|
Стандартные
диаметры валов и соответствующие им длины валов
|
d
|
9
11 14 19 22 24 28 32 38 42 48 55 60 65 70 75 80 90
|
l
|
20
23 30 40 50 50 60 80 80 110 110 110 110 110 140 140 140 140
|
Конструктивные схемы валов
Ведущий вал (рис. 3.1)
Рис. 3.1
Ближайший
больший dв1 = 19 мм. Между dв1 и dп1 (размер
под подшипник) необходима ступенька не менее 2-х мм на диаметр, то естьп1
≥ dв1 + 2 = 19 + 2 = 21 мм. Выбираем подшипник dп1=25мм
Подшипник
должен упираться в бурт. Диаметр буртаб1 ≥ dп1 + 3
= 25 + 3 = 28 мм. Принимаем диаметр dб1 = 30 мм.
Ведомый
вал (рис.3.2)
Рис.
3.2
Ближайший
больший dв2 = 22 мм.п2 ≥ dв2 + 2 = 22 +
2 = 24 мм. Подшипников с таким диаметром нет. Больший подшипник имеет диаметр dп2
= 30 ммк2 ≥ dп2 + 2 = 30 + 2 = 32 мм. Оставляем
этот диаметр.б2 ≥ dк2 + 3 = 32 + 3 = 35 мм.
Принимаем диаметр dб2 = 38 мм.
Конструктивные
размеры шестерни и колеса
Шестерню
выполняем за одно целое с валом, ее размеры известны:
1 = 40 мм; dа1 = 42 мм; b1
= 34 мм.
Колесо
кованое. Известны размеры: 2 = 120 мм; dа2 = 122 мм; b2
= 28 мм.
Эскиз
колеса показан на рис. 4.1.
Рис.
Диаметр ступицы:
ст = 1,6 dк2 = 1,6*32 =
51,2 = 52 мм.
Длина
ступицы:ст = (1,2…1,5) dк2 = (1,2…1,5)*32 = 38,4…48 мм.
Принимаем Lст = 40 мм.
Толщина
обода:
δ0 = (2,5…4)m
= (2,5…4)*1 = 2,5…4 мм.
Принимаем
δ0 = 3 мм.
Толщина
диска:
С
= 0,3 b2 = 0,3*28 = 8,4 мм.
Принимаем
С = 10 мм.
Примечание:
если
окажется, что Lст < b2 , то принять Lст = b2.
Конструктивные
размеры корпуса редуктора
Конструктивная
схема корпуса редуктора показана на рис. 5.1.
Рис. 5.1
Толщина стенок корпуса и крышки:
δ = 0,025 aw
+ 1 = 0,025*80 + 1 = 3 мм. Принимаем δ
= 5 мм.
Толщина фланцев поясов корпуса и крышки:
b = 1,5 δ
= 1,5*5 = 7,5 мм.
Толщина нижнего пояса корпуса:
р = 2,35 δ
= 2,35*5 = 11,75 мм. Принимаем р = 12 мм.
Диаметр фундаментных болтов:
ф = (0,03…0,036) aw + 12 =
(0,03…0,036)*80 + 12 = 14,4…14,88 мм.
Принимаем
болты с резьбой М16.
Диаметр
крепежных болтов:
кр = (0,5…0,7) dф =
(0,5…0,7)*16 = 8…11,2 мм.
Принимаем
болты с резьбой М8. Отверстия под болты рекомендуется делать на 1 мм больше
диаметра болта.
Проверка
долговечности подшипников
Ведущий
вал
Из
предыдущих расчетов имеем:
окружная
сила Р = 2306 Н; радиальная сила Рr = 860 Н;
осевая
сила Ра = 2248 Н; делительный диаметр шестерни d1 = 60
мм. Кроме того, нам потребуется крутящий момент Т1 = 46,121 Н*м и
число оборотов вала n1 = 1499 об/мин.
Расстояние от центра шестерни до
центра подшипника l1 = 35 мм
Расчетная схема ведущего вала и
эпюры изгибающих и крутящего моментов показаны на рис. 7.1.
Рис. 7.1
Реакции опор в горизонтальной плоскости равны:
х1
= Rх2 = Р/2 = 2306/2 = 1153 Н.
Реакции опор в вертикальной плоскости равны:
y1
= (Рr* l1 + Ра* d1/2)/2 l1
=
(860*35 + 2248*40/2)/71 = 2049 Н.y2 =
(Рr* l1 - Ра* d1/2)/2 l1
=
(860*35 - 2248*40/2)/71 = -202 Н.
Максимальный изгибающий момент в горизонтальной
плоскости равен:
Тy = Rх1* l1 =
1153*35 = 40 Н*м.
