Исполнительное производство

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,12 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исполнительное производство















Курсовая работа

тема: Исполнительное производство

Введение

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту включает в себя не только постановление и провозглашение судом решения, но и своевременное его исполнение. Устранение последствий нарушения (оспаривания) субъективных прав и охраняемых законом интересов и восстановление (защита) их - одна из важнейших задач правосудия. Своевременное и полное исполнение судебных решений обеспечивает устойчивость судебного решения, гарантирует осуществление субъективных прав, признанных судебным решением, и выполнение подтвержденных им юридических обязанностей. Содержание исполнительного производства - действия, направленные на понуждение лица выполнить судебное решение (вернуть долг, освободить жилое помещение, снести гараж и т.п.). Эти действия совершаются в определенной процессуальной форме и регулируются законом.

Возросший интерес к исполнительному производству в целом и к его отдельным институтам объясняется во многом тем, что исполнительное производство долгое время в истории науки гражданского процессуального права оставалось «белым пятном», недостаточно отраженным в научных исследованиях. Сейчас же возникла необходимость по-новому разрешить целый ряд вопросов в этой области права и правоприменения. Существенное значение для формирования современной доктрины исполнительного производства имеют многочисленные работы В.М. Шерстюка (МГУ) и В.В. Яркова (УрГЮА).

Целью курсовой работы является изучение исполнительного производства.

Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:

1.Рассмотреть особенности исполнительного производства.

2.Изучить состав участников и сроки исполнительного производства.

.Раскрыть стадии исполнительного производства

Объектом курсовой работы является гражданское процессуальное право.

Предметом - исполнительное производство.

При написании курсовой работы были использованы методы анализа и синтеза.

Теоретической базой при написании курсовой работы послужили учебные пособия отечественных авторов в области изучения гражданского процессуального права, таких как Алексий П. В., Викут М. Л., Валеев Д. Х. и др.

Глава 1. Общие положения исполнительного производства

1.1 Понятие и сущность исполнительного производства

Судебное решение устанавливает наличие или отсутствие тех или иных субъективных гражданских прав и (или) обязанностей. Однако процесс защиты права на этом не завершается. Говорить о достижении закрепленных в ст. 2 ГПК задач гражданского процесса возможно только в случае реального осуществления предписаний, зафиксированных в судебном акте. Судебное решение может быть исполнено добровольно. Если же этого не происходит, законодательство закрепляет механизм принудительного исполнения судебного решения. Таким образом, завершение процесса судебной защиты нарушенного или оспоренного субъективного материального права или охраняемого законом интереса происходит в случае их реального восстановления путем принудительного исполнения судебного решения.

Принудительное исполнение судебных актов осуществляется в рамках исполнительного производства. Исполнительное производство представляет собой деятельность суда, судебного пристава-исполнителя, сторон и других лиц по принудительному осуществлению требований судебных актов или актов других юрисдикционных органов.

Своевременное и полное исполнение судебных решений обеспечивает устойчивость судебного решения, гарантирует осуществление субъективных прав, признанных судебным решением, и выполнение подтвержденных им юридических обязанностей.

Содержание исполнительного производства - действия, направленные на понуждение лица выполнить судебное решение (вернуть долг, освободить жилое помещение, снести гараж и т.п.). Эти действия совершаются в определенной процессуальной форме и регулируются законом. Для исполнительного производства характерно то, что действия по исполнению своих решений совершает не суд, а специально созданный государством орган для принудительного исполнения судебных решений - судебный исполнитель, состоящий при районном (городском) суде.

Непосредственным объектом принудительного исполнения являются исполнительные документы, выданные, как правило, на основании судебных актов или актов иных органов. Принудительному исполнению подлежат не все судебные акты и акты иных органов, поэтому не по каждому из них может быть выдан исполнительный документ. Так, если говорить о решениях суда, то принудительному исполнению по правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве, подлежат лишь решения о присуждении (исполнительные решения), выносимые по искам о присуждении (о взыскании с ответчика определенных денежных сумм, о выселении, о присуждении ответчика к совершению определенных действий и т.п.). По таким решениям истцу выдается исполнительный лист, который он предъявляет к исполнению судебному приставу-исполнителю.

Решения, выносимые по искам о признании (установительные решения), не подлежат принудительному исполнению по правилам исполнительного производства, установленным законом; они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реализуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами. После вступления установительного решения в законную силу заинтересованному лицу выдается его заверенная копия, которая служит основанием для регистрации или оформления соответствующих фактов, правоотношений.

Кроме того, по общему правилу не подлежат принудительному исполнению решения по делам особого производства, а также решения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых (публично-правовых) отношений (например, решения суда об оспаривании гражданином решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы).

