Применение гештальта при консультировании беременных женщин

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,79 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Применение гештальта при консультировании беременных женщин

Содержание

Введение

. Восприятие тела в период беременности с позиций гештальт-психологии

. Типология стилей переживания беременности с точки зрения гештальт-психологии и особенности работы при различных стилях переживания

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Беременность является, прежде всего, ситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другим, миру. Меняется внешний облик женщины, трансформируется ее тело, ощущения, поступаемые от тела, ритмы его функционирования. Изменяется социальная позиция женщины как в макро - так и в микро-сообществе; она уже не активный член социума, но кто же тогда - пациент? Уже не ребенок своих родителей, но еще и не мать, в ее отношениях с отцом ребенка требуются новые формы и роли, ей предписываются новые виды отношений с врачами и работниками социальных служб. Женщину захлестывают сильные эмоциональные переживания, иногда болезненные и пугающие, осложняющие процесс вынашивания ребенка (различные патологии беременности), течение родов и последующие детско-родительские отношения, делая их патологичными и деструктивными.

Отношение к себе и, в частности, как очень важный аспект самоотношения, отношение к собственному телу, более всего влияет на протекание беременности, родов, эмоциональное состояние женщины и благополучие ребенка. У женщин, на протяжении всей беременности, которых сохраняется позитивное отношение к своему телу, беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей, понимающей матери.

В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений (например, собственное тело оценивается как становящееся все более безобразным, больным) течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем.

1. Восприятие тела в период беременности с позиций гештальт-психологии

Телесное самовосприятие изучается в женских исследованиях, отделяющим телесные вещи от социальнонавязанных. Беременность рассматривается как уникальный опыт телесности. Кроме симптомов, отражающих соприкосновение субъективности матери и «субъективности» внутриутробного младенца, существуют группы симптомов, за которыми стоит некая «недифференцированная субъективность»; в ней можно усмотреть присутствие только субъективного мира матери или исключительную «субъективность» ее неродившегося ребенка. Очевидно, что при этом нет места для первичных взаимоотношений, которые могли бы разворачиваться между двумя «субъектами» на интрапсихической «территории» матери.

Это означает, что процессы обособления, присущие пренатальной общности, претерпевают патологическую фиксацию на стадии «внутриутробной борьбы», то есть создается почва для кризиса «со-бытийности». Когда на такой почве происходит естественный кризис «со-бытийности» (например, прекращение функции желтого тела и образование плаценты, начало мягких сокращеий матки, «приучающих» ребенка к будущим схваткам и т.п.явления называемые клиницистами критическими),может произойти катастрофа, распад пренатальной общности - аборт, выкидыш, преждевременные роды.

Симптомы, в основе которых лежит редукция субъективности, мало отличимы друг от друга с точки зрения той угрозы, которой подвергается существование пренатальной общности в ее «со-бытийном» аспекте. Однако в аспекте субъективности можно выделить два противоположных варианта.

Первый вариант (группа симптомов, условно названная «отвержение» включает в себя ряд проявлений, начиная с откровенного злобного отвержения беременности и будущего ребенка и заканчивая таким образом жизни, когда женщина, вполне осознавая себя беременной и принимая беременность, тем не менее ведет себя так, как если бы она не была беременной, нередко подвергая опасности здоровье и жизнь будущего ребенка. Такое поведение выражается, прежде всего, в симптомах небрежности (Neglect) - от приема в пищу некачественных и несъедобных продуктов до поездки в переполненном транспорте.Второй вариант, который можно назвать «безмятежным симбиозом», характеризуется сверхзаинтересованностью в рождении ребенка, хорошее безмятежное состояние сопровождает всю беременность, отношение к будущему младенцу исключительно позитивное, при этом будущая мать мало озабочена предполагаемыми потребностями ребенка, которого она вынашивает, иначе говоря она исходит из неявного представления о том, что «то, что хорошо и приятно для меня, то хорошо и приятно для ребенка. То, что плохо и неприятно мне, то и ему будет неприятно и вредно».

