Моделирование работы автобусного маршрута

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,59 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Моделирование работы автобусного маршрута

Федеральное агентство по образованию РФ

Брянский Государственный Технический Университет

Кафедра «экономики, организации производства и управления»








Курсовая работа по дисциплине «Имитационное моделирование экономических процессов»

Моделирование работы автобусного маршрута

Вариант 1.4












Брянск 2009г.

Содержание

Введение

Постановка задачи

Метод построения модели

Таблица определений

Блок-схема.

Листинг программы

Выходные данные

Выводы

Список литературы.

Введение

компьютерный моделирование маршрут автобусный

Достижение в сфере компьютерных технологий постоянно способствует росту исследований сложных систем, управляемых в условиях неопределенности. Диапазон подобных исследований простирается от физики элементарных частиц до проектов управления региональной экономикой. С ростом уровня сложности проблемные ситуации становятся все более трудными для понимания и прогнозирования, возникает потребность достаточно адекватно и точно описывать поведение таких систем. В большинстве случаев аналитические математические модели не могут быть применены для изучения поведения таких систем.

При исследовании традиционными методами надо задать цели, которые должны выражаться математическими формулами. В реальной действительности мы зачастую имеем дело с неясными и противоречивыми целями, а внутренние и внешние взаимосвязи могут включить неформализуемые факторы. Анализ сложных систем должен проводиться с учетом как количественных, так и качественных показателей. В качестве 1-го из методов изучения сложных систем и принятия решений в условиях неопределенности используется имитационное моделирование.

Под термином имитация здесь понимается процесс проведения численных опытов на модели вместо проведения опытов с реальной системой. Многовариантные расчеты при которых варьируются партнеры модели позволяют выявить некоторые закономерности в поведении реальной системы и сделать определенные выводы.

Имитационное моделирование-это методология исследования меняющегося во времени поведения сложных систем в условиях неопределенности.

Имитационные модели выражают временные, пространственные и логические особенности систем и процессов. Эти особенности учитываются в компьютерных программах, что делает ИМ действенным инструментом принятия решений в условиях неопределенности. Программные средства ИМ изменяются вместе с развитием информационных технологий.

Курсовая работа направлена на решение конкретной управленческой задачи и проведение экономического исследования с применением технологии компьютерного моделирования и необходимых аналитических исследований.

Курсовая работа способствует углублению и обобщению знаний по таким дисциплинам, как «Теория вероятностей и математическая статистика», «Менеджмент предприятия», «Финансовый менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Социология», «Маркетинг» и др.

Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний в области методологии моделирования и практическое освоение технологии имитационного моделирования.

Постановка задачи

На маршруте работает два автобуса (А и Б), каждый из которых имеет N мест. В силу ряда причин автобус А пользуется большей популярностью. Поэтому пассажир, подойдя к остановке, садится в автобус Б только в том случае, если нет автобуса А. Автобус отправляется на маршрут только в том случае, если все места в нем заняты. Пассажиры приходят к остановке через Т минут (Т - случайная величина) и, если нет автобусов, становится в очередь. Если длина очереди больше L, потенциальный пассажир отказывается от поездки.

Предполагается, что все пассажиры едут до конца маршрута. На весь маршрут автобус А затрачивает t1±d1 минут, автобус Б - t2±d2 минут. После того, как пассажиры освободят автобус в течении t3±d3, он едет обратно. Плата за проезд составляет S ден. ед. При определении затрат следует учесть, что автоколонна столько же теряет, если пассажир отказывается от поездки.

Необходимо пределить значение N, при котором время ожидания в очереди будет минимальным (N≤25). Для этого значения определить выручку автоколонны за день, если автобусы работают 10 часов в сутки.

Параметр

Вариант 4

N

16

T распределена по закону

Е(1)

t1±d1

24±4

t2±d2

28±6

t3±d3

4±2

L

40

S

2

(λ) - экспоненциальное распределение с параметром λ мин-1.

Метод построения модели


Для моделирования на GPSS надо определить условия работы моделируемой системы и какие элементы GPSS надо использовать для удовлетворения условий модели.

В данном случае есть ограничивающие условия. Во-первых, на маршруте работает 2 автобуса. Во-вторых в каждом автобусе фиксированное число мест. Естественно отождествлять автобусы с хранилищем (STORAGE). Также естественно отождествлять пассажиров с транзактами, принадлежащим к одному семейству (ADOPT). После того как в автобусе будут заняты все места, автобус рассматривается как единое целое - один транзакт (ASSEMBLE). Аналогично тому, как пассажиры садятся в автобус, становятся в очередь, и автобус осуществляет рейсы, транзакты циркулируют в GPSS-модели системы.

