Фискальная политика как инструмент макроэкономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    438,52 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Фискальная политика как инструмент макроэкономики

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ НЕДВИЖИМОСТЬЮ






КУРСОВАЯ РАБОТА

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ МАКРОЭКОНОМИКИ



Выполнила:

студентка 2-го курса группы 1042

специальности «Менеджмент» С.А. Кореневич

Научный руководитель

доцент кафедры управления недвижимостью

канд. физ.-мат. наук, доцент В.П. Киреенко



Минск 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение    3

Глава 1 Теоретические основы фискальной политики        5

1.1 Сущность фискальной политики: цели, задачи, методы проведения и инструменты 4

1.2 Типы фискальной политики....................................................................... 9

.3 Достоинства и недостатки фискальной политики..................................... 13

Глава 2 Особенности формирования и реализации фискальной политики в Республике Беларусь    21

2.1 Основные направления фискальной политики в Республике Беларусь    21

.2 Изменения в налогово-бюджетной системе  24

2.3 Анализ динамики показателей фискальной политики за 2000 - 2010 гг.    26

Заключение         23

Список использованных источников      33

ВВЕДЕНИЕ

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, оказывающей непосредственное влияние на благосостояние каждого, и на всех его уровнях играет важную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.).

В условиях мирового экономического кризиса крупнейшие промышленно развитые страны переживают глубокий спад, инфляция достигает высокого уровня вследствие быстрого роста цен на биржевые товары, а в развивающемся мире происходит резкое замедление роста.

Национальная экономика нашего государства, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся в постоянной динамике, и от того, насколько грамотно правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в Республике Беларусь и судьба всей страны в целом.

Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Фискальная политика, являясь ключевым элементом государственного финансового регулирования, проникает во все сферы финансовой деятельности государства посредством находящегося в его распоряжении инструментария и оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен [10, с. 324-325].

Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной.

Целью данной курсовой работы является определение сущности фискальной политики как инструмента макроэкономики, выявление особенностей её формирования и развития в Республике Беларусь, а также определение достоинств и недостатков фискальной политики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

·   рассмотреть и проанализировать теоретические основы данной системы регулирования экономики;

·        проанализировать достоинства и недостатки фискальной политики;

·        изучить особенности фискальной политики в Республике Беларусь.

Объект исследования является фискальная политика как важнейший инструмент государственного регулирования экономики.

Предмет исследования - характерные черты и направления реализации фискальной политики в национальной экономике Республики Беларусь.

 


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ


1.1 Сущность фискальной политики: цели, задачи, методы проведения и инструменты


Экономическая политика - совокупность государственных мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или предопределить их результаты [1, с. 518].

В зависимости от области государственного воздействия, способов и инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику.

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне).

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.

В макроэкономике нет однозначной формулировки термина для определения фискальной политики, существует множество ее определений:

·    фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции) [2, с. 285];

·        фискальная политика - это совокупность мероприятий государства по регулированию государственных расходов и налогов для достижения уровня занятости и дальнейшего экономического роста [9, с. 54];

·        фискальная политика - это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. [4, с. 166];

·        фискальная политика - это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста [5, с. 418].

Все несколько вышеперечисленных определений, несмотря на некоторые различия в формулировках, отражают сущность фискальной политики. Из этих определений следует, что фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий правительства государства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики путем достижения поставленных целей.

Важным моментом при определении сущностной характеристики фискальной политики являются её цели. На рисунке 1.1 видно, что цели делятся на 2 группы: краткосрочные и долгосрочные. Основные цели фискальной политики сводятся к стабилизации экономического положения и процветанию государства и его граждан. А благосостояние граждан, в свою очередь, напрямую зависит от полноты бюджета. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления [18, с. 174-176].

Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науки, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Также задачами современной фискальной политики являются создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, стимулирование эффективности производства и социальной сферы [21, с. 478-479]. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

Рисунок 1.1 - Цели фискальной политики

Доля государственного сектора в расходах на товары и услуги весьма велика, государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение года суммы, составляющие в экономически развитых странах около половины валового внутреннего продукта. Закупки осуществляются государством как внутри страны, так и на внешних рынках. Таким образом, государство обладает колоссальными возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса, если только оно не связало себя по рукам и ногам заранее обусловленными жесткими ограничениями. Кроме того, государство обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:

·    затраты на расширенное воспроизводство;

·        непроизводительные расходы государства;

·        развитие инфраструктуры, научных исследований;

·        проведение структурной политики;

·        содержание военно-промышленного комплекса.

