Особенности семейного воспитания. Понятие и формы памяти

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,7 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности семейного воспитания. Понятие и формы памяти

Вопросы

1.В семье второй ребенок появился, когда его сестре было 12 лет. Девочка воспитывалась в безусловном подчинении родителям и никогда не делала попытки противоречить. Требования родителей были вполне разумны. Однако форма, в которой они преподносились, отличалась жесткостью и нетерпимостью к малейшим возражениям. Тот же тон родители взяли в воспитании сына. У сына это встретило молчаливое, но упорное сопротивление. Мальчик рос замкнутым, подозрительным. В 6-м классе он первый раз убежал из дома, в 8-м - во второй раз. Родители недоумевали: «Почему?» Как вы считаете, почему так произошло? Что вы посоветуете родителям мальчика?

2.Понятие о памяти. Формы памяти. Роль сна в процессе запоминания. Законы памяти.

.Студент шел по коридору, о чем-то оживленно беседую с товарищем. Вдруг он увидел преподавателя, которому нужно было сдать зачет. Он поздоровался с преподавателем и спросил, когда тот будет принимать. Преподаватель ответил: « Завтра в 11,00 на кафедре». Студент поблагодарил преподавателя и продолжил свою беседу с другом. На следующий день студент пришел на кафедру к 10 часам. Он утверждал, что преподаватель назначил именно это время.

Почему студент не запомнил время, которое назначил преподаватель? Ответ поясните.

.Психологическая установка на общение с окружающими по Т. Харрису «Я о′кей - ты о′кей». Проиллюстрируйте примерами из собственной практики.

Вопрос 1

Ответ: В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи с точки зрения целей средств, прав, обязанностей родителей, взаимодействие родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности.

Воспитание детей не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание - лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том что она дает «первые уроки в жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, в том что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующиеся личности.

Дающийся преподаватель русской педагогики конца 19 - начало 20 в. П.Ф. Лесгафт определил условия, при которых каждый ребенок может стать «идеально нормальной личностью.

Атмосфера любви и взаимного уважения. Человек, лишенный подобной атмосферы, не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. При этом автор книги «Семейное воспитание ребенка и его значение» предупреждал, что слепая неразумная материнская любовь, «забивая ребенка хуже, чем розги», что делает человека безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом.

Наличие такого высоконравственного воспитания, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом. Самое лучшее, если эту роль выполняет мать.

Регулярный родственный общественно- полезный труд в присутствии ребенка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать ее в игре, затем и сам включается в процесс труда сначала как помощник, затем как самостоятельный исполнитель.

Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр и пр. У ребенка, привыкший испытывать удовольствие от воздействия на его мозг «прибавочных раздражителей», не вырабатывается способность к целенаправленной деятельности.

Гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок, музыки, песен должно сменяться физическими упражнениями, подвижными играми и т.д.

Соблюдение принципа и последовательности. Воспитатель должен постоянно следить за тем, чтобы ребенок брался только за те дела, которые в данный момент они посильны.

Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Метод овладения ребенком знаниями и опытом является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей.

Для современной семьи не менее актуальна проблема стиля отношений между ее членами. В качестве основных семейная педагогика выделяет два противоположных типа семейного воспитания - авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль характеризуется властью родителей (чаще отца). При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. В семьях такого типа нет душевного единения, дружного коллектива. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. Факты так же говорят о том, что к подростковому возрасту именно в семьях авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликт с родителями, отдаляются от семьи.

При демократичном стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а так же других членов семьи, характеризуется взаимной любви уважением, вниманием, заботой взрослых и детей друг о друге.

Встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях.

Авторитет подавления. Родители по каждому поводу раздражаются, при всяком удобном и неудобном случае хватаются за ремень, на каждый вопрос ребенка отвечают грубостью, каждую его вину сопровождают наказанием. Такой метод приучает детей держаться от родителей подальше, вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время воспитывает в ребенке жестокость.

Авторитет расстояния. Существуют родители, которые убеждены, что детей следует держать на расстоянии, поменьше с ними разговаривать. У родителей своя жизнь, свои интересы, свои мысли, о которых дети не должны знать. Такой авторитет не приносит никакой воспитательной пользы.

