Стратегия восстановления платежеспособности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,81 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стратегия восстановления платежеспособности

Содержание

Введение

1. Систематизация финансовых признаков состояния банкротства предприятия. Структура и методы механизма финансового оздоровления предприятия и мероприятия его реализации

2.Организация восстановления платежеспособности предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современная экономическая стратегия удвоения валового внутреннего продукта России к 2010 году предполагает, прежде всего, существенный рост промышленного производства. Однако, кроме кардинального обновления устаревших основных фондов предприятий, со всей остротой стоит вопрос преодоления неудовлетворительного финансового состояния большинства хозяйствующих субъектов производственного сектора.

По данным Федеральной службы государственной статистики в январе 2008 года в промышленности насчитывается более 38,2% убыточных предприятий, по итогам 2007 года в отношении 19238 организаций открывалось конкурсное производство с последующей ликвидацией и только в 44 случаях дело о банкротстве прекращалось в связи с погашением задолженности и восстановлением платежеспособности.

Таким образом, решение задачи восстановления платежеспособности предприятий является одной из важнейших для дальнейшего социально-экономического развития страны. Нынешнее состояние финансов организаций производственного сектора не соответствует тому уровню, который необходим для ускоренного развития всей отечественной экономики.

Неплатежеспособность промышленных предприятий оказывает прямое негативное влияние на государственные финансы. Сложившаяся ситуация в течение длительного времени блокирует многие попытки реформ отечественного производства. Однако именно промышленность является основой налоговой базы государства, основным работодателем для населения, главным клиентом для банковской системы, движущей силой технологического и экономического прогресса.

Очевидно, что существующая в стране арбитражная практика финансового оздоровления предприятий не является эффективным рыночным механизмом. Поэтому производственные организации, находящиеся в процедурах банкротства, необходимо вооружить комплексной методологией и методикой восстановления платежеспособности и достижения долгосрочной финансовой устойчивости.

1. Систематизация финансовых признаков состояния банкротства предприятия. Структура и методы механизма финансового оздоровления предприятия и мероприятия его реализации

Все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности вступают в определенный период в отношения с государственными органами и банками, предприятиями поставщиками и потребителями и т.д. В процессе этих отношений у них возникают обязательства, которые могут в случае невозможности их погашения перерасти в просроченную кредиторскую задолженность.

Проявлением такой ситуации является неплатежеспособность. Кстати, в российской экономике размер просроченной кредиторской задолженности на сентябрь 2007 года составлял 855,6 млрд. руб.

Как правило, неплатежеспособности и, впоследствии, банкротству предприятия предшествует череда постепенных изменений финансово-экономических параметров его деятельности. В этой связи нами было выделены финансовые признаки банкротства предприятия, а именно: превышение расходов над доходами; рост просроченной кредиторской задолженности; невыполнение долговых обязательств; необоснованная кредитная политика; задержки с предоставлением финансовой отчетности; изменение стоимости материальных активов, патентов, "ноу-хау"; ухудшение (старение) материально-технической базы, низкие темпы обновления; превышение срока ввода мощностей; затоваривание, трудности сбыта, недостаточный уровень маркетинга; свертывание производства; задержки выплаты заработной платы, конфликты на предприятии, увольнение работников; излишне авансированные платежи; снижение эффективности работающего (оборотного) капитала; падение уровня ликвидности; отрицательная динамика валюты баланса; нерациональное использование прибыли; чрезмерное отвлечение средств в дебиторскую задолженность; замораживание средств в производственных запасах; неправильная ценовая политика.

В связи с этим очевидны целесообразность и важность проведения анализа изменений финансово-экономических параметров деятельности, величины финансовых показателей и структуры баланса предприятия, отражающие финансовые признаки банкротства. Такие изменения требуют тщательного рассмотрения, поскольку будут способствовать выявлению предбанкротного состояния предприятия и принятию результативных решений предупреждению его банкротства.

Банкротству предприятия предшествует период дисбаланса входящих и исходящих финансовых потоков, который впоследствии приводит к кризису в системе расчетов с контрагентами. Причинами ухудшения платежеспособности могут быть как внешние, так и внутренние факторы воздействия на деятельность предприятия, а в некоторых случаях и их совокупность.

Кроме того, определены принципы и раскрыто содержание финансового оздоровления предприятий, под которым понимается совокупность проведения последовательных мероприятий, способствующих росту денежных поступлений данного юридического лица, своевременному и в полном объёме исполнению денежных обязательств и платежей, достижению долгосрочной финансовой устойчивости.

