Социально-экономический и политический статус региона

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,96 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-экономический и политический статус региона

Введение

регион национальный территориальный

Актуальность темы исследования состоит в том, что современная экономика требует активного регулирования государством, размещения и регионального развития производительных сил (территориальное развитие), поскольку они относятся к крупномасштабным общенациональным целям, которые слабо реализуются механизмом рынка. При сугубо общественном характере процессов территориального разделения труда исходные реализуемые формы, прямые регуляторы здесь мало зависят от экономической системы. Например, и государственный план, и федеральная программа региона связаны со значительными централизованными инвестициями. Поэтому во всех передовых и многих развивающихся странах налажено сильное территориальное регулирование.

Развитие страны - это многоуровневый и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности социальных и экономических целей.

Объектом исследования является социально-экономический и политический статус региона.

Предметом исследования являются процессы формирующие политическое и социально-экономическое развитие региона.

Цель исследования - анализ социально-экономического и политического статуса региона на примере Калининградской области.

Цель исследования предопределила исследовательские задачи:

изучить теоретические основы изучения регионального статуса;

изучить понятие образа региона;

изучить условия формирования статуса региона;

рассмотреть социально-экономическое положение региона;

проанализировать политический статус региона.

1. Теоретические основы изучения регионального статуса

.1 Понятие и структура статуса региона

Можно выделить два смысла термина регион: общетеоретический и конкретно-практический. В общетеоретическом смысле регион - это исторически сложившееся территориальное сообщество людей в составе большого общества, мезоуровень структуры и динамики общества, макроячейка его социокультурного пространства. Регион возникает на основе этнокультурной идентичности населения, заселившего данную территорию, существует и изменяется в результате деятельности его жителей, которые сконцентрированы в городских и сельских поселениях, связаны экономическими интересами (разделения труда, обмена) и социальной организацией (структурой, институтами). Структурно регион как сообщество людей находится между обществом как целым и поселениями - городами и поселками, селами и деревнями, т.е. первичными территориальными общностями. В этом смысле указанное сообщество представляет мезоуровень большого общества и характеризуется сложной дифференциацией.

Регион выполняет функции, отчасти аналогичные функциям общества, но вместе с тем и специфичные. Каждый регион обладает особенностями, отличающими его от других регионов данного социума, взаимодействует с многими из них.

В конкретно-практическом смысле регион как субъект Российской Федерации представляет собой территориальную единицу политико-административной, экономической и социально-культурной структуры страны. Его правовой статус определен Конституцией РФ. Он ограничен рамками территории и характеризуется своеобразием природных условий, этнорелигиозным составом населения, его традициями, специализацией производства и обмена товаров и услуг, количеством и структурой рабочих мест, социальной инфраструктурой, уровнем, качеством жизни различных слоев населения, организацией политико-административного управления. Регион - объект государственного управления и, вместе с тем, его субъект: региональные органы власти осуществляют контроль за деятельностью подведомственных организаций, регулирование политико-административной, социальной и производственной инфраструктуры региона. Региональные и местные структуры региона представляют собой местное самоуправление, которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Население имеет возможность создавать политические партии и иные общественные объединения, структуры гражданского общества, участвовать в выборах в органы власти всех уровней. Таким образом, в конкретно-практическом смысле регион представляет собою, скорее, формализованное сообщество его граждан.

В современной России жизнедеятельность населения регионов во многом зависит как от самого населения - индивидов и домохозяйств, социальных групп и организаций, так и от органов государственного управления - федеральных и региональных. Государство принимает на себя социальные обязательства, фиксируемые в Основном законе (Конституции), совокупности других законов и нормативных актов. Федеральные органы формируют стратегию, ориентированную либо на унификацию, выравнивание параметров регионов, либо на стимулирование их собственной активности, направленной на саморазвитие регионов, или же на динамичное сочетание этих двух стратегий, учитывающее специфику каждого региона и эволюционирующее соответственно эволюции каждого из них. Региональные органы, включая муниципальные, формируют стратегию и тактику функционирования региона, согласуя ее с федеральной. Комплексным критерием эффективности различных стратегий служит свободное развитие личности, демократии и гражданского общества, рост благосостояния населения, вклад регионов в развитие, целостность и безопасность государства и всего общества.

Административно-территориальная структура каждого субъекта РФ определяется его конституцией или уставом. Например, в Свердловской области действуют следующие органы государственной власти: двухпалатное Законодательное собрание, состоящее из областной Думы и Палаты представителей; Губернатор и Правительство области; областной суд и Уставный суд; ряд комитетов и структур при этих органах власти; а также около 60 структур, представляющих органы федеральной власти: Уральский региональный центр по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий; Федеральный арбитражный суд по Уральскому округу, Управление федерального казначейства, Управление федеральной службы налоговой полиции и др.. В Волгоградской области законодательная власть представлена однопалатной областной Думой; исполнительную власть возглавляет Глава Администрации, который формирует Администрацию области в соответствии со схемой управления, утверждаемой областной Думой; судебную власть воплощают: областной суд, гарнизонный военный суд, арбитражный суд; в регионе представлены около 50 органов федеральной власти.

Органы государственной власти региона имеют бюджеты, формируемые за счет налоговых отчислений от доходов местных предприятий и организаций, а многие - за счет федерального бюджета. Они осуществляют решения федеральных органов, разрабатывают и реализуют региональную концепцию социального развития региона, принимают соответствующие акты и акции социального характера. В их компетенции подготовка концепции социальной защиты населения региона и контроль за ее осуществлением. Они координируют деятельность подведомственных организаций культуры, сферы услуг, поддержания общественного порядка и др., контролируют соблюдение узаконенных нормативов.

Каждый субъект РФ состоит из административных районов, состав которых определяется законодательным органом данного субъекта. В последние годы в ряде областей возник переходный тип административно-территориального деления: наряду с ранее сложившимся делением на районы и города здесь используется новое деление на управленческие округа и муниципальные образования. Это связано с тем, что в Конституции РФ большое внимание уделено местному самоуправлению как первичному уровню территориальной самоорганизации населения.

Экономический статус региона во многом зависит от федеральных властей, прежде всего от инициатив исполнительной власти, подкрепляемых законодательными актами. Не сформирована система конкурентного бюджетного федерализма. Напротив, федеральный центр практикует централизацию финансовых ресурсов и их последующее перераспределение в виде трансфертов в регионы для "выравнивания" бюджетной обеспеченности. При адресной помощи это помогает выживанию малообеспеченных слоев населения, но и способствует усилению иждивенческих настроений, ослаблению стимулов развития регионов. Население регионов плохо информировано об объемах бюджетных трансфертов и механизмах их использования.

