ЮАР: место страны в современной мировой экономике и особенности экономического развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,92 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

ЮАР: место страны в современной мировой экономике и особенности экономического развития













КУРСОВАЯ РАБОТА

ЮАР: место страны в современной мировой экономике и особенности экономического развития

Введение

Южно-Африканская Республика (ЮАР) - страна с огромным экономическим потенциалом, богатыми трудовыми и природными ресурсами, интересной историей, разнообразным этническим составом. Проблемы, касающиеся современного экономического развития страны, внешнеполитических приоритетов, международных связей Южно - Африканской Республики с другими странами являются актуальными. Поиск решения указанных проблем обусловил выбор данного исследования, по причине широкого распространения изучаемых явлений и недостаточного их рассмотрения в указанной области. В масштабах африканского континента ЮАР занимает лидирующее положение. Экономика и фондовый рынок страны относятся к одним из лучших среди развивающихся стран.

Цель данной работы заключается в изучении особенностей развития экономики ЮАР и определении места страны в современной мировой экономике.

Объектом изучения является экономика ЮАР.

Предметом исследования выступает современное состояние и особенности развития экономики ЮАР.

Для достижения указанной цели я попыталась решить следующие задачи:

üС помощью анализа специализированной литературы установить основные факторы, повлиявшие на развитие экономики ЮАР;

üСистематизировать структуру современной экономики ЮАР;

üОпределить роль ЮАР в мировой экономике и финансовой системе;

üВыявить новые явления в экономике ЮАР;

üПроанализировать налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику ЮАР;

üИзучить инновационные преобразования, происходящие в ЮАР;

üПроанализировать основные тенденции экономического развития ЮАР;

üОхарактеризовать международные связи ЮАР;

üОхарактеризовать процессы интеграции, происходящие в отношениях ЮАР с мировой экономикой;

В ходе написания курсовой работы использовались следующие методы исследования: анализ учебной литературы, монографий, статей периодической печати по экономическим проблемам, статистических данных, классификация полученных результатов в соответствии с поставленными задачами, обобщение полученных данных.

1. Основные факторы развития национальной экономики ЮАР

1.1Влияние политики апартеида на становление экономики ЮАР

Перед тем как говорить об особенностях экономического развития Южно-Африканской Республики, необходимо обратиться к историческим явлениям, которые оказали мощное влияние на экономику ЮАР в целом. В 1911 г. был принят закон, по которому определённые должности в горнодобывающей промышленности могли занимать только белые, т.е. власти уделяли значительное внимание сохранению привилегированного положения белого населения. В 1913 г. вступил в силу закон «О землях аборигенов», закрепивший принцип раздельного проживания африканцев и белых. Согласно этому закону, африканцам запрещалось владеть землей или постоянно проживать за пределами отведённых им резерватов, занимавших менее 13% территории ЮАС. В 1919 г. по решению правительства система тарифного протекционизма была распространена на отрасли промышленности, созданные во время Первой мировой войны.

ЮАР является одним из государств - основателей ООН. С начала 1960-х гг. до 1994 г. роль ЮАР в деятельности ООН была весьма ограничена, поскольку большинство членов ООН резко осуждало политику апартеида. Апартеид (apartheid) - означает раздельное проживание, а именно лишение и существенное ограничение политических, социально-экономических и гражданских прав какой-либо группы населения вплоть до её территориальной изоляции. Режим апартеида развивался следующим образом: к власти пришла Националистическая партия, которая в ходе выборов апеллировала к националистическим чувствам избирателей-африканеров, к традициям бурского республиканизма и обещала бороться за провозглашение страны республикой. Тяжёлое положение африканцев ещё более усугубилось в годы мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., а именно: возросло число забастовок и крестьянских волнений, засуха 1931 г. и падёж скота привели к голоду в резерватах и бегству крестьян в города. Ещё в 1928 г. рабочие-африканцы создали Африканскую федерацию профсоюзов. В середине 1929 г. компартия вместе с АНК (Африканский Национальный Конгресс), профсоюзами рабочих-африканцев, рядом организаций Союза рабочих промышленности и торговли создала Лигу прав африканцев, которая выступила с требованием ликвидации режима «пропусков» и «разрешений» для африканцев, и предоставлении им элементарных демократических прав, включая избирательное право и право на образование. В результате такого рода расовой дискриминации, развернулся процесс формирования ЮАС как малой империалистической державы. После 2-й мировой войны в стране ускорилось развитие местной монополистической буржуазии; одной из экономических основ её господства стал обширный государственно-монополистический сектор промышленности. Значительные размеры приобрёл вывоз капитала. В результате официального провозглашения Националистической партией политики апартеида, произошло дальнейшее усиление как капиталистических, так и докапиталистических форм эксплуатации небелого населения. Империалистическое южноафриканское государство установило для неевропейцев уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня, «барьеры» на пути приобретения профессий, ввели завуалированные формы принудительного труда, осуществляли принудительную регулярную замену рабочей силы, применяли другие меры внеэкономического принуждения. В результате в социально-экономическом и политическом развитии страны стали сочетаться черты, характерные как для современного империалистического государства, так и для колонии.

