Особенности воображения глухих и слабослышащих детей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    245,59 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности воображения глухих и слабослышащих детей

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей воображения глухих и слабослышащих детей

1.1 Общая характеристика воображения

1.2 Особенности воображения глухих и слабослышащих детей

Глава 2. Изучение особенностей воображения глухих и слабослышащих детей

2.1 Организация и методика исследования

2.2 Анализ результатов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Воображение принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу.

В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще всякой творческой деятельности.

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее. [7]

Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.

Воображение тесно связано с мышлением. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности.

Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.

Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир. [3]

Вопросами изучения воображения как познавательного процесса занимались многие отечественные и зарубежные ученые: Ананьев Б.Г., М.В. Гамезо, Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Немов Р.С., Реан А.А., Рубинштейн С.Л., и другие.

Как показали исследования Л.С. Семёнова, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина т др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.

Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно - на рубеже XIX-XX вв. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения. Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, делаются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом.

Несомненно, особый интерес представляет исследование творческого воображения у детей с нарушениями слуха, так как потеря слуха и вторично возникающее своеобразие в развитии речи создают определенные трудности в приобретении жизненного опыта, в развитии познавательных процессов. Дети с нарушенной слуховой функцией с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень развития творческого воображения. Ограниченность общения со взрослыми и слышащими сверстниками лишает детей с нарушениями слуха необходимого объема информации и знания приемов реконструкции имеющихся представлений.

Исследование творческого воображения у детей с нарушениями слуха является актуальным, так как потеря слуха и вторично возникающее своеобразие в развитии речи создают определенные трудности в приобретении жизненного опыта, в развитии познавательных процессов. Особый интерес вызывает вопрос о том, влияет ли степень дефекта слуха на уровень творческого воображения и как.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: "Особенности воображения глухих и слабослышащих детей".

Объектом нашего исследования является воображение как познавательный процесс.

Предмет исследования - особенности воображения глухих и слабослышащих детей.

Цель исследования - изучить особенности воображения глухих и слабослышащих детей.

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что особенностями воображения глухих и слабослышащих детей является преобладание среднего и низкого уровня развития воображения.

Задачи исследования:

1.       Изучить и проанализировать психологическую литературу по теме исследования.

2.       Дать характеристику основным понятиям работы

3.       Выявить особенности воображения глухих и слабослышащих детей

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей воображения глухих и слабослышащих детей


1.1 Общая характеристика воображения


Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые обсуждались в предыдущих главах учебника. В силу данного обстоятельства эта глава будет одной из самых маленьких по объему в книге, что, конечно, не говорит о небольшой значимости данного феномена в психологии и поведении человека. [2]

Здесь дело обстоит как раз противоположным образом, а именно: мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения в учебнике.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида "хомосапиенс", мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой. [6]

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И. Шишкина ботаники могу изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной" точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И, Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности. [8]

Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Даже произведения такого некоммунистического модернистского направления искусства, как абстракционизм, ставшего основой современного авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного воображения. Например, знаменитое абстрактное полотно П. Пикассо "Герника" - это не хаотическое нагромождение геометризированных тел или их частей, а прежде всего отражение трагических событий войны в Испании 1936-1939 гг. Если рассматривать и попытаться трактовать каждую отдельную деталь этой картины, то за абстрактной формой возникает вполне конкретный образ, конкретная мысль.

Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой - вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", фантастика братьев Стругацкие, антиутопии в русской и зарубежной литературе (Е. Замятин, О. Хаксли, Дж. Оруэлл). Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. [9]

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим "я", "вживаясь" в создаваемый им образ.

Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как "спонтанные", независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. В этом отношении весьма наглядно творчество Ф.М. Достоевского. Через все романы писателя проходит буквально несколько глобальных идей, над которыми "бьются" и страдают его герои, такие разные и такие единые в объединяющем их творческом воображении писателя.

Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. [11]

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат тех или иных нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

Е.И. Рогов выделяет следующие виды воображения:

1 активное и пассивное;

2 воссоздающее и творческое;

3 преднамеренное и непреднамеренное;

4 антиципирующее.

Активное воображение, как правило, направлено в будущее и представляет собой процесс решение творческой или личностной задачи. При активном создании образов фантазии человек оперирует единицами конкретной информации в определенной области для создания новых оригинальных связей между ними.

Пассивное воображение направлено на создание образов, отвечающих внутренним потребностям личности. Как правило, образы пассивного воображения направлены на сохранение и усиление положительных эмоций и вытеснение и снижение интенсивности отрицательных эмоций.

Воссоздающее воображение - это процесс создания образов на основе описания. Воссоздающее воображение позволяет "видеть" картину при чтении художественного произведения, представить по описанию. Воссоздающее воображение крайне необходимо инженерам, архитекторам, дизайнерам при чтении чертежей и схем. [12]

Творческое воображение участвует в процессе самостоятельного создания человеком новых образов и идей, представляющих ценность для других людей и общества в целом. Образы творческого воображения создаются при помощи двух типов интеллектуальных операций. Первый операции, с помощью которых строятся идеальные образы, и второй операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвидеть результаты своей деятельности.

Непреднамеренное (непроизвольное) воображение - возникновение образов при ослаблении сознательного контроля и наличии малоосознанных или неосознанных потребностей. Примером могут служит образы, возникающие в дремотном, сонном состоянии, сновидения, галлюцинации а также грезы. Человек грезит, создавая свой идеальный мир, в котором ему уютно и комфортно. Это образы, не связанные с волей и поведением.

