Анализ конфликтов в ООО 'Лагуна–М' и разработка практических рекомендаций по управлению ими

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    53,39 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ конфликтов в ООО 'Лагуна–М' и разработка практических рекомендаций по управлению ими

Содержание

Введение

Глава 1. Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии

1.1 Социально - психологическое содержание понятия «конфликт» и его классификация

1.2 Структурно - динамические характеристики конфликта       

1.3 Специфика организационного конфликта

Глава 2. Анализ причин конфликтов в ООО «Лагуна-М»

2.1 Анализ внутренней среды организации

2.2 Анализ внешней среды предприятия

2.3 Анализ причин конфликтов в организации

Глава 3. Практические рекомендации по разрешению конфликтов в ООО «Лагуна - М»

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.

Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей не имеет элементарного представления о конфликтах, либо не придает им значения.

Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.

«Конфликт»- от латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». Если «столкновение» затрагивает сферу идей, то мы имеем ситуацию, которая знакома каждому. Вопрос состоит в том, что делать с сотрудниками, имеющими собственную позицию, которые не являются молчаливыми и бездумными исполнителями, действующими против собственной воли, но выполняющими все им предписанное, то конфликты неизбежны, но плодотворны. Речь идет о действенном сотрудничестве, при котором работник и управляющий соотносят свои представления, которые имеют равный вес и принимаются в расчет при принятии решений.

Возникающие дискуссии должны приводить к выработке совместных предложений, которые полезны всем сторонам. Предложение (тезис) и контрпредложение (антитезис) в идеале образуют совместное решение (синтез).

Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное. Это трудная задача.

В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия станут конструктивными или деструктивными, что повлияет на возможность будущих конфликтов, устранит причины конфликтов или создаст их.

Деятельность зарубежных фирм, практика работы отечественных организаций, особенно в условиях изменения форм собственности, показывает, что современным руководителям и управляющим персоналом необходимы знания и навыки по управлению конфликтами и их прогнозированию.

Целью данной курсовой работы является анализ конфликтов в ООО «Лагуна - М» и разработка практических рекомендаций по управлению конфликтами в данной организации.

Задачи исследования:

. Рассмотреть основные подходы к понятию конфликта в современной психологии;

. Проанализировать внутреннюю и внешнюю среду исследуемой организации;

. Сделать анализ причин конфликтов в исследуемой организации;

. Предложить ряд рекомендаций по разрешению конфликтов в организации.

Глава 1. Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии

.1 Социально - психологическое содержание понятия «конфликт» и его классификация

Слово конфликт происходит от латинского conflictus, что в переводе означает «столкновение». В качестве научного термина это слово в близком, но не тождественном смысле применяется в психологии.

Употребление термина «конфликт» встречается при разработке проблем психологии личности, в общей, медицинской, социальной психологии, психотерапии, педагогике и политологии. Конфликты рассматриваются западными психологами преимущественно в духе традиций психоаналитического представления о природе индивида (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Берн), с позиций когнитивной психологии (К. Левин), с бихевиористской позиции (К. Л. Хялп), с позиций ролевых подходов (У. Гуд, Т. Ныоком, У. Мейсон и др.). Известны и такие теории конфликтов, как теория структурного баланса Ф. Хайдера, структурно-функциональный подход Т. Парсонса, теория социального конфликта Л. Козера, теория конфликтологии У. Ф. Линкольна, когнитивная теория М. Дойча, теория стратегии поведения в конфликтной ситуации К. Томаса. В связи с таким разнообразием теорий, посвященных проблемам конфликтов, авторы предлагают большое количество определений этого понятия, которые зависят и от их точки зрения на природу биологического и социального, и от взгляда па конфликт как на личностное или массовидное явление, и т. д.

М. А. Робер и Ф. Тильман определяют конфликт следующим образом: это состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию. Конфликт - это генератор новых структур. Как можно без труда заметить, последняя фраза в этом определении указывает на позитивный характер конфликтов и отражает современную точку зрения, что в эффективных организациях конфликты не только возможны, но и желательны.

Определение Дж. фон Неймана и О. Моргенштейна звучит следующим образом: конфликт - это взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также - планированием целенаправленных действий.

К. Левиным конфликт характеризуется как ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. В своих работах он рассматривает как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые.

В теории социального конфликта Л. Козера конфликт - это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор делает упор на позитивной функции конфликта - поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт, по мнению Козера, связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

Основоположник самостоятельного направления в изучении конфликтов в американской социологии и социальной психологии- конфликтологии -У. Ф. Линкольн подходит к рассмотрению конфликта с позиций здравого смысла и прагматизма и придерживается такого рабочего определения конфликта: конфликт- это понимание, воображение или опасение хотя бы одной стороной того, что ее интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая сторона или стороны. И две или несколько сторон готовы бороться за захват, подавление или уничтожение интересов соперников ради удовлетворения собственных интересов. В сущности, конфликт - это конкуренция в удовлетворении интересов, фактически - конфликт интересов.

В отечественной психологии выделяют, как правило, три вида конфликтов, имеющих социально-психологическое содержание: социальные, межгрупповые и межличностные. Наиболее распространено следующее определение: конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

.2 Структурно - динамические характеристики конфликта

Общий анализ понятий, предлагаемых специалистами для описания конфликтов, равно как и «естественных» категорий, существующих в обыденном сознании, позволяет прийти к следующим выводам.

Если исключить из рассмотрения понятия, которые скорее относятся к описанию общей проблематики конфликтов (например, методы изучения конфликтов, личность в конфликте и др.), то остальные категории могут быть отнесены к структурным или динамическим характеристикам конфликта. Структурные характеристики конфликта являются статичными элементами, которые могли бы быть обнаружены в «срезе» конфликта, а его динамические характеристики связаны с тем. «какие именно события происходят» в конфликте.

Структурные характеристики представляют собой составные элементы конфликта. Они отражают компоненты, без которых его существование невозможно: «изъятие» любого такого компонента из пространства конфликта либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер. К структурным компонентам конфликта относятся:

) стороны (участники) конфликта

) условия конфликта

) предмет конфликта

) действия участников конфликта

) исход (результат) конфликта

Стороны (участники) конфликта

В конфликтологической литературе их также часто называют противостоящими сторонами, реже - конкурентами, или соперниками. Иногда их именуют противниками, что обычно относится к конфликтам, протекающим в острой форме, где взаимодействие участников действительно больше напоминает борьбу враждующих противников.

Участники конфликта обычно обозначаются в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной ситуации («начальник - подчиненный», «муж - жена», «отцы и дети»). Важными - с точки зрения возникновения и развития конфликта - считаются интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивидуально-психологические особенности.

Переход участников ситуации к конфликтному взаимодействию начинается с действий одного из них, того, кто проявляет инициативу (в начале борьбы за предмет конфликта, в попытке выяснения отношений) и, по крайней мере, на начальном этапе конфликта может рассматриваться как его инициатор. Если и на других стадиях конфликта инициатива действий чаще остается за одной стороной, то она может рассматриваться как активная сторона, а другая - как пассивная.

Успешное разрешение конфликта требует учета интересов всех участников конфликта, В этой связи важно иметь в виду не только его непосредственных участников - Тех, между кем собственно и развивается конфликтное взаимодействие, но и других лиц, чьи интересы могут быть затронуты данной ситуацией и чья позиция может иметь влияние на исход конфликта. В сущности, они могут рассматриваться как пассивные участники данной конфликтной ситуации.

Условия конфликта

Под условиями явления обычно понимают обстоятельства или факторы, определяющие его характеристики и возможность его возникновения (в случае необходимых и достаточных условий). Условия конфликта, входящие в число его структурных характеристик, включают в себя условия его возникновения и условия его протекания.

Обычно под условиями возникновения понимают объективные особенности внешней ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта. Например. Р. Дарендорф, описывая причины социальных конфликтов, пишет о «технических» (появление руководящих лиц в подгруппах), политических (возможность организации противоположных интересов) и «социальных» (возможности общения и увеличение числа членов подгрупп) условиях возникновения конфликтов (Тернер. 1985). В возникновении социальных явлении, как правило, существенную роль играют субъективные факторы, связанные с людьми. И в этом случае очень трудно или даже невозможно определить те факторы, которые могут рассматриваться как необходимые или достаточные для возникновения конфликта.