С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.

Важную роль при проведении фискальной политики играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

В макроэкономике существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства.

С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками [7, с 285]. Дж.М. Кейнс и его сторонники отводили фискальной политике главенствующую роль в воздействии на экономический рост, уровень занятости и динамику цен. В кейнсианской концепции фискальная политика является основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста государственных расходов растет совокупных спрос и национальных доход. При этом фискальная политика особо эффективна в период экономического спада как стимулирующая политика. При рассмотрении экономических вопросов кейнсианцы ставили спрос на первое место, считая, что именно он создает предложение. Поэтому, по их мнению, сокращение налогов приводит к росту совокупного спроса, одновременно с которым растет реальный объем ВНП и уровень цен, то есть ускоряется темп инфляции. Кроме того, происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является появление или нарастание бюджетного дефицита.

Согласно классической концепции фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Сторонники теории «экономики предложения» считают, что предложение создает спрос, и утверждают, что кейнсианская концепция не учитывает воздействие налогов на динамику совокупного предложения. Они считают, что снижение налоговых ставок может стимулировать совокупное предложение и увеличить налоговые поступления, то есть сократить бюджетные дефициты.

Экономическая теория допускает существование конкурирующих между собой школ и направлений. Применение той или иной концепции зависит от конкретной экономической ситуации в стране и цели, поставленной перед национальной экономикой [3, с 70-71].

Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить анти циклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений. Различают следующие инструменты фискальной политики:

·    государственные расходы на покупку продукции;

·        суммы налогов;

·        трансфертные выплаты.

Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Мультипликатор государственных расходов (MPG) показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов на закупку товаров и услуг:

На рисунке 1.2 [13, с 88-89] показаны инструменты фискальной политики. В период спада и депрессии реализуется стимулирующая фискальная политика, где инструментами выступают такие меры как увеличение государственных расходов, снижение налогов и увеличение трансферов. В период подъёма находит свое применение сдерживающая фискальная политика, где инструментами выступаю такие меры как уменьшение государственных расходов увеличение налогов и уменьшение государственных трансферов.

Рисунок 1.2 - Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика

.2 Типы фискальной политики

В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства: дискреционную и недискреционную [2, с. 296-297].

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста [20, с. 286].

К числу наиболее распространенных способов, средств осуществления дискреционной фискальной политики относят:

·    общественные работы,

·        программы материальной помощи,

·        изменение налоговых ставок

Привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счет служит оперативным средством борьбы с резко нарастающей безработицей. В период обострения социальной ситуации, обусловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с такими автоматическими стабилизаторами, как предусмотренные законом пособия, правительство прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий, дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное резкое снижение доходов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговые ставки, вводят частичные льготы.

Дискреционная фискальная политика осуществляется через государственные закупки товаров и услуг, государственные трансферты и налоги. Изменение их величин приводит к изменению совокупных расходов.

На характер дискреционной фискальной политики большое влияние оказывает состояние экономики [3, с. 84]. При проведении этой политики учитываются следующие количественные зависимости между финансовыми переменными величинами: 1) рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятости трудоспособного населения, 2) показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости [2, с. 298].

Указанные зависимости используются в дискреционной фискальной политике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика отличается на разных фазах цикла [3, с. 89].

В период спада, как правило, осуществляется стимулирующая фискальная политика, которая складывается из динамичного сочетания уменьшения налогов с увеличением государственных расходов. Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но сокращает падение производства. [13, с. 87] При увеличении государственных расходов возникает «эффект вытеснения» - инвестиционная конкуренция между государством и частным сектором (домашних хозяйств и предприятий), ведущая к перераспределению факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупок повышает ставки процента, что ведет к сокращению частных инвестиций. Сокращение реальных частных инвестиций влияет на темпы роста и уровень жизни. Эффективность экономики достигается оптимальным ограничением государственных расходов. [9, с 48].