Изгибающие моменты в вертикальной плоскости
равны:
Тx1 = Ry1* l1 =
- 1063*35 = - 37*103 Н*мм = - 37 Н*м;
Тx2 = Ry2* l1 =
- 202*35 = - 7,2*103 Н*мм = - 7,2 Н*м.
Ткр = Т1 = -46,121 Н*м.
Суммарные реакции опор равны:
r1
= √ Rх12 + Ry12 = √11532
+ 10632 =1568 Н;r2 = √ Rх22 +
Ry22 = √11532 + 2022 = 1170
Н.
Эквивалентная нагрузка определяется по формуле
Рэ = (Х*V*Fr1 + Y* Fа)*Кб*КТ,
(7.1)
где Fr1 = 4531 Н; Fа = Ра
= 2202 Н; V = 1 (вращается внутреннее кольцо).
Кб = 1,0…1,2 - нагрузка спокойная без
толчков;
Кб = 1,2…1,3 - легкие толчки;
перегрузка до 125%;
Кб = 1,3…1,5 - умеренные толчки;
перегрузка до 150%;
Кб = 1,8…2,5 - значительные толчки;
перегрузка до 200%.
Предположим, у нас 2-й случай. Принимаем Кб
= 1,25.
КТ =1 при температуре подшипников до
100о (большинство случаев).
Коэффициенты Х и Y зависят от соотношения Fa/(
V* Fr) и е - параметр осевого нагружения. Параметр е выбирается по
таблице (приложение 7) и зависит от отношения Fa/С0, где
С0 - статическая грузоподъемность (приложение 4).
Для радиальных и радиально-упорных шариковых
подшипников при Fa/( V* Fr) ≤ е принимают Х = 1, Y
= 0.
Для радиально-упорных подшипников, типа 46…
(угол контакта α0
= 26о; е = 0,68), при Fa/( V* Fr) ≥ е Х
= 0,41 и Y = 0,87.
В нашем случаеa/( V* Fr1)
= 2248/(1*1568) = 1,4 > е = 0,68. Поэтому Х = 0,41 и Y = 0,87.
Подставляем полученные данные в формулу (7.1).
Рэ = (Х*V*Fr1 + Y* Fа)*Кб*КТ
=
(0,41*1*1568 + 0,87*2248)*1,25*1 = 3248 Н.
Расчетная долговечность, млн. об., определяется
по формуле
= (С/ Рэ)3 = (15700/3248)3
= 112 млн. об.
Расчетная долговечность, час., определяется по
формуле
h
= L*106/(60*n1) =112*106/(60*1499) =
0,001245*106 часов.
Рекомендуется, чтобы расчетная долговечность
была не менее 5000 часов.
В нашем случае 1245 часов. Берём подшипники из
средней серии.
х1 = Rх2
= Р/2 = 1153Нy1 = (Рr* l1 + Ра* d1/2)/2
l1 =
(31419 + 44960)/73 = 1046 Нy2
= (Рr* l1 - Ра* d1/2)/2 l1
=
(31419 - 44960)/73 = -185 Н.
Тy = Rх1* l1
= 1153*36,5 = 42,085 Н*м.
Тx1 = Ry1* l1
= - 1046*36,5 = - 38*103 Н*мм = - 38 Н*м;
Тx2 = Ry2* l1
= - 185*36,5 = - 6,5*103 Н*мм = - 6,5 Н*м.
Ткр = Т1 =
-46,121 Н*м.
Суммарные реакции опор равны:
r1 = √ Rх12
+ Ry12 = √11532 + 10462 =1556
Н;r2 = √ Rх22 + Ry22
= √11532 + 1852 = 1167 Н.a/( V* Fr1)
= 2248/(1*1556) = 1,4 > е = 0,68. Поэтому Х = 0,41 и Y = 0,87.
Рэ = (Х*V*Fr1
+ Y* Fа)*Кб*КТ =
(0,41*1*1556 + 0,87*2248)*1,25*1 =
3242 Н.= (С/ Рэ)3 = 571 млн. об.
Расчетная долговечность, час.,
определяется по формуле
h = L*106/(60*n1)
=571*106/(60*1499) = 0,0635 *106 часов.
Рекомендуется, чтобы расчетная
долговечность была не менее 5000 часов.
В нашем случае 6351 часов.
Ведомый вал
Силы в зацеплении такие же, как на
ведущем валу:
Р = 2306 Н; Рr = 860 Н; Ра
= 2248 Н.
Рис. 7.2
Расстояние от центра колеса до центра подшипника
l2 = 37,5 мм
Расчетная схема ведомого вала и эпюры изгибающих
и крутящего моментов показаны на рис. 7.2.