Применительно к межличностным ситуациям можно говорить об общем характере их отношений (вспомним схему Дойча с 16 типами социального взаимодействия), который может быть описан, исходя из параметров кооперативности - конкурентности, равенства - неравенства партнеров, их ориентации на задачу и взаимоотношения и т. д. Ситуация взаимодействия людей, независимо от их отношения к ней, занимаемой ими субъективной позиции, оценки своих отношений и т. д., может быть объективно охарактеризована как ситуация позитивной взаимозависимости людей (кооперативная ситуация) или их противоречивой или негативной взаимозависимости (конкурентная ситуация). Сами люди могут не рассматривать свои отношения как противоречивые или конкурентные, однако считается, что объективно конкурентные отношения являются одним из условий, которые, при прочих равных, способствуют возникновению конфликтов.

Как правило, тесные контакты между людьми (например, супружеские отношения) потенциально содержат в себе и множественные виды кооперативных связей, и одновременно - в явном или скрытом виде - противоречия в целях и интересах. Тогда в качестве условий возникновения конфликта будут выступать факторы, способствующие переходу их взаимодействия в конфликтные формы.

Причины возникновения конфликта связаны с какими-то конкретными действиями участников ситуации или возникшими обстоятельствами. Какие бы проблемы в их общении ни существовали, какие бы объективные ситуации ни возникали, вступают в конфликт, в конечном счете, конкретные люди. Выявить причину конфликта - это, значит, понять, что именно в действиях или поведении участников привело к переходу их взаимодействия в конфликтные формы.

К условиям протекания конфликта относят факторы, оказывающие влияние на его развитие. Обычно конфликтологи говорят о факторах ситуации - социокультурном контексте конфликта (включающем культурные нормы протекания и разрешения конфликтов), непосредственном ситуационном фоне развития данной конфликтной ситуации (который может выступать как фактор ужесточения конфликта), наличии третьих сил, заинтересованных в смягчении или обострении конфликта и др.

Предмет конфликта

Предмет конфликта (иногда его также называют объектом) - это то, что становится объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон. Предметом конфликта может быть конкретный объект (например, материальный предмет - одна книга на двоих), конкретная возможность (одна должность, на которую претендуют два человека, или одна путевка в санаторий на весь отдел), или некое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, или соблюдение/ несоблюдение каких-то правил и т.д. Предмет конфликта - это именно то, из-за чего спорят, что становится объектом переговоров или борьбы участников взаимодействия. Предмет конфликта, как правило, связан с целями конфликтующих сторон (или, по меньшей мере, с целью одной из них), однако не все их цели в конфликте связаны с предметом конфликта.

Действия участников конфликта

Структурным компонентом конфликта, без которого он бы просто не мог существовать, являются также действия его участников. В совокупности они образуют то, что называется конфликтным взаимодействием. Взаимонаправленность и взаимообусловленность действий участников вынуждает говорить не столько о действиях отдельных людей, сколько об их взаимодействии. Вспомним классическое описание развития противоречия, принадлежащее Гегелю: «Действие начинается, собственно говоря, лишь тогда, когда выступила наружу противоположность, содержавшаяся в ситуации. Но так как сталкивающееся действие нарушает некоторую противостоящую сторону, то этим разладом оно вызывает против себя противоположную силу, на которую оно нападает, и вследствие этого с акцией непосредственно связана реакция». Конфликтное взаимодействие, в сущности, и является основным содержанием процесса конфликта.

Исход конфликта

Исход конфликта как структурный элемент представляет собой не столько результат, завершающую стадию развития конфликта, сколько идеальный образ этого результата, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия и, в конечном счете, определяющий его направленность.

В конфликтном взаимодействии участники преследуют цели, связанные с предметом конфликта, воздействием друг на друга, «сохранением лица» и т. д. Далеко не всегда они полностью осознаются участниками ситуации и тем более формулируются в терминах достижения конкретных результатов. Вместе с тем образ желательного исхода конфликта становится регулятором конкретных действий участников ситуации.

Структурные характеристики конфликта, являясь его необходимым компонентом, в то же время не дают возможности прогнозировать развитие конфликта. С практической точки зрения, поэтому более существенным представляется рассмотрение действий участников и исхода конфликта в контексте динамических характеристик.

К динамическим же характеристикам конфликта относят стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях. Описание данных характеристик предполагает рассмотрение регуляторов динамики конфликта, определяющих его возникновение и развитие. Безусловно, различение структурных и динамических параметров конфликта иногда бывает недостаточно четким. Например, цели участников конфликта выступают, с одной стороны, в роли регуляторов взаимодействия, с другой же - являются характеристиками сторон конфликта, его структурных элементов.

Динамическим характеристикам конфликта уделяется основное внимание в работах по конфликтологии. Очевидно, это связано с тем, что именно происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Во всяком случае, вопросы, связанные с динамикой конфликта, рассматриваются в конфликтологической литературе значительно чаще, чем его структурные характеристики.

Описание динамических характеристик конфликта предполагает внимание к развитию конфликта и требует ответа на два ключевых вопроса: что происходит в конфликте (процессы, возникающие на разных стадиях) и как это происходит (регуляторы этих процессов).

Обычно считается, что конфликт проходит через следующие этапы развития:

) возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации)

) осознание ситуации как конфликтной

) конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт)

) разрешение конфликта

Несмотря на то, что данное представление является едва ли не общепринятым, оно вызывает вопрос: когда же, собственно, возникает конфликт и что считать его началом? В отечественной литературе эта проблема нашла свое отражение в различении понятий конфликта и объективной конфликтной ситуации. В целом, анализируя содержание, вкладываемое разными авторами в понятие конфликтной ситуации, можно сказать, что она в основном интерпретируется как совокупность объективных внешних обстоятельств и условий, способствующих возникновению конфликта. Конфликт, в свою очередь, представляет собой реальное столкновение участников ситуации, их противостояние, началом которого становится осознание ими ситуации как конфликтной и переход к конфликтному взаимодействию.

Таким образом, анализ динамических характеристик конфликта предполагает описание того, как из некоей совокупности внешних условий возникает конфликт, как происходит само конфликтное взаимодействие и как конфликт разрешается (или иным образом заканчивается).

1.3 Специфика организационного конфликта

Одним из наиболее часто встречающихся в последнее время видов конфликта является организационный. Он заключается в себе некоторую специфичность, которая характерная для наших дней. Предприятие - это функционально-целевая общность, создаваемая индивидами или более широкими общностями (надорганизациями) для удовлетворения социальных потребностей личностей и общностей. С этой точки зрения, предприятие представляет собой внутренне-противоречивую систему. С одной стороны, оно является инструментом достижения целей иной организации или личности. В условиях рыночных отношений субъектом целеполагания может быть владелец предприятия, группа держателей основного пакета акций, государственная организация, министерство, ведомство и т. д. Но с другой стороны, для успешного функционирования оно хотя бы частично должно быть субъектом собственной деятельности, то есть обладать возможностью целеполагания, свободой, автономией и другими характеристиками субъекта.

Организации, цели и функции которых по преимуществу задаются извне, называются инструментальными. Инструментально организации детерминирует целый класс конфликтов. Важнейшим из них является конфликт целеполагания. Этот конфликт возникает тогда, когда перед организацией возникают противоречивые и даже не совместимые цели. Например, перед предприятием поставлена цель выпуска высокоточных машин и приборов, находящихся на переднем крае научно-технического прогресса, но при этом сформулирован, также задача обеспечения высокой нормы прибыли, существенной экономии материальных и финансовых ресурсов, сокращение инвестиций в разработку новых технологий и т. д. При наличии резервов в течение некоторого времени удается двигаться в сторону этих целей одновременно. Но как только эти резервы будут исчерпаны, продвижение в каждом из направлений окажется возможным только при потерях на других, поскольку управление организовано так, что за каждое из этих направлений отвечают различные люди и подразделения, то противоречивость целей выльется в конфликтное взаимоотношение специализированных групп работников. Этот конфликт носит внешнеорганизованный характер, так как его субъектами являются надорганизация - учредитель данного предприятия и данное предприятие.