В условиях избыточного спроса и инфляционного роста дискреционная фискальная политика носит сдерживающий характер и складывается из сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением. Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета [13, с. 96].

Мультипликатор государственных расходов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода (Y) превосходит вызвавший его первоначальный прирост государственных закупок товаров и услуг (G). Мультипликатор государственных расходов рассчитывается по формуле 1.1:

Mg=ΔY/ΔG=1/(1-MPC) (1.1)

где Mg - мультипликатор государственных расходов;

ΔY - прирост доходов;

ΔG - прирост государственных расходов; - предельная склонность к потреблению.

Налоговый мультипликатор - коэффициент, которые показывает, как изменяется совокупный доход при изменении налогов на единицу. Изменения в налогообложении вызывают сокращение дохода после уплаты налогов. Это сокращение в свою очередь сопровождается снижением объемов потребления и сбережения на каждом уровне национального продукта. Изменение величины национального продукта можно определить с помощью подсчета налогового мультипликатора (формула 1.2):

Mt=ΔY/ΔT (1.2)

где ΔT - изменение ставки налога.

В дискреционной фискальной политике есть понятие «мультипликатор сбалансированного бюджета»: равные увеличения государственных расходов и налогообложения ведут к росту равновесного национального продукта на ту же величину, то есть мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 [2, с 286-287].

Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью, так называемых встроенных стабилизаторов.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта.

где G - государственные расходы;

Т- налоговые поступления.

Рисунок 1.2 - Встроенные стабилизаторы

Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

На графике размеры государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений парламента и правительства, а не от роста ВНП (валового национального продукта). Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП (чистый национальный продукт). Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.

В этот период налоговые поступления превышают государственные расходы (T>G). Возникает излишек - профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.

График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.

На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение [22, с. 311-312]

1.3 Достоинства и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

·    Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

·        Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).

·        Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

К недостаткам фискальной политики следует отнести:

·    Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

·        Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг - это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

·        Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

·    проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;

·        проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

·        Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики - монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-sideeconomics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) - т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования» [13, с 98-100].

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


2.1 Основные направления фискальной политики в Республике Беларусь

фискальная политика макроэкономика финансовый

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер.

Доля государственного сектора в расходах на товары и услуги весьма велика, государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение года суммы, составляющие в экономически развитых странах около половины валового внутреннего продукта. Закупки осуществляются государством как внутри страны, так и на внешних рынках. Таким образом, государство обладает колоссальными возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса, если только оно не связало себя по рукам и ногам заранее обусловленными жесткими ограничениями.

Кроме того, государство обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.

Фискальная политика оказывает большое влияние на развитие государства и на складывающуюся ситуацию в стране. Таким образом, для выбора наиболее правильной и экономически целесообразной фискальной политики необходим ее системный анализ и прогнозирование последствий, так как фискальная политика играет большую роль в развитии государства, влияя на социальное положение граждан государства, на состояние государственного бюджета и на деловую активность предприятий.

На протяжении переходного периода стратегические цели фискальной политики Республики Беларусь менялись. В течение первых четырех лет необходимо было остановить резкое падение производства, вызвавшее обесценивание белорусского рубля. Преимущественно проводилась дискреционная стимулирующая фискальная политика, направленная на поддержание работы стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы. В связи с этим с 1993г. увеличивался дефицит госбюджета за счет роста госрасходов, что в конечном итоге увеличило темпы роста ВВП с 1995г. Однако проводимая долгое время бюджетно-налоговая стимулирующая политика способствовала в 1993-1995 гг. ускорению инфляции наряду с другими факторами. После 2001 г., когда темпы инфляции сократились, фискальная политика приобрела направление стимулирующей инвестиционной политики. В 2003 г. экономика вышла из кризиса, достигнув предкризисного уровня 1990 г. В связи с этим в 2004 г. мел место профицит госбюджета.

Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

Особенностью белорусской налогово-бюджетной политики является упор на максимальное обеспечение социальной защищённости всех слоёв населения, которое достигается путём использования бюджетных средств и упрощение налоговой системы. Так же характерной особенностью высокий уровень дотаций для экономики по сравнению с развитыми странами [7, с. 293-295].

