Режим функционирования иностранного капитала в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    101,03 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Режим функционирования иностранного капитала в России














Режим функционирования иностранного капитала в России

Введение

Актуальность использования иностранных капиталовложений в экономике России сегодня очевидна. Стремление к открытости экономики, повышению конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обусловливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций.

Объем привлекаемых иностранных инвестиций, их структура и динамика определяются, прежде всего, привлекательностью той или иной страны, как для отечественных, так и иностранных инвесторов, то есть состоянием инвестиционного климата в стране. Вот уже несколько лет ведутся непрекращающиеся разговоры о том, что в России надо улучшать инвестиционный климат. Сегодня под инвестиционным климатом подразумевают, прежде всего, финансовые, политические и другие условия, оказывающие влияние на активность инвестиций в экономику страны.

Российские потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян - «правительство работает только на себя». Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе можно будет рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики «сколотили» себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства. По данным правоохранительных органов из России было вывезено, начиная с 1991 г., около 150 млрд. долларов и не трудно представить себе как эти деньги проявили бы себя в российской экономике.

Тема привлечения иностранных инвестиций и формирования инвестиционного климата в России стала особенно актуальной после принятия ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Иностранные инвестиции могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. В особенности это относится к прямым инвестициям, так как с ними в Россию поступают не только деньги, но и многолетний опыт, накопленный компаниями-инвесторами на мировых рынках. Иностранные инвестиции могут также послужить для временного смягчения денежных затруднений правительства, хотя и путем роста внешнего долга, а значит роста зависимости страны. Наконец, рост иностранных инвестиций является непременным спутником «встраивания» России в мировой цикл движения капитала и будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению оптимальной «ниши» во всемирном разделении труда.

Цель данной работы - изучение функционирование иностранного капитал в России.

Объектом исследования является экономика России.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

рассмотреть теоретические аспекты иностранных инвестиций;

- проанализировать современное состояние иностранных инвестиций в России;

- выявить возможные перспективы привлечения иностранного капитала в экономику России.

Глава 1. Правовые основы функционирования иностранного капитала

.1 Иностранные инвестиции: сущность, основные понятия и классификация

иностранная инвестиция российская экономика

В последние годы актуальным стал вопрос привлечения внешнего иностранного капитала в экономику России. Иностранные инвестиции считаются одним из важнейших условий стабилизации и роста экономики страны. Это связано в первую очередь с тем, что финансовые ресурсы фирм ограниченны, а в условиях российской действительности покрыть их недостаток путем привлечения дополнительного национального капитала (различных кредитов, займов и т.д.) достаточно сложно по ряду объективных и субъективных причин, таких, как высокая норма прибыли на вкладываемый капитал, высокий уровень налогообложения и т.д.

Привлечение иностранных инвестиций в страну дает целый ряд преимуществ, а именно:

- страна приобретает возможность дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;

иностранные инвестиции стимулируют, дают новый импульс развитию и росту внутренних инвестиций;

вместе с финансовыми ресурсами в страну поступает многолетний опыт, который накапливался страной-инвестором на мировом рынке;

приток иностранного капитала в инновационные проекты позволяет стране-реципиенту получить доступ к новейшим технологиям, технике и передовым методам организации производства;

рост иностранных инвестиций способствует интеграции страны в мировое хозяйство, что в свою очередь обеспечивает ей устойчивое экономическое развитие.

В соответствии с Федеральным Законом от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранные инвестиции - это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Существуют и другие определения иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции - это долгосрочные вложения предпринимательского капитала странами инвесторами в промышленность, сельское хозяйство и иные отрасли других стран.

Иностранный инвестор - это иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющиеся юридическим лицом, иностранный инвестор и лицо без гражданства, постоянно проживающее за рубежом, а также международные организации и иностранные государства.

В РФ иностранные инвестиции могут осуществляться путем: долевого участия в предприятиях, организациях совместно с юридическими лицами и гражданами страны; создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам; приобретения имущества, в том числе ценных бумаг; приобретения прав пользования землей и другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав самостоятельно или с участием юридических лиц или граждан страны; заключения договоров с юридическими лицами и гражданами, предусматривающих иные формы осуществления иностранных инвестиций. [7.c.63]

Иностранные инвестиции можно классифицировать по следующим признакам:

1)   в зависимости от активов, в которые осуществляется вложение капитала: на реальные, финансовые и нематериальные. Реальные инвестиции - это вложения в какой-либо долгосрочный проект, связанный с приобретением существующих или новых производственных объектов реальных активов за границей, прямо и непосредственно участвующих в производственном процессе. Финансовые инвестиции - это приобретение иностранных ценных бумаг или денежных активов, т.е. это вложения в финансовое имущество, приобретение долговых прав на участие в делах других фирм. Нематериальные инвестиции - это покупка концессий, торговых марок, патентов, лицензий и других нематериальных прав.

2)      по формам собственности на: государственные, частные (негосударственные) и смешанные инвестиции. Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи. Частные (негосударственные) инвестиции - это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны. Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.

)        в зависимости от характера использования на: предпринимательские, ссудные инвестиции. Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда. Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.