С целедостижением органически связаны типичные для инструментальных организаций внутриорганизационные конфликты, носящие дисфункциональный характер. Основной элемент всякой организации - люди - индивиды, группы и иные общности. Инструментальная организация - это чаще всего бюрократическая организация, которая строит свою деятельность на строгом соблюдении правил, инструкций, норм. Ее главное требование - дисциплина и порядок. Но уже Р. Мертон показал, что дисциплина необходима для того, чтобы агенты достигали стандартизированного поведения, независимо от достижения цели. Они принимают правила поведения не как средства, а как цель. В результате происходит подмена главной цели. Целью деятельности людей на предприятии становится не достижение целей, поставленных субъектом - учредителем организации (производство определенных материальных ценностей, услуг, получение прибыли), а выполнение правил и инструкций, поддержание дисциплины и порядка.

Наряду с инструментальными организациями в современных условиях широкое распространение получили субъектные организации, то есть такие организации, которые сами себе задают цель деятельности, являются субъектами целеполагания. Как отмечают исследователи организаций, предприятия, делающие ставку на собственную субъективность и субъектность своих подразделений, отрицающих необходимость всеобщей регламентации, и способные определять то, как им выполнить работу, как при заданных ограничениях достичь внешне фиксированных целей, относительно молоды. Они возникли в связи с утверждением в организациях доктрины человеческих отношений для того, чтобы повысить эффективность деятельности предприятия за счет использования так называемого «человеческого фактора». Но такие организации, считают Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк, и более конфликтны по своей природе.

Главная причина повышенной внутренней конфликтности организаций этого типа заключается в том, что они принципиально опираются на способность людей к самодеятельности, на субъектное начало как отдельных индивидов, так и групп. Именно на такого типа предприятиях господствует неформальная организация, центробежные процессы в которой являются источником конфликтов. Неформальные группы на таком предприятии могут сформировать свои собственные цели, существенно отличающиеся от целей организации. И это уже является причиной организационного конфликта. А в условиях, когда членами такой группы становятся формальные лидеры организации, они вполне способны цели своей группы противопоставить целям своего предприятия. Так, если целью того или иного предприятия является производство того или иного типа машин, а на основе реализации этой продукции, работники этих предприятий удовлетворяют свою потребность в обеспечении материальными благами, обеспечивают себя средствами существования, то определенной группе руководителей на данном этапе может оказаться более выгодным довести данное предприятие до состояния полного развала, подвести к черте банкротства и на фоне общей паники и внутренней дезорганизации коллектива скупить контрольный пакет акций. В результате возникает внутренний конфликт между целями узкой группы руководителей предприятий и основным персоналом, рабочими и служащими предприятия.

Конфликтологи указывают, что любое предприятие располагает такими подразделениями, взаимодействие между которыми потенциально конфликтно. В этом случае возможны как горизонтальные, так и вертикальные конфликты. Горизонтальные конфликты чаще всего возникают тогда, когда различные подразделения предприятия черпают средства своего функционирования из одного ограниченного источника при условии, что свободные резервы средств уже истощены.

Но конфликт между структурными подразделениями предприятия может возникнуть не только из-за дефицита средств, но приобрести позиционный характер. Позиционность - это отношение, которое проявляется в различии интересов, целей людей, взаимодействующих друг с другом в решении общей направленности целедостижения. Иначе говоря, позиционность есть разделение коллектива, источником которого является осознание противоположностей, интересов и целей его членов. На основе противоречивых позиций индивидов, групп, подразделений возникает позиционный конфликт. «Позиционный конфликт, по определению А. И. Пригожина,- это вид контролируемого межцелевого напряжения, связанного с противопоставлением параллельных целей по единой горизонтали».

Однако наиболее часто организационные конфликты возникают вследствие внутренней противоречивости социальной структуры предприятий, построения их по вертикальному иерархическому принципу. И здесь, как справедливо указывал Дарендорф и его последователи, основным конфликтогенным фактором является борьба различных индивидов, групп, структур по проблемам власти. Эта борьба носит самый многообразный характер.

В любой организации, на любом предприятии по самой природе функционирования организации заложены два типа власти, власть на основе положения в иерархии и власть на основе профессионального знания. Эти два типа власти в известной мере противоречат друг другу. Власть администратора, бюрократа возникает из его социального статуса руководящего работника, базируется на праве приказа и поэтому подчинение ему не является добровольным. Администратор в принципе не обязан убеждать своих подчиненных в обоснованности своего распоряжения, хотя определенный тип администратора и может это делать. Власть технического специалиста - профессионала связана с признанием его социального статуса с этих позиций и поэтому подчинение компетентному специалисту является добровольным. Главной практической проблемой современных организаций является определение степени самостоятельности специалистов в сфере оперативной формулировки целей деятельности, типа решаемых задач, способа использования знания и контроля исполнения. Борьба между носителями различного типа власти - административной и профессионального знания - один из распространенных видов межгруппового конфликта. Межгрупповые вертикальные конфликты в самых разнообразных формах являются наиболее распространенной формой организационного конфликта. Как отмечают Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк, в самой основе иерархической структуры организаций, где имеют место отношения руководитель-подчиненный, в котором руководитель наделен функциями управления и контроля и располагает рычагами принуждения, потенциально заложена возможность конфликтной ситуации. Уже сам факт наличия потенциального принуждения указывает на возможную несовместимость целей деятельности руководителей и подчиненных и это порождает конфликтные ситуации.

Весьма частым источником конфликтов в организациях является несбалансированность рабочих мест. Сбалансированность рабочего места означает, что рабочему месту не должны приписываться функции, не обеспеченные средствами, необходимыми для их исполнения, не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Обязанности и права при этом должны быть взаимно уравновешены, т. е. каждая обязанность должна быть обеспечена определенным правом, и никакое право не может осуществляться без определенной обязанности; объем ответственности, и объем власти должны быть связаны, т. е. ответственность за что-либо должна обеспечиваться соответствующей властью и наоборот. Сбалансированность означает также, что обязанности должны быть связаны только с данной совокупностью функций, а ответственность может возникать лишь при невыполнении именно данной совокупности функций, т. е. невыполнении связанных с функциями обязанностей. Сбалансированность рабочего места означает, наконец, что совокупность прав и власти гарантируется только данными средствами.

Достичь такого идеального состояния, чтобы все рабочие места были сбалансированы, очень трудно. Функции и средства для многих типов рабочих мест зачастую фиксируются лишь приблизительно. Даже когда функции определены, иногда не известны средства для их выполнения. Это относится, прежде всего, к тем рабочим местам, где технологическая деятельность нечеткая. Таковы, например, многие рабочие места экономической службы, службы линейного и функционального управления, инспекционных служб, многие исследовательские рабочие места.

В подобных ситуациях начинается стихийное, не предусмотренное никакими правилами и инструкциями, перераспределение функций и средств по однородным и даже разнородным рабочим местам.

Если перераспределение происходит в группе, члены которой взаимно дружески настроены, конфликтные ситуации и конфликты не возникают. В группе известно, кто какую работу лучше делает, есть стремление к выравниванию загрузки, чувство взаимной ответственности за выполнение совокупности предписанных функций. Такая группа имеет мощные неформальные средства воздействия на каждого своего члена, о чем речь пойдет ниже. Постепенно при долгом существовании группы в стабильном составе вырабатывается традиционное балансирование рабочих мест, распределение функций и средств.

Осложнения возникают и в случае, когда из группы, в которой уже достигнут баланс, кто-либо уходит. Если длительное время никто не замещает возникшей вакансии, группе приходится вновь заняться балансировкой. Это чревато внутригрупповыми конфликтами. Они зачастую невидимы постороннему глазу и внешне выражаются лишь в некотором снижении производительности или качества работы. В них до поры до времени никому не следует и вмешиваться. Группа разберется сама. Вмешиваться в конфликт можно и нужно лишь тогда, когда члены группы не смогли договориться между собой, и конфликт вышел за ее пределы или когда группа обращается к посторонним для нее лицам как к третейским судьям.

Весьма распространены в организациях межличностные конфликты. В основе конфликта лежат столкновения людей, их мнений, позиций, взглядов, характеров, интересов с точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает единовременно и как защитная реакция, и как ответная эмоционально окрашенная реакция.

