История зарубежной психолингвистики

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,24 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История зарубежной психолингвистики

Череповецкий государственный университет

Институт педагогики и психологии

Кафедра дефектологического образования










Контрольная работа по дисциплине

Психолингвистика

По теме:

«История зарубежной психолингвистики».


Написала Алексеенко





Череповец, 2012

План

Введение

Основная часть

. Психолингвистические идеи до выделения психолингвистики в самостоятельную науку

. Возникновение психолингвистики. Психолингвистика 1 поколения

. Психолингвистика 2 поколения: Н. Хомский и Дж. Миллер

. Психолингвистика 3 поколения

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время все больший интерес вызывают науки о возникновении и восприятии речи и речевых высказываний в силу недостаточной систематизированности научных данных по данной теме.

На основе углубленного анализа этого вопроса А.А. Леонтьевым выделено несколько последовательных этапов развития психолингвистики как науки, которые он определил понятием психолингвистические «поколения». Представителями психолингвистики первого поколения являлись Ч. Осгуд, Дж. Кэрролл, Т. Сибеок, Ф. Лаунсбери и др. Наиболее яркими представителями второго поколения - Дж. Миллер, Н. Хомский и Д. Слобин. Психолингвистика третьего поколения, или, как ее назвал видный американский психолог и психолингвист Дж. Верч, «новая психолингвистика», сформировалась в середине 70-х гг. XX века. Она связана в США с именами Джерома Брунера и Дж. Верч; во Франции - Жака Мелера, Жоржа Нуазе, Даниэль Дюбуа; в Норвегии - с именем талантливого психолингвиста Р. Ромметвейта. За последнее десятилетие проблеме создания учебной и научно-популярной литературы по психолингвистике в системе высшей школы стало уделяться больше внимания. За указанный период опубликовано несколько учебников и учебных пособий (труды А.А. Леонтьева, И.Н. Горелова и К.Ф. Седова, Р.М. Фрумкиной, А.А. Залевской, В.П. Белянина).

Однако, к сожалению, проблема активного внедрения психолингвистических знаний в теорию и методику коррекционной логопедической работы еще далеко не разрешена. В последнее десятилетие в отечественной логопедии и коррекционной педагогике был разработан целый ряд методических систем коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, построенных с учетом данных психолингвистики (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская, О.С. Орлова, Т.Г. Визель, Т.В. Туманова, С.Ю. Горбунова и др.).

В основу этих методических систем и программ обучения положен психолингвистический подход к анализу особенностей нарушений процесса формирования речи при тех или иных формах речевой патологии; в них (в модифицированном варианте) используются некоторые психолингвистические экспериментальные методики, а сама система работы строится с учетом психолингвистических закономерностей формирования речи в онтогенезе.

Основная часть

Психолингвистические идеи до выделения психолингвистики в самостоятельную науку

В лингивистике можно выделить следующих ученых, внесших свой вклад в эту науку в 19 веке.

Вильгельм фон Гумбольдт (1767 -1835) разрабатывал идею речевой деятельности, в его трудах язык рассматривался как средство взаимосвязи между человеком и социумом. Его ученики понимали язык и как процесс, и как данность, и как часть психической жизни человека, и как общественное явление, язык - это и знак и отражение. Они ввели понятие языкового сознания.

Штейнталь считается основоположником наиболее ярким представителем психологизма в языкознании.

Следуя Гумбольдту, Штейнталь видел в языке выражение «духа народа» - народной психологии, тем самым подчеркивалась социальная природа языка.

