Конституционные основы охраны труда и здоровья

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,33 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституционные основы охраны труда и здоровья

Введение

Современные социально-экономические и правовые реформы в Российской Федерации привели к возникновению серьезных проблем и противоречий в организации охраны труда и здоровья. Травматизм на производстве и профессиональные заболевания приносят не только горе и страдания конкретным людям, их родным и близким, но и непосредственным образом влияют на экономику страны, негативно сказываются на жизни народа.

По оценке число несчастных случаев на производстве за последнее время возросло и составляет на планете 125 миллионов ежегодно, в результате которых гибнет до 220 тысяч человек. Травматизм и профессиональные заболевания не щадят ни один регион мира. По общим данным в России в среднем ежегодно травмируется более 400 тыс. человек, 8 тыс. из которых погибают, 12 тыс. человек становятся инвалидами.

Не случайно вопрос о мерах по обеспечению безопасности на производстве стал предметом рассмотрения. Отмечено, что в последние годы на предприятиях большинства отраслей экономики сложилось крайне неблагополучное положение в обеспечении безопасности труда, и этот вопрос стал одной из основных составляющих проблемы обеспечения национальной безопасности.

В стране уже длительный период осуществляются экономические реформы, затрагивающие все сферы общественной жизни. Развитие различных форм собственности предполагают принципиально новые подходы к правовому регулированию отношений в сфере охраны труда и здоровья.

В условиях либерализации экономики видно, что практически распалась создаваемая десятилетиями система организации охраны труда, которая в прошлом основывалась на формировании комплексных планов улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятии, имела управленческие связи и информационные потоки, базирующиеся на основе отраслевых служб охраны труда, региональных отделений отраслевых служб и служб охраны труда предприятий, т. е. носила отраслевой характер.

Отказ от командно-административных методов управления, введение новых отношений центра с субъектами Федерации, изменение роли отраслевых органов управления и профсоюзов, переход к более широкому использованию рыночных регуляторов, а также многие другие причины обусловливают необходимость поиска современных путей и методов государственно-правового регулирования охраны труда и здоровья.

Проводимые в стране реформы, с каким бы трудом они не проходили, в конечном счете, направлены на укрепление экономики страны, на достижение лучших условий жизни людей и, если мы действительно хотим добиться этого, то нельзя относиться к охране труда и охране здоровья как к чему-то побочному как, к сожалению, думают некоторые экономисты, считая, что затраты на них не дают никаких дивидендов.

В период становления в России рыночной экономики вопросы охраны труда и здоровья приобретают особую значимость. Применение наемного труда в различных организационно-правовых формах и структурах, в том числе основанных на частной собственности, создает опасность пренебрежения требованиями охраны труда, сокращения вложений средств именно в эту сферу. Жизнь подтверждает, что многие предприятия и предприниматели в погоне за прибылью и высокими заработками не вкладывают средства даже в развитие производства, не говоря уже о мероприятиях по улучшению условий труда и его охране. Таким образом, создается реальная угроза жизни и здоровью трудящихся.

Предприниматели западных стран уже давно убедились, что охрана труда и здоровья - это один из действенных рычагов, способствующих увеличению прибыли. Необходимо, чтобы и в нашей стране организация охраны труда и здоровья вошла в число приоритетных направлений социальной политики государства. Следует четко сказать, что улучшение положения в этой сфере позволит сократить человеческие, моральные и материальные потери, которыми обременено наше государство.

Глава 1. Конституционные основы организации охраны труда

Конституция содержит основополагающие начала для развития системы законодательства в сфере организации охраны труда, определяет ведущую роль государства в организации охраны труда в Российской Федерации.

Установлено, что система управления охраной труда и организация охраны труда, практически, тождественные понятия.

Система управления охраной труда состоит из трех элементов: Первый элемент - управляющая подсистема. Второй элемент - управляемая подсистема. Третий элемент системы - совокупность прямых и обратных связей между управляющей и управляемой подсистемами, создаваемого и регулируемого системой управляющего воздействия, функций, задач, информационных потоков и т. д.

Организация охраны труда включает не только нормы, регулирующие данный тип общественных отношений, но и нормы, определяющие политический статус, задачи, функции органов принимающих участие в правовом регулировании организации охраны труда.

Структура правового регулирования организации охраны труда должна быть такой, чтобы каждому из элементов государственного управления была придана та правовая форма, которая соответствует его сущности и предназначению, обеспечивает его эффективную реализацию.

