и доску объявлений по отделам.
В стратегическом планировании PR-деятельности на уровне общения с персоналом особое внимание уделяется внутреннему изданию (газете). Во внутренней газете АТС обычно освещаются следующие темы:
. Цели, задачи и принципы организации. Приказы и распоряжения руководства. Информация и слухи о высшем руководстве.
. Структурные перестройки (реорганизация) аппарата управления
. Вакансии, увольнения, назначения
. Изменение внутреннего распорядка. Условия труда.
. Сокращение штатов
. Переподготовка кадров
. Участия в профессиональных конкурсах; награды в связи с этим
. Условия отдыха, спортивная команда
. Внешние условия, влияющие на результаты деятельности АТС (новые законодательные акты, предкризисная обстановка, рыночная конъюнктура и др.)
. Успехи и неудачи конкурента
. Благотворительная деятельность организации
. Успех/неудачи торговой и престижной рекламы
. Престиж АТС в зеркале общественного мнения
. История АТС
. Интервью с руководителями
. Отчеты
. «Спрашивали отвечаем»
Ниже приведен список информационных тем, важных для стратегического планирования связей с общественностью внутри организации:
. Сообщение о создании ящика обратной связи;
. Сообщение о создании миссии, ее участниках и текст миссии;
. Комментарии участников создания миссии о важности такого организационного документа, а также взятой на себя ответственности в ее реализации;
. Информация о том, что в соответствии с миссией были выработаны цели АТС.
. Перечень целей АТС.
. Приглашение к участию в образовательных программах и программах повышения квалификации.
. Информация о программах обучения и повышения квалификации, которые проходят сотрудники АТС;
. Интервью с участниками таких программ, их мнение об этих программах и результатах.
. Информация о принятии решения советом директоров публиковать рассматриваемые ими вопросы и принимаемые по ним решения;
. Публикация таких вопросов и решений;
. Информация о работе медицинского учреждения, обслуживающего фирму по договору, телефон ответственного за медицинское страхование, у которого можно получить подробную информацию.
. Сообщение о том, что АТС определила принципы, по которым работает;
. «Лучший сотрудник месяца» определяется непосредственным руководителем;
. Обращение (письмо) высшего руководства к сотрудникам АТС, в котором рассмотрены результаты работы за год и содержащее благодарность сотрудникам за их помощь в достижении этих результатов; по окончании года
. Обсуждение текущих организационных задач по поводу которых у менеджеров сложилось свое мнение и в решении которых они ищут поддержку остальных сотрудников;
. Отчет об использовании фондов; по окончании года
. Отчет о суммах, выплаченных за год в виде различных льгот, других затрат, имеющих отношение к сотрудникам АТС;
. Материалы, показывающие значимость сотрудников для АТС.
Итак, у нас есть коммуникационная политика, в соответствии с которой строится PR-деятельность АТС, факторы имиджа, на которые необходимо обратить внимание при построении имиджа АТС, каналы, по которым планируется распространять информацию, рейтинг этих каналов и темы сообщений. На АТС были созданы ящики обратной связи, через которые каждый сотрудник может выразить свое мнение или внести предложение. Кроме того, для получения обратной связи у главы АТС есть «часы приема», когда раз в неделю к нему может обратиться любой сотрудник по любому вопросу. Примерно один раз в год каждый сотрудник приглашается к руководителю своего руководителя. Раз в полгода проводится анкетирование сотрудников, в т.ч. им предлагается оценить своего руководителя.
Чтобы привлечь внимание к доскам объявлений, кроме списка дней рождений, дат и событий, на досках каждые два дня вывешивается прогноз погоды и другая подобная информация, которая действительно привлекает внимание к доскам.