Важным рычагом фискальной политики становится налоговая система. С ее помощью Республика Беларусь ставит цель обеспечения выравнивания доходов, социальной защиты малоимущего населения, стимулирования частного бизнеса и достижения высоких темпов экономического роста.

Приоритетами налоговой политики Республики Беларусь по-прежнему остаются дальнейшее упрощение налоговой системы, снижение налогового давления на экономику и улучшение налогового администрирования. В целях совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь реализуются следующие мероприятия:

·    улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширение налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;

·        снижение нагрузки на фонд заработной платы;

·        оптимизация ставок и совершенствование механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;

·        повышение стимулирующей роли таможенной политики;

·        выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;

·        совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижения уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для плательщиков;

·        оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов и экологических платежей [13, с. 103-104].

Что касается выработки принципов современной фискальной политики освоения новой бюджетно-налоговой технологии, то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами мира. Впрочем, нет сомнений и в том, что в переходный период фискальная политика в максимальной степени должна быть направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития.


2.2 Изменения в налогово-бюджетной системе


За период 1993-2009гг. в области бюджетно-налоговой политики были осуществлены следующие изменения:

·  принят закон «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» [16];

·        введена в действие новая бюджетная классификация [17];

·        осуществлен перевод ряда внебюджетных фондов в бюджет, в том числе: республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, республиканского дорожного фонда [15];

·        укреплена база местных бюджетов (подоходный налог с физических лиц, плата за древесину, налог на недвижимость, земельный налог, экологический налог за переработку нефти, налог для субъектов малого предпринимательства полностью зачисляются в местные бюджеты, а также местные целевые бюджетные фонды охраны природы, дорожные). Изменены и понижены ставки многих налогов и отчислений (НДС, целевых бюджетных фондов). Расширена база налогообложения и введены новые льготы по ряду налогов (на прибыль, НДС, целевые бюджетные и внебюджетные фонды);

·        разработан Налоговый кодекс Республики Беларусь, унифицированный с Налоговым кодексом Российской Федерации в 2002г. Данные изменения в основном действовали в сторону упрощения налоговой системы, снижения налоговой нагрузки и уменьшения числа налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды. Однако некоторые изменения привели к росту налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, в частности [11];

·        В 2009 г. продолжается совершенствование механизма взимания и уплаты основных применяемых налогов и сборов (НДС, налоги на прибыль и доходы, экологический налог);

·        Установление ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в пределах базовых ставок [17];

Основными направлениями бюджетной политики в 2010 г. были:

·  развитие и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования на всех уровнях бюджетной системы;

·        переход бюджетов всех уровней к среднесрочному финансовому планированию;

·        совершенствование межбюджетных отношений;

·        формирование реестра расходных обязательств бюджетов (перечня нормативных правовых актов и расходов на их реализацию);

·        оптимизация состава распорядителей бюджетных средств исходя из выполнения ими государственных функций;

·        приведение бюджетной классификации и бюджетного учета в соответствие с международными стандартами.

Завершающим этапом формирования налоговой системы Республики Беларусь является вступление в силу Особенной части Налогового кодекса. Особенная часть представляет собой свод налоговых законов, но созданный не путем простого объединения в одном документе ранее действовавших актов, а с одновременным их совершенствованием [12].

2.3 Анализ динамики показателей фискальной политики за 2000 - 2010 гг.


Фискальная политика - элемент макроэкономики. Именно поэтому её анализ базируется на макроэкономических показателях.

Налоги - неотъемлемая часть фискальной политики. В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь [7, с. 301].

Рассмотрим долю налоговых и неналоговых доходов в бюджете Республики Беларусь. Для этого определим, что же такое налоговые и неналоговые доходы государства. Налоговые доходы - налоги на доходы и прибыль, налоги на собственность, налоги на товары (работы, услуги), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи. Неналоговые доходы - доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, штрафы, удержания и прочие неналоговые доходы [19, с. 510]. Из рисунка 2.1 [19, с. 515-516] отчетливо видно, что в структуре бюджета страны основное место занимает доля налоговых доходов, причем она имеет тенденцию к увеличению.

Если говорить о структуре налогов, которые составляют бюджет Республики Беларусь, то это в основном такие виды налогов как налоги на доходы и прибыль (подоходный налог, налог на прибыль), налоги на собственность, налоги на товары (налог на добавленную стоимость, акцизы, экологический налог, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности).

