Почва. Природоохранная деятельность Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,73 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Почва. Природоохранная деятельность Республики Беларусь

1. Почва. Общая характеристика. Основные причины деградации почв. Загрязнение земель

Почва - верхний слой земной коры, образовавшийся в результате взаимодействия климатических и биологических факторов с подстилающей породой (песок, глина и т. д.), обладающий плодородием. Почва контактирует с воздушной средой и выполняет функцию опоры для наземных организмов, является источником минерального питания для растений. В то же время почва - среда жизни для многих видов организмов. Для нее характерны следующие свойства: определенная структура, влажность, температурный режим, аэрация (обеспечение воздухом), реакция среды, засоленность.

Вертикальная структура почвы имеет три основных горизонта: 1) перегнойно-аккумулятивный (гумусовый) горизонт, где накапливаются и преобразуются органические вещества, чаги, из которых выносится в нижний слой; 2) горизонт вымывания, где оседают и преобразуются вымытые из верхнего горизонта вещества; 3) материнская порода, которая превращается в почву. Эти горизонты сильно различаются по химическому составу и физическим свойствам. Почвы классифицируются по типам (черноземы, торфяно-болотные, дерново-подзолистые и др.) и по видам (песчаные, супесчаные, суглинки, глинистые и др.

Плотность почвы увеличивается с глубиной. Влажность, температура и аэрация тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Температурные колебания в почве сглажены по сравнению с приземным воздухом и на глубине 1,5м уже не прослеживаются. Хорошо увлажненные почвы медленно прогреваются и медленно остывают. Повышение влажности и температуры почвы ухудшает ее аэрацию и наоборот. Гидротермический режим почвы и ее аэрация зависят от структуры почвы. Глинистые почвы по сравнению с песчаными сильнее удерживают влагу, хуже аэрируются и хуже прогреваются. По реакции среды почвы разделяются на кислые, нейтральные и щелочные.

Состав и свойства почвы постоянно меняются под влиянием жизнедеятельности, климата, деятельности человека. При внесении удобрений почва обогащается питательными для растений веществами, изменяет свои физические свойства. Неправильная эксплуатация может привести к нарушению почвенного покрова - к деградация почвы: эрозия(снесение верхнего слоя почвы водой или ветром), загрязнение, заболачивание, затопление, опустынивание, отчуждение. Почвообразующие факторы: климат, геологическая основа, рельеф, время. Почва: 50-60% - минеральная основа; 10%- органическая основа; 15% - воздух; 20-30% - вода. Деградация почвы:

. Неправильное применение удобрений и пестицидов. Внесение высоких доз азотных удобрений иногда отрицательно влияет на почвенную структуру и снижает противоэрозионную устойчивость почв. Применение повышенных доз пестицидов, содержащих соли тяжелых металлов, также может снижать плодородие почв, т. к. при обработке в ней уничтожаются полезные микроорганизмы и черви, а также изменяется кислотность.

. Мелиоративные работы. При неправильной технологии таких работ снижается гумусовый слой почвы, плодородный слой почвы засыпается почвообразующей породой.

. Лесозаготовки. Повреждаются и уничтожаются подлесок, травянистый покров, подстилка и верхний гумусовый слой почвы. Особенно большой вред почве наносят тракторные волоки и транспортировка леса по временным дорогам.

. Раскорчевка леса. Вместе с корнями деревьев из почвы выносится большое количество гумуса.

. Лесные пожары. Вместе с лесом уничтожается лесная подстилка и трава. Действие огня распространяется на гумусовый слой почвы, происходит деградация лесных почв.

. Пожары на осушенных торфяных почвах. На пастбищах и пахотных массивах выгорает полностью органический слой почвы.

Деградация почвы включает процессы эрозии, сопровождается изменениями почвенной флоры и фауны, снижением плодородия, неблагоприятными изменениями в напочвенном растительном покрове, формированием бесплодных, пустынных земель. Различают также, ветровую (дефляционную), ледниковую, оползневую, речную, биологическую и другие виды эрозии.

К эрозии почв нередко относят и всевозможные явления, снижающие плодородие почв и разрушающие почвенный покров, вызываемые антропогенными факторами:

химическая эрозия (накопление в почве ядохимикатов);

механическая эрозия (перемещение почвы со склонов различными машинами и агрегатами);

засоление почв при орошении (накопление растворимых солей в почве);

переувлажнение и заболачивание (совокупность явлений, возникающих в почве при постоянном увлажнении).