Ниже приведен план информационных мероприятий по организации связей с общественностью на 1 год. Он построен по схеме: номер- сообщение -канал- частота
. Сообщение о создании ящика обратной связи; непосредственный руководитель, газета, доска объявлений, доски по отделам 4 сообщения
. Сообщение о создании миссии, ее участниках и текст миссии; газета, доска 2 раза
. Комментарии участников создания миссии о важности такого корпоративного документа, а также взятой на себя ответственности в ее реализации; газета
. Информация о том, что в соответствии с миссией были выработаны цели АТС, газета 1 раз
. Перечень целей АТС. доска объявлений, собрание менеджеров среднего звена для обсуждения, собрание по отделам 3 раза (собрание 1+1, список постоянно висит)
. Приглашение к участию в образовательных программах и программах повышения квалификации, доски по отделам 1 раз
. Информация о программах обучения и повышения квалификации, которые проходят сотрудники АТС; доски по отделам 1 раз
. Интервью с участниками таких программ, их мнение об этих программах и результатах, газета 6 раз (в каждом номере)
. Информация о принятии решения советом директоров публиковать рассматриваемые ими вопросы и принимаемые по ним решения; газета 1 раз
. Публикация таких вопросов и решений; газета 6 раз
. Информация о работе медицинского учреждения, обслуживающего фирму по договору, телефон ответственного за медицинское страхование, у которого можно получить подробную информацию. доска объявлений 1 раз газета + постоянная заметка с номером телефона
. Сообщение о том, что АТС определила принципы, по которым работает; собрание менеджеров среднего звена для обсуждения с ними принципов; доски по отделам, обсуждение принципов на собраниях по отделам, 3 раза (собрание менеджеров 2 раз, перечень весит постоянно)
. «Лучший сотрудник месяца» определяется непосредственным руководителем; доски по отделам 1 раз в месяц = 12*1 = 12 раз
. Обращение письмо высшего руководства к сотрудникам АТС, в котором рассмотрены результаты работы за год и содержащее благодарность сотрудникам за их помощь в достижении этих результатов; direct mail (записки для каждого сотрудника, подписанные управляющими АТС) по окончании года, 1 раз
. Обсуждение текущих организационных задач по поводу которых у менеджеров сложилось свое мнение и в решении которых они ищут поддержку остальных сотрудников; собрания по отделам 1 раз в два месяца = 6 встреч
. Отчет об использовании фондов; общее собрание 1 раз (по окончании года).
. Отчет о суммах, выплаченных за год в виде различных льгот, других затрат, имеющих отношение к сотрудникам АТС; краткий отчет на доске объявлений с цветным графиком иллюстрацией 1 раз
. Материалы, показывающие значимость сотрудников для АТС. Комментарии специалистов об их работе; газета 3 раза
. Прием главой АТС сотрудников глава АТС 24 раза
. рубрика «обратная связь», т.е. публикация некоторый сообщений сотрудников, полученных с помощью ящика газета 12 раз (ежемесячно)
. рубрика «что ты хочешь» газета 6 раз (раз в 2 месяца)
Глава II. Применение ведомственной АТС в деятельности таможенных органов и её взаимодействие с другими подразделениями таможенных органов
таможенный ведомственный информационный
Достижение целей и решение задач одного из направлений научно-технической политики ФТС России, а именно развития Единой автоматизированной информационной системы, невозможно без создания и совершенствования транспортной среды ЕАИС и его ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети.
Необходимость выработки стратегии определения технической политики, выбора приоритетных направлений, укрупненных ориентиров и целевых функций развития телекоммуникационных сетей ФТС России стала очевидной к концу 90-х годов. Именно тогда специалисты различных служб начали конструктивные поиски интегрированных технических решений.
Создание ведомственных сетей связи и передачи данных велось по различным не коррелированным между собой программам без должной научно-технической и экономической проработки.
Концепция во многих аспектах ориентирована на ЕАИС 2-й очереди. Вместе с тем закладываемые технические решения обеспечивают перспективу ее использования на 10-15 лет, возможность развития, модернизации, в том числе с использованием новых технологий передачи информации.
Изложенные в Концепции общие требования к ВИТС, организационные и технические принципы ее построения технического обслуживания, остаются актуальными для настоящего и последующих этапов развития ЕАИС ФТС России.
Концепцией предусмотрено три этапа ее построения. В ходе выполнения первых 2-х этапов построения ВИТС предусматривалось проведение следующих основных мероприятий:
проведения системного проектирования ВИТС;
внедрение технологий интегрированного обмена информацией в центральной зоне ФТС России на направлениях ФТС - РТУ;
концентрация финансовых средств, выделяемых на централизованную закупку телекоммуникационного оборудования, капитальное строительство ВИТС, на реализацию целевых программ, решений коллегий ФТС России, развитие инфраструктуры РТУ, особенно в отношении таможен, характеризующихся высокими показателями оперативности работы и доходности;
разработка системы управления и создание центра управления сетью;
проведение НИР по сетям подвижной радиосвязи и спутниковому фрагменту ВИТС, начало их практической реализации. Большинство из них реализовано.
