Методы исследования моральной компетентности и нравственного поведения подростков в семье

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,6 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы исследования моральной компетентности и нравственного поведения подростков в семье

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

.1 Семья как фактор морального развития личности

.2 Возрастные особенности морального развития подростков.

. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

.1 Моральная компетентность и методы ее изучения

.2 Нравственное поведение и методы его исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема морального развития остро стоит в современном обществе, предлагающем растущему человеку различные, подчас противоречивые моральные ценности и ориентации. Особо остро эта проблема стоит для подросткового возраста, когда подросток с его формирующимся мировоззрением нуждается в определении собственных ценностей и четких моральных ориентиров. Особое значение семьи для воспитания и формирования человека отмечается всеми, кто в той или иной степени занимается проблемами подростков и молодежи. Это не случайно, семья действительно располагает не просто большими, а уникальными возможностями для интенсивного общения детей и родителей, передаче детям социальной программы общества - целей и ценностей общества, средств, которыми эти цели и ценности достигаются и сохраняются.

Однако целостного представления о том, как происходит моральное развитие в семье, в литературе не представлено. На это указывает целый ряд авторов Петровский А.В. [см. по: 1], Крайг Г.М.[см. по: 3],Головей Е.Ф [11], Эйдемиллер Э.Г. [8], Ковалев А.Г. [4], Посысоева Н.Н. [5] и др.

Вот почему темой нашей курсовой работы является «Методы исследования моральной компетентности и нравственного поведения подростков в семье».

Объектом нашего исследования являются методы получения психологической информации.

Предметом нашего исследования является методы изучения морального развития подростков.

Целью нашей курсовой работы является создание модели обследования морального развития подростков и проведения пилотажного исследования.

Задачами курсовой работы является: определение методологических основ исследование морального развития подростков; рассмотрение влияния стилей семейного воспитания на развития нравственности в подростковом возрасте; анализ возрастных особенностей морального развития подростков; обзор моральной компетентности и методы ее изучения; рассмотрение нравственного поведение и методы его исследования.

Практическая значимость курсовой работы выражается в том, что она является теоретическим основанием для организации конкретного эмпирического исследования особенностей морального развития подростков в семье.

.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

1.1 Семья как фактор морального развития

Влияние родителей уже ограничено - им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Ценностная ориентация подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.

В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равнее с ними в правах. То, как сложится отношение в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроится - принять чувство взрослости от своего ребенка.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т. п.

Контроль может быть принципиально различным. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жестокий, тотальный контроль в авторитарном воспитании и почти полная отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов: родители регулярно указывают своим детям, что им делать; ребенок может высказывать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются; ребенок может принимать отдельное решение сам, но должен получить одобрение родителей; родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение; решение часто принимает сам ребенок; ребенок сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет.

Петровский А.В. выделяет такие стили воспитания как демократичный, авторитарный, эмоциональное отвержение, гипоопека и гиперопека.

Демократичные родители ценят в поведение подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростков; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях происходит без особых переживаний и конфликтов.

Дети в семьях с демократическим стилем обладают умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстником. Но им не были присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами подростки с трудом поддаются внешнему контролю.

Авторитарные родители требуют от подростка безприкасловного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт( например, мальчик, отстаивая свои права на самостоятельность в отсутствии родственников врезает замок в дверь своей комнаты). Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными и менее нравственно зрелыми, чем их сверстники, пользующиеся большей свободой.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к ребенку.

Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. Дети при этом замкнуты, боязливы, угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем - пассивны и зависимы, мальчики - неуправляемы и агрессивны. По имеющимся данным, большинство малолетних преступников и юных бродяг, периодически сбегающих из дома, пережили жестокое обращение в семье.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда не бунтовали нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на которых можно было бы ориентироваться. Что касается неконтролируемого поведения детей, то оно становится непредсказуемым, зависимым от других внешних влияний. Ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению. Если ребенок попадает в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы неприемлимого поведения.

Родительская любовь - совершенно необходимая, но недостаточное условие благополучного развития подростка. Гиперопека - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудности в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, одни воспитывающие своих детей и видящие в этом единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «за ребенка», излишняя близость становится тормозом на пути личностного роста обоих - и подростка, и его мамы.

Вместе с тем по данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, и жаловаться не на что, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки [1,с.306].

Даже при достижении детьми подросткового возраста родители по прежнему опекают их, не доверяя им принимать решения и не обращая внимания на то, что подростки ищут свободы и самореализации.

Это все еще во время собственной карьеры родителей, поэтому духовному и душевному миру ребенка уделяется мало внимания. Пожилые родители склонны перекладывать на ребенка свои проблемы, их жизненный пессимизм может передаваться и на подростка.

Иногда возникает проблема потери авторитета родителей (ограждали от «правды жизни», а при столкновении с действительностью подросток понял, что его учили не тому). Еще одна важная деталь - несоответствие надежд, прогнозов родителей реальному, выросшему ребенку: подростки выходят из под контроля, проявляют активный интерес к занятиям вне школы и семьи [2, с. 79].

Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания. Авторитетный стиль предполагает: высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношение холодное, отстраненное. Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплый отношения. Индефферентный стиль - низкий уровень контроля и холодное отношение [3, с.156].

Мишина Т. М. описывает наиболее часто встречающиеся неблагополучные формы родительско-детских отношений. Соперничество предполагает стремление отдельных членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. Мнимое сотрудничество - конфликты между членами семьи «спрятаны» от посторонних глаз. Изоляция - в наиболее явном виде происходит отчуждение одного из членов семьи от воспитания ребенка [4, с.335].

Э.Г. Эйдемиллер выделил шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями.

Гипопротекция (гипоопека) характеризуются отсутствием необходимой заботы о ребенке.

Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Такой вариант отношений доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.

Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно и скрыто - в виде издевок, иронии, высмеивания.

Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев - или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее [5, с.232]

С. Д. Лаптенок пишет, что из опроса 304 старшеклассников Минска видно, что только 43 % из них считают свою семью дружелюбной сплоченной; у 54 % подростков нет доверительных отношений с отцами и у 33 % - с матерями. И это в обычных семьях, а в конфликтных, порождающих «трудных» детей, дело обстоит еще сложнее. Не зря же каждый третий из числа последних (опрошены 102 «трудных» ребенка в Заводском районе Минска) свое девиантное поведение объяснил конфликтами в родительском доме, а так же недружелюбным отношением к себе со стороны отца или матери [6, с 139].

Исходя из названных выше классификаций стилей воспитания, мы решили рассмотреть методику измерения родительских установок и реакций Т.Е. Архиреева.

Предлагается адаптированная на русскоязычной выборке Методика измерения родительских установок и реакций (РАRI), авторами которой являются Е. Шефер и Р. Белл. Описывается психометрическая адаптация теста, включающая такие процедуры, как анализ внутренней согласованности пунктов опросника, проверка его устойчивости к перетестированию, рестандартизация тестовых норм, проверка воспроизводимости структуры отношений между шкалами и анализ корреляций с релевантным критерием. Приводится текст опросника и инструкция по проведению данной методики, обработке данных и интерпретации полученных результатов.

Чтобы определить, как осуществляется воспитание ребенка в семье, психологи нашей страны в большинстве случаев пользуются тремя наиболее известными методиками: «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варга, переводной опросник «Измерение родительских установок и реакций» (РАRI) Е. Шефера и Р. Белла. Каждый из перечисленных опросников имеет свою специфику применения. Методика ОРО в большей мере ориентирована на изучение особенностей родительской позиции матери или отца по отношению к конкретному ребенку. Опросник включает утверждения типа «Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребенка» или «Я часто ловлю себя на враждебном отношении к моему ребенку» и т.д. Можно сказать, что он изучает индивидуальный опыт родителя в воспитании конкретного ребенка. Методика АСВ стандартизирована и валидизирована на родителях подростков от 14 до 18 лет, находящихся на учете в и инспекции по делам несовершеннолетних. Это определяет цель использования опросника - выявление ошибок в родительском воспитании. Этот опросник так же, как и ОРО, изучает индивидуальный опыт родителя в воспитании подростка.

Опросник РАRI направлен на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания. Он не связан с установками на воспитание конкретного ребенка. Родители выражают свое мнение, касающееся воспитания детей вообще. Это позволяет изучать априорные установки родителей на воспитание ребенка, что необходимо в практике усыновления и при создании семейных детских домов.

Все три опросника можно применять как порознь, так и в комплексе, поскольку они взаимно дополняют друг друга.