Еще менее определены социальный и культурный статусы региона. На регионы возлагались все новые социальные и культурные функции, но при этом изымались источники средств осуществления этих функций; усиливался дисбаланс социокультурных функций и экономических возможностей регионов. Возникли и противоположные тенденции: стали возрастать средства, направляемые из федерального бюджета в наиболее отсталые и низкоразвитые регионы; сверх того, с 2006 г. значительные средства направляются в регионы на реализацию национальных проектов. Стоит задача контроля за использованием этих средств, вовлечения в этот контроль организаций гражданского общества.

1.2 Условия формирования статуса региона

На формирование статуса региона оказывают воздействие три группы факторов:

. «Условно статичные» факторы формирования образа России:

-природно-ресурсный потенциал;

-национальное и культурное наследие;

-нерегулируемые (постоянные) геополитические факторы - географическое положение, площадь занимаемой территории, протяженность границ государства, выход к морям и т.д.;

-исторические события, повлиявшие на развитие российской государственности (завоевания, великие научные и географические открытия и т.п.), а также вклад выдающихся россиян, облик которых неразрывно связан с историей развития страны;

-базовая форма государственного устройства и структура управления.

. «Корректируемые условно динамичные» социологические факторы формирования образа России:

-социально-психологические настроения в российском обществе;

-формы общественно-политической интеграции россиян, структура, характер и принципы деятельности общественно-политических объединений России;

-морально-нравственные аспекты развития российского общества.

. «Корректируемые условно динамичные» институциональные факторы формирования образа России:

-устойчивость российской экономики, оцениваемая комплексом показателей динамики ВВП, уровнем доходов на душу населения, объемом привлекаемых инвестиций, финансовой обеспеченностью бюджетов всех уровней, гарантией прав и свобод хозяйствующих на российском рынке субъектов реального сектора экономики и др.;

-правовое пространство России и соответствие российских правовых норм международным требованиям;

-функции, полномочия и механизмы государственного регулирования различных областей и сфер деятельности в Российском государстве (эффективность властной конструкции).

История наглядно доказывает, что тенденции, которые в данное время в конкретной стране оцениваются как благоприятные для ее перспективного развития, в другой стране и в другое время могут восприниматься как негативные с отнесением их в группу отрицательных. Согласно проведенным в России и за рубежом аналитическим исследованиям, нет в мире ни одной страны, которая не имела бы проблем. Однако почему-то, несмотря на то, что по ряду важных показателей некоторые государства отстают от России, они все же воспринимаются в мире гораздо более позитивно. В то же время у большинства посетивших Россию иностранцев складывается более положительное впечатление о нашей стране по сравнению с тем, что преподносят им дома собственные СМИ. Дело в информационной политике государства?

Развитие репутации страны - прямое следствие демонстрации и защиты национальных интересов. Именно вокруг задачи формирования репутации страны может и должна произойти консолидация общества.

В прошедшее десятилетие в России разрабатывались и реализовывались на федеральном уровне программы по продвижению имиджа России. Однако необходимо отметить, что задача эта решалась только в плоскостях внешнеэкономического взаимодействия и повышения инвестиционной привлекательности РФ.

Важно, что вопросы формирования внутреннего имиджа России были совершенно упущены. Однако без этой составляющей невозможно не только продвигать Россию за рубежом, но и встает вопрос о сохранении государства как такового.

Создание и продвижение образа, брэнда России и территориальных брэндов регионов РФ является необходимым условием повышения уровня социального самочувствия в российском обществе, от которого, в конечном итоге, зависит и положительное мироощущение граждан, и позитивный образ нашей страны в мире.

С этой целью необходимо принять определенный комплекс первоочередных мер, основными субъектами которых должны стать федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления и средства массовой коммуникации.

При этом следует выделить общие принципы, на которых должны основываться все шаги по формированию и продвижению имиджа территорий, а также вытекающие из данных принципов важнейшие направления работы:

Первоочередным является формирование имиджа страны и ее регионов в сознании самих россиян. Необходимо понимать, что то, как нас воспринимают за рубежом, зависит от того, как мы сами воспринимаем себя и свою страну.

В связи с этим необходимо уделить особое внимание формированию патриотического сознания граждан России. Патриотическое воспитание должно выйти за рамки «клубов по интересам» и сферы образования. Работа по патриотическому воспитанию должна проводиться системно и комплексно, а ее основой должен стать Федеральный закон «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», который необходимо принять.

Поскольку морально-нравственные аспекты развития российского общества являются одним из важнейших факторов формирования образа страны, необходимо уделять внимание созданию условий для возрождения духовно-нравственных ценностей; воспитанию уважения к традициям, защите общественной нравственности и семейных ценностей.

Эффективность власти и правового пространства следует признать важнейшими институциональными факторами формирования образа России. Поэтому необходимо повышать эффективность государственного управления, уделять внимание укреплению правовых ценностей как основы сильного государства, принимать активные меры по борьбе с коррупцией на любом уровне.

Необходимо разработать и последовательно реализовать принципы информационной политики государства, учитывающей потребности в развитии его репутации. Решающее значение приобретает эффективное информационное сопровождение деятельности органов власти России разного уровня. К основным направлениям можно отнести: обеспечение информационной открытости - т.е. организованный доступ к оперативной информации о деятельности органов власти; обеспечение эффективного информационного обмена между властными структурами, СМИ и общественными организациями; организация мероприятий, мотивирующих СМИ на публикацию материалов, улучшающих имидж страны как внутри нее, так и за рубежом (проведение конкурсных программ, учреждение специальных премий, и др.).

Необходимо разработать концепцию представления России в мире, в которой заложить идеи, наиболее адекватно и выгодно представляющие государство как культурно развитую страну, научного и технологического лидера с богатой историей и большим будущим, страну, соответствующую условиям новой мировой «экономики знаний».

Развитие репутации России должно стать общенациональной задачей в том смысле, что эта работа должна объединить усилия государства, корпораций, общественных объединений и групп. Для эффективной координации этих усилий необходимо создание специального центра, интеллектуального ядра, способного разработать адекватную информационную политику и содействовать ее реализации.

2. Социально-экономический и политический статус Калининградской области

.1 Общая характеристика размещения производительных сил Калининградской области

Калининградская область является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. Площадь - 15,1 тыс. км.

Население (2009 год) - 942,4 тыс. человек, из них 446,7 тыс. мужчин и 495,7 тыс. женщин.

Административный центр - город Калининград. Численность населения - 427,8 тыс. человек. Площадь - 22 303 га.

Минерально-сырьевая база Калининградской области представлена месторождениями нефти, янтаря, торфа, песчано-гравийного материала, песка, глины, пресной и минеральной воды, лечебных грязей, калийной соли, бурых углей в освоении которой участвуют более 400 предприятий и организаций, составляющих горнодобывающую отрасль.