Система законодательства в сфере охраны труда состоит из:

норм и правил, регулирующих организацию и управление охраной труда;

норм и правил, регулирующих обеспечение охраны труда;

норм и правил, регулирующих деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающих различные виды юридической ответственности в связи с нарушением законодательства по организации охраны труда.

Конституцией РФ 1993 года (ч. 3 ст. 37) установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это право может быть реализовано за счет технического перевооружения и реконструкции производства, комплексной механизации, автоматизации, электрификации и роботизации производственных процессов.

В основном законе нашего государства - Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены".

В "Кодексе законов о труде Российской Федерации" отражены следующие вопросы:

в главе Х - "Охрана труда";

в главе XI - "Труд женщин";

в главе XII - "Труд молодёжи".

Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в федеральном законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", принятом 23 июня 1999 года. В частности:

признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;

государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности;

обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;

обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда;

гарантирование компенсаций за вред, причинённый работникам другие принципы.

Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора (КЗоТ РФ, глава 3).

Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление N937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация", которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации.

Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).

Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) - утверждают Госстандарт России и Минстрой России.

Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

Строительные нормы и правила (СНиП) - утверждает Минстрой России.

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.

Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) - утверждает Минтруд России.

Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) - утверждают Минтруд России и федеральные органы надзора.

Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

Глава 2. Конституционные основы охраны здоровья

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, настоящие Основы устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан.

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

) доступность медико-социальной помощи;

) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.

Задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:

) определение ответственности и компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки.

Охрана здоровья граждан в том широком понимании, как оно раскрыто в Основах, является обязанностью различных государственных и негосударственных организаций, их должностных лиц, включая те, для которых охрана здоровья не является их профильной задачей. Но имеется специальное понятие охраны здоровья граждан (здравоохранение), под которым понимаются медицинские меры профилактики заболеваний, оказание медицинской помощи и поддержание общественной гигиены и санитарии. В этом смысле здравоохранение населения осуществляется относительно самостоятельной системой учреждений и органов здравоохранения, которое является их основным назначением и основной деятельностью. Государственное управление здравоохранением связано именно с руководством этой специализированной деятельностью государства.

С организационно-правовой точки зрения охрана здоровья граждан в Российской Федерации представляет собой неоднородную систему. Выделяются государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Каждая из этих систем имеет свою структуру, закрепленную в Основах. Например, к государственной системе относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации, органы управления здравоохранением ее субъектов, находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные и другие учреждения.

К муниципальной системе относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности учреждения, аналогичные тем, которые входят в государственную систему здравоохранения.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.

Граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с действующими правовыми актами.

В Российской Федерации введено обязательное и добровольное медицинское страхование, порядок и условия которого установлены законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Объем медицинских услуг гражданам поставлен в зависимость от вида медицинского страхования. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Оно предполагает формирование средств на его осуществление путем отчисления в фонд обязательного медицинского страхования 3,6 процента фонда оплаты труда каждого работающего.

Каждый гражданин получает страховой полис на бесплатное медицинское обслуживание в учреждении государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основании программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.

Законодательством Российской Федерации гарантируется медицинская помощь гражданам. Основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания является первичная медико-санитарная помощь. Она состоит в лечении наиболее распространенных заболеваний, неотложных состояний (травм, отравлений); в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; проведении мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятиях, связанных с оказанием медико-санитарной помощи по месту жительства. Первичная медико-санитарная помощь оказывается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы.

охрана труд здоровье конституционный

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

)Охрана здоровья - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

)Охрана труда и здоровья - это один из действенных рычагов, способствующих увеличению прибыли. Необходимо, чтобы и в нашей стране организация охраны труда и здоровья вошла в число приоритетных направлений социальной политики государства.

)Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

)Роль охраны здоровья граждан - сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, которое стремится к совершенствованию правового регулирования и закрепляет приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья.

)Государственные нормативные требования охраны труда устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Список используемой литературы

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

.Конституция Российской Федерации. Комментарий, М., Юридическая литература, 2007 г.

.Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

.Федеральный закон от 30 декабря 2001 г.№ 197-ФЗ. "Трудовой кодекс Российской Федерации".

.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

.Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г.№ 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".

.Основы законодательства Российской Федерации " Об охране здоровья граждан" от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ.

.Кобец Н.Г. Предупреждение правонарушений в производственном коллективе. М., Юридическая литература, 2004г., с. 39.

Похожие работы на - Конституционные основы охраны труда и здоровья

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!