Изменение восприятия женщиной своего тела во время беременности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,48 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изменение восприятия женщиной своего тела во время беременности















Изменение восприятия женщиной своего тела во время беременности

План

Введение

. Исследования женской пренатальной телесности

. Практические исследования беременных женщин

. Восприятие тела

. Типология стилей переживания беременности

Заключение

Список литературы

Введение

Беременность является, прежде всего, экзистенциальной ситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другим, миру. Меняется внешний облик женщины, трансформируется ее тело, ощущения, поступаемые от тела, ритмы его функционирования. Изменяется социальная позиция женщины как в макро - так и в микро-сообществе; она уже не активный член социума , но кто же тогда - пациент? Уже не ребенок своих родителей, но еще и не мать, в ее отношениях с отцом ребенка требуются новые формы и роли, ей предписываются новые виды отношений с врачами и работниками социальных служб. Женщину захлестывают сильные эмоциональные переживания, иногда болезненные и пугающие, осложняющие процесс вынашивания ребенка (различные патологии беременности), течение родов и последующие детско-родительские отношения, делая их патологичными и деструктивными.

Отношение к себе и, в частности, как очень важный аспект самоотношения, отношение к собственному телу, более всего влияет на протекание беременности, родов, эмоциональное состояние женщины и благополучие ребенка. У женщин, на протяжении всей беременности, которых сохраняется позитивное отношение к своему телу, беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей, понимающей матери.

В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений (например, собственное тело оценивается как становящееся все более безобразным, больным) течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем.

1. Исследования женской пренатальной телесности

К теме психоаналитического изучения беременности впервые обратилась Анна Фрейд. Она классифицировала фантазии беременных, описала условия, при которых происходит замена одних фантазий другими и связала их символическим рядом "грудь = фекалии = пенис = младенец". Она сделала акцент на том, что каждый из этих символических объектов, проявляющихся в фантазиях беременности, являлся в свое время частью "Я" и претерпел в результате взаимоотношений с другими людьми болезненное отделение от "Я". Она также подчеркнула, что Эдипова стадия, являясь первой групповой, то есть подлинно социальной стадией, перерабатывает в фантазиях беременности более ранние стадии, и предмет фантазирования приобретает человеческие черты, черты ребенка, черты "Другого".

Позже ряд научных исследований, проведенных в последние годы, позволил по-новому взглянуть на проблему психического здоровья беременной женщины, отношения к телу, обусловленных различными обстоятельствами и факторами пренатального развития. Это, прежде всего работы зарубежных исследователей - Ж.Х. Грабер, Ф. Дольто, Р. Ассаджиоли, Х. Никель, С. Фанти, Д. Пайнз, Л. Нильсон, Т. Верни, А. Бертин и др. Среди отечественных исследователей можно назвать таких как - Э.К. Айламазян, Г.И. Брехман, А.И. Брусиловский, К. Гайдебранд, Н.А. Гармашова, А.И. Захаров, Н.Н. Константинова и др. Современные исследователи психологии беременности ставят перед собой задачу изучения факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка и благополучие диады мать - дитя, эмоциональное состояние беременных женщин, их изменения в самовосприятии.

Основоположник психоанализа З. Фрейд рассматривал беременность как реализацию женщиной комплекса кастрации. По Фрейду, прикладывая ребенка к груди, женщина компенсирует отсутствие у нее пениса - предмета подсознательной зависти к мужчине. Женская зависть реализуется тогда, когда желание иметь пенис замещается желанием иметь ребенка; ребенок, таким образом, согласно эквивалентам древней символики, занимает место пениса. Поэтому, с позиций психоанализа рождение ребенка является для женщины важнейшим условием самореализации, завершением психо-сексуального развития. Оказывает саногенное влияние на психику некоторых невротичных женщин. В то же время, продолжает и развивает представления Фрейда Д. Пайнз, беременность сама способна порождать глубокие личностные конфликты, что связанно с кризисом само идентичности женщины и амбивалентностью ее переживаний. Конфликтными точками в данном случае являются: отношения беременной и ее матери и отношение к ребенку. Причем, субъективно важным является не реальная мать, а внутренний интроецированный образ матери, и соответственно, влияние этого образа на внутренний мир беременной. Отношения с матерью являются важными вследствие того, что при нормальном поло ролевом развитии возникает чувство идентификации с матерью, которое значительно усиливается с момента наступления беременности. В переживаниях беременной оживают переживания матери по отношению к своему сексуальному партнеру, своему телу и ребенку.