Ежегодно на территории области добывается 800-850 тыс. т. нефти, до 250 т. янтаря, 250-300 тыс. м3 торфа, 1,5 млн. м3 материалов для стройиндустрии, 65 тыс. м3 минеральных вод.

На территории региона насчитывается 339 водотоков общей протяженностью 5180,8 км, кроме того 945 осушительных межхозяйственных проводящих каналов общей протяженностью 3384 км, находится 150 озер и прудов площадью 61,0 км2 и 239 болот площадью 821 км2.

Среднегодовая численность населения Калининградской области в 2009 году составляла 942,4 тыс. чел., из них 446,7 тыс. мужчин и 495,7 тыс. женщин.

Доля городского населения 77,2% или 727,7 тыс. человек, 214,7 тысячи человек проживают в Калининградской области в сельской местности. По возрасту население распределяется следующим образом: трудоспособное население - 64,7%, моложе трудоспособного - 15,7%, старше трудоспособного - 19,6%.

Население Калининградской области многонациональное, имеются представители 30 национальностей и народностей. Наиболее многочисленные национальности: русские - 78,0%, белорусы - 7,7%, украинцы - 7,6%, литовцы - 1,9%, армяне - 0,8%, немцы - 0,6%, поляки - 0,5%.

Экономически активное население в 2009 году составило 518,9 тысяч человек, из них занятые в экономике - 484,7 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы по итогам 2010 года составил 1,4%.

По данным Федеральной службы государственной статистики валовой региональный продукт Калининградской области в 2009 году составил 82,7 млрд. рублей, оценка за 2010 год составляет 107 млрд. рублей.

По оценке на конец 2010 года, наибольший удельный вес в производстве добавленной стоимости имели следующие виды хозяйственной деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного потребления -17%; обрабатывающие производства - 16,2%; добыча полезных ископаемых - 15,4%; транспорт и связь - 11,7%; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство - 8%.

В промышленности области в Статрегистре учтено 5880 крупных и средних предприятий и 1900 малых предприятия, в том числе:

·в секторе добычи полезных ископаемых - 113 крупных и средних предприятий и 32 малых предприятий;

·в секторе производства и распределения электроэнергии, газа и вода - 175 крупных и средних предприятий и 44 малых предприятия.

Конкурентоспособная продукция: морские суда, легковые автомобили, мотоциклы и мотороллеры, крановое оборудование, железнодорожные грузовые вагоны, авто- и электропогрузчики, холодильное оборудование коммерческого назначения, приборы, средства автоматизации и энергетическое оборудование для газовой промышленности и предприятий нефтехимического комплекса, плазменные электрореактивные двигатели малой тяги для спутниковых систем, металлическая тара для пищевой промышленности, телевизионная и другая электронная бытовая техника, оборудование для распиловки леса и деревообработки, металлоконструкции и оборудование для нефтедобывающей промышленности, целлюлоза и бумажная продукция, мебель, окна, двери, продукция глубокой деревопереработки (клееный щит, клееный брус, погонаж), масложировая продукция, мясо - колбасные изделия, мясные консервы, рыба и продукция рыбопереработки, полуфабрикаты, готовые блюда и консервы из мяса птицы, ликероводочные изделия, молочная продукция, пиво, минеральные воды, питьевая негазированная вода, ковры и ковровые покрытия, верхняя одежда и головные уборы из меха, мужские и женские пальто, плащи, куртки, детский трикотаж, янтарь-сырец, полуфабрикаты из янтаря и ювелирные изделия, в том числе, с драгоценными металлами.

2.2 Анализ экономико-географического положения Калининградской области

Величина населения задает в первом приближении размеры внутреннего рынка, а также оказывает существенное влияние на структуру совокупного спроса и отдельных его компонентов. На начало 2009 г. численность постоянного населения Калининградской области составляла чуть меньше 950 тысяч человек. Малая численность населения вкупе с низким уровнем среднедушевых доходов предопределяет крайнюю узость местного рынка, что делает экономическое пространство Калининградской области субоптимальным. Иначе говоря, размеры внутреннего экономического пространства недостаточны для того, чтобы генерировать минимальную критическую массу эффективной в рыночном смысле экономической активности. Предприятия, работающие в таком пространстве, не могут воспользоваться эффектами от масштаба и номенклатуры производства.

ВВП Эстонии, рассчитанный по официальному обменному курсу больше калининградского ВРП в 5 раз, Латвии - в 7 раз, Литвы - в 11 раз. Дания по объему ВВП превосходит Калининградскую область в десятки, Финляндия, Норвегия и Польша - в сотни, а Германия - более чем в тысячу раз. Если использовать валовой продукт по паритету покупательной способности, то эстонская экономика превосходит калининградскую в 2 раза, латвийская - в 3 раза, а литовская - в 4 раза. Польская экономика больше калининградской в 50 раз.

За исключением уникальных залежей янтаря и рыбных ресурсов (в пределах ежегодно согласуемых c балтийскими странами квот) Калининградская область не обладает какими-либо серьезными запасами природных ресурсов коммерческого значения.

Вопреки расхожему мнению, Калининградская область занимает невыгодное географическое положение.

Во-первых, область слишком удалена от «большой России» (расстояние до ближайшего областного центра России Пскова составляет 800 километров, от Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые представляют собой динамичные по российским меркам полюса роста, - около 1000 километров, от Москвы - 1290 километров) и в силу слишком длинного транспортного плеча ее экономическое взаимодействие с «большой Россией» не может быть эффективным в рыночном смысле (если только речь не идет о высокотехнологичной продукции, доставка которой требует минимальных затрат с высокой долей добавленной стоимости. В силу высоких транспортных расходов, а также дополнительных трансакционных издержек, связанных с необходимостью пересечения границ Литвы и Беларуси, наращивание такого взаимодействия невозможно никак иначе, кроме как через специальные нерыночные стимулы.

Во-вторых, порты Литвы, Латвии и Эстонии, а в последние годы и Санкт-Петербурга и Ленинградской области, имеют достаточные конкурентные преимущества для того, чтобы создать альтернативу Калининградской области в качестве транспортных пунктов, связующих российское и мировое экономическое пространство.

В свете этих обстоятельств очевидно, что без интеграции в экономическую систему Балтии как близлежащего географического ареала устойчивое развитие на рыночных принципах для Калининграда невозможно. Расстояние от Калининграда до польской границы составляет всего 35 километров, а до литовской - 70 км. От Вильнюса столицу Калининградской области отделяет 350 км, Риги - 390 км., Варшавы - 400 км., Берлина - 600 км., Стокгольма - 650 км., Копенгагена - 680 км. С учетом фактора географии задача поиска места в общебалтийском и пан-европейском разделении труда является для Калининграда безальтернативной. В более жесткой постановке это значит, что с экономической точки зрения наращивание взаимодействия со странами Балтии должно быть для Калининграда приоритетнее, чем поддержание связей с «большой Россией».