Итак, по причине осуждения политики апартеида, в 1974 г. Генеральная ассамблея ООН приняла решение временно приостановить членство ЮАР в ООН, однако, в 1994 г. ЮАР вновь стала полноправным членом этой организации.

Надеясь ослабить режим апартеида, в середине 1980-х гг. внутренняя оппозиция расистскому режиму и её сторонники в демократических странах Запада призвали к введению жёстких экономических санкций против ЮАР, включая такие меры, как ограничение торговых связей и вывоз инвестиционных фондов. Страны ЕС, Канада и США ввели эти санкции, несмотря на упорное сопротивление некоторых политических сил, в частности, Республиканской партии в США и Консервативной партии в Великобритании. Экономические санкции оказали сильное психологическое воздействие на белых правителей ЮАР и способствовали постепенному переходу страны к многорасовому демократическому обществу в начале 1990-х гг. По мере осуществления этого перехода в 1992-1994 гг. санкции были постепенно отменены.

С 1994 г. в силу объективных условий ЮАР стала ведущей политической и экономической региональной державой на Юге Африки.

1.2 Глобализация как фактор развития отраслевой структуры экономики

Для Южно-Африканской Республики, долгое время находившейся в изоляции в связи с проводившейся политикой апартеида, в 90-е гг. начался новый этап политического и экономического развития, главным вызовом которого является эффективная реинтеграция в мировую экономику, определение своих позиций в международном разделении труда в современных условиях. До конца XIX в. Южная Африка была преимущественно аграрной страной. Основным занятием её населения являлись натуральное и полунатуральное земледелие и животноводство. В 1867 г. были обнаружены алмазные месторождения в долине р. Вааль, а в 1870 г. на месте современного города Кимберли было открыто крупнейшее в мире месторождение алмазов. В 1886 г. в районе Витватерсранда были найдены месторождения золота. Промышленная революция в Южной Африке началась с мощного притока инвестиций, технологий и рабочей силы, необходимых для разработки месторождений золота. В первой половине XX в. более половины мировой добычи этого драгоценного металла приходилось на Южную Африку. Экспорт золота позволил значительно повысить уровень жизни белого населения страны.

Обладая богатейшими запасами угля на Африканском континенте и не менее богатыми ресурсами железной руды, в совокупности с процессами глобализации, ЮАР создала мощную чёрную металлургию и, в основном, после Второй мировой войны, обрабатывающую промышленность.

В период апартеида и ранее африканское большинство ЮАР занимало всего 13% земель, что приводило к земельному голоду и истощению почв. В этих бывших резерватах - зоне рискованного земледелия из-за отсутствия искусственного орошения - сельскохозяйственное производство ориентировалось на местное потребление. Основными культурами были кукуруза и маниок. Основой специализации было производство кукурузы, сахарного тростника, винограда и цитрусовых, а также овощей для снабжения городского населения.

По мировым стандартам продуктивность земледелия ЮАР невысока. Частично это объясняется примитивными методами возделывания земель. Другими факторами являются эрозия почв и недостаточное количество осадков. В стране обрабатывается всего 12-15% земель, лишь 10% из них отличаются высоким плодородием, однако даже плодородные земли подвергаются внезапным наводнениям и смыву плодородного слоя. Эрозия почв достигла наибольших масштабов в бывших бантустанах. В сельскохозяйственных районах нередки засухи, основная причина неустойчивых урожаев в отдельные годы.

Наибольшая доля в общей стоимости сельскохозяйственной продукции приходится на кукурузу - основу рациона чёрного населения. Важное место занимает пшеница, выращиваемая преимущественно в Западно-Капской провинции. В меньших количествах производятся овес, рожь и ячмень. К концу Второй мировой войны ЮАР занимала второе место в мире по производству высокосортной шерсти и четвёртое место по производству шерсти в целом. Развито мясное и молочное производство. Баранина, свинина и мясо домашней птицы и сейчас обеспечивают внутреннее потребление.

Сильные позиции ЮАР на мировом рынке определяются, прежде всего, богатством её недр. В 1997 г. продукция горнодобывающей промышленности составила 8% ВВП и около 67% общей суммы экспортных поступлений. Для сравнения, в 1996 г. доля золота в стоимостном объёме продукции горнодобывающей промышленности составляла 42%. С начала 1970-х гг. происходило сокращение объёмов добычи золота, что отчасти объяснялось истощением самых богатых месторождений. Если в 1991 г. доля золота в экспорте составляла примерно 30%, то в 1996 г. она сократилась до 20%, а в 2011 г. составляла около 16,3%. Безусловно, резкое падение мировых цен на золото неизбежно ведёт к сокращению доходов ЮАР от его экспорта.

