Расчет технико-экономических показателей деятельности организации на примере информационно-вычислительного центра

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    291,78 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расчет технико-экономических показателей деятельности организации на примере информационно-вычислительного центра

Содержание

Введение

.        Теоретическая часть

.1       Задачи, цели и функции ценообразования

.2       Ценовые стратегии и условия их применения

.3       Методы ценообразования

. Расчетная часть

.1       Расчет суммы финансирования работ

.2       Расчет необходимого количества оборудования

.3       Расчет численности работающих и фондов оплаты труда

.4       Расчет себестоимости и цены программного продукта

.5       Технико-экономические показатели ИВЦ

Заключение

Список литературы

Введение

Вопросы стратегии и тактики принятия ценовых решений, постоянно занимают умы менеджеров западных и отечественных фирм, ведущих производственную деятельность. В современных условиях актуальность вопросов ценообразования экспортных и импортных сделок существенно возрастает. Повышение точности расчетов цен в контрактах, будет способствовать эффективности заключаемых сделок. От правильности установления цен во многом зависят рентабельность предприятий, его конкурентоспособность, объем реализации продукции и многие другие показатели хозяйственной деятельности. Особую роль цена играет в рыночной экономике. Ценообразование сложнейший механизм конъюнктуры торгового рынка, его барометр. В цене, отражается вся система ценообразующих факторов (инфляция, спрос, предложение и др.).

В чем состоят основные принципы рыночного ценообразования? Это постоянная ориентация цен на покупательский спрос, на снижение их уровня в конкурентной борьбе, усиливающая связь цен с качеством продукции и возможностью послепродажного сервисного обслуживания потребителей, маневрирование ценами.

В рыночной системе хозяйственная диапазон использования этих факторов велик, поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию. Это предполагает необходимость применения планирования производственной и хозяйственной деятельности как в целом предприятия, так и его отдельных структурных подразделений.

Одним из структурных подразделений современного предприятия является информационно-вычислительный центр (ИВЦ).

ИВЦ - организационное подразделение предприятия или самостоятельное учреждение, оборудованное ЭВМ для механизированной или автоматизированной обработки производственной, научно-технической и экономической информации. ИВЦ служит для планирования производства, учета запасов сырья и готовой продукции, расчетов заработанной платы, разработки маршрутов и графиков движения транспортных средств, обработки статистической и справочной информации.

Основной задачей в работе является планирование деятельности ИВЦ. Для этого требуется определить необходимое количество оборудования, численность работников и фонды оплаты труда, спланировать себестоимость и цену программного продукта, а также основные технико-экономические показатели деятельности информационно-вычислительного центра.

1. Теоретическая часть

.1 Задачи, цели и функции ценообразования

выручка прибыль себестоимость

Цена - наиболее важный экономический параметр рыночной среды деятельности предприятия. Цена выступает денежным выражением стоимости товара. Ее основная функция состоит в обеспечении выручки от продажи товара. Цена является фактором, представляющим большое значение для потребителей товаров, поэтому она очень важна для установлений отношений между предприятием и товарными рынками.

Ценообразование - комплексный и противоречивый процесс.

В ходе его приходится учитывать большое количество факторов и прибегать к компромиссам: учитывать задачи производства и маркетинговых исследований, финансовые результаты, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство. Процесс ценообразования должен четко регламентировать этапы сбора и подготовки информации, принятия окончательного решения. Его эффективность зависит от разработки действительных методов сбора и проверки информации о конкурентах, наблюдение над поведением потребителе, анализа результатов внутренней деятельности. В общем виде порядок ценообразования можно представить следующим образом.

Общая политика формирует общие подходы в ценообразовании предприятия, которые обуславливают выбор прикладной маркетинговой модели ценообразования, т.е. ценовой стратегии. Возможность оптимизации ценовой политики заключается в варьировании различными ценовыми стратегиями и методами в зависимости от текущих условий на конкретном рынке. Таким образом, определим цену и стратегию на конкретный товар на определенном рынке, надо опираться на уже существующую ценовую политику, которая не должна иметь жестких временных рамок краткосрочного и долгосрочного периодов.

Ценообразование - часть хозяйственного механизма

Ценообразование - составная часть хозяйственного механизма. Оно играет немаловажную роль в административной экономике, но неизмеримо возрастает его значение в рыночной. В первой из них от экономически обоснованной системы планово-административных цен во многом зависела действенность плановых показателей, расчетов и экономических рычагов (финансовых, оплата труда, производственного и социального развития коллектива), а также состояние общей и структурной сбалансированности в народном хозяйстве. В рыночном хозяйстве при устранении директивного планирования производства и расширения общественного продукта цена становится важнейшим регулятором воспроизводственного процесса как на микро-, так в существенной мере и на макроуровне народнохозяйственного управления.

В процессе перехода от административной к рыночной экономике активизируется роль цены как инструмента экономической и социальной политики, и ее положение в переходном механизме хозяйствования, где сочетаются административные и экономические методы управления, характеризуются немалыми сложностями в связи с условиями ее функционирования, спецификой переходного периода.

Задачи ценообразования

Основные задачи, решаемые на предприятиях по ценообразованию:

. Обеспечение выживаемости предприятия. Эта задача выходит на первый план в условиях острой конкуренции или резко меняющихся потребностей покупателей. Стратегия предприятия в таких условиях - снижение цены на продукцию.

. Максимизация текущей прибыли. Применяются теми предприятиями, для которых текущие финансовые показатели важнее долговременных. Предприятие оценивает спрос и издержки производства применительно к разным уровням цен и выбирает такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат.

. Завоевание лидерства по показателям доли рынка. Связано с долговременной стратегией фирмы, поэтому ее придерживаются те, которые уверены в высоком спросе на свою продукцию. При этом первоначальная цена на поставляемый товар может быть ниже цены конкурентов. Как правило, при снижении цены доля рынка увеличивается.