Между тем, с точки зрения перспектив роста геоэкономическое положение Калининградской области на Балтии - не самое удачное.

Во-первых, его ближайшие балтийские соседи принадлежат к группе стран с невысоким уровнем развития. По среднедушевому ВВП и Польша, и новые страны Балтии заметно уступают даже самым слаборазвитым странам ЕС, не говоря уже о европейских лидерах. В 2000 г. этот показатель, исчисленный по ППС (паритет покупательной способности национальной валюты), составил в Польше всего 39% от среднего уровня стран-членов ЕС, в Эстонии - 38%, а Латвии и Литве - 29%. Причем реальных шансов быстро сократить это отставание не просматривается. Скорее в ближайшее десятилетие возобладает тенденция к закреплению Литвы и до некоторой степени Польши в качестве своеобразной экономической периферии Европы. Во всяком случае, по прогнозу ООН, который считается слишком оптимистичным, при сохранении сложившихся тенденций мирового развития, в прошлом 10-летии, выход на уровень в 75% от среднедушевого ВВП стран ЕС займет в Польше 33 года, в Эстонии - 19 лет, в Латвии - 27, и в Литве - 31 год.

Во-вторых, положение Калининграда дополнительно осложняется тем, что он граничит с наименее развитыми районами Польши и Литвы. Так, среднедушевой ВРП Варминско-Мазурского воеводства Польши не превышает 75% среднепольского уровня, а объемы прямых иностранных инвестиций, поступающих в эти восточные, приграничные с Калининградом польские земли, минимальны. В 2001г. данное воеводство стало абсолютным рекордсменом Польши по уровню безработицы, достигшему 28.1% экономически активного населения.

Вместе с сопредельными территориями Польши и Литвы Калининградская область образует глубоко отсталый в социально-экономическом отношении субрегион слаборазвитости. В этих обстоятельствах для осуществления экономического рывка Калининграду потребуются экстраординарные усилия, нетривиальные решения и значительные ресурсы.

От советского времени Калининградская область унаследовала структурно искаженную и недееспособную по рыночным меркам хозяйственную систему. В основной своей массе - за исключением добычи янтаря, рыбной промышленности и некоторых отраслей пищевкусовой промышленности - производства на территории Калининградской области в советский период создавались без учета возможностей местной сырьевой базы, уровня производственных и транспортных издержек, ресурсных и спросовых ограничений. На фоне жестких требований, предъявляемых к национальным экономическим системам процессом глобализации, подавляющая большая часть производственного и инфраструктурного аппарата области выглядит абсолютно недееспособной. Речь идет даже не об отраслевых перекосах, а об изначальных фундаментальных дефектах в организации основ хозяйственной деятельности. Принципиальное значение имеют три момента:

) крайняя зависимость территории от поставок привозного сырья и продовольствия. Как первичные, так и более сложные потребности населения Калининградской области удовлетворяются за счет импорта. При этом ее собственные экспортные возможности достаточно ограничены. С учетом того факта, что местная промышленность в значительной своей части работает на импортном сырье, полуфабрикатах и прочей промежуточной продукции, торговый и платежный баланс области сводятся с глубоким дефицитом;

) полная зависимость территории от внешних поставок электроэнергии. Территория с населением около одного миллиона человек и объемом ВРП в 1.0-1.5 млрд.долл. по текущему обменному курсу, или около 6.5 млрд. международных долларов по паритету покупательной способности валюты не располагает собственной энергетической базой и полностью зависит от поставок электроэнергии из российской энергетической системы;

) низкое качество инфраструктуры. Мало того, что калининградские порты невыгодно расположены с географической точки зрения, но и по своим техническим параметрам они плохо приспособлены для обслуживания грузопотоков.

Совокупность перечисленных факторов предопределяет фундаментальную неконкурентоспособность калининградской экономики в современных условиях развития. По масштабам и укорененности диспропорций она выделяется даже на общероссийском фоне.

Испытывая жесткие объективные ограничения в развитии, калининградская экономика, в ее нынешнем виде, не может функционировать никак иначе, кроме как при наличии определенных компенсаторных механизмов поддержки. На сегодняшний день здесь действуют следующие механизмы поддержки общероссийского и специального характера.

Во-первых, - низкие (относительно превалирующих мировых уровней) цены на энергоносители и электроэнергию. Обеспечивая за счет собственного производства лишь незначительную часть потребностей, около 95% потребляемой электроэнергии область получает из российской энергетической системы. Цена 1 кВт/ч электроэнергии составляла в Калининградской области в 1999 г. 1.6 американских центов для предприятий и 1.3 цента для населения, тогда как, например, в Литве в 1999 г. 1 кВт/ч обходился населению в 5.5 американских центов, а в Польше в том же году - 6.4 цента и промышленным предприятиям - 4 цента.

Во-вторых, - пониженный уровень транспортных и, в частности, железнодорожных тарифов. Он поддерживается низкими внутренними ценами на первичные энергоносители и электроэнергию, а также дотациями калининградского направления со стороны МПС (по оценкам МПС субсидии достигают 7 миллиардов рублей в год, или более одной пятой ВРП области).

В-третьих, - льготный режим хозяйственной деятельности, введенный в соответствии узаконенным статусом Калининградской области как Особой экономической зоны (ОЭЗ). Режим ОЭЗ представляет собой серьезное отступление от рыночных начал. Экономические агенты, действующие на территории области, имеют эксклюзивные внешнеторговые льготы (право беспошлинного импорта, освобождение от обязательной продажи экспортной валютной выручки и др.) в сравнении с экономическими агентами всех остальных российских регионов. В экономическом смысле этот режим преследует цель элиминировать фактор географической удаленности Калининградской области от «большой России» и компенсировать посредством льгот завышенные производственные издержки, связанные с особой длиной транспортного плеча.

По заключению Счетной палаты РФ, все налоговые и таможенные льготы Калининградской области достигали в 2009 г. 10.4 млрд. рублей, что составляет, по нашей оценке, 370 млн.долл. по официальному обменному курсу или 42% калининградского ВРП.