4) в зависимости от объекта вложения инвестиций на: прямые иностранные инвестиции, портфельные и прочие инвестиции. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) представляют собой вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства. Портфельные инвестиции - это вложения иностранных инвесторов, связанные главным образом с вложением в ценные бумаги с целью получить или увеличить доходы в форме процентов, дивидендов или разницы биржевых котировок. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. Прочие инвестиции представляют собой вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств, кредиты международных финансовых организаций, прочие кредиты и т. п. [6.c.13]

Что касается прямых иностранных инвестиций, то отличительной чертой этого вида является их производственное назначение, долгосрочность способность обеспечить инвестору управленческий контроль над предприятием.

Осуществление ПИИ возможно различными способами, главными из которых являются:

а) учреждение на территории другой страны компании, полностью принадлежащей иностранному инвестору;

б) покупка существующих фирм за рубежом;

в) привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;

г) создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны;

д) создание совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций российских акционерных обществ.

Прямые инвестиции имеют приоритетное значение, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальную экономику и международный бизнес в целом.

Прямое инвестирование осуществляется посредством трансграничного движения капитала: приобретения инвестором за рубежом местного предприятия, создание нового заграничного филиала, совместного или смешанного предприятия (смешанное и частное предприятие характеризуется участием государственных органов). В настоящее время прямые инвестиции все больше направляются не на строительство новых, а на приобретение уже действующих предприятий в развитых странах, осуществляемое в форме слияния или поглощения. Это объясняется глобализацией мировых рынков, усилением международной конкуренции и необходимостью повышения прибылей в интересах акционеров.

При портфельном инвестировании необязательны создания новых мощностей и контроль за их использованием, инвестор в данном случае полагается в управлении реальными активами на других. Как правило, он просто покупает существующие ценные бумаги, приобретая права на будущий доход. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.

Основные способы портфельного инвестирования включают:

а) покупку ценных бумаг на рынках других стран;

б) покупку ценных бумаг иностранных компаний в своей стране;

в) вложение капитала в международные инвестиционные (паевые) фонды.

Привлечение иностранных портфельных инвестиций также является для российской экономики достаточно важной задачей.

С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

) пополнение собственного капитала российских предприятий путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;

) аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;

) пополнение федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;

) эффективная реструктуризация внешнего долга РФ путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов. [8.с.75]

Прочие инвестиции занимают основную долю - примерно 57% объема инвестиций. Эта группа инвестиций (по субъектам вызова) - государственные инвестиции. Государства являются крупными экспортерами капитала. Экспорт государственного капитала осуществляется в форме экономической, технической и военной помощи развивающимся странам. Во многих странах существуют государственные организации, которые страхуют частных инвесторов.

.2 Место и роль прямых иностранных инвестиций среди основных форм выхода на международные рынки

Существуют различные формы, в которых может осуществляться выход на международные рынки и которые могут рассматриваться как альтернативные.

Среди них наибольшее значение и распространение получили:

экспорт продукции;

инвестиции в существующие или новые производственные объекты за границей;

приобретение иностранных ценных бумаг;

покупка концессий, торговых марок, патентов, лицензий и других нематериальных прав.

Об иностранных инвестициях можно говорить в тех случаях, когда иностранный капитал вкладывается в активы национальных компаний или государств. В зависимости от того, в какие активы осуществляется вложение капитала, различают материальные, финансовые и нематериальные иностранные инвестиции.

Часто употребляют также понятия прямых и портфельных инвестиций, которые не совпадает полностью с разделением их на материальные и финансовые инвестиции. Обычно под прямыми иностранными инвестициями имеют в виду покупку иностранным инвестором пакета акций, позволяющего ему установить контроль над предприятием или участвовать в его управлении. Как часть собственного капитала предприятия средства, вложенные иностранным инвестором в такой пакет, используются затем либо для строительства, реконструкции или технического перевооружения такого предприятия, т. е. как материальные инвестиции, либо в других целях. Если иностранный инвестор покупает акции предприятия с целью их перепродажи на вторичном рынке, то говорят о портфельных иностранных инвестициях. В законодательствах разных стран вводят критерии, которые позволяют разграничить прямые и портфельные инвестиции, главный из которых - доля в уставном капитале предприятия, приобретаемая иностранным инвестором. Так, в России считается, что если доля иностранного инвестора в уставном капитале превышает 10%, следует говорить о прямых иностранных инвестициях. Ясно, однако, что указанный критерий является чисто формальным и на практике разделение на прямые и портфельные инвестиции может носить достаточно условный характер. Так, даже владея крупным пакетом акций предприятия, иностранный инвестор вполне может перепродать его.

Привлечение прямых иностранных инвестиций позволяет национальным компаниям осуществлять сотрудничество с иностранными инвесторами в одной или нескольких отмеченных выше формах. Вместе с тем возможны и другие формы сотрудничества, например международная кооперация производства, получение иностранного оборудования на основе лизинга, получение иностранных займов. Эти формы не связаны с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Хотя в случае займов и лизинга иностранный капитал предоставляется, он используется национальными компаниями по своему усмотрению. Собственность на основные средства, приобретенные с помощью иностранного капитала, остается в распоряжении национальной компании. Иностранный кредитор рассчитывает лишь на возврат заемных средств с процентами к определенному сроку.