. Завоевание лидерства по показателям качества. Предприятие, решившее делать ставку на качество своих товаров, несет большие издержки, связанные с поведением научно-исследовательских и конструкторских работ, но и цены, как правило, устанавливает более высокие, чем цены конкурентов.

Необходимыми условиями рыночного ценообразования являются: экономическая самостоятельность и свобода выбора поведения предприятий, коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования, содействие и защита договорно-контактных отношений, наличие конкурентной среды и предложение уравновешивается посредством цены.

Различают также понятия «цена спроса», «цена предложения», «равновесная цена», «рыночная цена».

Рыночная цена есть результат конкурентного сопоставления цены и спроса и цены предложения при различных значениях спроса и предложения.

Цена спроса есть цена, которую готов уплатить покупатель при некотором значении спроса на данный товар. Различают цену спроса и спрос индивидуального покупателя, а также рыночную цену спроса и рыночный спрос, которые складываются на данном рынке.

Цели ценообразования

Стратегия ценообразования должна быть увязана с общими целями фирмы в соответствии с системой маркетинга и отражать их. Естественно, что стратегии могут быть различны в широком диапазоне. Существуют три основных цели ценообразования:

·        На сбыте;

·        На прибыли;

·        На существенном положении.

В первом случае предприятие заинтересовано в росте реализации или максимизации доли на рынке. Во втором - в максимизации прибыли, оптимизации дохода от инвестиций, или обеспечением быстрого поступления наличных средств. В третьем случае предприятию важно избегать влияния неблагоприятных правительственных действий способствующее минимизации результатов действий конкурентов, поддержанию хороших отношений с участниками каналов сбыта, противодействию возникновению конкуренции, стабилизации цен.

Ценообразование является составной частью общей системы маркетинга предприятия - производителю продукции.

Надо учесть все факторы, влияющие на ценовые решения-издержки производства, конкуренты, потребители, правительство. Решающим является уровень издержек производства и реализации. Но нельзя забывать, что затратное целевое поведение предприятия хотя и помогает им держаться на плаву, но недальновидно, не соответствует рыночной перспективе, поскольку в конечном итоге ведет к всеобщему росту цен, тем самым к банкротству многих предприятий.

Установление цен включает в себя следующие этапы: постановка целей и задач ценообразования, определение спроса, издержек, анализ цен и товаров конкурентов, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены. Главная цель, которая ставится при принятии решений о ценах - увеличение прибыли.

Функции цены

Много значимость экономического содержания цены выражается в разнообразии экономических функций, определяющих ее роль и место в экономике.

К числу основных комплексных относятся три экономические функции цены:

. Измерительная - цена выступает как средство измерения затрат и результатов общественного труда во всех фазах общественного воспроизводства.

. Распределительная - цена используется как орудие распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, элементов стоимости (издержек, доходов и накоплений).

. Стимулирующая - цена служит средством экономического стимулирования хозяйствующих объектов.

Каждая функция раскрывает характер, способ воздействия на воспроизводственный процесс в целом и его стороны по степени активности этого воздействия: от относительно пассивного измерения затрат и результатов воспроизводства до активного орудия распределения доходов и экономического стимулирования, непосредственно задевающего интересы предпринимателей, трудовых коллективов и людей (как производителей, так и потребителей).

Цены связаны со многими экономическими процессами на разных стадиях воспроизводства, поэтому они выполняют многочисленные функции, воздействуя на воспроизводительный процесс. Теоретически разработки последних лет в области ценообразования позволили конкретизировать и сформулировать многие частные функции цены, отражающие их действие в различных сферах. Число функций цен можно увеличить, если детально рассматривать роль цен во всех сферах и аспектах их применения.

1.2     Ценовые стратегии и условия их применения

Общие подходы к ценообразованию

Проводя определенную политику в области ценообразования организация активно воздействует как на объем продаж, так и на величину получаемой прибыли. Как правило, организация не руководствуется получением сиюминутной выгоды, реализуя продукт по максимально выгодной цене, а проводит гибкую ценовую политику.

На величину цены оказывают воздействие внутренние факторы (цели организации, стратегии комплекса маркетинга, издержки, организация ценообразования) и внешние факторы (тип рынка, конкуренции, экономическая ситуация, государственное регулирование цен).

Возможными общими целями организации, влияющими на процесс ценообразования, являются: выживание, максимализация текущей прибыли, максимализация рыночной доли, лидерство в области качества продукции.

Цена является одним из элементов комплекса маркетинга, поэтому определяется с учетом выбора стратегий относительно элементов комплекса маркетинга. Например, цена зависит от качества продукта, затрат на его продвижение, от стадии жизненного цикла продукта.

Организация ценообразования включает наличие определенных специалистов или подразделений внутри организации, устанавливающих цены.

Виды маркетинговых стратегий ценообразования

В основу определения базовых, исходных цен могут быть положены издержки, мнение покупателей, цены конкурентов. Самый простой метод определения цены на основе издержек -их установление путем простого добавления к себестоимости продукта определенных наценок, характеризующих затраты, налоги и нормы прибыли на пути движения продукта от производителя до потребителя.

Далее к данной группе следует отнести расчет цены на «безубыточности», т.е. положения пулевой прибыли или пулевых убытков.

На политику ценообразования сильное влияние оказывают конкуренты и их возможная реакция на изменение цен на рынке. Поэтому изучение цен конкурентов, важный элемент деятельности в области ценообразования. Если в основу цены кладется цена конкурентов, издержки или спрос перестают играть решающую роль, особенно когда можно измерить эластичность последнего, т.е. определить влияние изменения цены на спрос.

Подход к ценообразованию меняется, если продукт является частью продуктовой номенклатуры. В этом случае организация стремиться установить цены, максимализирующие суммарную прибыль. Для данной ситуации выделяют пять стратегий ценообразования:

. установление цен для разной продуктовой номенклатуры с учетом различий в их себестоимости, в оценках их свойств покупателями и цен конкурентов;

. одновременное установление цен как на основной продукт, так и на дополняющие продукты;

. установление низкой цены на основной продукт и завышение цены на обязательный сопутствующий продукт;

. установление предельно низкой, бесприбыльной цены на малоценные побочные продукты, дающей возможность уменьшить цену на основной продукт;

. пакетное ценообразование, когда продавец объединяет несколько продуктов, предлагая их по суммарной уменьшенной цене.