Что касается такого судебного акта, как определение, то некоторые определения судов общей юрисдикции подлежат исполнению по правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве. Например, определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решений суда.

Исполнение судебных актов состоит в принуждении ответчика (должника) к совершению действий, предусмотренных судебным актом (передача имущества, уплата денег и т.д.).

Однако важно отметить, что Федеральный закон «Об исполнительном производстве» регламентирует порядок принудительного исполнения не только актов судов общей юрисдикции, но также актов иных органов.

Правила, регулирующие исполнительное производство, носят универсальный характер, обеспечивая принудительную реализацию субъективного материального права или интереса и в тех случаях, когда вопрос об их защите являлся предметом несудебных юрисдикционных органов. Таким образом, исполнительное производство обслуживает не только гражданское судопроизводство, но и другие ветви судебной системы Российской Федерации, например, арбитражные суды, а также деятельность иных органов (нотариата, третейского суда и т.д.).

Исполнительное производство регулирует специфические отношения и имеет свой субъектный состав: судебный пристав-исполнитель, взыскатель, должник, специалист, понятые и др.

От остальных стадий гражданского судопроизводства исполнительное производство существенно отличается: исполнительное производство возбуждается не только в связи с производством в суде гражданского дела. В исполнительном производстве исполняются также приговоры, определения, постановления по уголовным делам в части имущественных взысканий, исполнительные надписи нотариальных органов, решения арбитражных судов в предусмотренных законом случаях, решения Международного коммерческого арбитража и других третейских судов. Поэтому в правоведении было высказано мнение о том, что производство, возбуждаемое по исполнению указанных актов, нельзя рассматривать как часть гражданского судопроизводства, поскольку в таком случае гражданского судопроизводства просто не существует. Исполнительное производство является самостоятельным производством, а регулирующие его нормы образуют самостоятельную комплексную отрасль права - исполнительное право.

Вывод о том, что исполнительное производство не является стадией гражданского судопроизводства, а представляет собой самостоятельное производство, соответствует действующему законодательству.

Отношения, возникающие в исполнительном производстве, регулируются целым рядом правовых актов. Среди них особое место занимает Федеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

Этот Закон устанавливает правовую основу деятельности судебных приставов-исполнителей, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность судебного пристава, регламентирует организацию деятельности службы судебных приставов, порядок назначения и освобождения их от должности, устанавливает полномочия должностных лиц службы судебных приставов, права и обязанности судебных приставов-исполнителей при исполнении ими служебных обязанностей, гарантии их правовой и социальной защиты, порядок финансирования и материально-технического обеспечения службы судебных приставов.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) является основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудительном исполнении судебных актов и актов других органов.

Отношения, возникающие в исполнительном производстве, регулируются не только этими нормативными актами, но и иными федеральными законами, устанавливающими условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. К ним, в частности, следует отнести законы, которыми в Закон об исполнительном производстве будут вноситься соответствующие изменения и дополнения, ГПК (разд. V), АПК (разд. IV), ГК (нормы, регламентирующие порядок проведения торгов, - ст. 448, 449), СК, НК, Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. № 5338-1 и др.

1.2 Участники исполнительного производства

Всех участников исполнительного производства в зависимости от целевой направленности их деятельности и роли при исполнении исполнительных документов можно подразделить на четыре группы:

) органы принудительного исполнения;

) суд (судья);

) стороны;

) другие участники исполнительного производства.

Органы принудительного исполнения. Исполнение судебных актов, а также актов других юрисдикционных органов, подлежащих принудительному исполнению, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации.

Суд (судья) в исполнительном производстве. С принятием Законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» и возложением функций по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов на службу судебных приставов, организационно входящую в систему органов Министерства юстиции России, суд стал играть иную роль в исполнительном производстве. За ним в исполнительном производстве сохранен ряд важных полномочий: выдает исполнительные листы (ст. 428 ГПК), рассматривает заявления взыскателей о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на предъявления исполнительного листа к исполнению (ст. 432 ГПК), разъясняет судебные постановления, подлежащие исполнению (ст. 433 ГПК), решает вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм (ст. 434 ГПК), об отложении и приостановлении и прекращении исполнительного производства (ст. ст. 435, 436, 439 ГПК), рассматривает жалобы на действия судебного пристава-исполнителя (ст. 441 ГПК) и иски об исключении имущества от ареста (исключении из описи).

