снят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как для этого нужно было повернуться к нему спиной.
.2 Теория ролей
Джордж Герберт Мид - американский философ, социолог, представитель Чикагской социологической школы, один из основоположников символического интеракционизма.
Чтобы взаимодействовать, люди должны интерпретировать значения и намерения других. Это осуществляется с помощью процесса, который Мид определил как «принятие роли». Процесс принятия роли предполагает, что индивид путем воображения ставит себя на место человека, с которым осуществляется общение. Через принятие роли индивиды развивают «самость» - способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль.
Мид различает два аспекта формирования самости:
.1. Я (I) - это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.
.2. Мне (Me) - это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю.
Индивид, считает Мид, развивает самосознание в момент, когда он видит себя так, как его видят другие. Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально.
Задумайтесь, что происходит, когда вы размышляете, задать или не задать вопрос профессору, читающему у вас на курсе лекции. Вы думаете: «Если я задам вопрос, он сочтет меня тупицей. Лучше уж промолчать», то есть вы воображаете отношение профессора к студентам. При этом вы как бы берете на себя роль профессора и смотрите на самого себя как на объект, или «меня» (Me). Именно вы, действуя в качестве субъекта, или «я» (I), решаете, что задавать вопрос не стоит.
Стадии социализации в раннем возрасте:
1.Стадия имитации, на которой ребенок повторяет (копирует) отдельные действия, присущие той или иной роли, например, укладывает куклу или прикладывает к ней стетоскоп.
2.Игровая стадия (стадия индивидуального играния роли) (play stage), на которой ребенок играет целостную роль, но в «социальной группе» своих игрушек (папа, мама, врач, и т. д.). На этой стадии и происходит «принятие роли другого».
3.Стадия игры (коллективного играния ролей) (game stage), где ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными действующими лицами, например, когда группа детей 5-8 лет распределяет какие-либо роли: «дочки-матери», «казаки-разбойники», «Штирлиц-Мюллер» и т. д.
«Значимые другие» - люди, играющие решающую роль в процессе социализации, чьи суждения, действия являются образцом при формировании наших собственных суждений, мнений, линий поведения.
1.3 Теория научения
Через научение мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, ценности, страхи, личностные черты и самооценку. Личность, с точки зрения научения это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения.
Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми доступными непосредственному наблюдению действиями человека, как производными от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих других персонологов, теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в разуме .
Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека. Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение и таким образом имплицитно понять личность , нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии.
Эдуард Ли Торндайк - американский психолог и педагог.
Э.Торндайк (родоначальник) считал, что все свойства личности, в частности сознание и умственные способности человека, определяются исключительно наследственностью, подобно его анатомо-физиологическим данным, что умственные способности человека даются ему природой так же как «глаза, зубы и пальцы».
Этим Торндайк принижал возможности воспитания, провозглашая его сопутствующей характеристикой. В его понимании человек представляет собой всего лишь коллекцию или батарею генов, передающиеся из поколения в поколение и в полной мере определяющую все свойства и будущность личности.
На основе своих исследований Торндайк вывел несколько законов научения:
. Закон упражнения (пропорциональная связь между ситуацией и реакцией на нее относительно частоты их повторения).
. Закон готовности (изменение готовности организма к проведению нервных импульсов связано с упражнениями)
. Закон ассоциативного сдвига (при реакции на один определенный раздражитель из нескольких, действующих одновременно, другие раздражители, участвовавшие в данной ситуации, в дальнейшем вызывают такую же реакцию)
. Закон эффекта. Последний, четвертый, закон вызвал множество споров, поскольку включал в себя фактор мотивации (фактор чисто психологической направленности). Закон эффекта говорил о том, что любое действие, вызывающее удовольствие в определенной ситуации, ассоциируется с ней и в дальнейшем повышает вероятность повторения данного действия в подобной ситуации, неудовольствие же (или дискомфорт) при действии, ассоциируемое с определенной ситуацией, приводит к снижению вероятности совершения этого акта в похожей ситуации. Это подразумевает, что в основе научения лежат также некоторые полярные состояния внутри организма Еще один закон, предложенный Торндайком, касался врожденного комплекса движений. Если действия, совершенные в определенной ситуации, приводят к успешным результатам, то их можно назвать удовлетворяющими, в противном случае они будут нарушающими. Понятие успешного результата Торндайк дает на уровне нейронов. При успешном действии система нейронов, приведенная в готовность, на самом деле функционирует, а не бездействует.
Первая работа Торндайка «Ум животных» (1898) стала важным открытием на пути внедрения объективного метода в исследование процесса научения. Также он известен, как создатель «закона упражнения», «закона эффекта», «закона готовности», «закона использования» и «закона частоты».
Торндайк не считал себя бихевиористом, хотя его законы и исследования часто характеризует его как сторонника этого направления.
«Закон упражнения» гласит, что повторение определённого акта способствует научению и облегчает его выполнение в дальнейшем.
В более поздних работах он провёл эксперимент. В эксперименте испытуемому требовалось нарисовать линию в 4 дюйма с закрытыми глазами три тысячи раз. Результат, который получил Торндайк привел его к выводу, что повторение одних и тех же действий почти не учат человека и мало влияют на психику.
«Закон эффекта» заключается в том, что действие, совершаемое с удовольствием усиливает связь между стимулом и реакцией, а неудовольствие - ослабляет.
Следует отметить, что «научение» Торндайк характеризует как: связь между стимулом и реакцией, сила которого оценивается вероятностью возникновения реакции на стимул.
Джон Доллард - американский антрополог, психолог.
Отход от классического бихевиоризма. В конце 30-х годов Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Дж. Уайтинг и другие молодые ученые Йельского университета сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения К. Халла. Они наметили основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, кросскультурный анализ - исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности. В 1941 г. Н. Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин "социальное научение".
Социальная научения теория (social learning theory), применение принципов научения к объяснению аспектов психологии личности и ее поведения. В книге Общественное научение и имитация (1941) и других работах американские психологи Джон Доллард и Нил Миллер объяснили описанные Фрейдом явления как результатт действий механизмов, изученных их коллегой - бихевиористом (бихевиоризм) Кларком Халлом (1884- 1952). Они утверждали, что на поведение во время обучения существенное влияние оказывают положительное (отмена наказания) и отрицательное подкрепление (отмена награды). Доллард и Миллер свои теоретические изыскания применили, занимаясь излечением невроза. Однако наибольшую известность приобрела их теория о том, что причины агрессии тесно связаны с изменением поведения индивида, когда его действия, направленные на достижение определенной цели, терпят фиаско.
поведение социализация научение
Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Следственно и формирование личности также связано с влиянием на неё людей. Ведь человек становится человеком только в обществе. Процесс социализации, а следовательно и процесс формирования личности, может осуществляться как в рамках специальных социальных институтов, например в школе, так и в различных неформальных объединениях. Акцент в социогенетической теории делается на социальных процессах, в которых участвует или воздействию которых подвергается личность. И психологи, изучающие эту теорию, усматривают источники и движущие силы развития главным образом во внепсихических факторах.
Список литературы
Введение в психологию. (Учебник) Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит. Э.Е. (2003)
Возрастная психология. Конспект лекций. Гамезо М.В., Петрова Е.А. (2003)
Общая психология. (Учебник) Маклаков А.Г. (2008)
Основы психологии. (Учебник) Климов. Е.А.
Интернет ресурсы
<#"justify">1.