Базовые цены обычно изменяют с учетом различий между клиентами и условий продажи. В этой связи используют следующие стратегии адаптации цен: ценовые скидки и поощрения, дискриминационное ценообразование по психологическому принципу, стимулирующее ценообразование, ценообразование по географическому принципу.

Ценовая скидка предоставляется производителем оптовым покупателям и розничным торговцам, другим клиентам в течении определенного времени.

Используют следующие виды ценовых скидок: скидки за платеж наличными; скидка за количество покупаемого товара; функциональные скидки - снижение цены для организаций системы товародвижения, выполняющих определенные функции по продаже товара, его хранению; сезонные скидки. Поощрения используются ими в виде уменьшения прейскурантной цены на новый товар при условии сдачи старого.

Дискриминационное ценообразование - продажа товара по двум или более разными ценами вне зависимости от издержек. Установление дискриминационных цен осуществляется в разных формах:

·        в зависимости от сегмента покупателей - разные покупатели платят за один и тот же товар разные цены;

·        в зависимости от варианта товара разные версии товара продаются по разным ценам, без учета разницы в издержках;

·        с учетом местонахождения товара - товар продается по разной цене в разных местах, хотя издержки для этих мест одинаковы;

·        с учетом времени - цены меняются в зависимости от сезона.

Ценообразование по психологическому принципу основан на том, что при определении цены учитываются не только экономические, но и психологические факторы. Например, исследования показали, что потребности воспринимают более дорогие товары как более высококачественные.

Стимулирующие ценообразование - временное снижение цены ниже прейскурантной, иногда ниже себестоимости, с целью активизации продажи на коротком интервале времени. Осуществляется для снижения товарных запасов.

Ценообразование по географическому принципу - предполагает установление разных цен для потребителей в разных частях страны. Целесообразны для покрытия более высоких транспортных издержек.

1.3     Методы ценообразования

Существует целая система методов определения цен. Фирмы рассматривают цену как переменный и важный фактор, поэтому к ее назначению относятся весьма осторожно. При выборе метода определения цены обычно исходят из следующих соображений. Если установить слишком высокую цену, то спрос будет ограничен. Если установить слишком низкую цену, то прибыль будет мала или ее не будет совсем. Возможная цена определяется себестоимостью продукции, ценами товаров-конкурентов и товаров-заменителей, уникальными достоинствами товара по сравнению с другими товарами. Максимальная цена определяется уникальными достоинствами товара, минимальная издержками производства, средняя - конкуренцией.

Система методов ценообразования включает следующие методы:

.        на основе издержек производства;

.        ориентацией на ценностную значимость товара;

.        ориентацией на конкуренцию;

.        на основе нахождения равновесия между издержками производства и состоянием рынка;

Определение цен на основе издержек производства

Суть этого метода расчета цен состоит в следующем: производитель товара определяет издержки производства и прибавляет к ним желаемую сумму прибыли, которую рассматривает как вознаграждение за вложенный капитал. Оптовые и розничные продавцы при определении своих цен исходят из затрат, связанных с приобретением товаров (оптовыми продавцами - у производителя, розничными - у оптовых продавцов или непосредственно у производителя), и наценок (оптовых, розничных), которые устанавливаются продавцами по их усмотрению (если, конечно, наценки не регламентируются государством) и должны обеспечить покрытие затрат, связанных с их деятельностью и получением желаемой прибыли. Размер наценок зависит от многих факторов: от характера товара, размеров его продаж, положения продавцов на рынке, сложившихся на рынке величин наценок, желаний продавцов, государственного вмешательства в ценообразование.

Определение цен на базе издержек производства осуществляется на основе полных и переменных затрат. При исчислении цен на базе полных затрат производства учитываются как переменные, так и постоянные затраты. При исчислении цен на основе переменных затрат постоянные затраты не учитываются. Прибыль в этом случае прибавляется к переменным затратам.

К методу ценообразования на базе затрат относится определение цен на основе графика безубыточности. В данном случае фирма принимает во внимание рыночные факторы: действующие на рынке цены на аналогичные изделия, возможные объемы производства и продаж при разных ценах. Фирма ищет такую цену и соответствующий объем производства, которые обеспечили бы ей получение целевой (желаемой) суммы прибыли.

К ценообразованию на основе затрат также относится метод установления цен в соответствии с «кривой освоения». К этому методу фирма обращается в тех случаях, когда она решает снизить текущую цену. В данном случае снижение цен производится вслед за снижением затрат. Фирма производит либо выборочное снижение цен с целью расширения рынка, либо резкое снижение цен, если есть угроза конкуренции или если покрытие затрат будет гарантировано быстрым ростом объема продаж.

Методу обоснования цен на базе издержек производства присущи следующие недостатки.

·        Цена может оказаться выше или ниже той цены, которую покупатели готовы заплатить за данный товар, так как при обосновании цены не принимаются во внимание факторы спроса на товар.

·        Производители игнорируют то, что цена может не находиться в прямой зависимости от издержек производства, которые в целях удовлетворения рынка могут быть изменены.

·        Производители чаше строят цены не на основе переменных, а на основе полных издержек производства, не на основе ожидаемых, а на основе текущих затрат. Построение цен на основе переменных издержек производства позволяет производителям расширить объемы продаж (за счет меньшего уровня цены). Использование ожидаемых издержек вместо текущих правомерно не только во время инфляции, но также при входе на рынок с новым товаром. При выходе на широкий рынок с новым товаром выявляются, как правило, скрытые издержки, которые при сбыте пробной партии себя не проявляют. Построение цен на базе текущих издержек может поставить производителя в затруднительное положение.

·        Производители игнорируют вопрос сегментации рынка и отношение покупателя к цене.

