№ п/п
|
Наименование
показателя
|
Ед. изм.
|
Годы
|
|
|
|
2009
|
2010
|
2011
|
1
|
Объем товарной
продукции
|
Млн. руб.
|
106655
|
202277
|
703884
|
2
|
Объем
реализованной продукции
|
Млн. руб.
|
91662
|
163348
|
669358
|
3
|
Объем
отгруженной продукции
|
Млн. руб.
|
91996
|
189539
|
710294
|
4
|
Себестоимость
товарной продукции
|
Млн. руб.
|
100883
|
189644
|
656989
|
5
|
Чистая прибыль
|
Тыс. руб.
|
669
|
1293
|
5860
|
6
|
Балансовая
прибыль
|
Тыс. руб.
|
919
|
1804
|
8210
|
7
|
Среднесписочная
численность работающих
|
Чел.
|
1054
|
1152
|
1566
|
|
В том числе:
ППП
|
Чел.
|
1017
|
1115
|
1525
|
8
|
Текучесть
кадров
|
%
|
12,5
|
Н,7
|
10,4
|
9
|
Потери рабочего
времени
|
Чел. /дни
|
|
|
|
10
|
Производительность
труда
|
Т. руб. / чел.
|
104,87
|
181,41
|
461,56
|
11
|
Среднемесячная
зарплата
|
Руб.
|
5982,6
|
6880,0
|
7929,1
|
12
|
Темпы роста
среднемесячной зарплаты
|
%
|
113,8
|
115,0
|
115,2
|
13
|
Темпы роста
производительности труда
|
%
|
101,3
|
173,0
|
254,4
|
Объемы производства за три года выросли с
106655 млн. рублей в 2009 году до 703884 млн. рублей. Причем рост стабилен,
темпы роста стабильно выше 100%. Аналогичная ситуация и по другим основным
показателям.
Темпы роста объемов производства по годам
выглядят следующим образом:
г - 106,66/93,48 - 100= 114 % (2.1.4)
г-202,28/106,66-100 - 190% (2.1.5)
г - 703,88/202,28-100-348% (2.1.6)
Оценку изменения себестоимости продукции
следует давать по ее удельному значению, так как при росте объемов производства
себестоимость этого объема также вырастает, но, однако это не означает, что
себестоимость единицы определенного конкретного изделия выросла.
Картина изменения удельной себестоимости
по годам выглядит следующим образом:
год - (108,88/106,66-92,08/93,48) - 100= -
3,9 % (2.1.7)
год- (189,54/202,28-100,88/106,6) - 100 -
0.9% (2.1.8)
год - (669,36/703,88-189,54/202,28) - 100=
+ 1,4 % (2.1.9)
Удельная себестоимость продукции в
20024году снизилась на 3,9 % по сравнению с результатом 2003 года, далее - в
2010 году снизилась еще на 0,9 %, а затем в 2011 году увеличилась на 1,4 %, что
связано с затратами на приобретение машин и оборудования, связанных с
технологическими инновациями, для расширения производства ЭУРУ в связи с новыми
крупными заказами от предприятий-потребителей. В итоге за три последних года
удельная себестоимость производства продукции изменилась следующим образом
(снизилась на 3,4 %):
АСуд - (669,36/703,88-92,08/93,48) -
100=-3,4 % (2.1.10)
На предприятии наблюдается приток молодых
специалистов, особенно в области компьютерной техники. Производительность труда
на предприятии идет стабильно в рост, темпы роста следующие:
г. - 104670/78360 - 100-33,5% (2.1.11)
г. - 181410/104670-100= 73,3% (2.1.12)
г. - 461560/181410-100 - 54,4% (2.1.13)
Рост производительности труда обусловлен
применением прогрессивной технологии и компьютеризацией проектно-расчетных
работ и производства.
Средняя заработная плата ежегодно
повышается и в 2011 году составляет 7929,1 рубль, но эта сумма не поспевает за
"потребительской корзиной" (особенно для условий республики Дагестан,
где средняя численность семьи не ниже 5-6 человек).
Текучесть кадров также из года в год
снижается, это связано с улучшением социально-психологического климата на предприятии.
2.2 Анализ
управления инвестиционными процессами в ОАО "Авиаагрегат"
Традиционно финансирование инвестиций в машиностроительной
отрасли Республики Дагестан (и ОАО "Авиаагрегат" в этом отношении не
исключение) осуществлялось в основном за счет федеральных и региональных
источников. Можно предположить, что и в дальнейшем (по крайней мере, на период
до 2010 г.) они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения
иностранного капитала. В целом же инвестиционная деятельность ОАО "Авиаагрегат"
осуществлялась, главным образом, за счет собственных и заёмных средств. При
этом основным источником инвестиций явилась прибыль организации.
Действенность инвестиционной деятельности, как на микро - так
и на макроуровне, определяется эффективностью использования инвестиционных
ресурсов. В этом плане решающее значение имеют результаты хозяйственной
деятельности инвестиционных отраслей. Их технический уровень, организация
производства, развитие предпринимательства, способность к освоению инноваций оказывают
основное воздействие на инвестиционный цикл, окупаемость и отдачу
инвестиционных ресурсов.
В сложившихся экономических условиях целесообразно, направить
основные усилия органов управления на увеличение объема реализации продукции
отечественных товаропроизводителей, на резкое снижение стоимости кредитных
ресурсов, на определение собственных инвестиционных приоритетов, на обеспечение
реальной защиты прав инвесторов и акционеров, находящихся в меньшинстве. Без
решения этих вопросов, увеличение капиталовложений в промышленность невозможно.
В социально-экономической и производственно-технической
ситуации, которая характерна для новых условий развития экономики Дагестана,
часть средств, которые будут высвобождаться вследствие реструктуризации
накапливаемого капитала, целесообразно перераспределить в пользу стадии
подготовки производства.
Естественно, что более детальная подготовка инвестиционного
цикла требует больше времени и средств, но это полностью оправдывает себя
вследствие сокращения и удешевления стадий строительства и освоения проектных
мощностей. Кроме того, огромные ресурсы капитального строительства немного
позднее списываются с народнохозяйственного учета (а в это время они работают)
и раньше возвращаются в виде современных основных фондов и производственных
мощностей.
Основными направлениями инвестиционной стратегии ОАО
"Авиаагрегат" с точки зрения максимальной эффективности теперь и в
ближайшей перспективе (до 2015 г.) будут:
· улучшение воспроизводственной структуры
капиталовложений, повышение удельного веса затрат на техническое перевооружение
и реконструкцию действующих предприятий за счет уменьшения удельного веса
нового строительства в производственной сфере;
· приоритетное обеспечение капитальными
вложениями прогрессивных направлений научно-технического прогресса, которые
способствуют снижению ресурсоемкости производства и повышению качества
продукции;
· сбалансированность
инвестиционного цикла.
На наш взгляд, на динамику притока
иностранных инвестиций в машиностроительный комплекс республики (ОАО
"Авиаагрегат" является наиболее значительным представителем этого
комплекса по Республике Дагестан, и в первую очередь инвесторы, естественно,
будут сотрудничать с ним) в этой связи окажут влияние следующие факторы:
· макроэкономическая
стабилизация и начавшийся экономический рост;
· продолжение экономических
реформ, новый этап развития и углубления структурных реформ и особенно
налоговой реформы;
· рост открытости экономики
и развитие нормативно-правовых основ, регламентирующих деятельность иностранных
инвесторов;
· перспектива присоединения
к международным экономическим и финансовым организациям;
Возможность технического перевооружения производства и
ускорение темпов технического прогресса в Республике Дагестан связано с
использованием технических, организационных и производственных достижений
экономически развитых стран. Влияние научно-технической революции в данной
случае довольно противоречиво. С одной стороны, имеется возможность получить в
готовом виде с мирового рынка такую технику, технологию, знания, которые
значительно превосходят все реальные возможности местного производства и могут
стать важным фактором ускорения развития. С другой стороны, возникает
технологическая зависимость. Без приобщения к современному научно-техническому
прогрессу Республика Дагестана останется в состоянии экономической отсталости,
которая будет неизбежно усугубляться. Но, одновременно с этим, распространение
современной техники и технологии невозможно вследствие нынешней финансовой
стесненности, отсталой структуры экономики. В Республике Дагестане невозможно
добиться более или менее равномерного подъема экономики, опираясь только на
последние достижения научно-технического прогресса, на это просто не хватит
внутри республиканских финансовых ресурсов. Обеспечить динамизм всего
хозяйства, при ограниченных ресурсах, можно, только используя все технические
средства, прогрессивные по отношению к уровню развития производительных сил.