Современная конфликтология достаточно подробно описала динамику протекания конфликтов. Большинство конфликтов назревает постепенно и вначале находятся в так называемом инкубационном, скрытом (латентном) состоянии, при котором конфликтующие стороны выражают скрыто свои претензии, как говорится «за глаза». При этом, как правило, предпринимаются попытки удовлетворения этих претензий «мирным» путем. Если такой способ не вызывает позитивной реакции, игнорируется или наталкивается на отказ, конфликт переходит в открытую форму. Эта стадия развития конфликта называется конфликтным поведением.

Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Конфликт в этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды не только стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных

Таким образом, модель конфликта содержит: ситуацию, источники конфликта, возможности разрастания конфликта, реакцию на ситуацию, реализацию конфликта, управление конфликтом, функциональные и дисфункциональные последствия конфликта.

Последствия конфликта могут быть функциональными (конструктивными) и дисфункциональными (разрушающими). Среди функциональных последствий можно выделить: поиск и выработки взаимоприемлемого решения, снятие враждебности, несправедливости конфликтующих людей, разрядка, появление условий для сотрудничества, творчества, взаимопонимание, анализ проблем и разработка различных вариантов их решений.

Дисфункциональные последствия конфликтов: неудовлетворенность людей, их плохое самочувствие, рост текучести кадров, уменьшение сотрудничества, излишне сильная преданность своей группе и проявление непродуктивной конкуренции с другими группами, представление о другой стороне как о «враге», уменьшение коммуникаций вплоть до их полного исчезновения, смещение акцента - придание большего значения «победе» в конфликте, чем решению проблемы.

Таким образом, были рассмотрены следующие вопросы необходимые для раскрытия вышеназванной проблемы.

Конфликт - это особый вид взаимодействия субъектов организации (оппонентов), при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делают невозможным реализацию ее целей и интересов. Конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, позволяет проанализировать большое количество альтернатив и т.д. Это делает процесс выработки решения группой или отдельным руководителем более эффективным, дает возможность людям выразить свои мысли и чувства, удовлетворить потребности.

В целом выделяют две группы конфликтов - функциональные конфликты и дисфункциональные. конфликты первой группы ведут к повышению эффективности организации, а конфликты второй группы приводят к снижению личной удовлетворенности, разрушению группового сотрудничества. Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Причинами конфликтов - это различия в представлениях и ценностях ведут к конфликту, потому что, вместо того чтобы объективно анализировать проблему, люди часто рассматривают только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые благоприятны лишь для их группы и личных потребностей.

Глава 2. Анализ причин конфликтов в ООО «Лагуна-М»

2.1 Анализ внутренней среды организации

Полное официальное наименование акционерного общества - ООО «Лагуна - М».

Юридический адрес: 660000 г. Красноярск, ул. Тамбовская, 31.

Основными видами деятельности «Лагуна - М». являются:

производство и реализация хлебобулочных и кондитерских изделий;

осуществление внешнеэкономической деятельности;

оказание производственных, посреднических и коммерческих услуг;

осуществление проектно-конструкторской, научно-исследовательской строительно-монтажной и ремонтной деятельности.

Уставный капитал общества - 13 147 000 рублей.

Уставный капитал разделен на 13 147 обыкновенных акций. Номинальная стоимость одной акции - 1000 рублей. Контрольный пакет акций, составляющий 51 процент, находится в собственности государства, остальные 49 процентов распределены между членами трудового коллектива.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об акционерных обществах » от 24.11.95 года, органами управления ООО «Лагуна - М» являются: Собрание акционеров, Совет директоров, а также правление во главе с Генеральным директором.

Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.

После установления своей миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:

. Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии

. Определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы.

. Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана.

Систему целей фирмы можно определить следующим образом:

Производство и внедрение на рынке высококачественной продукции;

Увеличение доли рынка и занятие на нем позиции лидера;

Доведение качества товара и качество обслуживания потребителей до европейских стандартов.

Из Устава предприятия следует, что основными видами его деятельности являются следующие:

. Производство хлебобулочных и кондитерских изделий, а так же их реализация;

. Производство иной продовольственной продукции и ее реализация;

. Оптовая и розничная торговля продуктами питания;

. Закупка сельскохозяйственной продукции.

Предприятие имеет следующую структуру управления:

директор

гл. бухгалтер

гл. инженер

начальник производственно - технологической лаборатории

нач.П.Э.О.

замдиректора по коммерческим вопросам

нач. отдела кадров

Всего 10 человек управленческого персонала, все руководители отделов с высшим образованием.

Организационная структура управления включает в себя установление вертикали власти и подразумевает также установление власти руководством отдела или подразделения над отделом и установление власти руководством предприятия над предприятием. Этим достигается качество управления и принятия оперативных решений, что положительно отражается на качестве предоставляемых услуг. Возникающие в процессе деятельности неопределённости решаются, по возможности, на уровне соответствующего отдела. При невозможности устранить неопределённость или какую-либо проблему на уровне отдела или подразделения она переходит на рассмотрение к руководству предприятия.

Особое внимание уделяется соответствию уровня образования сотрудников и занимаемой ими должности. Такой вид контроля позволяет повысить оперативность и эффективность принимаемых решений, что, в свою очередь, позитивно влияет на качество выполнения поставленных задач и на работу фирмы в целом.

Ниже в таблице № 1 показана структура численности сотрудников предприятия.

Таблица № 1. Численность сотрудников предприятия

Категории рабочих

Численность (чел.)

Руководители

20

Специалисты

52

Рабочие

320

Итого:

392


Из структуры управления видно, что в ней отсутствуют такие отделы, как маркетинговый отдел, отдел внешне - экономических связей, так же нескольких других отделов.

Главным отделом по выпуску продукции является Лаборатория. В своей работе лаборатория руководствуется положением о лаборатории ООО «Лагуна-М» в котором определены ее функции, права, обязанности, ответственность, взаимодействия с другими подразделениями предприятия.

Лаборатория укомплектована специалистами с высшим и среднетехническим образованием. Переподготовка кадров проходит один раз в 4года на курсах повышения квалификации в г. Санкт-Петербурге, г. Москве. Цех по выпечке хлеба оснащен 4-печами ФТЛ-2 суточная мощность каждой 10т. хлеба в сутки.

Общая мощность - 40т. хлеба в сутки. Цех по выпечке мелкоштучных изделий включает в себя канадскую линию - мощность, которой 2т. изделий в сутки. Французскую линию - мощность, которой 1,5 т. изделий в сутки.

Основным сырьем на производстве является мука пшеничная высшего сорта , 1 сорта, 2сорта, ржаная обдирная.

Основным поставщиком муки является ОАО «Красхлебопродукт». Объем поставки муки зависит от выпущенной продукции, в настоящее время объем составляет до 50 т. в месяц. Прочее сырье: сахар, маргарин, масло растительное, пряности поступают с заводов изготовителей г.Новосибирска, г.Томска. Основным потребителем являются -фирменные киоски, магазины, детские дошкольные учреждения, больницы, детские дома, дом инвалидов. 80 % продукции реализуется через фирменные киоски предприятия.

Хлебопекарная промышленность является материалоемкой. Поэтому важную роль в обеспечении ритмичной и бесперебойной работы хлебопекарных предприятий играет складское хозяйство, обеспечивающее хранение необходимых запасов сырья, топлива и других эксплуатационных материалов, а так же сохранение их качества. В целях снижения эксплуатационных расходов складские помещения должны быть рационально размещены, находиться вблизи производственных и вспомогательных цехов и участков, должны быть удобными для приема и хранения грузов, внутрискладского и внутризаводского транспортирования всех видов сырья и материалов.

На предприятии существует склад, где хранится мука в мешках уложенных в штабеля. На складе выполняются следующие основные операции:

приемка сырья по количеству и качеству

размещение сырья и материалов

хранение

подготовка сырья к отпуску в производство (просеивание, очистка

муки от примесей, растворение сахара, соли, жиров.)

отпуск сырья на производство

оформление приходных и расходных документов

учет сырья и материалов.

