внедрение и эксплуатация технических средств организации и контроля дорожного движения, выполнение функций заказчика перед промышленными организациями.
Наряду с этими функциями на Госавтоинспекцию возложены: надзор за соблюдением всеми участниками движения правил дорожного движения и применение административных санкций к нарушителям этих Правил; надзор за техническим состоянием находящихся в эксплуатации транспортных средств; прием экзаменов по Правилам и вождению; организация работы по изучению Правил населением; учет и регистрация транспортных средств; участие в государственных приемочных испытаниях образцов новых автомобилей; разработка или участие в разработке норм и правил, относящихся к безопасности дорожного движения.
В то же время Госавтоинспекция как составная часть милиции участвует в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
В 1992 г. утверждено новое Положение о Государственной автомобильной инспекции МВД Российской Федерации, в котором установлено, что Госавтоинспекция - это орган государственного контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и в связи с этим ее главной задачей является обеспечение соблюдения всеми ведомствами, организациями и гражданами нормативов и стандартов в данной сфере.
Таким образом, по мере развития автомобилизации все более многогранными становились функции Госавтоинспекции. Однако сегодня уже стало очевидным, что Госавтоинспекция не в состоянии охватить весь достаточно широкий спектр вопросов, связанных с организацией дорожного движения. Учитывая все более усложняющийся характер проблем организации движения, особенно в городах, необходимо усиление этого направления деятельности в рамках дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, в ведении которых находится улично-дорожная сеть, Во многих странах с высоким уровнем автомобилизации уже давно в городских службах созданы подразделения, занимающиеся транспортными проблемами и прежде всего организацией дорожного движения. В задачу этих подразделений входит решение вопросов, касающихся функционирования автотранспортной системы.
В нашей стране имеется некоторый опыт решения этих вопросов силами дорожных органов и автотранспортных предприятий. Так, в 1968 г. в системе дорожных министерств и ведомств в ряде республик СССР стали создаваться специальные подразделения по организации движения, в задачу которых входили исследование движения, изучение ДТП, разработка и реализация мероприятий по совершенствованию организации движения на дорогах, включая установку знаков, нанесение разметки, содержание проезжей части. Однако в последующем эти службы были реорганизованы и в большинстве республик ликвидированы. Это не могло не отразиться на положении дел с безопасностью движения на дорогах страны.
Важное значение в этой области принадлежит службе безопасности дорожного движения автотранспортных предприятий. Специалисты этой службы занимаются исследованием условий движения на маршрутах, по которым систематически осуществляются перевозки, и разработкой предложений по улучшению организации движения и дорожных условий. Они также участвуют в нормировании скоростных режимов и контроле за их исполнением. Ценные материалы для совершенствования условий дорожного движения, особенно на маршрутах пассажирских перевозок, дают также служебные расследования ДТП, проводимые службой безопасности движения автотранспортных предприятий.
В последние годы в связи с широким внедрением в городах АСУД в ряде проектных организаций страны стали формироваться группы проектировщиков, специализирующихся на вопросах организации дорожного движения. В этих организациях разрабатываются с различной степенью детализации проекты организации дорожного движения на основе исходных материалов, собираемых в процессе исследования условий движения. Проект организации дорожного движения отныне является одной из стадий градостроительного проектирования, что обеспечивает комплексную проработку и финансирование всех этапов проекта.
Большой вклад в организацию дорожного движения внесла служба СМЭП ГАИ. К 1991 г. в СССР действовало около 150 СМЭП, которые обслуживали более 4 тыс. городов и обеспечивали выполнение всех работ по установке и эксплуатации ТСОД. В настоящее время и 44 городах Российской Федерации функционируют 92 АСУД, на стадии внедрения находятся еще 17 систем.
В целях совершенствования работ по организации дорожного движения Правительство Российской Федерации постановлением от 25 апреля 1995 г. № 414 на базе существующих СМЭП ГАИ создало федеральное унитарное государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие (ГОССМЭП МВД России). В соответствии с Уставом этого предприятия оно создано "... для удовлетворения общественных потребностей в сфере организации дорожного движения и обеспечения его безопасности на базе оснащения городов и населенных пунктов техническими средствами регулирования и автоматизированного управления дорожным движением..." (п. 2.1).
Деятельность этого предприятия охватывает практически все аспекты организации движения, что дает возможность рассматривать данное предприятие в качестве проводника государственной политики в этой важной сфере. Согласно Уставу организационно-методическое руководство деятельностью ГОССМЭП МВД России осуществляет Главное управление ГАИ МВД России. Все существующие на территории Российской Федерации СМЭП организационно входят в общегосударственную структуру в форме дочерних предприятий на основе отдельных договоров.
Приказом МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 "Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями от 21 июня 1999 г., 10 сентября 2001 г., 19 марта 2004 г.) ГАИ преобразовано в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД).
государственный инспекция дорожный движение
В систему органов ГИБДД, возглавляемую Главным управлением ГИБДД Министерства внутренних дел Российской Федерации, входят ГИБДД республик, краев, областей, районов, городов, районов в городах. Основными подразделениями ГИБДД являются: дорожно-патрульные службы, строевые подразделения, сопровождения, оперативного реагирования и розыска; подразделения технической инспекции, регистрационно-экзаменационной работы, организации движения и дорожной инспекции, диагностические станции и службы пропаганды безопасности дорожного движения.