Е. Дойч подробно описала и природу и содержание конкретных форм "присутствия" детского опыта матери в текущей беременности. Она попыталась увязать "присутствие" матери и "присутствие" плода. Как уже упоминалось, такой единицей совместного "присутствия" в до коммуникативном периоде может быть симптом. Симптомы можно классифицировать таким образом, что в некоторых из них больше заметно присутствие эмбриона, например, в телесных симптомах (тошнота, отеки и т.п.). "Органические" симптомы отражают переход "присутствия" ребенка в "присутствие" матери, т.е. их появление предшествует ощущению со стороны матери. Другие - эмоциональные страхи, возбуждение, угнетенность и т.п. - отражают обратный переход, поскольку вначале возникают как некое диффузное переживание, общее эмоциональное беспокойство, которое находит себя в подходящем объекте, различном для различных культур. Так, в одной стране преобладает страх покалечения ребенка при родах, а в других страх перед насилием. В этом классе симптомов ребенок вторичен, он реактивен. Если попытаться реинтерпретировать рассуждения Дойч о психологических механизмах симптомообразования через понятие "присутствия", то можно воспользоваться в качестве примера симптомом тошноты. Этот симптом отражает переход от предпосылок субъективности ребенка к субъективному миру матери. В результате двух встречно направленных процессов, в одном из которых эмоция (отвращение) затрагивает первичные органические основы несостоявшегося или запрещенного действия (в данном случае не состоялся отказ от неприемлемой пищи), и одновременно эта же эмоция осваивает ситуацию наличной беременности и становится ее неосознаваемым элементом. Встречный процесс представляет собой своего рода "распредмечивание" в чувстве отвращения органических основ данной беременности и одновременно реализацию отложенного и несостоявшегося действия (рвота, тошнота), того самого действия, которое когда-то разрешилось у младенца важным приобретением в его субъективности - чувством отвращения. Результат пищевого насилия, совершенного в младенчестве, прошел через все детство, был вовлечен в фантазии беременности (оральное зачатие) и теперь, когда беременность стала фактом, то ожил протест против такого зачатия

Таким образом, в данном симптоме присутствуют мать через свое чувство и "Другой", точнее, "другое", которое отвергается матерью. Мы подробно остановились на разборе симптома, потому что, обращаясь к медицине, мать стремится избавиться от симптома, изъять из пренатальной общности либо себя (поскольку уничтожается чувство), либо ребенка (симптом). Избавиться от симптома означает сохранить беременность как факт органический, но избавиться от субъективного мира беременности, отказаться от обратной связи, избежать осознания реальности данной беременности, отказаться от разведения прошлого и настоящего опыта. Стремление перепоручить медицине воздействие на свой субъективный мир означает одновременно отказ от исследований и переживания опыта данной беременности, привязанность к "детскому" решению, откладывается превращение "больной" в мать, это регрессивное решение влияет на поведение плода, который уже начал двигаться, хотя мать пока не замечает этого, но его активность уже угнетается и селектируется посредством чувств, пришедших из раннего детства матери.

Обнаружив чрезмерную склонность беременности к регрессивному оживлению раннего опыта матери, психоаналитики давали различные объяснения этому явлению. Ференци, например, пытался объяснить происходящее через извечную борьбу сил жизни и смерти, внутриутробный младенец описывается им как "эндопаразит", эксплуатирующий тело матери. Одновременно возникал вопрос о том, что может уравновесить, окультурить разрушительные влияния, т.е. по сути вопрос о пренатальном воспитании. Е. Дойч считала, что негативное влияние раннего детского опыта компенсируется "материнскостью" (Mothering), источник которой в мазохистической любви, жертвенности и самоотдаче. Внутри психоанализа проблема воспитания матери и плода так и не была разрешена, поскольку возник замкнутый круг понятий, в котором все позитивное имело биологическую природу и являлось только "культурной упаковкой" для выражения тех же разрушительных тенденций (например, "материнскость" Е. Дойч - окультуренный мазохизм).