Все это позволяет улучшить качество хранимых товаров, но наличие огромного количества дебиторов не позволяет выйти из сложившейся ситуации.

Надо отметить, что отдел материально - технического снабжения обеспечивает не только производство необходимым сырьем и материалами, а так же спец.одеждой, химией, столярными и слесарными инструментами и т.д. Отдел материально - технического снабжения разрабатывает план снабжения производства сырьем, топливом и т.д. Составляет на них заявки. Отдел снабжения отвечает за своевременное поступление сырья, материалов и топлива на предприятие, обеспечивает их хранение. Одной из главных задач отдела является ускорение оборачиваемости материальных ресурсов, улучшение организации складского хозяйства, организация централизованного завоза сырья и материалов; отдел обеспечивает соблюдение норматива запасов материальных ресурсов. Основные задачи, стоящие перед органами материально - технического снабжения, сводятся к следующему:

правильное определение потребностей предприятия и организаций промышленности в средствах производства

правильное распределение важнейших средств производства между отдельными потребителями и обеспечение минимальных затрат, связанных с заготовкой, транспортировкой и хранением средств производства

своевременное обеспечение предприятия сырьем, материалами и другими средствами производства в необходимых количествах, ассортименте и качестве, обеспечивающих бесперебойное выполнение планов производства

ускорение продвижения материалов и других предметов материально- технического снабжения от поставщиков к потребителям и сокращение расходов, связанных с заготовкой и перевозками - организация разработки норм расхода с учетом рационального использования сырья, материалов и других ресурсов, осуществление контроля за их экономным использованием

определение необходимых размеров запасов сырья, материалов и топлива

рациональное использование складского и транспортного хозяйства и правильная организация хранения и учета материалов В хлебопекарной промышленности удельный вес сырья и материалов в себестоимости продукции составляет примерно 91%, в т.ч. сырье 84%. Это значит. Что нормальное обеспечение предприятия сырьем и материалами, а также рациональное их использование является одной из важнейших задач, обеспечивающих ритмичную работу предприятий и повышение их экономической эффективности. Но это пока невозможно для данного предприятия и поэтому как такового планирования нет, работа предприятия проходит без плана, так как завоз сырья производится ежедневно, а, следовательно, нет никакой гарантии, что поставка осуществится в срок. Но надо отметить, Планирование материально-технического снабжения играет важную роль в коммерческой деятельности на предприятии. В основе планирования лежит расчет потребностей в средствах производства на предприятиях. План материально-технического снабжения создается в несколько стадий. В середине текущего года предприятиями на основании прогноза ожидаемого выполнения годового плана и имеющихся предварительных показателей на планируемый год составляет проект плана по производству и материально-техническому снабжению, который предоставляется к рассмотрению директора предприятия.

Планово экономический отдел разрабатывает перспективные и текущие планы предприятия, а также ведет оперативное планирование и определяет плановые показатели участков, смен(бригад); контролирует выполнение плана по всем показателям как по предприятию в целом, так и по участкам, сменам и посредством всестороннего анализа производственно хозяйственной деятельности определяет внутренние резервы в экономике предприятия для их оперативного использования.

Совместно с другими подразделениями управления разрабатывает мероприятия по повышению эффективности производства, экономически обосновывая целесообразность этих мероприятий. В центре внимания работников отдела находятся задачи по организации труда и управления: внедрение типовых проектов рабочих мест, определение норм выработки и расценок, обмен передовыми методами труда, контроль за соблюдением трудового законодательства, участие в разработке комплексных планов внедрения научной организации труда и планов социального развития предприятия. Планово-экономический отдел ведет оперативный учет выполнения показателей по производству, производительности труда, себестоимости составляет статистическую отчетность по предприятию, т.е. ведает информацией по важнейшим показателям работы хлебозавода.

Итак, задачи и функции планово-экономического отдела состоят в следующем:

обеспечивает перспективными (годовыми), квартальными и месячными планами подразделения предприятия, а также прилагает к ним расчеты

разрабатывает постоянные, временные, разовые, оптовые и розничные цены на продукцию; тарифы на работы, услуги, сметы затрат

контролирует план реализации продукции, план на прибыль

осуществляет статистический учет по всем производственным и технико- экономическим показателем работы предприятия; готовит периодическую отчетность

контролирует выполнение плановой и фактической себестоимости; ведет учет материалов, сырья, топлива и энергоресурсов

обеспечивает контроль за расходованием фонда оплаты труда и материального поощрения, за правильностью применения форм и системы заработной платы, тарифных ставок, расценок, должностных окладов, за установлением разрядов рабочим и категорий специалистам.

Остановиться так же следует на работе такого звена как бухгалтерия, так как она занимает немалое место в планировании и организации коммерческой деятельности по обеспечению предприятия материальными ресурсами. В ведение бухгалтерии входит организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономичным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью муниципальной собственности, а так же учитывает поступающие денежные и основные средства, своевременное отражение на счетах операций бухгалтерского учета, правильное начисление и перечисление налогов в казну государства. Бухгалтерия осуществляет учет использования средств, выделенных в распоряжение предприятия. Контролирует выполнение плана по прибыли и рентабельности производства, определяет фактическую себестоимость продукции. Главный бухгалтер является государственным контролером на хлебозаводе, ответственность за правильность расходования средств и соблюдение финансовой дисциплины. Так же в состав бухгалтерии входят:

бухгалтер по торговле, в обязанности которого входит составление

отчетов по кассе

бухгалтер по учету материалов

старший бухгалтер

кассир

бухгалтер статист (который объединяет все отчеты в один)

Объединяя функции бухгалтерского учета и отчетности и финансовой деятельности, бухгалтерия разрабатывает финансовый план и следит за его выполнением и финансовым состоянием предприятия. Наряду с этим аппарат бухгалтерии ведет систематическую работу в области финансовых взаимоотношений с поставщиками сырья и материалов, потребителями заводской продукции, финансовыми органами.

Бухгалтерия принимает непосредственное участие в разработке и выполнении мероприятий по повышению эффективности всей работы предприятия. Данными вопросами на предприятии занимается отдел сбыта. Отдел сбыта готовой продукции разрабатывает план реализации изделий хлебопекарного предприятия и обеспечивает его выполнение. Отдел отвечает за своевременную поставку продукции в торговую сеть в заказанном ею ассортименте и объеме, обеспечивает соблюдение требований действующих условий поставки хлеба и хлебобулочных изделий. Наряду с этим отдел сбыта ведет систематическую работу по изучению спроса потребителя на продукцию предприятия, информирует об этом директора хлебозавода для принятия мер по удовлетворению спроса населения, заключают договора, занимаются взаимозачетами, оговаривают условия аренды, а так же другие вопросы. Начальник отдела сбыта принимает непосредственное участие в заключении договоров на поставку продукции в объеме и ассортименте соответствующими ведающими торговлей организациями и в дальнейшем обеспечивает реализацию в соответствии с этими договорами. На современном этапе развития экономики необходимо, чтобы в структуре предприятия присутствовал отдел маркетинга, который занимался бы рекламированием товара через соответствующую сеть организаций, радио, телевидение, печать. Но такого отдела у них нет, частично эти функции выполняет отдел сбыта и коммерческий центр, который является своеобразным маркетинговым структурным подразделением. Основными задачами данного центра являются:

комплексное изучение конъюнктуры рынка

обеспечение производства основными видами сырья и материалами

организация розничной торговли продовольственными и промышленными товарами

создание точек общественного питания

коммерческая деятельность и т.д. Надо отметить, что для получения максимальной прибыли предприятие передает коммерческому центру право закупки и реализации продукции, а так же устанавливать торговую надбавку на закупаемую продукцию. За коммерческим центром закрепляются следующие виды деятельности:

обеспечение производства мукой в объемах согласно плану

организация работы киосков

расширение сети фирменных киосков.

Коммерческий центр работает с магазинами, киосками и с другими платежеспособными потребителями своей продукции, но как уже говорилось ранее, большинство клиентов данного предприятия не могут рассчитываться за покупаемые товары. Но данное предприятие не может отойти от прежних своих коммерческих связей, т.к. его клиентами являются дом инвалидов, дет. сады, воинские части, тюрьмы, больницы, т.е. все его потребители - специфические субъекты рынка, и в настоящее время совершенно неплатежеспособные, такие потребители не дают предприятию выйти на другой уровень развития. В состав отдела сбыта входит диспетчерская, на которой я хочу остановиться.