Стороны. Стороны в исполнительном производстве - это взыскатель и должник. Стороны - основные участники исполнительного производства, и это понятно, ибо без них никакого исполнительного производства не может быть. Они как лица, материально заинтересованные в результатах исполнительных действий, наделяются распорядительными правами, связанными с возбуждением, развитием и прекращением исполнительного производства. Например, возбуждение исполнительного производства, как правило, осуществляется путем предъявления взыскателем исполнительного документа к исполнению, взыскатель вправе просить об отложении исполнительных действий, он может отказаться от взыскания, просить о возвращении исполнительного документа, должник может добровольно исполнить исполнительный документ полностью или частично, стороны могут заключить мировое соглашение.

Взыскателем являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Он добивается принудительного осуществления своего субъективного права, подтвержденного судебным актом или актом другого органа. Взыскателя надо отличать от его представителя. Представитель действует в исполнительном производстве от имени взыскателя и на основании предоставленных ему полномочий. Он может требовать принудительного исполнения судебного акта, получить присужденное имущество или деньги, если эти полномочия специально оговорены в доверенности, но и в этом случае исполнительные действия совершаются в пользу или в интересах взыскателя, а не его представителя.

Должник - гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства или иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения (ч. 3 ст. 29 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Другие участники исполнительного производства. В числе других участников исполнительного производства закон называет переводчиков, понятых, специалистов. Их функции заключаются в оказании содействия органам принудительного исполнения и сторонам в достижении цели исполнительного производства - реальном восстановлении нарушенных или оспоренных прав.

1.3 Сроки в исполнительном производстве

Сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.

Время совершения исполнительных действий определено ст. 35 Закона.

Взыскатель и должник вправе предложить удобное для них время совершения исполнительных действий. По общему правилу исполнительные действия совершаются в рабочие дни с 6 часов до 22 часов по местному времени. Конкретное время совершения исполнительных действий определяет судебный пристав-исполнитель.

В случаях, не терпящих отлагательства, в порядке исключения совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения может производиться в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, а также в рабочие дни с 22 часов до 6 часов.

К таким случаям относятся:

) угроза жизни и здоровью граждан;

) когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

) исполнение определения суда об обеспечении иска;

) обращение взыскания на имущество должника, подверженное быстрой порче.

Во всех указанных случаях судебный пристав-исполнитель должен получить в письменной форме разрешение старшего судебного пристава, который незамедлительно уведомляет об этом главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.

Для исполнительного производства, также как и для гражданского или арбитражного процесса, характерен принцип его непрерывности, т.е. от возбуждения исполнительного производства до его окончания последовательно и непрерывно должны быть совершены исполнительные действия по исполнению юрисдикционного акта. Закончиться исполнительное производство должно полным и своевременным исполнением всех требований исполнительного документа. Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Для отдельных исполнительных действий Законом устанавливаются иные сроки:

) если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом;

) при совершении отдельных исполнительных действий и (или) применении отдельных мер принудительного исполнения на основании поручения о передаче исполнительного производства, постановление должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов;

) содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов;

) если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов;

) требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, - не позднее следующего дня;

) требования судебного пристава-исполнителя об обеспечительных мерах, в том числе поступившие в порядке поручения совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, - не позднее следующего дня, если самим постановлением не установлен иной порядок его исполнения.

Тем не менее, после возбуждения исполнительного производства могут возникнуть определенные обстоятельства, препятствующие его нормальному развитию. К исключениям из общих правил исполнительного производства относят следующие периоды:

) в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением (ст. 38 Закона);

) в течение которого исполнительное производство было приостановлено (ст. ст. 39, 40, 41 Закона);

) время отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа (ст. 37 Закона);

) со дня объявления розыска должника-организации, а также имущества должника до дня окончания розыска;

) со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения, а также об изменении способа и порядка его исполнения до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, принятого по результатам рассмотрения такого обращения;

) со дня передачи имущества для реализации до дня поступления вырученных от реализации этого имущества денежных средств на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (далее - депозитный счет подразделения судебных приставов), но не более двух месяцев со дня передачи последней партии указанного имущества для реализации.

Таким образом, исполнительное производство используется для принудительного исполнения правоприменительных актов различных юрисдикционных органов и соответственно может быть возбуждено без предварительного рассмотрения судом какого-либо гражданского дела.

Глава 2. Стадии исполнительного производства

2.1 Возбуждение исполнительного производства

Возбуждение исполнительного производства - первый этап процесса исполнения исполнительного документа.

Данное название первой стадии исполнительного производства напрямую упоминается в п. 9 ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве». На стадии возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель решает вопрос о возможности принятия к исполнению исполнительного документа от суда или другого органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбуждает исполнительное производство.