Существующие механизмы поддержки (дешевизна энергоресурсов, субсидирование транспортных тарифов, эксклюзивные внешнеторговые льготы и др.) лишь удерживают калининградскую экономику на плаву, но обеспечить ее реальное развитие они не в состоянии. Неудивительно, что Калининградская область заметно отстает по уровню развития от балтийских соседей и тем более - от наиболее развитых европейских стран. Так, по величине валового продукта на душу населения, который является наиболее обобщающим показателем уровня развития, Калининград отстает от Польши почти в 1.5 раза, от Германии и Швеции - почти в 4 раза, от Финляндии и Дании - почти в 4.5 раза, от Норвегии - больше чем в 11 раз (при расчетах по ППС). Одним из базовых факторов экономического отставания Калининградской области является неразвитость его экспортного сектора. Показательно, что по объему среднедушевого экспорта Калининградская область в разы уступает бывшим советским прибалтийским республикам и в десятки раз - развитым странам Балтийского региона. А если учесть, что значительную долю потока, который статистически регистрируется как экспорт с территории Калининградской области, составляют сугубо транзитные поставки из других регионов России, то отставание Калининграда от соседей оказывается в реальности еще значительнее, чем это следует из приводимых расчетов.

В первой половине 90-х годов отрыв Калининграда от соседей по уровню развития был особенно глубоким. По мере восстановления в 1999-2009 гг. положительной динамики экономического роста этот отрыв несколько сократился. Однако насколько устойчива данная тенденция и в целом - процесс подъема калининградской экономики? Ответ на этот вопрос целесообразно начать с краткой сравнительной оценки тех потенциальных возможностей экономического роста, которые связаны с состоянием человеческого капитала.

.3 Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства Калининградской области, их роль в российском промышленном производстве

.3.1 Рыбопромышленный комплекс

Рыбохозяйственный комплекс по-прежнему остается ведущим в пищевой промышленности области: 7 крупных рыбоконсервных комбинатов и более 20 предприятий малого бизнеса. Работу рыбопромышленного комплекса обеспечивают: 2 судоремонтных предприятия; 2 предприятия по производству технологического оборудования; 2 предприятия по производству промыслового вооружения. Обслуживает промысловые суда, пришедшие с промысла и уходящие на промысел, ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», имеющий более 3-х км причалов и холодильники ёмкостью на 20 тысяч тонн.

В отрасли работает более 20 тысяч человек.

В области созданы мощный рыболовный флот и рыбоперерабатывающая промышленность. Лов рыбы ведется в водах Балтийского моря и Атлантического океана. Основные промысловые рыбы - салака, треска, килька, угорь. Работают рыбоконсервные комбинаты и холодильные установки.

Рыбопромышленный комплекс играет ведущую роль в хозяйстве Калининградской области. Рыбная промышленность развивалась как социально ориентированная отрасль, имевшая мощную государственную поддержку, прежде всего, в виде выделения капитальных вложений на постройку дорогосоящего флота и создания береговой инфраструктуры.

Выход из кризисного состояния рыбопромышленного комплекса области имеет важнейшее значение для всей экономики региона. Практически предстоит заново создать новую структуру рыбной отрасли, объединив рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия, предприятия судоремонта, береговой инфраструктуры, а также организовать централизованный сбыт продукции и сформировать единую политику развития рыбной промышленности в регионе. Новые предприятия комплекса будут, безусловно, формироваться в условиях дальнейшего реформирования экономики. Многие крупнотоннажные суда необходимо заменить на суда малого флота с тем, чтобы вести добычу рыбы, морепродуктов в ближайших промысловых районах и на Балтике. Неизбежны соответствующие изменения и на крупных рыбоперерабатывающих береговых предприятиях, а также в других организациях комплекса. При этом рассчитывать на крупные финансовые централизованные ресурсы не приходится.

2.3.2 Машиностроительный комплекс

Машиностроение и металлообработка являлись до начала 90-х годов ведущей промышленной отраслью Калининградской области.

Машиностроение представлено тремя основными отраслями: электротехническая промышленность, судостроение и машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

Значительное снижение объемов производства машиностроительной продукции обусловлено изменениями геополитического положения области, разрывом хозяйственных связей по поставкам сырья, комплектующих изделий и необходимого оборудования, а также ростом транспортных издержек.

Отличительными особенностями машиностроительного комплекса региона являются неразвитость внутриобластной кооперации между предприятиями, высокая интегрированность на внутрироссийском рынке, отсутствие собственной надежной сырьевой базы, прежде всего металлов и энергоресурсов. Сокращение объемов производства на ведущих предприятиях промышленности области негативным образом сказывается на состоянии машиностроительного комплекса России в целом. Из 42 работающих в бывшем СССР машиностроительных предприятий, 18 перешли к странам Балтии и СНГ.

Серьезные проблемы машиностроительного комплекса - эффективное использование основных фондов. Уровень использования оборудования не превышает 60-70%. Износ основных производственных фондов составляет 50-55%.

Не решены и многочисленные проблемы развития научно-технического прогресса, внедрения ресурсосберегающих технологий и средств малой механизации, сокращения объема ремонтных работ.

В качестве основных путей развития комплекса могут стать: освоение и выпуск новых видов продукции, оборудования; повышение надежности и ее конкурентоспособности не только на внутреннем, но и на внешнем рынке; увеличение объемов производства товаров народного потребления; использование ресурсосберегающих технологий.

.3.3 Лесопромышленный комплекс

Ежегодный расчетный объем заготовки древесины составляет около 600 тыс. м. куб.

В хозяйственном комплексе области видное место занимает целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, работающая на привозной древесине из Республики Карелия и Архангельской области. В Калининградской области четыре целлюлозно-бумажных комбината, несколько мебельных фабрик. Всероссийское значение имеет производство бумаги для глубокой печати.

В настоящее время древесина поступает в область в основном из Литвы, Латвии и северо-западных регионов России.

Деревообрабатывающая промышленность в области не получила широкого развития и потому ассортимент выпускаемой продукции неширокий - пиломатериалы, фанера клееная. Наиболее развито производство деревянной и картонной тары, которая поставляется для рыбоперерабатывающей промышленности. Развитие предприятий деревообработки, прежде всего тарных и мебельных, должно обеспечить внутренние потребности области: рыбопромышленного и строительного комплексов. Такой подход целесообразно сохранить и при рассмотрении перспектив развития мебельного производства.

2.3.4 Агропромышленный комплекс

Сельское хозяйство области, сообразуясь с природно-климатическими условиями, специализируется преимущественно на животноводстве, дающем три четверти всей валовой сельскохозяйственной продукции. Ведущее место занимает разведение крупнорогатого скота мясомолочного направления. Скотоводство опирается на развитую кормовую базу: многолетние культурные пастбища, высокопродуктивные сенокосы, посевы кормовых культур.

Площадь сельскохозяйственных угодий Калининградской области составляет 723,4 тыс. га. В том числе: пашня - 369,1 тыс. га, сенокосы и пастбища - 346,3 тыс. га, многолетние насаждения - 8,0 тыс. га. Имеется около 98 тыс. га польдерных земель (70% польдерных земель Российской Федерации), обладающих высоким потенциалом урожайности. Эти земли защищены дамбами, общая протяженность которых составляет 722 км. Функционирование польдерных земель обеспечивается 117-тью насосными станциями. Природно-климатические условия области определяют высокий потенциал производства сельскохозяйственной продукции.