Развитие ведомственной сети связи в направлении создания интегрированной телекоммуникационной сети начато нами еще до разработки системного проекта, в частности, цифровизация каналов до РТУ, отдельных таможен, переходу на цифровые технологии передачи информации в центральной зоне ФТС России.
Разработанный в 2002 году ОАО «Роснет» системный проект дает нам четкие ориентиры создания ВИТС, этапность организации работ, что позволяет обоснованно планировать использование финансовых средств.
Таким образом, мы получили инструмент, который с учетом реализации замечаний и предложений экспертной комиссии УГЭС Минсвязи позволяет нам приступить к созданию ВИТС.
В этом плане большое значение придается приведенному к настоящему времени проектированию региональных фрагментов ВИТС, т.е. конкретизации системного проекта на конкретные условия регионов.
При проведении проектирования необходимо учитывать, что, по мнению УСТАТТ темпы создания ВИТС отстают от реальных потребностей ЕАИС в развитии транспортной базы системы.
Необходимо отметить ряд важных моментов. В связи с наращиванием каналов цифровой связи, внедрением технологий их интегрированного использования, разветвлением ВИТС, увеличением на сети количества коммуникационного и каналообразующего оборудования необходима срочная разработка системы управления сетью, и в частности создание центрального и региональных центров управления.
Необходимо создание единой транспортной среды и адресного пространства ЕАИС. При этом должно учитываться, что использованием только возможностей ведомственной сети ФТС России данную задачу до конца решить сложно из-за частой передислокации таможенных органов, расположением их на арендованных площадях и др. Необходима разработка приложений для работы резервным каналам, в том числе сети общего пользования.
На данном этапе развития ЕАИС назрела необходимость в разработке единого стандарта передачи информации, от чего во многом зависит структура ее транспортной сети, т.е. ВИТС ФТС России.
Низка оснащенность связью низовых подразделений таможенных органов - таможенных постов и пунктов пропуска, особенно, в приграничных таможнях и в первую очередь на западной границе России.
Учитывая низкие темпы цифровизации магистральных и особенно внутризоновых каналов сетей общего пользования необходимо шире использовать возможности всех операторов регионов.
Не решена до настоящего времени задача обеспечения правоохранительных и оперативных подразделений ФТС России передачей данных с мобильных объектов. Необходимо приступать к переоснащению существующих сетей радиоподвижной связи для внедрения современных цифровых стандартов связи.
Анализ содержания планов капитального строительства ВИТС показывает, что в последние годы основное внимание строительства ВИТС направлено на оснащение связью и ЛВС, РТУ и таможен. Зачастую проекты не охватывают всей инфраструктуры таможни, либо из-за недостатка финансовых средств реализуется не в полном объеме, в ущерб интересам таможенных постов и пунктов пропуска. Часто реализация включения этих элементов в ВИТС планируется традиционными методами организации привязок, что, учитывая во многих случаях большую удаленность от таможен просто не может быть реализовано из-за больших капитальных затрат. Необходимо искать и предлагать другие технические решения, в частности, в обоснованных случаях использование спутниковых каналов связи.
Необходимо наращивать спутниковую ВИТС для регионов со слаборазвитой инфраструктурой связи, особенно на приграничных таможенных постах и пунктах пропуска.
При подготовке планов капстроительства ВИТС нужно обратить внимание на то, что количество объектов строительства ВИТС достаточно велико. Нужен анализ - не происходит ли «распыление» финансовых средств, выделяемые в настоящее время на строительство ВИТС финансовые средства составляют лишь порядка 3% от средств, вкладываемых в развитие таможенной инфраструктуры.
Планируемые на централизованные закупки финансовые средства составляют в последнее годы порядка 85,0 млн. рублей, что составляет 30% от объема закупок всех информационно-технических средств.
Таким образом, с учетом финансовых средств, выделяемых децентрализовано, средств на модернизацию, общий объем средств, вкладываемых в развитие ВИТС в последние 2 года составляет около 180 млн. рублей. В тоже время в концепции и системном проекте обосновано, что для обеспечения опережающего развития транспортной базы ЕАИС эти затраты должны быть 400-450 млн. рублей.
Следовательно, нам необходимо искать и реализовывать менее капиталоемкие решения, стремиться к внедрению перспективных телекоммуникационных технологий, совершенствовать систему технического обслуживания и ремонта оборудования.