Авторитет чванства. Такой авторитет строится на представлении некоторых родителей, что они самые заслуженные, самые главные и важные. И такое поведение повторяют дети.

Авторитет педантизма. Родители уверены что дети должны выслушивать каждое их слово с трепетом, и ведут себя с детьми как бюрократы. Жизнь ребенка проходит мимо таких родителей, так как за начальственным бюрократизмом они не видят внутренней жизни ребенка.

Авторитет резонерства. Родители заедают ребенка поучениями, так как они уверены в том, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. Жизнь ребенка протекает сама собой, без их участия.

Авторитет любви. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в избыточном количестве. Ребенок с самых малых лет начинает понимать, что к людям можно подыгрываться и извлекать выгоду. В результате приучается к интригам и манипулированию чужой любви.

Авторитет доброты. Родители пытаются добиться детского послушания с помощью своей уступчивости и мягкости. Такой случай чаще приводит к тому, что дети начинают командовать, добиваться своими капризами исполнения любых своих желаний.

Авторитет дружбы. Дружба между родителями и детьми - великое воспитательное средство, если она не достигает крайних приделов, с которых начинается обратный процесс. В таких случаях дети начинают потешаться над родителями, поучать их на каждом шагу, упрекать, что они делаю не так, как надо. В таком случае пропадает и дружба, так как она невозможна без взаимного уважения.

Авторитет подкупа. Послушание подкупается подарками или обещаниями, что развращает детей, делает их лицемерами и меркантильными.

Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает.

Ведущая роль в процессе обучения и развития личности обучающегося принадлежит преподавателю, деятельность которого является генератором научных и мировоззренческих идей, теоретических и практических знаний, а так же духовно-нравственного и интеллектуального потенциала будущего специалиста.

Личность - человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Социализация личности - процесс ее формирования в определенных социальных условиях. Уже в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. Этот процесс включения индивида в социальные отношения и называется социализацией.

Социализация осуществляется в процессе воздействия на индивида таких факторов, как целенаправленные воспитание, обучение воздействия в деятельности и общении. Ребенок социализируется, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя с позиции объекта социального воздействия с позиции активного субъекта. Ребенок активен потому что у него имеются потребности, и если в процессе воспитания учитываются эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка и формированию гармонично развитой личности.

В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика. Высшие психические функции - это речь, словесно-логическое мышление и произвольное внимание.

Существуют несколько социально-психологических механизмов социализации.

Идентификация - отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющие усваивать нормы, отношения и формы поведения.

Подражание - сознательное и бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей.

Внушение - процесс несознательного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств.

Социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других.

Конформность - податливость влиянию группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок индивида в соответствии не разделявшейся им позицией.

Физическое направление охватывает весь период зрелости человека, его трудовую деятельность, когда человек воспроизводит опыт за счет воздействия через свою деятельность на среду.

На протяжении всей жизни человек развивается как личность. Процессы демократизации в нашем обществе создают благоприятные условия для реализации личностного потенциала каждого человека.

Исходя из авторитарного стиля - родителями второй ребенок воспитывался в строгих и жестких условия. Они указывали что можно и что нельзя, не обращая внимания на его возрастные желания и особенности. Мальчик вырос замкнутым, наблюдая за жизнью сестры, которая старше его на 12 лет, он не понимал почему ей все дозволено, а ему нет. Ведь он такой же ребенок как и она. Ему не хватало свободы действий, желаний, поступков, самореализации принятия самостоятельных решений. Я считаю, что своим уходом из дому, он решил доказать, что он самостоятельная личность, что он взрослый и может обойтись без советов и направлений родителей. Второй уход из дому произошел потому, что родители не поняли ситуацию ребенка и продолжали применять те же методы воспитания. В данной ситуации родителям нужно было выйти на откровенный разговор с ребенком, при чем не с позиции ребенок и взрослый, а как взрослый со взрослым, т.е. принять его как самостоятельную личность, выслушать его с одной стороны, а с другой стороны объяснить ребенку почему они так поступали, объяснить ребенку ни то, что они его не любят, а то что они заботятся о нем, т.к. они пытались оградить его от ошибок. Родители думали что знаю, что для него лучше. Нужно поменять позицию с авторитарного стиля на демократический стиль воспитания. Это не значит что они будут потакать всем его капризам, а будут учитывать его желания, мысли по том или иному поводу. Самое главное родителям нужно доказать поступками, что они понимают ребенка, что они сменили стиль воспитания, а не просто поговорили и успокоились.

