Разработка рациональной методики расконсервации и подготовки к боевому использованию батареи боевых машин 9П148

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Военная кафедра
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,7 Мб
  • Опубликовано:
    2012-12-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка рациональной методики расконсервации и подготовки к боевому использованию батареи боевых машин 9П148

Содержание

 

Введение

1. Тактико-техническое обоснование дипломного проекта

1.1 Анализ взглядов вероятного противника на применение танков в современном бое

1.2 Анализ системы противотанковой обороны в современных условиях

1.3 Технологический процесс расконсервации БМ 9П148

Выводы

2. Анализ объема работ и применяемого технологического оборудования

2.1 Общие положения

2.2 Анализ объема работ на первом этапе

2.3 Анализ объема работ второго этапа

2.4 Анализ оборудования и материалов применяемые при расконсервации

2.4.1 Материалы применяемые при расконсервации

2.4.2 Применяемое технологическое оборудование

2.4.3Меры безопасности при расконсервации БМ 9П14

Выводы

3. Разработка рациональной технологической последовательности

3.1 Разработка рациональной технологической последовательности для первого этапа

3.1.1 Бригадный метод

3.1.2 Индивидуальный метод расконсервации

3.2 Разработка рациональной технологической последовательности для второго этапа

3.2.1 Бригадный метод с последующим объединением нескольких бригад

3.2.2 Бригадный метод без последующего объединения в бригады

3.3 Анализ времени, необходимого для устранения неисправностей на втором этапе с помощью мастеров КПМ

Выводы

4. Разработка технологических маршрутных карт

4.1 Общие положения

4.2 Разработка технологической карты для первого этапа

4.3 Разработка технологической маршрутной карты для подготовки БМ к боевому использованию

Выводы

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В условиях современной войны танки, по мнению военных специалистов, будут решающей ударной силой при проведении боевых операций сухопутных войск.

Это обусловлено их высокими ТТХ: большой скоростью движения по пересеченной местности; высокой огневой мощью; возможность ведения эффективной стрельбы с ходу на большие дальности; мощной броней и защищенностью экипажа от оружия массового поражения.

Поэтому, борьбе с танками на всех этапах современного боя придается большое значение. Система противотанковой обороны в современных условиях должна обеспечивать поражение БТТ в любое время суток, при любых метеоусловиях в глубине боевых порядков противника, на переднем крае и в собственном тылу.

ПТРК являются одним из основных высокоэффективных видов противотанкового оружия малой и средней дальности, а на больших дальностях - единственным средством, обеспечивающим поражение бронированных целей с первого - второго выстрела.

Состоящие на вооружении ПТРК 2-го поколения в полной мере удовлетворяют предъявляемым к перспективным противотанковым средствам требованиям: повышенной скорострельности; автоматизация процессов наведения; поражение БТТ с верхней полусферы; уменьшение влияния психофизического состояния оператора на эффективность стрельбы; вероятность безотказного функционирования не менее 0,95; вероятность поражения цели с первого выстрела не менее 0,85 - 0,96; коэффициент готовности комплекса 0,9 - 0,95.

Снятие ВВТ с хранения требует от личного состава согласованности действий, высокой подготовленности и полного взаимодействия. В частях, укомплектованных личным составом по штату, эти требования можно удовлетворить следующими методами:

тренировки личного состава;

изучение личным составом материальной части вооружения;

перевод частей и подразделений в различную степень боевой готовности.

Однако в частях сокращенного состава эта методика не действует, так как по приведению полка в различную степень боевой готовности, прибываемый в расположение части личный состав запаса, несоответствующий ни одному из вышеперечисленных требований.

Боевые действия в Чечне и Дагестане выявили ряд существенных недостатков в организации хранения и приведения в боевую готовность ВВТ:

.        широкая номенклатура и недостаточный уровень унификации составных частей, средств диагностирования и комплектующих являлись серьезной проблемой для воюющей группировки и повлекли за собой значительные усложнения в вопросах технического обеспечения увеличения сроков подготовки и эксплуатационных затрат;

2.       большие затраты времени, сложность и трудоемкость операций при переводе ВВТ в готовность к боевому применению;

.        снятия с длительного хранения ВВТ имели множество неполадок и неисправностей, а в нередких случаях были совсем неисправны;

.        отсутствие современных ремонтных мастерских с унифицированным инструментом, приспособлениями и полным набором агрегатов для оказания помощи экипажам в проведении наиболее сложных и трудоемких операций по ТО и подготовке образцов вооружения и ВТ к боевому применению.

Боевая эффективность ВВТ обеспечивается при условии полного овладения экипажами (расчетами) приемов работы с современными системами, правильным их обслуживанием и эксплуатацией.

На боевую эффективность ВВТ влияет уровень боевой и технической подготовки экипажей (расчетов), слаженность их работы состояние системы технического обеспечения и МТО войск.

Личный состав боевых подразделений и частей, а также частей технического обеспечения формируется из числа вчерашних школьников с незаконченным средним образованием, которых практически невозможно подготовить за полгода профессионалами на современную технику.

Таким образом, существующую систему расконсервации и привидение ВВТ к боевому использованию следует совершенствовать. Решение этой задачи позволит повысить эффективность этого процесса.

противотанковая оборона расконсервация боевая

1. Тактико-техническое обоснование дипломного проекта


1.1 Анализ взглядов вероятного противника на применение танков в современном бое


Появление эффективных противотанковых средств, таких, как ПТУР и противотанковых вертолетов, сделало преодоление обороны противника очень сложной проблемой современного военного искусства.

В связи с этим военные теоретики зарубежных стран считают, что танки успешно могут действовать в бою только при тесном взаимодействии с мотопехотой (пехотой) [7, 8]. Пехота, имея большое количество противотанковых средств и средств ближнего боя, может поражать танки противника, освобождая тем самым свои танки от борьбы с ними и создавая им условия для стремительных действий в глубине его обороны. При наступлении на резко пересеченной, плохо или совсем не просматриваемой местности, а также на подготовленную оборону противника, танкам рекомендуется наступать за пехотой, обеспечивая ей огневое прикрытие. На хорошо просматриваемой местности и при наступлении на поспешно занявшего оборону противника, считают целесообразным применять танки впереди пехоты. В этих условиях танки стремительно прорываются вперед, а мотопехота на БТР и БМП, следуя за ними с максимальной скоростью, завершают разгром противника. В тоже время указывается, что успешное применение танков в любом виде боя невозможно без мощной огневой поддержки, эффективной борьбы с противотанковыми вертолетами противника и без тесного взаимодействия со своими вертолетами. Исследования, проведенные американцами, показали, что вертолеты, вооруженные ПТУР, сравнительно легче уничтожают танки, если их действия не поддерживаются мотопехотой и средствами ПВО.

Постоянное повышение устойчивости противотанковой обороны и, прежде всего, увеличение поражающего действия противотанковых снарядов и ракет, ставит, как считают зарубежные военные специалисты, новые проблемы по преодолению танками обороны противника. Военные специалисты зарубежных стран считают, что решение проблемы преодоления современной противотанковой обороны сухопутных войск надо искать в обеспечении более тесного взаимодействия танков с мотопехотой, артиллерией и вертолетами, а также в создании новых более эффективных танков и другой БТТ. Перспективные танки должны иметь более надежную защиту, повышенную огневую мощь и точность попадания снарядов в цель на значительные расстояния.

В странах НАТО (США, ФРГ, Великобритании и Франции) значительное внимание уделяется переброскам и развертыванию частей и подразделений БТТ, в районах возможных конфликтов. К таким формированиям относятся сил быстрого развертывания (СБР). В операциях СБР планируется широко использовать формирования, оснащенные современной БТТ - легкими машинами, бронетранспортерами, боевыми разведывательными машинами и т.д. Все они будут перевозиться самолетами военно-транспортной авиации, надводными кораблями и судами, либо десантными катерами на воздушной подушке.

До последнего времени в военном руководстве стран членов НАТО не было единого подхода по вопросу о боевом применении подразделений, оснащенных БТТ. Существующие расхождения были также во взглядах на конструктивные и тактико-технические показатели. В США появляется повышенный интерес к легким бронированным машинам боевой массой 20…21 т, вооруженных 105 мм пушкой, а в Великобритании стремятся, чтобы масса таких машин не превышала 10…12 т. Кроме того, существует разница во взглядах на ведение разведки. Но, несмотря на это, все они сходятся в одном [9, 14]: современные образцы БТТ должны иметь повышенную огневую мощь, высокую маневренность, как на поле боя, так и в плане транспортирования, и наряду с этим, достаточно хорошую бронезащищенность.

1.2 Анализ системы противотанковой обороны в современных условиях


В мсп на БМП и БТР имеется противотанковая батарея (рисунок 1.1), которая в обороне составляет противотанковый резерв полка и находится в районе сосредоточения, занимая площадь 0,25 Га, на удалении до двух километров от переднего края. Ему назначается рубеж развертывания на танкоопасных направлениях. Как правило, резерв действует в полном составе.