Глава III. Функционирование служб, подведомственных АТС, на уровне региональной таможни
Принятие нового Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее ТК) создало правовую основу для формирования новой системы таможенного контроля, которая будет основываться на использовании системы управлении рисками и предусматривать выборочность контроля и его форм, рациональное использование ресурсов таможенных органов с учетом необходимости снижения непроизводственных расходов бизнеса. Решение данных задач невозможна без совершенствования существующей технологии таможенного оформления и таможенного контроля, которая в свою очередь находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных систем и информационных технологий. Поэтому правовым основам разработки, создания и использования информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах обмена информацией, и средств их обеспечения в ТК отведена целая глава (глава 40).
Правовые и технологические аспекты разработки, создания и использования информационных систем и информационных технологий в таможенном деле.
В соответствии со статьей 423, ч.1 ТК ТС разработка, создания и использование информационных систем и информационных технологий (далее ИСиИТ) осуществляется таможенными органами в соответствии с федеральными законами. Основой нормативной базы развития информационных технологий таможенных органов является:
Федеральный закон (ФЗ) «Об информации, информатизации и защите информации»;
Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи». Однако, отсутствие ФЗ «Об электронном документе и электронном документообороте» существенно затрудняет широкое применение ИСиИТ в «межведомственных отношениях», особенно в правовом поле. Данный пробел в нормативной базе можно ликвидировать в настоящее время (до принятия Федерального закона) межведомственными соглашениями пользователей информации ИСиИТ с таможенными органами всех уровней и ведомственными нормативными актами Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (далее ФТС России).
Основные этапы развития ИСиИТ таможенных органов основывается на Федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002-2010 г.г.) и Целевой программой развития Таможенной службы Российской Федерации на 2001-2003 годы (перспектива до 2010 года).
Из ведомственных (ныне действующих) нормативных актов ФТС России основой для построения и использования ИСиИТ является;
Концепция обеспечения информационной безопасности таможенных органов (приказ ФТС России от 31.12.98 №906);
Концепция развития ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России (приказ ГТК России от 15. 01.01 №27);
Концепция информационно-технической политики ФТС России (приказ ГТК России от 13.11.01№ 1073).
В соответствии со статьей 423 ч.2 ТК внедрение ИСиИТ с использованием средств вычислительной техники и связи осуществляется в соответствии со стандартами, действующими с Российской Федерации, и международными стандартами, основными из которых является;
ГОСТ 34.201-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем";
ГОСТ 34.602-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на автоматизированные системы";
ISO/IEC11801 Information technology - generic cabling for customer PREMISES (Информационная технология прокладки кабелей в помещениях заказчика);
TIA/EIA-568 Set commercial building telecommunications cabling standards (Стандарты прокладки кабелей телекоммуникаций в коммерческих зданиях);
TIA/EIA-569 Commercial building standart for telecommunications pathways end spaces (Стандарт на телекоммуникационные трассы и их размещение в коммерческих зданиях);
TIA/EIA-570 Residtntal telecommunications cabling standart (Стандарт прокладки кабелей телекоммуникаций в жилых и небольших коммерческих зданиях);
TIA/EIA-606 The administration standart for the telecommunications infrastructure of commercial buildings (Стандарт на администрирование телекоммуникационной инфраструктуры коммерческих зданий);
- TIA/EIA-607 Commercial building grounding\bondmg requirement standart (Требования к заземлению в коммерческих зданиях);
TIA/EIA TSB 72 Centralized optical fiber cabling guidelines (Руководство по прокладке основных оптико-волоконных линий);
TIA/EIA TSB 75 Additional horizontal cabling practices for open officies (Рекомендации по горизонтальной кабельной разводке);
- Правила устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденные 06.01.1999 Минэнерго СССР.
Региональная ведомственная корпоративная сеть - основа функционирования информационных систем и информационных таможенных технологий.
Региональная ведомственная корпоративная сеть (РВКС) региональной таможни является средой функционирования региональной подсистемы Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС России.
Основная цель создания ЕАИС - резко повысить эффективность работы таможенных органов за счет широкого применения автоматизированных информационных таможенных технологий, базирующихся на современных программно-технических средствах.
Наряду с таможенными информационными технологиями важнейшими компонентами ЕАИС являются инструментальные технологии, такие как:
технологии в вычислительной среде ЕАИС;
технологии в телекоммуникационной (транспортной) среде ЕАИС;
технологии защиты информации в ЕАИС;
технологии технической поддержки и сервисного обслуживания программно-технического комплекса ЕАИС.
Эти технологии, внедренные на совокупности аппаратно-программных средствах и системах связи (каналах), составляют РВКС.