Не требует особых доказательств утверждение, что степень использования минерально-сырьевого потенциала планеты возрастает по мере развития научно-технического прогресса. В большинстве случаев благосостояние народов и стран, их экономическая и социально-политическая независимость, а также геополитическое положение в мировом сообществе определяются богатством недр соответствующих регионов. Конечно, при этом не последнюю роль играет наличие комплекса финансовых и технических средств и технологий, необходимых для более выгодного освоения и применения имеющихся минеральных ресурсов (как в национальных интересах, так и при участии в международной минерально-сырьевой интеграции). В 1996 г. продажа алмазов принесла стране 10% общей суммы экспортных поступлений, в настоящее время по суммарному весу добываемых алмазов ЮАР находится на втором месте в мире (42% от мировой добычи алмазов) на 2011 г. Особое внимание с точки зрения глобализации освоения природных ресурсов необходимо уделить ТНК, которым на протяжении последних 15-20 лет принадлежит ключевая роль в выявлении, разведке и освоении объектов минерального сырья в масштабе планеты. Эти структуры имеют доступ к значительным финансовым средствам. Они владеют новейшими технологиями проведения геологоразведочных работ и располагают квалифицированными менеджерами и специалистами. У них накоплен опыт работ в различных странах и налажены широкие международные связи. Всё это способствует открытию новых месторождений полезных ископаемых, концентрации в их собственности крупнейших запасов сырьевых ресурсов и своевременному вовлечению последних в эксплуатацию. В силу названных причин транснациональные компании в последние годы приступили к активной скупке запасов сырья в уже разведанных месторождениях. Так, в конце 2000 г. «De Beers» стала владельцем богатого (2 кар./т) неосвоенного месторождения алмазов в Канаде, для чего выкупила все акции проекта «Snap Lake» (в октябре у «Винспер» - 67,76%, в декабре у «Aber Diamond Corporation» - 32,24%). Это месторождение характеризуется высоким качеством сырья - 118 долл./кар. Кроме того, «De Beers», дополнительно приобретя 50%-ный пакет акций проекта «Венешиа», превратилась в единоличного владельца одноимённого месторождения. Данная ТНК также увеличила на 20% свою долю в месторождении «Финш». По стоимости алмазов ЮАР занимает первое место, так как здесь добываются более крупные камни, идущие в ювелирное производство (64% мирового производства бриллиантов).

Что касается промышленности ЮАР, то она имеет многоотраслевую структуру. В обрабатывающей промышленности важное место занимает металлургия, самая крупная отрасль - чёрная металлургия. Цветная металлургия представлена заводами по производству почти всех цветных металлов, ЮАР занимает первое место в мире по производству феррохромовых сплавов. Сейчас правительство ЮАР направлено на развитие сталелитейной промышленности.

Машиностроение ЮАР достаточно разнообразно и представлено, прежде всего, предприятиями по производству: автомобилей, морских и речных судов, локомотивов, железнодорожных вагонов, самолётов и комплектующих деталей.

С 1996 г. в ЮАР проводилась политика приватизации многих государственных предприятий. Власти страны называли эту программу «реструктуризацией государственного имущества». В настоящее время курс на приватизацию в прошлом. Что особенно важно, правительство Южно - Африканской Республики тесно увязывает макро- и микроэкономические аспекты экономики, путём внимательного исследования колебаний курсов национальной валюты и курсов мировых валют. С целью создания благоприятных условий для экспорта продукции в западные страны.

Таким образом, процессы глобализации значительно повлияли на материально-сырьевую базу и частную собственность, что в свою очередь подразумевает проведение особой государственной политики.

1.3 Роль частного предпринимательства

Безусловно, на становление экономики влияет множество факторов, такие как: природно-климатические условия, геополитический фактор, цивилизационный фактор, различные процессы, происходящие в мировом сообществе, однако, именно частные компании, работающие на конкурентных рынках, создали большую часть того, что сегодня называют «глобальным достоянием экономики». Вклад бизнеса в экономическое развитие страны является результатом комбинированного воздействия двух факторов, неотъемлемых от рыночной экономики: возможности и конкуренция. Создание реальной конкурентной среды и обеспечение выхода на рынок новым и малым предприятиям необходимо для того, чтобы получить максимальную отдачу от рыночной экономики.

ЮАР - регион мира, где перспективы достижения западной модели процветания остаются весьма иллюзорными, однако, крупные корпорации, несмотря ни на что, идут в первых рядах, формируя экономический путь развития, который необходим данной стране. Продемонстрировать это можно довольно-таки яркими примерами, в пользу благотворного влияния частного предпринимательства на экономику ЮАР.