Динамика распределения основных видов налогов в бюджете страны показана на рисунке 2.2 [19, с. 515]. Лидирующее место занимаю налоги на товары (работы, услуги).

Рисунок 2.1 - Доля налоговых и неналоговых доходов в бюджете Республики Беларусь за 2005-2010гг. в фактически действовавших ценах (миллиардов рублей)

Рисунок 2.2 - Распределение основных видов налогов в бюджете Республики Беларусь за 2005-2010гг. в фактически действовавших ценах (миллиардов рублей)

Задолженность по налогам и сборам - сумма налогов, сборов и других обязательных платежей, не уплаченная в бюджет в установленный законодательством срок. Информация о задолженности по налогам и сборам представляется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. Из рисунка 2.3 [19, с. 523] видно, что пик по задолженности приходится на 2005-2007 года. Однако этот показатель имеет ярко выраженную тенденцию к уменьшению (на начало 2011 г. задолженность по налогам снизилась в 7,5 раз).

Рисунок 2.3 - Задолженность по налогам и сборам за 2000-2011гг. на начало года (миллионов рублей)

На рисунке 2.4 [19, с. 514] представлена информация о дефиците и профиците консолидированного бюджета Республики Беларусь. Консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь. Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь. В 2006-2008 гг. в республике наблюдался профицит консолидированного бюджета (профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами). Однако в 2009 г. величина расходов превысила доходы, поступившие в бюджет Республики Беларусь. Дефицит (дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами) составил 958 млрд. рублей, т.е. показатели изменились почти в 3 раза. В 2010г. дефицит консолидированного бюджета составил 4226 млрд. рублей (по сравнению с предыдущим годом дефицит увеличился почти в 4,5 раза). Возможно ситуация сложилась определенным образом по причине финансового кризиса (потребовались дополнительные расходы).

Рисунок 2.4 - Дефицит и профицит консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2000-2010гг. в фактически действовавших ценах (миллиардов рублей)

Дефицит бюджета является одним из недостатков фискальной политики. Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после Первой мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Термин "фискальная политика" был введен в научный оборот Дж. М. Кейнсом. Главное назначение фискальной политики - государственное регулирование современной рыночной экономики с использованием финансово-бюджетных инструментов. Практическое и теоретическое обоснование государственного регулирования рыночной экономики явилось жесткой необходимостью, возникшей после великой депрессии 30-х годов. Стало понятно, что для преодоления возникших трудностей следует создать систему конкретных мер, предотвращающих возможные повторения тяжелых кризисных ситуаций. Стабилизация экономики наряду с использованием денежного обращения и кредитно-банковской системы осуществляется через фискальную (fiscalpolicy) или финансово-бюджетную политику, под которой обычно понимают изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, обеспечивающие полную занятость, производство не инфляционного валового национального продукта и стимулирование экономического роста [14, с. 165].

Лауреат Нобелевской премии по экономике П. Самуэльсон писал, что фискальная политика является очень сильным оружием, подобным атомной бомбе. Правительство, утверждал он, должно пытаться использовать ее в здоровом, а не в пагубном направлении. Поэтому главный вопрос заключается в том, будет ли эта политика конструктивна или окажется неосознанной и непоследовательной.

Связь фискальной политики с макроэкономическими процессами позволят говорить о ней как об одном из элементов макроэкономики. При этом важно отметить, что макроэкономика, по определению, является разделом науки об экономике как едином целом. Поэтому можно сделать вывод, что эффективность проводимой фискальной политики влияет не на отдельные элементы, а на всю экономику в целом. Показатели фискальной политики: налоги, расходы, их сальдо, прочее - оказывают огромное влияние на основные макроэкономические величины: ВНП, ВВП, ЧНП, НД. Эта зависимость имеет характер строгой субординации.

Государство и фискальная политика - это неразрывные элементы. Государство обладает колоссальными возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса. Кроме того, государство обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.