Вопрос 2

Память можно определить как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

Память также называют «общеорганической функцией».

Формы памяти многообразны: запечатление может происходит в виде преднамеренного запечатления, систематического заучивания. Воспроизведение может осуществляться как узнавания или как свободное припоминание.

Виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая.

Двигательная память - запоминание, сохранение и воспроизведение различных навыков - практических, профессиональных и др. Признаком хорошей двигательной памяти является, например, физическая ловкость. При выраженном преобладании этого вида памяти над остальными любое событие запоминается в первую очередь с точки зрения его двигательного проявления или состава. Например, музыканту с хорошей двигательной памятью проще вспомнить какую-либо пьесу не в виде нотной записи или мелодии-звукоряда, а по движениям пальцев во время исполнения, аппликатуре.

Эмоциональная память - запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Эмоция является универсальным индикатором потребностного состояния человека и его взаимоотношений с окружающим миром. Память сохраняет положительные и отрицательные переживания, связанные с событиями из прошлого. Эти переживания могут побуждать к действию или отказу от действия, к поиску другого решения. Откладывающаяся в памяти информация о событиях как бы маркируется эмоциями, и от того, какую эмоциональную окраску получило данное событие, зависят особенности хранения его памяти.

Образная память - запоминание, сохранение и воспроизведение образных явлений (представления, звуки, запахи и др.) Образная память делится на следующие виды: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая. Обонятельную и вкусовую память можно отнести к профессиональным видам, т.к. они развиваются в связи с особыми условиями деятельности; обонятельная и вкусовая память дегустаторов, развивающаяся на основе высокой чувствительности соответствующих рецепторов, достигает поразительно высокого уровня. В условиях замещения недостающих видов памяти или компенсации дефекта, например у слепых или глухих, также отмечается интенсивное развитие этих видов памяти.

Словесно-логическая память - специфически человеческий вид памяти, характеризуется наличием языковых и логических схем. Содержание этого вида памяти являются мысли, которые не существуют без языка. Мысли могут быть по разному переданы с помощью языка, поэтому они и могут воспроизводиться как по смыслу.

Долговременная память - характерно длительное хранение знаний, навыков и умений. В долговременной памяти одновременно действуют несколько форм организации знаний

Кратковременная память - предназначена для не продолжительного хранения информации. Центральную роль при кратковременном удержании играют процессы повторения, при помощи которых запоминаемый материал не только удерживается в кратковременной памяти, но и переводится в долговременную.

Сенсорная память - обеспечивает удержание информации в течении очень короткого времени(около одной секунды) и представляет собой непосредственный отпечаток информации, поступающий в органы чувств.

Непроизвольная память - непреднамеренное запечатление воздействий без специальной цели их запомнить. Это первоначальная, биологически исходная форма запоминания, присуща как животным, так и людям. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни.

Произвольная память - форма запоминания, характеризующая наличием определенной цели - запомнить, и специальных средств для ее осуществления. Представляет собой достаточно сложную умственную деятельность, включает в себя разнообразные мнемотехнические действия. При прочих равных условиях произвольная память оказывается продуктивнее непроизвольной, обеспечивает прочное хранение материала и его своевременное воспроизведение.

Исследования Л.Л. Смирнова и П.И. Зинченко, проводимые с позиции психологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала. Например, Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий.

Рассмотрим основные факты, добытые в русле различных теорий памяти.

Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал.

. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов - 55 повторений.

. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).

. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

Пси-система сновидений. В своих работах З.Фрейд приводит систему которая обеспечивает систему, которая обеспечивает деятельность сновидений. Он назвал эту систему пси-системой и сравнивал её с рефлекторным аппаратом.) Пси-система имеет своё направление: от чувственного конца к моторному. Чувственная часть воспринимает внутреннее или внешнее раздражение, моторная осуществляет какое-либо психическое движение, причем система восприятия выступает как основная.) В свою очередь чувственный конец подразделяется на две части: первая обеспечивает исключительно восприятие, но не сохраняет его, вторая − отвечает за память. В моторной части З. Фрейд выделял предсознательную область.) Днем путь из предсознания в сознание закрыт, а ночью сопротивление сознания ослабевает, что и приводит к возникновению сновидений.) Во время сна эмоции, раздражения из области сознания, памяти идут к чувственной части, где происходит образование чувственных образов, проявляющиеся в сновидении. Но эти образы не соответствуют образам нашей памяти, т.к. они искажаются. З. Фрейд выделял два течения раздражения: проградиентное (происходящее в бодрствовании) и реградиентное, являющееся основой сновидения.