Значение прямых иностранных инвестиций можно оценить, если сравнить их преимущества и недостатки с портфельными инвестициями и экспортом товаров. Любая компания будет оценивать, стоит ли ей организовывать свое производство за рубежом, покупать там ценные бумаги или достаточно осуществлять экспорт своей продукции за границу.

Прямые иностранные инвестиции требуют также осуществления конверсии валют. Но после вложения капитала за границей, как правило, требуется длительный период времени для получения прибыли от деятельности дочерних или совместных структур за рубежом, а, следовательно, и для их трансферта к материнской компании. С увеличением срока осуществляемых операций валютные риски возрастают. Момент трансферта, как и размеры переводимых из-за рубежа средств, заранее точно не определены. Поэтому нет возможности заключения форвардных и других срочных контрактов для покрытия валютного риска. К тому же такие контракты заключаются на относительно короткие сроки - от 30 дней до нескольких месяцев.

Наиболее острые проблемы при экспортных операциях возникают при перемещении товара к иностранным покупателям, так же как и при выборе партнеров. Эти проблемы удается обойти или снизить за счет осуществления инвестиций, как прямых, так и портфельных, в других странах.

Наибольшим недостатком прямых инвестиций за рубежом является то, что капитал надолго может быть связан в осуществляемых проектах, без получения достаточной отдачи. В то же время вложения в ценные бумаги при их относительно высокой ликвидности могут быть достаточно быстро возвращены. Этой проблемы вообще не существует в случае экспортных операций.

Финансовые и политические риски велики при любых вложениях капитала за рубежом, а в случае экспортных операций, как отмечалось выше, могут быть минимизированы, хотя и здесь нет полной гарантии от изменения законодательства стран-партнеров или флуктуаций на их валютных и финансовых рынках, что может отразиться на обменных курсах и других условиях сделок.

В целом можно утверждать, что прямые иностранные инвестиции характеризуются длительным периодом, значительными суммами инвестируемых средств, сильной зависимостью от условий вложения капитала за рубежом, особенно финансовых и политических рисков. Вместе с тем только они реально позволяют инвестору обеспечить расширение масштабов деятельности, овладение новыми рынками, сбыта, усиление международных конкурентных позиций.

.3 Правовое регулирование иностранного инвестирования в России

Это, во-первых, совершенствование собственно российского законодательства в области международного инвестиционного сотрудничества, во-вторых, заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Что касается первого направления, то следует, прежде всего, констатировать: в настоящее время в основном создана система правовых актов, регулирующих инвестиционную сферу в условиях перехода на рыночные механизмы хозяйствования. Вступили в действие такие основополагающие законодательные акты, как ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», ФЗ «О бюджете развития Российской Федерации», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и др.

Особую же роль применительно к рассматриваемой проблеме призван сыграть вступивший в силу в июне 1999 г. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Этот закон, направленный на создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций, предусматривает предоставление осуществляющим субъектам гарантий стабильности условий деятельности в России, а также конституирует соответствие правового режима иностранного инвестирования в РФ нормам международного права. В законе содержатся понятия, отсутствовавшие в прежнем акте: «инвестиционный проект», «приоритетный инвестиционный проект», «срок окупаемости инвестиционного проекта», «реинвестирование» и «совокупная налоговая нагрузка».

На стабилизацию условий деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями направлена норма, которая подкрепляется регламентацией правового режима деятельности иностранных инвесторов и порядком установления изъятий для них. Так, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, нежели предоставленный российским инвесторам.

Важный фактор формирования инвестиционного климата - предоставление гарантий инвесторам. При нынешнем состоянии экономики соответствующие возможности государства резко ограничены. Однако с учетом острого дефицита долгосрочных инвестиционных ресурсов господдержка зарубежных инвесторов (разумеется, адресная, конкурсная и сконцентрированная в точках экономического роста) безальтернативна. В этой связи, во-первых, закон, о котором идет речь, предоставляет иностранным инвесторам такие гарантии, как: полная и безусловная защита их прав на инвестиции и интересов и условий предпринимательской деятельности на территории России; использование на этой территории и перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных доходов (естественно, после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов).

Во-вторых, российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора (с этого момента указанная коммерческая организация пользуется правовой защитой, гарантиями и льготами).

В-третьих, иностранным инвесторам гарантируется право на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и информации (в документальной форме или в форме записи на электронных носителях), которые были ввезены на территорию России в качестве иностранных инвестиций.

В-четвертых, зарубежный инвестор имеет право приобретать акции и другие ценные бумаги, участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, приобретать земельные участки и другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с действующим законодательством. Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации и реквизиции (за исключением случаев, связанных с основаниями, которые установлены федеральными законами или международными договорами Российской Федерации; в этих случаях возмещается стоимость имущества).

В-пятых, хозяйствующим объектом с участием иностранного капитала разрешается заниматься всеми видами деятельности и осуществлять инвестиции в любых формах, кроме прямо запрещенных федеральными законами. Иностранный инвестор вправе также передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу.