Опустынивание - это уменьшение или уничтожение биологического потенциала земельного пространства, сопровождающееся сокращением его водных ресурсов, исчезновением сплошного растительного покрова, обеднением и перестройкой фауны и возникновением других условий, близких или аналогичных условиям пустыни.

Общими факторами, приводящими к опустыниванию земли, являются:

деградация растительного покрова и сопутствующая ей эрозия почв в результате чрезмерного выпаса скота;

усиление эрозии и дефляции засушливых земель при их интенсивном и нерациональном использовании;

отсутствие рациональных соотношений между земледелием и животноводством;

уничтожение растительного покрова при заготовке топлива;

разрушение растительного и почвенного покрова при дорожном и индустриальном строительстве, геологоразведочных работах, разработке полезных ископаемых и т. п.;

вторичное засоление, подщелачивание и подтопление орошаемых земель.

Экологический ущерб причиняется искажением потоков твердого и растворенного вещества в ландшафтах (заиление рек и озер, заморы рыбы в водоемах и т. п.), а вне непосредственного контакта с эродируемыми землями - множественными нарушениями природной среды при добыче, переработке и перевозке минеральных удобрений.

Одной из причин сокращения площади обрабатываемых земель является интенсивная водная и ветровая эрозия, обусловленная ростом масштабов влияния антропогенного фактора на почвы. Эрозия почв стала бичом земледелия, несмотря на меры по ее ограничению. В странах Западной Европы эрозией охвачено 50 - 60 % территории, в США до 75 % всех земель. Разрушение почвы проявляется в ее смывах и размывах, в образовании ручьев, оврагов, пыльных бурь и в других отрицательных явлениях. Водной эрозии подвержено 31 % суши, ветровой - 34 %. Ежегодный смыв почвы с поверхности Земли достигает 134 т/км2, в Мировой океан смывается до 60 млрд. т почвенного покрова.

Главными источниками загрязнения являются:

. Жилые дома и бытовые предприятия.

В числе загрязняющих веществ преобладает бытовой мусор, пищевые отходы, фекалии, строительный мусор, отходы отопительных систем, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода; мусор общественный учреждений - больниц, столовых, гостиниц, магазинов и др. Вместе с фекалиями в почву нередко попадают болезнетворные бактерии, яйца гельминтов и другие вредные организмы, которые через продукты питания попадают в организм человека. В фекальных остатках могут содержаться такие представители патогенной микрофлоры, как возбудители тифа, дизентерии, туберкулеза, полиомиелита и др.

Быстрота гибели в почве разных микроорганизмов неодинакова. Некоторые болезнетворные бактерии могут длительное время сохраняться и даже размножаться в почве и грунте. К ним относятся возбудители столбняка (до 12! лет), газовой гангрены, сибирской язвы, ботулизма и некоторые другие микробы. Почва является одним из важных факторов передачи яиц гельминтов, определяя тем самым возможность распространения ряда гельминтозов. Некоторые гельминты - геогельминты (аскариды, власоглавы, анкилостомиды, сторонгилиды, трихостронгилиды и др.) проходят одну из стадий своего развития в почве и могут длительное время сохранять жизнеспособность в ней. Так, например, яйца аскарид могут сохранять жизнеспособность в почве в условиях средней полосы России - до 7-8 лет, Средней Азии - до 15 лет; яйца власоглавов - от 1 до 3 лет.

. Промышленные предприятия

В твердых и жидких промышленных отходах постоянно присутствуют те или иные вещества, способные оказывать токсическое воздействие на живые организмы и их сообщества. Например, в отходах металлургической промышленности обычно присутствуют соли цветных и тяжелых металлов. Машиностроительная промышленность выводит в окружающую среду цианиды, соединения мышьяка, бериллия. При производстве пластмасс и искусственных локон образуются отходы бензола и фенола. Отходами целлюлозно-бумажной промышленности, как правило, являются фенолы, метанол, скипидар, кубовые остатки.

. Теплоэнергетика.

Помимо образования массы шлаков при сжигании каменного угля с теплоэнергетикой связано выделение в атмосферу сажи, несгоревших частиц, оксидов серы, в конце концов оказывающихся в почве.

. Сельское хозяйство.