Младограмматическое направление в лингвистике 19 века школа <#"justify">У истоков дескриптивной лингвистики стоят американские языковеды Л. Блумфилд и Э. Сепир, выступившие с пересмотром идей младограмматической доктрины. Одно течение Дескриптивная лингвистика, связанное с именем Блумфилда (работы Дж. Трейгера, Б. Блока, Г.Л. Смита младшего, З. Харриса, Ч. Хоккета и др.), другое с именем Сепира (работы К. Л. Пайка, Ю. Найда, Ч. Фриза и др.), расходясь по характеру исследовательских интересов и отчасти по теоретическим установкам, сближаются в области методики лингвистических исследований. Ограничение проблемами синхронного лингвистического исследования вызвано языковой практикой (обучение языку) и спецификой материала языков североамериканских индейцев. Язык представлялся дескриптивистам в виде совокупности речевых высказываний, которые и были главным объектом их исследования. В центре их внимания оказались правила научного описания (отсюда название) текстов: изучение организации, аранжировка и классификация их элементов. Формализация аналитических процедур в области фонологии и морфологии (разработка принципов исследования языка на разных уровнях, дистрибутивного анализа, метода непосредственно составляющих и т.д.) привела к постановке общих вопросов лингвистического моделирования. Невнимание к плану содержания языка, а также парадигматической стороне языка не позволило дескриптивистам достаточно полно и правильно интерпретировать язык как систему. Не было и последовательной философской базы. Преодоление дескриптивизма связано с резкой критикой его методологических основ (в частности, недооценки им объяснительных аспектов науки) со стороны теории порождающей грамматики языка».

Необихевиористская концепция в варианте Чарльза Осгуда.

Основные положения концепции:

Речь - система непосредственных или опосредствованных реакций организма на стимулы (речевые или неречевые).

Между речевыми и неречевыми стимулами возникают ассоциации, что объясняет возможность возникновения поведения в ответ на речевые стимулы.

Речевое поведение опосредствовано врождённой системой фильтров (тождественна языковой способности), задерживающих и преобразующих речевой стимул (на входе) и (или) речевую реакцию (на выходе).

Речевое поведение: речевой стимул состоит из нескольких уровней

уровень рецепции (перекодировка речевых стимулов в нервные импульсы)

-уровень интеграции (на основе прошлого опыта образуется перцептуальное единство - гештальт)

-уровень репрезентации (ассоциация гештальта с неречевыми стимулами, приобретение значения)

-уровень самостимуляции (на основе информации с 2 и 3 уровня из нескольких альтернатив выбирается моторная цель)

Ученый выделил четыре основных уровня порождения речи.

На мотивационном уровне принимаются решения общего характера: говорить или не говорить, использовать активную или пассивную конструкцию, какие выбрать модели интонации и т. д. Рассматриваются явления весьма разнородные с точки зрения общелингвистических понятий. Но главное в том, что выбираются фундаментальные особенности будущего сообщения (или его фрагмента), строится его общий стратегический замысел.

На семантическом уровне проводится разграничение возможных значений. Причем здесь речь идет не о конкретных словах, а о функциональных семантических классах. Так, представление о молодом человеке с рюкзаком за плечами - одна единица с точки зрения семантического уровня. Она может расчленяться, она может заполняться разными словами, но это - одна единица функционального класса.

На рядоустанавливающем уровне появляются слова. В них воплощается реализация того замысла, который сформировался на предыдущих уровнях. Внутри слова развертывается цепочка морфем.

На последнем, интегрирующем уровне происходит звуковое оформление проработанного высказывания. При кодировании это, как считают психолингвисты осгудовской школы, слог, при декодировании - фонема.

3. Психолингвистика 2 поколения: Н. Хомский и Дж. Миллер

Наиболее опасными соперниками психолингвистики Ч. Осгуда стали Дж. Миллер и Н. Хомский. Новое направление опиралось на трансформационную грамматику и наиболее современные течения психологии, делающие упор на тезисы о целостности речевой организации человека и об активности организма по отношению к окружающей среде. Между двумя этими направлениями сложились весьма напряжённые, даже враждебные отношения. В 1955 г. Лингвист Ноэм Хомский защитил диссертацию о трансформационном анализе, в 1957 - издал книгу «Синтаксические структуры», 1959 - рецензию на книгу Б.Скиннера «Речевое поведение». Единомышленником Хомского стал известный, талантливый и компетентный американский психолог Джордж Эрмитейдж Миллер (автор книги «Язык и коммуникация»).

Концепция Хомского изначально шла от лингвистики (от трансформационной модели, впервые трансформационный подход был предложен американским лингвистом Зелигом Харрисом): существует группа простейших ядерных синтаксических структур, к которой могут быть приложены различные трансформационные операции // Петр читает книгу (ядерное). Книга читается Петром (операция пассивизации). Пётр не читает книгу (операция отрицания). Пётр читает книгу? (вопросительная трансформация). Возможно одновременное применение нескольких возможных трансформаций //Книга не читается Петром?