В общем, в последнее время на федеральном и региональном уровнях проделана значительная работа по развитию правовой базы регулирования инвестиционной сферы. Однако ряд направлений привлечения отечественных и иностранных инвестиций не регулируется законодательными актами, в связи, с чем предстоит интенсифицировать усилия органов законодательной и исполнительной власти по подготовке и принятию соответствующих актов. [3.с.181]

Глава 2. Анализ состояния иностранных инвестиций в России на современном этапе

.1 Объем и структура иностранных инвестиций в России

Общий объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России на конец 2010 г. составил 300,1 млрд. долларов США, что на 11,9% больше, чем на конец предыдущего года (в 2009 г. прирост за год составил 1,4%). Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 58,3% (на конец 2009 г. - 55,5%), доля прямых инвестиций составила 38,7% (40,7%), портфельных инвестиций - 3,0% (3,8%).

Среди субъектов Российской Федерации наибольшая доля накопленных иностранных инвестиций на конец 2010 г. приходилась на Москву (42,6%), Сахалинскую область (11,1%), Липецкую область (7,2%), Московскую область (6,6%), Санкт-Петербург (5,3%); наименьшая доля - на Карачаево-Черкесскую Республику (0,0%), Республику Калмыкия (0,002%), Республику Алтай (0,002%), Кабардино-Балкарскую Республику (0,003%), Магаданскую область (0,004%), Республику Бурятия (0,005%), Еврейскую автономную область (0,01%), Чукотский автономный округ (0,02%). (Приложение 1)

Объем накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике России на конец 2010 г. составил 116,2 млрд. долларов США (рост за год на 6,6%, или на 7,2 млрд. долларов США). Наибольший объем накопленных прямых инвестиций приходился на Кипр - 44,7 млрд. долларов США (рост за год на 33,4%, или на 11,2 млрд. долларов США) и Нидерланды - 22,4 млрд. долларов США (снижение за год на 22,9%, или на 6,7 млрд. долларов США).

Таблица 1. Объем иностранных инвестиций в экономике России по типам инвестирования1

Инвестиции, поступившие от иностранных инвесторов

2008 г.

2009 г.

2010 г.


млн. долл. США

в % к предыдущему году

млн. долл. США

в % к предыдущему году

млн. долл. США

в % к предыдущему году

Инвестиции

103 769

85,8

81 927

79,0

114 746

140,1

из них прямые инвестиции

27 027

97,2

15 906

58,9

13 810

86,8

в том числе взносы в капитал

15 883

107,4

7 997

50,4

7700

96,3

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

9 781

83,9

6 440

65,8

4 610

71,6

прочие прямые инвестиции

1 363

95,1

1 469

114,3

2 243

101,9

портфельные инвестиции

1 415

33,7

882

62,3

1 076

121,9

из них: акции и паи

1 126

378

33,6

344

91,0

долговые ценные бумаги

286

в 2,2 р.

496

173,2

680

137,1

прочие инвестиции

75 327

84,7

65 139

86,5

99 860

153,3

в том числе: торговые кредиты

16 168

115,4

13 941

86,2

17 594

126,2

прочие кредиты

57 895

78,5

50 830

87,8

79 146

155,7


В 2010 г. в экономику России поступило 114,7 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что на 40,1% больше, чем в 2009 г. В 2010 г. отмечен рост поступления иностранных инвестиций в экономику России. В 2006 г. объем поступления иностранных инвестиций за год увеличился на 2,7% и составил 55,1 млрд. долларов США, в 2007 г. - в 2,2 раза (120,9 млрд. долларов США), а в 2008 г. он снизился на 14,2% (103,8 млрд. долларов США), в 2009 г. - на 21,0% (81,9 млрд. долларов США). Снижение объемов инвестиций за 2008-2009 гг. обусловлено мировым финансовым кризисом.

Портфельные инвестиции в 2010 г. возросли по сравнению с 2009 г. на 21,9% (в 2009 г. по сравнению с 2008 г. было отмечено снижение на 37,7%). Структура портфельных инвестиций изменилась. При снижении доли акций и паев в общем объеме портфельных инвестиций с 42,9% в 2009 г. до 32,0% в 2010 г., доля долговых ценных бумаг возросла соответственно с 56,2% до 63,2%.

В 2010 г. по сравнению с предыдущим годом поступление прямых инвестиции снизилось на 13,2% (в 2009 г. по сравнению с 2008 г. - снижение на 41,1%), что вызвано снижением объемов прямых иностранных инвестиций из основных стран-инвесторов: из Виргинских (Британских) островов - на 395 млн. долларов США (на 56,3%), Финляндии - на 286 млн. долларов США (на 42,4%), Кипра - на 253 млн. долларов США (на 6,8%), Швейцарии на 231 млн. долларов США (на 68,2%), Китая - на 180 млн. долларов США (на 59,8%).

Среди видов экономической деятельности наиболее привлекательными для вложения иностранного капитала в 2010 г. была финансовая деятельность, обрабатывающие производства; добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; транспорт и связь.

Поступившие в 2009 г иностранные инвестиции в РФ распределялись следующим образом. На сферу оптовой и розничной торговли, а также ремонта транспортных средств и бытовой техники приходилось 22,7 млрд. долларов США; обрабатывающие производства - 22,2 млрд. долларов США, транспорт и связь - 13,7 млрд. долларов США; добычу полезных ископаемых - 10,3 млрд. долларов США; операции с недвижимостью, аренду и предоставление услуг - 7,9 млрд. долларов США; финансовую деятельность - 2,6 млрд. долларов США; строительство - 1,0 млрд. долларов США; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 0,4 млрд. долларов США; сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство - также 0,4 млрд. долларов США, гостиничный и ресторанный бизнес - 140 млрд. долларов США.