Удобрения, ядохимикаты, применяемые в сельском и лесном хозяйстве для защиты растений от вредителей, болезней и сорняков. Загрязнение почв и нарушение нормального круговорота веществ происходит в результате недозированного применения минеральных удобрений и пестицидов. Пестициды, с одной стороны, спасают урожай, защищают сады, поля, леса от вредителей и болезней, уничтожают сорную растительность, освобождают человека от кровососущих насекомых и переносчиков опаснейших болезней (малярия, клещевой энцефалит и др.), с другой стороны - разрушают естественные экосистемы, являются причиной гибели многих полезных организмов, отрицательно влияют на здоровье людей. Пестициды обладают рядом свойств, усиливающих их отрицательное влияние на окружающую среду. Технология применения определяет прямое попадание на объекты окружающей среды, где они передаются по цепям питания, долгое время циркулируют по внешней среде, попадай из почвы в воду, из воды в планктон, затем в организм рыбы и человека или из воздуха и почвы в растения, организм травоядных животных и человека.

Вместе с навозом в почву нередко попадают болезнетворные бактерии, яйца гельминтов и другие вредные организмы, которые через продукты питания попадают в организм человека.

. Транспорт.

При работе двигателей внутреннего сгорания интенсивно выделяются оксиды азота, свинец, углеводороды и другие вещества, оседающие на поверхности почвы или поглощаемые растениями. Каждый автомобиль выбрасывает в атмосферу в среднем в год 1 кг свинца в виде аэрозоля. Свинец выбрасывается в выхлопными газами автомобилей, осаждается на растениях, проникает в почву, где он может оставаться довольно долго, поскольку слабо растворяется. Наблюдается ярко выраженная тенденция к росту количества свинца в тканях растений. Это явление можно сопоставить со все увеличивающимся потреблением горючего, содержащего тетра-этил свинца. Люди, живущие в городе около магистралей с интенсивным движением, подвергаются риску аккумулировать в своем организме всего за несколько лет такое количество свинца, которое намного превышает допустимые пределы. Свинец включается в различные клеточные ферменты, и в результате эти ферменты уже не могут выполнять предназначенные им в организме функции. В начале отравления отмечают повышенную активность и бессонницу, позднее утомляемость, депрессии. Более поздними симптомами отравления являются расстройства функции нервной системы и поражение головного мозга. Почву загрязняют нефтепродуктами при заправке машин на полях и в лесах, на лесосеках и т.д.

Самоочищение почв, как правило, - медленный процесс. Токсичные вещества накапливаются, что способствует постепенному изменению химического состава почв, нарушению единства геохимической среды и живых организмов. Из почвы токсические вещества могут попасть в организмы животных, людей и вызвать тяжелейшие болезни и смертельные исходы.

В почвах накапливаются соединения металлов, например, железа, ртути, свинца, меди и др. Ртуть поступает в почву с пестицидами и промышленными отходами. Суммарные неконтролируемые выбросы ртути составляют до 25 кг в год. О масштабах химического преобразования поверхности литосферы можно судить по следующим данным: за столетие (1870-1970) на земную поверхность осело свыше 20 млрд. т шлаков, 3 млрд. т золы. Выбросы цинка, сурьмы составили по 600 тыс. т, мышьяка - 1,5 млн. т, кобальта - свыше 0,9 млн. т, никеля - более 1 млн. т.

Отходы - вещества, признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции.

Отходы различаются:

по происхождению:

отходы производства (промышленные отходы)

отходы потребления (коммунально-бытовые)

по агрегатному состоянию:

Твердые

Жидкие

Газообразные

по классу опасности (для человека и / или для окружающей природной среды).

Не маловажный факт в загрязнении земель играют отходы какие бы они не были, отходы потребления и производства, твердые или опасные отходы. Рассмотрим их подробнее.

Отходы производства:

В 2009 г. на территории Беларуси образовалось 27,28 млн..т отходов производства. По сравнению с предыдущим годом их общий объем уменьшился на 31,4%, что обусловлено падением годового выхода галитовых отходов и шламов галитовых глинисто-солевых на РУП «Производственное объединение «Беларуськалий». Объем галитовых отходов и шламов галитовых глинисто-солевых в 2009 г. по отношению к 2008 г. уменьшился на 52 % и составил 13,47 млн..т (в 2008 г.- 28,02 млн..т. Тем не менее, на долю этих отходов приходится около половины (49,4% общей массы образующихся в стране отходов).