Микро психоанализ С. Фанти рассматривает беременность как попытка взаимного разрушения матери и плода. С. Гроф рассматривает пренатальные матрицы как «области сгущения опыта». Тотальность и нерасчлененность родового опыта проявляются в структуре индивидуального сознания.

. Практические исследования беременных женщин

Беременные женщины исследуются в рамках классического психоанализа путем анализа сновидений. Другой феномен, указывающий на интенсивную работу психики над образом "Я" и "Другой" - увеличение сновидческой продукции.

У беременных по сравнению с небеременными сновидческая продукция увеличивается в десятки раз, сны становятся ярче, усиливается чувственный компонент, непосредственное переживание соучастия, более сорока процентов сновидений касается ребенка - по сравнению с одним процентом в контрольной группе небеременных. Этот факт подтвержден Е. Дойч и М. Маркони, которая в своей книге "Девятимесячный сон" систематизировала сновидения пациентки в течение всей беременности. Яркость и необычное обилие сновидческой продукции, по нашим собственным данным, соответствует снижению антирепродуктивных проявлений

С увеличением объема сновидческой продукции уменьшается число жалоб на межличностные отношения, соматические симптомы и снижение настроения. При исследовании явных содержаний сновидений 75% сновидческой продукции беременных отражали негативные события, дурные предчувствия и тяжелые эмоции, т.е. служили разрядкой стремления к отвержению в противовес сознательному принятию. Артур Коллман описал пятнадцать первобеременных в психотерапевтической группе. В их сновидениях были кошмары с нанесением вреда, роды обходным путем, сновидения, где мать изъята из процесса родов. Коллман выдвигает теорию, что главной проблемой матерей является потеря контроля, боль, нуждаемость ребенка в заботе и враждебное отношение к вторжению. Мы видим, что сновидение, как и симптом, производит работу по разделению двух существ, каждое из которых воплощает свою отдельность: бытийную - в симптоме, субъективную - в сновидении. Сновидение перерабатывает опыт матери, осуществляет процесс "отвязывания" ребенка, которого она вынашивает, от символического ребенка внутри нее самой.

В микропсихоанализе С. Фанти изучение беременности основываются на методе свободных ассоциаций, однако, новшества введены и здесь. Дотошный микропсихоаналитик анализирует любительские фильмы, звукозаписи и фотодокументы анализируемого, его личную переписку и даже профессиональные тексты. Аналитик стремится, проводя с анализируемым как можно больше времени. Микропсихоанализ тотален в силу более чем тесной взаимосвязанности аналитика и анализируемого. Жизнь - это психоанализ и все мы в нем только пациенты.