Рисунок 1.1 - Организационно-штатная принадлежность комплекса "Конкурс"

В дивизии имеется отдельный противотанковый дивизион, применяемый в составе противотанкового резерва дивизии.

Противотанковая батарея в обороне (рисунок 1.2) выполняет следующие - уничтожает танки и другие бронированные машины противника, прорвавшиеся в глубину обороны;

ванных и ядерных ударов противника;

прикрывает промежутки между подразделениями и открытые фланги этих подразделений;

прикрывает выдвижение и развертывание второго эшелона общевойскового резерва для проведения контратаки.

Задачи в обороне батарея выполняет в тесном взаимодействии с подвижными отрядами заграждения, подразделениями вертолетов, артиллерии на закрытых огневых позициях.

При переходе к обороне в условиях непосредственного соприкосновения с противником батарея может привлекаться для закрепления захваченного рубежа.

В современных операциях борьба с бронетанковыми группами противника будет не менее актуальна, чем завоевание огневого превосходства и господства в воздухе. Это требует дальнейшего развития теории и практики применения противотанковых формирований, совершенствования их организационной структуры, оснащения современными средствами разведки и поражения.

Это в первую очередь вызвано совершенствованием бронетанковой техники. Танковый парк таких государств, как США и Германия, за последние годы обновлялся дважды. В настоящее время он включает машины второго и третьего поколения (таблица 1.1).

Сравнительный анализ ТТХ ПТРК большой дальности, состоящих на вооружении подразделений Российской Армии и армий зарубежных стран (таблица 1.2) показал, что ПТРК "Конкурс" по основным характеристикам не уступает зарубежным аналогам.

Таблица 1.1 - Основные ТТХ зарубежных танков

Характеристики

М-103 А2 (США)

М1А1 "Абрамс" (США)

"Леопард-2" (Германия)

С - 1 "Ариете" (Италия)

"Леклерк" (Франция)

Боевая масса, т

58,1

46

42,2

54

54,6

Скорость, км/ч

40

72

72

65

71

Экипаж, чел.

5

4

4

4

3

Броня, мм

500



Длина с пушкой, м

11,23

7,9

7

9,66

9,87

Ширина, м

3,56

3,6

3,4

3,6

3,71

Общая высота, м

2,7

2,9

2,6

2,5

2,92

Запас хода, км

480

440

550

550

550

Эффективная дальность стрельбы, м

До 3000


Таблица 1.2 - Основные ТТХ ПТРК большой дальности

Наименование средств (страна)

SS - 11В1 (Франция)

ТОУ (США)

ТОУ - 2А (США)

ХОТ - 2 (Франция - ФРГ)

Конкурс (9М113) (Россия)

Дальность стрельбы (max/min), м

3000/350

3750/65

4000/75

4000/75

Средняя скорость полета ракеты, м/с

190

280

320

250

203

Калибр, мм

164

152

136

135

Длина ракеты, мм

1200

1174

1270

1260

Размер оперенья, мм

500

415

310

468

Масса ракеты, кг

29,9

21,89

21,5

21,8

25

Бронепробиваемость, мм

600

500

920

750

500

Способ передачи команд на БАУ

Полуавтоматический по ПЛС


Рисунок 1.2 - Мотострелковый полк в обороне (вариант)

Противотанковым ракетным комплексом называется совокупность средств, функционально связанных и совместно обеспечивающих подготовку пуска, пуск и наведение противотанковой управляемой ракеты на цель. Подготовка к пуску и пуск ПТУР производятся с использованием пусковой установки. Слежение за целью, выработка команд управления ракетой и передача их на ракету осуществляется с использованием аппаратуры управления ПТРК, цель поражается боевой частью ПТУР.

В соответствии с этими функциями [6], можно построить общую схему любого ПТРК (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3 - Состав современного ПТРК

Боевыми называют средства комплекса, непосредственно обеспечивающие его работу, а техническими - средства, обеспечивающие различные проверочные и ремонтные работы, обучение номеров расчета и т.п. Технические средства, как правило, придаются подразделениям ПТРК.

К самоходным ПТРК относят комплексы, конструкцией которых предусмотрена их установка и пуск ракеты с боевой машины (отечественные комплексы "Конкурс", "Штурм-С" и др.).

По способу управления ракетой ПТРК делятся на: ручные, полуавтоматические и автоматические.

Степень автоматизации здесь определяется мерой участия человека в процессе наведения ПТУР на цель. В ПТРК с ручным управлением слежение за целью и летящей телеуправляемой ракетой, а также выработка команд управления производятся оператором. Точность наведения ракеты на цель целиком зависит от тренированности оператора.

Полуавтоматический ПТРК - комплекс с телеуправляемой или телеориентируемой ракетой, в котором слежение за целью осуществляет оператор, а выработка команд управления производится автоматически.

Автоматический ПТРК - комплекс с телеуправляемой, телеориентируемой или самонаводящейся ракетой, в котором слежение за целью и выработка команд управления производятся автоматически.

За рубежом принято делить ПТРК по дальности стрельбы на комплексы малой (500.600 м), средней (1000.2000 м) и большой (3000.5000 м и более) дальности.

Согласно существующей классификации ПТРК "Конкурс" является ПТРК большой дальности с полуавтоматической системой наведения, с управлением ПТУР по проводам [6].

ПТРК "Конкурс" предназначен для поражения движущихся и неподвижных бронированных целей на дальностях от 70 до 4000 м, транспортировки ПТУР 9М113, 9М111 и их модификаций, технического обслуживания аппаратуры БМ 9П148 и ПТУР, тренажерного обучения операторов пускам ракет [13].

Комплекс "Конкурс" - это ПТРК 2-го поколения.

Комплекс состоит (рисунок 1.4) из:

         ПТУР 9М113, 9М111 (9М111-2, 9М111М);

-        боевой машины 9П148;

         контрольно-проверочной машины 9В871 (на базе ГАЗ-66);

         тренажера 9Ф660.

Рисунок 1.4 - Состав комплекса

Боевая машина 9П148 предназначена для поражения танков и других бронированных объектов, движущихся со скоростью до 60 км/ч, неподвижных (огневых точек, укреплений типа дзот, дот) целей при условии оптической видимости целей.

Боевая машина смонтирована на БРДМ-2 модификации 41-08.

бщее устройство БМ 9П148 показано на рисунке 1.5.

Рисунок 1.5 - Общее устройство БМ 9П148

Боевая машина 9П148 включает следующие основные части (рисунок 1.5):

· средство подвижности вооружения - модифицированная машина БРДМ-2 (машина ГАЗ 41-08);

· рубка с приборами наблюдения, визирным устройством, пультом оператора и индикатором световых помех;

· ПУ БМ 9П148 с пятью направляющими;

· носимая ПУ 9П135М с НАУ 9С451М;

· аппаратура управления;

· система питания;

· вспомогательное оборудование;

· блокировки;

· одиночный комплект ЗИП.

Основные ТТХ боевой машины 9П148 приведены в таблице 1.3.

БМ 9П148 обладает высокой маневренностью и проходимостью, имеет оборудование для преодоления водных преград, а также окопов и траншей.

БМ 9П148 может эффективно применяться не только в светлое время суток, но и ночью при искусственном освещении местности штатными войсками осветительными средствами. Боевые пуски возможны в сумерки и на рассвете, в условиях ограниченной видимости. Для этого оператор устанавливает наиболее удобную для работы яркость светящейся марки прибора наведения 9Ш119М1. При эксплуатации БМ в условиях низких температур необходимо, если позволяет обстановка, протереть защитные и смотровые стекла спиртоглицериновой смесью, имеющейся в одиночном комплекте ЗИП БМ 9П148.

При проведении стрельбы на плаву БМ 9П148 должно двигаться со скоростью, обеспечивающей удержание оператором светящейся марки прибора наведения 9Ш119М1 на цели. На плаву водитель обеспечивает устойчивое положение БМ 9П148 (по направлению и скорости) совмещением указателя с выбранным ориентиром (целью) и регулировкой оборотов двигателя.

При стрельбе через водоемы с соленой водой или по целям, находящимся на поверхности таких водоемов, огневая позиция должна располагаться на возвышенности над поверхностью воды. В условиях применения противни

ком мощных световых помех в узкопольном канале стрельба запрещается. Необходимо выбрать новую цель или сменить огневую позицию. При наличии помехи в широкопольном канале и если цель удалена на 1000 метров и более, выстрел производится с отводом ЛВ вправо (влево) или вверх (вниз) так, чтобы изображение выбранной цели оказалось на краю поля зрения визира.

Таблица 1.3 - Основные ТТХ ПТРК "Конкурс"

Характеристика

Значение

Дальность стрельбы, м: ПТУР 9М113 ПТУР 9М111-2 (9М11) ПТУР 9М111М

 75-4000 70-2000 70-2500

Бронепробиваемость под < 60° к нормали, мм

250

Средняя скорость полета ракеты 9М113, м/с

203

Калибр контейнера (9М113), мм

135

Техническая скорострельность, выстр. /мин.