Для финансирования приоритетных инвестиционных проектов за
счет средств государственного бюджета необходимо установить жесткий нормативный
предел его расходования на потребление. Следует разграничить государственный
бюджет на две части: бюджет потребления и бюджет развития. Бюджет потребления
должен быть построен по системе нормативов, определяющих минимум бюджетной
обеспеченности в части текущих и капитальных социальных расходов на душу
населения, а по некоторым статьям по типам объектов расходования. Бюджетные
доходы, получаемые сверх нормативных минимумов, должны быть полностью или в
подавляющей части направляться на финансирование развития экономики.
Исходя из этого, можно утверждать, что на ближайшую
перспективу основу инвестиционной деятельности ОАО "Авиаагрегат"
составит реализация проектов в рамках внутриотраслевого сотрудничества с
предприятиями других регионов: изготовление машин, оборудования, деталей,
изделий и устройств по заказам организаций других регионов; расширение
производства этими организациями с привлечением производственных мощностей ОАО
"Авиаагрегат" (в частности, такой план выдвинул в апреле 2012 г.
"Челябинский тракторный завод").
Анализ инвестиционной деятельности ОАО
"Авиаагрегат" продемонстрируем на примере конкретного проекта.
Основные сведения о проекте
Проект: Увеличение мощностей серийного
производства изделия - электромеханический усилитель рулевого управления
автомобилем (СЭМУРУ) для удовлетворения потребностей рынка.
Суть проекта: ОАО "АвтоВАЗ"
начато серийное производство автомобилей ВАЗ 1118 "Калина",
оборудованных электромеханическим уилителем рулевого управления. ОАО
"Авиаагрегат" является единственным предприятием в РФ, которое
производит СЭМУРУ, соответствующих требованиям ОАО "АвтоВАЗ" и
устанавливаемые на автомобилях этого семейства. Однако существующие мощности
производства ОАО "Авиаагрегат" не могут удовлетворить потребности ОАО
"АвтоВАЗ". Для развития производства необходимы дополнительные
инвестиционные средства для приобретения дополнительного технологического
оборудования и увеличения оборотных средств.
Основные характеристики
проекта:
. Строительство
"с нуля"
2. Модернизация
. Реконструкция
. Расширение
действующего производства
Общая стоимость проекта - 235,3 млн. руб.
Объем производственного финансирования на
дату подачи обращения. В целях активного обеспечения потребностей рынка СЭМУРУ
проекта проведено следующее поэтапное освоение производства:
этап - производство опытно-конструкторских
работ (ОКР). Этот этап завершен созданием конструкторско-технологической
документации и согласованием конструкторской документации с ОАО
"АвтоВАЗом". Затраты составили 25,43 млн. руб.
этап - освоение мощностей мелкосерийного
производства с поставкой продукции на вторичный рынок. Затраты составили 47,87
млн. руб.
этап - подготовка производства и создание
мощностей для серийного производства по выпуску 30000 шт. СЭМУРУ в год. Затраты
составили 71,5 млн. руб.
Внутренняя норма дохода (рентабельности)
на инвестиции (IRR) - 30 %
Период окупаемости инвестиций - 3 года
(т.е. 36 месяцев)
Суть проекта заключается в организации ОАО
"Авиаагрегат" производства по выпуску "Системы электромеханического
усилителя рулевого управления автомобиля" (СЭМУРУ). Новое производство
позволит получать продукцию обладающую высокими технологическими качествами и
конкурентоспособной ценной. Проект находится в следующей стадии:
· разработана конструкторская
и технологическая документация на изготовление опытной партии "Системы
электромеханического усилителя рулевого управления автомобиля" (СЭМУРУ);
· изготовлена опытная
партия системы СЭМУРУ, которая успешно прошла стендовые и ходовые испытания на
ОАО "АвтоВАЗ";
· заключены договоры на все
виды материалов и комплектующих изделий необходимых для изготовления системы
СЭМУРУ;
· заключены предварительные
(рамочные) контракты с предприятиями изготовителями на поставку недостающего
оборудования;
· имеются в наличии
производственные площади и квалифицированный персонал для серийного
изготовления устройств СЭМУРУ.
Общая стоимость проекта составляет 162,5
млн. руб. В эту стоимость входят:
· затраты на
переоборудование производственных площадей - 17,5 млн. руб.;
· расходы на изготовление
не стандартного оборудования - 43,0 млн. руб.;
· расходы на приобретение
недостающего специализированного оборудования - 52,0 млн. руб.;
· расходы на приобретение
оборотных средств - 50,0 млн. руб. Собственные средства предприятия будут
израсходованы на переоборудование производственных площадей, изготовление
нестандартного оборудования и приобретение недостающего специализированного
технологического оборудования - 62,5 млн. руб.;
Кредитные средства будут израсходованы на
приобретение недостающего оборудования и приобретение оборотных средств. Срок
окупаемости составляет 32 месяца.
ОАО "Авиаагрегат" в результате
выполнения комплекса конверсионных программ освоило выпуск комплектующих
изделий для автомобильной промышленности, в результате чего сохранило свой
производственный потенциал и высокий технический уровень, присущий авиационной
промышленности. В настоящее время является основным поставщиком своей
номенклатуры продукции на ОАО "АвтоВАЗ", заказ которого на 2010-2012
годы вырос на 70% по сравнению с 2003-2009 гг.
Предлагаемый проект по освоению серийного
выпуска системы СЭМУРУ является очень перспективным, т. к аналогичных устройств
нет не только в России и в странах СНГ, но и во многих крупных международных
автомобильных концернах, которые проводят в этой области интенсивные
конструкторские разработки. Все это позволяет рассчитывать на успех
инвестиционных мероприятий по данному проекту.
Главные требования предъявляются к
качеству оборудования, состояния производственных площадей и квалификации
работающих и в основном выполняются.
Производственные площади и
квалифицированные рабочие кадры имеются в наличии. На все виды материалов,
полуфабрикатов и комплектующих изделий, идущих на изготовление устройства
СЭМУРУ имеются договоры на поставку.
В процессе реализации проекта можно
выделить следующие основные этапы:
этап. Приобретение отечественного и
подписание договоров на поставку импортного оборудования. Закупка, монтаж и
наладка оборудования, маркетинг. Тестирование рынка по средствам продаж пробных
партий устройств.
этап. Запуск 75 % новых производственных
мощностей, маркетинг.
этап. Запуск 100 % мощностей по
производству устройства СЭМУРУ.
Общая стоимость проекта составляет 162,5
млн. руб. В эту стоимость входят:
· затраты на переоборудование
производственных площадей - 17,5 млн. руб.
· расходы на изготовление
не стандартного оборудования - 43,0 млн. руб.;
· расходы на приобретение
недостающего специализированного оборудования - 52,0 млн. руб.;
· расходы на приобретение
оборотных средств - 50,0 млн. руб. Источниками финансирования проекта
являются:
· собственные средства
предприятия - 37,5 млн. руб.;
· государственная бюджетная
ссуда - 25,0 млн. руб.
· заемные средства
предприятия - 100,0 млн. руб.
Цена СЭМУРУ по предлагаемому проекту, согласованный
с АО "АвтоВАЗ" составляет 6018.0 руб. при объеме производства 10.0
тыс. шт. в год, 5340 руб. при объеме производства 75.0 тыс. шт. в год,5000 руб.
при объеме производства 300.0 тыс. штук в год и 4780.0 руб. при объеме
производства 500.0 тыс. штук в год. Поэтому затраты на освоение и расширение
производства с лихвой оправдываются, и предприятие намерено еще больше
увеличивать объемы производства и расширять рынки сбыта
Под экономической безопасностью предприятия как правило
понимается состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов
для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия
в настоящее время и в будущем. Оценка уровня экономической безопасности
производится с помощью обобщающего критерия, определяемого с помощью системы
частных функциональных критериев, рассчитываемых по наиболее важным
функциональным направлениям (составляющим): финансовой,
интеллектуально-кадровой, технико-технологической, политико-правовой,
экономической, информационной, силовой.
Частные критерии сформированы по принципу оценки
предотвращенного ущерба, модель которого имеет вид:
(2.3.1)
где
ЧФКi - частный функциональный критерий уровня
обеспечения i-ой функциональной составляющей
экономической безопасности (ЭБ) предприятия;
Упрi - предотвращенный ущерб по i-тому функциональному направлению;
Зi - суммарные затраты на реализацию мер по
обеспечению ЭБ по i-му направлению;
Упоi - нанесенный ущерб по i-му функциональному направлению.
Свертка частных критериев в обобщающий осуществляется методом
приоритетов (удельных весов ai) с соблюдением
правила
(2.3.2)
Обобщающий критерий экономической безопасности определяется по
формуле:
(2.3.3)
Использование критериальных расчетов в управлении предприятием
осуществляется методом, аналогичным методу для регионов: оценка узких мест,
разработка и реализация сценариев, выбор сценария, разработка плана мероприятий
по обеспечению экономической безопасности.