Всего в Беларуси образуется около 1,4 тыс. видов отходов с широким спектром морфологических и химических свойств. Если рассматривать структуру образования отходов производства без учета отходов переработки калийных руд, то в общей массе (13809,2 тыс.т) доля отходов растительного и животного происхождения составляет 34,9%, отходов минерального происхождения - 52,9%, отходов жизнедеятельности населения и подобных им отходов промышленности - 5,6,%. отходов химических производств и производств, связанных с ними - 5,1% , отходов (осадков) водоподготовки котельно-теплового хозяйства и питьевой воды, очистки сточных, дождевых вод и использования воды на электростанциях и медицинских отходов - 1,5%.

Уровень использования отходов производства в 2009 г. составил 42,9%, увеличившись за год на 19,2%. На рисунке 2 показаны направления использования отходов, большая часть которых (53,6%) использована на нужды самих предприятий, 46,4% переданы другим предприятиям, реализованы или экспортированы для дальнейшего использования.

Уровень использования производственных отходов (без учета галитовых отходов и глинисто-солевых шламов) - 77,6%. Наиболее полно утилизируются отходы растительного и животного происхождения. Отходы производства пищевых и вкусовых продуктов используются практически полностью в сельском хозяйстве, отходы обработки и переработки древесины перерабатываются или сжигаются для получения энергии. В объёме использования отходов минерального происхождения доля вскрышных пород составляет 70% (3957,8 тыс. т). Вскрышные породы почти в полном объеме применяются для засыпки карьеров и восстановления нарушенных земель.

Другие виды отходов употребляются в меньшей степени. Из общего количества образовавшихся в 2008 г. отходов производства остались неиспользованными 3599,1 тыс.т (без учета отходов калийного производства). Из них основным неиспользуемым видом отходов минерального происхождения является фосфогипс (из образовавшихся 652,2 тыс.т использовано 10,3 тыс.т или 1,6% общего объёма образования).

Не используемые отходы производства (3-4 классов опасности и неопасные) преимущественно захораниваются на полигонах твердых коммунальных отходов. Это характерно для городов, в которых не хватает мощностей или отсутствуют специализированные объекты хранения отходов производства.

Опасные отходы:

В 2009 г. объем образования отходов 1-4 классов опасности на предприятиях Беларуси составил 17931,6* тыс.т. Из них около 96% приходилось на отходы 4 класса опасности. К 4 классу опасности отнесены галитовые отходы и глинисто-солевые шламы, объём образования которых в 2009 году составил 13468,8 тыс. тонн.

Количество отходов 1-3 классов опасности, находящихся на хранении на предприятиях Беларуси, составило к концу 2009 г. около 7448 тыс.т. Из них на отходы 1 класса приходится 0,03%, а отходы 2 класса опасности составляют 0,16% от хранящихся на территории предприятий опасных отходов 1-3 классов опасности. Среди отходов 3 класса опасности, хранящихся на предприятиях, преобладают: лигнин гидролизный (4267,5 тыс.т), шлак доменный (23,5 тыс.т), зола, шлаки и пыль от термической обработки отходов и от топочных установок (102,8 тыс.т); шламы минеральных масел, остатки, содержащие нефтепродукты (21,2 тыс.т); осадки водоподготовки котельно-теплового хозяйства (293,4 тыс.т); осадки сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод (2567,5 тыс.т); шламы гальванические (4,8 тыс.т); шлам цинкосодержащий (28,5 тыс.т); шлам серный (2,7 тыс.т). Перечисленные отходы составляют 98,1% хранившихся на предприятиях на конец 2009 г. отходов 3 класса опасности.

Отходы 1-3 классов опасности, как правило, хранятся на предприятиях в специально оборудованных помещениях, на складах и спецплощадках, реже на объектах хранения отходов за пределами предприятий.

Отходы потребления:

К отходам потребления относятся отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов. В 2009 г. в Беларуси образовалось 2572 тыс.т отходов потребления.

Отходы потребления составляют основную часть коммунальных отходов, куда включаются также отходы производства, подобные твердым бытовым, перечень которых утверждается Минжилкомхозом Республики Беларусь и удаление которых организуют местные исполнительные и распорядительные органы. В 2009 г. было собрано 3347 тыс.т коммунальных отходов.

За последнее десятилетие в Беларуси наблюдается постоянный рост коммунальных отходов. Показатель удельного образования твердых коммунальных отходов (ТКО) за этот период увеличился с 0,485 кг/чел. в день до 0,877 кг/чел. в день, т.е. почти в 2 раза и приблизился к величине, характерной для стран Евросоюза (0,85-1,7 кг/чел. в день).