Методика PARI апробирована на выборке из 263 родителей учащихся начальных классов. Опросник РАRI (4-я форма) включает 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. В него заложены 23 шкалы, в каждой из шкал по пять вопросов. Есть шкалы, связанные между собой. Утверждения в опроснике расположены так, что они повторяются в шкале через каждые 23 пункта. Например, шкала 1 «Предоставление ребенку возможности высказаться» включает в себя такие пункты: 1, 24, 47, 70, 93: шкала 2 «Оберегание ребенка от трудностей» - 2, 25, 48, 71, 94 и т.д.

Опросник объединяет следующие шкалы (приводим их названия в том порядке, в каком они заложены в опроснике):

. Предоставление ребенку возможности высказаться.

. Оберегание ребенка от трудностей.

. Ограничение матери ролью хозяйки дома.

. Подавление воли ребенка.

. «Жертвенность» родителей.

. Страх причинить вред ребенку.

. Супружеские конфликты.

. Строгость родителей.

. Раздражительность родителей.

. Зависимость ребенка от матери.

. Поощрение зависимости ребенка от родителей.

. Подавление агрессивности ребенка.

. «Мученичество» родителей.

. Равенство родителей и ребенка.

. Поощрение активности ребенка.

. Избегание общения с ребенком.

. Невнимательность мужа к жене.

. Подавление сексуальности ребенка.

. Навязчивость родителей.

. Товарищеские отношения между родителями и детьми.

. Ускорение развития ребенка.

. Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка.

Психометрическая адаптация переводного теста-опросника PARI включает следующие процедуры:

) анализ внутренней согласованности пунктов, из которых состоит тест-опросник;

) проверку устойчивости к перетестированию:

) проверку или рестандартизацию тестовых норм;

) проверку воспроизводимости структуры отношений между шкалами:

) анализ корреляций с релевантным критерием.

РАRI является многомерным опросником, поэтому осуществлялось выявление связей между шкалами с помощью факторного анализа. В результате было получено три фактора.

Фактор 1. Гиперопека - отсутствие родительской опеки

Шкалы фактора 1 с соответствующими нагрузками приводятся в табл. 1.

Этот фактор объединяет шкалы, характеризующие опекающий способ воздействия родителей на ребенка. Выраженность фактора свидетельствует о том, что родители стремятся все знать о ребенке, ограждать его от жизненных сложностей, от забот, которые могли бы утомить сына или дочь.

Таблица 1 - Шкалы, вошедшие в фактор 1

№ шкалыНазвание шкалыФакторная нагрузка2Оберегание ребенка от трудностей0,72410Зависимость ребенка от матери0.47911Поощрение зависимости ребенка от родителей0.50212Подавление агрессивности ребенка0.61218Подавление сексуальности ребенка0.51320Навязчивость родителей0.543

Дети должны во всем слушаться родителей, понимать, что родители обладают высшей мудростью. При этом родители стремятся ограничить постороннее влияние на ребенка, подчеркивая собственную роль [7,с.144].

Оказалось, что с опекой как способом воспитания связано подавление сексуальности и агрессивности ребенка. Ребенок, по мнению родителей, должен избегать драк в любых ситуациях, в случае конфликтов должен обращаться к взрослым. Эти особенности родительского воспитания еще раз подчеркивают послушность ребенка, его недостаточную зрелость и зависимость от взрослого [8, с.153].

Противоположный полюс фактора свидетельствует об отказе родителей от опеки над ребенком, в этом случае между родителями и ребенком существует большая межличностная дистанция. Родители отрицают значение собственного влияния на ребенка.

Фактор 2. Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком - демократичность

В данный фактор вошли шкалы, перечисленные в табл. 2.

Один полюс фактора свидетельствует об отказе родителей от демократичности, равенства в общении с сыном или дочерью. И наоборот, противоположный полюс - о преимущественных установках родителей на демократичность: родители предоставляют ребенку возможность высказать свое мнение, считаются с ним, общаются с ним на равных, стараются участвовать в его делах, разделяют и поощряют его интересы.

Таблица 2 - Шкалы, составляющие фактор 2

№ шкалыНазвание шкалыФакторная нагрузка1Предоставление ребенку возможности высказаться-0.88214Равенство родителей и ребенка-0,48415Поощрение активности ребенка-0,46221Товарищеские отношения и участие в воспитании ребенка-0,448

Фактор 3. Авторитарный контроль - отказ от авторитарности

В данный фактор вошли пять шкал (табл. 3).

Выраженность данного фактора говорит о наличии у родителей установки на авторитарность в воспитании ребенка. Родители считают, что строгое воспитание является наиболее эффективным для ребенка, они предполагают в ребенке дурные наклонности, которые необходимо переломить. В этом случае выполнение родительских обязанностей сопровождается раздражительностью, чувством обременительности.

Полученные факторы частично совпадают с факторной структурой оригинальной методики. В оригинальной методике заложены четыре основных фактора: «Авторитарность», «Демократичность», «Опека» и «Супружеские отношения». В нашем случае не выделялся фактор, характеризующий супружеские отношения. Одна из шкал вышеназванного фактора вошла в полученный нами фактор «Диктат в воспитании».

По всей видимости, супружеские конфликты и осуществление диктата в воспитании, сопровождаемое чувством обременительности родительских обязанностей, являются показателями обшего неблагополучия семьи.

Валидность опросника Т.А. Архиреева попыталась определить посредством анализа корреляций шкал теста ОРО (А.Я. Варга - В.В. Столина), характеризующих установки на тот или иной тип воспитания, со всеми шкалами методики РАRI.

Прокоррелировав показатели шкалы «Авторитарная гиперсоциализация» ОРО со всеми 23 шкалами опросника РАRI, мы обнаружили, что вышеназванная шкала ОРО значимо коррелирует со шкалами РАRI.

Строгость родителей - 0,502 (р<0,01). Навязчивость родителей - 0,464

Таблица 3 - Шкалы, составляющие фактор 3

№ шкалыНазвание шкалыФакторная нагрузка4Подавление воли ребенка0,4037Супружеские конфликты0.4618Строгость родителей0.5509Раздражительность родителей0.65013«Мученичество» родителей0,504моральный развитие компетентность нравственный

ОПРОСНИК

ИНСТРУКЦИЯ РОДИТЕЛЯМ

Прочтите каждое утверждение, данное ниже, и оцените каждое из них следующим образом: С- полностью согласен, с- почти согласен, н- скорее не согласен, Н- полностью не согласен.

Здесь нет правильных или неправильных ответов, поэтому Вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы Вы ответили на вес вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах.

СПИСОК УТВЕРЖДЕНИЙ. КАСАЮЩИХСЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

. Детям можно позволить не соглашаться с мнением родителей, если они чувствуют, что их суждения более верные.

. Хорошая мать должна оберегать ребенка даже от незначительных жизненных трудностей.

. Для хорошей матери дом - это самое главное.

. Некоторые дети настолько плохи, что страх перед взрослыми может только послужить их благу.

. Дети должны знать, что родители ради них вынуждены отказываться от многого.

. Нужно крепко держать ребенка во время купания, потому что в какой-то момент он может выскользнуть.

. Люди, которые думают, что могут прожить в браке не ссорясь, не знают жизни.

. Со временем дети будут благодарны за строгое воспитание.

. Дети раздражают любую женщину, если она вынуждена быть с ними целый день.

. Гораздо лучше для ребенка, если он никогда не усомнится в правоте матери.

. Большинству родителей следовало бы воспитывать в детях умение прислушиваться и принимать мнение родителей.

. Ребенок должен быть воспитан так, чтобы избегать драк в любых ситуациях.

. Самое ужасное для женщины в ведении домашнего хозяйства - это чувство, что она не успевает сделать все.

. Родителям следовало бы приспосабливаться к детям, вместо того чтобы ждать, что дети приспособятся к ним.

. Поскольку ребенку в жизни предстоит многое освоить, непростительно, чтобы он просто так тратил время.

. Если Вы позволите своим детям жаловаться, то они будут жаловаться чем дальше, тем больше.

. Матери лучше бы справлялись с детьми, если бы отцы были добрее.

. Маленькому ребенку не следует слышать разговоры о сексе.

. Если мать не сумеет создать лома хорошие домашние традиции, то и у детей, и у мужа будут лишние сложности.

. Матери следовало бы взять за правило интересоваться всем, о чем думает ее ребенок.

. Дети были бы более счастливы и лучше бы себя вели, если бы родители проявляли интерес к их делам.

. Большинство детей должны быть приучены к туалету к 15 мес.

. Нет ничего хуже для молодой матери, чем воспитывать своего первого ребенка без помощи.

. У детей следовало бы поощрять стремление высказываться, если они считают, что какие-то правила в семье неразумны.