3-4

Возимый боекомплект ПТУР, шт.

15 (20)

Время загрузки боекомплекта из 15 ПТУР 9М113, мин

10

Система управления

полуавтоматическая по ПЛС

Углы наведения ПУ, град: по горизонту по вертикали

 ± 110 5…+20

Время перевода комплекса, с

25

Масса ПТУР 9М113, кг

25

Полная боевая масса БМ 9П148, кг

7000+3%

Скорость движения по шоссе, км/ч

70

Характеристика

Значение

Расчет, чел

2

Запас хода, км

750



1.3 Технологический процесс расконсервации БМ 9П148


Расконсервация - это процесс снятия с хранения, включающий:

удаление консервационных материалов и замену их на эксплуатационные;

проверку на функционирование.

Расконсервация вооружения может проводиться в условиях, когда нет дефицита времени, а также в условиях жесткого дефицита времени.

Во втором случае методика организации работ усложняется, т.к. необходимо в заданный минимум времени ограниченным количеством личного совести в район сосредоточения и подготовить его к использованию.

Главная задача заключается в том, чтобы до минимума сократить время пребывания в местах постоянной дислокации. С этой целью работы выполняются в два этапа:

.        Частичная расконсервация вооружения и подготовка его к совершению марша;

2.       Окончательная расконсервация и подготовка к использованию по прямому назначению.

Работы первого этапа выполняются в местах хранения вооружения, работы второго этапа выполняются в местах сосредоточения после совершения марша.

Минимальное количество людей, необходимое для выполнения работ первого этапа определяется физическими возможностями человека.

Для самоходных артиллерийских установок, танков, боевых машин противотанковых управляемых ракет, реактивных систем залпового огня достаточно бывает одного человека, при выполнении трудоемких работ эти люди объединяются в бригады.

В районе сосредоточения выполняются работы по окончательной рас

консервации образца вооружения и контрольному осмотру перед стрельбой.

Эти работы могут выполняться как силами расчетов, так и отдельно взятыми бригадами (когда количество личного состава ограничено). Работа личного состава бригад определяется таким образом, чтобы исключить лишнее хождение. Для этого составляется перечень работ, определяющий последовательность их выполнения, потребное время и трудоемкость.

В данной дипломной работе предлагается рациональная технологическая последовательность расконсервации батареи БМ 9П148 при переводе мсп сокращенного состава в боевую готовность "Полная", а также разрабатываются маршрутные карты для проведения работ первого и второго этапов, как в летнее, так и в зимнее время. Технологический процесс расконсервации приведем на рисунке 1.6.

Основной задачей на первом этапе является подготовкой батареи боевых машин 9П148 к маршу и вывод ее в район сосредоточения. Выполняют работы водители. Основным фактором, влияющим на работу водителей, является лимит времени. За это время следует расконсервировать средства подвижности вооружения БМ 9П148, вывести батарею из хранилища и построится в колонну машин. Все боевые машины хранятся в отапливаемом хранилище на колодках. Расположение боевых машин в хранилище показано на рисунке 1.7.

Рисунок 1.6 - Технологический процесс расконсервации БМ 9П148

Рисунок 1.7 - Схема расположения батареи 9П148 в хранилище

Так как, батарея боевых машин находится в отапливаемом хранилище, то перечень вспомогательных работ и время на их проведение (в зимнее время) остаются неизменными.

После вывода противотанковой батареи из хранилища перед маршем следует произвести контрольный осмотр боевой машины. При осмотре могут быть выявлены неисправности, которые необходимо устранить перед убытием колонны в район сосредоточения. При этом надо учесть, какое время займет устранение неисправностей, каким технологическим оборудованием эта неисправность будет устранена. Первый этап очень важен, так как от качества расконсервации и подготовки боевой машины зависит прибытие машины в район сосредоточения без поломок и неисправностей.

По прибытию батареи боевых машин 9П148 в район сосредоточения проводится полная расконсервация боевой машины и подготовка спецчасти к стрельбе. Здесь главным вопросом является своевременная, четкая и качественная расконсервация спецоборудования боевых машин, всех аппаратных блоков, механизмов и приборов.

Следующий вопрос - проверка правильности функционирования блока боевой машины. При обнаружении поломки или неисправности, замена блока или ремонт его, проводится мастером контрольно-проверочной машины 9В871-3, прибытие которой и нахождение в районе сосредоточения рядом с огневыми позициями противотанковой батареи надо учитывать. Своевременная загрузка и заряжание боекомплекта противотанковых управляемых ракет 9М113, боевого отделения боевой машины на лотки и направляющие, требует от личного состава, привлекаемого к данной операции, согласованности действий, быстрого и правильного исполнения данной задачи.

Все работы второго этапа производятся личным составом, объединенным в бригады, для исключения лишнего хождения. Боевые машины устанавливают следующим образом, как показано на рисунке 1.8.

Рисунок 1.8 - Схема расположения батареи БМ 9П148 в районесосредоточения для расконсервации спецчасти

Ограничение по времени на данном этапе существуют, но жесткого лимита нет. На втором этапе существует лимит исполнителей, следовательно, необходимо задаться определенными операциями для каждой бригады и назначить конкретное время исполнения той или иной операции.

Расчет времени производится для того, чтобы люди, выполнившие операции в заданные сроки, не стояли на месте, а могли быть привлечены к другим работам в районе сосредоточения. После приведения противотанковой батареи к боевому использованию, все боевые машины занимают огневые позиции, где перед пуском производится контрольный осмотр спецчасти и оборудования.

Выводы


1.       Современная БТТ является основной ударной силой на поле боя, характеризуется высокой маневренностью, огневой мощью, мощной бронезащитой и высокой живучестью.

2.       Опыт локальных войн последних лет показал, что высокоэффективная борьба с танками обеспечивается применением ПТРК, как вооружения обеспечивающего поражение малоразмерных скоростных бронированных целей с высокой точностью и бронепробиваемостью на больших дальностях стрельбы.

.        Расконсервация вооружения может проводиться в условиях, когда нет дефицита времени, а также в условиях жесткого дефицита времени. Методика организации работ усложняется, т.к. необходимо в заданный минимум времени ограниченным количеством личного состава расконсервировать образец вооружения, подготовить его к маршу, вывести в район сосредоточения и подготовить его к использованию.

.        Основной задачей на первом этапе является подготовкой батареи боевых машин 9П148 к маршу и вывод ее в район сосредоточения. По прибытию батареи БМ 9П148 в район сосредоточения проводится полная расконсервация боевой машины и подготовка спецчасти к стрельбе.

2. Анализ объема работ и применяемого технологического оборудования


2.1 Общие положения


Боевая машина 9П148 предназначена для транспортировки ракет 9М113, 9М111-2, наведения их на цель, производства пуска и последующего управления ими, вплоть до поражения движущихся целей со скоростями до 60 км/ч, а также неподвижных целей (огневых точек, укреплений типа дзота, дота) при условии оптической видимости целей (рисунок 2.1).

а

б

Рисунок 2.1 - Боевая машина 9П148:

а - походное положение; б - боевое положение;

1 - крышка люка загрузки; 2 - балка рамы ПУ; 3 - пусковая установка;

4 - рубка; 5 - крышки жалюзей воздухопритоков и воздухоотводов;

6 - ПТУР; 7 - приборы наблюдения

БМ 9П148 используется для вооружения мотострелковых подразделений. Организационно-штатная принадлежность боевой машины 9П148 изображена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Организационно-штатная принадлежность БМ 9П148

Основным вооружением БМ 9П148 являются ракеты 9М113 и 9М111-2 (рисунок 2.3 и рисунок 2.4), обладающие высокой бронепробиваемостью при поражении различного вида целей. Боекомплект БМ 9П148 состоит из 15 ракет 9М113 или из 20 ракет 9М113 и 9М111-2, при этом ракет 9М113 должно быть не менее 5 и не более 10.

Аппаратура БМ 9П148 обеспечивает быстрый перевод его из походного положения в боевое положение и обратно, как на марше, так и на огневой позиции.

БМ 9П148 оснащено смотровым, наблюдательным (ТНПО-170) и оптическим (9Ш119М1) приборами, позволяющими расчету боевой машины вести обзор местности и быстро обнаруживать цель. Автоматная поворотная рубка с приборами наблюдения за местностью и слежения за местностью, и слежения за целью позволяет старшему оператору вести наблюдения за полем боя и поиск цели не только в боевом положении БМ 9П148, но и в походном как при движении машины, так и на стоянке.