Феминистские исследовательницы Л. Иригарэ, Х. Сиксу убеждены, что практические занятия должны привести женщину к своей истинной идентичности. Поэтому весь текст Сиксу «Хохот медузы» пронизан страстными призывами к женщинам: «Почему вы не пишете? Пишите! Письмо для вас, вы для вас; ваши тела - ваши, берите их!» Ведь тело (а вместе с ним дыханье и речь) женщины было не просто конфисковано у нее - оно было превращено в «неведомого чужака, выставленного на обозрение», в «чахлую», «мертвую» куклу, в «неприятного попутчика». Поэтому «Пиши себя!». Ведь что такой писать? Это значит вернуть себе свои «сокровища, наслаждения, органы, неохватные телесные территории», до сих пор запертые за семью печатями от самой женщины: «Твое тело должно быть услышано! Только так богатейшие способности подсознания могут проявиться» С. Гриффин, сама поэт, убеждена, что «поэзия есть тайный путь, через который мы можем восстановить нашу собственную аутентичность. В поэзии совсем иное дело, там, пусть медленно, шаг за шагом, знание, зарытое в теле, приходит в сознание. Она признается: «Я очень часто нахожу поэзию пугающей, именно потому что она часто уводит меня в такие сферы, которые непонятны во мне самой. И когда я пишу стихотворение мне приходится «держать» саму себя - иначе можно сойти с ума. Поэзия способна опрокидывать, опровергать наши представления о том, кто мы есть, она открывает - часто совершенно неожиданно - нам нас самих: похороненные, зарытые чувства, восприятия, утерянные знания. Поэзия как сон, который обнаруживает меня для меня пока я сплю. Мое тело становится комнатой резонансов, чьи звуки я записываю. Поэт возвращается к знанию тела как к источнику истины»<#"justify">Эта концепция дала возможность, во-первых, связать все последующие стадии с общим источником, и, во-вторых, выдвинуть идею о том, что женщина, забеременев, "вспоминает" и воспроизводит на органическом уровне свое состояние как плода, а психологическом состояние своей матери, т.е. опять мы сталкиваемся с попыткой противопоставить аспекты бытия и сознания.

Телесный опыт матери получает психоаналитическое переосмысление дочерью во время ее беременности. Чувства матери влияли на развитие дочери поэтапно в процессе их взаимодействия, начиная с беременности матери и кончая пубертатным возрастом дочери.

. Если мать не получала удовлетворения от своего тела, а беременность доставляла ей лишь дискомфорт и страдание, ей хотелось скорейшего освобождения от плода, то у дочери может проявиться не только депрессия и повышенная тревожность, но и физиологические осложнения беременности (токсикозы, угрозы выкидышей и другое)

. На этапе младенчества решающее значение для развития девочки имеет отношение матери ко всем телесным проявлениям младенца. Если мать осуществляла полный контроль за ними в плане насильственного установления режима питания, сна, дефекации, не получала удовлетворения от телесного контакта с дочерью и не давала почувствовать его ребенку, то у дочери в последующем складывается весьма сложное отношение к собственному телу. Оно не воспринимается как свое, его проявления вызывают тревогу и недоверие, так как есть полная убежденность в невозможности самоконтроля («я не хозяйка своего тела, все, что с ним происходит, происходит помимо меня») Возникает острая потребность в контроле и оценивании извне . В данном случае беременная озабочена отслеживанием различных медицинских параметров, не уверена в нормальности своего состояния, на вопрос о самочувствии не может дать ясного ответа, так как оценки врача вызывают большее доверие, чем собственное самоощущение.

. В пубертатный период необходимым условием дальнейшего развития становится отделение ребенка от матери и индивидуализация. Тому способствуют телесные изменения: тело девочки превращается в сексуально отзывчивое тело взрослой женщины.

На процесс нормального отделения и создания прочного образа собственного Я влияют отношения с матерью. Если мать не довольна собой как женщина , не способна принять свое взрослое тело и своего сексуального партнера , она не может сама отделить себя от ребенка и позволить это отделение дочери . Старается сохранить симбиотическое единство с целью прожить в ребенке свою жизнь заново , наверстать все упущенное . Именно поэтому такая мать продолжает контролировать все телесные проявления дочери, особенно сексуальные, подавляя и наказывая каждый всплеск индивидуальности и самостоятельности. При таком развитии внутренний образ наказывающей матери способствует актуализации у беременной чувства вины за сексуальные отношения с партнером , приведшие к зачатию и , как следствие , к непринятию ребенка как в период внутриутробного развития , так и в дальнейшем.

Наступление первой беременности способствует появлению чувства глубокой биологической идентификации со своей матерью и в то же время позволяет закончить отделение от матери и индивидуализацию. Состоится ли это, зависит от всех предыдущих этапов отношений, их нормального или патологического характера. В этот момент решается - станет ли беременность шагом к взрослому аутентичному Я, будет ли способствовать самоактуализации и личностному росту или же подтолкнет к патологичному пути развития - повторному проживанию чужих чувств, фиксаций, переносов.