В регионе находится высокоразвитое производство пушнины. 6 предприятий производят 30% российской пушнины клеточного содержания. Одно из направлений развития сельского хозяйства - спортивное коневодство. В области насчитывается более 3 тыс. голов лошадей разного хозяйственного назначения.

Перерабатывающая промышленность Калининградской области представлена более 200 мясоперерабатывающими предприятиями и цехами, 14 молокозаводами, 6 комбикормовыми заводами, 4 крупными мукомольными заводами и рядом мелких мельниц, 4 кондитерскими фабриками, 16 средними и крупными хлебопекарными предприятиями.

2.4 Характеристика транспортной системы Калининградской области

.4.1 Общая характеристика транспортной системы

Транспорт в Калининградской области: 618 км - протяженность железнодорожных путей общего пользования; 4615 км - протяженность автомобильных дорог; 571 км - протяженность внутренних водных путей.

Основные виды транспорта:

.Железнодорожный;

.Автомобильный;

.Внутренний водный;

.Морской.

2.4.2 Железнодорожный транспорт

Калининградская железная дорога (КЖД) имеет выходы в сопредельные с областью государства: Литовскую Республику, Республику Польша. В Польшу проложен железнодорожный путь европейского стандарта. Внутренние пассажирские перевозки по области осуществляются пригородными электричками.

Развернутая длина магистрали составляет 1100 км, длина главных путей - свыше 900 км.

Сегодня Калининградская железная дорога работает в особых геополитических условиях. Через Калининград пролегает кратчайший путь из центра России в страны Западной Европы. Дорога не имеет общих границ с Российскими железными дорогами. Для Калининградской области, не имеющей общих границ с «большой» Россией, железная дорога стала основной транспортной артерией.

Управление находится в г. Калининграде.

Поезда междугородних, международных направлений и пригородные электрички по области отправляются с Южного вокзала Калининграда. С Северного вокзала, расположенного в другой части Калининграда, следуют электропоезда на курорты Светлогорск и Зеленоградск, а также в город Балтийск.

Железнодорожный транспорт используется прежде всего для грузоперевозок между Калининградской областью, соседними странами и остальной территорией России. Также важна роль пассажирских перевозок, как внутрирегиональных, так и внешних. Калининград имеет железнодорожное сообщение не только с городами России (Москвой и Санкт-Петербургом), но также и с Гдыней в Польше и Берлином в Германии.

Большая часть существовавших на территории нынешней Калининградской области до войны железных дорог была разобрана в первые послевоенные годы; часть сохранившейся сети была закрыта после распада СССР.

К настоящему времени сохранились и используются следующие железные дороги:

·Калининград - Черняховск - литовская граница

·Калининград - Мамоново - польская граница

·Калининград - Приморск - Балтийск

·Калининград - Гурьевск - Полесск - Светлый - Советск - литовская граница

·Черняховск - Советск - литовская граница

·Черняховск - Железнодорожный - литовская граница

·Калининград - Зеленоградск - Пионерский - Светлогорск (электрифицирована)

·Калининград - Пионерский (электрифицирована)

Крупнейшие железнодорожные узы - Калининград (здесь сходятся семь железных дорог) и Черняховск (здесь сходятся четыре железные дороги)

Эксплуатирует железные дороги Калининградской области Калининградская железная дорога, выделившаяся после 1991 года из состава бывшей Прибалтийской железной дороги.

Основные показатели за 2010 год

·Эксплуатационная длина - 963 км

·Численность сотрудников - 5330 человек

·Средняя заработная плата - 16 007 рублей

·Перевезено грузов - 19,357 млн. тонн

·Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении - 736 тыс. чел., в пригородном сообщении - 5,432 млн. чел.

2.4.3 Речной транспорт

В Калининграде, Черняховске и Советске есть речные порты. Судоходные реки - Преголя и Неман, они связаны между собой судоходным путём, проходящим по реке Дейме и реке Матросовке. Важнейшая речная судоходная компания - «Западное речное пароходство».

Роль речного транспорта во внутрирегиональных грузовых перевозках незначительна, внутрирегиональные пассажирские водные перевозки отсутствуют.

В летние месяцы между Калининградом, Фромборком и Эльблонгом по глади Балтийского залива (который фактически является внутренним водоёмом) курсируют суда на подводных крыльях, эксплуатируемые польским пароходством.

2.4.4 Морской транспорт

Регулярная паромная линия между морскими портами Калининград и Санкт-Петербург.

В настоящее время эту линию обслуживает грузопассажирский паром «Георг Отс», который может принимать на борт до 250-ти пассажиров и 100 машин (автобусы, легковые и грузовые автомобили).

Общее время в пути из Калининграда до Санкт-Петербурга - 47 часов (зимой) и 36 часов (летом).

.4.5 Автомобильный транспорт

Важнейший вид внутрирегионального транспорта - автомобильный. Развита сеть автомобильных дорог с твёрдым покрытием. Большинство дорог не соответствуют принятому в России стандарту по ширине, кроме того они отличаются извилистостью; поэтому на большинстве дорог Калинингрдаской области установлена максимальная скорость в 70 км/ч (вместо 90 км/ч).

Важнейшие автомобильные дороги:

·А-229: Калининград - Знаменск - Черняховск - Гусев - Нестеров - литовская граница (далее - в направлении Вильнюса и Минска)

·А-216: Калининград - Знаменск - Талпаки (разветвление с А-229) - Большаково - Советск - литовская граница (далее в направлении - Шауляя и Риги)

·Калининград - Зеленоградск - Рыбачий - литовская граница (далее - в направлении Клайпеды; проходит по Куршской косе при въезде на которую взимается экологический сбор)

·Калининград - Ладушкин - Мамоново - польская граница (далее - в направлении Эльблонга и Гданьска)

·Калининград - Багратионовск - польская граница (далее - в направлении Варшавы)

Кроме того, по территории Калининградской области проходит недостроенная дорога, запланированный автобан Кёнигсберг - Берлин (среди местного населения известна как «Берлинка»). Она обходит стороной населённые пункты и упирается в польскую границу. Погранперехода там нет, поэтому дорога практически не используется, тем не менее существуют планы реконструкции дороги с обеих сторон границы и устройства погранперехода.

Имеются следующие пограничные переходы для автомобильного транспорта:

·С Литвой: Советск - Панемуне (по мосту через Неман), Чернышевское - Кибартай, переход на Куршкой косе.