Рисунок 2.3 - Ракета 9М113

Рисунок 2.4 - Ракета 9М111-2

Пуски ракет 9М113 (9М111-2) могут проводиться как с подготовленных, так и с неподготовленных огневых позиций на плаву, через водные преграды и по целям, преодолевающих водные преграды вплавь (бронекатера, бронетранспортеры и другие средства военной техники). Пуск ракет 9М113 (9М111-2) должен проводится только с неподвижной боевой машины 9П148,на плаву при скоростях движения машины и волнение водной поверхности, обеспечивающих удержание оператором светящейся марки прибора 9Ш119М1 на центре цели.

БМ 9П148 обеспечивает поражение визуально видимых целей в неблагоприятных и метеорологических условиях, в зоне, зараженной радиоактивными осадками, при задымленности и запыленности атмосферы, в сумерки, и на рассвете, ночью при подсветке местности штатными артиллерийскими осветительными средствами, а также в условиях применения противником мощных организованных световых помех.

БМ 9П148 обладает большой маневренностью, высокой проходимостью, и имеет оборудование для преодоления водных преград и для прохождения через окопы и траншеи.

Подготовка БМ 9П148 к боевой работе проводится без выхода из него расчета из двух человек: командиром машины (старшим оператором) и механика-водителя (оператором).

Кроме того, расчет боевой машины 9П148 может вести пуск с выносом пусковой установки 9П135М, элементы которого входят в состав БМ 9П148.

Быстросъемность и малый вес элементов ПУ 9П135М и ракет 9М113 (9М111-2) позволяют в короткий срок раскрепить их, вынести из боевой машины 9П148, произвести постановку прибора 9Ш119М1 на станок и вести пуск вне машины.

Конструкция БМ 9П148 и размещенное в ней вооружение обеспечивают безопасность расчету при эксплуатации и боевом применении боевой машины 9П148 от воздействия пуль, осколков и продуктов работы ракет 9М113 (9М111-2) при пусках.

БМ 9П148 укомплектовано радиостанцией Р-103 или Р-123М, переговорным устройством Р-124М, приборами радиационной ИМД-21Б (ДП-3П) и химической ВПХР разведки и комплектом ДК-4К (ДК-4Б) для специальной обработки боевой машины 9П148 и боеприпасов.

2.2 Анализ объема работ на первом этапе


Работы первого этапа проводятся в условиях жесткого дефицита времени и выполняются девятью водителями. Каждый водитель выполняет работы на своей БМ. Перечень производимых работ приведен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Работы на первом этапе

Наименование операции

Среднее время исполнения

Количество исполнителей


Снятие упаковочного брезента с БМ

5-7 мин

1


Разгерметизация БМ: открытие люков шофера, оператора; перевод из походного в боевое и из боевого в походное состояния; открытие люка загрузки

5 мин

1


Подсоединение АКБ к сети электрооборудованию машины

10 мин

1


Расконсервация двигателя и заправка его маслом

45 мин

1


Расконсервация трансмиссии

45 мин

1


Заправка 9П148 топливом (А-80)

10 мин

2


КО БМ перед маршем

15 мин

1


Перестроение машин в колонну

5 мин

1


2.3 Анализ объема работ второго этапа


Работы второго этапа по расконсервации и подготовке к боевому использованию БМ 9П148 проводятся бригадами. Основными трудностями этого этапа являются:

слабая профессиональная подготовка личного состава;

ограниченное количество привлекаемого личного состава из-за неравномерного пребывания мобильных ресурсов;

слабая подготовка рабочих мест на начальном этапе.

Работы второго этапа представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Работы на втором этапе

Наименование операции

Среднее время исполнения


Удаление консервационной бумаги и смазки, смазывание поверхностей эксплуатационной смазкой

40 мин

3


Протирка поверхности деталей из резины и шлангов влажной ветошью, протирка оптических поверхностей 9Ш119М1 и колпака рубки кисточкой, смоченной уайтспиритом, протирка стекол приборов ТНПО-170, вольтметров, креномеров, счетчиков времени

15 мин

2


Расконсервация Р-123 и 9П135М

10 мин

2


Внешний осмотр изделий 9М113

60 мин

3


Проверка правильности функционирования БВК и цепей пуска

25 мин

2


Доставка ракет до БМ, загрузка БК в машину на лотки, заряжание ПУ. Перевод БМ из ПП в БП и обратно

15 мин

2


К работе второго этапа привлекаются восемь водителей и два мастера с КПА.

2.4 Анализ оборудования и материалов применяемые при расконсервации


2.4.1 Материалы применяемые при расконсервации

Перечень расходных материалов представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Перечень расходных материалов

Наименование и обозначение

ГОСТ или ТУ

Назначение


Ветошь обтирочная (сортированная)

ГОСТ 5354-74

Очистка поверхностей перед расконсервацией, снятие консервационной смазки и талька


Кисть-ручник типа КР-1-26

ГОСТ 10597-70

Нанесение смазки на поверхности


Смазка пластичная ГОИ-54п

ГОСТ 3276-74

Нанесение на неокрашенные металлические поверхности


Ткани хлопчатобумажные, штапельные или смешанные

ГОСТ 9205-75

Протирка резиновых изделий


Тальк молотый (марки Б, второго сорта, резиновый)

ГОСТ 19729-74

Нанесение на резиновые поверхности


Смазка ОКБ-122-7

ГОСТ 18179-72

Смазывание соединительных резьбовых частей, разъемов и неокрашенных поверхностей


Кисть и щетка малярная

ГОСТ 10597-70

Очистка наружных поверхностей при расконсервации


Фланели, бумазей, байки хлопчатобумажные и смешанные

ГОСТ 5556-75

Протирание стекол приборов


Вата медицинская гигроскопическая

ГОСТ 7259-77

Чистка контактов штепсельных разъемов


Салфетка фланелевая арт.1614

ГОСТ 7259-77

Очистка оптических поверхностей


Бензин авиационный Б-70

ГОСТ 1012-72

Промывание кисти, удаление консервационной смазки


Спирт этиловый технический марки А

ГОСТ 17299-71

Промывание оптических поверхностей, контактов, разъемов


Смесь спирто - глицериновая

ГОСТ 17299-71,ГОСТ 6824-76

Смачивание оптических поверхностей для защиты от запотевания и для удаления загрязнений


2.4.2 Применяемое технологическое оборудование

Надо предусмотреть появление возможных неисправностей и тем самым отвести определенное время на их устранение. Многие неисправности устраняются силами расчета. Те неисправности, которые расчет устранить не может - устраняются соответствующими специалистами. Для этого необходимо привлечь в район выполнения работ КПМ 9В871-2.

КПМ 9В871-2 входит в состав подвижных ремонтных мастерских ДАРМ-70. Организационно-штатная принадлежность КПМ 9В871-2 изображена на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5 - Организационно-штатная структура КПМ 9В871-2

Контрольно-проверочная машина 9В871-2 на базе автомобиля ГАЗ-66 предназначена для проведения технического обслуживания и ремонта изделий 9П135, 9П135М, 9П148, 9П151, а также для проверки на функционирование ракет 9М111, 9М111-2, 9М113 Различия КПМ 9В871, 9В871-2 и 9В871-3 приведены на рисунке 2.6.

В кузове мастерской оборудуются три рабочих места: для проверки технического состояния ПУ 9П135, 9П135М, для проверки технического состояния и подзарядки специальных аккумуляторных батарей 11ФГ-400 на базе аппаратуры 9В614, для проверки пусковой установки БМ 9П148 на базе аппаратуры 9В812М1. Кроме того, на базе аппаратуры 9В811М может быть развернуто следующие место по проверки ракет 9М111, 9М111-2, 9М113.

Тип КПМ

ПТРК


9К111

9П135

9П148

9П151

Кастет

9В871






9В871-2






9В871-3






Рисунок 2.6- Модификации КПМ 9В871

Расчет КПМ 9В871-2 составляет:

- старший оператор (командир КПМ);

- оператор;

- водитель электромеханик.

Состав основного технологического оборудования КПМ 9В871-2 приведен в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Основное технологическое оборудование КПМ 9В871-2

№ п/п

Наименование

Назначение


9В811

Для проверки ракет 9М111-2, 9М113


9В812

Для проведения ТО-2 ПУ 9П135, БМ 9П148


9В870, 9В872

Для проверки блока автоматики пульта оператора и распределительной коробки (БАУ, ПО, КР)


9В869

Для проверки усилителя, БУР, БП


9В569

Для проверки ПУ 9П151 в объеме ТО-2


9В614

Для приведения в рабочее состояние специальных аккумуляторных батарей


Источники питания Б5-21

Для выработки стабилизированного постоянного тока (напряжение 0-30 В, сила тока 0-10 А)


Частотомер Ч3-34

Для измерения частот 9С451, БВК


ВСА-5К

Источник постоянного тока для 9В614, ПТ-200Ц


Генератор ГЗ-56

Используется при ТО-2 изделий 9П135, 9П151, 9С469


Осциллограф

Используется при ТО-2 9П135, 9П151, 9С451, 9С469


Комбинированный прибор Ц4313

Используется при ТО КПМ и КПА


Распределительная коробка 10С3-1-9В83

Для коммутации электрических цепей КПА с изделиями


Трубка холодной пристрелки ТХП-14-350

Для выверки ПУ


Мегомметр

Для измерения сопротивления изоляции


Перечень возможных неисправностей, устраняемых расчетов приведен в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Перечень наиболее часто встречаемых и возможных неисправностей

№ п/п

Наименование неисправности, внешнее проявление и дополнительные признаки

Вероятная причина

Способ устранения

1

2

3

4

1.