В рыночной экономике стабильность работы предприятия определяется такими факторами, как рост объемов реализации продукции, стабильная доходность действующего бизнеса, финансовая устойчивость и платежеспособность самого предприятия. Как свидетельствует изучение проблемы в большинстве случаев ухудшающееся положение предприятий связано с неэффективной системой управления, низкотехнологичным и высокозатратным производством, наличием ошибок в области управления сбытом продукции.


Таблица 1.

Классификация различных направлений реструктуризации

ВидСтратегическая реструктуризация несостоятельных предприятийЦельРост стоимости предприятия Сохранение корпоративной собственности Ликвидация состояния неплатежеспособности Достижение долгосрочной финансовой устойчивостиДействияИзменение производственной структуры Изменение функциональной структуры Изменение организационной структуры Изменение финансовой политики Изменение кадровой структуры Изменение информационной структуры Изменение структуры имущества и источников его формирования

Кроме того, реструктуризация является неотъемлемой частью механизма финансового оздоровления предприятия, представляющего собой совокупность финансовых рычагов, инструментов и методов, обеспечивающая восстановление платежеспособности, финансовое равновесие и достижение финансовой устойчивости в долгосрочном периоде. Структуру данного механизм возможно представить в виде схемы (рис. 1).

Рисунок 1.

Механизм финансового оздоровления предприятия.

























Проведение комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является первоочередной задачей построения механизма финансового оздоровления.

Осуществляется действие оперативного механизма финансовой стабилизации, который направлен с одной стороны, на уменьшение размера текущих внешних и внутренних финансовых обязательств предприятия в краткосрочном периоде, с другой стороны, - на увеличение суммы денежных средств, обеспечивающих срочное погашение этих обязательств.

Причины, повлекшие кризисное состояние и неустраненные мероприятиями оперативного характера, приведут предприятие вновь к кризису. Поэтому необходимо восстановить финансовое равновесие в относительно более продолжительном промежутке времени, базирующемся на тактическом механизме финансовой стабилизации, который требует взаимосвязанных системных преобразований, т.е. проведения комплексной реструктуризации.

Необходимо реализовывать стратегический механизм, основанный на применении стратегии экономического роста. Его результатами могут быть улучшение положения предприятия на рынке, усиление значения в отрасли, диверсификация производства товаров и переход на новые рынки сбыта и т.д.

Процесс реализации механизма финансового оздоровления предполагает использование методов анализа, оценки затрат, аудиторской проверки, бухгалтерского учета, инвентаризации, анализа управления, оценки безнадежной дебиторской задолженности, оборачиваемости активов, балансового, планирования и прогнозирования, организации производства, начисления амортизации, учета движения денежных средств.

2.Организация восстановления платежеспособности предприятия

Целью стратегии финансового оздоровления промышленного предприятия является его инновационное развитие в долгосрочной перспективе, достигаемое на основе организации системы финансового планирования.

Стратегическое финансовое планирование развития предприятия в условиях его банкротства должно включать в себя использование всех возможных внутренних и внешних резервов и базироваться на применении стратегии фокусирования (по М. Портеру), т.е. сочетания мер, направленных на реализацию конкретной стратегической цели - обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости.

Особая роль в стратегическом финансовом планировании отводится определению источников финансирования антикризисных мероприятий, среди которых в условиях банкротства предпочтение необходимо отдавать собственным средствам. Хотя не следует исключать заемный и привлеченный капиталы.

В целом антикризисное стратегическое финансовое планирование выступает в качестве важнейшего элемента антикризисной финансовой стратегии вывода предприятия из кризиса и его последующего развития. Антикризисная финансовая стратегия формируется на основе выбранных стратегических целей и с учетом внешних и внутренних условий деятельности предприятия. В этой связи может быть предложена методика формирования антикризисной финансовой стратегии (рис. 2).

В некоторых случаях неплатежеспособное предприятие имеет внутренние резервы. Естественно, что их интенсивная мобилизация может прямо способствовать восстановлению платежеспособности и достижению финансовой устойчивости, среди которых необходимо выделить уменьшение дебиторско-кредиторской задолженности и увеличение денежной выручки предприятия путем использования комплекса финансовых инструментов, также применяемых при реализации финансовой стратегии.

Рисунок 2.

Методика формирования антикризисной финансовой стратегии.


















Приведенные ниже финансовые инструменты не противоречат действующему законодательству о банкротстве и довольно известны в хозяйственной практике, поэтому данные меры могут применяться как на стадии процедуры наблюдения, так и в период финансового оздоровления и внешнего управления (табл. 2).