·        При ценообразовании на основе издержек производства производители не очень заинтересованы в разработке новой продукции, ссылаясь на необходимость возмещения расходов по научно-исследовательским работам и выходу товара на рынок уже на первоначальной стадии.

·        Производители не используют цену как эффективное коммерческое средство и тем самым сковывают свою свободу действий.

К методу ценообразования на базе издержек прибегают монополии, крупные олигополии, мелкие продавцы.

Определение цен с ориентацией на ценностную значимость товара

В основе данного метода определения цен лежит ощущаемая потребителем ценностная значимость товара и желание покупателя за эту значимость заплатить определенную сумму. Цена в этом случае должна соответствовать ощущаемой потребителем ценностной значимости товара. Фирма может установить на свой товар высокую цену тогда, когда товар представляет для покупателя большую ценностную значимость и когда он готов заплатить за него выше нормальной рыночной цены. Со снижением ощущаемой потребителем ценностной значимости товара цена снижается. При этом в обоих случаях издержки производства могут быть одинаковыми. Издержки производства при данном подходе к определению цен рассматриваются лишь как ограничительный фактор, который показывает, может ли товар по исчисленной данным методом цене приносить запланированную фирмой прибыль или нет.

Фирме для определения цены на свой товар необходимо выявить, какие ценностные представления имеются у покупателей о товарах-конкурентах. Это можно сделать на основе опроса покупателей. Но можно поступить следующим образом. Надо определить сложившееся соотношение между ценами и потребительскими свойствами, но аналогичным, имеющимся на рынке товарам, выявить, насколько товар фирмы лучше или хуже этих товаров, и на основе полученных соотношении назначить цену на свой товар. В таких действиях фирмы, ищущей цену на свой товар, отражается логика поведения потребителя.

Метод определения цены на основе ощущаемой потребителем ценностной значимости товара может успешно использоваться при наличии на рынке взаимозаменяемых товаров, что позволяет покупателю сравнивать товары и выбирать из них те, которые отвечают в большей степени их желаниям.

Наличие широкого круга взаимозаменяемых товаров на рынке зависит во многом от способности фирм дифференцировать свои товары, то есть придать одному и тому же виду изделия различные свойства, которые соответствуют желаниям потребителей и приносят им ощутимую выгоду. Дифференциация товаров может осуществляться на основе технических свойств, упаковки, дизайна, вкуса и т. д.

Определение цен с ориентацией на конкуренцию

Фирма при ориентации на этот метод определения цен исходит исключительно из уровня текущих цен товаров-конкурентов и меньше всего обращает внимание на собственные издержки производства и спрос. Она устанавливает на свой товар цену чуть выше, или чуть ниже, или на уровне цен своих основных конкурентов. Логика ценообразования здесь такова: мой ближайший конкурент продает лук по цене 4 руб. за 1 кг, мой лук такой же, поэтому я оценю свою продукцию так же и назначу цену 4 руб. за 1 кг. Если лук фирмы по показателям качества отличается от товара конкурента, то она назначит цену чуть выше или чуть ниже. На этот метод ценообразования ориентируются фирмы, товары которых относятся к рынку чистой конкуренции (сюда можно отнести с некоторым допущением многие товары сельскохозяйственного производства) или к олигополистическому рынку (сталь, алюминий, бумага, автомобили, компьютеры и т. д.).

К данному методу ценообразования обращаются те фирмы, которые затрудняются точно определить издержки производства на единицу продукции и считают средние цены, сформировавшиеся в отрасли, хорошей базой для определения цен на свои товары. Опираясь на этот метод, фирма избавляется от риска, связанного с назначением своей цены, которую рынок может не принять.

При таком подходе к ценообразованию фирма, как правило, не меняет свои цены в связи с изменением ее издержек производства или спроса.

Она сохраняет свои цены, пока сохраняют свои цены конкуренты. Когда конкуренты изменяют цены, фирма также изменяет свои цены, хотя собственные издержки производства и уровень спроса остались без изменения.

На олигополистическом рынке, который предполагает наличие нескольких крупных фирм, лидером в установлении цен выступают одна - две фирмы. Другие продавцы в вопросах цены следуют за ними.

Лидерство при установлении цен наиболее вероятно, если:

·        рынку предлагается уникальный, новый товар или модифицированный товар;

·        быстро меняются рыночные условия;

·        товары достигли фазы зрелости;

·        существенно изменились издержки производства;

·        появились возможности привлечь новых покупателей.

К ценообразованию на основе конкуренции относится метод - «запечатанного конверта», или тендерного ценообразования. Этот метод используется в тех случаях, когда несколько фирм конкурируют друг с другом в борьбе за получение контракта. Наиболее часто это бывает, когда фирмы участвуют в объявляемых правительством тендерах.

Тендер представляет собой письменное заявление цены фирмой, при определении которой она исходит, прежде всего, из цен, которые, по ее мнению, будут назначены конкурентами, а не из величины своих издержек производства или уровня спроса на товар. Цель фирмы - получить заказ, поэтому ее цена должна быть ниже цен, предложенных конкурентами. Если фирма затрудняется определить цены конкурентов, она исходит в этом случае из информации об их издержках производства. Иногда фирма предлагает цену ниже своих издержек, с тем, чтобы повысить вероятность получения заказа.

Предлагаемые фирмами цены находятся в запечатанных конвертах, которые вскрываются на торгах. Заказ получит фирма, цена которой меньше всех остальных.

Определение цен на основе нахождения равновесия между издержками производства и состоянием рынка

Этот метод состоит из нескольких этапов:

Первый этап. Постановка цели ценообразования. Фирма должна сформулировать для себя цель, которую она хочет достичь с помощью данного товара и его цены в кратко- и долгосрочном периодах. Чем яснее цель, тем легче определить цену. Исходя из поставленной цели, рассчитывается цена.

Второй этап. Определение первоначального проекта объема продаж товара. Объем продаж товара определяется, исходя из производственной мощности фирмы и емкости рынка (что выявляется на основе изучения рынка).