По экспертным оценкам, за последние годы в составе коммунальных отходов заметно увеличилась доля полимерных материалов и отходов от упаковок, а также отходов стекла.

Коммунальные отходы захораниваются на полигонах твердых коммунальных отходов (ТКО) (порядка 90,4%) и на мини-полигонах. На полигоны ТКО наряду с коммунальными вывозятся промышленные отходы, подобные твердым бытовым (промышленно-бытовой мусор и др.), а также некоторые отходы производства: неопасные и 3-4 классов опасности, доля которых в общем объеме захораниваемых отходов достигает 20% (в общей массе - более 30-35%). Особенно велика доля отходов производства крупных промышленных городов, в которых отсутствуют специальные объекты, предназначенные для захоронения производственных отходов. Всего в Беларуси насчитывается 164 полигона ТКО, которые обслуживают областные и районные центры, а также крупные поселки городского типа. В каждом районе имеется один, реже 2-3 таких полигона. Централизованным вывозом коммунальных отходов охвачены также все сельские населенные пункты для обслуживания которых создано 3710 мини-полигонов.

На мини-полигоны приходится примерно 3 тыс.га земли.

Отрицательные факторы для окружающей среды: заражение подземных вод выщелачиваемыми продуктами, выделение неприятного запаха, разброс отходов ветром, самопроизвольное возгорание полигонов, бесконтрольное образование метана и неэстетичный вид являются только частью проблем, беспокоящих экологов и вызывающих серьезные возражения со стороны местных властей.

Чтобы защитить окружающую среду от загрязнений, которое предполагает максимальное извлечение из сырья всех ценных компонентов при минимальном выделении или полном отсутствии отходов в твёрдом, жидком и газообразном виде нужно внедрять безотходные технологии <#"center">деградация почва природоохранный

2. Система планирования и прогнозирования природоохранной деятельности в РБ

Важное место в хозяйственном механизме природопользования отводится прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого- экономическому прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Природа, как известно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития. Такой прогноз предполагает прежде всего определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устойчивого экономического роста.

Новые подходы к эколого-экономическому планированию были определены при разработке Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на 1991-1995 гг. и на перспективу до 2005 г. Природоохранная концепция, долгосрочные цели и основные направления их решения впервые обосновывались с учетом перехода к рыночной экономике. Ставилась задача разработать и ввести в действие новый хозяйственный механизм рационального природопользования на основе применения преимущественно экономических методов управления в сочетании с правовыми и воспитательными мерами.

Соответственно в Беларуси была разработана и принята Республиканская комплексная программа охраны окружающей среды (программа "Экология") на 1991-1995 годы и на перспективу до 2000 года. Развитие кризисных явлений в экономике Беларуси, прекращение финансирования ряда экологических программ из общесоюзных фондов не позволило в полном объеме выполнить эту программу.

После получения статуса независимого государства эколого- экономическое прогнозирование и планирование осуществляются на основе действующих нормативно-правовых документов международного сообщества и Республики Беларусь. С началом рыночного реформирования экономики функции и содержание планирования резко изменяются на всех уровнях управления. Планирование утрачивает свой директивный характер, становится индикативным, т.е. направляющим, рекомендательным, ориентирующим, координирующим действия и интересы государства и других субъектов хозяйствования. Но в условиях экономического кризиса индикативные планы включают как показатели-ориентиры, имеющие лишь информационное значение для предприятий, так и директивные показатели (в частности, госзаказ), экономические регуляторы (цены, налоги, ставки, экономические нормативы).

Порядок планирования мероприятий по охране окружающей среды был закреплен в Законе Об охране окружающей среды (1992г., ст. 15). Принятая в Беларуси политика в области экологии отражается в программах (прогнозах, планах) социально-экономического развития страны и других документах, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с Законом О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь (1998 г.). Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития разрабатывается на 15-летний период. На ее основе составляются Основные направления социально-экономического развития на 10-летний период.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу формируется на 5-летний срок.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочный период разрабатывается ежегодно. Все названные документы имеют разделы, отражающие пути решения экологических проблем и рационального природопользования с различной степенью детализации. Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз - лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ, показатели использования природных ресурсов, расчет объема капитальных вложений, направляемых на охрану окружающей среды, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение, доведение заданий до областей и Минского горисполкома, отдельных министерств, ведомств и предприятий.