Используя приведенные подходы к определению понятия экономической
безопасности, попытаемся сформулировать таковое для инвестиционно-заемной
системы (ИЗС). По нашему мнению, оно может выглядеть так.
Под экономической безопасностью инвестиционно-заемной системы
понимается экономическая защищенность системы и интересов ее участников от
внешних и внутренних угроз, позволяющая надежно сохранить и эффективно
использовать для исполнения своей миссии ее экономический потенциал [40].
При этом под миссией ИЗС будем понимать задачу привлечения заемных
средств в целях удовлетворения инвестиционных потребностей региона,
определяемых в рамках ИЗС по совокупной цене, удовлетворяющей требованию
безубыточности функционирования инвестиционно-заемной системы.
Заметим, кстати, что потребность в постановке проблемы
экономической безопасности определяется наличием внешних (экзогенных) и
внутренних (эндогенных) деструктивных факторов (угроз) по отношению к ИЗС. К
внешним деструктивным факторам, например, можно отнести экономическую и
политическую нестабильность, несовершенство законодательства, известную
неготовность потенциальных инвесторов к взаимодействию с ИЗС, диверсионная
деятельность непорядочных фирм, динамическая подвижность рынка ценных бумаг,
отсутствие достоверной информации для инвесторов о состоянии рынка и эмитентов
ценных бумаг и др. К числу внутренних факторов, порождающих угрозы, чреватые
рисками появления сбойных ситуаций можно отнести ограниченные возможности по
страхованию рисков, отсутствие четких технологий взаимодействия
профессиональных участников рынка облигаций, пока еще имеющая место
институциональная незавершенность ИЗС как полноправного субъекта рыночной
экономики Республики Дагестан, сложная система взаимосвязей в системе, каждая
из которых может стать очагом сбойных ситуаций и т.п.
Следует сказать, что с понятием "экономическая
безопасность" тесно связаны такие понятия как:
·
мониторинг
в ИЗС, как средство, позволяющее предвидеть и диагностировать возможные риски,
связанные с появлением сбойных ситуаций;
·
рациональные
мотивационные схемы экономических стимулов участников ИЗС, позволяющие учесть и
удовлетворить их экономические интересы;
·
законодательная
защищенность ИЗС, которая дает ей возможность существовать и развиваться в
относительно стабильных условиях на обозримых временных горизонтах [33].
Наиболее существенной проблемой ОАО "Авиаагрегат" в
отношении управления инвестиционными процессами является управление рисками при
инвестировании.
Рассмотрим основные виды риском. Они
подразделены на три группы - проектные, финансовые и маркетинговые риски.
ПРОЕКТНЫЕ РИСКИ
. Риск незавершенного строительства
исключен, ибо ОАО "Авиаагрегат" располагает готовым, освободившемся в
результате конверсии, производственным корпусом, со всеми действующими
инженерными сетями.
. Риск несвоевременной поставки и монтажа
оборудования, и следовательно риск несвоевременного начала производства
исключен, ибо условия
"поставки оборудования и сдачи в
эксплуатацию под "ключ" оговорены контрактом между покупателем и
поставщиком.
. Риск неполного использования проектной
мощности оборудования. Снижение данного риска возможно только при организации
четкого руководства производственным процессом предприятия, обеспечении
производства бесперебойной поставкой сырья, качественной работы оборудования.
Обеспечение производства сырьем
гарантируются фирмами поставщиками сырья, с которыми заключены предварительные
договора.
Для гарантии качества работы оборудования
необходимо, чтобы при его покупке поставщики оборудования предоставили
гарантийные обязательства сроком на 12 месяцев. Кроме того, необходимо обязательное
страхование оборудования от возможного повреждения (затраты несут поставщики
оборудования).
ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ
. Финансирование данного проекта
предполагается осуществить за счет собственных средств, средств
государственного инвестиционного кредита и заемных средств, возврат которых
предполагается за счет поступлений от продажи готовой продукции.
. Риск возникновения непредвиденных
расходов возможно уменьшить установлением четкого контроля за качеством
выпускаемой продукции (непредвиденные расходы включены в текущие издержки
производства).
. Вероятность риска задержки платежей по
процентам низкая. Критическое значение "коэффициента покрытия долга"
на всем интервале выплат не превышает допустимого - 1.25.
МАРКЕТИНГОВЫЕ РИСКИ
. Риск роста цен на сырье весьма
существенен, но вероятность появления этого фактора невелика, так как цены на
сырье довольно стабильны и имеют тенденцию к снижению.
. Риск несвоевременной реализации
продукции отсутствует так как аналоги предлагаемой продукции в РФ и странах СНГ
не имеются. Кроме того, инициатором проекта достаточно хорошо проработана схема
реализации проекта, тем более что около 100% выпускаемой продукции будет
поставляться автомобильным предприятиям РФ по долгосрочным контрактам.
Глава 3.
Основные направления совершенствования управления инвестиционными процессами
ОАО "Авиаагрегат"
3.1 Пути
повышения эффективности управления инвестиционными процессами на предприятии
Важным фактором, от которого зависит экономический рост
государства, является стабильная, гибкая, хорошо отлаженная система
инвестирования и связанные с нею рыночные механизмы.
В условиях трансформации экономической системы
централизованного планирования к рыночным механизмом инвестиционно-финансовые
решения приобретают важное значение как для отдельного предприятия, так и для
общественного хозяйства в целом. Сегодня усилия по финансовой стабилизации
должны подкрепляться структурной перестройкой на приватизированных
предприятиях, разработкой и использованием адекватных моделей и методов
принятия инвестиционных решений, механизмов управления и повышения
эффективности инвестиционных процессов.
Прежде чем приступить к поиску инвесторов, высший
управленческий персонал предприятия должен подготовить почвы для
инвестирования, и прежде всего фундаментального изменения образа его
функционирования, в рамках которого комплексно решать болезненные вопросы,
связанные с управлением производства и персоналом, финансами, маркетингом и
т.д.
Эффективная инвестиционная деятельность на предприятии
предполагает комплексное решение взаимосвязанных проблем - повышение
эффективности текущей хозяйственной деятельности и повышение эффективности
инвестиционно-финансовой деятельности.
Решение последней требует точного определения потребности в
инвестиционном капитале, выбора оптимальной формы финансирования проекта,
анализа проектных рисков и обеспечение устойчивости и ликвидности проекта на
всех этапах его реализации.
Основной целью любого инвестирования является получение
дохода от осуществления проекта за счет реализации определяется объемом
инвестиционного капитала и его структурой. Потребность в капитале может
удовлетворяться путем мобилизации внутренних (собственных) ресурсов и
привлечения внешних источников финансирования. Поскольку внешние источники -
платные, то стоимость и риск привлекаемых ресурсов оказывают влияние на
величину ожидаемого дохода, приходящегося на собственный капитал.
Определение потребности в дополнительном инвестиционном
капитале и его структуры - стандартная задача, с которой сталкиваются участники
инвестиционного проекта. Одного решения этой задачи усложняется воздействием
внешних рисков, связанных с общим состоянием инвестиционного климата.
Для решения данной задачи и ее оптимизации предлагается
интерактивная процедура, включающая следующие этапы:
. на основе комплексного плана развития производства
строится прогноз будущего объема реализации продукции в рамках инвестиционного
проекта;
2. определяется потребность в инвестиционном капитале,
обеспечивающем достижение спрогнозированного объема реализации;
. выбирается один из вариантов сочетания внутреннего и
внешнего финансирования инвестиционных затрат;
. проводится анализ привлекаемого инвестиционного
капитала: его стоимость, риск, наличие в необходимом объеме и в определенный
момент времени, возможность обеспечения ликвидности и устойчивости проекта на
всех этапах его реализации;
. на основании результатов проведенного анализа
рассчитывается величина ожидаемого дохода.
Высокий риск потери вложенных средств - главная
характеристика инвестиционного процесса.
Для определения влияния рисков на эффективность проекта
предлагается использовать анализ чувствительности, состоящий из следующих
этапов:
· выбор показателя эффективности,
относительно которого проводится оценка чувствительности;
· выявление внешних и внутренних факторов,
увеличивающих или уменьшающих конкретный вид риска с точки зрения влияния на
объем денежных поступлений и объем затрат;
· описание сценариев развития
инвестиционного проекта, включая экспертную оценку влияния выявленных факторов
на риск проекта;
· разработка мероприятий по минимизации
риска и эффективной реализации инвестиционной программы.
Инвестиционный спрос нельзя
отождествлять с "планируемыми", или "ожидаемыми" расходами,
поскольку основой формирования спроса является наличие реальных, а не ожидаемых
денежных средств, формирующихся из различных источников. Инвестиционный спрос - это самостоятельная экономическая категория, не совпадающая с понятием временно
свободных денежных средств [41].