В южно-африканском филиале компании «SABMiller» работает 8 611 человек; непосредственные поставщики «SABMiller» создали дополнительно 46 000 рабочих мест, а поставщики второго уровня, в свою очередь, создали условия для развития бизнеса с целью увеличения занятости. Благодаря такому «эффекту многократного усиления», работа «SABMiller» в 2011 г. привела к созданию в стране 362 000 постоянных рабочих мест, что составило, примерно, 3% от общей занятости населения. Кроме того, по расчетам, в 2010 г. компания выпустила продукции на 44 миллиарда рандов, около 3,3% ВНП ЮАР за указанный год. В том же году было уплачено налогов на сумму 8,5 миллиардов рандов и еще 12,2 миллиарда рандов собрано в виде налогов с компаний, работа которых была связана с операциями «SABMiller». Общая сумма, равная 20,7 миллиардам рандов, составила 4,8% от общих налоговых поступлений в бюджет страны в 2010 г. Полученные данные говорят о положительной деятельности честно предприятия «SABMiller».

Компания выпускает широкий ассортимент товаров по конкурентоспособным ценам, имеет блестящую репутацию новатора в области выпуска товаров новых наименований и в новой упаковке, что даёт потребителям огромные, преимущества, которые трудно переоценить.

Создание «SAB» возможностей для открытия новых коммерческих предприятий в ЮАР является частью хорошо продуманной политики компании. В 2009 г. компания израсходовала 1,95 миллиардов рандов на покупку коммерческого оборудования более чем для 4000 своих поставщиков негритянского происхождения. К настоящему времени, инвестиции компании превысили 3 миллиарда рандов и привели к созданию 235 частных компаний, которые владеют 352 автотранспортными средствами и обеспечивают доставку около 60% объёма выпускаемой данной компанией продукции. Данный пример наиболее ярко демонстрирует положительное влияние частного предпринимательства на развитие экономики ЮАР.

Возникает вопрос, зачем инвестируют в ЮАР? Ведь можно вкладывать инвестиции в менее проблемные регионы мира, нежели Африка. Ответ заключается в следующем: ЮАР сегодня является одной из самых сложных и перспективно-развивающихся примеров рыночной экономики. Многие прибыльные возможности, для инвесторов вытекают из богатства ЮАР природными ресурсами, почти неограниченный экспорт и импорт возможностей, многообразие отраслей экономики. Немаловажен тот факт, что стоимость ведения бизнеса в ЮАР, выгодно отличается от других развивающихся рынков мира. По данным ежегодного исследования Всемирного банка под названием благоприятных условий ведения бизнеса, ЮАР занимает тридцать второй из 181 стран, обследованных в 2011 году для ведения бизнеса. Страна располагает низкими ценами на электроэнергию, что в свою очередь положительно сказывается на бизнесе в области металлургии, промышленности, инновациях.

Затраты на труд в ЮАР значительно ниже, чем у других ключевых развивающихся рынков, данный показатель выгоден для производителей, однако, следует учитывать тот факт, что ЮАР обладает большой ресурсной базой квалифицированных, малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих. Безусловно, правительство ЮАР представило широкое законодательство по содействию, обучению и развитию мирового уровня навыков и компетенций. ЮАР имеет благоприятные ставки налога по сравнению с другими развивающимися рынками, что не может не привлекать инвесторов. Однако следует отметить, что затраты на труд, земля, аренда, человеческие ресурсы, тем не менее, различаются от провинции к провинции.

Таким образом, роль частного предпринимательства, иностранных инвестиций является одной из составляющих общего результата экономических успехов экономики ЮАР и выхода национальных компаний на международную арену.

2. Динамика и структура Южно-африканской экономики на современном этапе

.1 Структура современной экономики страны. Компании - лидеры

ЮАР после падения режима апартеида, привлекла в свою экономику огромные инвестиционные программы. В ЮАР, страну с устойчивой валютой, развитой банковской системой, а также с огромным сырьевым потенциалом, инвесторы вкладывают свои капиталы охотно.

Экономика ЮАР одна из самых открытых в мире в том смысле, что доля доходов от внешней торговли в валовом национальном продукте в ЮАР значительно выше, чем во многих других странах. Это означает также, что экономика ЮАР весьма восприимчива к новым тенденциям развития экономики основных торговых партнёров. ЮАР принадлежит 50% автомобильного парка Африки, данная страна является крупным производителем автомобилей, в том числе таких марок как Mercedes - Benz, BMW, Toyota, Nissan, Ford, Volkswagen и других (около 30-ти). ЮАР располагает самым большим числом машин на континенте и входит в двадцатку стран мира по количеству автомобилей на душу населения. Кроме этого, ЮАР принадлежит половина телефонных абонентов, банкоматов и промышленных мощностей всего континента.

Известная во всем мире Южно-Африканская компания «De Beers» на конец 2011 г. контролирует 40% мирового рынка алмазов, несколько лет назад имела контроль над 80% всей добычи алмазов. Компания «Nampak Plastics» входит в двадцатку ведущих мировых упаковочных корпораций. Южно-Африканская компания «Барлоу ранд» стоит на тридцатом месте среди пятисот самых больших в мире компаний - работодателей.