Третий этап. Расчет исходной цены на основе издержек производства. Фирма подсчитывает общую сумму издержек, связанных с производством и реализацией объема продукции, принятого на предыдущем этапе. Общие издержки делятся на переменные и постоянные. Затем рассчитываются издержки и цена единицы продукции.

Четвертый этап. Проработка различных (возможных на реальном рынке) объемов продаж товара с и/елью выбора оптимального из них. С учетом эластичности спроса по цене из всех возможных вариантов объемов продаж товара и цен на него выбирается та комбинация «цена-объем продаж», которая обеспечивает фирме получение наибольшей маржинальной прибыли. Маржинальная прибыль равна прибыли плюс постоянные издержки или разности между общей выручкой и переменными затратами.

Пятый этап. Оценка положения товара на рынке. Па основе сопоставления технико-экономических параметров фирма выявляет преимущества и недостатки своего товара по сравнению с товарами-конкурентами. Здесь определяется, насколько уровень цены, исчисленный на базе издержек (см. 3-й этап), вписывается в систему текущих рыночных цен на аналогичные товары-конкуренты.

Шестой этап. Проработка различных вариантов «цена-объем продаж» с учетом конкурентных факторов, выявленных на 5-м этапе. На основе различных вариантов «цена-объем продаж», разработанных с учетом информации, полученной на 5-м этапе, фирма выбирает тот вариант, который обеспечивает ей получение максимально возможной маржинальной прибыли. Количественный анализ обязательно дополняется качественным.

Седьмой этап. Учет дополнительных факторов при назначении окончательной цены. При принятии решения об окончательном уровне цены необходимо учитывать ряд соображений. Надо помнить, что покупатели рассматривают цену как показатель качества, и что каждый покупатель находится в определенном им «ценовом лимите». Следует предусмотреть реакцию продавцов (оптовых, розничных), конкурентов на предполагаемый уровень цены. Надо учесть требования государственного законодательства в области ценообразования, принять во внимание инфляцию, если она значительна; посмотреть, какова будет реклама; будет ли фирма работать на одном или нескольких сегментах рынка.

2. Расчетная часть

.1       Расчет суммы финансирования работ

Для начала выполнения работы, следует рассчитать финансирование предприятие.

. Выручка от реализации продукции предприятия

, руб (1.1)

где В - сумма выручки от реализации продукции; Vp - объем реализации продукции, тыс. шт.; ЦР - цена единицы продукции, руб.

В = 98320 * 237

В = 23301840 руб.

. Себестоимость общего объема реализованной продукции по формуле

 , руб (1.2)

где С - себестоимость объема реализованной продукции; Vp - объем реализации продукции, тыс. шт.; С себ - себестоимость единицы продукции, руб.

С = 61430 * 237

С = 14537580 руб.

. Прибыль от реализации продукции определяют как разность между выручкой от реализации и суммой себестоимости

  (1.3)

где П - сумма прибыли от реализации продукции; В - выручка от реализации продукции; С - себестоимость объема реализованной продукции.

П = 23301840 - 14537580

П = 8764260 руб.

. Для вычисления чистой прибыли необходимо сумму прибыли от реализации уменьшить на сумму налога на прибыль, который взимается по ставке 20 %

  (1.4)

где НП - сумма налога на прибыль; П - сумма прибыли от реализации продукции.

НП = 8764260 * 20/100

НП = 1752852 руб.

. Чистая прибыль рассчитывается по выражению

 (1.5)

где ЧП - чистая прибыль; П - сумма прибыли от реализации продукции; НП - сумма налога на прибыль.

ЧП = 8764260 - 1752852

ЧП = 7011408 руб.

. Сумму финансирования работ определяется на основе заданного руководителем работы процента от чистой прибыли

, руб (1.6)

где Ф - объем финансирования работ; ЧП - чистая прибыль; I - установленный процент.

Ф = 7011408 * 0,3%

Ф = 21034224 руб.

Рассчитанная сумма финансирования является определяющей при выборе оборудования. Так как необходимо не только выбрать нужное оборудование, но и не выйти из лимита финансирования.

.2       Расчет необходимого количества оборудования

Основной задачей в работе является планирование деятельности ИВЦ. Для этого требуется определить необходимое количество оборудования, численность работников и фонды оплаты труда, спланировать себестоимость и цену программного продукта, а также основные технико-экономические показатели деятельности информационно-вычислительного центра.

Затраты на отдел технического контроля машиностроительного процесса представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Стоимость оборудования отдела №1

Вид оборудования

Название

Стоимость единицы оборудования

Количество единиц оборудования

Общая стоимость оборудования отдела, руб

Системный блок

iRU HOME 310 CRS

16800

9

151200

Монитор

Samsung S19A100N

3624

9

32616

Мышь

A4 Tech D-301

185

9

1665

Клавиатура

A4 Tech KL-40

304

9

2739

Сервер

President 1500A

93000

1

93000

МФУ

HP Laser Jet Pro M 1132

6113

1

6113

ПО для ПК

Технологический пакет

52000

9

468000

ПО для сервера

Серверный пакет

57000

1

57000

Итого




812333


Затраты на отдел разработки и внедрения представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Стоимость оборудования отдела №2

Вид оборудования

Название

Стоимость единицы оборудования

Количество единиц оборудования

Общая стоимость оборудования отдела, руб

Системный блок

DNS Prestige XL

34490

10

344900

Монитор

BenQ GL 2450

6790

10

67900

Мышь

A4 Tech D-301

185

10

1850

Клавиатура

A4 Tech KL-40

304

10

3040

Сервер

President 1500A

93000

2

186000

МФУ

HP Laser Jet Pro M 1132

6113

5

30565

ПО для ПК

Технический пакет

32000

10

320000

ПО для сервера

Серверный пакет

57000

2

114000

Плоттер

HP DesignJet 111 Roll

37 564

5

187820

Итого




1256075


Затраты на отдел бухгалтерского учета представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Стоимость оборудования отдела №3

Вид оборудования

Название

Стоимость единицы оборудования

Количество единиц оборудования

Общая стоимость оборудования отдела, руб

Системный блок

iRU HOME 310 CRS

16800

8

134400

Монитор

Samsung S19A100N

3624

8

28992

Мышь

A4 Tech D-301

185

8

1480

Клавиатура

A4 Tech KL-40

304

8

2432

Сервер

President 1500A

93000

1

93000

МФУ

HP Laser Jet Pro M 1132

6113

2

12226

ПО для ПК

Бухгалтерский пакет

24000

8

192000

ПО для сервера

Серверный пакет

57000

1

57000

Итого




428530


Затраты на отдел продаж представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4.