РВКС является подсетью общей корпоративной сети ведомства или учреждения и, соответственно, интерфейсы взаимодействия сети должны обеспечивать интеграцию служб и сервисов с общей сетью, а также возможность взаимодействия с сетями других ведомств и учреждений на региональном уровне. Поэтому общей платформой РВКС обязательно должны быть «открытые» телекоммуникационные технологии на основе общепринятых протоколов, как на аппаратном уровне, так и на уровне приложений. Возникающие при этом проблемы защиты РВКС и пути их решения являются отдельным направлением исследования и они в данной статье не рассматриваются.
Специфика развертывания систем телекоммуникаций в каждом конкретном регионе, связанная с уровнем развития телекоммуникационной инфраструктуры региона, а также требования к инструментальным технологиям, исходящие из задач, выполняемых с использованием РВКС, определяют основные требования к принципам построения РВКС.
. Принцип эволюционного развития и модернизации РВКС Необходимость эволюционного развития или модернизации при построении РВКС обусловлена следующими факторами:
слабая развитость или отсутствие в регионе развертывания РВКС каналов с требуемой пропускной способности или высокая их стоимость;
большая стоимость всего необходимого оборудования и программного обеспечения и трудности, связанные с финансовым обеспечением всего проекта развертывания;
быстрый темп развития телекоммуникационных и информационных технологий, связанное с ним быстрое «моральное» устаревание аппаратно-программного комплекса РВКС и проблема «защиты инвестиций»;
необходимость подготовки или переподготовки обслуживающего персонала и пользователей информационных систем;
необходимость быстрейшего внедрения современных информационных технологий и сервисов и т.д.
Все эти взаимно влияющие факторы определяют темпы развертывания и уровень развитости РВКС.
Опыт развертывания, эксплуатации и модернизации РВКС в таможенных органах ряда регионов с учетом реалий региона и вышеперечисленных факторов показал эффективность эволюционного подхода к развитию и модернизации корпоративной сети региона.
На уровне региональных таможен основные этапы построения РВКС таможни:
Внедрение автоматизированных рабочих мест инспекторов на базе автономных компьютеров (1992 г.).
Развертывание ЛВС в крупных подразделениях, модемный обмен информацией по коммутируемым линиям (1993 г.).
Развертывание в регионе автоматизированной системы передачи данных на базе программного комплекса USTP (1995 г.).
Создание телекоммуникационного узла региона на базе маршрутизаторов Cisco 4500 (по синхронным каналам и Cisco 2500 по асинхронным каналам), установка модемного пула, переход на выделенные аналоговые каналы передачи данных (1996 г.).
Создание сети серверов и маршрутизаторов. Переход на централизованное администрирование серверов и маршрутизаторов региона (1997 г.).
Переход по «важным» направлениям на цифровые каналы (2 Мб/с),
интеграция ЛВС подразделений (1999 г.).
Создание систем удаленного мониторинга корпоративной сети, систем резервного копирования на базе ленточных библиотекарей, перевод информационно-поисковых систем к клиент-серверным технологиям. Обеспечение онлайнового доступа пользователей РВКС к ресурсам ЕАИС (2000 г.).
Развертывание систем гарантированного бесперебойного электропитания средств автоматизации с Web- управлением, систем мониторинга корпоративной сети, перевод ЛВС к структурированным кабельным сетям (СКС)(2001 г.).
Переход на клиент-серверные таможенные технологии (2001 -...). На всем этапе построения РВКС осуществляется ее модернизация, которая заключается в перемещении «устаревших» аппаратно-программных средств на некритичные направления с подключением этих направлений к корпоративной сети. Посредством этого производится и модернизация и расширение круга пользователей корпоративной сети.
. Единое управление и контроль за работоспособностью всех составляющих корпоративной сети.
Необходимость единого управления и контроля за работоспособностью всех составляющих корпоративной сети (КС) обусловлена:
Высокими квалификационными требованиям к обслуживающему персоналу и разносторонним характером аппаратно-программных составляющих.
Необходимостью обеспечения быстрого восстановления компонентов и сегментов в случае выхода из строя путем перенаправления информации или перекоммутации каналов на резервное оборудование или каналы.
Необходимостью определения «узких» мест в КС и оперативной её переконфигурации, внедрению новых сервисов, обновления системного программного обеспечения.
Решение этой задачи достигается путем создания единой сети серверов, интеграции разных платформ в системах управления сетью, единой адресации всех компонент и использованием приложений, позволяющих осуществлять мониторинг разных типов основных устройств.