Что касается экономического развития страны, то высокий экономический рост наблюдался с 2004-2007 гг. за счет макроэкономической стабильности и глобального бума товаров, но рост начал замедляться во второй половине 2007 г. из-за кризиса электроэнергии и воздействия последующего мирового финансового кризиса на сырьевые товары и понижения спроса. Поэтому на начало 2008 г. темп роста ВВП упал на 2% по сравнению с 2007 г. он составлял 5,6%, в 2008 г. - 3,6%.

Если по данным на 2004 г. рост ВВП составлял 4,6%, что было вызвано целым рядом причин: ростом рыночных цен, сезонными колебаниями цен и состоянием обменного курса ранда к доллару, то в 2009 г. ВВП упал на 1,7% и составлял 504,9 млрд. долларов. Однако на начало 2011 г. рост ВВП составил 3,4% и по паритету покупательной способности составляет 554,6 млрд. долларов.

Таблица 2.1. Динамика ВВП: ЮАР

ГодВеличина ($ США, пост. цены, пост. ГПЧ)По ППС (млрд.$ США)Темп роста, в%2011-554,63,42010473 769,4533,82,82009460 644,9504,9-1,72008468 528,3508,93,62007452 349,9480,85,62006428 492,0442,45,62005405 754,6405,85,32004385 415,8371,74,62003368 626,5344,12,92002358 066,9327,23,72001345 398,3310,62,7

Безработица остаётся высокой 25% на начало 2011 г. Экономические проблемы остаются от апартеида - особенно бедность, отсутствие экономических возможностей среди уязвимых групп населения, нехватка общественного транспорта. Бывшая экономическая политика в Южной Африке была консервативной в финансовом отношении, сосредоточив внимание на контроле инфляции и достижения профицита бюджета. Однако на современном этапе правительство приняло решение, что без подъёма промышленности невозможно устранить безработицу - одну из наиболее тяжёлых социальных проблем ЮАР. Ведь если к 2008 г. ЮАР удалось снизить её до 22,8%, то в ходе кризиса правительство потеряли 900 тысяч рабочих мест и безработица возросла до 25%.

Поэтому индустриализация стала просто жизненно важной для Южной Африки. Только на основе новой промышленной политики ЮАР может решить задачу создания к 2020 г. 2,5 миллиона новых рабочих мест.

В 2011 г. уровень потребительской инфляции находится в рамках, очерченного Резервным банком «коридора» (от 3 - 6%) и составляет 4,5%. Начиная с 2003 г., правительству ЮАР удаётся держать инфляцию в указанных рамках, в некоторых случаях путём изменения денежно - кредитной политики. В связи со стабильностью экономики страны влияние вторичной инфляции сведено к минимуму.

Наиболее динамично развивающимися отраслями промышленности являются: автомобилестроение, пищевая промышленность, виноделие, текстильная промышленность и производство продукции из основных металлов.

2.2 Анализ восстановления экономики ЮАР после мирового финансового кризиса

Мировой финансовый кризис 2008 г. (иногда называют «великая рецессия») - это финансово-экономический кризис, проявившийся в сентябре - октябре 2008 г. в форме очень сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран. Предшественником финансового кризиса 2008 г. был ипотечный кризис в США, данный кризис сказался не только на экономике США, но и затронул экономику ЮАР. Так, например, возникли проблемы с кредитами, по причине недоверия банкам, инвестиционный поток в ЮАР сократился по причине ослабления доверия к стойкости бизнеса. Летом 2007 г. постепенно кризис из ипотечного начал трансформироваться в финансовый.

Экономика Южно-африканской Республики, самая крупная на континенте, она должна быть движущим фактором развития континента, однако, в то время как большинство африканских стран преодолело мировой финансовый кризис с относительно небольшими потерями и сейчас находятся в состоянии возобновления экономического роста, в ЮАР экономические показатели остаются вялыми.

Вслед за довольно активным ростом с 2004 г. до начала 2008 г. в стране наблюдался спад в 2008-2009 гг., и, в отличие от большинства других крупных стран с формирующимся рынком, восстановление экономики Южной Африки шло крайне медленно, и по некоторым важным показателям достичь его полностью так и не удалось. Для начала следует определить страны с формирующимся рынком. Это страны с переходной экономикой, т.е. государства, которые осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. К ним относятся: бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша и т.п.), преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии - Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория, бывшие советские республики - ныне страны СНГ и бывшие прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония).

Итак, частные инвестиции и экспорт остаются значительно ниже докризисного уровня. Но еще хуже то, что страна потеряла огромное количество рабочих мест, в других странах подобные потери имели место только в самый разгар мирового кризиса. Причем, спустя более чем два года после кризиса удалось восстановить лишь незначительную часть этих рабочих мест. Это еще больше усугубило и без того высокий уровень безработицы и неравенства в стране.

Не нужно лишний раз говорить о том, что экономическое возрождение страны важно не только для более чем 50 миллионов её жителей, но и для всех остальных стран Африки к югу от Сахары. ЮАР имеет такой же экономический вес в регионе, как Германия в зоне евро. Кроме того, южно-африканские компании делают крупные инвестиции в различные секторы экономики стран региона, такие как финансовый сектор, розничная торговля и телекоммуникации, что является важным фактором повышения экономической активности. Три фактора потрясения, меры политики и институциональные системы объясняют столь вялое и неуверенное восстановление экономики Южной Африки.