Комплекс финансовых инструментов

№ п/пНаименование финансового инструментаРезультат примененияФинансовые инструменты снижения дебиторско-кредиторской задолженностиОбмен требований кредиторов на акции и доли предприятияКредиторская задолженность переходит в обязательства перед акционерами (учредителями)Уступка требований в качестве погашения задолженностиДебиторская задолженность передается в качестве погашения кредиторской задолженностиНалоговый кредитКредиторская задолженность по налоговым обязательствам отсрочиваетсяФакторингДебиторская задолженность снижается путем финансирования обязательств покупателейФинансовые инструменты наращивания (экономии) денежной выручкиКредит поставщиков и предоплата покупателейВременная экономия денежной выручки за счет предоплаты покупателей и кредита поставщиковБюджетный кредитДенежная выручка растет при одновременном увеличении задолженности на долгосрочных условиях возвратностиФинансовая аренда (лизинг)Денежная выручка растет с ростом производства, оплата используемых основных средств растягивается по времениКоммерческая концессияДенежная выручка растет с ростом производства без масштабных отвлечений денежных средств на приобретение новых технологий

Для углубления анализа финансовой устойчивости следует вычислить значения ряда коэффициентов в динамике анализируемого периода, сравнить их с оптимальными значениями, что позволит выявить текущие их изменения. К наиболее значимым коэффициентам относятся: коэффициент автономии, финансовой устойчивости, финансирования, обеспеченности собственными средствами, маневренности, и конечно же ликвидности. Они рассчитываются в виде отношений абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций и представлены в таблице 3.

Таблица 3

Анализ финансовых коэффициентов по предприятию ОАО "МГТС" за 2004-2006 г.г.

№п/ пПОКАЗАТЕЛИНормальные ограничения 2004 год2005 год2006 годИзменения за период12345671Коэффициент автономии (Ка)>=0,50,3630,014-0,553- 0,9152Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств ( К м/и )X1,61727,790-0,700- 2,3173Коэффициент соотношения заемный и собственных средств( К з/с) (<=1)<= min (1,стр.2)1,75669,447-2,810- 4,5664Коэффициент маневренности (Км)opt 0.5-0,139-41,6572,1102,2495Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования (Ко)>=0,6-0,8-0,096-2,821-5,845- 5,7506Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств (Кд.пр.)0,0000,0000,0000,0007Коэффициент краткосрочной задолженности (Yкэ)1,0001,0001,0000,0008Коэффициент автономии источников формирования запасов и затрат собственными (Ааэ)1,0001,0001,2570,2579Коэффициент кредиторской задолженности Кк.з.)1,0001,0000,847- 0,15310Коэффициент абсолютной ликвидности Ка.л.)>=0,2-0,70,0000,0000,0000,00011Коэффициент ликвидности ( Кл)>=0,8-1,00,0940,1880,1210,02712Коэффициент покрытия (Кп)>=20,9210,4000,249- 0,672банкротство финансовое оздоровление

Самый первый коэффициент автономии, равный доле источников собственных средств в общем итоге баланса-нетто говорит о том, если в 2004 году он хотя и не имел значения оптимального, но был близок к норме, то на конец периода практически все обязательства предприятия не могут быть покрыты его собственными средствами. Речь о финансовой независимости вести нельзя. Выполнение нормального ограничения важно не только для самого предприятия, но и для его кредиторов. Коэффициент автономии снизился в 2006 году до отрицательного значения, то есть предприятие находится в сильной финансовой зависимости от заемных источников. С точки зрения кредиторов, предприятие предоставляет слишком мало гарантий погашения своих обязательств.

Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств, исчисленный как частное от деления раздела 2 на раздел 1 итогов актива баланса-нетто. Коэффициент автономии дополняет коэффициент соотношения заемных и собственных средств, равный отношению величины обязательств предприятия к величине его собственных средств. Отрицательное значение данного коэффициента свидетельствует о том, что предприятие работает в условиях долговой зависимости.

Значение следующего коэффициента является весьма существенным. Коэффициент маневренности, равный отношению собственных оборотных средств предприятия, к общей величине источников собственных средств, характеризует устойчивость финансового состояния предприятия. Данный коэффициент показывает, если собственный капитал предприятия имеет отрицательное значение, то предприятие подлежит ликвидации в силу Закона.

Для оценки платежеспособности предприятия в таблице представлены три относительных показателя ликвидности (коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент ликвидности и коэффициент покрытия), различающиеся набором ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств.