Вопрос 3

Краткосрочная память - подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти.

Ее характеристики:

). Время хранения информации при отсутствии повторения - от 20 до 30 секунд;

). Емкость КП ограничена;

). Форма хранения информации - акустический код;

). Механизм забывания - замещение или вытеснение.

Синдром Милнера - поражение определенной области головного мозга, при котором давно прошедшие события вспоминаются легко, а недавние практически не сохраняются.

Доказательством служат ошибки припоминания из КП и ДП. Этот же факт доказывает, что информация в КП хранится в акустической форме: при воспроизведении из КП обычно отмечаются акустические ошибки припоминания, т.е. воспроизведения слова, сходного по звучанию с искомым - например слово «брат» может быть воспроизведено как «брак». При воспроизведении из ДП чаще встречаются семантические ошибки, т.е. воспроизведение слова, близкого по значению(труд-работа). Согласно представлениям об акустическому кодировании, когда мы читаем букву «А» мы удерживаем ее в КП путем кодирования в звук «А».

Можно сформировать три функции повторения:

1) удержание информации в КП в течение долгого времени,

) перевод информации из КП в ДП,

) упрочение следов памяти в ДП.

Долговременная память - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное удержание знаний, умений и навыков, характеризующаяся огромным объемом сохраняемой информации. Ее характеристики:

)Время хранения в ДП - велико (месяц, годы) или не ограничено;

) Емкость ДП - неизвестна, есть гипотеза о неограниченной емкости ДП;

) Форма хранения информации - семантический код;

) забывание - определенного мнения на этот счет не существует;

Существует особый феномен «на кончике языка» отмечаемый при воспроизведении из ДП, который показывает, что это представление является упрощенным.Феномен состоит в том, что человек осознает, что означает требуемое слово, но не может полностью его вспомнить, т.е. полное извлечение невозможно, однако частичное воспроизведение все-таки происходит.

Одним из наиболее впечатляющих является Эксперимент Шепарда, который подтверждает наличие зрительных кодов в памяти.

Тульвинг различает две формы ДП - семантическую и эпизодическую.

Семантическая память - это память на слова, понятия и абстрактные идеи; на основе семантической памяти происходит использование языка, она имеет четкую структуру. В отличие от нее, эпизодическая память хранит информацию о событиях, датированных во времени, о связях между этими событиями. Это воспоминания о конкретных переживаниях, которым не хватает формальной структуры; и она менее стабильна, воспоминания из нее часто теряются, в то время как семантическая память активируется реже и является более прочной.

Теория угасания предполагает, что след памяти угасает точно так4 же, как исчезает тропинка, по которой долгое время никто не ходит. Неврологические исследования памяти показывают, что возрастные изменения имеют место, однако нет данных, на основании которых можно было бы с уверенностью сказать, что затухание следов есть основная причина забывания, которое гораздо больше связано с интерференцией, т.е. влиянием конкурирующей информации на запоминание.

Существуют два типа интерференции: ретроактивное торможение и преактивное торможение. В случае РТ на запоминание старого материала отрицательно влияет новый, а в случае ПТ предшествующий материал отрицательно влияет на запоминание нового. Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального называют вниманием.

Непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли. Оно может быть вызвано неожиданностью или новизной раздражителя, его силой, подвижностью, контрастом между раздражителями.

Студент не сконцентрировал свое внимание на преподавателя так, как студент был увлечен разговором с товарищем и шел к преподавателю не целенаправленно, а встретил его случайно, соответственно, информацию он не усвоил. По моему мнению у студента кратковременная память, так как емкость кратковременной памяти ограничена, время хранения информации при отсутствии повторения - от 20 до 30 секунд, соответственно студент не запомнил время назначенное ему преподавателем.