До возбуждения исполнительного производства никакие исполнительные действия совершены быть не могут. Данное правило вытекает из того, что совершение исполнительных действий сопряжено с возможностью применения к должнику мер государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения, существенно ущемляющих и ограничивающих его имущественные права.

Возбуждению исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. На данном этапе судебный пристав-исполнитель принимает заявление и исполнительный документ от взыскателя, или от суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений.

Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом-исполнителем исполнительного документа еще не означает последующего возбуждения исполнительного производства.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;

) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;

) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;

) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;

) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

После устранения обстоятельств, предусмотренных п. 1 - 4 и 7 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве», возможно повторное направление (предъявление) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю.

Статьей 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлены общие положения о месте совершения исполнительных действий. Так, если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий. исполнительный производство судебный принудительный

В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

Согласно правилам ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ может быть предъявлен судебному приставу-исполнителю взыскателем, судом, другим органом или должностным лицом, выдавшим исполнительный документ. Данной нормой определен исчерпывающий перечень субъектов, имеющих право предъявлять исполнительный документ к взысканию.

2.2 Понятие приостановления исполнительного производства

Приостановление исполнительного производства также представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако, в отличие от иных юридических действий, приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.

В зависимости от оснований приостановление исполнительного производства совершается либо судом (ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), либо судебным приставом-исполнителем (ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Приостановление исполнительного производства возможно в обязательном порядке или по усмотрению органа, разрешающего вопрос. В любом случае приостановление исполнительного производства возможно только по основаниям, указанным в ст. 39 и 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Данные перечни носят исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат. Например, в судебной практике одним из распространенных оснований для ходатайств со стороны бюджетных организаций о приостановлении исполнительного производства является ссылка на отсутствие денежных средств. Однако данное основание хотя и уважительное, но не указано в ст. 39, 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в связи с чем суды отказывают в подобных случаях в приостановлении исполнительного производства.

Суд приостанавливает исполнительное производство полностью или частично в обязательном порядке в следующих случаях:

) предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключение из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;

) оспаривания результатов оценки арестованного имущества;

) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, полностью или частично в случаях:

) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

) оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

) нахождения должника в длительной служебной командировке;

) принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;

) обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

) в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;

) утраты должником дееспособности;

) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;

) отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;

) применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;

) принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;

) направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.

Исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

) нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

) розыска должника-гражданина или розыска ребенка;

) просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Главный судебный пристав Российской Федерации, Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и их заместители также обладают правом приостановления исполнительного производства, но только в одном случае - поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц Службы судебных приставов.

2.3 Прекращение исполнительного производства

Прекращение исполнительного производства как юридическое действие имеет ряд существенных признаков:

оно производится только по основаниям, указанным в ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве», указанный перечень расширительному толкованию не подлежит;

после прекращения исполнительного производства его возобновление невозможно, за исключением случаев, когда определение о прекращении исполнительного производства было отменено в судебном порядке. В этом плане прекращение исполнительного производства близко по правовым характеристикам к прекращению производства по делу в гражданском (ст. 221 ГПК РФ) и арбитражном (ст. 151 АПК РФ) судопроизводствах.

Исполнительное производство прекращается в случае, если:

-взыскатель отказался от взыскания или от получения предметов, изъятых у должника при исполнении судебного постановления о передаче их взыскателю;

-взыскатель и должник заключили мировое соглашение и оно утверждено судом;

-после смерти гражданина, являвшегося взыскателем или должником, либо объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим установленные судебным постановлением требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику умершего или объявленного умершим лица либо к управляющему имуществом безвестно отсутствующего лица;

-имущества ликвидируемой организации недостаточно для удовлетворения требований взыскателя;

-для данного вида взыскания истек установленный федеральным законом срок давности;

-судебное постановление или акт иного органа, на основании которых выдан исполнительный документ, отменены. При наличии оснований для прекращения исполнительного производства исполнительный документ с соответствующей отметкой возвращается судебным приставом-исполнителем в суд либо государственный или иной орган, выдавшие этот документ.

Все назначенные судебным приставом-исполнителем меры по исполнению отменяются. Прекращенное исполнительное производство не может быть возбуждено вновь.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона «Об исполнительном производстве» приостановление и прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, а также по актам контролирующих органов, судебным актам, актам других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

Во всех остальных случаях приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судом общей юрисдикции, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

Основания для прекращения исполнительного производства судебным приставом сформулированы в законе исчерпывающим образом, следовательно, по иным основаниям прекращение невозможно. Последствиями прекращения исполнительного производства являются (ст. 44 Закона об исполнительном производстве):

) окончание исполнительного производства без производства исполнительных действий;

) исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению;

) копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения и о возбуждении исполнительного производства в порядке, установленном ч. 2 ст. 44 Закона об исполнительном производстве, направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства;

) прекращенное исполнительное производство не может быть возобновлено вновь.