Очевидно, что в этом варианте чаще будет встречаться пассивная небрежность, скорее небрежное бездействие, приносящее вред или недостаточное для принесения заметной пользы (например у лежащей на диване с детективом в руках женщины ребенок как минимум недополучает сенсорной стимуляции). Случаи распада системы в этом варианте редки, обособляющие тенденции, накапливаясь, откладываются на послеродовой период.

Действие нарушает связь, фиксируют различие и устанавливают связь более высокого порядка. Чтобы сохранить связь, нужно не позволять действиям закрепиться. Беспомощность новорожденного, прожившего безмятежную или отвергающую ситуацию беременности, обусловлена нерегулярно организованной средой. Представим, что эмоциональная жизнь, соматическое состояние и поведение беременной не изменяется в соответствии с изменениями образа символического партнера (будущего ребенка), как будто «Другого» нет вовсе. Тогда движения плода, которые невозможно не заметить или проигнорировать за исключением тяжелых случаев алкоголизма и наркомании) станут первым контактом матери и внутриутробного ребенка за все 22 (берем средний показатель) недели беременности, первым вестником различия между двумя существами. Перед будущей матерью может встать нелегкая задача «наверстать упущенное» и пережить кризис пренатального материнства (субъективного аспекта пренатальной общности) одновременно кризис «со-бытийности»(формы существования пренатальной общности). Такое «наложение» по своему воздействию на психику беременной женщины напоминает ситуацию, когда ребенка предподросткового возраста отрывают от родителей, а затем неожиданно и грубо заставляют проявить самостоятельность. Некоторым удается пройти подобную « инициацию», судьбу других порой оплакивают, но чаще о ней не упоминают

Нерегулярно организованная среда, иными словами такой образ жизни матери, при котором движения плода не разделяются четко на угодные, приятные матери, одобряемые ею, и неприятные или неодобряемые, приводит к тому, что расширение диапазона движений плода замедляется, торможение становится вероятнее, поскольку ребенок «не знает», одобряемо ли его поведение.

Исключительная важность докоммуникативного периода, периода превращения женщины с животом и без менструаций в будущую мать, подтверждается нарастанием процессов, создающих условия для выявления и проработки взаимоотношений со значимыми другими. Чрезмерное, порой доведенное до гротеска, заострение чувств обиды, вины, гнева, любви, зависти, ревности и т.п.психоаналитики называют трансфером, или переносом. Взрослая женщина как будто заново проживает свое детство, свои взаимоотношения,но теперь она имеет возможность пересмотреть свои «детские решения». Часто объектом переноса становится пренатальный инструктор, акушерка или врач, который наблюдает беременную в это время. Излишне упоминать, что иметь возможность не значит реализовать ее.

Описывая беременных, которые вели себя пассивно, относились пренебрежительно к своим потребностям, жили так, как будто беременности не существует, и не проявляли интереса к будущему ребенку, Е.Дойч высказала догадку о влиянии на беременность собственного эмбрионального опыта женщины. В 1970-е годы итальянский психоаналитик С.Фанти обнаружил у своих пациентов подобные феномены и обосновал существование еще одной стадии психического развития человека - эмбриональную. Отталкиваясь от современных эмбрионологических представлений, он описал внутриутробную жизнь как борьбу ребенка со средой, он разоблачил миф о золотом веке внутриутробного существования и объявил этот период столь же коммуникативным, как и все последующие этапы жизни человека.

Телесный опыт матери получает психоаналитическое переосмысление дочерью во время ее беременности. Чувства матери влияли на развитие дочери поэтапно в процессе их взаимодействия, начиная с беременности матери и кончая пубертатным возрастом дочери.

. Если мать не получала удовлетворения от своего тела, а беременность доставляла ей лишь дискомфорт и страдание, ей хотелось скорейшего освобождения от плода, то у дочери может проявиться не только депрессия и повышенная тревожность, но и физиологические осложнения беременности (токсикозы, угрозы выкидышей и другое)

. На этапе младенчества решающее значение для развития девочки имеет отношение матери ко всем телесным проявлениям младенца. Если мать осуществляла полный контроль за ними в плане насильственного установления режима питания, сна, дефекации, не получала удовлетворения от телесного контакта с дочерью и не давала почувствовать его ребенку, то у дочери в последующем складывается весьма сложное отношение к собственному телу. Оно не воспринимается как свое, его проявления вызывают тревогу и недоверие, так как есть полная убежденность в невозможности самоконтроля ( « я не хозяйка своего тела, все, что с ним происходит, происходит помимо меня» ) Возникает острая потребность в контроле и оценивании извне . В данном случае беременная озабочена отслеживанием различных медицинских параметров, не уверена в нормальности своего состояния, на вопрос о самочувствии не может дать ясного ответа, так как оценки врача вызывают большее доверие, чем собственное самоощущение.