За последние несколько лет Южная Африка пережила целую череду потрясений. Мировой финансовый кризис и последующее замедление экономической активности во всем мире стал уже третьим и на сегодняшний день самым разрушительным потрясением, но и два первых удара отнюдь не тривиальны.

Первым ударом стал дефицит электроэнергии, начавшийся в 2007 г. Весьма быстрое развитие многих сегментов экономики резко замедлилось, главным образом по причине того, что не производились капиталовложения в новые генерирующие мощности, а также в связи с временными перебоями в электроснабжении. Внезапность этого потрясения не дала компаниям времени на адаптацию. Более того, скоро стало очевидно, что последствия этого шока будут ощущаться ещё очень долго. Потребуется повысить тарифы на электроэнергию для оплаты новых генерирующих мощностей, а до ввода этих мощностей будет сложно расширить инвестиции, в частности в энергоёмкие отрасли, такие как горнодобывающая промышленность.

Приблизительно одновременно с началом перебоев электроэнергии произошёл скачок мировых цен на продукты питания и топливо, а инфляция значительно превысила целевой диапазон, прогнозируемый Резервным банком ЮАР на уровне 3-6 процентов. Для борьбы с повышением цен Резервный банк резко повысил ставку интервенции примерно на пять процентных пунктов в период 2006-2008 годов. Это стало второй причиной медленного роста экономики в 2008 и 2009 гг.

Мировой финансовый кризис, явившийся третьим и последним ударом по экономике, был особенно разрушительным для ЮАР как минимум по двум причинам. Он поразил экономику ЮАР, которая уже находилась в шатком состоянии. Кризис и последующий спад охватил страны Европы и США, потреблявшие большинство экспортных товаров ЮАР с высокой добавленной стоимостью. В результате этого, экспорт товаров из ЮАР сократился.

Количество и острота этих потрясений отчасти объясняют текущие проблемы ЮАР.


3. Проблема инновационного развития и человеческого фактора в ЮАР. Будущее научно-технической базы страны

В XXI в. проблемы инновационного развития и человеческого фактора, мобилизации научных ресурсов приобрели ещё большее значение в условиях перехода к инновационной экономике, или экономике, базирующейся на знаниях и наукоёмких технологиях. В связи с этим развитие научного потенциала становится решающим фактором экономического роста страны.

Успехи южно-африканской науки, известной своими достижениями в таких разнообразных областях, как первые пересадки сердца, производство жидкого топлива из угля и даже создание собственных атомных бомб (демонтированных перед самоликвидацией режима апартеида в 1994 г.), обеспечивается значительным экономическим потенциалом и довольно развитой научной инфраструктурой. В целом по показателям экономического и научного развития ЮАР не имеет себе равных в Африке, более того, по некоторым качественным параметрам она превосходит новые индустриальные страны. Вот, к примеру, несколько цифр для характеристики информационной инфраструктуры ЮАР: примерно 2 года назад на 45 млн. население приходилось 32 млн. мобильных телефонов, 5.3 млн. персональных компьютеров и около 4 млн. пользователей интернета.

Однако перейдём, непосредственно, к проблемам или как их ещё называют «узким местам», затормаживающим экономический рост в ЮАР.

Проблемы обусловлены наследием внутреннего колониализма - сосуществованием высокоразвитой метрополии и отсталой колонии в одной стране препятствует реализации далеко идущих планов по инновационному развитию. Неподготовленность подавляющего большинства африканской части южно-африканского общества к полноценному участию и вхождению в современное общество (экономику, политику, социальную сферу), обусловленная всем предыдущим колониально-расистским порядком, приводит к явлению, которое можно было бы охарактеризовать как «сползание» в состояние развивающейся страны. Это проявляется в увеличении сектора так называемой неформальной экономики, росте безработицы и сопутствующей ей криминализации общественной жизни. Таким образом, указанная проблема остро влияет на развитие экономики с точки зрения внедрения инноваций.

К числу наиболее важных параметров, характеризующих научные ресурсы страны, наукоёмкость экономики, относятся инвестиции в науку и образование, финансирование инновационных процессов, в частности удельный вес расходов на НИОКР в ВВП. Хотя не существует тесной зависимости уровней развития научного потенциала и экономики страны в целом от доли расходов на НИОКР в ВВП, всё же у развитых стран эта корреляция, как правило, значительно выше, чем у развивающихся.