Для образов сна характерным являются:

5 чувственная достоверность; когда человек видит сон, он искренне верит в то, что происходящее с ним - реальность;

6 невероятная причудливость, необычность образов и связей между явлениями;

очевидная связь с потребностями человека. Так, известный ученый Д.И. Менделеев увидел свою периодическую систему элементов во сне, так как постоянно думал об этом.

Мечта как образ желаемого будущего занимает особое место в структуре воображения. Первоначально мечта является реакцией на сильно возбуждающую (часто травматичную) ситуацию, в дальнейшем становится внутренней потребностью человека. Мечта - это процесс создания человеком образов желаемого будущего. Мечты могут быть реальными (действенными) или нереальными (бесплодными). Действенность мечты является необходимым условием воплощения в жизнь творческих замыслов человека.

Возникновение образов фантазии - это результат деятельности мозга человека. Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий.

Физиологическую основу памяти составляет замыкание временных нервных связей и их последующая актуализация (возобновление, растормаживание). Если в процессах памяти замкнувшаяся связь в дальнейшем возобновляется, то в процессе воображения образовавшиеся в течение жизни человека системы связей как бы распадаются (диссоциируются) и объединяются в новые системы.

Это объединение становится возможным в результате возникновения в коре мозга достаточно сильного очага возбуждения, вызванного пробуждением потребности или каким-либо непосредственным впечатлением. Таким образом, у фантазирующего человека, говоря упрощенно, группы нервных клеток связываются по-новому. От этого зависит характерная новизна образов фантазии по сравнению с образами памяти и в то же время частичное совпадение их.

Воображение, как сказано, является функцией коры, больших полушарий. Вместе с тем сложность структуры воображения и его связь с эмоциями дает основания предполагать, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. Исследования последних лет подтверждают это предположение. Такими глубинными отделами мозга, принимающими участие, вместе с корой больших полушарий, в формировании образов фантазии и их включении в процессы деятельности, является гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушария головного мозга). [19]

Экспериментально выяснено: при повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его поведение не регулируется определенной программой и состоит из серии отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных.

Если такого больного послать в магазин и дать ему список покупок, то он выполнит задание достаточно аккуратно. Но, закончив покупки, он уже не сможет понять, что надо с ними делать, и станет бесцельно бродить, пока не получит новую инструкцию о необходимых действиях или пока не наткнется на какой-либо предмет, который вызовет у него привычные реакции, например на зеленый свет светофора. Такие больные в состоянии повторить ряд цифр, прочитанных им, или отрывок из книги, но они не в состоянии наметить даже простой план действий и предвидеть их последствия.

Таким образом, предполагается, что в подобном случае повреждение затронуло структуры, которые ответственны за планирование поведения, составление программы будущих действий, а, как было уже отмечено, наиболее обычная, но, может быть, вместе с тем и наиболее важная роль воображения как раз и состоит в выработке плана, программы поведения.

Продуцирующий образы фантазии человеческий мозг оказывает регулирующее воздействие на процессы периферические части организма, изменяет процесс их функционирования. Еще в средние века был известен поразительный факт: у некоторых людей, преимущественно страдавших нервным расстройством (истерией), после размышлений о муках, которые, по евангельской легенде, претерпел на кресте Иисус Христос, появлялись знаки распятия на ладонях и ступнях ног в виде кровоподтеков и даже язв. Такие знаки получили название стигматы (по-гречески "стигма" означает "рубец", "знак"). [8]

Некоторые наблюдения над людьми, отличавшимися впечатлительностью и богатым воображением, дают также интересные факты о влиянии воображения на протекание физиологических процессов.

Известны так называемые идеомоторные акты - движения, которые возникают тогда, когда человек только представляет их себе. В идеомоторных актах сказывается реактивность сосудистой системы.

воображение глухой слабослышащий ребенок

Так, когда человек только собирается согнуть руку, то объем предплечья увеличивается, даже если задуманное движение не осуществляется. Это увеличение объема связано с расширением сосудов мышц руки. Усиление кровотока при реальном движении, конечно, полезно, так как ведет к лучшему снабжению мышцы кислородом и глюкозой, а также к удалению продуктов обмена. Если человеку предлагали представить, что он поднимает груз, то мышцы его слабо напрягались и появлялась электрическая активность, регистрировались биотоки мышц. Напряжение мышц и интенсивность электрической активности возрастали тем сильнее, чем больший груз представлял себе человек. Точно так же появляется активность в глазных мышцах, когда человек представляет себе, что он смотрит вверх, вниз или в сторону. В последнее время появился ряд приборов, управляемых биотоками. Широкую и заслуженную известность получил протез руки с биоточным управлением. [2]

Продуцирующий образы фантазии мозг - это единая система; изменения в одной его части сказываются и на работе других его отделов. Мозг как целое оказывает регулирующее воздействие на все органы человеческого тела. Любой психический процесс приводит к тем или иным сдвигам в жизнедеятельности организма. В свою очередь воображение, как и другие психические процессы, оказывает значительное влияние на работу многих систем человеческого организма.

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть "безработным". Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. [8]

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда - наука, литература, искусство, инженерия и др. - развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода).