. В пубертатный период необходимым условием дальнейшего развития становится отделение ребенка от матери и индивидуализация. Тому способствуют телесные изменения: тело девочки превращается в сексуально отзывчивое тело взрослой женщины.

На процесс нормального отделения и создания прочного образа собственного Я влияют отношения с матерью. Если мать не довольна собой как женщина, не способна принять свое взрослое тело и своего сексуального партнера, она не может сама отделить себя от ребенка и позволить это отделение дочери . Старается сохранить симбиотическое единство с целью прожить в ребенке свою жизнь заново, наверстать все упущенное . Именно поэтому такая мать продолжает контролировать все телесные проявления дочери, особенно сексуальные, подавляя и наказывая каждый всплеск индивидуальности и самостоятельности. При таком развитии внутренний образ наказывающей матери способствует актуализации у беременной чувства вины за сексуальные отношения с партнером, приведшие к зачатию и, как следствие, к непринятию ребенка как в период внутриутробного развития, так и в дальнейшем.

Наступление первой беременности способствует появлению чувства глубокой биологической идентификации со своей матерью и в то же время позволяет закончить отделение от матери и индивидуализацию. Состоится ли это, зависит от всех предыдущих этапов отношений, их нормального или патологического характера. Негативное восприятие женщиной изменений ее тела во время беременности, выраженность/невыраженность соматического компонента беременности может привести к отказу от ребенка. При сравнительном изучении переживания беременности у благополучных беременных и женщин, отказавшихся от ребенка, показано, что отсутствие или сильное снижение выраженности симптоматики беременности характерно для отказниц. (В.И.Брутман, М.С. Радионова). Слишком сильная выраженность симптоматики, сопровождаемая отрицательными эмоциональными переживаниями, также характерна для неблагополучного отношения к беременности и материнству. В психоанализе и микропсихоанализе при анализе отношения к беременности обращается внимание на переживание женщиной шевеления ребенка (Г.Роттман, Т. Верни, С. Фанти и др). Эти исследования, а также данные о разной интенсивности переживаний беременной шевеления ребенка и интерпретации своих физических и эмоциональных состояний дают возможность предположить, что стиль переживания женщиной соматического компонента беременности и шевеления ребенка могут иметь прогностическую ценность для выявления отклонений от адекватной модели материнства.

. Типология стилей переживания беременности с точки зрения гештальт-психологии и особенности работы при различных стилях переживания

Для описания переживания женщиной соматического компонента беременности и шевеления ребенка и использования этих данных в диагностических и прогностических целях, целесообразно отделить эти показатели от имеющихся определений (отношение к беременности, принятие, удовлетворенность и т.п.), так как полноценное выделение типов отношения к беременности требует комплексного подхода (применение личностных, онтогенетических и т.п. методов диагностики). Наиболее адекватным представляется определение стиль переживания беременности. В него включается физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамика переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности. Наиболее характерным является переживание шевеления. Полученные данные позволили описать шесть вариантов стилей переживания беременности.

Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных размеров; соматические ощущения отличны от состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последней неделе; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16-20 недель, переживается положительно-эмоционально, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко отдеференцированы от других ощущений, не характеризуются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями.

Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.

Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.

Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.

Амбивалетнный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.

Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т.п.; шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.

Прогностические возможности стиля переживания шевеления (и беременности в целом) подтверждены данными, полученными при консультационной работе с матерями с детьми дошкольного возраста. Стиль переживания шевеления сочетается с типом материнского отношения и уровнем эмоционального благополучия ребенка (высокий, средний, низкий), а также со стилем эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком. Т. о. переживание женщиной шевеления ребенка характеризует стиль переживания беременности и может служить диагностическим показателем для выявления отклонений от адекватной модели материнства и проектирования индивидуально-ориентированнного психологического вмешательства.