Для выбора наиболее правильной и экономически целесообразной фискальной политики необходим ее системный анализ и прогнозирование последствий, так как фискальная политика играет большую роль в развитии государства, влияя на социальное положение граждан государства, на состояние государственного бюджета и на деловую активность предприятий.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

Особенностью белорусской налогово-бюджетной политики является упор на максимальное обеспечение социальной защищённости всех слоёв населения, которое достигается путём использования бюджетных средств и упрощение налоговой системы. Так же характерной особенностью высокий уровень дотаций для экономики по сравнению с развитыми странами [7, с. 293-295].

Важным рычагом фискальной политики является налоговая система. С ее помощью Республика Беларусь ставит цель обеспечения выравнивания доходов, социальной защиты малоимущего населения, стимулирования частного бизнеса и достижения высоких темпов экономического роста.

Подводя итоги рассмотрения фискальной политики можно сделать вывод, что всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов фискальной политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста.

Бюджет играет значительную роль при регулировании социально-экономических процессов не зависимо от социальной структуры, экономического положения, культуры и месторасположения страны. Таким образом, тема фискальной политики остается актуальной для всех современных стран.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.   Абалкин, Л.И. Экономическая энциклопедия / Л.И. Абалкин. - Москва : Экономист, 2008. - 1087 с.

2.       Агапова, Т.А. Макроэкономика / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - Москва : МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «Дело и Сервис», 2000. - 416 с.

.        Алексеенко, Т.С. Макроэкономика: учеб. пособие / Т.С. Алексеенко. - Минск : ИВЦ Минфина, 2007. - 123 с.

.        Беспалов, В.И. Фискальная политика на современном этапе / В.И. Беспалов, И.Б. Амураль. - М.: Феникс, 2007. - 265 с.

.        Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику / Т.Ю. Матвеева. - Москва : Экзамен, 2007. - 511 с.

.        Гальперин, В.М. Макроэкономика / В.М. Гальперин, П.И. Гребенников. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 1997г. - 719 с.

.        Дайнеко, А. Е. Экономика Беларуси в системе всемирной торговой организации / А. Е. Дайнеко, Г.В. Забавский, М.В. Василевская; под ред. А.Е. Дайнеко. - Минск : Ин-т аграр. экономики, 2004. - 323 с.

.        Кажуро, Н.Я. Основы экономической теории: учеб. пособие / Н.Я. Кажуро - Минск : ООО «ФУ Аинформ», ООО «Мисанта», 2005. - 672 с.

.        Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику / Т.Ю. Матвеева. - Москва : «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007.- 511 с.

.        Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г. Менкью. - СПб. : Питер, 1999. - 576 с.

11. Налоговый кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 19 декабря 2002 г. № 166-З: одобр. Советом Респ. 25 декабря 2002г.: текст Кодекса по состоянию на 1 января 2011 г. Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

12.     Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть): принят Палатой представителей 29 декабря 2009 г. № 71-3: одобр. Советом Респ. 30 декабря 2009г.: текст Кодекса по состоянию на 1 января 2011 г. Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

.        Новикова, И.В. Экономическая теория / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский. - Мн.: ТетраСистемс, 2009 г. - 399 с.

14. Новикова, И.В. Макроэкономика: курс интенс. подгот. / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. - Минск : ТетраСистем, 2008. - 304 с.

15.     О бюджетной классификации Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г. №158-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

.        О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах: Закон Респ. Беларусь, 4 июня. 1992 г., № 1394-ХП // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.

17. Об установлении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в пределах базовых ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, установленных Налоговым кодексом Республики Беларусь: решение Минского городского Совета депутатов от 24.11.2010 N 65// Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2010. - № 181. - 11/18743.

18.     Плотницкий, М.К. Экономическая теория. / М.И. Плотницкий, М.К. Радько, Г.А. Шмарловская. - Минск : Современная школа, 2006 г - 392 с.

.        Статистический ежегодный сборник Республики Беларусь. - Минск, 2011. - 633 с.

.        Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник / Л.С. Тарасевич, В.М. Гальперин, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 1999. - 656 с.

.        Чепурин, М.Н. Курс экономической теории / М.Н. Чепурин, Е.А. Киселёва. - Киров : «АСА», 2010 г. - 880 с.

.        Чикатуева, Л.А. Маркетинг: учеб.пособие / Л.А.Чикатуева, Н.В. Третьякова; под ред. в. п. Федько. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 413 с.

Похожие работы на - Фискальная политика как инструмент макроэкономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!