Увеличение объема иностранных инвестиций за 2010 г. наблюдалось в финансовой деятельности - в 14,3 раза, производстве кокса и нефтепродуктов - в 2,5 раза, образовании - на 90,4%, гостиницах и ресторанах - на 62,8%.

Таблица 2. Поступление иностранных инвестиций по видам экономической деятельности1 (млн. долларов США)


2008 г.

2009 г.

2010 г.

Всего

103 769

81 927

114 746

в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

862

437

466

рыболовство, рыбоводство

27

45

16

добыча полезных ископаемых

12 396

10 327

13 858

обрабатывающие производства

33 914

22 216

33 157

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

3 394

437

543

строительство

3 387

1 012

1 136

23 905

22 792

13 334

гостиницы и рестораны

188

140

229

транспорт и связь

4 861

13 749

6 576

Продолжение таблицы 2

финансовая деятельность

4 977

2 658

37 913

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

15 378

7 937

7 341

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

26

25

25

образование

0,0

0,4

1

здравоохранение и предоставление социальных услуг

20

26

13

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

434

126

138


В 2010 г. в финансовую деятельность поступило 37,9 млрд. долларов США, или 33,1% от общего объема поступивших иностранных инвестиций (2009 г. - 3,2%, 2008 г. - 4,8%); обрабатывающие производства - 33,2 млрд. долларов США, или 28,9% (2009 г. - 27,1%, 2008 г. - 32,7%); добычу полезных ископаемых - 13,9 млрд. долларов США, или 12,1% (2009 г. - 12,6%, 2008 г. - 11,9%); ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 13,3 млрд. долларов США, или 11,6%.

Значительное снижение объемов поступления иностранных инвестиций за 2010 г. было отмечено в организациях рыболовства, рыбоводства - на 64,2%, транспорта и связи - на 52,2%, здравоохранения и предоставления социальных услуг - на 50,5%.

Наблюдается тенденция снижения объемов прямого инвестирования в 2008-2010 гг. в организациях осуществляющих оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

Государства-участники СНГ вложили в 2010 г. в экономику России 4,7 млрд. долларов США инвестиций (4,1% иностранных инвестиций в российскую экономику), что на 49,0% больше по сравнению с 2009 г. В 2009 г. инвестиции и стран-участников СНГ уменьшились на 35,0% по сравнению с 2008 г. (Приложение 2)

Основными странами, вкладывающими средства в отечественную экономику 2008-2010 гг. были Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай, Германия, Великобритания, Ирландия, Франция, Япония. Кроме того, в эту же категорию попали Виргинские (Британские) острова.

Таблица 3. Иностранные инвестиции в экономику России по основным странам-инвесторам в 2010 г.  (млн. долларов США)

Страна

Накоплено на конец 2010 г.

В том числе



прямые

портфельные

прочие

Всего в том числе:

300 106

116 199

8 920

174 987

Кипр

61 961

44 737

1 732

15 492

Нидерланды

40 383

22 401

8

17 974

Люксембург

35 167

661

203

34 303

Китай

27 940

0,1

26 998

Германия

27 825

9 254

11

18 560

Великобритания

21 578

3 501

4 481

13 596

Ирландия

11 488

568

4

10 916

Франция

10 343

2 922

28

7 393

Япония

9 022

824

2

8 196

Виргинские (Британские) острова

7 535

4 103

1 099

2 333


В 2010 г. в экономику России поступили инвестиции из 127 стран мира.

Накопленный на конец 2010 г. капитал из:

Кипра был сосредоточен в российской экономике, в основном, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в добыче полезных ископаемых; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в финансовой деятельности; в производстве кокса и нефтепродуктов; в строительстве; в транспорте и связи; производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака; (87,9% от общего объема накопления из данной страны);

Нидерландов - в добыче полезных ископаемых; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды; транспорте и связи; в производстве кокса и нефтепродуктов; в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака; в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (92,9%);

Люксембурга - в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий добыче полезных ископаемых; транспорте и связи; финансовой деятельности; в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (97,2%);

Китая - в производстве кокса и нефтепродуктов; в транспорте и связи (95,3%);

Германии - в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в производстве кокса и нефтепродуктов; в добыче полезных ископаемых; в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака; государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном страховании; в производстве транспортных средств и оборудования (82,8%);

Соединенного Королевства (Великобритании) - в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; в производстве кокса и нефтепродуктов; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в транспорте и связи; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды; в производстве транспортных средств и оборудования; в финансовой деятельности; в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака; в добыче полезных ископаемых (91,7%);

Ирландии - в транспорте и связи; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; добыче полезных ископаемых (92,7%);

Франции - в производстве кокса и нефтепродуктов, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; в добыче полезных ископаемых; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; производстве транспортных средств и оборудования; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в финансовой деятельности; транспорте и связи (87,1%);

Японии - в добыче полезных ископаемых; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (91,1%);

Виргинских (Британских) островов - в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в производстве кокса и нефтепродуктов; в строительстве; в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; в финансовой деятельности (83,8%).