При включении тумблера ПИТАНИЕ на БАУ не горит лампа ПИТАНИЕ и не работает преобразователь ПТ-200Ц

Перегорел предохранитель ПТ на 50А в БАУ

Заменить предохранитель ПВ-50

2.

При включении тумблера ПИТАНИЕ не горит лампа ПИТАНИЕ, преобразователь ПТ-200Ц работает

Перегорела лампа ПИТАНИЕ. Перегорел предохранитель АВТ. на 10А в БАУ

Заменить лампу СМ28-2,8

3.

При включенном тумблере ПИТАНИЕ и закрытом люке загрузки не горит лампа ЛЮК ЗАКР.


Заменить лампу СМ28-2,8

4.

При включенном тумблере ПИТАНИЕ и полностью открытом люке загрузки не горит лампа ЛЮК ОТКР.


Заменить лампу СМ28-2,8

5

При включении тумблера ПИТАНИЕ и походном положении ПУ крышка люка загрузки не открывается при переключении тумблера ЛЮК на БАУ


Заменить предохранитель ПВ-50

6.

При включенном тумблере ПИТАНИЕ, походном положении ПУ и закрытой крышке люка загрузки лампа ПОХОДНОЕ на ПО не горит


Заменить лампу СМН10-55

7.

При включенном тумблере ПИТАНИЕ походном положении ПУ лампа 0 ГН на БАУ не горит

Перегорела лампа ЛЮК ЗАКР. на БАУ

Заменить лампу СМ28-2,8

8.

При включении тумблера ПИТАНИЕ и боевом положении изделия, лампа РАБОЧИЕ на ПО не горит

Перегорела лампа ЛЮК ОТКР.

Заменить лампу СМН10-55

9.

При включенном тумблере ПИТАНИЕ, боевом положении ПУ и угле места от - 2 до - 5 лампа 0 ВН на БАУ не горит

Перегорел предохранитель

Заменить лампу СМ28-2,8

10.

При включении тумблера ПИТАНИЕ и походном положении ПУ лампа 150 ВН на БАУ не горит

Перегорела лампа150 ВН

Заменить лампу СМ28-2,8

11.

При включенных тумблерах ПИТАНИЕ и БПАУ лампа БПАУ на БАУ не горит

Перегорела лампа БПАУ

Заменить лампу СМ28-2,8

12.

При включении тумблера ПИТАНИЕ, боевом положении изделия и наличии на направляющих изделий 9М113 или 9М111-2 лампа 9М113 или 9М111 на ПО соответственно не горит

Перегорела лампа 9М113 или 9М111

Заменить лампу СМН10-55

13.

При включенном тумблере ПИТАНИЕ, при переводе ПУ из походного положения в боевое и из боевого положения в походное электродвигатели проводов ПУ по азимуту и углу места не включать

Перегорели соответственно предохранители ДВВ на 50А в БАУ

Заменить предохранитель ПВ-50

14.

При включенном тумблере ПИТАНИЕ, боевом положении изделия и наличии изделий на направляющих лампа ГОТОВ на ПО не горит

Перегорела лампа ГОТОВ

Заменить лампу СМН10-55

15.

При включенном тумблере ПИТАНИЕ не происходит сброс отстрелянных контейнеров при пере-воде ПУ из боевого положения в походное

Перегорел предохранитель ЭМ на 100А в БАУ

Заменить предохранитель ПВ100АС

16.

При включенном тумблере ПИТАНИЕ и постановке тумблера МЕХ. - ЭЛЕКТР. в положение ЭЛЕКТР. рубка и прибор 9Ш119М1 не управляются от кнюппеля

Перегорел предохранитель У на 2 А в БАУ

Заменить предохранитель ПВ-2

17.

При включенных тумблера ПИТАНИЕ и МАРКА на БАУ в поле зрения прибора 9Ш119М1 светящаяся марка не появляется

Перегорела лампа осветителя в приборе 9Ш119М1

Заменить лампу СМ28-4.8

18.

При включении тумблера 27 В на БВК не горит лампа 27 В

Перегорела лампа осветителя в приборе 9Ш119М1

Заменить предохранитель ПБ1-1-2А

19.

При включенном тумблере ПИТАНИЕ и включении тумблера 27 В на БВК не горит лампа 16 В на БВК

Перегорел предохранитель ПР на 2А в БВК. Перегорела лампа 27 В в БВК

Заменить лампу СМН10-55

20.

При включенном тумблере 27 В на БВК

Перегорела лампа 16В в БВК

Заменить лампу СМН10-55


2.4.3 Меры безопасности при расконсервации БМ 9П14


При проведении расконсервации необходимо соблюдать меры безопасности:

. Запрещается проводить расконсервацию БМ 9П148 при наличии ракет 9М113 (9М111-2) на направляющей ПУ и в укладке машины.

. Не допускается к проведению расконсервации изделия лица, не знающих устройство и принципы действия изделий 9П148 и 9В871.

. При проверке блоков изделия для их соединений с КПА пользоваться только штатными соединительными кабелями.

. Проводить проверки блоков только с заземленными приборами КПА.

. При проведении расконсервации БМ категорически запрещается:

производить стыковку и расстыковку электрических разъемов, смену предохранителей и ламп накаливания в блоках при включенном электропитании;

применять самодельные предохранители с другими характеристиками;

менять между собой любые контакты разъемов;

использовать случайный инструмент;

производить ремонтные работы при включенном электропитании и работающем двигателе;

вращать рубку и ПУ при открытых люках оператора и водителя;

находиться на крыше машины при переводе изделия из походного положения в боевое и обратно;

производить проверку НАУ с отстыкованным разъемом Ш1 прибора наведения 9Ш119М1;

касаться руками каких-либо частей, направляющих и механизмов сброса при нахождении ПУ в боевом положении;

производить ремонтные работы с направляющими и механизмами сброса при взведенном механизме сброса.

Выводы


1. Подготовка БМ 9П148 к боевой работе проводится без выхода из него расчета из двух человек: командиром машины (старшим оператором) и механика-водителя (оператором).

. Работы первого этапа проводятся в условиях жесткого дефицита времени и выполняются девятью водителями. Каждый водитель выполняет работы на своей БМ.

. Работы второго этапа по расконсервации и подготовке к боевому использованию БМ 9П148 проводятся бригадами. К работе второго этапа привлекаются восемь водителей и два мастера с КПА. Основными трудностями этапа являются:

слабая профессиональная подготовка личного состава;

ограниченное количество привлекаемого личного состава из-за неравномерного пребывания мобильных ресурсов;

слабая подготовка рабочих мест на начальном этапе.

. При расконсервации могут появиться возможные неисправности, и тем самым необходимо отвести определенное время на их устранение. Многие неисправности устраняются силами расчета. Неисправности, которые расчет устранить не может - устраняются соответствующими специалистами. Для этого привлекается в район выполнения работ КПМ 9В871-2.

. При проведении расконсервации необходимо соблюдать меры безопасности.

3. Разработка рациональной технологической последовательности


3.1 Разработка рациональной технологической последовательности для первого этапа


Базовая готовность частей и подразделений в значительной степени определяется качественным вводом вооружения в строй для выполнения поставленных задач. Одна из главных задач частей и подразделений при приведении их в боевую готовность заключается в том, чтобы до минимума сократить время пребывания в местах постоянной дислокации.

Как правило, работы по расконсервации артиллерийского вооружения и БМ 9П148 проводятся в условиях жесткого лимита времени и не являются исключением.

Анализ объема работ и технологического оборудования позволяет рассчитать количество человек, требуемых для выполнения операции на первом этапе расконсервации птбатр.

Работы первого этапа проводятся личным составом расчетов БМ 9П148, а в частности водителями БМ.

Для сокращения суммарного времени выполнения работ в масштабе подразделения применяют простейшие методы оптимизации. С этой целью разрабатывают циклограммы или сетевые графики.

При разработке циклограммы, необходимо учитывать следующие моменты:

работы должны носить завершенный характер;

последовательность работ составляется таким образом, чтобы одна бригада не мешала работать другой;

элементы из группового комплекта ЗИП, применяемые при подготовке

вооружения к стрельбе, может иметь только одна группа исполнителей работ в подразделении;

количество человек в группу назначается на технологических особенностях операций или физических особенностях человека.

Объем работ, требующих выполнения на первом этапе, можно выполнить следующим образом:

объединить водителей в бригады (бригадный метод);

предоставить лично каждому водителю выполнить на своей БМ весь объем работ определенный для первого этапа (индивидуальный метод)

Необходимо сравнить эти два метода и выбрать оптимальный.