Воображение представляет собой одно из субъективно самых ярких психических явлений, где качество психического как идеального проявляется наиболее отчетливо. В этом плане воображение кажется совершенной противоположностью органическому как материальному. И тем удивительнее факты, говорящие о том, что воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. Рассмотрим некоторые из этих фактов подробнее.

У людей с достаточно богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут изменяться органические процессы, например появляться признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащения пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т.п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него. Неуемная фантазия у особенно чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей может даже вызывать некоторые виды заболеваний, в том числе и такие серьезные, как сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные. Некоторые современные врачи, верящие в психогенную природу подобных заболеваний, утверждают даже, что, например, желудочные заболевания чаще случаются не от того, что мы едим, а от того, что "ест" нас, т.е. от разного рода переживаний, сопровождаемых фантазиями. Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как вполне нормальное явление [12]. Они способствуют преднастройке организма на предстоящую деятельность и тем самым облегчают ее. Теми или иными, осознаваемыми или неосознаваемыми органическими изменениями сопровождаются практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно явление, которое получило название идео-моторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения.

1.2 Особенности воображения глухих и слабослышащих детей


Особенности воображения детей с нарушением слуха обусловлены замедленным формированием их словесной речи и абстрактного мышления. Хотя зрительные образы глухих детей достаточно полноценны, в то же время наблюдаются трудности отвлечения от конкретных ситуаций, трудности творческой переработки имеющихся представлений, создания новых образов.

В процессе воссоздающего воображения обнаруживаются у неслышащих детей нарушения пространственных отношений между объектами, расположение объектов в рисунках детей относительно друг друга оказывается искаженным, не соответствующим описанию. Прежде всего, это объясняется недоразвитием речи неслышащих детей, неумением перестраивать имеющиеся в своем прошлом опыте представлений в соответствии со словесным описанием. [23]

В результате многими детьми в рисунки к текстам вносятся объекты, знакомые из прошлого жизненного опыта, но не соответствующие тексту.

В связи с упрощенным пониманием текстов наблюдаются трудности выделения существенного, главного в изображении ситуации, часто на первый план выступают детали, возникают недостаточно обобщенные образы.

Бедность и недостаточная обобщенность имеющихся представлений, недостаточная свобода оперирования ими приводит к повторению глухими детьми младшего школьного возраста в игровых ситуациях виденного ранее почти без изменений.

Основные трудности обнаруживаются в создании глухими школьниками образов далекого прошлого, исторических событий.

Творческое воображение неслышащих развивается со значительным своеобразием, что выражается в трудностях реконструкции словесных текстов, отвлечения от конкретных ситуаций, трудности понимания образных выражений.

Отмечается неумение выполнять замены объектов, описанных в тексте, в соответствии с их глубинным смыслом. В подавляющем большинстве случаев также замены осуществляются по внешним признакам, изменения в ситуацию, как правило, не вносятся. [16]

Значительные трудности испытывают глухие школьники при необходимости вообразить ситуации со звучащими объектами, что отражается в минимальном числе высказываний о звучащих объектах.

Недоразвитие словесной речи и словесно-логического мышления приводит к большим трудностям отвлечения от конкретного содержания метафор, пословиц, образных выражений, которые глухие школьники в большинстве случаев понимают и передают буквально. Творческое переосмысление материала и создание на этой основе новых образов воображения достигается неслышащими с трудом.

В собственных сочинениях, письмах глухие школьники опираются, преимущественно, на образы памяти, элементы выдумки занимает в них меньшее место.

Способность с помощью воображения проникать во внутренний мир другого человека формируется у глухих школьников позднее, чем у слышащих.

Отрицательно сказывается на развитии воображения обеднение сенсорного опыта ребенка в связи с нарушением деятельности слухового анализатора, а также недостаточная сформированность в способности к переконструированию, комбинированию этого опыта.

Наблюдается большая стереотипность, шаблонность воображения неслышащих школьников, большая привязанность к заданным моделям, образцам действий, трудности трансформации операциональных компонентов воображения.

В процессе коррекционного обучения потенциальные возможности развития воображения детей с нарушением слуха реализуются в значительной степени [19]

У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Их сюжетные игры более однообразны, стереотипны, чем у слышащих детей, они больше склонны к простому подражанию.

Дети с нарушениями слуха часто не могут использовать предметы-заместители, у них наблюдаются трудности в формировании познавательной функции воображения, позже, чем у слышащих, происходит разделение в цепочке "предмет - образ - слово".

Образы, возникающие у детей с нарушениями слуха при чтении литературных произведений, не всегда соответствуют описанию. Такое несоответствие часто является результатом неполного понимания детьми смысла прочитанного.

В рисунках, сделанных к рассказу, изображаемая обстановка не всегда соответствует его содержанию. Большие расхождения между текстом и рисунком возникают из-за того, что дети вносят в рисунки много подробностей из своего прошлого опыта, так как текст рассказа актуализирует образы хорошо знакомых детям предметов, больше относящихся к образам памяти, чем воображения.

Большие трудности наблюдаются у детей с нарушениями слуха в воссоздании пространственных отношений между объектами, описанными в литературном произведении. Еще одной причиной отставания в развитии воссоздающего воображения является бедность запаса представлений, неумение их перестраивать. [33]

Большой интерес представляет исследование творческого воображения детей с нарушениями слуха, так как ограниченность общения со взрослыми и сверстниками не дает им возможности получать достаточное количество информации, а отставание в развитии мышления и речи препятствует усвоению приемов и способов переработки имеющихся представлений. В младшем школьном возрасте наблюдается отставание в развитии творческого воображения.