.2 Инвестиционный климат России

Для активизации притока иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Критерием привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов является уровень риска предпринимательской деятельности и рентабельность инвестиционных проектов. При этом учитываются следующие факторы: политическая стабильность, емкость и спрос внутреннего рынка, доступ к природному сырью, развитие правового регулирования деятельности иностранных инвесторов в стране, макроэкономическая политика и перспективы экономического роста, издержки производства и качество рабочей силы, кредитоспособность субъектов хозяйственной деятельности.

Позитивными факторами, способствующими привлечению иностранных инвестиций в экономику России, являются:

масштабы рынка, насчитывающего около 140 млн. потенциальных потребителей;

начавшийся экономический рост;

сокращение бюджетного дефицита и снижение инфляции;

осуществление налоговой реформы, предусматривающей снижение налогов с юридических и физических лиц;

дальнейшая либерализация экономики в связи с вступлением в международные экономические и финансовые организации.

Сложившаяся к настоящему времени макроэкономическая ситуация способствует улучшению инвестиционного климата. Сформировалась позитивная динамика ВВП и промышленного производства, укрепляется «реальная» платежеспособность предприятий, снижается убыточность производства, улучшается внешнеэкономическая конъюнктура для ряда отраслей экономики, развиваются процессы импортозамещения. Кроме того, Россия осуществила ряд шагов, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата.

Так, налоговая система Российской Федерации содержит меры, направленные на обеспечение стабильности условий инвестиционной деятельности. В частности, налоговым законодательством установлены сроки вступления в силу федеральных законов, актов законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и актов представительных органов местной власти, что исключило их вступление в силу задним числом.

Недостаточное участие государства в инвестиционном процессе в итоге не стимулирует иностранного инвестора в финансировании развития реального сектора экономики.

Низкий кредитный рейтинг, высокие инвестиционные риски также негативно влияют на инвестиционный климат и сдерживают осуществление заимствований кредитных ресурсов на мировых рынках капиталов и привлечение иностранных инвестиций.

Кроме того, неблагоприятное состояние инвестиционного климата предопределяется: значительными, размерами неплатежей, высоким удельным весом кредиторской задолженности предприятий по отношению к объему произведенной продукции; значительным по объемам вывозом отечественного капитала, существенно превышающим приток прямых иностранных инвестиций; низким уровнем реальных доходов и накоплений населения; несовершенством российского законодательства, регулирующего инвестиционную сферу.

Высокие инвестиционные риски и низкая норма рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики делают его недостаточно привлекательным для иностранных инвесторов.

Улучшению инвестиционного климата будет способствовать создание банковской структуры, которая аккумулировала бы финансовое обеспечение государственных гарантий, этот механизм недостаточно хорошо проявил себя во время кризиса 2008 г.

В целях создания благоприятного инвестиционного климата целесообразно осуществить меры по стимулированию иностранных инвесторов. Первоочередными среди них являются:

введение «налоговых каникул» на срок 3-5 лет в отношении предприятий, внедряющих принципиально новые технологии, машины и оборудование для их технического оснащения;

освобождение от НДС, уплаты таможенных платежей импортируемого не конкурирующего технологического оборудования для внедрения новых технологий;

введение для целей налогообложения предприятий, осуществляющих технологическую модернизацию производства, повышенного коэффициента ускоренной амортизации машин и технологического оборудования, вводимых и используемых в рамках новых технологий.

Улучшению инвестиционного климата способствовало бы также обеспечение доступа иностранных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях российской экономики и экономики регионов путем совершенствования системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов.

В этой связи актуальной является задача создания федеральной информационной системы, представляющей иностранным инвесторам широкий доступ к информации об инвестиционных проектах. Цель такой информационной системы приблизить инвестиционный проект к инвестору. При этом информационная система должна соответствовать международным стандартам подачи информации, обеспечивающей прозрачность предприятия и инвестиционного проекта, аналитические обзоры (общеэкономические, отраслевые и региональные), бизнес-план, финансовое положение инициатора проекта. Информационная система должна обладать способностью, довести информацию об инвестиционных проектах до широкой аудитории инвесторов, работающих на рынке инвестиционных ресурсов.

Большое значение имеет создание благоприятного инвестиционного климата на уровне регионов. На состоянии инвестиционного климата в значительной степени сегодня сказывается регионализация рынка инвестиций. Органами исполнительной власти субъектов Федерации вводятся запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, устанавливаются региональные пошлины на поставку товаров из других регионов России, вводятся особые торговые режимы, создаются региональные торговые структуры, которым предоставляется монопольное право на торговлю отдельными товарами.

Таким образом, в целом инвестиционной климат российской экономики остается неблагоприятным. В связи с высоким уровнем конкуренции на мировых рынках капиталов, дефицитом накоплений в российской экономике нужны последующие меры, направленные на его улучшение.

Перечисленные меры, наряду с достижением в стране экономической и политической стабильности, позволят повысить рейтинг России и доверие западных инвесторов, снизить риски вложения инвестиций.

Инвестиционный климат в России в 2011 г. продолжает отпугивать многих отечественных и зарубежных специалистов от крупных инвестиций в российскую экономику. По данным статистики, в апреле 2011 г. отток капитала из России составил 5 млрд. долларов США, что значительно ниже, чем отток капитала в марте. По мнению многих аналитиков, несмотря на укрепление политической, и экономической ситуации, инвестиционный климат в России за последние несколько лет ничуть не улучшился.