Инвестирование является одним из альтернативных вариантов
использования свободных денежных средств. Условия формирования инвестиционного
спроса различаются в зависимости от того, являются ли временно свободные денежные средства собственными или заемными.
Наличие только инвестиционного спроса при желании принять решение о приобретении материально-вещественных
факторов производства не служит основанием для реального инвестирования, помимо
спроса на инвестиционные
товары необходимо учитывать
их наличие.
Сегодня проблема заключается не только в отсутствии основного
капитала, но и в отсутствие эффективного спроса на отечественную продукцию,
именно из-за этого простаивают производственные мощности сегодня. И задача, как
раз и состоит в том, чтобы сделать продукцию отечественных промышленных
предприятий привлекательной для потребителей и конкурентоспособной, но без
инвестиций это неосуществимо.
Промышленные предприятия различных отраслей имеют далеко не
одинаковые стартовые возможности для привлечения инвестиций. С развитием
рыночных отношений и международного разделения труда многие промышленные
предприятия без помощи государства теряют рынок. Они заботятся уже не о
развитии производства, а о простом выживании. Единичные примеры, когда
отдельные предприятия ценой огромных усилий поддерживают или даже немного увеличивают
выпуск продукции, используя для этого
устаревающие ресурсы, скорее подтверждают общую тенденцию, чем опровергают ее.
Сегодня промышленное производство в России, не замещает выбывающие основные фонды. Сохранение в России высокой доли
показателя валового накопления основного капитала в ВВП связано не с динамикой физического объема
инвестиций, а с опережающим ростом цен на капитальные ресурсы.
Можно выделить несколько моделей инвестиционного процесса на
промышленном предприятии, среди которых - модель инвестиционного процесса в
условиях полностью либерализованной экономики и государственного
протекционизма; модель инвестиционного процесса в условиях полностью
либерализованной экономики, открытой мировому рынку (без элементов
государственного протекционизма); модель полностью либерализованного чисто
рыночного инвестиционного процесса; мобилизационная модель инвестиционного
развития; планово-распределительная модель инвестиционного развития; модель
интегрированного финансово-инвестиционного процесса.
Наиболее динамичной среди них является модель инвестиционного
процесса в условиях полной либерализации экономики, открытой мировому рынку. В
отличие от закрытых моделей в данной модели инвестиционные ресурсы,
определенным образом модифицируются.
Во-первых, импорт дает новые, дополнительные инвестиционные
ресурсы, которые не могут быть созданы в данной стране или их создание требует
значительных материальных затрат и времени, что делает импорт таких ресурсов
предпочтительным.
Во-вторых, под влиянием мирового рынка и с помощью импортируемых
инвестиционных ресурсов, иностранных инвестиций и займов становится возможным
использование инвестиционных ресурсов и факторов производства для обеспечения
текущего функционирования предприятий, которые ранее в данной стране не
находили применения из-за невозможности вовлечения их в экономический оборот
собственными силами либо из-за отсутствия внутренних потребностей в
соответствующей продукции.
В-третьих, под давлением мирового рынка происходит частичный отказ
от использования национальных инвестиционных ресурсов: рабочей силы,
сельскохозяйственных угодий, производственных мощностей предприятий, учреждений
науки, культуры, образования, здравоохранения.
Современная система управления инвестиционной деятельностью в
России, ее функционирование требуют моделирования как бизнес-процессов, так и
бизнес-систем на основе опыта практической работы по управлению инвестиционной
деятельностью, его научного обобщения, перехода от метода "проб и
ошибок" к стройной методологии анализа и проектирования процедур
управления инновационно-инвестиционной деятельностью.
В современной системе управления инвестициями следует выделять два
основных компонента - прогнозирование для выработки решений и принятие решений,
при этом, если прогнозирование реализуется специальными алгоритмами: методами,
методиками, регуляторами и процедурами на вариантной основе, то принятие
решений - это волевой процесс.
Внутрифирменное планирование и само управление инвестиционной
деятельностью, в современных условиях в силу специфики российской
действительности столкнулось с серьезными трудностями из-за имеющегося разрыва
в иерархии управления, так как обосновать различные варианты хозяйствования,
адекватные соответствующим прогнозным сценариям развития, невозможно без планирования
своевременных решений.
Для управления инвестиционной деятельностью предприятия сегодня
все чаще используется инвестиционный бюджет, который включает в себя доходы и
расходы от инвестиционной деятельности, а также потребности в инвестиционных
ресурсах по всем выбранным направлениям и инвестиционным проектам. При этом для
управления отдельным инвестиционным проектом используется бюджет
инвестиционного проекта, который включает как операционный, так и финансовый
бюджет и представляет собой детально разработанный финансовый план
инвестиционного проекта, охватывающий все стороны его реализации.
Прохождение всех этапов бюджетирования при разработке и принятии
управленческих решений обеспечивает: во-первых, детальную проработку самих
инвестиционных проектов, во-вторых, комплексное рассмотрение инвестиционной
деятельности в рамках всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия и
анализ ее влияния на финансовое состояние предприятия, в-третьих, организацию
контроля над дальнейшей реализацией каждого отдельного проекта и выполнением
инвестиционного бюджета в целом.
Наиболее важным и сложным аспектом в управлении инвестиционной
деятельностью промышленного предприятия является построение денежных потоков на
основе предполагаемых параметров проекта, так как величина и структура денежных
потоков являются определяющими для принятия инвестиционных решений, где расчеты
основываются на двух видах денежных потоков: от основной (операционной) и
инвестиционной деятельности. Денежный поток от финансовой деятельности используется
для оценки различных вариантов финансирования проекта и выбора наиболее
оптимального из них.
Четко структурировать проблемы в процессе инвестирования позволяет
проведение классификации рисков инвестиционной деятельности, что позволяет
провести анализ ситуаций и выбор метода эффективного
управления инвестиционной деятельностью предприятия с учетом фактора
неопределенности. Классификационный критерий
рисков инвестиционной деятельности по видам является основным параметром их дифференциации в процессе
управления.
Рискам инвестиционной деятельности присущи не только такие черты
как: случайность одной из возможностей; вероятность распределения
отрицательных, нейтральных и положительных результатов; нежелательность
ожидаемых убытков; объективность из-за действия сил природы и общества по
закону больших чисел, но и: субъективность выбора человеком оцененных возможных
альтернатив; недостаток информации, приводящей к погрешностям в оценке степени
вероятности в количестве альтернативных исходов; невозможность длительного
избегания ожидаемых опасностей; необратимость последствий действий;
возрастающий масштаб по мере социально-экономического прогресса из-за накопления регрессного потенциала; многовариантность
и альтернативность ожидаемых убытков или доходов; противоречивость негативных и
позитивных последствий.
Для принятия управленческих решений разумно использовать следующую
классификацию рисков инвестиционной деятельности: чистые риски реальных и
финансовых инвестиций, спекулятивные риски финансовых и реальных инвестиций, по
масштабу ожидаемых потерь инвестиций, внешние риски, риски деловых отношений,
внутренние риски.
В России доминируют следующие риски инвестиционной деятельности:
систематические риски, внешние риски, слабо прогнозируемые риски из-за непрозрачности
информационных потоков; риски полного убытка, включающие как прямые, так и
косвенные убытки; чистые риски, интегральный риск субъекта инвестиционной деятельности, не
диверсифицируемые риски, риски по активным операциям коммерческого банка, риски
реальных инвестиций, риски по внешнему финансированию, инфляционные риски
вместе с рисками ликвидности.
Управление инвестиционной деятельностью в условиях неопределенности и
рисков - это процесс выявления уровня отклонений в прогнозируемом результате,
принятия и реализации управленческих решений, позволяющий предотвращать или
уменьшать отрицательное воздействие на процесс и результаты воспроизводства случайных факторов, одновременно
обеспечивая высокий уровень дохода.
Процесс управления рисками инвестиционной деятельности включает в
себя три основные позиции: выявление последствий деятельности экономических
субъектов в ситуации риска; приспособление процесса инвестиционной деятельности
к изменяющимся условиям среды; разработку и осуществление мер, при помощи которых
могут быть нейтрализованы или компенсированы вероятностные негативные
результаты предпринимаемых действий. В результате проведения анализа риска
получается картина возможных рисковых событий, вероятность их наступления и
последствий, затем после сравнения полученных значений рисков с предельно
допустимыми вырабатывается стратегия управления риском, и на этой основе - меры
предотвращения и уменьшения риска.