3.1.1 Бригадный метод

Сущность бригадного метода заключается в том, что для выполнения тех операций, которые требуют инструмента и приспособлений из группового комплекта ЗИП, создаются бригады из одного-двух человек. Бригады обычно создаются для выполнения наиболее сложных операций. Бригады переходят от одного образца вооружений к другому, выполняют конкретные работы.

Этот метод предполагает объединение водителей в бригады:

.        три бригады по два водителя занимаются расконсервацией шасси, трансмиссии, двигателя и т.д.

2.       три бригады по одному человеку занимаются выполнением работ частичного характера:

открытие люков;

удаление консервационной бумаги;

заправка БМ топливом.

При выполнении работ, более трудоемкие и сложные операции, как расконсервация двигателя, некоторые бригады разбиваются и объединяются в одну бригаду. Последовательность работ показана на графике рисунок 3.1.

На графике показана последовательность расконсервации каждой БМ. Четко определены номера расчетов и время для проведения каждой операции.

Так, для первого этапа (снятия упаковочного брезента) сгруппированы три бригады по два человека (номера расчетов: первая бригада - №1, № 2; вторая бригада - №3, №4; третья бригада - №5, №6). Время на проведение этой операции - десять минут. После обслуживания первых трех БМ, они переходят на следующие три. По окончанию работ бригады приступают к следующему этапу расконсервации.

Таким же образом, только в обратной последовательности, они проводят третий этап расконсервации (установка АКБ на БМ и подсоединение АКБ к сети электрооборудования машины). Время на проведение третьего этапа расконсервации - двадцать пять минут.

Параллельно с ними работают три бригады по одному человеку (номера расчетов: первая бригада - №7, вторая бригада - №8, третья бригада - №9). Эти бригады выполняют второй этап расконсервации, который включает в себя разгерметизацию БМ. Время на проведение второго этапа - пять минут.

Рисунок 3.1 - Циклограмма бригадного метода

По окончанию бригады приступают к шестому этапу расконсервации, так как это менее трудоемкая операция и не требует объединения номеров расчетов в бригады. Начинают они с первых трех машин, по окончанию переходят на следующие три.

После выполнения шестого этапа расконсервации расчеты приступают к четвертому этапу (расконсервация двигателя). Так как это более сложная и трудоемкая операция, они объединяются в одну бригаду из трех человек (номера расчетов № 7, № 8, № 9). Их задача обслужить седьмую, восьмую, девятую БМ. Время на проведение данной операции - двадцать пять или двадцать семь минут. По окончании они переходят к пятому этапу (расконсервация трансмиссии) на тех же БМ, так как четвертый и пятый этап требует одних и тех же расходных материалов и инструментов, что очень удобно и не требует время на их перемещение. По завершении работ они переходят на шестую БМ и проводят четвертый и пятый этап расконсервации.

Три бригады по два человека по окончании четвертого этапа расконсервации объединяются в две бригады по три человека (номера расчетов: первая бригада № 1, № 2, № 3; вторая бригада № 4, № 5, № 6) и выполняют для второй, третьей, четвертой и пятой БМ четвертый этап расконсервации. Для второй, третьей и четвертой БМ пятый этап расконсервации. По окончании работ первая бригада выполняет четвертый и пятый этап расконсервации для первой БМ и пятый этап расконсервации для пятой БМ. Вторая бригада разбивается на три бригады по одному человеку для выполнения менее трудоемких работ (номера расчетов: первая бригада № 4; вторая бригада № 5; третья бригада № 6).

Четвертый номер расчета проводит седьмой и восьмой этап расконсервации (КО машины перед маршем и перестроение в колонну машин) для четвертой, второй и первой БМ.

Пятый номер расчета проводит седьмой и восьмой этап для шестой,

восьмой и девятой БМ.

Шестой номер расчета проводит седьмой и восьмой этап для третьей, пятой и седьмой БМ.

Из графика видно, что на расконсервацию всех БМ батареи уходит 310 минут. При этом люди при переходе из бригады в бригаду теряют время на ходьбу и выбор места работы, а также работают без отдыха.

Исходя из того, что на выход всей техники полка в район сосредоточения требуется минимальное время, 310 минут явно много для проведения операции первого этапа.

Положительные стороны первого способа:

трудоемкие и сложные операции выполняются бригадами;

возможность бригад заниматься различными операциями.

Недостатки:

трудность управления людьми;

потеря времени при переходе с одной БМ на другую;

потеря времени при объединении и разъединении бригад;

трудность создания маршрутных карт;

потребность в отдыхе.

3.1.2 Индивидуальный метод расконсервации

Суть этого метода заключается в том, что каждый водитель занимается работой по расконсервации только на одной БМ, объединение в бригады не требуется, так как на более трудоемкие операции водителям отводится больше времени, и групповой ЗИП не используется.

Работы проводятся последовательно, согласно маршрутной карты, на которой указывается, в какое время и где выполняют ту или иную операцию, так как каждый водитель занимается расконсервацией одной БМ, то он лично отвечает за правильность и точность расконсервации данного образца вооружения. Последовательность выполнения работ показана на циклограмме рисунок 3.2.

На графике показана последовательность расконсервации каждой БМ. Каждый водитель работает над расконсервацией только своей БМ. На первом этапе не требуется групповой ЗИП, по этому последовательность расконсервации не затрудняется.

Так водитель первой БМ выполняет первый этап расконсервации (снятие упаковочного брезента с БМ), время на выполнение опять минут. По окончанию переходит ко второму этапу и т.д. Такая схема очень проста в составлении и понимании ее личным составом.

Каждый водитель четко видит объем своей работы и время на выполнение этих работ, при этом он несет ответственность за своевременную и качественную расконсервацию.

Из данного графика видно, что на расконсервацию всех БМ батареи требуется всего сто сорок минут. При этом водителям не требуется время на переход из первой бригады в другую, и с одной БМ на другую, а также при выборе места работы.

Сто сорок минут наиболее приемлемое время для выхода техники ПТбатр в район сосредоточения.

Достоинства данного метода:

возможность четко организовать работу личного состава;

возможность управления людьми;

сжатые сроки расконсервации ВВТ;

не существует потерь времени при смене рабочих мест;

постоянство выполнения работ;

постоянное рабочее место;

легкость создания маршрутных карт;

ответственность личного состава за свою технику.

Рисунок 3.2. Циклограмма индивидуального метода

Недостатки данного метода:

трудоемкие операции выполняются в одиночку;

невозможность заниматься на одной БМ параллельно.

При сравнении двух выше перечисленных методов видно, что метод индивидуальной расконсервации наиболее эффективен. Так как в этом методе исключаются лишние хождения, четко определяется время на отдых личного состава, определено время выполнения расконсервации каждой БМ в отдельности, и, что не менее важно, он прост в понимании личным составом. В данном методе время выполнения всех работ вдвое меньше, что очень важно на первом этапе расконсервации, так как от этого зависит своевременное убытие мсп в район сосредоточения.

Бригадный метод очень сложный в понимании. Он также имеет множество существенных недостатков, которые показаны на графике "Циклограмма бригадного метода" (рисунок 3.1). Поэтому, данный метод не приемлем при проведении работ первого этапа.

При выполнении работ первого этапа необходимо в сжатые сроки обеспечить расконсервацию БМ 9П148 "Конкурс" и покинуть пункт постоянной дислокации. Этому требованию в большей степени отвечает метод индивидуальной расконсервации.

3.2 Разработка рациональной технологической последовательности для второго этапа


Боеспособность ПТбатр целиком и полностью зависит от того, насколько быстро и четко личный состав проведет второй этап расконсервации.

Анализ объема работ, проводимых на втором этапе, позволяет определить количество личного состава, привлекаемых для расконсервации спецчасти БМ 9П148 и для проверки работоспособности определенных блоков.

Для выполнения операций приведенных в таблице 2.2 привлекаются

человек: восемь водителей-механиков и два старших оператора.

бъем работ второго этапа, возможно, выполнить следующими методами:

бригадным методом с последующим объединением нескольких бригад в одну;

бригадный метод без последующего объединения бригад.

Для этих двух методов также разрабатывают циклограммы. Необходимо сравнить эти два метода и выбрать наиболее оптимальный.

 

.2.1 Бригадный метод с последующим объединением нескольких бригад

Данный метод предлагает объединение личного состава, привлекаемого к расконсервации. Состав бригад и перечень выполняемых ими операции показаны в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Состав бригад и перечень выполняемых операций

№ бригады

Количество человек в бригаде

Выполняемые операции


2 старших оператора

Проверка БВК Проверка ЦП Объединение с бригадой


2 водителя

Расконсервация ОП Расконсервация Р-123 и 9П135М1 Объединение с бригадой №1 для загрузки БК


3 водителя

Удаление консервационной бумаги Внешний осмотр ракеты 9М113 Загрузка БК


3 водителя

Удаление консервационной бумаги Внешний осмотр ракеты 9М113 Загрузка БК


Из таблицы 3.1 видно, что:

два старших оператора проверяют работоспособность НАУ с по-

мощью БВК и ЦП;

две бригады по 3 человека (водителя-механика) занимаются непосредственной расконсервацией;

два человека занимаются расконсервацией оптических приборов.