Прогнозы, программы, планы конкретного эколого-экономического прогнозирования по периодам времени на уровне государства и особо важных природных комплексов и экологических систем, как правило, межотраслевого и межрегионального характера. Цели и задачи устойчивого развития конкретизируются прежде всего в Национальном плане действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь (НПДООС), который разработан впервые на период 2001- 2005 гг. До этого времени его аналогом на пятилетний период являлась Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В ней провозглашалось достижение таких долгосрочных целей, как поддержание благоприятной, экологически безопасной среды для обеспечения благополучия населения; обеспечение рационального, неистощительного природопользования в интересах устойчивого социально-экономического развития страны; сбалансирование процессов воспроизводства и использования возобновляемых природных ресурсов, рациональное расходование невозобновляемых ресурсов с широким вовлечением в хозяйственный оборот отходов производства.

Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обычно состояла из нескольких главных целевых блоков: природоохранное законодательство, нормативное обеспечение (стандарты качества, экологические нормы), информационное обеспечение (экологический мониторинг, кадастры), экономическое регулирование природопользования, экологические мероприятия при разгосударствлении и приватизации, экологическая безопасность и др.

Построение принятого на следующее пятилетие (2001-2005 гг.) НПДООС Республики Беларусь основано на тех же принципах, что и Национальная программа. В его структуре выделены следующие блоки:

цели и задачи НПДООС ;

оценка состояния окружающей среды;

приоритеты в использовании природных ресурсов и охране окружающей среды;

неотложные природоохранные меры в основных отраслях экономики;

совершенствование управления природопользованием и охраной окружающей среды;

международное сотрудничество;

финансовое обеспечение НПДООС;

международная грантовая помощь и инвестиционная деятельность в области ООС;

социально-экономическая эффективность НПДООС;

механизм реализации НПДООС и первоочередные мероприятия.

В каждом из блоков указаны первоочередные задачи, которые планируется решить в рамках рассматриваемой в блоке проблемы, и предлагаемые меры и исполнители с указанием периода исполнения.

Решение экологических проблем требует проведения глубоких и всесторонних комплексных научных исследований. Этим продиктована разработка Государственной научно-технической программы "Природопользование и охрана окружающей среды" (ГНТП «Природопользование»). Главной целью программы является обоснование научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения страны собственными природными ресурсами, внедрение экологобезопасных и ресурсосберегающих технологий, направленных на эффективную защиту окружающей среды и уменьшение антропогенного воздействия на природные экологические системы.

Спецификой эколого-экономического планирования в Беларуси является поиск взаимосвязанного решения общеэкологических проблем и ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Беспрецедентное по площади, уровням и продолжительности действия радиационное загрязнение резко ограничило природно-ресурсный потенциал страны, потребовало огромных затрат на снижение радиационной опасности. Ряд сложных научно-технических проблем в зоне экологического бедствия решается в соответствии с Государственной программой Республики Беларусь по минимизации и преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 1996-2000 гг.

В целях минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС и социально-экономической реабилитации территорий, загрязненных радионуклидами, предусматривается регулярное проведение на пострадавших территориях радиационно-экологического мониторинга, осуществление комплекса мероприятий по реабилитации загрязненных сельхозугодий, предотвращение переноса радионуклидов на более чистые территории. Важное место отводится разработке радиационно-гигиенических паспортов населенных пунктов, что служит основой планирования и реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности загрязненных территорий.

Объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются и отдельные природные комплексы и экологические системы. По некоторым природным комплексам Беларуси составлены схемы охраны природы, которые включают оценку современного состояния природной среды, прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия, комплекс мер, необходимых для стабилизации и улучшения природной среды. В разный период разрабатывались схемы комплексного использования и охраны водных и земельных ресурсов бассейна р.Западная Двина, оз. Нарочь и других природных объектов. Составлены Схема рационального природопользования Белорусского Поозерья, Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь. Взаимосвязанный анализ современного и перспективного состояния природной среды и развития хозяйства как источника антропогенных нагрузок на экологические системы позволяет в названных схемах определить стратегические направления использования природных ресурсов, охраны природы и создания условий для достижения экологической стабильности на территории природного комплекса.

Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. На местах планы-прогнозы охраны окружающей среды разрабатываются соответствующими территориальными исполнительными органами управления с участием общественных экологических организаций. Составлены областные, районные, городские программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Намечаемые в них мероприятия увязываются с основными положениями Национальной программы. Проектно-планировочные работы, выполняемые для промышленных и сельскохозяйственных территорий, пригородных зон, курортов, районов массового отдыха и туризма, в обязательном порядке включают комплекс природоохранных мероприятий.

