть движений ногами в секунду.
На завершающем этапе тренажерного обучения формируются двигательные связи синхронных управляющих действий рук и ног.
Учебный курс автодромной подготовки является ключевым в системе обучения и делится на два этапа.
Первый этап проводится на асфальтовом покрытии (летняя автодромная подготовка) и предполагает изучение базовых приемов скоростного маневрирования.
Целью базовой автодромной подготовки является освоение приемов активной безопасности. К ним относятся приемы искусственной «загрузки» по осям и колесам для повышения устойчивости и управляемости автомобиля и «разгрузки» при объезде неровностей. Также используются упражнения по построению различных траекторий прохождения поворотов. Основой является упражнение типа «змейка» - «горная дорога», позволяющее многократно имитировать различные условия прохождения поворотов. Наряду с совершенствованием техники руления комплекс упражнений позволяет водителям приобрести базовые навыки действий в критических ситуациях и умение их прогнозировать, строить сложные траектории движения в плотном транспортном потоке и на ограниченной площади, освоить технику управления автомобилем на повороте, а также приемы скоростного маневрирования передним и задним ходом. В ходе базовой подготовки осуществляется формирование чувства статических и динамических габаритов автомобиля.
Второй этап автодромной подготовки проводится в зимних условиях на льду. Для формирования навыков экстремального вождения, в том числе и при потере устойчивости и управляемости автомобиля, осуществляется многократное воспроизведение критических ситуаций (от 50 до 200 раз на одном занятии), что способствует преодолению психологического барьера, связанного с ощущением водителем личной опасности, повышает надежность его действий в сложных условиях дорожного движения. Наряду с практическими навыками и умениями водитель приобретает способность к реальной оценке сложных дорожных условий и прогнозированию экстремальных ситуаций.
Заключение
Ошибки водителя представляют собой своеобразный индикатор, характеризующий его мастерство не только с количественной, но и с качественной стороны.
Анализируя ошибки, совершаемые водителями с различным стажем управления автомобилем, можно выявить наиболее слабые составляющие его мастерства и таким образом определить потребность и направленность необходимого для них специального обучения.
Что касается восприятия обстановки, то единственный тип ошибок, уменьшающийся в результате самообучения водителей, связан с навыками повторного контроля за опасностью.
Список использованной литературы
1.Романов А.Н. Автотранспортная психология. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с.
.Романов А.Н. Мастерство вождения - М.: ЭКМОС, 2007. - 320 с.