Высокий уровень коррупции и «оригинальность» работы многих государственных и муниципальных органов приводит к постепенному сокращению инвестиций в российскую экономику. Кроме того, одной из особенностей ведения экономической политики в нашей стране является применение заградительных пошлин или введения ограничений на поставку или закупку тех или иных товаров на западных рынках.

Кроме того, количество законопроектов, которые регулируют экономическую деятельность на территории Российской Федерации постоянно растет, а срок действия многих постановлений составляет несколько лет, что значительно повышает инвестиционные риски, как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов.

Некоторое время назад инвестиционная ситуация в нашей стране была крайне выгодна для спекулянтов, которые могли зарабатывать «быстрые деньги» в некоторых секторах экономики, в настоящее время прибыль многих компаний стала заметно меньше, что приводит к постепенно оттоку капитала из страны.

Экономические проблемы, которые возникли в странах Европейского союза и США, также приводят к ухудшению инвестиционного климата в России в 2011 г., что связано с привязкой деятельности многих отраслей экономики нашей страны к иностранным валютам.

Одной из причин неблагоприятного инвестиционного климата является неопределенность, связанная с выборами, смена политической власти может привести как к ужесточению требований к инвесторам, так и к облегчению налогового режима или создания благоприятных условий для инвестирования в определенные сектора российской экономики.

В апреле 2011 г. президент Российской Федерации Дмитрий Медведев составил перечень первоочередных мер, которые должны улучшить инвестиционный климат в России. К данным мерам относятся снижение налоговых и страховых взносов, а также создание более прозрачных условий для компаний, которые участвуют в государственных закупках.

Глава 3. Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

После резкого падения курсов акций российских предприятий в 2009 г. и предложенных российским правительством условий реструктуризации внутреннего долга, в результате чего иностранные инвесторы потеряли значительную часть своих денег, ожидать от них значительных портфельных инвестиций не стоит.

Перспектива привлечения прямых иностранных инвестиций более реальна, но только в случае, если российские власти прислушаются к предложениям потенциальных инвесторов:

снизить им налоговое бремя, как и российским производителям (те же изменения по НДС и социальным выплатам, требования по переоценке ценных бумаг и имущества, реализуемых ниже себестоимости);

продолжать работу по приведению российского бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами, что позволяет потенциальным инвесторам более достоверно оценивать деятельность и балансовые показатели российских предприятий при сотрудничестве с ними;

принять законопроекты, регламентирующие работу иностранных инвесторов в России в сфере торговой политики, движения товаров и капиталов (соглашение с ВТО, меры по поддержанию российских экспортеров в условиях антидемпинговых ограничений и т.п.), а также концепцию страхования и гарантий иностранных инвестиций в России.

Важно также предлагать инвесторам те проекты, которые им интересны. Пока интересы зарубежной и российской сторон совпадают нечасто.

Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности. Поэтому перед государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономического регулирования на достижение общественных целей.

Иностранные промышленные компании, работающие в России, инвестировали в рамках своих проектов свыше 10 млрд. долларов США. Причем более охотно они вкладывают средства в те предприятия, которые сами контролируют.

Контроль над предприятиями, т.е. право назначать администрацию, позволяет западным инвесторам обойти «российскую специфику», прежде всего хищение директорами средств предприятий через расчеты «черным налом», бартер, товарный кредит подставным фирмам и т.д. Западных инвесторов, которые привыкли судить о работе предприятий на основе прибыли, сбивает с толку наша реальность, в которой предприниматели уходят в теневую экономику, прячут доходы, искусственно раздувая себестоимость, когда прибыль может быть крайне малой, но предприятия развиваются, проводят реконструкцию, строят цеха, открывают филиалы.

Подобная практика увеличивает риски иностранных инвесторов, так как чревата потерей репутации, а то и самого бизнеса. Ведь налоговая полиция может арестовать представителей не только российской, но и западной стороны. Впрочем, эта «российская специфика» вызвана условиями бизнеса в России - пробелами в корпоративном и контрактном праве, запутанностью налоговой системы, слабой работой правоохранительных органов по защите собственности. Без устранения этих причин вряд ли удастся существенно увеличить приток прямых инвестиций на российские предприятия.

Аналитики считают, что, если в полной мере заработает законодательство об иностранных инвестициях, концессионной деятельности, соглашениях о разделе продукции, это позволит увеличить прямые зарубежные капиталовложения за год в 1,5 раза.

Между тем роль России в мировом рынке капитала крайне незначительна, а встречный поток инвестиций из России в экономику зарубежных стран, источником которых служат, помимо легальных контрактов, и осевшие в зарубежных банках платежи по нелегальным сделкам, в несколько раз превышает ввоз капитала в Россию.

Необходима активизация инвестиционной деятельности, направленной на развитие и кардинальное повышение эффективности производства. Для этого должна быть разработана и реализована система стимулирующих и направляющих мер:

стимулирование сбережений предприятиями всех форм собственности и населением, а также блокирование «поедания» доходов с целью расширения «национальных инвестиций»;

предоставление весомых налоговых льгот производственным инвесторам и банкам, кредитующим производственное строительство, которые компенсировали бы им недобор прибыли по сравнению с использованием средств в качестве торгового или финансового капитала;

возврат к системе оплаты за конечную строительную продукцию;

- формирование национальной системы мониторинга инвестиционного климата России и ее регионах и ряд других.