С начала 90-х годов ведется разработка территориальных комплексных схем охраны окружающей среды Беларуси. Цель подобных схем - определение комплекса мероприятий по охране природы, предотвращению и ликвидации негативного влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду, сохранения ее параметров и поддержания экологического равновесия. Такие схемы составлены для ряда городов и регионов Беларуси: Речицы и Гомеля с прилегающими районами, Жлобина, Могилева и области, намечается их разработка для Минска, Витебска, Новополоцка, Мозыря и некоторых других городов с неблагополучной экологией.

Отраслевое природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов. Примером отраслевого природоохранного планирования является Государственная программа охраны и рационального использования земель, Схема рационального использования и охраны торфяных ресурсов Республики Беларусь на период до 2010 года. Намечается разработка еще ряда отраслевых программ, отражающих экологические аспекты отдельных народнохозяйственных комплексов и отраслей экономики, - "Экология и энергетика", "Экология и транспорт", "Экологизация сельского хозяйства" и др.

На крупных и средних предприятиях (объединениях) самостоятельно разрабатываются планы мероприятий по охране окружающей среды в тесной увязке с бизнес-планами производства. Обычно в них находят отражение следующие аспекты природоохранной деятельности: разработка и совершенствование технологических процессов с целью сокращения негативного воздействия на окружающую среду; строительство, реконструкция и оборудование природоохранных и ресурсосберегающих объектов; содержание и эксплуатация очистных сооружений и утилизационных установок, повышение эффективности их использования; планируемое снижение (при расширении производства возможно увеличение) выбросов (сбросов, отходов) по отношению к предыдущему году; разработка экологического паспорта предприятия; контроль за работой природоохранных объектов, экологический аудит и др. Определяется общая сумма природоохранных затрат, в т.ч. объем капитальных вложений; источники финансирования (собственные природоохранные фонды, местные бюджеты и др.); сроки начала и окончания работ; освоение средств поквартально; ожидаемый природоохранный эффект.

Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред проводится при помощи действующих методов (балансовый, нормативный, программно-целевой, экспертных оценок и т.д.) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. Оценивается также обеспеченность природными ресурсами, намечаются мероприятия по их охране и рациональному использованию. По отдельным природным средам и природным компонентам планируются следующие показатели.

По охране атмосферного воздуха - лимит, т.е. относительное ограничение загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу стационарными источниками загрязнения, и снижение общего количества этих выбросов; ввод в действие установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов; необходимые капитальные вложения.

Использование и охрана водных ресурсов - объем используемой воды; объем оборотной и последовательно используемой воды; лимит допустимых сбросов сточных вод в поверхностные водоемы (с выделением загрязненных, нормативно-очищенных, нормативно-чистых сточных вод), отдельно на поля фильтрации, в накопители, впадины, выгреба; ввод в действие сооружений для очистки сточных вод и систем оборотного водоснабжения, соответствующие им объемы капитальных вложений.

Охрана земельных ресурсов представлена показателями рекультивация земель и «капитальные вложения на охрану и рациональное использование земельных ресурсов, а также строительство комплексов и полигонов по переработке отходов.

Охрана лесных ресурсов включает показатели защиты лесов от вредителей и болезней биологическими методами и авиационную охрану лесов от пожаров.

Охрана других биологических ресурсов определяется уровнем достижения оптимальной численности основных видов охотничье-промысловых животных и данными по организации государственных заповедников и национальных парков.

Реабилитация территорий, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, характеризуется показателем финансирования природоохранных мероприятий; объемом капитальных вложений за счет средств, выделенных на ликвидацию ее последствий.

Формирующаяся в Беларуси система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов должна способствовать обеспечению технологической последовательности разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансированности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, реальности и эффективности реализации каждого из выделенных блоков эколого-экономического планирования.

Литература

1. Акимова Т.А. , Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. - М: ЮНИТИ, 1998. - 445 с.

. Маврищев В.В. Основы общей экологии: учебное пособие. - Мн.: Выш. шк., 2000.- 317с

. Неверов А.В. Экономика природопользования. - Мн., 1990-215с.

. Законы РБ в области охраны окружающей среды.

Похожие работы на - Почва. Природоохранная деятельность Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!