Основные приемы, способы и методы принятия решений в условиях
рисков и неопределенности предполагают использование моделей, основанных на тех
или иных идеальных допущениях и предположениях. Как только эта аксиоматическая
база перестает соответствовать реальной действительности, можно ожидать
чрезвычайно сильных и грубых ошибок и искажений результатов, при этом, как
правило, оказывается невозможной реализация теоретических построений и подходов
на практике [17].
Разработка мер по устранению и минимизации риска должна включать
следующие этапы:
1. оценку приемлемости полученного уровня риска;
2. оценку возможности снижения риска или его увеличения
(в случае, когда полученные значения риска значительно ниже допустимого, а
увеличение степени риска обеспечит повышение ожидаемой отдачи);
. выбор методов снижения рисков; оценку
целесообразности и выбор вариантов снижения рисков.
После выбора определенного набора мер по устранению и
минимизации риска следует принять решение о степени достаточности выбранных
мер, если мер недостаточно, целесообразно отказаться от реализации проекта
(избежать риска).
В целом система управления рисками инвестиционной
деятельности должна быть построена на основе реккурентного подхода, то есть
быть способной к постоянному модифицированию с применением комплекса методов
управления на всех этапах адекватно поступающим информационным потокам, то есть
быть адаптивной к изменениям окружающей среды, возникающей в ходе
инвестиционной деятельности [31].
Отсюда следует, что в системе управления инвестиционной
деятельностью должен быть предусмотрен блок разработки и оптимизации методов управления инвестиционной
деятельностью, определяемых особенностями информационной среды, к которым могут
быть отнесены:
· управление на основе контроля, предполагающее, что будущее есть
повторение прошлого предполагающее наличие возможности некоторой регламентации
деятельности посредством создания ряда инструкций и стационарных процедур;
· управление на основе экстраполяции, предполагающее, что по ряду
параметров прошлое служит базой для определения тенденции будущего развития;
· управление на основе предвидения изменений, предполагающее, что на
основе данного предвидения можно предположить тенденции будущего развития.
Управление инвестиционными процессами на отдельном
предприятии, даже таком значительном, как ОАО "Авиаагрегат" нельзя
рассматривать вне отрасли и региона, а соответственно, проблем управления
инвестициями на отраслевом и региональном уровнях. В этом отношении повышение
эффективности управления инвестиционным процессом на ОАО
"Авиаагрегат" связано со следующими важными вопросами:
· государственная поддержка инвестиционной
политики предприятий;
· политика привлечения иностранных
инвесторов и вообще расширения круга инвестиционных ресурсов.
При совершенствовании управления инвестиционными потоками
направляемых в отдельные отрасли экономики в регионе основной упор необходимо
делать на улучшение инвестиционной активности в регионе, которая зависит от
двух составляющих: инвестиционного климата и инвестиционного потенциала.
Последние годы в республике отмечена позитивная ситуация
предрасположенности к развитию финансовой инфраструктуры, торговой деятельности
и прочее. Однако значительно большой перечень составляют факторы, определяющие
инвестиционные процессы в дагестанской экономике, как неблагоприятный. Основные из
них:
· деформированность региональной государственной
системы управления;
· нецивилизованный характер нарождающихся
рыночных отношений;
· неблагоприятные налоговые и кредитные
условия, инфляция;
· состояние
производственных фондов Дагестана.
Инвестиционную ситуацию в республиканском машиностроении в
целом на сегодня можно определить как остропроблемную. Одной из основных причин
сложившегося положения является: несовершенство выработанных в годы реформ
нормативно-правовых установок и законодательной базы, предопределившее выбор
неэффективных инструментариев макро и микроэкономического регулирования и
управления. Особенно сильно она отразилась на инвестиционную сферу, как
предприятий, так и всего региона.
Сфере институционального стимулирования, на наш взгляд,
необходимо полный переход к модели селективной, или "точечной” поддержки
избранных отраслей, и предприятий (объектов) включающее как прямое
государственное финансирование на конкурсной основе, так и главным образом
льготное кредитование и налогообложение с обязательной проверкой платежеспособности
предприятия и последующим предоставлением государственных гарантий под внешние
инвестиции. Параллельно целесообразно проводить государственные мероприятия по
общему оживлению спроса в региональном хозяйстве.
Важным направлением деятельности органов власти регионов в
современных условиях становиться совершенствование системного подхода к
организации управления и регулирования развития народного хозяйства, что
связано с нарастающим потоком информации. Системный анализ позволяет более
рационально использовать многообразную информацию для управления развитием
регионального хозяйства.
Лежащие в его основе теоретические исследования, научные
концепции способствуют разработке альтернативных вариантов решения
народнохозяйственных проблем и сценарии развития рассматриваемого объекта. В
месте с тем системный анализ требует четкой постановки каждой проблемы,
выявление целей и наиболее эффективных методов ее решения. Кроме того,
"применение принципов системного анализа позволяет рассматривать каждую
крупную экономическую проблему (отраслевую, территориальную, научно-техническую
и т.д.) как особую систему, которая взаимодействует с другими системами”.
Под совершенствованием механизма управления инвестициями в
машиностроение понимается наличие следующих элементов управления:
институциональная инфраструктура и нормативно-правовая база с соответствующими
формами и методами управления инвестиционными потоками в регионе. Под
институциональной инфраструктурой необходимо понимать наличие государственных и
общественных институтов управления, способных благоприятно воздействовать на
инвестиционные потоки в регионе. При этом главными инструментами
государственного воздействия выступают налоговые (льготы, скидки, преференции и
т.д.), социальные и экономические программы и проекты, амортизационная
политика, государственный заказ и государственные расходы, административные
меры (лицензирование деятельности, система сертификации и стандартизации,
антимонопольное законодательство и т.д.). Для эффективного использования данных
инструментов важное значение имеет совершенствование нормативно-правовой базы.
В сложившихся условиях проблема привлечения инвестиций в
экономику республики и на развития социальной сферы приобретает все большее
значение. Развитие рыночных отношений неразрывно связано с реализацией курса,
на открытость рынка инвестиций. Для ускорения перехода экономики республики, к
новым условиям хозяйствования нужны дополнительные источники государственных
инвестиционных ресурсов. Основной упор в области инвестиционной политики должен
быть сделан на создание условий привлечения частных отечественных и иностранных
инвестиций в экономику республики.
Одним из главных факторов, призванных обеспечивать
социально-экономическое развитие отраслевых систем, является придание
финансовым отношениям инвестиционной направленности. В налоговой политике это
предполагает различные виды налоговой поддержки производителей, занимающихся
активной инвестиционной деятельностью: понижающиеся налоговые ставки,
предоставление налоговых льгот, выделение налоговых кредитов, и т.д. В
бюджетной политике это связано с выделением в составе территориальных бюджетов
определенной части финансовых ресурсов в виде бюджета развития,
предназначенного исключительно для инвестиционной деятельности. Эти средства
выделяются физическим и юридическим лицам обычно в разрезе определенных целевых
программ в виде прямого финансирования или субвенции и различных кредитов.
Причем роль кредитных отношений в инвестиционной деятельности в рыночных
условиях хозяйствования должна постоянно увеличиваться.
Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного
климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование
в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и
специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения
инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует
назвать:
достижение национального согласия межу различными властными
структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными
организациями;
торможение инфляции всеми известными в мировой практике
способами, кроме невыплаты трудящимся зарплаты;
пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения
и стимулирования производства;
мобилизация свободных средств предприятий и населения на
инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную
строительную продукцию;
предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и
иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы
полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по
сравнению с другими направлениями их деятельности;
формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным
перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
В числе мер по активизации инвестиционного процесса в
машиностроении необходимо отметить:
принятие законов о концессиях и свободных экономических
зонах;
создание системы приема иностранного капитала, включающей
широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и
страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и
коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся
подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в
их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок под "ключ”;
создание в кратчайшие сроки Региональной системы мониторинга;
разработка и принятие программы укрепления курса рубля и
перехода к его полной конвертируемости.
Вышеперечисленные меры должны помочь притоку национальных и
иностранных инвестиций.
В настоящее время при ограниченности государственных
инвестиционных ресурсов основной упор в области инвестиционной политики должен
быть сделан на создание условий для привлечения частных отечественных и
иностранных инвестиций в экономику республики.
В период формирования рыночной экономики, тяжелых
экономических потрясений, финансового кризиса в России, отчетливо
прослеживающейся тенденции к сокращению выделяемых бюджетных ассигнований, в
республике активно уделяется внимание развитию внеэкономических связей и
заключению на правительственном уровне соответствующих соглашений и договоров,
которые преследуют одну единственную цель стабилизацию и развитие экономики региона.
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных)
в экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного
"голода” в регионе.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных
инвестиций преследует долговременные стратегические цели создания
цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующего высоким
качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика,
предполагающая не только эффективное функционирование различных форм собственности,
но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно
сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой
области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям
инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и др.
некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений
(как отечественных, так и иностранных), постоянный и общеизвестный набор догм и
правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли
понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В
России же, находящейся в стадии непрерывного формирования, правовой режим
непостоянен. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о
положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный
информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений
российской стороны по объектам инвестирования.
В перспективе (до 2010 г.) можно надеяться на улучшение
ситуации в российской экономике в целом по России, ведь вместе с увеличением
инвестиций в нашу экономику, увеличится ее стабильность, уменьшится риск
долгосрочных кредитов, а соответственно, будут претворяться в жизнь многие
проекты, рассчитанные на улучшение социальной сферы (бюджет в данный момент не
справляется даже необходимым минимумом программ), что в свою очередь уменьшит
социальную напряженность в стране.
Только такими, последовательными и тщательно продуманными
мерами можно добиться остановки спада производства и стабильности его роста.
Радикальные реформы показали себя далеко не с самой лучшей стороны, их
несостоятельность лишь разрушала российскую экономику и, как следствие,
ухудшило инвестиционный климат в стране. На сегодня Россия начинает постепенно
выходить из затяжного социально-экономического кризиса. Это позволит многим
экономистам-аналитикам более детально обсуждать перспективы модернизации нашей
экономики и сценарии ее роста.
Национальные инвестиции более важны, чем иностранные, так как
они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы
будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и
увеличении стабильности экономики нашей страны.
Роль государства как регулятора инвестиционных процессов и
системы рабочих мест состоит в выборе приоритетов инвестиционной программы,
создании равных условий для различных типов инвесторов, стимулировании
инвестиционной деятельности посредством налоговых льгот, предоставлении
льготных инвестиционных кредитов на конкурсной основе, осуществлении гибкой,
ценовой, таможенной политики.
В финансировании государственных инвестиционных программ
должна быть повышена роль финансово-кредитных учреждений, инвестиционных
банков, инвестиционных фондов, пенсионных фондов, страховых компаний и т.д.
Актуальной задачей является создание экономических условий
для преодоление инвестиционного кризиса. Повышение инвестиционной активности,
является одной из первых задач, от которой зависит и структурная перестройка
экономики в целом, и предотвращение массовой безработицы на основе новой
структуры рабочих мест (создания новых рабочих мест).
Необходим перелив капитала в более перспективные отрасли.
(анализ с привязкой к региональному спросу). Успешность привлечения
инвестиционных ресурсов в республиканскую экономику во многом зависит от ряда
макроэкономических показателей, характеризующих РД, и отличия их (в
благоприятную сторону) от аналогичных показателей конкурирующих регионов России
и других стран. Все регионы России крайне заинтересованы в привлечении на своей
территории прямых инвестиций и предпринимают для этого значительные усилия.
Заинтересованность региональных властей в привлечении прямых инвестиций носит
вполне прагматичную природу: в результате происходит повышение занятости и рост
благосостояния населения, развитие экономической инфраструктуры, увеличение
бюджетных доходов, насыщении местного потребительского рынка и п. р.
Региональные власти могут использовать различные меры и
комплексы мероприятий для привлечения прямых инвестиций. Условно их
можно разделить на следующие группы:
· государственная поддержка прямых
инвестиций на региональном уровне;
· создание особых зон экономического и
технологического развития;
· создание специальных побудительных
механизмов для потенциальных инвесторов;
· создание эффективной информационной
системы для привлечение потенциальных инвесторов;
· мероприятия по созданию благоприятного
имиджа региона в глазах потенциальных инвесторов;
· финансовая поддержка и содействие со
стороны региональных властей.
Создание специальных побудительных механизмов для
потенциальных инвесторов имеет целью повышению конкурентоспособности территории
по отношению к другим регионам России в части привлечения прямых инвестиций.
В наиболее общем виде побудительные механизмы могут быть
классифицированы на три основные группы:
· механизмы, направленные на повышение
рентабельности прямых инвестиций (налоговые льготы, отмена отдельных налогов);
· механизмы направленные на снижение издержек
инвестора (снижение трансакционных издержек, частая или полная компенсация
затрат на проведение НИОКР и создание производственной инфраструктуры,
частичное возмещение инвестиций в землю, здания, градостроительство);
· механизмы понижения рисков для прямых
инвесторов (государственные бюджетные гарантии прямым инвесторам, страхование
зарубежных инвестиций, открытые конкурсы и тендеры, обеспечение доступа к
региональным заказам, урегулирование инвестиционных споров).
Наибольший эффект для привлечения в регион прямых инвестиций
может принести "интегрированный пакет" побудительных механизмов,
сопровождаемый с определенными ограничениями (например: минимальный уровень
занятости, установленный уровень экспорта, участия - в обучении персонала,
установленный процентный минимум использование местных компонентов и пр.). В состав
"интегрированного пакета” на наш взгляд можно включить:
· ступенчатое построение налоговых льгот,
ослабляющее их по мере окупаемости проекта;
· быстрое уменьшение стоимости активов
(ускоренная амортизация) в соответствии с международными стандартами;
· особый таможенный режим для импорта
оборудования и запасных частей, необходимых для функционирования инвестиционных
проектов;
· помощь со стороны региональных властей в
выборе удобных мест для осуществления инвестиционных проектов (инженерные сети,
транспортные коммуникации и т.д.);
· создание Регионального агентства развития,
курирующего инвестиционные проекты со стоимостью, превышающей определенную
сумму;
· поощрение иностранных компаний, ведущих за
собой новых инвесторов.
3.2
Совершенствование организационной системы управления инвестиционным процессом
ОАО "Авиаагрегат"
Приоритеты инвестиционной политики ОАО
"Авиаагрегат" могут быть реализованы лишь при создании благоприятных
экономических и правовых условий, сочетании эффективных рыночных механизмов с
мерами реальной государственной поддержки. Рассмотрим структуру этих
механизмов.
. Инвестиционное прогнозирование и программирование.
Предвидение изменения конъюнктуры (в том числе, по фазам экономических и
инвестиционных циклов), особенно возможностей и сроков инвестиционных кризисов,
является необходимым условием надежности и эффективности функционирования
инвестиционного бизнеса и его регионального государственного регулирования.
. Финансово - кредитный механизм реализации стратегических
инвестиционных приоритетов. Инвестиционные решения, как правило, принимают
предприятия и инвесторы, оборудование и сырье приобретается, продукция
реализуется по рыночным ценам, динамику которых порой трудно предугадать (от
них зависит окупаемость проекта).
. Развитие инвестиционных институтов. Подъем инвестиционной
активности связан с развитием системы инвестиционных институтов - региональных,
частных и межрегиональных и международных. В частности, они могли бы выполнять
следующие функции:
проводить независимую экспертизу и отбор для поддержки
инвестиционных проектов;
выступать в качестве уполномоченных компаний в формировании
государственных, многосторонних и двусторонних инновационно-венчурных и иных
фондов, помогая налаживать сотрудничество с отечественными и зарубежными
представителями малого и среднего бизнеса;
принимать участие в подготовке проектов нормативных актов,
прогнозов и программ в области инвестиционной деятельности;
оказывать методическую помощь районам и муниципальным
образованиям в развертывании инвестиционной деятельности, формировании пакетов
инвестиционных проектов, их презентации, поиске инвесторов и др.
. Кадровое обеспечение реализации инвестиционной политики.
Необходимы новые знания и навыки по инвестиционному прогнозированию и
программированию, разработке и оценке бизнес-планов, поиску инвесторов,
управлению проектами в условиях конкуренции, инфляции, нестабильности рыночной
конъюнктуры. Кадровое обеспечение реализации инвестиционных стратегических
приоритетов осуществляется в нескольких формах. К ним относятся:
· расширение подготовки специалистов по
инвестиционной деятельности в экономических вузах;
· организация переподготовки и повышения
квалификации заказчиков и менеджеров инвестиционных проектов;
· целевой подготовки заказчиков,
руководителей и менеджеров по конкретным инвестиционным проектам и программам
(как федеральным, так и региональным, а также крупных хозяйственных единиц), с
привлечением для этой цели консалтинговых организации специализирующиеся на
проведении тренингов и семинаров;
· создание инкубаторов инвестиционного
бизнеса, соединяющих обучение с практической помощью начинающим
предпринимателям;
· стажировки хозяйственных руководителей на
ведущих отечественных и зарубежных предприятиях с целью доработки бизнес-планов
и поиска партнеров по конкретным инвестиционным проектам;
· организация дистанционного обучения (с
использованием Интернета) по вопросам методологии и организации инвестиционного
бизнеса.