Последовательность выполнения работ показана на циклограмме рисунок 3.3.

На циклограмме изображена последовательность расконсервации птбатр. Для каждого номера расчета определена бригада, в которой он работает, и операции, которые он выполняет.

Так, две бригады из трех человек проводят первый этап расконсервации (номера расчетов: третья бригада №1, №2, №3; четвертая бригада №4, №5, №6).

Третья бригада последовательно обслуживает первую, вторую, третью и четвертую БМ. Четвертая бригада обслуживает пятую, шестую, седьмую и восьмую БМ. Время выполнение операции на каждой БМ - сорок минут.

По окончанию работ третья и четвертая бригады приступают к четвертому этапу (внешний осмотр ПТУР). Время для проведения четвертого этапа - шестьдесят минут. За это время они должны осмотреть ракеты для тех БМ, на которых проводили первый этап расконсервации.

Третья бригада по завершению работ приступает к шестому этапу расконсервации (загрузка БК). Шестой этап проводится для первой, второй, третьей и четвертой БМ. Четвертая бригада проводит шестой этап только для пятой БМ, так как они позже закончили четвертый этап расконсервации. Время на проведение шестого этапа для каждой БМ - пятнадцать минут.

Рисунок 3.3 - Циклограмма бригадного метода с последующим объединением нескольких бригад

Две бригады из двух человек (номера расчетов: первая бригада № 1СО, № 2СО; вторая бригада №7, №8) проводят второй, третий и пятый этапы расконсервации для всех БМ.

Первая бригада проводит пятый этап расконсервации для всех БМ, начиная со второй. Время на проведение - двадцать пять минут.

Вторая бригада проводит второй и третий этапы одновременно, так как это мало трудоемкие операции и их удобно совмещать. Бригады начинают с восьмой БМ и последовательно проводят их для всех БМ. Время на проведение - двадцать пять минут.

Первая и вторая бригады после проведения второго, третьего и пятого этапов расконсервации, объединяются и проводят шестой этап для шестой, седьмой, восьмой и девятой БМ совместно.

Время, затрачиваемое на выполнение всех этапов расконсервации, показанных на циклограмме - двести девяносто пять минут. Из этого времени на отдых личному составу, привлекаемому к расконсервации, приходится по десять минут каждому, при этом время на переход от одной БМ к другой минимально, так как личный состав знает последовательность выполнения работ. Достоинства данного метода:

правильность и четкость организации работ;

возможность отдыха;

нет большого разброса в операциях для каждой бригады.

Недостатки данного метода:

трудность создания маршрутной карты для объединенных бригад;

затруднение в выполнении работ для четырех человек на одной БМ.

3.2.2 Бригадный метод без последующего объединения в бригады

Данный метод предполагает распределение личного состава по брига дам, работы эти бригады будут выполнять, несменным составом.

Одновременно на разных БМ начинают работать четыре бригады: две по два человека и две по три.

Операции, производимые данными бригадам в последовательности такие же, за исключением того, что после проверки ракет двумя бригадами из трех человек, начинают загружать БК в БМ четыре бригады, состав которых не изменяется с начала выполнения работ. Состав бригад и перечень выполняемых ими операций показан в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - Состав бригад и перечень выполняемых ими операции

Количество человек

Выполняемые операции

2 старших оператора

проверка цепей пуска проверка БВК загрузка БК

2 водителя

расконсервация ОП расконсервация 9П135 и Р123 загрузка БК

3 водителя

удаление консервационной бумаги внешний осмотр ракет 9М113 загрузка БК

3 водителя

удаление консервационной бумаги внешний осмотр ракет 9М113 загрузка БК

Последовательность выполнения работ показан на циклограмме рисунок 3.4.

Рисунок 3.4 - Циклограмма без последующего объединения в бригады

Из графика (рисунок 3.4) видно, что все работы заканчиваются через двести восемьдесят пять минут, личному составу предоставляется отдых в течение десяти минут каждому.

Достоинствами данного метода являются:

четкость и правильность организации расконсервации;

возможность отдыха;

нет большого разброса операций для каждой бригады;

простота составления маршрутных карт.

Таким образом, при сравнении двух методов сделан вывод, что бригадный метод без последующего объединения в бригады намного полнее и эффективнее отвечает требованиям по приведению батареи к боевому использованию, так как этот метод позволяет быстро и качественно расконсервировать спецчасть БМ 9П148 минимальным количеством исполнителей.

 

.3 Анализ времени, необходимого для устранения неисправностей на втором этапе с помощью мастеров КПМ


Исходя из практических занятий по замене блоков аппаратуры БМ 9П148 на кафедре "Ракетного и реактивного вооружения" Тульского артиллерийского инженерного института, известно время, требуемое на замену и ремонт определенных блоков или устранение каких либо неисправностей. При обнаружении неисправностей или поломок на всех девяти БМ, циклограмма работы мастеров будет выглядеть одним из следующих способов:

.        циклограмма работы двух мастеров КПМ последовательно (рисунок 3.5). На графике видно, что бригада из двух мастеров обслуживает каждую БМ последовательно. Аббревиатура "m n" обозначает среднее время, затрачиваемое на ремонт девяти БМ двумя мастерами последовательно;

2.       циклограмма работы двух мастеров параллельно (рисунок 3.6).

.        На графике видно, что две бригады по одному мастеру обслуживают БМ параллельно. Аббревиатура " ( (m+к) n) /2" обозначает среднее время, затрачиваемое на ремонт девяти БМ параллельно.

Время, затрачиваемое на ремонт (замену) блоков БМ приведено в таблице 3.3.

1.

m

 

2.


m


3.


m


4.


m


5.


m


6.


m


7.


m


8.


m


9.


m

 (m n) (минут)

Рисунок 3.5 - Циклограмма работы двух мастеров последовательно

1.

m+к 1

 

2.


m+к 1


3.


m+к 1


4.


m+к 1


5.


m+к 1

6.


m+к 2


7.


m+к 2


8.


m+к 2


9.

m+к 2


 ( (m+к) n) /2 (минут)

Рисунок 3.6 - Циклограмма работы двух мастеров КПМ параллельно

Таблица 3.3 - Время для замены блоков БМ 9П148

Наименование неисправностей

Специфика ремонта

Время

Количество мастеров

1.

Неисправен кабель

замена

20

1

2.

Неисправен ПО

замена

30

1

3.

Неисправен БАУ

замена

40

1

4.

Неисправен У

замена

20

1

5.

Неисправен БУР

замена

30

1

6.

Неисправен КР

замена

40

1

7.

Неисправен БВК

замена

40

1

8.

Неисправен 9Ш119М1

замена

10

1

9.

Неисправен БП

замена

30

1

10.

Неисправен ПТ2004

замена

30

1


Среднее время устранения основных неисправностей (замена блоков) для последовательного метода работы определяется по формуле: m = (i1 + i2 + … + i11) /10·2,где i1, i1-…i11 - время для замены того или иного блока на новый. m = (20 + 30 + … + 30) /20 = 14 (мин.)

минут - среднее время устранения неисправностей на одной БМ. На устранение неисправностей девяти БМ будет требоваться:

· 9 = 126 (мин.).

Время для мастеров, устраняющих неисправности параллельным методом учитывается коэффициентом 0,5. Время работы одного мастера по устранению неисправностей одной БМ отличается на величину К:

К = 14 · 0,5 + 7 (мин.),

где 14 - среднее время устранения основных неисправностей,

,5 - коэффициент, учитывающий трудоемкость.

Полное среднее время ремонта (замены) неисправности (блока) равно:

14 + 7 = 21 (мин.).

Общее среднее время работы мастеров на девяти БМ составит:

· 9 = 189 (мин.).

Так как мастера работают параллельно, то время их работы будет составлять:

t = ( (m+k) n) /2,где m - среднее время устранения основных неисправностей,

k - величина, на которую отличается время работы одного мастера от времени работы двух мастеров,

n - количество БМ в птбатр.

t = 94,5 (мин.)

При этом один мастер (см. рисунок 3.6) обслуживает четыре БМ из девяти, а другой - пять БМ из девяти. Отсюда время работы каждого мастера составит:

 

t1 = (94,5 · 4) /9 = 42 (мин.),

t2 = (94,5 · 5) /9 = 52,4 (мин.).

Из анализа видно, что устранение неисправностей (замену блоков) следует производить бригадным методом: двумя бригадами по одному мастеру в каждой. Среднее время на устранение всех неисправностей составит 94,5 минуты, что составляет 33,7% от времени расконсервации второго этапа.