Вопрос 4

семейный воспитание память общение

Ответ: Уже в ранние годы ребенок заключает: «У меня не все в порядке.» Он делает заключение о своих родителях: « У вас все в порядке, вы о′кей.» Это первое, что он понимает, пытаясь на протяжении жизни осмысливать себя и мир, в котором он живет. Установка «Я не в порядке - вы в порядке» - решающая в жизни. Она записана навсегда и влияет на все, что бы человек не делал. Такое решение может уступить место другому решению.

Существует заключение Пенфилда, что мозг выполняет 3 функции:

- запись,

- воспитание,

- оживление, переживание.

В трансактном анализе выделяются четыре жизни установки относительно себя и других, которых может придерживаться личность:

. Я не в порядке, вы в порядке.

. Я не в порядке, вы не в порядке.

. Я в порядке, вы не в порядке.

. Я в порядке, вы в порядке.

К концу второго года жизни или на третьем году жизни ребенок приходит к одной из первых трех установок. «Я не в порядке, вы в порядке» - первоначальное, предварительное решение, основанное на переживаниях первого года жизни. К концу второго года жизни оно подтверждается и закрепляется или сменяется установкой 2 или 3: я не в порядке − вы не в порядке. Приняв окончательное решение, ребенок придерживается выбранной им установки, и она определяет все, что он делает. Она остается с ним на всю оставшуюся жизнь, даже если позднее он сменит ее на четвертую установку. Решение придерживаться первых трех установок основано, в целом, на наличии или отсутствии поглаживания, т.е. ласки, одобрения. Первые три решения являются невербальными. Они представляют собой вывод, результаты, а не объяснения. И все таки они представляют собой нечто большее, условные рефлексы. Они являются тем, что Пиаже называл интеллектуальным основанием причинности. Другими словами - это результат обработки сведений взрослого у очень маленького ребенка.

Я не в порядке - вы в порядке.

В этой установке представлено благополучие как следствие поглаживаний, ласк. Каждого ребенка ласкают в первый период жизни просто потому, что о нем необходимо заботиться. Без воздействия человеческих рук, даже минимального, младенец не выживет. Имеет место также установка неблагополучия. Это заключение о самом себе. У маленького ребенка происходит избыточное накопления переживаний неблагополучия, определяющее неблагоприятное мнение о себе.

При первой установке личность ощущает себя во власти других. Она чувствует громадную потребность в поглаживании или одобрении, которое является психологическим вариантом полученных в детстве физических прикосновений, такая установка небезнадежна, поскольку имеется, пусть не постоянный источник поглаживаний: Вы - о′кей. Взрослому есть о чем заботиться: что делать, чтобы заслужить ласку или одобрение? Имеются два пути, посредствам которых люди могут пытаться изжить эту установку.

Первый путь состоит в пересмотре жизненного сценария, в основе которого лежит признание неблагополучия. Этот сценарий может спровоцировать стремление к самоизоляции, потому что жить среди благополучных людей невыносимо.

Более распространенный способ преодолеть эту установку - создание контрсценария, позаимствовав у Родителя ключевую идею: «Ты можешь быть о′кей, если….» Такой человек ищет общения с теми, у кого сильный Родитель, поскольку нуждается в ощутимых поглаживаниях, а чем сильнее Родитель, тем существенней поглаживания. Этот человек жаждет соответствовать требованиям других. Ощущение собственного неблагополучия водит пером при написании жизненного сценария; контрсценарий рождается из ощущений «Вы - о′кей». Но ни тот, ни другой не приносят счастья и сознания собственной значимости, поскольку основная жизненная установка неизменна: «Чтобы я ни делал, все равно не в порядке».

Я не в порядке - вы не в порядке.

В определенных условиях установка «Я не в порядке - вы не в порядке» может выступать как первичная, а не как производная. Это касается аутичных детей. Психологически аутичный ребенок как бы и не родился. Ранний детский аутизм представляет собой реакцию несозревшего организма на чудовищный стресс, когда ни одного поглаживание не доходит до ребенка. Аутичный ребенок в первые, решающие недели своей жизни не испытывает ощущения защищенности. Резко выброшенный в жизненное пространство, он не находит в нем никого, кто мог бы служить защитой и опорой.