Необходимо учитывать, что, согласно разъяснению, данному в письме Минфина России от 21.12.2000 N 06-5893, в случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, исполнительский сбор в обязательном порядке должен быть возвращен должнику.

Вопрос о прекращении исполнительного производства решается в установленном ст. 45 Закона об исполнительном производстве порядке, который аналогичен процедуре приостановления исполнительного производства.

По прекращенному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются.

Процедура окончания исполнительного производства. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание (ч. 3 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество. При окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение судебных приставов по основаниям, установленным Законом об исполнительном производстве, отмена розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника ограничений может не производиться. Полномочия по отмене розыска, а также по изменению и отмене ограничений переходят к судебному приставу-исполнителю, которому передано исполнительное производство.

Если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное ч. 7 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

) взыскателю и должнику;

) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.

По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве, самостоятельно или в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 указанного Закона.

В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения (ч. 9 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

Заключение

Итак, на основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы.

Заключительной стадией гражданского процесса является исполнительное производство. Оно включает в себя совокупность правоотношений, возникающих между судебными приставами, судом и иными участниками исполнительного производства по поводу и в связи с исполнением юрисдикционных актов.

Исполнительное производство охватывает правоотношения не только по исполнению судебных актов, но и в связи с исполнением решений международного коммерческого арбитража, удостоверения комиссии по трудовым спорам, требования контрольных органов о взыскании денежных средств при отсутствии должника, постановления органов (должностных лиц) по делам об административных правонарушениях, постановлений самого судебного пристава-исполнителя.

Всех участников исполнительного производства в зависимости от целевой направленности их деятельности и роли при исполнении исполнительных документов можно подразделить на четыре группы:

) органы принудительного исполнения;

) суд (судья);

) стороны;

) другие участники исполнительного производства.

Стадии исполнительного производства:

возбуждение исполнительного производства. Возбуждение исполнительного производства - первый этап процесса исполнения исполнительного документа. На стадии возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель решает вопрос о возможности принятия к исполнению исполнительного документа от суда или другого органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбуждает исполнительное производство;

приостановление исполнительного производства. Приостановление исполнительного производства также представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако, в отличие от иных юридических действий, приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу. После устранения обстоятельств, по которым исполнительное производство было приостановлено, по инициативе суда или ходатайства лиц исполнительное производство может быть восстановлено. В ст. 439 ГПК РФ предусмотрены случаи прекращения судом исполнительного производства. Исполнительное производство может быть приостановлено как в обязательном порядке, так и по инициативе суда;

- прекращение исполнительного производства. Прекращение исполнительного производства означает прекращение совершения любых исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения по исполнительному производству без возможности их возобновления в дальнейшем, за исключением случая, если определение о прекращении исполнительного производства отменено в установленном порядке. Прекращенное исполнительное производство не может быть возбуждено вновь.

Список литературы

1)Алексий П. В. Гражданское процессуальное право России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 432 с.

2)Валеев Д. Х. Исполнительное производство. - СПб.: «Питер», 2008. - 400

3)Вдовина Ю.Г. Исполнительное право. - Электронный учебник. - Режим доступа: [http://www.e-college.ru/xbooks/xbook159/book/index/index.html?go=part-008*page.htm].

)Викут М. Л. Гражданский процесс России. - М.: Юрист, 2006. - 384 с.

5)Вставская И. М., Савченко С. А. Исполнительное производство. - М.: Проспект, 2010. - 232 с.

6)Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (в ред. от 04.12.2007).

)Гущина К. О. Гражданское процессуальное право. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2007. - 160 с.

8)Деготь Е.А., Деготь Б.Е. Исполнительный процесс: Научно-практическое пособие. - М.: Новый индекс, 2006. - 336 с.

)Исаенкова О.В., Балашов А.Н., Балашова И.Н. Исполнительное производство в Российской Федерации. Курс лекций М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 192 с.

)Коваленко А. Г. Гражданский процесс. - М.: Инфра-М, Контракт, 2008. - 448 с.

)Треушников М. К. Гражданский процесс. - М.: Городец, 2007. - 783 с.

12)Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ.

13)Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» (в ред. от 03.03.2007).

14)Шакарян М. С. Гражданское процессуальное право. - М.: Проспект, 2007. - 584 с.

Похожие работы на - Исполнительное производство

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!