Диспетчированием называется централизованный контроль и руководство ходом производства с целью обеспечения планомерного выпуска продукции, своевременного завоза изделий в торговую сеть контроля за работой автотранспорта и т.д.

Контроль за поступлением сырья, ходом производственного процесса, работой склада готовой продукции должен быть непрерывным, а руководство участками - оперативными. Диспетчеры выполняют следующие функции:

непрерывный учет и текущую информацию о работе всех звеньев производства по повышению плана и сменных заданий

выявление причин отклонений от нормального хода производства и принятие мер по их устранению

координацию действий звеньев производства в целях обеспечении слаженной работы всего предприятия Основной задачей диспетчеров является реализация оперативного календарного плана работы предприятия в каждой смене и на каждом участке.

Централизация контроля и руководства ходом производства предусматривает организацию диспетчерского пункта, а оборудованного сигнализационным табло пультом управления поисковой сигнализации, магнитофонным устройством, общезаводским диспетчерским коммутатором, надежной телефонной связью с участками производства, часами и т.д.

Основным недостатком является отсутствие маркетингового отдела. Маркетинговым отделом должно проводиться анкетирование среди населения для расширения ассортимента. Для этого потребители заполняют анкеты, в которых им предлагается ответить на ряд вопросов:

. Нравится ли Вам этот продукт?

. Какое название Вы предпочли бы для данного товара?

. Почему Вам нравится этот товар?

. Ваши предложения по производству нового вида товара?

. Устраивают ли Вас цены на данный продукт?

Регулярные маркетинговые исследования в области сбыта, социологические опросы населения о вкусовых приоритетах и, как следствие, постоянные разработки новых, отвечающих запросам потребителей, видов продукции позволят ООО «Лагуна-М» быть всегда впереди конкурентов.

.2 Анализ внешней среды предприятия

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Конкурентами являются частные мини-пекарни. Основной причиной конкурентности является - способность продавать более дешевую продукцию чем ООО «Лагуна-М». Из-за огромных долгов перед предприятием бюджетных организаций предприятие не может обеспечить 60 % загрузку своих мощностей (не говоря уже о 100% загрузке), т.е. нет сырья, запасов материалов, простаивают смены т.к. это зависит от оборотных средств. При этом простаивают не только рабочие смены, но и производственные мощности, и складские помещения, а ведь работа склада важное звено для нормальной среды существования.

Любой покупатель будет приобретать тот товар, который наиболее полно удовлетворяет его личные потребности, а масса покупателей покупает тот, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, чем товары-конкуренты. Поэтому конкурентоспособность товара, т. е. возможность сбыта на данном рынке, можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой.

ООО «Лагуна-М» выпускает качественную продукцию. Продукты, выпускаются из натурального сырья, без консервантов. Спрос на продукцию ООО «Лагуна-М» стабильный и постоянно возрастающий.

Таблица № 1. Сравнительный анализ ООО «Лагуна-М» по факторам конкурентоспособности.

Факторы конкурентоспособности

ООО «Лагуна-М»

Конкуренты

 

Крупные предприятия

Мелкие организации

Частные лица

 

Расценки на услуги

Низкие

Низкие

Низкие или средние

Средние или выше средних

Наличие и состояние базы для ремонта оборудования

Современное оборудование и собственные запасные части

Современное оборудование и наличие  вспомогательного производства

Недорогое, но качественное оборудование

Оборудование устаревшее или  отсутствует

Наличие дополни-тельных денежных средств

Есть

Есть

Есть, но ограничен

Ограничен или отсутствует

Положение на рынке

Устойчивое

Устойчивое

Более или менее  устойчивое

Неустойчивое

Экономический рост

Возможен

Возможен или достиг предела

Возможен

Почти не-возможен

Платёжеспособность

Высокая

Высокая

Средняя

Низкая или отсутствует

Доходность

Высокая

Высокая

Высокая или средняя

Низкая или отсутствует

Перечень услуг и видов продукции

свыше 20 наименований

свыше 20 наименований

5-15  наименований

1-5  наименований

Качество услуг

Высокое

Высокое

Высокое или среднее

Высокое, среднее или низкое


Основным рынком сбыта продукции ООО «Лагуна-М»» является г. Красноярск, так как на других рынках продукция не конкурентоспособна.

При формировании спроса и цен на услуги учитывается спрос на них, т.е. кто будет пользоваться предоставляемыми услугами, какие требования будут предъявляться к качеству и сколько клиенты готовы (и могут) за них заплатить.

Товарная политика - это стратегия управления товаром. Она предполагает определенный курс действий и наличие таких принципов, благодаря которым обеспечивается эффективное формирование товарного ассортимента.

Товарная политика, которой занимается ООО «Лагуна-М» изучает меры по повышению конкурентоспособности товара, создание новых товаров, расширение ассортимента, удлинение жизненного цикла товара.

Потребительская ценность товара - это качество товара. Продукция ООО «Лагуна-М» выпускается высокого качества. В ней присутствует только натуральное сырье, и никаких консервантов. ООО «Лагуна-М» проводит инновационную политику. Для того, чтобы новый товар преуспел, он должен обладать желательными для потребителей качествами, быть уникальным, а потребители должны иметь информацию о его характеристиках. У ООО «Лагуна-М» очень широкий ассортимент выпускаемой продукции, который представляет собой группу товаров, тесно связанных между собой либо схожестью их функционирования, либо потому, что их продают одним и тем же группам клиентов.

Основными видами продукции выпускаемой ООО «Лагуна-М» является хлеб (455,90 тонн), что составляет 30,47 процента от общего объема выпуска, бараночные изделия ( 224,95 тонн ) - 15,04 процента, пряники (561,42 тонн ) - 37,53 процента и торты ( 80,90 тонн ) - 5,41 процента.

Таблица № 2 Ассортимент выпускаемой продукции

Наименование

Количество наименований

Произведено в 2006 г. ( тонн )

 %

Хлеб

 6

 455,90

 30,47

Булочные изделия

 18

 46,85

 3,13

Пироги

 2

 0,08

 0,01

Сухари

 6

 30,45

 2,04

Бараночные изделия

 8

 224,95

 15,04

ИТОГО хлебо - булочные изделия

 40

 758,23

 50,68

Пряники

 25

 561,42

 37,53

Печенье

 13

 30,40

 2,03

Торты

 29

 80,90

 5,41

Пирожные

 14

 17,87

 1,2

 Кексы, рулеты

 3

 1,71

 0,11

Восточные сладости

 5

 0,55

 0,04

 Мармелад

 3

 5,51

 0,37

ИТОГО кондитерские изделия

 92

 698,36

 46,68

Тесто

 2

 38,21

 2,55

Панировочные сухари

 1

 1,2

 0,08

 135

 1496,00

 100,00


ООО «Лагуна-М» старается сузить свой ассортимент и оставить тот продукт, который легко проходит на рынке. Перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению общей прибыли, так как сокращается реализация товаров. Перед выпуском новых товаров ООО «Лагуна-М» должен удостовериться, что новинка заметно будет отличаться от уже выпускаемых товаров.

Для выпуска продукции на фабрике используется новая технология, закупается новое усовершенствованное оборудование.

Продукция ООО «Лагуна-М» выпускается в яркой и красивой упаковке, которая привлекает глаз покупателей. Например на коробках с печеньем конфетами изображаются различные рисунки, портреты, пейзажи и т.д.

Разработка упаковки товара должна включать в себя содержание товарных этикеток. Товарная упаковка должна гарантировать сохранение всех свойств товара на протяжении всего гарантийного срока действия.

Обоснование и выбор канала товародвижения - наиболее важное решение каждого предприятия. ООО «Лагуна-М» экспортирует свою продукцию в Россию. Там используется метод демпинговых цен.

Почти в каждом районе города ООО «Лагуна-М» имеет посредников. Это дилеры, брокеры. Дилеры специализируются на продаже товаров, они вначале приобретают товар у ООО «Лагуна-М», а затем продают индивидуальному покупателю. Брокеры сводят продавца и покупателя, получая от совершенной сделки специальное вознаграждение. Таким образом они помогают фабрике реализовать продукцию с большей скоростью и успехом, если бы это она сделала сама.