. Матери следует делать все, чтобы оградить ребенка от разочарований.

. Женщина, которая увлекается вечеринками, редко становится хорошей матерью.

. Часто можно предотвратить плохой поступок ребенка (устранив возможную причину) этого плохого поступка.

. Мать должна быть готова отдать свое счастье ради счастья ее ребенка.

. Все молодые матери боятся быть неловкими при уходе за ребенком.

. Бывают ситуации, когда женщине нужно прямо и резко поговорить с мужем, чтобы укрепить свое положение.

. Строгая дисциплина развивает сильный характер.

. Родители никогда не должны выглядеть в глазах ребенка в дурном свете.

. Детей нужно научить считаться с родителями больше, чем со всеми остальными взрослыми.

. Ребенка следует воспитывать так, чтобы в случае конфликтов он обращался к родителям и учителям, а не дрался.

. Женщина, отдающая ребенку все свое время, испытывает чувство, что у нее «подрезали крылья».

. Родителям следует заслужить уважение детей своими поступками.

. Дети, которые не прилагают усилий для достижения успеха, позже поймут, как много они упустили.

. Родители, которые поощряют ребенка к тому, чтобы он говорил о своих проблемах, не понимают, что иногда лучше оставить его одного.

. Мужья могли бы активнее выполнять свою часть работы по дому, если бы были менее эгоистичными.

. Очень важно не разрешать маленьким мальчикам и девочкам видеть друг друга полностью раздетыми.

. Для детей и для мужа лучше, когда мать в состоянии могла бы справиться с большинством трудностей самостоятельно.

. Ребенок никогда не должен иметь секретов от родителей.

. Если смеяться детским шуткам и шутить с детьми, это многое облегчает в семье.

. Чем быстрее ребенок научится ходить, тем легче его будет обучать.

. Несправедливо, если женщина вынуждена нести все бремя воспитания ребенка.

. Ребенок имеет право на собственную точку зрения, и ему должно быть позволено ее высказывать.

. Ребенка нужно ограждать от работы, которая была бы слишком утомительной и тяжелой для него.

. Женщина должна выбирать: либо она будет хорошей хозяйкой дома, либо она будет общаться с соседями и приятелями.

. Умные родители рано дадут понять ребенку, кто в семье принимает решения.

. Мало женщин получают ту благодарность, которую заслуживают за тс, что они сделали для своих детей.

. Мать всю жизнь будет упрекать себя, если с ее ребенком произойдет несчастный случай.

. Даже если муж и жена любят друг друга, то все равно они могут раздражать друг друга и ссориться.

. Дети, которых воспитывают в строгих правилах, вырастают очень хорошими людьми

. Редкая мать может быть ласковой с ребенком весь день.

. Детям не следовало бы узнавать вне дома что-нибудь такое, что ставило бы под сомнение взгляды родителей.

. Ребенок рано начинает понимать, что нет большей мудрости, чем мудрость его родителей.

. Нельзя оправдать ребенка, который бьет другого.

. Большинство молодых матерей более всего тяготятся тем, что привязаны к дому.

. Несправедливо, что детей слишком часто принуждают к компромиссам.

. Родители должны воспитывать детей так, чтобы они поняли, что для того, чтобы достичь чего-либо, нужно заниматься делом, а не терять время даром.

. Родители должны сразу сделать так, чтобы дети не докучали им своими проблемами.

. Если мать не справляется с ребенком, то это потому, что отец не помогает ей по дому.

. Дети, которые интересуются сексуальными проблемами, став взрослыми, совершают сексуальные преступления.

. Планировать домашнее хозяйство должна мать, поскольку она одна знает, что делается в доме.

. Тревожные родители пытаются узнать все. о чем думает их ребенок.

. Родители, которые с интересом слушают рассказы детей об их вечеринках, влюбленностях, шутках, облегчают им взросление.

. Чем раньше родители ослабляют свои эмоциональные связи с ребенком, тем легче ему будет решать его собственные проблемы.

. Умная женщина сделает все возможное, чтобы кто-нибудь был с ней рядом до и после рождения ребенка.

. Принимая какое-нибудь решение, родителям следует всерьез считаться с мнением своих детей.

. Родители должны сделать все возможное, чтобы их ребенок не попал в трудную ситуацию.

. Многие матери забывают, что место матери дома.

. Детям нужно, чтобы им помогли избавиться от их естественных дурных наклонностей.

. Дети должны быть более внимательны к своим матерям, так как матери очень многое переносят ради них.

. Большинство матерей боятся, что могут повредить младенца, ухаживая за ним.

. В семье могут быть конфликты, которые мирно уладить невозможно.

. От большинства детей нужно требовать большей дисциплинированности, чем это обычно делают.

. Воспитание детей - разрушительная работа для нервов.

. Ребенку не следует спрашивать, о чем думают его родители.

. Родители заслуживают высочайшей оценки и уважения своих детей.

. Детей не надо поощрять драться и бороться, так как это часто приводит к неприятностям и травмам.

. Одна из неприятных сторон в воспитании ребенка та, что у Вас нет достаточно свободного времени, чтобы делать то, что Вам нравится.

. В определенных пределах родители должны обращаться с ребенком как с равным.

. Ребенок, с которым у родителей установлены неформальные отношения, чаше всего бывает счастлив.

. Если ребенок чем-то расстроен, то лучше не придавать этому серьезного значения, а оставить его одного.

. Если бы матери могли осуществлять свое самое заветное желание, то скорее всего они попросили бы своих мужей быть более чуткими.

. Секс - одна из самых сложных проблем воспитания.

. Всей семье будет лучше, если всю ответственность и заботу о ней возьмет на себя мать.

. Мать имеет право знать все, что происходит в жизни ее ребенка, потому что ребенок - часть ее.

. Если родители будут иногда шутить с детьми, то дети более охотно примут и их советы.

. Матери нужно приложить много усилий, чтобы приучить ребенка к туалету как можно раньше.

Большинству женщин необходимо больше времени, чем им дают сейчас, для того, чтобы оставаться дома после рождения ребенка.

. Если у ребенка неприятности, лучше, чтобы он знал, что он не будет наказан, если расскажет об этом своим родителям.

. Детей нужно ограждать от непосильной работы, чтобы не лишить их уверенности в себе.

. Хорошей матери вполне достаточно общения внутри семьи.

. Иногда необходимо, чтобы родители сломили волю ребенка.

. Матери жертвуют почти всеми своими удовольствиями ради детей.

. Мать больше всего боится, как бы по ее вине с ребенком что-нибудь не случилось.

. Ссоры естественны, если в брак вступили два человека, каждый из которых имеет собственное мнение.

. При строгом воспитании дети более счастливы.

. Если ребенок эгоистичен и требователен, это, естественно, выводит мать из себя.

. Нет ничего хуже, чем критиковать мать при ребенке.

. Большинство родителей предпочитает спокойных детей.

. Для молодой матери обязанности по воспитанию ребенка тягость, так как они не позволяют ей реализовать себя в других сферах жизни.

. Нет никаких оснований, чтобы родители жили так. как они хотят, а детям запрещали это делать.

. Чем раньше ребенок поймет, что попусту потраченное время есть потерянное время, тем лучше для него.

. Если Вы проявляете интерес к детским проблемам, то дети обычно сочиняют кучу историй, чтобы этот интерес поддержать.

. Мало кто из мужчин понимает, что их женам, воспитывающим детей, также хочется развлечься.

. С ребенком что-то неладно, если он задает много вопросов о сексе.

. Замужняя женщина знает, что она должна взять на себя инициативу в ведении семейных дел.

. Мать должна быть уверена, что она знает все сокровенные мысли своего ребенка.

. Если вы делаете что-то вместе с детьми, то они чувствуют себя более расположенными к Вам, и им будет легче общаться с Вами.

. Ребенка следует, как можно раньше отлучать от груди и от бутылочки.

. Забота о маленьком ребенке доставляет столько хлопот, что нельзя ожидать, чтобы женщина справилась с этим сама.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСНИКА

Бланк для ответов составлен так, чтобы пункты каждой шкалы опросника были на одной строчке, т.е. например, строчка бланка включает такие номера как 1. 16. 31, 46, 61 - это пункты первой шкалы опросника «Предоставление возможности высказаться».