·С Польшей: Багратионовск - Безледы, Мамоново - Гроново, Мамоново-2 - Гжехотки

Таблица 1. Конкурентные преимущества и недостатки Калининградской области

Факторы влиянияСильные стороны и возможности развитияСлабые стороны и угрозы развитияВыгодное территориальное расположениеБлизость к потенциальным рынкам сбыта продукции и «полюсам роста международного уровня» (Санкт-Петербург, Копенгаген, Стокгольм), что открывает возможности для развития экономики региона.Неурегулированность статуса Калининград. области во взаимоотн. РФ и ЕС (тарифные и нетарифные барьеры; сложности, связанные с техническими параметрами всей транс. системы и Калининградских портов, в частности, и т.д.), энергодефицитность региона (все энергет. ресурсы, в первую очередь топливо элек., область получает через территорию Литвы и Белоруссии).Развитая транспортная система областиНаличие железнодорожных путей европейского стандарта, связывающие область с европ. системой железных дорог. Регион пересекают два трансъевр. Транс. коридора «Виа Балтика и Виа Ганзеатика».Отставание развития транспортной инфраструктуры от сопредельных государств и неравномерное развитие транспортной инфраструктуры по территории области.Высокий экономический потенциал регионаЗначительную долю в промышленности занимают отрасли, производящие высоко технологичную продукцию.Существование объективных ограничений по дальнейшему развитию отраслейлидеров, как внешних, так и внутренних, в том числе: достигнутые параметры загрузки производ. мощностей, обеспеч. разведан. запасами природных ресурсов (нефтяные местор.), огранич. рынков сбыта продукции (мировой рынок калийных удобр.), общий технолог. уровень производств и другие.Высокий интеллектуальный потенциал регионаНаличие мощной образов. и научной базы - сети высших учеб. Завед., богатого историко-культурного наследия, высокораз. сети культурных учрежд..Депопуляция населения и низкая продолж. жизни, несбалансированность рынка труда, выраженная в несоответствии структуры рабочих мест и специализации рабочей силы, наличие диспропорций в террит. развитии по уровню социальноэк. развития.Режим особой экономической зоны на территории областиСтимулирование инвестиций. Иностранные товары ввозятся и используются на территории области без уплаты таможенных пошлин и налогов.

2.5 Политический статус региона

Россия имеет сегодня шанс для вхождения в пространство Европейского Союза, и она должна использовать уникальные возможности Калининградской области для своего дальнейшего развития.

Калининград по-прежнему будет решать помимо экономических, политических и других задач, главную: защищать рубежи Отечества на Западе России. Калининград - самый западный бастион России. Не подлежит сомнению и пересмотру постулат: Калининградская область есть и будет российской.

У России есть свои национальные интересы в этом регионе. Они четко сформулированы в докладах и выступлениях Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, министра иностранных дел С.В. Лаврова. Есть свои национальные интересы и у государств-участников ЕС. Если Евросоюз и Россия придут к консенсусу во всех возникающих в ходе евростроительства коллизиях, интеграция Калининградской области как неотъемлемой части России с Европейским Союзом может послужить укреплению фундамента всеобщей европейской безопасности, истинному формированию Европы «без разделительных линий». спрогнозировать все возможные последствия геополитических изменений в регионе; выработать целенаправленную и долгосрочную стратегию; найти согласованные решения с Евросоюзом и ближайшими соседями Калининградской области.

В целях формирования и совершенствования политического механизма обеспечения региональной безопасности Российской Федерации на Балтийском направлении (на примере Калининградской области) в ближайшее время будут решаться следующие задачи:

-используя особенности геополитического положения, более активно добиваться подписания с Евросоюзом специального соглашения по Калининградской области (в контексте существующего с 1997 года общего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве), предметом которого должно стать стратегическое партнерство Российской Федерации и Европейского Союза по развитию Калининградской области как пилотного российского региона XXI века (в порядке реализации ст. 8 Стратегии России по развитию отношений с Европейским Союзом на период до 2010 года).

-создание в Калининграде центра приграничного сотрудничества по связям с ЕС способствовало бы активизации политических и экономических процессов в регионе, который наряду с документальным оформлением проектов, финансируемых ЕС, взял бы на себя задачу координации поддержки области западными странами и организациями.

-для содействия становлению в Калининградской области институтов гражданского общества, а также создания площадки реализации Российских национальных интересов в странах ЕС целесообразно назначить представителя РФ по вопросам расширения Евросоюза для работы в Калининграде и открыть в Калининграде филиал делегации Европейской Комиссии в Москве для совместного решения проблем, связанных с расширением Европейского Союза.

-создание специального государственного органа, разрабатывающего стратегию российского государства по формированию баланса интересов как механизма обеспечения региональной безопасности России через Западный регион приграничного сотрудничества на Балтике Калининградскую область.

Идеология «пилотности» развития Калининградской области (как пилотного региона в отношениях между Россией и Европейским Союзом в XXI веке) должна быть наполнена конкретным содержанием. Возможность развития Калининградской области в формате пилотного региона как проекта интенсивного регионального сотрудничества России и Евросоюза отвечает задаче укрепления экономического потенциала области как главного фактора обеспечения суверенитета России на данной территории. С точки зрения перспектив российско-европейского сотрудничества, интересов российской и европейской безопасности, а также с точки зрения оптимизации затрат федерального Центра на жизнеобеспечение Калининградской области, данный проект является наиболее конструктивной альтернативой «закрытому» варианту развития региона как исключительно военно-стратегического форпоста.

Решения, направленные на претворение в жизнь проекта пилотного региона и других концепций совместных действий России и ЕС по разным причинам пока еще не реализовались на практике.

Чрезвычайно важно также, сохранить все традиционные формы приграничного сотрудничества между Калининградской областью и соседями.

У России сегодня имеются как экономические, так и геополитические рычаги воздействия на партнеров по переговорам в случае их неконструктивного подхода к решению проблем Калининграда. В частности, весьма серьезным аргументом может стать международно-правовая неурегулированность статуса пограничных территорий Литвы с Белоруссией и Польшей.

Скорейшему решению всех вышеназванных проблем могут и должны способствовать формирование механизмов обеспечения региональной безопасности России на Балтийском направлении, поиск механизмов влияния с целью продвижения российских национальных интересов в страны Европы, расположенные в бассейне Балтийского моря, в процессе европейской интеграции. Большую роль в изменении ситуации вокруг Калининграда, на взгляд автора, также играют средства массовой информации.

Очевидно, что на место стихийному процессу формирования баланса российско-европейских интересов должна прийти государственная стратегия. Россия должна с большей эффективностью использовать такой мощный инструмент внешней политики, как механизм по обеспечению региональной безопасности России в Калининградской области, для достижения своих целей и, в особенности, для отстаивания своих коренных национальных интересов.