Стоимость оборудования отдела №4

Вид оборудования

Название

Стоимость единицы оборудования

Количество единиц оборудования

Общая стоимость оборудования отдела, руб

Системный блок

iRU HOME 310 CRS

16800

12

201600

Монитор

Samsung S19A100N

3624

12

43488

Мышь

A4 Tech D-301

185

12

2220

Клавиатура

304

12

3648

Сервер

President 1500A

93000

2

186000

МФУ

HP Laser Jet Pro M 1132

6113

3

18339

ПО для ПК

Пакет для складского и торгового учета

18000

12

216000

ПО для сервера

Серверный пакет

57000

2

114000

Принтер

HP LaserJet Pro P1102

3 990

9

35910

Итого




821205


Затраты на отдел рекламы и маркетинга представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5.

Стоимость оборудования отдела №5

Вид оборудования

Название

Стоимость единицы оборудования

Количество единиц оборудования

Общая стоимость оборудования отдела, руб

Системный блок

iRU HOME 310 CRS

16800

13

218400

Монитор

Samsung S19A100N

3624

13

47112

Мышь

A4 Tech D-301

185

13

2405

Клавиатура

A4 Tech KL-40

304

13

3952

Сервер

President 1500A

93000

2

186000

МФУ

HP Laser Jet Pro M 1132

6113

6

36678

ПО для ПК

Пакет дизайнера

38000

13

494000

ПО для сервера

Серверный пакет

57000

2

114000

Плоттер

HP DesignJet 111 Roll

37 564

3

112692

Итого




1215239


Общая сумма затрат на выполнение работ по всем объектам составляет: 4533382 руб.

Для определения фонда времени одного работающего, рассчитывается баланс рабочего времени, который показывает количество часов в плановом периоде (таблица 3.1)

Таблица 3.1.

Баланс рабочего времени

Показатели

Время

Значения в % от Fком


Дни

Часы


Количественный фонд времени

365

2920


Количество нерабочих дней

116

928


Номинальный фонд рабочего времени

249

1992

100

Не явки на работу (всего) а) Очередные, дополнительные отпуска б) Отпуска по учебе в) Отпуска по беременности г) По болезни д) Прочие не явки, разрешенные законом е) Не явки, разрешенные постановлениями СОВМИН

31,12 19,92 1,49 2,49 4,48 1,49 1,25

249 159,36 11,95 19,92 35,86 11,95 9,96

12,5 8 0,6 1 1,8 0,6 0,5

Число рабочих дней в году (полезный фонд рабочего времени)

217,86

1743

87,5

Потеря времени в связи с сокращением длительности рабочих дней а) Для занятых на вредной работе б) Для кормящих матерей в) Для подростков г) В предпраздничные дни

 3,38 1,25 0,25 1,25 0,63

 26,91 9,96 1,99 9,96 5

 1,35 0,5 0,1 0,5 0,25

Действительный фонд времени

214,48

1716,09

86,15

Средняя продолжительность рабочего дня


6,89



.3      Расчет численности работающих и фондов оплаты труда

При разработке программного продукта основными работниками являются программисты, которые занимаются написанием и отладкой программы.

Расчет численности программистов определяют на основе трудоемкости работ:

, чел., (4.1)

где ЧПпрогр - численность программистов, чел; Fд - действительный фонд рабочего времени одного работающего за год, ч; nобсл - норма обслуживания; Тгод.пр - трудоемкость трудовой программы выпуска, нормо-ч.

Трудоемкость годовой программы выпуска рассчитывается по формуле

, нормо-ч, (4.2)

где Тгод.пр - трудоемкость трудовой программы выпуска, нормо-ч; Ттехн - технологическая трудоемкость изготовления программного продукта; N - годовая программ разработки, шт.

Тгод.пр = 460*69

Тгод.пр = 31740 шт.

ЧПпрогр =

ЧПпрогр = 17 чел.

Численность ИТР определяется в зависимости от нормы обслуживания (Нобсл) по формуле

, чел., (4.3)

где А - количество объектов обслуживания (ПК), шт.; n - число смен в сутки; Нобсл - норма обслуживания, шт.

В информационно-вычислительном центре (ИВЦ) у ИТР относятся инженер-технолог и техник.

Инженер-технолог занимается постановкой задачи и разработкой алгоритма и структуры базы данных. Нобсл инженера технолога составляет 10-15 ПК.

Техник занимается подготовкой программной документации. Нобсл техника 5-10 ПК.

К административному персоналу относят начальника ИВЦ. Его норма обслуживания равна количеству ПК в ИВЦ.

К вспомогательному персоналу ИВЦ относят уборщиков помещений. Нобсл уборщика 150-200 м2 площади ИВЦ в смену.

При планировании площади ИВЦ учитывается, что на один ПК должно приходится не менее 7м2 площади помещения.

Сводные данные о численности работников ИВЦ оформлены в виде таблицы 4.1.

Таблица 4.1

Сводная ведомость работников ИВЦ

Должность

Численность, чел

Начальник ИВЦ

1

Инженер-технолог

4

Программист

17

Техник

5

Уборщица

2

ИТОГО:

29


Расчет фондов оплаты труда. Фонд оплаты труда представляет собой сумму денежных средств, запланированных для оплаты труда работающих в планируемом переводе (месяц, квартал, год).