Глухие первоклассники проявляют недостаточную гибкость в использовании идей. Типичными были рисунки, в которых одна и та же фигура превращалась в один и тот же предмет (круг - в колесо), которые представляли собой повторяющиеся композиции (круг, квадрат - часы).

Созданные детьми с нарушениями слуха композиции оказались менее оригинальными, чем у слышащих детей, более стереотипными и шаблонными, дети больше зависели от заданных моделей, образцов действий.

Отставание младших школьников с нарушениями слуха в развитии творческого воображения объясняется недостаточностью их сенсорного опыта, его малым разнообразием, а главное - несформированностью комбинаторных механизмов воображения, что приводит к трудностям в переструктурировании прошлого опыта. [28]

Глава 2. Изучение особенностей воображения глухих и слабослышащих детей


2.1 Организация и методика исследования


Проведя подробный анализ психологической литературы, мы пришли к выводу, что проблема изучения гендерных особенностей воображения глухих и слабослышащих детей в настоящее время является крайне актуальной.

Наш эксперимента проходил в три этапа: подбор методик исследования, проведение исследования, анализ и интерпретация полученных данных.

Цель исследования - изучить особенности воображения глухих и слабослышащих детей.

В процессе эксперимента нами использовались следующие методики:

)"Дорисовывание фигур" (автор - Е. Торренс, модификация О.М. Дьяченко)

) Тест пятен Роршаха.

Для проведения эксперимента мы взяли 40 учащихся 10 лет. Из них 20 человек - учащимися специальной общеобразовательной средней школы для детей с нарушениями слуха г. Красноярска. Экспериментальная группа - глухие и слабослышащие дети. Контрольная группа - 20 детей без патологии слуха, учащиеся СОШ №19 Железнодорожного района г. Красноярска.

"Дорисовывание фигур" (автор - Е. Торренс, модификация О.М. Дьяченко)

Цель: оценка способности к достраиванию заданного элемента как способу образования новой целостности.

Материал: набор карточек с нарисованными на них фигурами, например: контурное изображение частей предметов (ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами) и простые геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник), карандаш. Всего - 10 карточек

Инструкция к проведению: дорисуй каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

Обработка данных. Выявляется степень оригинальности, необычности нового изображения. Для этого подсчитывается количество изображений, не повторяющихся у ребенка. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура-эталон превращается в один и тот же элемент изображения. Например, превращение и квадрата и треугольника в экран телевизора считается повторением, оба эти изображения оцениваются как нетворческие.

Затем проводится сравнение различных изображений, созданных каждым из детей на основании одного и того же эталона: отбрасываются рисунки, где эталон используется двумя или более детьми в качестве одного и того же элемента изображения. Например, отбрасываются изображения медведя, Чебурашки, человека, в которых разные дети один и тот же элемент - круг - превращают в голову. После этого подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор). У каждого ребенка он равен количеству рисунков, не повторяющихся у него самого и не повторяющихся (по характеру использования для дорисовывания эталона) ни у кого из группы детей группы.

Кор соотносится с одним из типов решения тестовой задачи "на воображение".

1тип. Ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то свое ("свободное фантазирование").

2тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (девочка, дерево и т.п.), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

IIтип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

IIIтип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (например, изображается не просто девочка, а девочка, делающая зарядку и т.п.).

IY тип. Изображается несколько объектов по воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с собакой и т.п.).

Y тип. Исходная фигура используется ребенком в принципиально новой функции. Если в I-IY типах эта выступает в качестве основной части изображения (например, кружок - голова и т.д.), то здесь она становится второстепенным элементом создаваемого образа (например, треугольник - уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину, и т.д.).

ТЕСТ ПЯТЕН РОРШАХА

(тест пятен чернильных) - одна из методик проективных, относящаяся к группе методик структурирования. Создана швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 г., который один из первых отметил связь фантазиеподобной продукции и типа личности. Он в ходе исследований также выделил несколько типов человеческого восприятия.

Тест диагностирует структурные характеристики личности: особенности аффективно-потребностной сферы и деятельности познавательной (стиль когнитивный), внутриличностные и межличностные конфликты и меры борьбы с ними (механизмы защитные), общую направленность личности (тип переживания) и пр. Связь отдельных показателей теста с этими параметрами личности обоснована лишь эмпирически.

Материал теста состоит из десяти стандартных таблиц, выполненных в черно-белых, черно-красных и пастельных тонах. Каждая таблица - копия оригинала, полученного складыванием пополам листа бумаги с нанесенным на нее чернильным пятном. Хотя рисунок пятна не поддается однозначной интерпретации, опыт работы показывает, что таблицы неравнозначны в своем эмоциональном воздействии на человека. Так, красные тона таблиц вызывают беспокойство, а мелкие детали вокруг вертикальной оси часто связываются с образами сексуального характера.