После того, как родители ответят на вопросы теста, следует подсчитать общее количество баллов в каждой строке опросника. За ответ «С» присуждается 4 балла, «с» - 3, «н» - 2, «Н» - 1балл. Минимальное количество баллов в шкале - 5, максимальное - 20. Если же балл, набранный родителями, попадает в 8, 9 или 10-й стен, та это говорит о высоком уровне выраженности признака. Например, по шкале «Предоставление ребенку возможности высказаться» родители получат 16 баллов. Сравнивая этот результат с тестовыми нормами, мы видим, что 16 баллов по этой шкале - это 4-й стен, т.е. в данном случае этот признак родительского воспитания выражен средне.

Следующий шаг при обработке данных - выявить преобладающий тип родительского воспитания. Можно говорить о направленности родителей на гиперопекаюшее воспитание, если родители получают преимущественно высокие баллы по следующим шкалам:

. Оберегание ребенка от трудностей.

. Зависимость ребенка от матери.

. Подавление агрессивности ребенка.

. Подавление сексуальности ребенка.

. Навязчивость родителей.

Родители в большей мере склонны к демократичному воспитанию своих детей, если набирают преимущественно высокие или средние баллы по следующим шкалам:

. Предоставление ребенку возможности высказаться.

. Равенство родителей и ребенка.

. Поощрение активности ребенка. 21. Товарищеские отношения между родителями и детьми.

Можно говорить о склонности родителей к авторитарности в воспитании, если родители получают преимущественно высокие баллы по следующим шкалам:

. Подавление воли ребенка.

. Супружеские конфликты.

. Строгость родителей.

. Раздражительность родителей. 13. «Мученичество» родителей.[7, с. 145].

1.2 Возрастные особенности морального развития подростков

В моральной сфере подростков возникают следующие две новые особенности: во-первых, в этот период вопросы, связанные с нормами и правилами общественного поведения и с нормами взаимоотношений людей друг с другом, становятся в центре внимания; во-вторых, у подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения и оценки [9,c.322].

Все, что происходит вокруг становится предметом раздумий, сопоставлений и противопоставлений. На все подросток начинает смотреть с новых, обобщенных позиций, все подвергает теперь внутренней моральной оценке, основания которой крайне пока широки и весьма неопределенны [10,c.49].

В период среднего школьного возраста у подростка уже возникает своя система требований и норм и он их может довольно упорно отстаивать, даже не боясь упреков и наказаний со стороны взрослых.

Но вместе с тем мораль подростка оказывается еще недостаточно стойкой в том смысле, что не имеет опоры в его подлинных моральных убеждениях; она не складывается еще в моральное мировоззрение, а потому может относительно легко измениться под влиянием общественного мнения товарищей [9,c.322].

Согласно данным, приводимым авторами (Муссен, Конжер, Каган) усвоение моральных норм в подростковом возрасте происходит в результате следующих трех процессов: во-первых, из желания завоевать хорошее отношение или избежать осуждения; во-вторых, на основании стремления к идентификации с принятым образцом и, наконец, из желания соответствовать имеющимся у подростка своим собственным ценностям, которые к этому возрасту уже усваиваются из окружающей среды и становятся внутренними [9,c.326].

Для подростков является характерным неумение увидеть связь между их высокими стремлениями и требованиями повседневного поведения. Указанное расхождение является выражением недостаточного развития нравственного сознания подростков при наличии у них достаточно хорошо развитых моральных чувств и стремлений [9,c.327].

Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит в среднем школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике человека. Нравственно-психологический идеал у подростка - это не только знаемая им объективная этическая категория, это - эмоционально окрашенный, внутренне принятый подростком образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.

Идеалы школьника среднего возраста, так же как и младшего, представлены, как правило в облике конкретного человека. Однако, в отличие от младших школьников, подростки редко находят воплощение своих идеалов в окружающих людях (учителя, родители, товарищи), в основном их привлекают героические образы художественных произведений [9,c.330].

Кроме этого особенностью идеалов школьников предподросткового возраста является также неустойчивость выбранного ими образца. Эти образцы легко меняются под влиянием прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, случайных встреч. А в период подросткового возраста значительно возрастает устойчивость выбранных образцов. Учащиеся 7-11 классов очень сознательно и ответственно подходят к выбору своего идеала.

Нравственные идеалы становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца, по которому подростки сами активно строят свое поведение. Постепенно нравственный идеал становится тем критериям, который подросток сознательно привлекает для оценки личности как других людей, так и своей собственной [9,c.332].

Также главным фактором формирования нравственного сознания школьника и его нравственного поведения является коллектив учащихся. В этот период подросток больше, чем когда-либо, входит в жизнь школьного коллектива и начинает стремиться занять в нем определенное общественное положение. На этой основе и происходит усвоение подростком моральных требований коллектива сверстников, его взглядов и оценок; к этой основе у него формируется идеалы и стремления к их достижению; на этой основе у него возникают нравственные чувства и привычки, которые составляют почву для формирования нравственных убеждений и часто побуждают подростков к совершению нравственных поступков [9,c.333]. Но личность подростка- еще глубоко незрелая. Нравственное сознание пока что оторвано от реальности, картина, образ мира ( представления о людских взаимоотношениях, оценки своих и чужих поступков и т.п.) несоразмерны действительным отношениям носит контрастный характер, не замечая полутонов и переходных ступеней. При всем стремлении к самостоятельности, к взрослости, при всем внешнем упрямстве подросток нередко сам толком не знает, чего хочет, какие конкретные жизненные и нравственные цели желал бы достичь [10,c.50].

Основными движущими силами развития нравственной сферы личности подростка в этот период могут быть названы биологическое взросление, социокультурное учение и опыт в разрешении сложных нравственных дилемм в контексте с жизненными реалиями той социальной системы, в которой он живет.

Биологическое развитие является такой же необходимой основой нравственного развития, как это имеет место в когнитивном развитии. Высшие уровни нравственного развития, по данным некоторых американских психологов, недостижимы для тех детей, у которых еще не стало складываться способность к гипотеко-дедуктивному мышлению, являющаяся согласно Ж. Пиаже, высшей стадией развития интеллекта. Но по мере того как человек взрослеет его нравственное развитие делается более независимым от возраста.

Социальное научение означает интернализацию внешних требований, т. е. перевод внешнего контроля во внутренние нормы. Считается, что контроль интернализован если человек раз за разом ведет себя этично в ситуации, когда ему не грозит наказание за отступление от моральных норм. Имеются данные о том, что на социальное научение моральным нормам влияет та забота, которую ребенок испытывал в раннем детстве. Если прочная эмоциональная связь не сформирована в первый год жизни и не сохраняется на протяжении первых лет жизни ребенка, интернализация нравственных ценностей может вообще не произойти.

В то время как теплые, эмоционально тесные связи ребенка и родителя (особенно родителя того же пола, что и ребенок) способствует развитию нравственности.

Наряду с этим фактором на формирование личной системы моральных ценностей оказывает влияние и множество других факторов. Каждый индивид подвергается многочисленным влияниям в семье, в школе, с телеэкрана, на улице, и все это невозможно учесть или предсказать. Можно лишь описать некоторые закономерности. Например, известно, что значимые для подростка люди оказывают опосредованное влияние на самооценку, самооценка, в свою очередь так же влияет на принятие или отторжение нравственных норм. Высокая самооценка становится барьером для совершенствования неблаговидных поступков (Л. Фестингер, А. С. Макаренко, В. А.Сухомлинский и др.) [11, с.266].

Огромное влияние на формирование нравственной сферы как подростка так и взрослого человека играет опыт в разрешение более сложных нравственных дилемм в контексте с жизненными реалиями той социальной системы, в которой он живет. Например, Колберг обнаружил при обследовании лиц, отказавшихся от службы во Вьетнаме, существенный прогресс в развитии их моральных суждений [12, с.319].

моральный компетентность подросток нравственный

2. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

2.1 Моральная компетентность и методы ее изучения

Компетентность - психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением [13, с.203].

Д.А. Подольский отмечает, что определить понятие «моральная компетентность» можно через ее составляющие, а именно:

а) Я-компетентность - умение адекватно воспринимать себя как субъекта моральных взаимодействий, осознание своих интересов, намерений, пеней, мотивов, чувств, ценностных ориентации, вызванных моральным конфликтом, и возможных способов поведения в этой ситуации;

б)компетентность в партнере, т.е. способность адекватно воспринимать всех других субъектов, прямо или косвенно задействованных в данном общении, понимание их целей, интересов, мотивов, чувств, системы ценностей и вероятных поступков;

в)компетентность в ситуации морального общения предполагает возможность воспринять целостный образ ситуации, проанализировать последствия разных вариантов развития событий, понимание тех ценностей, установок, норм, на которые могут и будут ориентироваться участники морального конфликта, учитывая особенности самого конфликта и задействованных в нем лиц [14, с.133].