Главной задачей ГИБДД, закрепленной в Положении, является обеспечение соблюдения министерствами, ведомствами, организациями, предприятиями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
На ГИБДД как орган государственного надзора в области безопасности дорожного движения возложен комплекс соответствующих функций, основными из которых являются: надзор за соблюдением нормативных актов, правил, стандартов, нормативов, связанных с дорожным движением, проектированием, строительством, реконструкцией и ремонтом дорог, дорожных сооружений и их содержанием, установкой и эксплуатацией технических средств регулирования дорожного движения; организация и регулирование дорожного движения и надзор за дорожным движением; регистрация автомототранспортных средств и их технический осмотр; предупреждение и пресечение нарушений правил дорожного движения; борьба с дорожно-транспортными происшествиями и их учет; прием экзаменов на право вождения авто-мототранспортными средствами.
Являясь структурным подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации ГИБДД, в пределах своей компетенции, участвует в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, борясь с правонарушениями, проводя дознания по делам о преступлениях, совершенных в области дорожного движения и осуществляя производство по соответствующей категории дел об административных правонарушениях.
В части обеспечения безопасности дорожного движения с органами ГИБДД должны согласовываться проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений, линий городского электрического транспорта.
Важное значение имеет профилактическая работа ГИБДД, которая заключается в пропаганде и разъяснении действующих в области дорожного движения нормативных актов, проведения конкурсов, смотров и т.п.; в разработке с соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями, научными организациями предложений по вопросам безопасности дорожного движения; в выявлении причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий.
Для выполнения своих задач и функций ГИБДД наделена государственно-властными полномочиями надведомственного характера. В соответствии с этими полномочиями она рассматривает и дает заключение на открытие маршрутов движения общественного транспорта; получает от должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, сведения об исполнении ими нормативов, правил и стандартов, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения. В случае их нарушения ГИБДД вправе потребовать от должностных лиц соответствующие объяснения. Она дает должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении правонарушений, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Должностные лица ГИБДД могут временно ограничивать или запрещать дорожное движение на отдельных участках дорог и улицах при проведении массовых мероприятий, а также в тех случаях, когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения.
Осуществляя государственный технический осмотр автомототранспортных средств, ГИБДД запрещает их эксплуатацию, если они изготовлены или переоборудованы с нарушением действующих стандартов, либо их конструкция или техническое состояние не соответствует техническим нормативам.
В целях профилактики и пресечении правонарушений в области дорожного движения сотрудники ГИБДД вправе останавливать транспортные средства и проверять соответствующие документы. При этом в случаях, определенных законом, они могут осуществлять досмотр транспорта, груза, багажа, личный досмотр граждан; отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо не имеющих документов на право управления или пользования ими.
Сотрудникам ГИБДД предоставлено право подвергать административному задержанию лиц, совершивших административное правонарушение в области дорожного движения, составлять об этом соответствующие протоколы и налагать на них административные взыскания.
Свою деятельность ГИБДД осуществляет в тесном взаимодействии с другими подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, военной автоинспекцией, с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, трудовыми коллективами и гражданами.
Заключение
По данной работе могут быть сделаны следующие выводы.
Функции автоинспекции менялись с течением времени. Первоначально работа Госавтоинспекции первоначально была направлена в основном на обеспечение безаварийной эксплуатации автомобилей, улучшение их технического состояния и повышение квалификации водительских кадров. Одновременно были определены следующие задачи ее деятельности: борьба с авариями и незаконным использованием транспортных средств; разработка технических норм и измерителей эксплуатации транспортных средств; наблюдение за подготовкой и воспитанием водительских кадров; количественный и качественный учет автомобильного парка.
Впоследствии ГАИ была освобождена от обязанности разрабатывать технические нормы расходования автомобильных эксплуатационных материалов и измерители работы автомобильного парка; сократились обязанности, связанные с подготовкой водителей, так как эти функции перешли к ведомствам, в ведение которых были переданы соответствующие учебные заведения. Вместе с тем все большее значение приобретала деятельность по предупреждению ДТП и регулированию движения.
В 1972 г. на Госавтоинспекцию был возложен ряд новых функций, в том числе и функция по установке и эксплуатации технических средств ОДД. В этих целях в системе органов внутренних дел были созданы специализированные монтажно-эксплуатационные подразделения (СМЭП), подчиненные ГАИ.
В настоящее время ГАИ реорганизовано в ГИБДД (хотя существуют проекты «обратного переименования»), а её главной задачей является обеспечение соблюдения министерствами, ведомствами, организациями, предприятиями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Список использованной литературы
.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало, 1997 - 680 с.
3.Коноплянко В. И. Организация и безопасность дорожного движения. М.: Транспорт, 1991 - 183 с.
.Клинковштейн Г. И., Афанасьев М, Б, Организация дорожного движения. М.: Транспорт, 1997 - 231 с.