Никаких предварительных сведений о цели эксперимента сообщать не рекомендуется, но вместе с тем важно, чтобы испытуемый чувствовал себя как можно непринужденнее. Обычно также подчеркивается, что можно давать любые ответы, которые не оцениваются как правильные либо ошибочные. Таблицы предъявляются по порядку в стандартном положении, указанном на обороте. Первая таблица сопровождается инструкцией - вопросом, что это такое и на что может быть похоже. По окончании спонтанных высказываний о некоей таблице можно стимулировать испытуемого вопросами о том, что он может добавить и пр. Возможны значительные расхождения между объемами спонтанных и дополнительных высказываний. Ответы, полученные при опросе, не включаются в расчетные формулы или подсчитываются с учетом коэффициентов. Иногда процедура дополняется фазой "определения пределов чувствительности".

В фазе опроса выясняется, как исследуемый пришел к формулировке некоего ответа, то есть уточняется локализация образа и его детерминант. Следует избегать прямых и наводящих вопросов. Можно задавать вопросы о том, где именно находится некая названная деталь или особенность описываемого образа. Для уточнения детерминант иногда достаточно вопроса о том, что заставило испытуемого думать о некоей названной детали, и пр.

В фазе определения пределов чувствительности сознательно оказывается давление на испытуемого с целью вызвать те реакции, коих он избегает. Для этого можно попросить выбрать самую приятную таблицу, затем - самую неприятную; привлечь внимание к тем особенностям пятен, которые испытуемым игнорировались; предложить образцы других возможных интерпретаций, и пр.

Шифровка ответов - это обозначение и классификация ответов с учетом пяти основных категорий: локализации, детерминанты, содержания, популярности либо оригинальности, качества формы. Основная цель - установление связи между ответом и элементом пятна, а также Формализация ответа для последующего анализа и интерпретации. Ответом считается высказывание, соответственное пятну или его части. Различаются основные ответы (спонтанные) и дополнительные (полученные при опросе); последние подсчитываются отдельно и в расчетных формулах учитываются со специальными коэффициентами. Категории, используемые при шифровке, записываются с помощью специальных условных обозначений.

Локализация ответа характеризует тип восприятия и определяется соотнесением образа с некоей частью пятна. Различаются ответы целостные, почти целостные, и пр.

Детерминантами называются такие характеристики ответа, как форма, движение, цвет, оттенки; иные из них обусловливаются свойствами пятна, иные - сугубо субъективны. Детерминанты раскрывают способ видения, избирательность человека относительно аспектов среды и собственного внутреннего мира.

Оценка популярности/оригинальности ответов представляет определенные трудности, и вообще не все ответы могут быть оценены таким образом. Оригинальными считаются ответы, встречающиеся не чаще одного раза на сотню ответов; их опознание требует большого опыта, поэтому нередко пользуются простым указанием на тенденцию к оригинальности.

Интерпретация основных категорий шифровки представляет значительные трудности и особенно уязвима для критики, поскольку основные принципы интерпретации не имеют удовлетворительного теоретического обоснования. При интерпретации учитывается психологический смысл локализационных показателей теста, основных детерминант, содержания ответов, а также их популярность (банальность) и оригинальность.

Интерпретация результатов теста производится в зависимости от теоретических установок исследователя. Существуют по крайней мере два направления в развитии технологии теста: первое представлено швейцарской и французской школами, опирается на классический психоанализ и видит в тесте средство выявления инстинктивных влечений и их символического выражения.

Техника исследования методом Роршаха на основе модифицированного варианта Интегративной Системы

Техника исследования методом Роршаха в рамках Интегративной Системы состоит из трех этапов: тестирования, обработки протокола и интерпретации результатов исследования.

Стимульный материал теста Роршаха включает 10 стандартных изображений, напоминающих симметричные чернильные кляксы. Из них пять изображений - одноцветные и пять изображений - многоцветные. Все стимульные карты пронумерованы римскими цифрами от I до X. Данный стимульный материал производится швейцарской фирмой "Verlag Hans Huber", являющейся официальным издателем стимульных пятен Роршаха.

Тестирование

Перед началом тестирования испытуемому объясняется суть предстоящего исследования, которая заключается в том, что ему последовательно будут предъявляться изображения на стимульных картах, а он должен говорить, что он видит на каждой карте.

Далее испытуемый прослушивает инструкцию к исследованию, которая заключается в одном предложении: "Что это может быть?". Одновременно с инструкцией он получает карту I. После того, как испытуемый предоставит все ответы на первую карту, он самостоятельно берег следующую по счету карту, и так далее, до последней. Все ответы, комментарии и вопросы испытуемого в ходе тестирования дословно записываются. Когда испытуемый предоставит последний отвег на карту X, проводится процедура опроса. В ходе опроса уточняются: локализация каждого ответа, его содержание и те особенности пятна, которые явились основанием для формирования ответа.

Записи ответов испытуемого в процессе тестирования составляют протокол исследования.

При интерпретации ответов испытуемых берутся во внимание следующие моменты:

) - значение локализации показателей: свидетельствует о том, как индивид подходит к познанию объектов и явлений окружающей действительности: если при ответах испытуемый опирается сначала или в основном на целостный образ, то это свидетельствует о стремлении охватить ситуацию во всем ее масштабе, если же образы создаются на основе частей пятен, то интерес испытуемого направлен к конкретному, к частному при познании реальности.