Для того чтобы оценить моральную компетентность можно использовать тест моральных суждений

Тест моральных суждений (МJT)был разработан Джорджем Линдом с целью оценить моральную компетентность, понимаемую как «способность принимать моральные решения (основываясь на внутренних принципах), производить моральные суждения и действовать в соответствии с этими суждениями».

Моральное рассуждение, по мысли Дж. Линда, - это форма поведения, включающая как когнитивную, так и аффективную составляющие, т.е. внутренние моральные принципы и то, какую роль личность отводит им в процессе принятия решения в моральной ситуации. Соответственно, и аффективная, и когнитивная составляющие морального поведения проявляются в суждении, но способы измерения каждой составляющей должны быть различные. Дж. Линд также утверждает, что возможно непосредственное измерение когнитивною компонента морального суждения.

Стандартная версия МJT содержит дне истории и аргументы в пользу противоположных позиций. В каждой истории герой сталкивается с противоречием, выход из которою в любом случае нарушаем определенные социальные и моральные нормы. Для исследования важен не сам выбор поведения испытуемым, а объяснение или мотивировка ею выбора. К истории предлагается список различных аргументов, одобряющих то или иное поведение в данной ситуации, которые испытуемому предлагается оценить. При этом утверждения варьируются по двум параметрам: 1) уровень развития морального сознания по Л. Кольбергу; 2) согласие или несогласие с поведением героя в моральной ситуации. Нее они были выделены на основе экспертной оценки.

Данный тест основан на положении, что важной предпосылкой развития морального сознания является способность участников слушать друг друга даже при том, что они могут иметь различные точки зрения. В качестве критерия высокою уровня моральною развития рассматриваемся способность оценить не столько собственные аргументы или аргументы людей, которые нас поддерживают, но также и те аргументы, которые противоречат нашим. Таким образом, в МJТ критерием моральной компетентности является способность субъекта понимать и анализировать различные моральные аргументы, ориентируясь на их собственно моральное содержание, а не на степень соответствия собственному мнению.

В стандартной версии МJT субъекту предлагаются две моральных дилеммы. В основе теста лежа: следующие предположения, выделяющие его из остальных гестов моральной компетентности. Предполагается что моральные суждения по сути, являются производными друг от друга. Изменения в моральных суждениях обусловлены вмешательством ситуативных, случайных факторов, роль которых уменьшается в ходе многократных измерений.

. MJT включает в себя моральную ситуацию, в которой испытуемому необходимо разобраться и принять верное с его точки зрения решение. Аргументы к ситуации представляют различные варианты поведения.

Таким образом, испытуемому необходимо определиться в отношении как аргументов «за» свое решение, так и «против» него. В этом смысле столкновение человека с противоположными его представлению о морали аргументами может являться примером задачи на «чистую» моральную компетентность

В тесте испытуемому предлагается оценить приведенные аргументы по степени того, насколько он с ними согласен. Сами аргументы представляют собой различные стадии морального суждения, шесть из них - в поддержку действия героя в данной ситуации и шесть против этого решения. Таким образом, для каждой дилеммы испытуемый должен оценить двенадцать аргументов. В стандартной версии теста представлено двадцать четыре аргумента.

Перед оценкой приемлемости аргументов, представленных в MJT, испытуемого просят оценить правильность или неправильность решения главного героя по шкале от «совершенно неправильно» к «очень правильно». Эта переменная не является оценкой уровня моральной компетентности субъекта как таковой.

Оценка представляет собой учет, скорее, целостной картины, показанной испытуемым в тесте, чем отдельных действий, изолированных друг от друга. Дж. Линд утверждает, что оценить значение отдельного суждения можно только через рассмотрение взаимосвязи этого суждения с другими. Испытуемый получает высокую оценку моральной компетентности только в том случае, если его суждения и аргументы показывают последовательность и постоянство. Если испытуемый не учитывает моральную составляющую аргументов «против» и исходит только из противоположности этих аргументов своим, то он получает низкую оценку. Так, постоянство человека в поддержке только соответствующих собственной позиции суждений говорит, скорее, о моральной ригидности.

Главным показателем уровня моральной компетентности в МJT является С-индекс. Он измеряет степень того, насколько суждения субъекта основаны на моральной позиции, а не внеморальными соображениями, т.е. С-индекс предполагает способность субъекта выделять собственно моральное содержание суждений и основываться на нем при выборе поведения. Значения индекса варьируют от 1 до 100. Помимо этой познавательной переменной, MJT позволяет оценить субъективные моральные установки, ситуативную адекватность морального суждения, моральную консервативность. Так, типичное поведение испытуемого с высокой моральной компетентностью будет заключаться в стабильном и последовательном согласии с аргументами, представляющими шестую стадию по Л. Кольбергу, и отвержение аргументов более низкого уровня. Многочисленные испытания теста показали, что испытуемые с низкой моральной компетентностью не могли намеренно повысить оценку собственной моральной компетентности в тесте, что является показателем надежности MJT [14, с.106].

Также для оценки моральной компетентности можно использовать моральные дилеммы

1. Дилемма Васи

Что по Вашему мнению, должен сделать Вася? Догнать мужчину и вернуть ему потерянные деньги или отдать деньги нуждающейся бабушке? Или что-то другое?__________________________________________________

_____________________________________________________________

Почему?______________________________________________________

_____________________________________________________________

А как поступили бы Вы?_______________________________________

_____________________________________________________________

Почему?______________________________________________________

. Дилемма Пети Коли

Двое знакомых - Коля и Петя - летом работали в саду и собирали клубнику. Коля хотел на заработанные деньги купить спортивные часы, которые уже давно себе присмотрел. (Коля из малообеспеченной семьи и поэтому родители не могут купить ему таких часов.) Петя хочет на заработанные деньги усовершенствовать свой компьютер.

Коля значительно уступает Пете в силе и ловкости, да и отдыхает он чаще. Поэтому Петя собрал значительно больше клубники. Вечером пришел бригадир, чтобы расплатиться с ребятами за выполненную работу, пересчитал ящики клубники, собранные обоими ребятами, отсчитал заработанную ими сумму и спросил, обращаясь к Пете: «Ну что, ребята, поровну платить, или кто-то собрал больше, ему и больше положено?»

Петя видит, что если он скажет, что он собрал больше, то Коле не хватит денег на часы. Петя знает, что Коля мечтал об этих часах и очень расстроится, если не сможет их купить.

Что, по Вашему мнению, следует ответить Пете?___________________

_____________________________________________________________

Почему?______________________________________________________

А как поступили бы Вы?________________________________________

_____________________________________________________________

Почему?______________________________________________________

Каким должно быть справедливое распределение заработанных денег и почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________[14, с.132].

2.2 Нравственное поведение и методы его исследования

Большое внимание исследованию морального развития уделялось в зарубежной психологии. Когнитивное (Ж. Пиаже, Л. Кольберг). психоаналитическое (3. Фрейд, А. Фрейд), бихевиоралыюе (А. Бандура) направления различаются теоретическими представлениями о природе морального развития и его критериях, причинах и факторах, влияющих на него, условиях достижения высших стадий морального развития и т.п. Все подходы к моральному развитию можно разделить на две группы концепции, направленные на изучение когнитивных составляющих морального развития (Ж. Пиаже, Л. Кольберг), и концепции, направленные на анализ эмоциональных компонентов морального развития (А. Фрейд) Различные подходы предполагают разнообразие методов и методик изучения морального развития. Интеграция существующих направлений сегодня представляется важным и своевременным этапом развития психологических взглядов на моральное развитие.

Теория морального развития личности Дж. Реста направлена на интеграцию достижений в области исследований морального развития (Миннесотский подход). В основе теоретической модели - критический анализ односторонности когнитивного подхода к моральному развитию и обобщение значительного количества исследований, ориентированных на различные критерии морального развития. Дж. Рест попытался интегрировать в своей модели как когнитивные, гак и эмоциональные составляющие морального развития. Структурирование теоретических представлений позволяет структурировать и методы, используемые в психологических исследованиях данной сферы. Структура морального поведения, согласно Дж. Ресту, включает четыре компонента: моральную чувствительность, моральное мышление и моральные суждения; моральную мотивацию, моральный характер. Изучение морального развития личности должно основываться на целостном рассмотрении генетических и функциональных связей всех составляющих морального поступка.