В реальной системе, после того как автобус выполнил рейс, он начинает новый. В модели транзакт должен быть возвращен назад посредством блока TRANSFER в блок новой поездки. Для того чтобы ограничить общее число тразрактов, циркулирующих в модели, необходимо использовать в GENERATE операнд, задающих желаемое число транзактов.

Для того чтобы вычислить прибыль необходимо знать количество поездок и количество отказов от поездок в течение моделируемого времени.

Таблица определений


Здесь необходимо указать назначение всех объектов модели и отметить, что принято за единицу модельного времени.

Единица времени - 1 минута.

Элементы GPSS

Интерпритация

Транзакты в 1-м сегменте модели

Пассажиры автобусов.

Транзакты во 2-м сегменте модели

Транзакт-таймер.

NN

Число мест в автобусах

T1,T2

Время, затрачиваемое автобусами А и Б на маршрут соответственно.

D1,D2

Отклонения во времени T1 и Т2 соответственно.

Т3

Время, затрачиваемое на освобождение пассажирами автобусов.

D3

Отклонение во времени T3

Максимальная длина очереди

SS

Плата за проезд.

Avto_A

Автобус А

Avto_B

Автобус Б

Vr1

Время пути по прямому маршруту автобусов А и Б

Vr2

Время пути по обратному маршруту автобусов А и Б

Vr3

Время высадки пассажиров из автобусов А и Б

Vrem

Таблица распределения времени ожидания в очереди

Avt_A

Движение автобуса А по всему маршруту

Avt_B

Движение автобуса Б по всему маршруту

Fin

Конец поездки пассажира

Otkaz

Отказ пассажира от поездки


Блок-схема


Блок-схемы получили широкое применение при описании систем, но форма представления обычно зависит и от самой системы, и от специалиста, описывающего эту систему. Поэтому, при построении блок-схем, следует соблюдать определенные условия, являющиеся основой создания программы на языке моделирования. В GPSS WORLD имеется определенное количество типов блоков для задания объектов и операций над ними. Каждому блоку соответствует графическое изображение на блок-схеме. Стрелки между блоками указывают маршруты потоков сообщений. Далее, для того, чтобы применить язык моделирования GPSS WORLD, каждый блок блок-схемы заменяется соответствующим оператором GPSS WORLD.

1-й сегмент модели (работа автобусного маршрута)



(Otkaz)



(Avt_B)

(Avt_A)

















(Fin)

(Avt_B)                                          


(Fin)                                          






(Otkaz)






2-й сегмент модели (сегиент таймера)










 

Листинг программы


*Модель работы автобусного маршрута

*Определение объектов

NN EQU           25                                  ; количество мест в автобусе

T1  EQU              24                                           ; время, затрачиваемое автобусом А на маршрут

D1 EQU              4                                      ; отклонения во времени T1

T2  EQU              28                                           ; время, затрачиваемое автобусом В на маршрут

D2 EQU              6                                      ; отклонения во времени T2

T3  EQU              4                                      ; время, затрачиваемое на высадку пассажиров

D3 EQU              2                                      ; отклонение во времени Т3

LL EQU           40                                  ; максимальная длина очереди

SS EQU           2                              ; плата за проезд денежных единиц

Avto_A                STORAGE                  25       ; автобус А

Avto_B                STORAGE                  25       ; автобус В

Vr1    VARIABLE (Uniform (1,T1-D1,T1+D1))     ; время прямого пути автобусов А и Б

Vr2    VARIABLE (Uniform (2,T2-D2,T2+D2))     ; время обратного пути автобусов А и Б

Vr3    VARIABLE (Uniform (3,T3-D3,T3+D3))     ; время высадки пассажиров из автобусов А и Б

Vrem QTABLE Och,10,10,20            ; оценивает очередь с именем Och

GENERATE     (Exponential(1,0,1))   ; прибытие пассажиров

ADOPT            55                                  ; принадлежность к одному семейству

TEST LE Q$Och,LL,Otkaz                ; отказ, если длина очереди больше L

QUEUE            Och                          ; встать в очередь

TRANSFER     BOTH,Avt_A,Avt_B      ; предпочтение автобусу А

*описание 1-го автобуса_A             ENTER      Avto_A       ; занять одно место автобуса А

DEPART          Och                          ; покинуть очередь

ASSEMBLE     NN                                 ; автобус рассматривается как единое целое

ADVANCE       V$Vr1                      ; поездка в один конец V$Vr3         ; пассажиры выходят

ADVANCE       V$Vr1                      ; поездка в обратном направлении

LEAVE             Avto_A,NN              ; освободить автобус

TRANSFER       ,Fin

*описание 2-го автобуса

Avt_B                   ENTER                         Avto_B        ; занять одно место автобуса B