При планировании фондов заработанной платы учитываются все виды выплат:

. заработанная плата по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам;

. премиальные доплаты, доплаты за работу в ночное время, доплаты за обучение, оплата отпуска и другие доплаты, установленные ТК РФ.

Фонды оплаты труда рассчитываются по каждой категории работающих.

Расчет годового фонда оплаты труда основного персонала. Фонд оплаты труда программистов рассчитывается, как и фонд заработанной платы рабочих по формуле:


Прямой (тарифный) фонд заработанной платы определяется на основе трудоемкости работ по формуле:


Премиальные доплаты в укрупненных расчетах принимаются в пределах 40% от прямого фонда заработанной платы и рассчитывается по формуле:



Прочие доплаты включают в себя оплату отпусков, доплаты за работу в ночное время и другие виды доплат, установленные ТК РФ. В укрупненных расчетах эти доплаты принимаются в пределах 10% от прямого фонда заработанной платы и рассчитывается по формуле:


Доплаты по поясному коэффициенту принимаются в размере 50% от общего заработка с учетом доплат и рассчитывается по формуле:

Отчисления во внебюджетные фонды от начислений заработанной платы составляют 30% и рассчитываются по формуле:


Расчет годового фонда оплаты труда вспомогательного персонала. Фонд оплаты труда вспомогательных рабочих рассчитывается по формуле:


Прямой (тарифный) фонд заработанной платы вспомогательных рабочих (на основе месячного оклада) рассчитывается по формуле:


Премиальные доплаты в укрупненных расчетах принимаются в размере 40% от прямого фонда заработанной платы:

Прочие доплаты:

Доплаты по поясному коэффициенту:

Отчисления во внебюджетные фонды от начислений заработанной платы составляют 30%:

Расчет годового фонда оплаты труда руководителей, специалистов и служащих (ИТР). Фонд заработанной платы ИТР рассчитывается по формуле:


Прямой (тарифный) фонд заработанной платы ИТР рассчитывается по формуле:

Для начальника:

Для инженера-технолога:

Для техника:

Премиальные доплаты:

Для начальника:

Для инженера-технолога:

Для техника:

Прочие доплаты:

Для начальника:

Для инженера-технолога:

Для техника:

Доплаты по поясному коэффициенту:

Для начальника:

Для инженера-технолога:

Для техника:

Отчисления во внебюджетные фонды от начислений заработанной платы составляют 30%:

Для начальника:

Для инженера-технолога:

Для техника:

Результаты расчетов сводятся в таблицу 4.2.

Таблица 4.2

Годовой ФОТ ИВЦ

Категория работника

З/п по тарифу

Премия

Прочие доплаты

Район. коэф.

Фгод.

Ссоц.

Основные рабочие

2855273,1

1142109,24

285527,31

2141454,83

6424364,45

1927309,34

Вспомогательные рабочие

69120

27648

6912

51840

155520

46656

ИТР

1177200

470880

117720

882900

2648700

794610

ИТОГО:

4101593,1

1640637,24

410159,31

3076194,83

9228584,45

2768575,34


Расчет среднемесячной заработанной платы. Среднемесячная заработанная плата определяется по следующим формулам:

. для основного персонала:

. для вспомогательного персонала:

. для служащих ИТР:

. Среднемесячная заработанная плата одного работающего определяется по формуле:


.4        Расчет себестоимости и цены программного продукта

Основная заработанная плата непосредственных исполнителей работ рассчитывается по следующим формулам:

, руб.


Затраты на дополнительную заработанную плату определяются в размере 13,3% у основной заработанной плате и рассчитывается по формуле:


Затраты на отчисление на социальные нужды определяются по формуле:


Стандартная схема калькуляции себестоимости программного продукта осуществляется согласно статьям расходов (таблица 5.1).

Таблица 5.1

Калькуляция себестоимости программного продукта

№ п/п

Наименование статьи расходов

Затраты (руб.)

Расходные материалы

20580

2

Основная заработанная плата

93905,58

3

Дополнительная заработанная плата

12207,73

4

Отчисления на социальные нужды

28537,9

5

Накладных расходы

126772,5

6

Прочие расходы

28200,4


ИТОГО:

310204,11


Затраты на расходные материалы представляют в виде таблицы 5.2.

Таблица 5.2

Затраты на расходные материалы

№ п/п

Наименование

Расход (шт.)

Цена (руб.)

Сумма (руб.)

1

Канцтовары

100

25

2500

2

Упаковка бумаги (А4 500 с)

10

158

1580

3

CD-R (700Mb)

100

15

1500

4

DVD-R (4.7 Gb)

100

20

2000

5

Картридж для принтера

20

650

13000


Накладные расходы представлены в таблице 5.3.

Таблица 5.3

Накладные расходы

№ п/п

Наименование вида расходов

Норматив % от Зосн

Сумма, руб

1

Эксплуатационные расходы на содержание производственных помещений

65

61038,6

2

Затраты на содержание службы охраны

32

30049,8

3

Затраты на содержание административно-управленческого персонала

9

8451,5

4

Затраты на содержание общетехнических служб (служба стандартизации, научно-техническая библиотека, компьютерный стенд для отладки технологий)

15

14085,8

5

Амортизационные отчисления

4

3756,2

6

Затраты на мероприятия по охране труда, пожарной безопасности и производственной санитарии

7

6573,4

7

Налоги и сборы в бюджет (транспортный налог, налог на имущество)

3

2817,2

ИТОГО:


126772,5

Прочие расходы составляют 10% от суммы всех затрат и определяются по следующей формуле:

, руб.

Расчет цены программного продукта. Цена программного продукта определяется по формуле:

, руб.,

где С - себестоимость программного продукта; П - сумма прибыли (25% от себестоимости).

Цена является неотъемлемым свойством продукта наряду с потребительскими свойствами товара, его качеством. Установление экономически обоснованной цены продукта является важным фактором, определяющим прибыль предприятия, а также условием успешной реализации товаров.

2.5   Технико-экономические показатели ИВЦ

Технико-экономические показатели - система измерителей, характеризующая материально-производственную базу предприятий (производственных объединений) и комплексное использование ресурсов.