Первый компонент структуры морального поведения в концепции Дж. Реста - моральная чувствительность (сензитивность). Необходимость в моральном выборе возникает в ситуации, когда происходит столкновение целей, планов, желаний и ожиданий различных людей. Важной составляющей морального поступка является чувствительность к желаниям, потребностям и правам других людей, особенно в ситуации, если они противоположны твоим собственным интересам. Эта чувствительность может проявляться в рефлексии о последствиях своих действий для других людей. Моральная чувствительность определяется Дж. Рестом как осознание человеком того, как его действия могут повлиять на других людей. Это «осознание» включает в себя: знание о том, кто является участниками ситуации морального выбора; конструирование возможных вариантов поведения в указанной ситуации; представление о том, какое влияние предпринятые действия окажут на разных участников ситуации. Моральная чувствительность, таким образом, выступает как процесс осознания морального содержания проблемных ситуаций.

Для исследования моральной чувствительности может быть использован тест моральной чувствительности, предложенный М. Бебе, оценивающий, как именно испытуемые учитывают моральное содержание ситуации после знакомства с ней через просмотр видеосюжета или прослушивания аудиозаписи.

Вторым компонентом морального повеления в концепции Дж. Реста является моральное мышление и моральные суждения. Анализ морального мышления и моральных суждений позволяет нам понять не только, как поступит человек в ситуации морального выбора, но и каковы основания и причины его поступка на основе объяснений и рефлексии оснований своего выбора и действий. Необходимо отметить, что если моральное мышление связано собственно с поступком человека, то моральные суждения являются представлениями о правомерных и необходимых формах и принципах поведения. Напрямую моральные суждения не являются предикторами морального поведения. Они подвержены влиянию фактора социальной желательности и обладают невысокой предсказательной силой.

Линия исследований морального мышления имеет самую развитую традицию в психологии морального развития: от Ж. Пиаже к Л. Кольбергу и его последователям. Отметим многообразие методов исследования уровня развития морального мышления и моральных суждений. Наиболее распространенными методами изучения моральных суждений являются опросники, в которых испытуемого просят оценить степень своего согласия с утверждениями по поводу моральных и ценностных принципов и устоев.

Моральные дилеммы - общепризнанный инструмент в исследовании морального выбора личности, позволяющий на основе объяснения причин поступка установить уровень развития морального мышления испытуемого. Примером опросника моральных суждений может служить методика «Справедливость - забота» (А.И. Подольский. С.В. Молчанов), представленная ниже.

Третий компонент морального поведения в теории Дж. Реста является моральная мотивация. Мотивация определяет поведение человека. Следование нормам еще не определяет поведение как моральное, необходимо, чтобы причины этого поведения были моральными в своей основе. Моральная мотивация, по мнению автора, определяется иерархией ценностей личности, соотношением значимости моральных ценностей. Функция моральной мотивации выбрать среди конкурирующих по значимости ценностей ту, которая и будет определять поведение, соответствующее или противоречащее моральному идеалу. Выбор линии поведения в соответствии с доминирующей ценностью предполагает принятие человеком личной ответственности за свое решение.

Исследование моральной мотивации традиционно включает две линии: исследование исследование иерархии ценностных ориентаций.

Наиболее авторитетным подходом к исследованию ценностных ориентации в современной психологи является «теория универсального содержания и структуры ценностей» С. Шварца и У. Билски. В концепции С. Шварца ценности, или так называемые мотивационные типы, рассматриваются как убеждения или понятия, связанные с конечным желаемым состоянием или поведением человека, выполняющие функцию управления выбором или оценкой линии поведения. Эти ценности являются универсальными для различных жизненных ситуаций и иерархически организованными относительно друг друга. Можно выделить 10 мотивационных типов, соответствующих трем универсальным человеческим потребностям: потребности человека как биологического организма, потребности в координировании социального взаимодействия и потребности, связанной с выживанием и благосостоянием.

Исследование эмоциональной составляющей принятия решения связано с изучением конкретных эмоциональных состояний, оказывающих влияние на моральный выбор. К ним следует отнести гордость, чувство вины, стыд, симпатию, симпатию. Значение для морального поведения таких просоциальных аффектов, как гордость, чувство вины и стыд, подчеркивалось, в первую очередь, в рамках психоаналитической традиции. Актуализация этих чувств связана с конфликтным взаимодействием компонентов структуры личности: Оно, Я и сверх-Я (3 Фрейд).

Большое внимание в концепциях морального развития уделяется эм-патии и симпатии. Н. Айзенберг И. А. Моррис предлагают различать эмпатию и симпатию, считая, что эти эмоциональные состояния имеют различную основ. Эмпатия рассматривается как сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, причем это «совместное переживание» относится как к положительным, так и отрицательным эмоциям Симпатия рассматривается как переживание собственного позитивною эмоционального отношения к другому. Переживание эмпатии и симпатии не всегда совпадает. Человек может испытывать эмпатию без симпатии и наоборот. В области морального развития предметом исследования в большинстве случаев становится роль эмпатии в осуществлении моральном выбора. Когнитивный компонент эмпатии составляет готовность и способность поставить себя на место другого человека (принятие роли).

Выбор конкретного метода связан как с определением эмпатии (учитывается ли только эмоциональный или когнитивный компонент, или их единство), так и с возрастом испытуемых. Для детей до 9 лет используются преимущественно самоотчеты после прослушивания историй или демонстраций картинок, а также наблюдение за мимикой, жестикуляцией, вокализацией ребенка, возникающими как реакция на эмоциональное состояние другого. Необходимо отметить, что сила положительной корреляции между уровнем эмпатийной направленности и просоциальным поведением варьирует в зависимости от используемых для оценки уровня эмпатии методов. Так, например, использование самоотчета о своем эмоциональном состоянии после просмотра картинок или прослушивания историй не обнаруживает наличия взаимосвязи. Анализ связи просоциального поведения с мимикой, жестами и вокализациями, с данными измерения физиологических данных дают противоречивые результаты. Остальные представленные методы обнаруживают положительную взаимосвязь между уровнем эмпатии и просоциальным поведением.

Четвертым компонентом структуры морального поведения в теории Дж. Реста является моральный характер. В реальной ситуации восприятие личностью проблемной ситуации с учетом особенностей позиции участников, их запросов и ожиданий, понимание последствий своих действий для них (моральная чувствительность), моральные суждения, соответствующие высоким стадиям морального развития (моральные суждения), «адекватная» мотивация с искренним желанием помочь (моральная мотивация) - три компонента морального поведения, выделенные Дж. Рестом могут оказаться недостаточными для осуществления просоциалыюго поведения человеком. Готовность и способность действовать в соответствии с выбранным планом поведения, мужество и ответственность в его реализации даже под влиянием социального давления рассматриваются как необходимые личностные качества субъекта морального поступка. Эти качества и были обозначены автором как моральный характер. Перспективным направлением в области морального развития является создание схемы исследования морального характера. Одним из вариантов такой исследовательской программы может стать трехступенчатая модель решения моральной дилеммы. На первом этапе осуществляется интерпретация фактов, на втором - выработка плана действий, на третьем -обсуждение плана действий в форме диалога о том. как они могут быть реализованы и какие трудности могут возникнуть. Другой вариант проигрывание ситуации морального выбора и действия в игровой групповой форме с намеренным созданием тренером трудностей для испытуемого в ходе реализации избранной линии поведения [14, с.122].

Мишаткина Т. В. отмечает, что моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности и реализующее ее нравственные отношения, является итогом, результатом становления личности и ее свободного выбора. Если моральное сознание выступает субъективированная формой этих отношений, то моральное поведение есть их объективизация. Их материализация. И в этом смысле поведение человека - показатель его нравственной культуры [15, с.109].

Центральным моментом нравственного поведения является поступок, который характеризует способность человека к сознательной постановке цели, выбору соответствующих средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию. Поступок должен рассматриваться в совокупности с предшествующей и последующей деятельностью морального сознания, в общем контексте моральных отношений в обществе. Совокупность этих элементов и составляет содержание нравственного поступка.

Поступку предшествует мотивация, которая играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный чем сам поступок.

Мотивы и поступки могут не совпадать или не соответствовать друг другу: так, не всегда «благие намерения» (мотивы) приводят к благим поступкам и наоборот. Связь между мотивом и поступком неоднозначна: один мотив может подтолкнуть человека к разным поступкам; одна линия поведения может быть продиктована разными мотивами.

Поэтому оценка нравственного статуса личности должна зависеть не только от результатов, но и от мотивов, движущих ее действиями. Большую роль в нравственной регуляции поведения играет моральная оценка, которая предшествует осуждения или одобрения поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали. Основание оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному. Возможно оценка и будущих действий - например, при выборе решений [16, с.62].