) значение основных детерминант: форма чаще всего обуславливает ответы испытуемых. Хорошая форма в ответах - проявление сознательных конструктивных тенденций личности, способность контролировать свои побуждения. Считается одним из важных компонентов интеллекта, так как является показателем четкости ассоциативного процесса, устойчивости внимания; низкий процент формы указывает на недостатки контроля. Движение привносится самим испытуемым. На основании этого говорят, что является проекцией глубинных слоев личности. Ответы по движению связываются с творческими способностями, развитым интеллектом и воображением. Делятся на активные и пассивные.

) цвет - признак экстравертированной тенденции, интерпретируется в сочетании с формой. использование ахроматических цветов - белый, серый, черный - связано с опытом сдерживания в себе аффекта, если используется и форма, и цвет в ответах, то это говорит о хорошо контролируемой эмоциональности, как следствие присутствие адекватности в межличностных отношениях, способность к сопереживанию, оттенки указывают на восприимчивость испытуемого к тонким нюансам его отношений с окружающими. Некоторые другие показатели:

категория "популярные ответы" - признак стереотипного, консервативного мышления, а также хорошей социальной адаптации;

движение неодушевленных предметов в ответах - признак внутренней напряженности и конфликта, перед лицом которых испытывает чувство страха и беспомощности.

Example: значительное количество исследований (Molish, 1967; Singer and Brown, 1977, обзоры) подтвердили гипотезу Роршаха, что все люди, которые используют преобладание человеческого движения при формулировании своих восприятий по Роршаху (интровертированные личности) имеют тенденцию призывать на помощь внутренние ресурсы для действий в стрессовых ситуациях, в то время как те, кто используют пропорционально более хроматический цвет как определяющий для своих ответов экстравертированные личности с повышенным эмоциональным напряжением, ищут взаимодействия с окружающей средой во время бедственных состояний.

О нарушении мышления свидетельствуют ответы, в которых подразумевается прозрачность объектов, когда сквозь одежду видится тело, а сквозь внешнюю ткань - внутренние органы. Наиболее проективным потенциалом обладают ответы на движение и "динамические форменные ответы". Чаще всего на пятно проецируется тот тип движения, к которому наиболее склонен испытуемый.

Обычно изучаются "суммарные оценки", то есть суммы однотипным оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности.

Достоинства методики: помимо установления общей направленности личности ("тип переживания") тест Роршаха позволяет получить данные о: степени реалистичности восприятия действительности (образы, которые часто или легко могут увидетьдругие); эмоциональном отношении к окружающему миру (подход типа "сохранения энергии", при котором образы ограничиваются единственной деталью, либо попытка "организовать" пятно более энергично, целое или синтез нескольких частей); степень эгоцентризма (использование испытуемым симметричных свойств чернильных пятен, чтобы генерировать образы, включающие рефлексии или пары); активности и пассивности при взаимодействии с миром (если эта активно-пассивная смесь у испытуемого уклоняется в одну или другую сторону, ряд исследований позволяют предположить, что этого человека можно охарактеризовать одним из видов познавательной негибкости в большом многообразии ситуаций).

Многочисленными исследованиями доказана валидность.

Недостатки: несмотря на широкие диагностические возможности методики, тест Роршаха - это проективная техника. С ее помощью испытуемый выражает то, что скрывает или не осознает.

2.2 Анализ результатов


В результате применения указанных методик мы получили следующие результаты: в контрольной группе очень высокий уровень развития воображения выявлен у 3 человек, высокий уровень - у 6 человек, средний уровень - у 6 человек, низкий уровень - у 3 человек, очень низкий уровень - у 2 человек. В экспериментальной группе очень высокий уровень развития воображения выявлен у 0 человек, высокий уровень - у 1 человека, средний уровень - у 7 человек, низкий уровень - у 6 человек, очень низкий уровень - у 6 человек.

Таблица 1.

Распределение уровней развития воображения у детей контрольной и экспериментальной группы

Уровень

Группы



Контрольная

Экспериментальная

1

Очень высокий

3

0

2

Высокий

6

1

3

Средний

6

7

4

Низкий

3

6

5

Очень низкий

2

6


Представим полученные данные в идее диаграммы:

Рис. 1. Распределение уровней развития воображения у детей контрольной и экспериментальной группы

Таким образом, как видно из рисунка 1, в контрольной группе очень высокий уровень развития воображения выявлен у 15% человек, высокий уровень - у 30% человек, средний уровень - у 30% человек, низкий уровень - у 15% человек, очень низкий уровень - у 10% человек. В экспериментальной группе очень высокий уровень развития воображения выявлен у 0% человек, высокий уровень - у 5% человек, средний уровень - у 35% человек, низкий уровень - у 30% человек, очень низкий уровень - у 30% человек.

Явно видно, что в экспериментальной группе преобладает средний, низкий и очень низкий уровень развития воображения, а в контрольной группе - высокий и средний уровень развития воображения.

Проводимый до сих пор анализ был качественным, построенным на прямом сравнении показателей по методике "Дорисовывание фигур" (автор - Е. Торренс, модификация О.М. Дьяченко) и теста пятен Роршаха.

В целях установления достоверности выявленных различий необходимо провести статистическое сравнение.

Применим критерий U - Вилкоксона - Манна - Уитни.

Проведем установления достоверности выявленных различий в контрольной группе.

Полученные данные необходимо объединить, т.е. представить как один ряд и упорядочить его по возрастанию входящих в него величин. Подчеркнем, что для критерия U важны не сами численные значения данных, а порядок их расположения. Предварительно обозначим каждый элемент первой группы символом х, а второй - символом у.