5. Информационное обеспечение реализации инвестиционной
политики. Это направление инвестиционной деятельности приобретает
первостепенное значение на стадии поиска инвесторов для подготовленных проектов
и программ. Успех инвестиционного бизнеса в значительной мере зависит от полноты,
надежности и своевременности информации о проектах и субъектах инвестиционной
деятельности. Информационное обеспечение включает: экспертизу и отбор
инвестиционных предложений и бизнес-планов по проектам, чтобы исключить
появление искаженной, неполной или недоброкачественной информации; формирование
общих и специализированных баз данных; использование средств массовой
информации, организация служб public relations по крупным инвестиционным программам,
привлечение в эти службы специалистов, либо привлечение к этой работе
профессионалов на принципе субподряда; систематическая информация о ходе
реализации и результатах завершения инвестиционных проектов и программ.
Условно составляющие инвестиционного механизма организации
можно подразделить на три блока: ресурсный, правовой и институциональный, а
также элементы обеспечения эффективного функционирования системы.
Ресурсный блок включает в себя два основных вида источников
финансирования конкретных инвестиционных проектов - это внутренние источники
финансирования (чистая прибыль субъекта хозяйствования и его амортизационный
фонд) и внешние источники финансирования (средства бюджета, заёмные средства
банков и других субъектов хозяйствования, иностранные инвестиции).
Правовой блок включает в себя законодательную базу, как
федеральную, так и региональную, на основе которой и осуществляется вся
процедура инвестирования в конкретные проекты (в том числе и со стороны
организаций).
Институциональный блок позволит достичь координации
инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы
инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы
[4].
На уровне ОАО "Авиаагрегат" как ведущего
машиностроительного предприятия региона главными критериями необходимости
инвестирования выступают рост эффективности производства и максимизация
прибыли. При этом предприятия сами принимают решения об осуществлении
инвестиций. Основанием этого служит складывающаяся рыночная ситуация, а
финансирование капиталовложений осуществляется либо самостоятельно, либо
заимствованием средств на финансовых рынках.
Подобный критериальный подход к политике инвестирования
структурных преобразований особенно актуален для машиностроительных
предприятий. По характеру своей производственной деятельности они связаны с
выпуском материалоемкой, энергоемкой и трудоемкой продукции, что предопределяет
привлечение значительных капиталовложений, а следовательно, эффективной их
отдачи в возможно короткие сроки. С учетом этого требования развитие
машиностроительных предприятий должна решить три основные задачи:
· модернизацию или полное изменение
имеющейся производственно-технологической базы;
· создание или коренное совершенствование
системы управления, организационных форм и условий производства с позиции
требований современного менеджмента (усиление интеллектуальной составляющей
управления и человеческого фактора в производственном процессе);
· обеспечение возникновения качественно
новых взаимоотношений с потребителями на основе применения методов и приемов
маркетинга.
В совокупности они позволяют охватить весь процесс
воспроизводства (производство, обмен, распределение и потребление), что
способствует получению максимальной прибыли и успешному экономическому развитию
предприятия в течение значительного периода времени. Одновременно расширяются
его возможности по повышению конкурентоспособности и укрепления своего места на
рынке промышленных товаров и услуг.
В таких условиях основными источниками инвестирования
остаются собственные средства предприятия, что предполагает ясное представление
об их состоянии, использовании и имеющихся резервах.
В этой связи становится практически важным участие
региональных органов управления в создании условий для усиления инвестиционной
активности предприятий и инвесторов.
Выполнению такой задачи отвечает формирование особого
мотивационного механизма, способного реализовать интересы обеих сторон. Он
должен исходить из программно-целевого подхода к управлению и включать
следующие элементы:
· выявление перспективных направлений
развития инвестиционных отраслей региона и каждого предприятия;
· доведение прогрессивных разработок до
уровня бизнес-плана;
· активный поиск
партнёров;
Активизация инвестиционного процесса позволяет расширить
рамки развития предприятий за счет осуществления всего комплекса мероприятий,
охватывающих организационную, управленческую и техническую сторону их
функционирования. В результате организации становятся способными увеличивать
объемы выпуска продукции, переходить на производство изделий, отвечающих
мировым стандартам, менять номенклатуру изготовляемой продукции и многое др.
Тем самым структурные преобразования целенаправленно способствуют увеличению
спроса на продукцию конкретных предприятий. При этом увеличение прибыли
возникает не только за счет объемов выпускаемой продукции, но и ее реализации
по рыночным ценам, что должно учитываться при определении инвестиционной
привлекательности предприятия.
Однако в условиях современного рынка ее верное обоснование
должно осуществляться с отражением риска, связанного с фактором спроса на
выпускаемую или предполагаемую к выпуску продукцию. Отсутствие требуемых
объемов спроса может привести к большим финансовым потерям от реструктуризации.
Следовательно, выбор структурных преобразований машиностроительного предприятия
должен выполняться, исходя из ограничений не только на используемые ресурсы, но
и объемы выпускаемой продукции, определяемые на основе прогнозирования
рыночного спроса на различные ее виды. Поэтому важно учитывать распределение
денежных средств между направлениями реструктуризации в зависимости
производственного процесса после его завершения [24].
Заключение
В представленной работе были рассмотрены актуальные для
экономики страны в целом и для одной организации (на примере ОАО
"Авиаагрегат") в частности вопросы, а именно методы управления
инвестиционным процессом. В связи с тем, что различные методики склонны давать
отличную друг от друга интерпретацию рассматриваемых проектов, сделан вывод о
необходимости оценивать проекты с помощью нескольких методик и делать выводы о
степени инвестиционной привлекательности проектов, анализируя полученные
результаты в совокупности.
По работе могут быть сделаны следующие выводы
. Любые инвестиции связаны с инвестиционной деятельностью
предприятия, которая представляет собой процесс обоснования и реализации
наиболее эффективных форм вложений капитала, направленных на расширение
экономического потенциала предприятия. Для осуществления инвестиционной
деятельности ОАО "Авиаагрегат" вырабатывает инвестиционную политику,
которая заключается в выборе и реализации наиболее эффективных форм вложения
капитала с целью расширения объема операционной деятельности и формирования
инвестиционной прибыли.
Инвестиционная политика ОАО "Авиаагрегат" может
быть охарактеризована как компромиссная (умеренная) инвестиционная политика,
направленная на выбор таких объектов инвестирования, по которым уровни
прибыльности и риска в наибольшей степени приближены к среднерыночным.
. Для реализации инвестиционной политики ОАО
"Авиаагрегат" разрабатывается инвестиционная программа, которая
представляет собой совокупность реальных инвестиционных проектов,
сгруппированных по отраслевым, региональным и привлекательным для инвестиций
(инвестиционная привлекательность) признакам.
. В ходе исследования нами был проанализирован инвестиционный
проект ОАО "Авиаагрегат", названный СЭМУРУ (по наименованию
производимых изделий). В качестве предложения по совершенствованию применяемых
методов управления инвестиционными проектами представлен метод для учета рисков
в инвестиционном проектировании и для получения более точных и достоверных
результатов оценки инвестиционных проектов. Этот метод представляют собой
имитационное моделирование для анализа рисков инвестиционных проектов.
. В сложившихся условиях решение проблемы инвестиций, как на
развитие производства, так и на более глобальный процесс реструктуризации,
должно исходить из поиска новых источников инвестиционных средств самими
предприятиями машиностроения. До настоящего времени руководители ОАО
"Авиаагрегат" ориентировались в основном на два источника
финансирования - государственные дотации (трансферты) и банковские займы.
. Организационный механизм управления инвестированием ОАО
"Авиаагрегат" может быть построен при условии сочетании эффективных
рыночных механизмов с мерами реальной государственной поддержки в следующем
виде:
· инвестиционное
прогнозирование и программирование.
· финансово-кредитный механизм реализации
стратегических инвестиционных приоритетов.
· развитие
инвестиционных институтов.
· законодательное
регулирование инвестиционной деятельности.
· кадровое обеспечение реализации
инвестиционной политики.
· информационное обеспечение реализации
инвестиционной политики.
Активизация инвестиционного процесса позволяет расширить
рамки развития предприятий за счет осуществления всего комплекса мероприятий,
охватывающих организационную, управленческую и техническую сторону их
функционирования. В результате организации становятся способными увеличивать
объемы выпуска продукции, переходить на производство изделий, отвечающих мировым
стандартам, менять номенклатуру изготовляемой продукции; создаются условия
роста прибыли, которая перераспределяется между инвестором и машиностроительным
предприятием в соответствии с объемами вложенных финансовых средств. При этом
увеличение прибыли возникает не только за счет объемов выпускаемой продукции,
но и ее реализации по рыночным ценам, что должно учитываться при определении
инвестиционной привлекательности предприятия.