Марчелла Марконе считает, что важным негативным последствием непроработанного пренатального опыта и детских фантазий во время беременности является послеродовая депрессия, которая приводит к депривации младенца как раз в сензитивный период становления приспособительных систем. Если депрессия продолжается, и мать не имеет возможности полноценно общаться с младенцем, это приводит к тяжелым психическим нарушениям у новорожденных. Книга Марчеллы Марконе "Девятимесячный сон", вышедшая в 1987 году в Турине, является учебником для специалистов по пренатальной подготовке. Книга содержит в себе анализ сновидений беременной Марии. Основная мысль книги в том, что переживания в период беременности являются пограничными состояниями между сознанием и бессознательным и сами по себе позволяют, как и сновидения, выявить скрытое содержание внутриутробной жизни самой беременной, где были заложены истоки амбивалентности, а вся патология беременности - отражение этой амбивалентности, а по сути - эмоциональные конфликты ее матери. Таким образом, если суммировать биологическое в ситуации беременности, воспроизводит биологическую историю плода (самой матери), а психологическое (чувства, отношения) - ситуацию матери самой беременной. Если пойти еще дальше, то бессознательное беременной содержит эмоциональные конфликты ее матери. Если продолжить этот ряд, то бессознательное беременной присоединяется в этот период к коллективному бессознательному.

Осознавая и разрешая ранний конфликт во время беременности, женщина рождается сама, она рождается как человек в своей самобытности и способности стать в активное отношение к своей ситуации беременности и к своему ребенку, как к "Другому. В психологии и психотерапии беременности особый интерес представляет возможность прогнозирования отклонений от адекватного материнского поведения и проектирование психологического вмешательства. В этих целях разрабатываются типологии и способы выявления отношения женщины к беременности.

Негативное восприятие женщиной изменений ее тела во время беременности, выраженность/не выраженность соматического компонента беременности может привести к отказу от ребенка. При сравнительном изучении переживания беременности у благополучных беременных и женщин, отказавшихся от ребенка, показано, что отсутствие или сильное снижение выраженности симптоматики беременности характерно для отказниц. (В.И. Брутман, М.С. Радионова). Слишком сильная выраженность симптоматики, сопровождаемая отрицательными эмоциональными переживаниями, также характерна для неблагополучного отношения к беременности и материнству.

В психоанализе и микропсихоанализе при анализе отношения к беременности обращается внимание на переживание женщиной шевеления ребенка (Г. Роттман, Т. Верни, С. Фанти и др). Эти исследования, а также данные о разной интенсивности переживаний беременной шевеления ребенка и интерпретации своих физических и эмоциональных состояний дают возможность предположить, что стиль переживания женщиной соматического компонента беременности и шевеления ребенка могут иметь прогностическую ценность для выявления отклонений от адекватной модели материнства.

4. Типология стилей переживания беременности

беременность женщина телесность психоанализ

Для описания переживания женщиной соматического компонента беременности и шевеления ребенка и использования этих данных в диагностических и прогностических целях, целесообразно отделить эти показатели от имеющихся определений (отношение к беременности, принятие, удовлетворенность и т.п.), так как полноценное выделение типов отношения к беременности требует комплексного подхода (применение личностных, онтогенетических и т.п. методов диагностики). Наиболее адекватным представляется определение стиль переживания беременности. В него включается физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамика переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности. Наиболее характерным является переживание шевеления. Полученные данные позволили описать шесть вариантов стилей переживания беременности.

·Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.

·Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.

·Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.

·Амбивалетнный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.

·Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т.п.; шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.

Прогностические возможности стиля переживания шевеления (и беременности в целом) подтверждены данными, полученными при консультационной работе с матерями с детьми дошкольного возраста. Стиль переживания шевеления сочетается с типом материнского отношения и уровнем эмоционального благополучия ребенка (высокий, средний, низкий), а также со стилем эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком. Т.о. переживание женщиной шевеления ребенка характеризует стиль переживания беременности и может служить диагностическим показателем для выявления отклонений от адекватной модели материнства и проектирования индивидуально-ориентированнного психологического вмешательства.