Критерий U - Вилкоксона - Манна - Уитни основан на подсчете нарушений в расположении чисел в упорядоченном экспериментальном ряду по сравнению с идеальным рядом. Любое нарушение порядка идеального ряда называют инверсией. Одним нарушением (одной инверсией) считают такое расположение чисел, когда перед некоторым числом первого ряда, стоит только одно число второго ряда. Если перед некоторым числом первого ряда стоят два числа второго ряда - то возникают две инверсии и т.д.

Удобно подсчитывать число инверсий, расположив исходные данные в виде таблицы, в которой один столбец состоит из данных первого ряда, а второй из данных второго. При этом и первый и второй столбцы имеют пропуски чисел, которые обозначаются символом " -".

Пропуск в первом столбце означает, что в соседнем столбце имеется число, занимающее промежуточное положение по отношению к числам первого столбца, ограничивающим пропуск. То же самое верно для пропусков второго столбца.

Представим этот модифицированный ряд в виде таблицы, в которую добавлены еще два столбца для подсчета инверсий. В третьем столбце таблицы даны инверсии первого столбца по отношению ко второму, они обозначаются как инверсии X/Y, а в четвертом столбце инверсии второго столбца по отношению к первому, они обозначаются как инверсии Y/X.

Таблица 2

Девочки Х

Мальчики У

Х/У

У/Х

1

1

1

1

1

1

2

-

1

-

2

-

1

-

2

2

2

5

3

2

2

6

4

2

2

7

5

-

2

-

5

3

3

9

6

3

3

10

7

3

3

11

8

-

3

-

8

-

3

-

8

-

3

-

8

-

3

-

8

4

4

16

9

4

4

17

10

4

4

18

11

4

-

18

-

4

-

-

4

-

18

-

5

5

19

15

5

5

20

16

5

-

20

-

5

-

20

-

5

-

20

-

5

-

20

-

Суммы инверсий

285

107


Инверсии Х/У подсчитываются следующим образом: число 2 первого столбца не имеет перед собой никаких чисел второго столбца, поэтому в третьем столбце напротив числа 2 ставим ноль; число 3 первого столбца (х) имеет перед собой только одно число второго столбца - 3 (у), т.е. имеют по одной инверсии, поэтому в столбце 3 для инверсий Х/У ставим в соответствие число 1, а столбике 4 У/Х ставим 3. Таким образом, суммарное число инверсий Х/У третьего столбца составляет:

U (х/у) = 285

Необходимо рассчитать также число инверсий второго столбца (у) по отношению к первому (х), т.е. суммарное число инверсий Y/X. Таким образом, суммарное число инверсий Y/X четвертого столбца составляет:

U (y/x) =107

Видно, что во втором случае сумма инверсий существенно больше. Принято считать, что U есть минимальная из сумм инверсий.

Или, иначе говоря, Uэмп = min (U (x/y), U (y/x)) = 107

Получив U, обращаемся к таблице критических значений критерия U Вилкоксона - Манна - Уитни для уровня статистической значимости Р ≤ 0,05 и Р ≤ 0,01. Эта таблица состоит из нескольких таблиц, рассчитанных отдельно для уровней Р = 0,05, Р - 0,01, а также для величин n1 и n2. В нашем случае n1 =20 и n 2 = 20. По этим таблицам находим, что значения U равны 18 для Р - 0,05 и 11 для Р = 0,01. В принятой нами форме записи это выглядит так:


Uэмп попало в зону значимости, следовательно, достоверные различия существуют.

Следовательно, наша гипотеза о том, что у слабослышащих и глухих детей и детей без патологии слуха уровень развития воображения имеет различия, получила подтверждение.

Заключение


У человека есть особенность, отличающая его от мира зверей: он способен предвосхищать будущее, предвидеть последствия своих действий и строить образы и модели, ранее не существовавшие в материальном мире. В основе способности к предвосхищению лежит воображение. Без образов воображения невозможна осмысленная деятельность людей. Источник образов воображения - объективная реальность, окружающий человека предметный мир, но в образах воображения всегда присутствует определенный отрыв от реальности, выход за пределы уже существующего реального мира.

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, на основе переработки, мысленной реконструкции представлений, имеющихся в опыте человека.

Образы воображения не могут родиться на пустом месте. Основой для них служат знания, впечатления и чувственный опыт человека. Чем больше и разнообразнее личный опыт человека, тем больше у него возможностей для создания новых образов.

Если образы памяти - это образы прошлого, образы восприятия - это образы настоящего, то воображение - это образы будущего, которые создаются в настоящем на основании прошлого. Воображение, являясь познавательным процессом, строится на основе аналитико-синтетической деятельности мозга. На основании анализа выделяются отдельные части, признаки предметов и явлений, происходит их разделение на части. Синтез объединяет выделенные части в новые, ранее не существовавшие комбинации и конструкции, в результате чего появляется новый образ или система образов.

Основными функциями воображения являются:

1.  Представление действительности в образах.

2.  Регулирование эмоциональных состояний.

3.  Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека.

4.  Формирование внутреннего плана действий.

5.  Планирование и программирование деятельности.

6.  Преображение действительности; если основной функцией памяти является сохранение опыта человека, то одна из функций воображения - преобразование опыта для построения образов будущего.

Основная тенденция воображения - преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счете создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей.