Рассмотрим динамику потребительского рынка.

Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. Потребители резко отличаются друг от друга возрастом, уровнем доходов и образования, склонностью к переездам и вкусами. Деятели рынка сочли целесообразным обособить различные группы потребителей и создавать товары и услуги, специально рассчитанные на удовлетворение нужд этих групп. Если сегмент рынка оказывается достаточно большим, некоторые фирмы могут разработать отдельные маркетинговые программы для обслуживания этого сегмента.

В результате наблюдения и опроса покупателей была проведена демографическая сегментация рынка хлебобулочных изделий по возрастному признаку (рис. 3) отдельно для каждой цены, представленной в таблице 6.

Таблица 3. Демографическая сегментация рынка хлебобулочных изделий

Категория населения

Повышенная цена

Основная цена

Пониженная цена

Низкая цена

 

Количество покупок

Удельный вес в % к итогу

Количество по- купок

Удель- ный вес в % к итогу

Количе-ство по- купок

Удель- ный вес в % к итогу

Количе- ство по- купок

Удель- ный вес в % к итогу

Трудоспособное население

416

84,04

435

75,00

214

37,02

100

22,03

Пенсионеры

69

13,94

122

21,03

347

60,03

340

74,89

Недостигшие трудоспособного возраста

10

2,02

23

3,97

17

2,94

14

3,08

Итого

495

100,00

580

100,00

578

100,00

454

100,00

Рис 4. Демографическая сегментация рынка хлебобулочных изделий

Из рис 4. видно, что большая часть покупателей в торговых предприятиях с основными и повышенными ценами относится к трудоспособному населению, с пониженными и низкими ценами - к пенсионному возрасту.

.3 Анализ причин конфликтов в организации

Конфликты внутри предприятия практически не имеют места быть, несмотря на то, что предприятие имеет огромную задолженность по заработной плате перед персоналом, условия труда не удовлетворительны, а никаких мер по разрешению ситуации не проводится. Дело в том, что работники практически смирились с такими условиями своего места работы, и понимают бесполезность своих протестов. Те, кто не желает мириться с таким положением дел - не тратят зря сил, нервов и денег на успокоительное средство, а просто начинают искать новое место работы.

Разберемся по - порядку: один из возможных конфликтов происходит между работниками и руководством, иначе говоря, это конфликт между личностью и группой.

Хронологическая структура конфликта такова:

Неудовлетворенность работников условиями труда и оплатой труда.

Руководство мер по его решению не предпринимает (со стороны руководства происходит уклонение и игнорирование претензий подчиненных).

Подчиненные вынуждены смирится с тем, что их требования неудовлетворенны.

В результате возникают дисфункциональные последствия конфликта.

Их проявление заключается в следующем:

неудовлетворенность работников;

высокая текучесть кадров на заводе;

снижение производительности труда,

нежелание работников принимать творческого участия в деятельности предприятия, вносить свой собственный вклад;

незаинтересованность кадров в контактах и сотрудничестве с управленческими структурами.

Кроме того, такая структура управления приводит к тому, что движение информации внутри предприятия затруднено, поэтому возникают неудовлетворительные коммуникации между работниками и высшим руководством организации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта, действует как катализатор конфликта и мешают отдельным работникам или группам понять ситуацию с точки зрения других. Следствием являются неоднозначность критериев и показателей качества продукции, неспособность однозначно определить должностные обязанности и функции всех работников, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе.

Таким образом, прямым результатом внутренних конфликтов, и в особенности конфликтов возникающих между работниками и руководством ООО «Лагуна - М», является снижение производительности труда, снижение качества продукции. В результате неразрешенность внутренней проблемы перерастает во внешнюю, и происходит уже внешний конфликт- конфликт с потребителями продукции. Статистические данные показывают, что в последние годы качество производимой продукции стало низким.

В отличие от работников, потребители продукции после того, как предъявят претензии по качеству продукции, вряд ли будут обсуждать эту проблему с представителями руководства предприятия и выдавать свои рекомендации по разрешению проблемы.

Скорее всего, просто они будут использовать продукцию других производителей. Возможно это еще одна причина, по которой спрос на продукцию с каждым годом падает.

В конфликтной ситуации можно находиться очень долго, свыкнуться с ней как с неизбежным злом. Но нельзя забывать о том, что рано или поздно произойдет некое стечение обстоятельств, инцидент, который обязательно приведет к открытому противостоянию сторон, к демонстрации взаимоисключающих позиций.

Для того, чтобы изучить причинный комплекс, вызывающий конфликтные ситуации на производстве, был проведен опрос работников организации ООО «Лагуна-М». Анализ был построен на психологическом обследовании 5 руководителей среднего звена управления и 20 рабочих и служащих.

Анализ полученных ответов руководителей показал, что основные конфликты, происходящие в организации, относятся к сфере производственных отношений между руководителями и подчиненными (80%). Следующими по значимости идут конфликты, затрагивающие межличностные отношения в основном между самими работниками (20%).

Показательно, что, по мнению руководителей, в конфликтах виноваты обе стороны, т.е. и руководители, и работники. Причем конфликты затрагивают как сферу производства, так и межличностные взаимодействия. В возникших конфликтах руководители в 50% случаев активно участвуют в них, а в 50% - наблюдают за их развитием, являясь пассивными участниками конфликтов.

По мнению руководителей, до 30% конфликтных ситуаций не находят своего разрешения, переходя в межличностные конфликты. В этой связи следует иметь в виду, что не все претензии подчиненных к руководителям могут быть удовлетворены, поскольку руководители среднего звена управления не могут изменить коренным образом условия труда или повысить заработную плату. Поэтому недовольство со стороны работников по таким вопросам не должно расцениваться как повод для конфликтов, поскольку устранение их причин не входит в компетенцию менеджеров среднего звена.

Руководители среднего звена, как правило, не вмешиваются в межличностные конфликты между работниками, что вполне можно посчитать обоснованным. В имеющихся конфликтах внутри смен не наблюдается накала страстей, избыточного проявления агрессии в поведении работников. Конфликтное поведение выражается в спорах между работниками и выяснении отношений.

Для нас представляла определенный интерес не только точка зрения руководителей по поводу возникающих конфликтов, но и самих работников. Для этой цели также применялся опросный лист, специально составленный для подчиненных. В результате анализа ответов рабочих было выявлено, что мнения мастеров и работников относительно частоты проявления конфликтов совпадают.

То есть наличие конфликтов оценивается адекватно обеими сторонами, участвующими в нем. В 60 - 80% случаев виноватыми в конфликтах признают себя работники. В остальных случаях подчиненные возлагали ответственность за возникновение конфликтов на своих руководителей. Для психологического анализа интересен тот факт, что и сами руководители брали на себя ответственность за возникновение конфликтов. В тех сменах, где, по мнению и руководителей, и подчиненных, вина возлагалась на руководителей, конфликты происходят достаточно часто.

При обследовании работников было выявлено наличие длительных, затяжных конфликтов, они составляли 30% от общего числа всех возникающих конфликтов. В этих случаях отношения после попыток урегулирования не налаживаются, и это подтверждает факт, что межличностные конфликты, как правило, не находят разрешения.

Что касается формы проявления возникающих конфликтов, то большинство подчиненных считают, что они происходят из-за непримиримости позиций и упрямого отстаивания своей точки зрения. Однако трудно выявить доминирующую форму проявления конфликтов. В случаях проявления затяжных конфликтов ответственность за них подчиненные возлагали на своих руководителей (60 - 70% ответов). Лишь в 15 - 20% случаев признают свою вину за длительные, затяжные конфликты обе стороны: и руководители, и подчиненные. Частично это может быть объяснено недостатком опыта у молодых руководителей, их невнимательным отношением к подчиненным, неумением осознавать происходящее в организации.