Таким образом, исследовав и обобщив направления пути
повышения управления инвестиционными процессами, нами предложен комплекс
практических мер, способных повысить эффективность управления инвестиционными
процессами на ОАО "Авиаагрегат"; к их числу можно отнести следующие:
. Определение потребности в дополнительном
инвестиционном капитале и его структуры - стандартная задача, с которой
сталкиваются участники инвестиционного проекта. Одного решения этой задачи
усложняется воздействием внешних рисков, связанных с общим состоянием
инвестиционного климата.
2. Сегодня проблема заключается не только в отсутствии
основного капитала, но и в отсутствие эффективного спроса на отечественную
продукцию, именно из-за этого простаивают производственные мощности сегодня. И
задача, как раз и состоит в том, чтобы сделать продукцию отечественных промышленных
предприятий привлекательной для потребителей и конкурентоспособной, но без
инвестиций это неосуществимо.
. Можно выделить несколько моделей инвестиционного
процесса на промышленном предприятии, среди которых - модель инвестиционного
процесса в условиях полностью либерализованной экономики и государственного
протекционизма; модель инвестиционного процесса в условиях полностью
либерализованной экономики, открытой мировому рынку (без элементов
государственного протекционизма); модель полностью либерализованного чисто
рыночного инвестиционного процесса; мобилизационная модель инвестиционного
развития; планово-распределительная модель инвестиционного развития; модель
интегрированного финансово-инвестиционного процесса.
. Прохождение всех этапов бюджетирования при
разработке и принятии управленческих решений обеспечивает: во-первых, детальную
проработку самих инвестиционных проектов, во-вторых, комплексное рассмотрение
инвестиционной деятельности в рамках всей финансово-хозяйственной деятельности
предприятия и анализ ее влияния на финансовое состояние предприятия, в-третьих,
организацию контроля над дальнейшей реализацией каждого отдельного проекта и
выполнением инвестиционного бюджета в целом.
. Наиболее важным и сложным аспектом в управлении
инвестиционной деятельностью промышленного предприятия является построение
денежных потоков на основе предполагаемых параметров проекта, так как величина
и структура денежных потоков являются определяющими для принятия инвестиционных
решений, где расчеты основываются на двух видах денежных потоков: от основной
(операционной) и инвестиционной деятельности. Денежный поток от финансовой
деятельности используется для оценки различных вариантов финансирования проекта
и выбора наиболее оптимального из них.
. В целом система управления рисками инвестиционной
деятельности должна быть построена на основе реккурентного подхода, то есть
быть способной к постоянному модифицированию с применением комплекса методов
управления на всех этапах адекватно поступающим информационным потокам, то есть
быть адаптивной к изменениям окружающей среды, возникающей в ходе
инвестиционной деятельности.
. Управление инвестиционными процессами на отдельном
предприятии, даже таком значительном, как ОАО "Авиаагрегат" нельзя
рассматривать вне отрасли и региона, а соответственно, проблем управления
инвестициями на отраслевом и региональном уровнях. В этом отношении повышение
эффективности управления инвестиционным процессом на ОАО
"Авиаагрегат" связано со следующими важными вопросами:
· государственная поддержка инвестиционной
политики предприятий;
· политика привлечения иностранных
инвесторов и вообще расширения круга инвестиционных ресурсов.
Список
использованной литературы
1. Конституция
Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный
закон Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 39-ФЗ "Об
инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме
капитальных вложений".
. Федеральный
закон Российской Федерации от 9 июля 2009 г. № 160-ФЗ Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации // БИКИ. - 2009 - №№ 96-97.
4. Акмаева
Р. Менеджмент организации на основе принятия новой управленческой парадигмы //
Проблемы теории и практики управления, 2011, № 11, с.98-107
. Андрианов
В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика 2009 - 661
с.
6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М.:
Финансы и статистика, 2002 - 280 с.
7. Бард B. C. Инвестиционные проблемы российской экономики. М.: Экзамен,
2010 - 487 с.
8. Безруков
В., Остапович В. Оценка инновационной деятельности промышленных предприятий. //
Экономист 2001 № 5 с.37-41
. Безруков
В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура инвестиционного рынка. Экономист 2001
№ 7 с.3-8
10. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев: Ника,
Эльга-центр, 2001 - 279 с.
11. Блинов
А. Методы привлечения инвестиционных ресурсов на муниципальном уровне //
Инвестиции в России 2002 № 10 с.30 - 33
12. Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. СПб.: Питер,
2010 - 400 с.
13. Быковский В.В. Инвестиционный потенциал: механизм
формирования и использования. М.: Издательство Машиностроение-1, 2002. - 327 с.
14. Виханский
О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономист, 2009 - 528 с.
15. Владимиров
С.А. О показателе эффективности инвестиций. // Финансы 2002 № 6 с.73-77
16. Водянов
А., Смирнов А. Шанс на инвестиционный подъем и трудности его реализации РЭЖ
2010 №11-12.
. Губанов
С. Глубинные проблемы инвестиционных процессов. // Экономист 2001 с.22-27
. Дерябина
Я. Инструменты управления инвестиционной деятельности на различных уровнях
власти: классификация и анализ. // Инвестиции в России 2009 № 1,2 с.3 - 13
19. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Учебн. пос. /Пер.
с англ. - М.: Издательский дом Вильяме, 2000 400 с.
20. Ефремов B. C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. - М.: Изд-во
Финпресс, 2001 - 384 с.
21. Ефремова
Л. Совершенствование стратегического управления предприятием // Проблемы теории
и практики управления, 2011, № 9, с.105-110
22. Калинина
Л. Инструментальные средства управления проектами // Проблемы теории и практики
управления, 2011, № 9, с.75-82
23. Келоусов
Л.Р. Эффективный экономический рост в 2001-2010 г возможности и ограничения //
Проблемы прогнозирования. - 2001. - №1. - С.27-45.
. Кирюшин
С. Проблемы создания и развития корпоративных информационных систем // Проблемы
теории и практики управления, 2011, № 1, с.48-56
. Кныш
М. И, Перекатов Б.А., Тютиков Ю.П. Стратегическое планирование инвестиционной
деятельности. СПб.: Издательский дом, Бизнес - пресса 2010 - 315 с.
26. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.:
Финансы и статистика, 2009 - 336 с.
27. Ковалев
В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. Москва, Финансы и статистика, 2009
- 454 с.
28. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы предприятий. М.: Проспект,
2002 - 328 с.
29. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты. СПб.: Изд.
Михайлов В.А., 2002.
30. Коробейников
М. Инвестиции - основной фактор долгосрочного финансирования. // Экономист 2001
№ 5 с.85-91
31. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ
финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. М.: Финансы и
статистика, 2003 - 400 с.
32. Куликов
А. Стратегия инвестиционного прорыва и развитие лизинга в России. // Деньги и
Кредит, 2001 №3, с.36-39
33. Ласточкин
Ю., Ицкович И. Возможности активизации инвестиционной деятельности в
машиностроении. // Экономист 2002, № 4, с.17-25
. Ласточкин
Ю., Ицкович И. Проблемы промышленной политики многопрофильного
машиностроительного предприятия. // Экономист 2001 № 9 с 43-50
. Лебедев
В. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению
// РЭЖ 2010 №5-6.
. Любимцев
Ю., Каллагов Э. Модернизация предприятий (сущность, направления). // Экономист
2001 № 8 с 35 - 39
. Максимова
Т.Н., Мазурина Т.Ю., Полянская Э.В. Банковское кредитования как важный элемент
механизма трансформации сбережений в инвестиции. Региональный аспект. //
Финансы 2002 № 9 с.25 - 28
38. Мардас
А.Н., Мардас О.А. Организационный менеджмент. СПб.: Питер, 2003 - 336
с.
39. Мозгоев
А. О некоторых терминах используемых в инвестиционных процессе. // Инвестиции в
России 2002 № 6 с.48 - 51
40. Новицкий
Н. Выбор инвестиционной стратегии на новом этапе реформ. // Экономист 2001 № 6
с.27-34
. Павлов
С.В. Структура иностранных инвестиций и условия их привлечения в реальный
сектор. // Финансы 2002 № 8 с.75-76
42. Переверзев
М.П., Шайденко Н.А., Басовицкий Л.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2002 - 288
с.
43. Сафронов
Б., Мельников Б., Морковская В., Шкуренко А. Инвестиционный рынок: конъюнктура
января - сентября 2001 года. // Инвестиции в России 2002 № 1 с.27-34
44. Старостина
М., Валь А. Механизм интеграции финансово-промышленных объединений для решения
инвестиционных задач. // Инвестиции в России 2002 № 10 с.21-24
. Сухарев
О. Эволюционные проблемы инвестиционной динамики реструктуризации
промышленности. // Инвестиции в России 2002 № 3 с.37-43
. Четыркин
Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. М.: Дело и Сервис, 2010 -
256 с.