DEPART             Och                                ; покинуть очередь

ASSEMBLE       NN                                         ; автобус рассматривается как единое целое

ADVANCE         V$Vr2                      ; поездка в один конец

ADVANCE         V$Vr3                      ; пассажиры выходят

ADVANCE         V$Vr2                      ; поездка в обратном направлении

Fin SAVEVALUE Kpoezd+,1            ; считаем суммарное количество рейсов

TERMINATE

Otkaz SAVEVALUE                         Kotk+,1      ; считаем количество отказов

TERMINATE

*сегмент таймера

GENERATE     600                           Vyr,(NN#SS#X$Kpoezd-SS#X$Kotk)       1        1

Выходные данные


GPSS World Simulation Report - Untitled Model 4.1.1, December 25, 2009 00:04:49TIME END TIME BLOCKS FACILITIES STORAGES

.000 600.000 27 0 2VALUE_A 10009.000_B 10010.000_A 6.000_B 14.0004.0006.0002.00021.00010017.00010016.00040.00025.00010015.00023.0002.00024.00028.0004.00010011.00010012.00010013.00010014.00010018.000LOC BLOCK TYPE ENTRY COUNT CURRENT COUNT RETRY

GENERATE 580 0 0

2 ADOPT 580 0 0

3 TEST 580 0 0

4 QUEUE 529 0 0

5 TRANSFER 529 29 0

AVT_A 6 ENTER 275 0 0

7 DEPART 275 0 0

8 ASSEMBLE 275 0 0

9 ADVANCE 11 0 0

10 ADVANCE 11 0 0

11 ADVANCE 11 1 0

12 LEAVE 10 0 0

13 TRANSFER 10 0 0

AVT_B 14 ENTER 225 0 0

15 DEPART 225 0 0

16 ASSEMBLE 225 0 0

17 ADVANCE 9 0 0

18 ADVANCE 9 0 0

19 ADVANCE 9 1 0

20 LEAVE 8 0 0

FIN 21 SAVEVALUE 18 0 0

22 TERMINATE 18 0 0

OTKAZ 23 SAVEVALUE 51 0 0

24 TERMINATE 51 0 0

25 GENERATE 1 0 0

26 SAVEVALUE 1 0 0

27 TERMINATE 1 0 0

QUEUE MAX CONT. ENTRY ENTRY(0) AVE.CONT. AVE.TIME AVE.(-0) RETRY41 29 529 69 20.255 22.973 26.419 0

STORAGE CAP. REM. MIN. MAX. ENTRIES AVL. AVE.C. UTIL. RETRY DELAY_A 25 0 0 25 275 1 24.405 0.976 29 0

AVTO_B 25 0 0 25 225 1 23.436 0.937 29 0

TABLE MEAN STD.DEV. RANGE RETRY FREQUENCY CUM.%23.494 14.671 0

_ - 10.000 107 21.40

.000 - 20.000 75 36.40

.000 - 30.000 142 64.80

.000 - 40.000 106 86.00

.000 - 50.000 59 97.80

.000 - 60.000 11 100.00RETRY VALUE0 18.0000 51.0000 798.000XN PRI BDT ASSEM CURRENT NEXT PARAMETER VALUE

582 0 600.428 582 0 1

0 616.054 25 11 12

0 625.378 25 19 20

0 1200.000 583 0 25

Выводы

Если в каждом из автобусов будет 25 мест (N=25), то время ожидания будет наименьшим. Среднее время ожидания 23,494 минут. Средняя длина очереди ≈ 20 человек, среднее время пребывания в очереди 22,973 мин. Выручка составляет 798 руб.

Если в каждом из автобусов будет по 20 мест, то среднее время ожидания увеличится и составит 36,826 мин. Средняя длина очереди ≈ 26 человек. Среднее время пребывания в очереди 35,489 мин. Выручка = 488 руб.

Если в каждом автобусе будет по 15 мест, то среднее время ожидания увеличится и составит 54,782 мин. Средняя длина очереди ≈ 32 человек. Среднее время пребывания в очереди 54,063 мин. Выручка = 94 руб.

Из полученных данных следует, что при количестве мест в автобусе = 25 средняя длина очереди, среднее время пребывания в очереди, среднее время ожидания будут наименьшими, а выручка наибольшей. Этот план является оптимальным.

Список литературы

1.       http://urist.uchilka.ru/view/3039-1350.htm - Основы моделирования на GPSS.

.        Королев А. Г. Моделирование систем на языке GPSS WORLD. Практический подход в примерах и задачах: Учебное пособие. - Северодонецк, 2006.

.        Методические указания по использованию средств имитационного моделирования систем и сетей связи для слушателей ФПКП/ Л.А.Воробейчиков, В.Н.Шакин, С.Е.Шибанов/МИС. - М., 1990.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!