Решению этих задач могло бы способствовать создание специального государственного органа, разрабатывающего стратегию российского государства по формированию баланса интересов как политического механизма обеспечения региональной безопасности России на Балтийском направлении через Западный регион приграничного сотрудничества на Балтике Калининградскую область. России полезно взять на вооружение уже существующий опыт других стран, активно и целенаправленно занимающихся пропагандой и контрпропагандой. Сегодня стало очевидным: государство должно в корне изменить подходы к такому важному аспекту внешней политики, как формирование механизмов по обеспечению региональной безопасности России в Калининградской области.

Курс на интеграцию с Европой - одно из приоритетных направлений внешней политики Российской Федерации. Однако приходится констатировать, что в отношениях с ЕС уровень подлинного равноправия и взаимности еще не достигнут.

Заметно активизировалась критика внутренней и внешней политики российского руководства. Россию обвиняют в отходе от демократического пути, ущемлении свободы слова, нарушении прав человека в России, использовании энергетического шантажа, проведении имперской политики по отношению к государствам постсоветского пространства, коррупции на всех уровнях государственной власти, антигуманности военных операций на Кавказе, а также поставках российских вооружений в Иран и Сирию. На постсоветском пространстве Россию обвиняют во вмешательстве во внутренние дела Грузии и других государств бывшего СССР путем оказания на них экономического давления.

С целью изоляции России руководством США и их ближайших союзников определенные надежды возлагаются на возрождение санитарного кордона в лице прибалтийских государств, а также Украины, Грузии, Польши.

Белый дом рассматривает формирование региональных систем безопасности на территории стран СНГ как важную составляющую проводимого им курса на установление контроля над добычей и транспортировкой углеводородного сырья, предотвращение создания региональных систем безопасности под эгидой России, освоение потенциального театра военных действий в преддверии прогнозируемого обострения борьбы за энергоресурсы, подготовку контингентов национальных вооруженных сил стран СНГ для возможного проведения совместных операций в зонах конфликтов.

В основе его лежат объективные взаимные интересы России и интегрирующейся части Европейского континента. Оба эти компонента европейского мироустройства, а в более широком смысле -многополярного мира, не могут обходиться друг без друга. Евросоюз постепенно в области внешней политики все более проявляет себя как самостоятельный субъект. От того, как будут складываться отношения между РФ и группой стран - членов ЕС, во многом зависит будущая архитектура европейской и международной безопасности. Такое сотрудничество послужило бы залогом установления атмосферы взаимного доверия на континенте и стабильности архитектуры европейской безопасности XXI века.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что Рамочными условиями экономического развития Калининградской области являются формирование режима экономической открытости и воплощение в жизнь концепции пилотного региона. Наиболее важными элементами могут стать свободная торговля, унификация норм и стандартов, безвизовый режим, а также более привлекательные условия движения капитала.

Главной идеей концепции пилотного региона является использование Калининградской области в качестве полигона для апробации инструментов и механизмов сотрудничества и партнерства России и ЕС - в плане экономики, передвижения людей, адаптации к европейским стандартам и т. д. Таким образом, область как пилотный регион может внести свой вклад в формирование нового качества отношений ЕС - Россия.

Рекомендации по формированию и улучшению институциональной основы экономического развития российского анклавного региона включают: идею Калининградской зоны свободной торговли плюс; введение безвизового режима для граждан ЕС и ряда развитых стран; частичную адаптацию к промышленным и экологическим нормам и стандартам ЕС в рамках реализации концепции пилотного региона и реализации экспортного потенциала; льготные условия инвестирования капитала и доступа на региональный рынок иностранных банков и страховых компаний; создание особых локальных экономических зон.

Рекомендации по поддержке экспорта и развитию территориально-закрепленных специфических активов исходят из того, что новый режим ОЭЗ, если он не будет дополнен мерами по содействию экспорту и развитию сферы услуг, не даст возможности Калининградской области занять выгодную в долгосрочном плане позицию в общеевропейском разделении труда.

Представляется целесообразной реализация ряда мер: развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры; информационно-консалтинговая поддержка экспорта; создание Центра норм и стандартов ЕС; предоставление экспортных гарантий и кредитования. Иные меры поддержки экономического развития включают в себя: комплекс мер по повышению эффективности транспортного комплекса; внедрение системы комплексного управления границей; проведение активной миграционной политики.

Как специфические задачи, связанные с анклавным регионом России, так и более масштабная задача интенсификации российско-европейских экономических отношений обуславливают необходимость более активной и скоординированной внешнеэкономической политики. Она должна позволить не только реагировать на инициативы партнеров, но и выходить с собственными инициативами, направленными на усиление международного сотрудничества, затрагивающего российский анклав на Балтике. Например, может быть сформирован Калининградский фонд развития, деятельность которого была бы преимущественно направлена на решение инфраструктурных задач, включая развитие трансграничной инфраструктуры.

Список использованной литературы

1.Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 224; 2001, N 1 (часть I), ст. 2; N 53 (часть I), ст. 5030; 2002, N 12, ст. 1093; N 52, (часть I), ст. 5132; 2003, N 50, ст. 4855; N 52, (часть I), ст. 5038.

.Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866 «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, Ст.4974. (с изменениями от 6 июня 2002 г., 7 декабря 2004 г.)

.Александров О.Б. Регионы во внешней политике России. Роль Северо-Запада. Монография. М.: МГИМО (У) МИД России, 2008. - 187 с.

.Внешнеэкономические связи и региональное развитие в России. / Под ред. Вардомского Л.Б. и В.А. Миронова. Москва: Эпикон, 2006 - 400 с.

.Калининградский регион и национальная безопасность России: Монография / О.Н. Соболев, А.В. Губченко. - М.: Вузовская книга, 2009.

.Лутовинов В.И., Мотин Ю.Н. Военно-политические процессы в мире и в России: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2007 . - 143 с.

.Овчарук А.П. Экономическое сотрудничество России в Балтийском регионе. Москва. 2009.

.Павленко С.З. Безопасность российского государства как политическая проблема: Дисс. докт.политич.наук. -М., 2008.

.Региональная экономика. Учебное пособие для вузов/Под редакцией проф. Морозовой Т.Г. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ,2009 - 400 с..

.Регионоведение / под ред/ проф. Морозовой Т.Г. - М: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2006 - 328 с.

.Смородинская Н.В. Калининградский эксклав: перспектива трансформации в пилотный регион. Ин-т экономики РАН. М., 2008.

.Хачатуров К.А. Государство как собственный имиджмейкер. Потому внешнеполитическая пропаганда ему нужна наравне с дипломатией и армией // Независимая газета. 20 июля 2008.

.Хрущев А.Т География промышленности. М.: 2006 - 512 с.

.Экономическая география/ авт.-сост. В.П. Желтиков. Ростов на Дону, Феникс, 2007 - 400 с.

Похожие работы на - Социально-экономический и политический статус региона

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!