Наряду с этими мерами важную роль играют предотвращение оттока национального капитала за рубеж и стимулирование притока в страну прямых иностранных инвестиций.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и «барометром» для иностранных инвесторов.

В России, к сожалению, до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата страны и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консалтинговых фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются малодостоверными, а возможно и ангажированными.

Среди множества способов направленных на консолидацию экономики страны и повышение ее конкурентоспособности на финансовом рынке и, как следствие, инвестиционной привлекательности, наиболее перспективным представляется создание инвестиционных корпораций (ИК) на базе отдельных муниципальных образований. Как правило, во многих регионах России этому есть ряд причин:

низкая эффективность использования имеющегося финансового потенциала и государственной собственности;

высокая доля теневой экономики и непрозрачность финансовых потоков;

«завалы» на пути финансовых потоков и проблема неплатежей;

отсутствие четко отлаженного механизма привлечения инвестиций.

В основе этого метода лежит идея о необходимости реформирования существующей системы хозяйственного управления.

Необходимо также решить проблему низкой финансово-хозяйственной дисциплины предприятий и развязать узлы взаимных задолженностей, в том числе связанные с бюджетными долгами и долгами энергетикам.

Консолидация производственного потенциала в рамках совокупности инвестиционных корпораций региональных уровней позволит предприятиям улучшить систему планирования и взаимодействия, повысить свою инвестиционную привлекательность, реализовывать совместные проекты по развитию транспортной и социальной инфраструктуры, ресурсосбережению и экологии.

В рамках ИК для достижения общих целей должны объединиться средства государства, предпринимателей и населения. Финансовые пирамиды уходят в прошлое. Основу стабильного развития должны составить вложения в реальный сектор экономики.

Заключение

В последние годы актуальным стал вопрос привлечения внешнего иностранного капитала в экономику России. Иностранные инвестиции считаются одним из важнейших условий стабилизации и роста экономики страны. Это связано в первую очередь с тем, что финансовые ресурсы фирм ограниченны, а в условиях российской действительности покрыть их недостаток путем привлечения дополнительного национального капитала (различных кредитов, займов и т.д.) достаточно сложно по ряду объективных и субъективных причин, таких, как высокая норма прибыли на вкладываемый капитал, высокий уровень налогообложения и т.д.

Общий объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России на конец 2010 г. составил 300,1 млрд. долларов США, что на 11,9% больше, чем на конец предыдущего года (в 2009 г. прирост за год составил 1,4%). Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 58,3% (на конец 2009 г. - 55,5%), доля прямых инвестиций составила 38,7% (40,7%), портфельных инвестиций - 3,0% (3,8%).

Основными странами, вкладывающими средства в отечественную экономику 2008-2010 гг. были Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай, Германия, Великобритания, Ирландия, Франция, Япония. Кроме того, в эту же категорию попали Виргинские (Британские) острова.

Для активизации притока иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Критерием привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов является уровень риска предпринимательской деятельности и рентабельность инвестиционных проектов.

В апреле 2011 г. президент Российской Федерации Дмитрий Медведев составил перечень первоочередных мер, которые должны улучшить инвестиционный климат в России. К данным мерам относятся снижение налоговых и страховых взносов, а также создание более прозрачных условий для компаний, которые участвуют в государственных закупках.

Среди множества способов направленных на консолидацию экономики страны и повышение ее конкурентоспособности на финансовом рынке и, как следствие, инвестиционной привлекательности, наиболее перспективным представляется создание инвестиционных корпораций (ИК) на базе отдельных муниципальных образований

Список использованной литературы

1.            Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации (с изм. и доп. от 19.07.2011 г.) // Информационно-правовой портал «Гарант».

2.       Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-I «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (с изм. и доп. от 19.07.2011 г.) // Информационно-правовой портал «Гарант».

.        Вознесенская Н.Н. Правовое регулирование и защита иностранных инвестиций в России // изд-во: Wolters Kluwe, 2011 г. - 312 с.

4.  Игонина Л.Л. Инвестиции. Учебник // изд-во: Магистр, 2010 г. - 752 с.

5.            Орлова Е.Р., Зарянкина О.М. Иностранные инвестиции в России // изд-во: Омега-Л, 2009 г. - 204 с.

6.  Подшиваленко Г.П. Иностранные инвестиции. Учебник // изд-во: КноРус, 2010 г. - 120 с.

7.            Хазанович Э.С. Иностранные инвестиции // изд-во: КноРус, 2009 г. - 320 с.

8.  Чаусский А. Как привлечь зарубежные инвестиции // изд-во: Альпина Паблишер, 2010 г. - 144 с.

9.            Финансовая основа инвестиций в России. Учебник. Под ред. Чапек В.Н., Рябошапко В.П., Максимов Д.В., Соколов С.П. // изд-во: Феникс, 2007 г. - 160 с.

10.     <#"580941.files/image001.gif">

Рис. 1. Инвестиции из стран СНГ в экономику России, млн. долларов США

Похожие работы на - Режим функционирования иностранного капитала в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!