В 1965 году вышла книга Хомского «Аспекты теории синтаксиса». Это была первая попытка работы в рамках психолингвистики, в ней вводится понятие глубинной структуры, которая определяет семантическую интерпретацию синтаксиса предложения.

Наиболее известная работа Хомского «Синтаксические структуры» (1957 <#"justify">психолингвистика наука речевой

Таблица 1

плюсыминусы1 поколениеПосле издания книги (1954 г.) стали проводиться многочисленные лингвопсихологические исследования. «В книге явно чувствуется цельность концепции, устремленность вперед и известная доля романтики в формировании перспектив развития новой науки. Попытка «стыковки» психологии и лингвистики, попытка глобального построения будущей наукиРеактивный характер, пассивная реакция (исключительно бихевиористская ориентация, речевое поведение рассматривается не с т.з. речевых действий и речевых поступков, а с т.з. приспособления к среде, где речь является орудием установления равновесия между человеком и средой). Атомизм (рассматриваются лишь отдельные слова, грамматические связи и грамматические формы). Индивидуализм (рассматривается речевое поведение человека, вырванного из общества и процесса общения). Сахарный Л.В.: «Индивид у Ч. Осгуда (как у многих авторов в XIX в.) действует вне общества. Это Робинзон или, в лучшем случае, Робинзон, беседующий с Пятницей, и не более того».2 поколениеПреодолён атомизм.Односторонняя лингвистическая ориентация концепции (Грамматика Хомского относительно нейтральна к процессам психологическим - Нуазе и Мелер; Психологические процессы сводятся к проблеме реализации языковых структур в речи, системность деятельности выводится из системности языка (Леонтьев А.А.), Правила грамматики так относятся к закономерностям построения предложения как правила оптики к закономерностям зрительного восприятия (Дж. Брунер). Сохранилась реактивность, хотя и изменилось представление о степени сложности речевых реакций. Углубился индивидуализм (идея универсальных врождённых правил оперирования языком). Ограниченность проблемами восприятия и порождения предложения, а не высказывания + вне целостного осмысленного текста + вне ситуации общения. Априорно предполагается, что основа порождения и восприятия высказывания - морфосинтаксическая структура. Речь рассматривается как автономный самоценный процесс, а не часть системы психической деятельности человека. Игнорируются индивидуальные, личностно обусловленные особенности восприятия и порождения речи.поколение1учёт содержания и социальных функций высказывания, 2 тяготение к последовательной психологизации, органического вхождения в общепсихологическую концепцию, 3 стремление к внутреннему единству и целостности психолингвистических исследований, обобщённому теоретическому осмыслению, стремление к конкретному психофизиологическому обоснованию моделей. преодолели изоляционизм школы Н. Хомского для нее полностью неприемлем и принцип реактивности

Заключение

Оптимизировав опыт исследователей, занимавшихся изучением психолингвистики как науки, было выявлено, что психолингвистика - молодая наука, возникшая в середине XX в. на стыке психологии и языкознания. За сравнительно короткий срок она стала одной из ведущих «речеведческих» наук. Благодаря проведению целого ряда теоретических и экспериментальных исследований, в «недрах» этих наук был накоплен и обобщен достаточно большой гносеологический и фактологический материал, характеризующий специфические - психологические и лингвистические - закономерности усвоения языка и формирования речевой способности человека в ходе онтогенеза, особенности осуществления речевой коммуникации в человеческом обществе. В ходе проведенного исследования, мы смогли отметить, что одним из основных предметов исследования психолингвистики является речевая деятельность. Важнейшим предметом исследования психолингвистики является речь как психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний. (В изучении этой стороны речевой деятельности все большую роль в последнее время играет такое направление психолингвистики, как нейролингвистика).

Психолингвистика, используя методологию теоретического и экспериментального анализа, исследует те стороны интеллектуальной психической деятельности человека, которые в первую очередь интересуют коррекционного педагога (в частности, логопеда) и которые являются объектом его специально-педагогического воздействия.

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия.- т 8 - М.,1972

. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2005.

. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.,1997

. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л.: изд-во ЛГУ, 1989.

. Фрумкина Р.М. «Психолингвистика». - М., 2001

Похожие работы на - История зарубежной психолингвистики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!