Таким образом, можно выделить следующие уровни, на которых происходят значительные изменения во время столь сложного процесса как беременность: физиологический, эмоциональный, когнитивный, социальный, экзистенциальный.

Огромную роль в протекании беременности играет психическое состояние матери, ее отношение к своему телу. Беременность - это новый опыт для женщины. Он не является однозначным, приносит много амбивалентных переживаний и приводит к оживлению старых конфликтов и детских фантазий. Женщина находится в особом эмоциональном состоянии. Она становится очень ранимой, иррациональной, подверженной влиянию примитивных чувств. Происходит проверка и переработка отношений матери с ее собственными родителями как с реальными, так и с внутренними родительскими интроектами. Меняется осознавание себя: происходит переход из роли ребенка в роль матери.

Особое значение в психоконсультировании придается таким понятиям как «фантазматический» и реальный ребенок. К фантазму относятся определенные, иногда очень четкие, представления женщины о том, какого пола будет ребенок, какой внешности. Иногда это патологические убеждения о возможном дефекте у ребенка или о неблагополучном исходе беременности. Крайне важно в психотерапии этого периода очень осторожно и последовательно работать с этими фантазиями. Женщина должна принять такого ребенка, который родится в реальности, а не того, которого она представляет. В сновидениях часто появляется образ младенца, фиксируясь в представлении будущей матери. В случае сильного расхождения фантазий и реальности возникают осложнения в процессе родов, трудности в постнатальных отношениях, вплоть до непринятия ребенка. Случаи отказов от младенцев в родильных домах могут бессознательно мотивироваться именно этим. По этой же причине возникают сложности с уходом и вскармливанием. Примером могут служить следующие случаи: у молодой матери возникла сильнейшая идиосинкразия на собственное молоко, которое при попадании на кожу разъедало ее. В анамнезе непринятие ребенка по полу и убеждение, что он будет таким же как его отец, с которым у женщины была сексуальная дисгармония, провоцировавшаяся негативным отношением к мужчинам вообще. В другом случае с точки зрения матери ребенок был слишком слабым и хрупким, и она не решалась брать его на руки, боясь что-нибудь ему повредить. Невыполнение специфических задач беременности соответствует трудностям во взаимоотношениях с ребенком на постнатальных стадиях.

переживание беременность психология гештальт

Заключение

В гештальт-психологии сложилась традиция рассмотрения беременности с одной стороны как вершины полоролевого и психосексуального развития женщины, а с другой стороны как состояния могущего порождать глубокий личностный кризис. Данная точка зрения нашла свое продолжение в работах современных отечественных психологов. Н.В. Боровикова рассматривает беременность как акме женшины, исследуя акмеологический потенциал беременной женщины, расширяя и углубляя понимание беременности как процесса имеющего не только медицинскую и эмоциональную, но и социально - психологическую составляющую.

Знание о самой себе, и о сопровождающих беременность соматических и психических состояниях, создание позитивного образа своего тела создает благоприятный психоэмоциональный фон протекания беременности, способствует личному взрослению женщины, укреплению и обогащению ее психики новым уровнем психологических самооценок.

Список использованной литературы

Боровикова Н.В. Акмеологический потенциал беременной женщины. Социально-психологический анализ. М.: Социнновация, 2006 - 400 с.

Брандт Г.А. Человек на обочине, или «место» женщины в истории европейской философии// Адам и Ева. Альманах гендерной истории. М.: ИВИ РАН,2002.№ 3

Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М.:Знание, 2001. -64 с.

Дольто Ф. На стороне ребенка СПб.: Петербург. ХХI век 2007 . - 320 с.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка М., 2001. - 279 с.

Захаров А.И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов. //Сборник материалов конференции «Перинатальная психология и родовспоможение», СПб 2007. - 210 с.

Захаров А.И. Ребенок до рождения СПб, 2006 - 280 с.

Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб 1998 -36 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!