Характеризуя воображение со стороны его механизмов, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия - это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного или непреднамеренного анализа бесчисленного множества фактов.

Воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью. Поэтому желательно чтобы при составлении различных развивающих программ для детей с нарушениями слуха учитывали не только наличие самого дефекта слуха, но и его степень. И на основании этого возможно создавались разные подходы к обучению глухих и слабослышащих детей, тогда бы эффективность работы с ними была бы выше.

Дети с разной степенью дефекта слуха отличаются по уровню развития воображения, причем именно степень дефекта (нарушения) является причиной отличия.

Чем больше степень дефекта слуха, тем ниже уровень развития творческого воображения.

Значимые различия по уровню развития воображения существуют не только между детьми с сохранным слухом и глухими, но и между детьми с сохранным слухом и слабослышащими и между слабослышащими и глухими детьми.

Нами был проведен эксперимент.

Для проведения эксперимента мы взяли 40 учащихся 10 лет. Из них 20 человек - учащимися специальной общеобразовательной средней школы для детей с нарушениями слуха г. Красноярска. Экспериментальная группа - глухие и слабослышащие дети. Контрольная группа - 20 детей без патологии слуха, учащиеся СОШ №19 Железнодорожного района г. Красноярска.

В результате работы была достигнута цель исследования - изучить особенности воображения глухих и слабослышащих детей.

Данные, полученные в результате эксперимента обработаны и проанализированы.

В контрольной группе очень высокий уровень развития воображения выявлен у 15% человек, высокий уровень - у 30% человек, средний уровень - у 30% человек, низкий уровень - у 15% человек, очень низкий уровень - у 10% человек. В экспериментальной группе очень высокий уровень развития воображения выявлен у 0% человек, высокий уровень - у 5% человек, средний уровень - у 35% человек, низкий уровень - у 30% человек, очень низкий уровень - у 30% человек.

Явно видно, что в экспериментальной группе преобладает средний, низкий и очень низкий уровень развития воображения, а в контрольной группе - высокий и средний уровень развития воображения.

Следовательно, наша гипотеза о том, что особенностями воображения глухих и слабослышащих детей является преобладание среднего и низкого уровня развития воображения, получила подтверждение.

Список использованной литературы


1.       Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - М, 2002

2.       Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963. - 335 с.

.        Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. - К.: Ника-Центр, 1997. - (Серия "Новейшая психология"; Вып. З)

.        Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха). - Монография - Киев: Вища школа. Головное издательство, 1979.

.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М, - 1991.

.        Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М., 1999. - 472 с.

.        Гозова А.П. Овладение глухими учащимися младших классов относительными понятиями // Специальная школа. - 1968. - № 2. - С. 95-101.

.        Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 260 с.

.        Дьяченко О. М, Кириллова А. И Что можно сделать из квадрата? // 1981. № 6. - С. 16-18.

.        Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 52-59.

.        Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей // Дошкольное воспитание. - 1971. - № 2. - С. 41-46.

.        Коршункова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1989.

.        Коршунова Л. С, Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. - М., 1989.

.        Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.М., Политиздат, 1999. - 284 с.

.        Лубовский В.И. Специальная психология. - М., 2003.

.        Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. - Тбилиси., 1972. - 187 с.

.        Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? - М., 1978. - 48 с.

.        Нудельман М.М. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников // Психология глухих детей. - М., 1971. - С. 136-142.

.        Нудельман Н.Н. Воссоздающее воображение у глухих детей: Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников // Психология глухих детей / под ред. И.М. Соловьева и др. - М, 1971

.        Проективная психология / Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

.        Рау М.Ю. Развитие воображения глухих детей средствами изобразительной деятельности // Дефектология - 1984 - № 5

.        Речицкая Е. Г, Сошина Е.А. Некоторые возможности развития творческого воображения младших глухих школьников на уроках предметно-практического обучения. В сб.: Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих учащихся. // Отв. ред.Е. г. Речицкая - М., 1997.С. 83-88.

.        Речицкая Е.Г. Сошина Е.А. Развитие творческого воображения глухих школьников. - В сб.: Коррекционная педагогика - вчера, сегодня, завтра. М., 1997. - С. 197-198.

.        Речицкая Е.Г., Сошина А.Е. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха - М, 1999

.        Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Возможности развития творческого воображения младших глухих школьников. - В кн.: Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. - М., 1997. - С. 238-243.

.        Рогов Е.И. Азбука психологии: Психология познания. - М.: "Владос",2000. - 420 с.

.        Розет И.М. Психология фантазии. - Минск, 1989.

.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т.I. - М., 1989. - С. 344-360.

.        Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младших школьников // Психология младшего школьника. - М., 1960. - С. 128-147.

.        Слободчиков Л.С., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Лига Пресс, 1996. - 457 с.

.        Современная психология / Под редакцией В.И. Дружинина. - М.: "Педагогика Пресс", 1999. - 398 с.

.        Сошина Е.А., Речицкая Е. Г Изучение особенностей творческого воображения глухих учащихся младшего школьного возраста. - В сб.: Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. - М., 1994. - С. 83-89.

.        Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2002.

.        Ушинский К.Д. История воображения. Собр. соч.: М. - Л., 1950. - Т. 8.С. 429-441.

.        Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989. - 320 с.

.        Шадриков В.Д., Анисимова Н.Л., Корнеева Е.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. - М., 1990.

Похожие работы на - Особенности воображения глухих и слабослышащих детей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!