В курсовой работе рассчитаны основные технико-экономические показатели деятельности ИВЦ, которые позволяют сделать вывод об эффективности использования основных средств, трудовых ресурсов, а также финансовых результатах деятельности. Исчисленные показатели для удобства анализа сводятся в и итоговую таблицу 6.1.

Таблица 6.1

Сводные технико-экономические показатели ИВЦ

№ п/п

Наименование показателей

Единицы измерений

Значение

1

Планируемый период

год

1

2

Режим работы

смена

1

3

Количество рабочих дней в году

дни

249

4

Коэффициент выполнения норм


1,1

5

Трудоемкость годовой программы выпуска

нормо-ч

460

6

Балансовая стоимость оборудования

тыс. руб.

4760,1

7

Площадь ИВЦ

м2

364

8

Действительный фонд рабочего времени одного рабочего

час

1716,09

9

Численность работающих всего: в том числе: - основных рабочих - вспомогательных рабочих - ИТР

чел.  чел. чел. чел.

29  17 2 10

10

Годовой фонд оплаты труда (всего): - основных рабочих - вспомогательных рабочих - ИТР

 тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб.

 6424,4 155,5 2648,7

11

Средняя зарплата: - основных рабочих - вспомогательных рабочих - ИТР - одного рабочего

 руб. руб. руб. руб.

 31492 6480 22073 26519

12

Себестоимость программного продукта: в том числе: - затраты на материалы - затраты на зарплату с отчислениями

руб.  руб. руб.

310204,11  20580 134651,21

13

Цена программного продукта

руб.

387755,11

14

Годовая программа разработки

шт.

69

15

Фондоотдача

руб./руб.

5,6

16

Производительность труда

тыс. руб./чел.

1573,829

17

Съем продукции с единицы оборудования

тыс. руб./шт.

514,521

18

Съем продукции с 1м2 ИВЦ

тыс. руб./м2

73,503

19

Прибыль с 1-го программного продукта

руб.

77551

20

Общая сумма прибыли

руб.

5351019

Балансовая стоимость оборудования составляет:

, руб.,

где Сприобр - стоимость приобретения оборудования; К - коэффициент, учитывающий затраты на транспортировку и установку ПК (1,05)

Стоимость приобретения находят по формуле:

, руб.,

где n - количество ПК в ИВЦ; Цпк - цена одного персонального компьютера в данный период времени, руб.

Фондоотдача рассчитывается по формуле:

Фо=

Фо= =5,6 руб/руб

Производительность труда рассчитывается по формуле:

Пт =

Пт = = 1573823 руб/чел.

Съем продукции с единицы оборудования рассчитывается по формуле:

Сед. обор =

Сед. обор = =514521 руб/шт.

Съем продукции с 1м2 ИВЦ рассчитывается по формуле:

См.кв =

См.кв ==73503 руб/м.кв.

Общая прибыль рассчитывается по формуле:

Ппп = прибыль из расчета цены продукции = 77551 руб.

Побщ = П * ГПР

Побщ = 77551 * 69 = 5351019 руб.

Основные технико-экономические показатели оформлены в таблице.

Заключение

Для анализа деятельности организации воспользуемся сводными технико-экономическими показателями работы предприятия, рассчитанными в результате курсовой работы.

В ходе выполнения расчетной были рассчитаны все затраты на оборудование, заработную плату и другие экономические показатели, которые в совокупности не превысили первоначальной выделенной суммы в размере 21 034 224 рублей. Так же была рассчитана общая прибыль в размере 5 351 019 рублей и прибыль с одного программного продукта, которая составляет 77 551 рублей.

В рыночной системе хозяйственная диапазон использования этих факторов велик, поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию. Это предполагает необходимость применения планирования производственной и хозяйственной деятельности как в целом предприятия, так и его отдельных структурных подразделений.

Исходя, из теоретической части можно сделать вывод, состоящий в том, что цена является фактором, представляющим большое значение для потребителей товаров, поэтому она очень важна для установлений отношений между предприятием и товарными рынками.

В ходе его приходится учитывать большое количество факторов и прибегать к компромиссам: учитывать задачи производства и маркетинговых исследований, финансовые результаты, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство. Процесс ценообразования должен четко регламентировать этапы сбора и подготовки информации, принятия окончательного решения. Его эффективность зависит от разработки действительных методов сбора и проверки информации о конкурентах, наблюдение над поведением потребителе, анализа результатов внутренней деятельности. В общем виде порядок ценообразования можно представить следующим образом.

Общая политика формирует общие подходы в ценообразовании предприятия, которые обуславливают выбор прикладной маркетинговой модели ценообразования, т.е. ценовой стратегии. Возможность оптимизации ценовой политики заключается в варьировании различными ценовыми стратегиями и методами в зависимости от текущих условий на конкретном рынке. Таким образом, определим цену и стратегию на конкретный товар на определенном рынке, надо опираться на уже существующую ценовую политику, которая не должна иметь жестких временных рамок краткосрочного и долгосрочного периодов.

Список литературы

.     Оценка стоимости предприятия: Учебное пособие. Изд. 1-е / Гараникова, Л.Ф. Тверь: ТГТУ, 2007.

2.       Национальная экономика / Кошелев Н.А., Издательство: «Эксмо», 2009г.

.        Теория экономического анализа. Учебное пособие/ Басовский Леонид Ефимович, Издательство: ИНФРА-М, 2011 г.

.        Экономика отрасли. Учебное пособие / Басовский Л.Б., Издательство: ИНФРА-М, 2008 г.

.        Экономическая теория / Е.А. Душенькина, Издательство: «Эксмо», 2009г.

6.       <http://www.grandars.ru/college/cenoobrazovanie/cenoobrazovanie.html>

.        <http://otherreferats.allbest.ru/marketing/00006564_0.html>

.        http://bizkiev.com/content/view/524/205

Похожие работы на - Расчет технико-экономических показателей деятельности организации на примере информационно-вычислительного центра

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!