Таким образом, можно выделить следующие уровни, на которых происходят значительные изменения во время столь сложного процесса как беременность: физиологический, эмоциональный, когнитивный, социальный, экзистенциальный.

Огромную роль в протекании беременности играет психическое состояние матери, ее отношение к своему телу. Беременность - это новый опыт для женщины. Он не является однозначным, приносит много амбивалентных переживаний и приводит к оживлению старых конфликтов и детских фантазий. Женщина находится в особом эмоциональном состоянии. Она становится очень ранимой, иррациональной, подверженной влиянию примитивных чувств. Происходит проверка и переработка отношений матери с ее собственными родителями как с реальными, так и с внутренними родительскими интроектами. Меняется осознавание себя: происходит переход из роли ребенка в роль матери. Необходимо расстаться с детством навсегда. Это пугает. При анализе женщин, страдающих бесплодием, или не вынашиваемостью нередко выявляется, что они не в силах выстроить взрослые отношения с миром, перейти к взрослой роли. Беременность является также катализатором прошлых противоречивых чувств по отношению к реальным и воображаемым сиблингам, братьям и сестрам. У женщины наряду с радостью, ожиданием, любовью проявляются агрессивные чувства, страхи, подозрения. Иногда будущая мать может воспринимать ребенка как некоего захватчика, узурпировавшего ее тело, мешающего ей. Возникают враждебные чувства к мужу, как виновнику зачатия. Личные переживания по поводу будущего родительства воскрешают переживания собственного детства. Любовь и восхищение к родителям и сиблингам и в то же время соперничество, ревность и зависть. Оживляются детские тревоги и страхи самих родителей, связанные с темами рождения и смерти. Бессознательно проверяются те материнские качества, которые женщина приобрела во время своего младенческого интимного контакта с собственной матерью. При этом не менее опасным, чем активизация негативного материнского образа, является идеализация собственной матери. В этом случае у женщины формируется своеобразный комплекс неполноценности: "Я никогда не смогу быть для своего ребенка такой же прекрасной матерью, как моя мать была для меня".

Можно условно разделить 9 месяцев беременности на 3 этапа. Первый - от зачатия до шевеления плода. Психологическая задача в это время - достижение эмоционального слияния с плодом. На этом этапе часто наблюдается выраженный регресс к оральной стадии (стадия психо-сексуального развития ребенка от 0 до 2-х лет): отвращение или тяга к различным видам пищи, тошнота, рвота.

Второй этап начинается тогда, когда ребенок начинает шевелиться, не позволяя тем самым игнорировать свое присутствие. Он заявляет о себе как о чем-то или, точнее ком-то отдельно от матери, хотя и скрытом в ее теле. Психологически с этого момента начинается постепенная дифференциация плода от матери. В аналитической ситуации иногда этому соответствует подавление и отрицание любого негативного материала, относящегося к беременности, словно это может повредить ребенку. Женщина в этот период находится во власти иррациональных представлений о том, что полезно и вредно, не очень слушает рекомендации врачей, может совершать нелогичные поступки. Например, интеллектуальная и разумная женщина предпринимает неудобное и далекое путешествие. Или беременная принимает часто и подолгу ванны, считая, что это полезно ребенку.

И наконец, третий и последний этап, отличающийся нарастанием физического дискомфорта и усталости. Психологически - это создает основу будущей психической сепарации ребенка и матери, кульминационным моментом являются роды. На этом этапе преобладают различные фантазии о том, как пройдут роды и каким будет ребенок.