Выводы


1.       Из анализа различных методов работы, на каждом из этапов расконсервации, можно сделать следующие:

на первом этапе при жестком лимите времени расконсервацию проводить девятью водителями-механиками, работающими каждый на своей БМ;

на втором этапе при лимите исполнителей расконсервацию производить десятью номерами расчетов БМ бригадным методом без последующего объединения бригад.

.        Для устранения неисправностей и замены блоков привлекать двух мастеров из КПМ 9В871-2 и учитывать время (33,7% от времени расконсервации второго этапа) на устранение неисправностей.

3.       Для проведения операций по расконсервации на первом этапе требуется 140 минут, а для проведения операций по расконсервации на втором этапе требуется 285 минут.

4. Разработка технологических маршрутных карт


4.1 Общие положения


Технологическая карта - вид эксплуатационных документаций, предназначенных для исполнителей различных квалификаций. В нее входят: наименования проверок и операций, последовательность их проведения, затрачиваемое на операции время, применяемые инструменты и принадлежности, перечень номинальных и допустимых параметров.

Основными требованиями ко всем маршрутным техническим картам являются:

простота в использовании;

удобочитаемость;

достоверность.

При составлении маршрутных карт также необходимо учитывать:

предназначение, разработку и компоновку для повседневного применения;

печать крупным шрифтом на глянцевой износостойкой непрозрачной бумаге или на другом износостойком материале;

предусмотрение, по возможности, сборников справочных данных карманного формата;

основные части должны быть оформлены отдельно в виде тематических разделов;

заголовки должны указывать признаки неисправностей и вести от написания неисправности к соответствующему решению;

указания должны быть даны в технологической последовательности, а не в форме описания;

каждая процедура должна предварительно испытываться и обосновываться;

рассмотренные процедуры не должны содержать ненужных проверок или действий;

указания рационально должны распределять рабочую нагрузку между исполнителями;

вначале указывается место выполнения операций, затем место ее содержания;

в начале каждой инструкции должен прилагаться список инструментов и используемых материалов;

по возможности приведение номинальных значений шкал и положения переключателей;

приведение рекомендаций по обнаружению и направлению допущенных при работе ошибок должно даваться в текстовом формате;

предупреждение и запрещения даются в порядке их действия;

технические данные должны быть четкими и обозначенными;

изложение терминов и обозначений - краткие, общепринятые и понятные;

текст следует оформлять в виде кратких параграфов, разбитых на пункты и подзаголовками;

заголовки, подзаголовки и указатели должны четко раскрывать содержание разделов;

во всех случаях применяются рисунки и таблицы;

применение взаимных положений исполнителей;

чертежи должны быть проиллюстрированы различными деталями;

изображения устройств в разобранном виде должны показывать положения деталей, методы разборки и так далее;

применение точных и современных данных, предусмотрение возможностей внесения изменений;

все используемые материалы и документы должны соответствовать принципу ремонта аппаратуры;

предоставление особых указаний для климатических и прочих условий;

четкое описание методов разборки и сборки;

присутствие указаний расположения и функций всех блоков и сборочных единиц;

должны иметься указания клемм, гнезд и контрольных точек.

 

.2 Разработка технологической карты для первого этапа


Расконсервация батареи на первом этапе производится водителями БМ. Их задача - расконсервация средств подвижности БМ и КО боевой машины 9П148 перед маршем в район сосредоточения.

Технологическая карта проведения работ первого этапа приведена на рисунке 4.1.

После расконсервации средств подвижности вооружения необходимо провести КО. Для проведения КО БМ 9П148 технологическая карта приведена на рисунке 4.2.



4.3 Разработка технологической маршрутной карты для подготовки БМ к боевому использованию


Сложностью разработки маршрутной карты для данного этапа является то, что личный состав, привлекаемый к подготовке БМ к боевому использованию, является отмобилизованным, поэтому опыта знания по расконсервации спецчасти БМ 9П148 они не имеют. В связи с этим, маршрутная карта, разрабатываемая для данного личного состава, является мнемосхемой с минимальным количеством текста и четкими иллюстрациями. Пример данной мнемосхемы показан на рисунке 4.3 и рисунке 4.4.

Данная мнемосхема имеет вид двухстороннего планшета, на котором изображено:

.        лицевая сторона, на которой показаны: схема расположения БМ; последовательность обслуживания БМ; время на выполнение каждой операции; перечень выполняемых работ;

2.       обратная сторона имеет пункты:

проверка функционирования БВК;

проверка функционирования цепей пуска;

загрузка БК и зарядка направляющих и т.д.

Достоинством мнемосхемы является то, что данный документ позволяет работать личному составу, с низкой квалификацией и позволяет качественно расконсервировать спецчасть БМ 9П148 и подготовить ее к боевому использованию.

Такие планшеты можно хранить в законсервированных БМ. В случае приведения мсп в боевую готовность "Полная" по прибытию в район сосредоточения, личный состав вскрывает пакеты с мнемосхемами и проводит расконсервацию второго этапа согласно технологической карте.


Рисунок 4.4 - Мнемосхема второго этапа (обратная сторона)

Выводы


1.       Использование технологической карты в процессе расконсервации и подготовки к боевому использованию позволит сократить время и повысить качество проводимых операций.

2.       Основными требованиями ко всем маршрутным техническим картам являются:

простота в использовании;

удобочитаемость;

достоверность.

.        Технологическими картами, разработанными в данной работе, может пользоваться личный состав с различной степенью подготовленности, что позволяет выполнить поставленные задачи с большой эффективностью.

Заключение


На основе анализа объема работ и применяемого технологического оборудования в данной дипломной работе разработана рациональная методика расконсервации и снятия с длительного хранения батареи БМ 9П148 ПТРК "Конкурс", и подготовки ее к боевому использованию при переводе мсп в боевую готовность "Полная".

Расконсервация и подготовка вооружения к боевому использованию - это и трудоемкий процесс, он требует от личного состава высокой подготовленности слаженности и полного взаимодействия. Для достижения этих целей в данной работе проведен анализ возможности расконсервации БМ 9П148 различным количеством участников. Оптимальное количество исполнителей на первом этапе - девять водителей, работающих методом без последующего объединения в бригады.

Также рассмотрено влияние различного количества исполнителей на расконсервацию и подготовку к боевому использованию спецчасти БМ ПТУР. Оптимизацию техпроцесса второго этапа работы следует проводить десятью номерами расчета за двести восемьдесят пять минут.

В работе проанализирована возможность возникновения неисправностей и рассчитано время на их устранение. При обнаружении неполадок и отказов в аппаратуре БМ, неисправности устраняются двумя мастерами КПМ, а при отказах на всех БМ - батареи мастера КПМ устраняют неисправности, работая параллельно. Максимальное время работы составит 94,5 минут, что равно 33,7% от времени расконсервации и подготовки к боевому использованию на втором этапе.

В дипломной работе обосновано и учтено время на проведение расконсервации в зимний период времени. На первом этапе время расконсервации не изменится, так как батарея находится на хранении в отапливаемом хранилище. Время второго этапа увеличится на 1 минуту, в связи с увеличением продолжительности некоторых операций.

Кроме этого, предположение в дипломной работе маршрута карты позволит сократить время расконсервации и повысить качество проводимых операций. Этими технологическими картами может пользоваться личный состав с различной степенью подготовленности, что позволит выполнить поставленные задачи с большей эффективностью.

Предположенная в дипломной работе методика расконсервации и снятия с длительного хранения батареи БМ 9П148, и подготовки ее к боевому исполнению может быть использована при разработке техпроцессов других видов ВВТ, стоящих на вооружении в ВС РФ.

Список используемой литературы


1.       Изделие 9П148. Техническое описание. М.: Военное издательство, 1979. - 244 с.

2.       Изделие 9П148. Альбом рисунков. М.: Военное издательство, 1979.

.        Изделие 9П148. Инструкция по эксплуатации. М.: Военное издательство, 1978. - 72 с.

.        Руководство по консервации ракетно-артиллерийского вооружения. М.: Военное издательство, 1990 г.

.        Салуквадзе К.В. Теоретические основы эксплуатации артиллерийского вооружения. Тула, 1984. - 415 с.

.        Салуквадзе К.В., Бодрянин Е.И. Организация и методика подготовки ракетно-артиллерийского вооружения к использованию после хранения. Тула, 1984. - 80 с.

.        Эксплуатация и ремонт ракетно-артиллерийского вооружения, ч.1: Ремонтные подразделения. М.: Военное издательство, 1993 г.

.        Ф.К. Малыгин, В.С. Расходов, Н.Е. Стариков, А.С. Шибаев. Методические указания по выполнению ВКР для специальности "Эксплуатация и ремонт РАВ" - Тула: ТАИИ, 2003. - 36 с.

Похожие работы на - Разработка рациональной методики расконсервации и подготовки к боевому использованию батареи боевых машин 9П148

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!