.Защита информационных ресурсов.
При построении системы безопасности информационных ресурсов надо исходить из того, что деятельность по защите должна быть построена экономически оправданным образом. Данное положение кажется очевидным, но возможны ситуации, когда усилия прикладываются не там, где нужно. Например, много говорят и пишут о хакерах, в то же время в большинстве обзоров по информационной безопасности утверждается, что ущерб от внутренних «штатных» злоумышленников и внештатных ситуаций значительно больше (98%).
В области защиты информационных ресурсов можно выделить два основных направления:
защита технических средств.
защита целостности и безопасности программного обеспечения и баз данных.
В части защиты технических средств актуальным в регионе является обеспечение гарантированным электроснабжением компонента КС, а в обеспечении целостности и безопасности программного обеспечения и баз данных - это, "зеркалирование" носителей (винчестеров, серверов), их регулярное резервное копирование на ленточные библиотекари.
Конечно же, проведение организационно-технических мероприятий, автоматическое протоколирование работы всех компонентов КС и пользователей существенно упрощает задачу обеспечения защиты информационных ресурсов КС.
. Обеспечение непрерывного функционирования всех фрагментов и составляющих КС
Корпоративная сеть или её фрагмент нормально функционирует, пока среда сети позволяет за приемлемое время (разное для каждого приложения по времени и по трафику сети) решать задачи, которые обслуживаются данной сетью. При этом механизм автоматического переключения ресурсов КС на выполнение приложения (без потерь данных или откатом транзакций) является существенным при сбоях оборудования и каналов.
Данный механизм реализуем при наличии системы распределенной обработки и его поддержки на прикладном уровне для информационных технологий, а на коммуникационном уровне - при наличии резервных или альтернативных маршрутов.
Заключение
Повышение эффективности управления в таможенных органах на основе проблемно-целевого подхода рассматривалось в работе на материале комплексной программы создания ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети, в особенности, ведомственных АТС, в таможенных органах. По ней сделана самостоятельная группа выводов:
·внедрение корпоративных информационных систем как основы для комплексной автоматизации деятельности предприятий направлено на поддержку принятия управленческих решений менеджерами высшего звена корпорации. А это предполагает, что предварительно должны быть решены задачи автоматизации рабочих мест, связанных с выполнением текущих функций и оперативным управлением процессами на уровне нижнего и среднего звена менеджеров.
·для анализа качества использования информационных технологий применяются показатели функциональной полноты, своевременности переработки информации и показатели надёжности (функциональной и адаптивной).
·у таможенной службы есть все предпосылки для создания комплексной информационной системы, позволяющей существенно снизить управленческие затраты.
·вклад информационных технологий зависит от специфики секторов экономики. Исследования, произведённые в развитых странах, указали на наличие взаимодополняемости технологий и квалификации при росте производительности.
Список использованной литературы
.Таможенный кодекс Таможенного союза. М.: Проспект, 2012 - 484 с.
.Бакаева О.Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России. М.: Юристъ, 2005 - 427 с.
.Гусев С.В. Перспективы развития проекта «Российская таможня XXI века « в Северо-западном регионе. ЕАИС таможенной службы России. Теория и практика.-М.: Изд-во ГНИВЦ ГТК России, 2000. -Вып.2.- с.20-25.
.Захаров В. Базовые архитектуры интеллектуальных систем управления //Проблемы теории и практики управления, 2005, № 5.- С. 106 - 112.
.Захаров В. Влияние информационных технологий на развитие фирмы //Проблемы теории и практики управления, 2005, № 5.- С. 113 - 120.
.Захаров В. Интеллектуальные технологии в современных системах управления // Проблемы теории и практики управления, 2005, № 4 - С. 96 - 100.
.Мардас А. Н., Мардас О. А. Организационный менеджмент. СПб.: Питер, 2003 - 336 с.
.Переверзев М. П., Шайденко Н.А., Басовицкий Л. Е. Менеджмент М.: ИНФРА - М, 2002 - 288 с.
.Чеботов Ю.А. О результатах деятельности ГНИВЦ ГТК России по автоматизации таможенных органов с 1990 по 2000 годы. ЕАИС таможенной службы России. Теория и практика.-М.: Изд-во ГНИВЦ ГТК России, 2000. - Вып.2.- с.5-19.
.Чекмарева Г. И. Таможенное дело. Ростов-на-Дону: Издательский дом «МарТ», 2004 - 576 с.