Тест ранжирования параметров ситуации

Тест DIT был разработан группой исследователей под руководством Дж. Реста. Первый вариант теста появился в начале семидесятых годов прошлой» века в качестве альтернативы MJT. Тест DIT основывается на традиции когнитивного направления и исследовании морального развития; но имеет значительные отличия от подхода Л. Кольберга. Методика представляет собой вариант теста с множественным выбором. Испытуемому предлагается набор ситуаций и задание оценить и проранжировать относящиеся к представленным ситуациям положения

Тест показал надежные и валидные результаты в многочисленных исследованиях, в том числе лонгитюдных. К достоинствам теста можно отнести такие его параметры как высокая степень дифференциации различных возрастных групп корреляция с тестами на когнитивные способности, сентизивность к моральному обучению, связь с просоциальным поведением, высокую корреляцию с политическими взглядами. Тест существует в двух версиях DIT1(1971) и DIT2(1999).

Сходство подхода автора DIT (или, как он еще называется, неоколбергианский подход) и теория Л. Кольберга заключается в следующих положениях: 1) акцент в обоих подходах ставится на изучение когнитивной составляющей морального развития; 2) подчеркивается примат морального опыта индивида в формировании и интерпритации важнейших моральных категорий (справедливость, право и т.д.); 3) оба подхода предполагают изучение моральных суждений в процессе их развития; 4) в качестве ключевого момента в развитии морального сознания рассматривается переход от конвенциональной к постконвенциональной морали. Рассмотрим более детально различия DIT и MJT.

В основе теста DIТ лежит представление о схемах как альтернатива представления о стадиях в теории морального развития Л. Кольберга. Под схемами авторы понимают особые умственные структуры, организующие и хранящие индивидуальный опыт человека (представления, ожидания, понятия). Схема активируется, когда индивид сталкивается с новой ситуацией, и старое, имеющиеся у индивида знание, необходимо применить для анализа или интерпретации нового события, не имеющего своего отражения в готовых схемах. Таким образом, восприятие новой информации человеком опосредуется наличной субъективной схемой. Специфика социального поведения (к которому относится и моральное поведение) состоит в том, что последнее регулируется следующими видами схем: личностная схема (восприятие события с точки зрения экстра- или интравертированности), событийная схема (связанная с поведением человека в различных регламентированных условиях и ситуациях), ролевая схема (связана с активацией поведения, соответствующего определенной роли).

Сами положения, которые должен оценивать испытуемый, имеют форму вопросов. Предполагается, что такая форма непосредственно не определяет то или иное действие или поведение в приведенной ситуации, что исключает влияние социальной желательности на результаты испытуемого. Скорее, все зависит от того, как человек интерпретирует содержание вопросов в соответствии с имеющимися у него схемами, Таким образом, можно сказать, что ОГГ в определенной степени является проективной методикой. На основе оценки и ранжирования утверждений мы получаем иерархию предпочитаемых и используемых в поведении схем. Авторы исходят из того, что человек, скорее, сможет узнать и идентифицировать то, что ему значимо, чем суметь это содержание сформулировать и объяснить. Это и ведет, по замыслу авторов теста, к более адекватной оценке морального развития.

Авторы теста предполагают, что поведение человека в ситуации морального выбора определяется ведущей и направляющей его поведение схемой. Авторы считают, что в процессе морального выбора участвуют три базовых схемы; I) приоритет собственных интересов, 2) ориентация на соблюдение моральных правил и норм, 3) ориентация на внутренние моральные принципы (постконвенциональное мышление). Схема «Ориентация на собственные интересы» предполагает оценку моральной проблемы с точки зрения выгоды для себя, ориентацию на значимые последствия и отношения. Эта схема обозначается как 823. поскольку она включает в себя ключевые моменты 2-й и 3-й стадий морального развития по Л. Кольбергу. Схема «Ориентация на соблюдение моральных правил и норм» обозначается как 84, поскольку сопоставима с 4-й стадией в концепции Л. Кольберга. Схема включает в себя следующие элементы: 1) осознание необходимости норм (человек понимает необходимость моральных норм, функции морали в обществе, важное социальное значение норм, правил и принципов); 2) учет широкого социального контекста применения моральных норм осознание необходимости применения норм и правил не только к себе и близким людям, но и к незнакомым и малознакомым людям, понимание универсальности применения моральных норм вне зависимости от статуса человека); 3) универсальность применения моральных норм (нормы применяются ко всем без исключения, благодаря чему каждый имеет права и обязанности); 4) взаимное выполнение норм (осознание того, что каждая социальная роль имеем собственные предписания и нормы, в том числе и моральные);5) ориентация на выполнение долга (выполнение собственных обязательств и подчинение тем людям, кто наделен соответствующей властью). Видно, что схема 84 приравнивает мораль к порядку. Тем самым данная схема оправдывает тс моральные решения, которые согласуются с законом и не противоречат ему.

Схема «Ориентация на внутренние моральные принципы» постконвенциональная предполагает не слепое следование моральным нормам, а критическое отношение к моральным правилам и принципам Данная схема обозначается как 856 (т.к. соответствует 5-й и 6-й стадиям по Л. Кольбергу). Постконвенциональное мышление включаем четыре базовых компонента:

. Осознание того, что моральные правила являются конвенциональными (т.е. результатом общественного договора) и предназначены для описания общих правил поведения.

. Стремление следовать тем моральным идеалам и ценностям, которые, по мнению субъекта, ведут к более гуманной организации общества.

. Осознание того, что выбранный идеал или ценность не является ни незыблемым, ни навязанным человеку, а избираемые человеком моральные принципы есть его собственный выбор. Моральные нормы должны подвергаться проверке и соотноситься с опытом субъекта и с данными условиями, а не применяться слепо во всех ситуациях.

Убежденность в незыблемости моральных норм по отношению к каждому члену общества и в невозможности изменить их в угоду одному человеку пли тру пне людей.

Исходя из прямой оценки пунктов опросника DIТ и результатов ранжирования, можно определить, какие пункты субъект оценивает как приоритетные при принятии решения в моральной ситуации, а какие - как второстепенные. Ведущая схема определяется преобладанием высокой оценки соответствующих ей пунктов (индекс N2) При этом важно заметить, что в отличие от стадий, которые являются всеобъемлющей характеристикой морального сознания индивида, альтернативный «схемный» подход предполагает возможность демонстрации субъектом различного морального мышления в различных моральных коллизиях.

Помимо определения ведущей схемы в тесте существует и дополнительный показатель, определяющий вариативность использования схем в различных ситуациях (индекс CDIT). Так, человек, использующий по преимуществу одинаковые схемы во всех приведенных ситуациях, относится к консолидированному (постоянному) чипу. Если все три схемы присутствуют в равной степени, то такой тип назван переходным [14, с.107].

Для оценки уровня нравственного поведения используется методика «Справедливость - забота». Методика «Справедливость-забота» предназначена для выявления уровня развития моральных суждений в соответствии с двумя основными периодизациями развития морального сознания (Л. Кольберга и К. Гиллиган), описанными выше. Как уже говорилось, испытуемому предлагается 38 утверждений, степень согласия с которыми оценивается по пятибалльной шкале от «безусловно, не согласен» (1 балл) до «безусловно, согласен» (5 баллов). Все утверждения делятся на три группы. Первая группа, состоящая из 18 утверждений, описывает шесть стадий периодизации развития морального сознания Л.К. Кольберга. причем каждая стадия описывается тремя утверждениями. Вторая группа из 18 утверждений относится к стадиям морального развития но К. Гиллиган - Н. Айзенберг, причем 4 стадии первых двух уровней включают по три утверждения, а третий уровень характеризуется шестью утверждениями. Третья группа состоит из двух утверждений, в которых испытуемому предлагается сделать принципиальный выбор в ориентации на «справедливость» или «заботу», как ведущий моральный принцип.

Таблица 4 - Личностные типы в соответствии с классификацией Дж. Реста

ТипДоминирующая схемаСтепень консолидации1S23Консолидированная2S23Переходная3S4Переходная4S4Консолидированная5S56Переходная6S56Консолидированная

Инструкция: «Ниже приведен ряд суждений. Здесь нет правильных и неправильных ответов - у каждого человека свои жизненные принципы. Оцените, пожалуйста, по шкале от 1 до 5. насколько Вы согласны с этими утверждениями.

- безусловно, не согласен;

- скорее, не согласен, чем согласен;

- в чем-то согласен, в чем-то не согласен;

- скорее, согласен, чем не согласен;

- безусловно, согласен.

Обведите кружком выбранную Вами оценку.