Организационные конфликты, отмеченные на предприятии ООО «Лагуна - М» относились к разряду тех, которые идут как «по вертикали», так и по «горизонтали». Большинство респондентов считают, что 60 - 90% конфликтов возникают из-за недостатков в техническом и кадровом обеспечении, неукомплектованности организаций работниками, некомпетентности некоторых сотрудников, «занимающих хорошие должности». Из-за нехватки обслуживающего персонала работники вынуждены выполнять работы, не относящиеся к их непосредственной комтепенции, например, ремонтные работы. Эта ситуация расценивается работниками как конфликтная. Внеплановые работы также вызывают неудовольствие и в 80% случаев приводят к конфликтам.

Проведенное нами исследование показало также, что на предприятии работникам в целом свойственно ответственное отношение к труду. Однако большинство опасаются потерять работу.

При анализе конфликтных ситуаций, связанных с проблемами общения, было выявлено, что недоверие и непонимание между сотрудниками, а также несправедливое применение системы поощрений наиболее часто вызывают конфликты в ООО «Лагуна - М». Конфликтные ситуации, связанные с критикой руководства, перерастают в конфликты в 50% случаев. Несогласие с распоряжениями вышестоящих руководителей вызывало от 30 до 70% конфликтов между руководителями и подчиненными. Противоречивые указания руководства так же, как и несогласие с ними, приводят к возникновению конфликтов в системе «руководство - подчинение» в 60 случаях из 100. Следует также отметить, что в организациях, где часто наблюдаются конфликты, их вызывает реакция на критику со стороны работников, что является фактом неадекватного ее восприятия.

На основании проделанной нами работы было выявлено, что основные претензии руководителей к подчиненным связаны с недостаточным проявлением активности работников по выполнению должностных обязанностей. Межличностные конфликты главным образом проявляются между работниками и лишь в отдельных случаях - между руководителями и подчиненными. Практически не удалось выявить разрешения межличностных конфликтов. Этот вывод совпадает с выводами других исследователей, которые занимались аналогичными исследованиями межличностных конфликтов в рабочих коллективах, проводившихся на другом контингенте лиц и в других производственных условиях.

Глава 3. Практические рекомендации по разрешению конфликтов в ООО «Лагуна - М»

организационный конфликт внешняя среда

Учитывая сложность управления межличностными конфликтами ситуациями на производстве, в каждом конкретном случае методы разрешения конфликтов должны определяться в индивидуальном порядке. Вместе с тем, существуют и общие методологические подходы. Так, Бариновы предлагают комплекс методов эффективного вмешательства в конфликт уже на этапах его анализа (табл. 2.).

Таблица 2. Методы эффективного вмешательства в конфликт по этапам его анализа

Аспект отношений

Экспертный метод

Завоевание авторитета у сторон

Проявление, демонстрация независимости, разъяснение своих намерений

Определение структуры взаимоотношений сторон

Понимание внутренней структуры, структурирование взаимоотношений между центральной властью и участниками конфликта

Поддержание «оптимального» уровня интенсивности конфликта

Определение последствий затяжных конфликтов, исследование готовности сторон осуществлять изменения

Дифференциация вмешательства по видам конфликта

Выбор вмешательств, соответствующих данной классификации

Детализация конфликта, конфронтация, синтез

Поэтапное рассмотрение конфликта, конфронтация и исследование безвыходных ситуаций для дальнейшей детализации

Определение процедур достижения компромисса для каждой стороны

Рекомендация четких и ясных процедур, прекращение циклично повторяющихся обсуждений


Можно выделить ряд эффективный структурных методов разрешения конфликта.

Разъяснение требований к работе. Одним из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них и в какой ситуации.

Координационные и интеграционные механизмы. Еще один метод управления конфликтной ситуацией - это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. Как отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.

В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания.

Общеорганизационные комплексные цели. Установление общеорганизационных комплексных целей - еще один структурный метод управления структурной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместного усилия двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели - направит усилия всех участников на достижение общей цели.

Например, если три смены производственного отдела конфликтуют между собой, следует сформулировать цели для своего отдела, а не для каждой смены в отдельности. аналогичным образом, установление четко сформулированных целей для всей организации в целом также будет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения, благоприятствующие всей организации, а не только их собственной функциональной области. Изложение высших принципов (ценностей) организации раскрывает содержание комплексных целей. Компания старается уменьшить возможности конфликта, излагая общеорганизационные комплексные цели, чтобы добиться большей слаженности и деятельности всего персонала.

Структура системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.

Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений и поощрений тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогая людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.

Руководитель может использовать также следующие инструменты (стили) разрешения конфликтов:

Уклонение. Этот стиль характеризуется подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта - это не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

Сглаживание. Этот стиль характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что «мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку».

Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая у него уступку по праву начальника. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшему по важному решению может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернативы. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий. Такой компромисс - это удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что является логичным в свете имеющихся фактов и данных.

Решение проблемы. Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Расхождение во взглядах рассматривается как неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Эмоции можно устранить лишь путем прямых диалогов с лицом, отличный от вашего взгляд. Глубокий анализ и разрешение конфликта возможны, только для этого требуется зрелость и искусство работы с людьми... Такая конструктивность в разрешении конфликта (путем решения проблемы) способствует созданию атмосферы искренности, столь необходимой для успеха личности и компании в целом.

Таким образом, в сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенным для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы. Другие стили тоже могут с успехом ограничивать или предотвращать конфликтные ситуации, но они не приведут к оптимальному решению вопроса, потому что не все точки зрения были изучены одинаково тщательно. Из исследований известно, что высокоэффективные компании в конфликтных ситуациях пользовались стилем решения проблем больше, чем малоэффективные компании. В этих высокоэффективных организациях руководители открыто обсуждали свои расхождения во взглядах, не подчеркивая разногласий, но и не делая вида, что их вовсе не существует. Они искали решение пока, наконец, не находили его.

Заключение

Жизненная практика людей показывает, что межличностные отношения протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческих отношений. Особое место в ряду кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях. Конфликт в организации - это открытая форма существования противоречий, интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка.

Любой конфликт, как правило, имеет сильный деструктивный заряд. Стихийное развитие конфликта очень часто приводит к нарушению нормального функционирования организации. Он обычно сопровождается мощными негативными эмоциями, которые стороны испытывают по отношению друг к другу. Когда конфликт доходит до крайней стадии, с ним уже трудно справиться.

Тем не менее, конфликтами приходится заниматься, и они являются неотъемлемой частью жизни любой организации. Более того, во многих случаях именно наличие конфликтов является показателем того, что организация развивается.

Анализ причин, течения и результатов конфликтов убеждает в том, что многие из них не только допустимы но и желательны, поскольку дают информацию о проблемах организации, позволяют выявить скрытые от глаз процессы, разнообразие позиций и прочее.

Список использованной литературы

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999. 551 с.

Баринов В.А., Баринов Н.В. Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации //Менеджмент в России и за рубежом.-1999.-№ 5.

Громова О.Н. Конфликтология. М., 2000. 320 с.

Дубровская О.Ф. Конфликт: что о нем желательно знать//Справочник кадровика. - 2003 - №5 (с.97-103)

Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. М., 2001. 384 с.

Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2000. - 672 с.

Психология конфликта/Сост. Гришина Н.В. Спб, 2001. 448с.

Розанова В., Беседина Н. Психологические особенности конфликтов // управление персоналом. 2005. № 3. С. 42-46.

Станкин М. Конфликт и его разрешение // Управление персоналом. 1999. № 7. С. 11-16.

Станкин М. Психологический климат коллектива// Консультант директора. - 2001 - №12 (с.13-16)

Тренев Н. Управление конфликтами / Консультант директора. 2004. № 7

Шипилов А.И. Искусство конструктивно разрешать конфликты//Кадры предприятия - 2004 - №3 (с.47-53)

Щербак В.Е. Конфликтные ситуации на предприятии // ЭКО. 2005. № 11. С. 157-168.

Юрчук В.В. Современный словарь по психологии, Минск, 2000г.

Приложение

Генеральный директор



Главный бухгалтер


Главный инженер


начальник производственно - технологической лаборатории


нач.П.Э.О.


 

замдиректора по коммерческим вопросам

нач. отдела кадров

 


Рис. 1.Организационная структура управления предприятием

Похожие работы на - Анализ конфликтов в ООО 'Лагуна–М' и разработка практических рекомендаций по управлению ими

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!