Особое значение в психоанализе придается таким понятиям как "фантазматический" и реальный ребенок. К фантазму относятся определенные, иногда очень четкие, представления женщины о том, какого пола будет ребенок, какой внешности. Иногда это патологические убеждения о возможном дефекте у ребенка или о неблагополучном исходе беременности. Крайне важно в психотерапии этого периода очень осторожно и последовательно работать с этими фантазиями. Женщина должна принять такого ребенка, который родится в реальности, а не того, которого она представляет. В сновидениях часто появляется образ младенца, фиксируясь в представлении будущей матери. В случае сильного расхождения фантазий и реальности возникают осложнения в процессе родов, трудности в постнатальных отношениях, вплоть до непринятия ребенка. Случаи отказов от младенцев в родильных домах могут бессознательно мотивироваться именно этим. По этой же причине возникают сложности с уходом и вскармливанием. Примером могут служить следующие случаи: у молодой матери возникла сильнейшая идиосинкразия на собственное молоко, которое при попадании на кожу разъедало ее. В анамнезе непринятие ребенка по полу и убеждение, что он будет таким же как его отец, с которым у женщины была сексуальная дисгармония, провоцировавшаяся негативным отношением к мужчинам вообще. В другом случае с точки зрения матери ребенок был слишком слабым и хрупким, и она не решалась брать его на руки, боясь что-нибудь ему повредить. Невыполнение специфических задач беременности соответствует трудностям во взаимоотношениях с ребенком на постнатальных стадиях.

Заключение

Становится понятным, что время беременности является, с одной стороны, наиболее продуктивным для личностного роста и развития сложившихся отношений, с другой стороны, наиболее опасным для развертывания негативных жизненных сценариев и деструктивных отношений, как у матери, так и у ребенка.

В психоанализе сложилась традиция рассмотрения беременности с одной стороны как вершины полоролевого и психо-сексуального развития женщины, а с другой стороны как состояния могущего порождать глубокий личностный кризис. Данная точка зрения нашла свое продолжение в работах современных отечественных психологов. Н.В. Боровикова рассматривает беременность как акмеженшины, исследуя акмеологический потенциал беременной женщины, расширяя и углубляя понимание беременности как процесса имеющего не только медицинскую и эмоциональную, но и социально - психологическую составляющую.

Новые психологические особенности, проявляющиеся в период беременности, Н.В. Боровикова описывает в рамках так называемого синдрома беременности, симптомы которого, по ее мнению, имеют универсальный характер и включают в себя все многообразие психологических новообразований характерных для беременной женщины. Сюда относятся следующие: аффект осознания себя беременной, симптом принятия решения, симптом нового Я , симптом эмоциональной лабильности, симптом противоречивого отношения к беременности, симптом принятия новой жизни в себе, симптом перинатальной дисморфофобии, симптом завышенных притязаний по отношению к другим.

Синдром беременности переживается женщиной на бессознательном уровне, и именно этот факт является основным источником негативных переживаний самой беременной и, как следствие, отрицательных влияний на плод. Беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, как правило, в том случае, когда женщина позитивно относится к своему телу. Когда беременность воспринимается как болезнь. собственное тело оценивается как становящееся все более безобразным, и не принадлежащим женщине, течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем.

Знание о самой себе, и о сопровождающих беременность соматических и психических состояниях, создание позитивного образа своего тела создает благоприятный психо-эмоциональный фон протекания беременности, способствует личному взрослению женщины, укреплению и обогащению ее психики новым уровнем психологических самооценок.

Список литературы

1. Боровикова Н.В. Акмеологический потенциал беременной женщины. Социально-психологический анализ. М. Социнновация 1998 .

. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М. Знание, 1991.

. Дольто Ф. На стороне ребенка СПб Петербург. ХХ I век 1997 .

. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка М., 1986.

. Захаров А.И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов. Сборник материалов конференции Перинатальная психология и родовспоможение, СПб 1997.

. Захаров А.И. Ребенок до рождения СПб , 1998 .

. Пайнз Д. Бессознательное использование женщиной своего тела. М. 1997

. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб 1998

. Фанти С. Микропсихоанализ. М. Центр психологии и психотерапии 1995 .

. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции М. Наука 1991.

. Шмурак Ю. Возможности психоанализа в психотерапии беременных.// "Вестник Психоанализа" N:1 '2000, СПб, 2000

. А.Rich. Of Woman Born. Virago Press. 1977

Похожие работы на - Изменение восприятия женщиной своего тела во время беременности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!