Как видим, все три показателя не выдержаны в нормальных ограничениях. Если коэффициент абсолютной ликвидности и коэффициент ликвидности отражает прогнозируемые платежи, то именно коэффициент покрытия показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае нужды прочих элементов материальных оборотных средств (29). При норме данного коэффициента 2 и больше, мы имеем только 0,2. В целом предприятие на основе отчетности должно быть охарактеризовано как банкрот.

По результатам анализа финансовой устойчивости установлено, что предприятие находится в состоянии финансового кризиса. В такой ситуации возможны три варианта дальнейшего развития событий:

Предприятие объявляет себя банкротом;

Кредиторы предприятия обращаются в суд с ходатайством о признании предприятия банкротом (по причине невозможности получить долги);

Разработка и принятие новой финансовой стратегии.

Первые два варианта приведут к тому, что предприятие фактически прекратит свою деятельность, рабочие будут уволены, а имущество распродано. Такой выход не может быть признан наилучшим.

Если имеется хоть какая либо возможность вывести предприятие из кризиса, ею необходимо воспользоваться. Учитывая причины кризиса финансового состояния и особенности производственно-хозяйственной деятельности и отраслевую принадлежность предприятия можно рекомендовать следующие направления реализации антикризисной стратегии:

Пересмотр кадровой политики - привлечь высококвалифицированных специалистов (менеджеров) в области управления финансами предприятия.

Пересмотр отношений с дебиторами и кредиторами - получить отсрочку по погашению кредитов, рассмотреть возможность погашения части кредиторской задолженности товарно-материальными ценностями (на складе предприятия имеются значительные запасы сырья и готовой продукции).

Снизить издержки производства, за счет более полного и рационального использования основных производственных фондов, сокращения сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей (увеличить скорость их оборачиваемости).

Изучить потребительский спрос на продукцию. Планировать объемы производства и ценовую политику в соответствии со сложившейся рыночной конъюнктурой и действиями конкурентов.

Расширить ассортимент выпускаемой продукции.

Принять участие в тендерах, проводимых администрацией Астраханской области на выполнение государственных заказов по поставке продовольственных товаров государственным и муниципальным учреждениям, службам и т.д. Это позволит предприятию получить отсрочку по погашению кредитов и займов, погасить задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, а также вывести из консервации и более эффективно использовать производственные мощности.

Рассмотрим также усиление участия государства в арбитражном финансовом оздоровлении градообразующих, стратегических, социально и экономически значимых, а также государственных унитарных предприятий и предложения о внесении изменений в законодательство о банкротстве и структуру органов его регулирования государством. При общей тенденции роста сальдированного финансового результата (прибыли) в целом по всем отраслям народного хозяйства (117,7% в 2007 году по сравнению с 2006 годом), доля убыточных организаций в 2007 году составляет 23,4%, при этом доля убыточных предприятий в промышленности - 32,6%. Приведенные цифры свидетельствуют о необходимости государственного регулирования и активного участия государства в финансовом оздоровлении промышленных предприятий, находящихся в кризисном состоянии.

Задача государства - в значительной мере взять на себя необходимые издержки по реализации антикризисных мер восстановления финансовой состоятельности градообразующих, стратегических, социально и экономически значимых, а также государственных унитарных предприятий, и способствовать финансовому оздоровлению как в предсудебной санации, так и в условиях банкротства.

Рассмотрим российское законотворчество о несостоятельности (банкротстве), которое прошло долгий и неоднозначный путь своего совершенствования, действующий закон о банкротстве впитал в себя не только элементы, методы, институты и цели различных систем финансового оздоровления и банкротства, применяемых в экономически развитых странах, но и учитывает прошлый опыт применения законодательства в реалиях России. Целесообразно отметить соответствие норм законодательства о банкротстве задачам экономики страны в плане ликвидации неконкурентоспособных предприятий и возможности удовлетворения требований кредиторов.

По поводу финансового оздоровления и проведения реабилитационных процедур действующий Закон о несостоятельности (банкротстве) от 2002г. требует более детальной и тщательной проработки, учитывающей потенциал санируемого предприятия и возможности участия государства, особенно в финансировании экономически и финансово обоснованных антикризисных мероприятий.

В связи с этим возможно:

Предусматривать более длительный срок (до 3 - 5 лет) реализации плана финансового оздоровления или плана внешнего управления, поскольку отведенное Законом время на реализацию антикризисных мероприятий (не более 2 лет) для большинства российских предприятий является недостаточным.