Так, в сравнении, ассигнования на НИОКР в ЮАР в минувшие годы превысили 1% ВВП (14 млрд. рандов, т.е. свыше 2 млрд. долл.). По данному показателю «наукоинтенсивности» ВВП ЮАР приближается к современной России (1,2% ВВП), где положение дел в науке ещё далеко от благополучного (для сравнения: СССР направлял на науку в 1990 г. 3.5% ВВП). К 2018 г. эти расходы в Южной Африке намечено довести до 2% ВВП, т.е. до уровня высокоразвитых стран (в среднем по ОЭСР он составляет 2.3%: от 0.62 в Греции до 2.68 в США и 3.98% в Швеции). Из-за отставания в области человеческих / кадровых ресурсов ЮАР тратит на образование существенно больше. В стране публикуется около 17 тыс. научных статей в год (в США -1 500 тыс., в Китае -50 тыс. и в России -26 тыс. в 2009 г.), что составило в 2011 0.7% их общемирового количества. Это неплохой показатель (причем к 2018 г. планируется пятикратное увеличение этой доли) для страны со сравнительно небольшим населением (из которых 79% - африканцы, 9.6 - белые, 8.9 - цветные и 2.5% - индийцы) и малым контингентом учёных.

Международное признание южно-африканских патентов растёт медленно. Для сравнения: за два десятилетия к 2010 г. число регистрируемых в год в США индийских патентов выросло с 10 до 341, а южноафриканских - с 96 лишь до 112 (но в соответствии с десятилетним планом инновационного развития ЮАР этот показатель может к 2018 г. подняться до 250). Правда, это были единственные патенты из Африки.

Система высшего образования и подготовки высококвалифицированных кадров является ключевым звеном формирования научно-технического потенциала в его человеческой ипостаси. Вообще на образование южноафриканское государство тратит много - около 20% бюджетных расходов, или 5.7% ВВП, для сравнения, в середине текущего десятилетия (в Бразилии - 4.0, в России -3.1%), причем расходы растут на 8 - 9% в год, опережая прирост ВВП. Следует отметить, что в стране происходила и происходит африканизация кадров, однако, большая часть африканцев отсеивается в процессе учёбы (больше половины), чем представителей других расово-этнических групп. При этом нельзя не отметить определённого снижения качественных стандартов подготовки специалистов, а также тот факт, что новые выпускники и обладатели магистерских и докторских дипломов в основном лишь восполняют потери от эмиграции.

Разработкой и освоением новых технологий всё активнее занимается частный бизнес, крепкий и развитый, как местный, так и представленный филиалами ведущих ТНК. Он поощряется щедрыми налоговыми льготами. Всего свои НИОКР осуществляли в 2010 г. 62% действующих в ЮАР компаний (высокий показатель даже по европейским меркам) против 44% в 2000 г.

В последнее время роль государства в финансировании науки и определении национальных приоритетов в сфере инноваций вновь возрастает. Отдельным корпорациям и финансово-промышленным группам не под силу совершить инновационный переворот в производстве, связанный с созданием и внедрением новейших постиндустриальных технологий, даже если и оставить в стороне жизненно необходимые фундаментальные исследования, которые не дают прямой коммерческой отдачи. Новейший опыт передовых развивающихся и высокоразвитых государств развеял либеральные иллюзии о деэтатизации и убедительно показал, что без эффективного государства невозможно устойчивое развитие, как социально-экономическое, так и научно-техническое. Усиление воздействия государства на ход инноватизации экономики даёт необходимый эффект при оптимальном сочетании его мер регулирования и поощрения с действием рыночных механизмов, при налаживании партнёрских отношений между государственным, частнопредпринимательским и вузовским секторами НИОКР.

Теперь, непосредственно, о том, каково же будущее научно-технической базы ЮАР.

Во-первых, в стране планируется, в частности, значительное расширение государственного стимулирования (через университетскую науку и пр.) такого важнейшего направления НТР, как развитие биотехнологии. В этой области сейчас в стране действуют 110 компаний, в основном новые, из которых пока лишь десятая часть сколько-нибудь серьезно вовлечена в НИОКР. Однако наблюдается быстрый прогресс биотехнологической отрасли. С помощью биотехнологий в сочетании с нанотехнологиями создаются десятки лекарств, точно доставляемых, благодаря знанию молекулярных процессов, к точечным целям в организме (план - прогноз развития южноафриканской науки нацеливает на прорыв в фармацевтике). Так, Совет по научным и промышленным исследованиям при содействии Совета по медицинским исследованиям и университетов Претории и Стелленбоша ввели в оборот с помощью нанотехнологий новые противотуберкулезные препараты (эпидемия туберкулеза в ЮАР - вторая по серьёзности, после СПИДа, угроза здоровью нации) с пролонгированной и адресной «доставкой» в организм. Вышеупомянутые два ведущих университета в 2005 г. создали Африканский центр генетических технологий. В данное время там выращиваются клетки, производящие вещества с заданными свойствами, производятся биосенсоры для диагностики, а также мониторинга окружающей среды. Несмотря на имеющиеся опасения в отношении последствий, продолжается создание сельскохозяйственных культур с генетически модифицированными свойствами (стойких к засухе и болезням); с помощью специальных бактерий очищаются промышленное производство и окружающая среда и т.п.