По мнению Е. Шоплера, аутизм развивается вследствие сочетания недостаточной стимуляции и определенных физиологических факторов. Ребенок не обязательно полностью лишен ласки, у него просто отсутствует способность ее ощущать. Родители в этом случае считают его собственностью. Ребенок предпочитает чтобы его не трогали, и бывает недоволен, когда его берут на руки. И тогда даже те прикосновения, которые сначала, поступали, сходят на нет: ведь «он не любит, когда его держат на руках.» не исключено, что избыточная стимуляция может разрушить этот барьер.

Я в порядке - вы не в порядке

Если ребенок довольно долгое время испытывает суровое отношение со стороны родителей, которых он изначально считал благополучными, его жизненная установка примет еще одну, третью, криминальную форму: «Я - о′кей, а вы - нет». Элемент благополучия здесь присутствует, но откуда он взялся? Где находится источник поглаживания, если «вы не в порядке»?

Это трудный вопрос. Особенно если принять во внимание, что данная установка формируется на втором-третьем году жизни. Если двухлетний малыш решает: «Я - о′кей», означает ли это, что его благополучие - результат «самопоглаживания», и если это так, то таким образом ребенок его осуществляет?

Самопоглаживание появляется тогда, когда маленький человек пытается залечить раны, нанесенные родителями, своему «забитому ребенку», Этого ребенка бьют так жестоко, что кости трещат. Каждый, кого избивали до переломов и кровавых синяков, знает, что такое сильная боль.

Ощущения благополучия приходит к такому ребенку тогда, когда оставляют в покое и дают возможность «зализать раны». Именно в этом положении обстановка, в которой он находится, наиболее контрастна, той боли, которую он испытывает. Он чувствует: «Оставьте меня, и мне станет хорошо. Со мной все в порядке». При появлении родителей он приходит в ужас. «Вы снова будете меня бить! Вы плохие! Я - о′кей, а вы нет».

Такой малыш пережил жестокость. Но он все-таки выжил. То, что произошло с ним может случиться опять. «Я выжил, и я выживу». Он не сдается. Подрастая он начинает давать сдачи. Он испытал на себе жестокость и знает, как быть жестоким.

Установка « Я в порядке - вы не в порядке» для такого ребенка является средством спасения своей жизни. Трагедией и для него самого, и для общества является то, что он идет по жизни, не пытаясь взглянуть в себя. Он не способен объективно оценивать свою роль в том, что с ним происходит. Вина - она всегда «чья-то». «Это все они виноваты!» Такой позиции держаться неисправимые преступники.

Личность с установкой «Я в порядке вы не в порядке» страдает от отсутствия поглаживаний. Поглаживание хорошо настолько, насколько хорош дарящий его человек. А хороших людей нет. Поэтому нет и поглаживаний.

Я - о′кей, вы - о′кей

Есть и четвертая установка, на которую мы возлагаем наши надежды. Это установка «Я - о′кей, вы - о′кей». Между ней и тремя другими существует качественное отличие. Три первые установки - неосознанные, они возникают в самом раннем возрасте. «Я не в порядке - вы в порядке» закладывается раньше других и преследует большинство людей на протяжении всей их жизни. В особо тяжелых случаях эта позиция меняется на вторую либо третью. К концу третьего года жизни какая-то одна из этих трех установок фиксируется каждым человеком.

Четвертая установка «Я - о′кей, вы - о′кей» - осознанная словесно оформленная. Она не только допускает принятие намного большего объема информации о себе и о других, но так же включает и учет еще не пережитых ощущений, которые воплощены в понятиях философии и религии. Три первые установки основаны на чувствах. В основе четвертой лежат мысль, вера, стремление к действию. Три первые вопрошают: «Почему?», четвертая - «Почему бы и нет?» Осознание благополучия не увязывается с личными переживаниями, поскольку мы можем возвысится над ними в стремлении к вышей цели человечества.

Очень важно понять, что «Я о′кей − вы о′кей» это позиция, а не ощущения.

Литература

1.Харрис Т.Э. Я - о′кей, ты - о′кей / Пер. с англ. С.С. Степанова. − Екатеринбург; М.: Деловая книга: Академический Проект, 2001.

2.Основы общей психологии / Под ред. А.В. Бородина. - М.: ЮНИТИ 9, 2002.

.Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. А.А. Радугина. - 2е изд., исп. и доп. - М.: Центр, 1999.

Похожие работы на - Особенности семейного воспитания. Понятие и формы памяти

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!