Ввести в действующий Закон положение об обеспечении государственного финансирования исполнения обязательств должника в процедурах финансового оздоровления стратегических, градообразующих, социально и экономически значимых, а также государственных унитарных предприятий.

Отнести продажу предприятия и полное замещение активов к процедуре конкурсного производства, поскольку данные мероприятия не являются реабилитационными, а приводят к последующей ликвидации юридического лица, выполняющего, к примеру, функций социального, стратегического или оборонного значения. Кроме того, это позволит в рамках конкурсного производства сохранить действующую бизнес-единицу с работающим коллективом и хозяйственными связями.

Может быть рассмотрен и вариант, предусматривающий создание единого государственного органа, представляющего интересы и выполняющего задачи государства в сфере финансового оздоровления предприятий в условиях банкротства, приоритетной целью которого являлось бы восстановление платежеспособности и финансовое оздоровление промышленных предприятий как фактора развития и роста экономики страны.

Заключение

. Дисбаланс входящих и исходящих финансовых потоков приводит к кризису в системе расчетов с контрагентами, неплатежеспособности и, впоследствии, банкротству предприятий. Ухудшение финансово-экономических показателей деятельности и структуры баланса предприятий отражают финансовые признаки банкротства. В этой связи необходим своевременный их анализ, быстрое реагирование на возможную несостоятельность хозяйствующих субъектов и неотложное принятие антикризисных мер по финансовому оздоровлению предприятий.

. Наибольшее внимание в процессе банкротства необходимо уделять реабилитационным процедурам, так как финансовое оздоровление предприятий дает им возможность восстановить платежеспособность и обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость на рынке. Реализация системы финансового оздоровления должна основываться на определенных принципах, совокупность которых совместно с антикризисной государственной политикой будет способствовать повышению финансовой эффективности предприятий, находящихся в условиях банкротства.

. Преодоление кризисного состояния на предприятии в процессе банкротства возможно благодаря проведению стратегической реструктуризации в рамках механизма финансового оздоровления. Реализация данного механизма основывается на результатах комплексного финансово-экономического анализа, разработки стратегии антикризисного управления, оперативного, тактического и стратегического механизмов обеспечения финансовой стабилизации, восстановления и установления в долгосрочном периоде финансовой устойчивости предприятия.

. Восстановление платежеспособности и обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости предприятий в условиях банкротства требует качественного финансового антикризисного стратегического планирования их развития. При этом должны быть разработаны методика формирования финансовой стратегии, система мер по финансовому оздоровлению, включая прогнозирование использования внутренних и внешних резервов, изыскание финансовых источников погашения долгов. Немаловажное значение имеют установление сроков и этапов реализации соответствующих мероприятий, выбор показателей, нормативов и системы контроля за их выполнением.

. Формирование и использование комплекса финансовых инструментов позволит предприятию нейтрализовать основные причины банкротства: снижение притока денежных средств и увеличение дебиторско-кредиторской задолженности. Однако использование этих инструментов требует дополнительных расходов от предприятия, поэтому необходим анализ эффективности их применения и согласия кредиторов, особенно государства.

. Особое значение для финансового оздоровления имеет проводимая государством политика в сфере разработки и реализации антикризисного законодательства и мероприятий. Важно отметить, что в области применения для предприятий-должников реабилитационных процедур российское законодательство о банкротстве требует внесения ряда поправок. Функции государственного исполнительного органа в сфере финансового оздоровления должен исполнять единый государственный орган, представляющий интересы и выполняющий задачи государства в сфере банкротства и применения реабилитационных процедур.

Список использованной литературы

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127 ФЗ от 26.10.2002 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа М.: Финансы и статистика, 2004 - 288с.

Гражданское право /под ред. А.П. Сергеева и Ю.К.Толстого. М.: Проспект, 2006 - 784 с.

Гражданское право. Том I /под ред. Е.А.Суханова - М.: Волтерс Клувер, 2004 - 734 с.

Канке А. А., Кошевая И. П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Форум, 2005 - 288 с.

Ковалев В.В. Финансовый анализ М.: Финансы и статистика, 2004 - 432 с.

Кожинов В.Я. Бухгалтерский учёт М. ИНФРА-М, 2005 - 544 с.

Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей/ под ред. М. И. Брагинского. М.: Правовая культура, Хозяйство и право, 2005 - 479 с.

Кукукина И. Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. М.: Финансы и статистика 2004.

1.

Похожие работы на - Стратегия восстановления платежеспособности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!