Во-вторых, в ряду программ и проектов развития, возникших и получивших успешное продолжение с момента начала научно-технической модернизации Южной Африки, следует особо выделить её ядерный проект, который подробно рассматривается в монографии российского исследователя А.В. Притворова, посвященной реализации проектов развития на Юге Африки. По его словам, в исследовательской литературе ввиду специфичности ядерной темы упоминания о Юге Африки редки, о ЮАР как ядерной державе мало известно широкому кругу ученых - обществоведов, либо её, к сожалению, не считают достойной упоминания при рассмотрении современных проблем развития энергетики. Между тем ядерный проект ЮАР является и для Африки, и для всего мирового сообщества весьма показательным в деле мирного использования энергии, потому как является полезным для сотрудничества России и других стран, с государствами Юга Африки.

Помимо ядерной энергетики, инновационное развитие отрасли будет нацелено на разработку «чистых», ещё более усовершенствованных технологий добычи и переработки угля, биотоплива и на так называемую водородную энергетику. В настоящее время экологически чистой водородной энергетике уделяется большое внимание во многих развитых странах, в НИОКР вкладываются большие средства, однако процесс освоения новых технологий в этой области ещё только начинается. В Южной Африке предполагается получать водород из воды и биомассы с использованием атомной и солнечной энергии и широко использовать его, например, в транспортных двигателях. В соответствии с десятилетним планом инновационного развития страны, актуально говорить о завоевании к 2018 г. до четверти мирового рынка водородной энергетики и топливных элементов с платиновыми катализаторами (ЮАР располагает 87% мировых запасов платины и в значительной мере обеспечивает мировую автомобильную промышленность платиновыми катализаторами для очистки выхлопных газов).

Кроме этого, будет осуществлено повышение вклада научно-технического прогресса в экономический рост с 10 до 30%. Для содействия реализации намеченного создаются, в частности, национальные инновационное и космическое агентства. Они дополнят существующие структуры государственно поддержки науки и научные советы. Один из них, крупнейший на континенте, - по научным и промышленным разработкам (Council for Scientific and Industrial Research), семь остальных заняты гуманитарными, медицинскими, сельскохозяйственными и другими исследованиями.

Таким образом, человеческий / кадровый фактор остаётся самым слабым звеном в научно - технической базе страны. Активизация этого фактора стала первоочерёдной задачей. Важно, что все заинтересованные стороны, а прежде всего руководители соответствующих государственных структур ЮАР, уже осознали, что инновации служат главным источником и стимулом экономического роста и социального прогресса и что их освоение неизбежно связано с крупными затратами и определённым риском.

Список литературы

апартеид глобализация экономика кризис

1.Аксюк Л.Н. Сырьевая политика развивающихся стран Африки. - М., Наука, 1994. С. 53.

.Воинов. Ю.А. Экономика и внешнеэкономические связи ЮАР. М., 2009. С. 5-35.

3.Дёмкина Л.А. Некоторые аспекты социально-политического развития южно-африканского общества после 1994 г. М., 2006. С. 140.

.Нижегородцев Р.С., Стрелецкий А.С. Мировой финансовый кризис. - М. - 2008. С. 3-24.

.Притворов. А.В. Опыт осуществления проектов развития на Юге Африки. М., 2007. С. 68.

.Краткий политико-экономический справочник - М., Издательство политической литературы. 1987. С. 54.

7.Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. - Ярославль: Верх - Волж. кн. изд - во, 1996. С. 43.

.Асоян Б.Р. ЮАР у порога цивилизованного мира // «Международная жизнь» 1991. №4. С. 87-94.

.Бернстин Э.Д. В поддержку бизнеса на развивающихся рынках // научный журнал «EconomicReform Feature Service». - 2011. - №5. С. 6.

10.Скубко Ю.С. Шубин Г.В. Некоторые аспекты социальной политики в ЮАР в 1994-2006 гг. // научный журнал «СПЭРО». - 2007. - №6. С. 23.

.Скубко.Ю.С. Новые явления в экономике ЮАР // Восток. 2007. №3. С. 42.

.Тетекин В.А. Министр промышленности ЮАР: Приватизацию мы сворачиваем // Свободная Пресса. - 2010. - С. 22.

.Калитин В.А., Матвеев А.П., Чёрный Е.Г. Освоение минерально - сырьевых ресурсов в условиях Глобализации // Международный сайт «Проблемы теории и практики управления» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Лауканнен А.О. Взаимодействие ЮАР и БРИК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Африка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">16.Данные статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">17.Деловой совет Россия - ЮАР. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">18.Инновации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.link.wits.ac.za (2012.3 марта)

19.Информация по странам - Exportall. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Компания «САБМиллер». Годовой отчет за 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Мировая экономика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">22.Статистические данные по странам ОЭСР (OECD Country Statistics). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Сфера интересов Индии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">24.Южная Африка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://catalog.fmb.ru (2012. 4 марта)

Похожие работы на - ЮАР: место страны в современной мировой экономике и особенности экономического развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!