1 Право решать, что является справедливым, а что не принадлежит людям, облеченным соответствующей властью1 2 3 4 52. Готовность, не раздумывая, прийти на помощь другому - самое важное качество человека1 2 3 4 53. Справедливым является общество, основанное на всеобщем и обязательном подчинении законам и порядку.1 2 3 4 54. Я согласен с утверждением «Ты мне друг, но истина -дороже»1 2 3 4 55. При решении вопроса о том, что справедливо, я исхожу, в первую очередь, из своих интересов1 2 3 4 56. В обществе должно быть принято равенство прав всех людей, независимо от их заслуг, талантов, места в обществе и гражданства1 2 3 4 57. Мнение обо мне и оценка других людей могут сильно повлиять на мое поведение1 2 3 4 58. Жить ради других - высшее предназначение человека1 2 3 4 59. Если человек хочет, чтобы его уважали, он должен руководствоваться в своем поведении общепринятыми в обществе нормами и правилами1 2 3 4 510. Ради спасения жизни человека можно нарушить любой закон1 2 3 4 511. Я могу понять чувства другого человека и посочувствовать ему, даже если не согласен с его выбором1 2 3 4 512. Справедливость в обществе может быть достигнута только на основе страха людей перед наказанием1 2 3 4 513. В трудных ситуациях человек прежде всего должен думать о своих интересах1 2 3 4 514. Если человек не уважает других людей, он не уважает и себя1 2 3 4 515. Если я вижу, что другому человеку плохо, я испытываю к нему сочувствие и пытаюсь ему помочь1 2 3 4 516. Человек, живущий в обществе, обязан подчиняться решению, принятому большинством, даже если сам и не согласен с ним1 2 3 4 517. Каждый человек вправе выбрать для себя путь самопожертвования или эгоизма1 2 3 4 518. Для меня справедливым является то, что мне полезно и выгодно1 2 3 4 519. Когда мне жалко человека, я готов прийти ему на помощь, даже если мне придется поступиться своими интересами1 2 3 4 520. Каждый человек в обществе обладает равными со всеми правами, даже если он совершил тяжелый проступок или преступление1 2 3 4 521. Справедливым является такое поведение, которое получает одобрение других людей1 2 3 4 522. Часто мне бывает проще уступить чувству жалости к другому и согласиться с ним, чем сказать ему «нет», даже если он не прав1 2 3 4 523. Каждый человек имеет право на свою собственную позицию в вопросе о том, что является справедливым1 2 3 4 524. В жизни я руководствуюсь правилом «Делай добро другому, и он отплатит тебе тем же»1 2 3 4 525. Справедливое наказание должно соответствовать тяжести материального ущерба, нанесенного поступком, без учета намерений человека, совершившего его1 2 3 4 526. Сочувствие и сострадание к другим людям в первую очередь определяет мое поведение1 2 3 4 527. Общество само устанавливает законы и нормы справедливости, и человек должен им подчиняться1 2 3 4 528. Человек никому не вправе отказать в помощи и милосердии, даже преступившему закон1 2 3 4 529. Справедливость требует того, что если я кому-то помогу, этот человек помог бы и мне1 2 3 4 530. Я согласен с тем, что: «Никакая гармония мира не стоит и одной слезинки ребенка» (Ф.М. Достоевский)1 2 3 4 531. Иногда ради справедливости человек бывает вынужден преступить и нарушить закон1 2 3 4 532. В любой ситуации нужно в первую очередь обеспечить благополучие себе и своим близким и уже потом думать о других1 2 3 4 533. Для того, чтобы в обществе царила справедливость, необходимо, чтобы каждый добрый поступок всегда был по достоинству оценен и вознагражден1 2 3 4 534. Если каждый человек будет прежде всего заботиться о себе, общество от этого только выиграет1 2 3 4 535. Справедливым является поступок, продиктованный совестью человека, даже если он противоречит мнению других людей и осуждается ими1 2 3 4 536. Я испытываю неловкость, когда меня благодарят за помощь или хвалят за нее в присутствии других людей1 2 3 4 537. Если закон делает людей несчастными, то этот закон не стоит того, чтобы его выполнять1 2 3 4 538. Самопожертвование ради другого может быть обузой для другого, даже если он действительно нуждается в Вашей помощи1 2 3 4 5

Ключ к методике «Справедливость-забота»

Справедливость

Стадии морального развития по Л. Кольбергу:

. Доконвенциональный уровень:

власть авторитетов, боязнь наказаний - 1, 12, 25;

инструментальный обмен: ты - мне, я - тебе - 5, 18, 29.

. Конвенциональный уровень:

социальный закон и порядок - 3, 16, 27.

. Постконвенциональный уровень: социальный контракт, учет прав личности 6, 20, 23: стадия универсальных этических принципов - 31, 35, 10.

Стадии морального развития но К. Гиллиган и Н. Айзенберг:

. Самоозабоченность:

ориентация на себя, на свои интересы - 13, 32, 34;

ориентация на интересы других людей и на их хорошее мнение о себе - 9, 24, 36.

. Самопожертвование:

рефлексивная эмпатическая ориентация - 11, 15, 22;

учет итериоризованных ценностей, защита прав других 2, 19, 26.

. Самоуважение:

сознательный учет итериоризованных ценностей 8, 14, I7, 28, 30, 38.

Выбор между справедливостью и заботой 4, 37 [14, с.131].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особую роль в нравственном развитии подростков играет семья. Естественно, процесс этот протекает успешнее в условиях здорового морально-психологического микроклимата в быту. Семья - социально-биологическое микрообразование, полностью зависящее от макросоциума и оказывающее обратное действие на последний. Каков общество - такова и семья, какова семья - таково и общество, каковы общество и семья - такова и личность.

В моральной сфере подростков возникают следующие две новые особенности: во-первых, в этот период вопросы, связанные с нормами и правилами общественного поведения и с нормами взаимоотношений людей друг с другом, становятся в центре внимания; во-вторых, у подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения и оценки.

Современные исследования в области морального развития должны строится как полипараметрические, т. е. учитывать все компоненты морального поведения в целостной системе.

Многие авторы выделяют говорили о структуре нравственного поведения. В частности структуру нравственного поведения выделяют Дж. Рест и Мишаткина Т.В. Структура нравственного поведения Дж. Реста отличается от структуры нравственного поведения Мишаткиной Т.В. Нам ближе структура Мишаткиной Т. В., так как она выделяет центральным компонентам нравственное поведение - поступок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Петровский, А.В., Ерошевский, М.Г. Психология [Текст]/ Петровский А.В..- М. : ACADEMIA, 2002. - 500с.

Целуйко, В.М. Психология современной семьи [Текст]/ Целуйко В.М.- М. : ВЛАДОС, 2004. - 246с.

Крайг, Г.М. Психология развития [Текст]/ Крайг Г.М. - СПб. : ВЛАДОС, 2000. - 994с.

Ковалев, А.Г. Психология семейного воспитания [Текст]/ Ковалев А.Г. - Мн. : Народная асвета, 1980. - 264с.

Посысоева, Н.Н. Основы психологии семьи [Текст]/ Посысоева Н.Н. - М. : Просвещение, 1988. - 232с.

Лаптенок, С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи [Текст]/ Лаптенок С.Д. - М. : Амалфея, 2001. - 160с.

Макдишка, О.П. Экспериментальные методики и аппаратура// Вопросы психологии, - 2002. - №5 С.144-152.

Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкий, В.В. Семейная психотерапия [Текст]/ Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Л. : Медицина, -1990. - 264с.

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ Божович Л.И.- М. : Просвещение, 1969. - 370с.

Братусь, Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности [Текст]/ Братусь Б.С. - М. : Знание, 1977.- 64с.

Головей, А.Г., Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии [Текст]/ Головей А.Г., Рыбалко Е.Ф. - СПб. : Питер, 2001. - 480с.

Миллер, С.(Скотт) Психология развития : Методы исследования [Текст]/ Миллер С.(Скотт); пер. с англ. В. Белоусов. - 2 межд. изд. - СПб - : Питер, 2002. - 464с.

Копорулина, Н.В., Смирнова, М.Н., Гордива, Н.О., Баменова, Н.В. Психологический словарь [Текст]/ Копорулина Н.В., М. : Феникс, 2003. - 640с.

Подольский, Д.А. Современные методы исследования морального развития [Текст]// психология и школа. - 2005 №1. С100-127.

Мишаткина, Т.В., Бражноков, З.В., Мушинский, Н.И. Этика. Мн.: Новое знание [Текст]/ Мишаткина Т.В., 2004. - 509с.

Мишаткина, Т.В. Этика. Экспресс-курс [Текст]/ Мишаткина Т.В., Мн. : Новое знание, 2003. - 176с.

Похожие работы на - Методы исследования моральной компетентности и нравственного поведения подростков в семье

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!