Реакции опор в горизонтальной плоскости равны:х3
= Rх4 = Р/2 = 2306/2 =1153 Н.
Реакции опор в вертикальной плоскости равны:
y3
= (Рr* l2 - Ра* d2/2)/2 l2
=
(869*37,5 - 2248*120/2)/75 = - 1368 Н.y4
= (Рr* l2 + Ра* d2/2)/2 l2
=
(869*37,5 + 2248*120/2)/75 = 2228Н.
Максимальный изгибающий момент в горизонтальной
плоскости равен:
Тy = Rх3* l2 =
1153*37,5=
*103 Н*мм = 43 Н*м.
Изгибающие моменты в вертикальной плоскости
равны:
Тx3 = Ry3* l2 =
- 1368*37,5 = - 51*103 Н*мм = - 51 Н*м;
Тx4 = Ry4* l2 =
2228*63,5 = 83*103 Н*мм = 83 Н*м.
Ткр = Т2 = 132 Н*м.
Суммарные реакции опор равны:
r3
= √ Rх32 + Ry32 = √11532
+ 13682 = 1789Н;r4 = √ Rх42 +
Ry42 = √11532 + 22282 = 2509
Н.
Проверяем подшипники.
a/(
V* Fr4) = 2202/(1*5409) = 0,89 > е = 0,68. Поэтому Х = 0,41 и Y =
0,87.
Эквивалентная нагрузка равна:
Рэ = (Х*V*Fr4 + Y* Fа)*Кб*КТ
=
(2182 + 921)*1,25*1 = 3880 Н.
Расчетная долговечность, млн. об.:
= (С/ Рэ)3 = (32600/3880)3
= 592 млн. об. (С = 69,4 кН).
Расчетная долговечность, час.:
Lh = L*106/(60*n2)
= 592*106/(60*499) = 19,765*103 часов.
Рекомендуется, чтобы расчетная долговечность
была не менее 5000 часов.
В нашем случае 19765 часов.
Проверка прочности шпоночных
соединений
Применяем шпонки призматические со скругленными
торцами. Размеры сечений шпонок и пазов даны в приложении 5.
Материал шпонок - сталь 45, имеющая σв
= 598 МПа; σт
= 363 МПа. Коэффициент запаса прочности возьмем такой же, как и для валов - n =
5. Тогда [σ] = σв/
n = 598/5 = 119,6 МПа ≈ 120 МПа. [σ]см
≈
2[σ]
= 240 МПа.
Шпонки рассчитываются на смятие. Условие
прочности имеет вид:
σ см
= 2Т/[d*(h - t1)*(l - b)] ≤ [σ]см
(8.1)
Ведущий вал
Дано: Т1 = 46,121 Н*м; dв1
= 19 мм; b = 8 мм; h = 6 мм; t1 = 3,5 мм; длина шпонки l = lвала
- 2*(1…3) - фаска = 40 - 2*2 - 2 = 34 мм.
σ см
= 2Т1/[dв1*(h - t1)*(l - b)] =
*46*103/[19*(6 - 3,5)*(34 - 8)] =
69,35 МПа < [σ]см
= 240 МПа.
Условие прочности выполняется
Ведомый вал (проверяем шпонку под колесом)
Дано: Т2 = 132 Н*м; dк2 =
32 мм; b = 8 мм; h = 7 мм; t1 = 4 мм; длина шпонки l = Lст -
2*(1…3) = 40 - 2*2 = 36 мм.
σ см
= 2Т2/[dк2*(h - t1)*(l - b)] =
*132*103/[32*(74)*(36-8)] = 98,86 МПа
< [σ]см
= 240 МПа.
Условие прочности выполняется.
ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
.Сборочный чертеж редуктора
Рис.
Рис.
Рис.
Рис. Чертёж вала ведомого
Рис. Чертеж колеса зубчатого
Заключение
Таким образом в данном курсовом проекте был
спроектирован электромеханический привод. Выполнены все расчеты, позволяющие
обеспечить заданные технические характеристики устройства. Выполнены
кинематический и геометрический расчет привода, расчёт мощности
электродвигателя, произведён расчёт валов и зубчатых колёс редуктора, выполнена
компоновка и построение редуктора.
Также в данном курсовом проекте представлен
сборочный чертеж редуктора с деталировкой зубчатого колеса и ведомого вала
редуктора.
Выполняя данный курсовой проект я освоил и закрепил
материал по разделу «Прикладная механика».
Приложение 1
Таблица. Электродвигатели серии 4А
Типоразмер
|
Nном,
кВт
|
Типоразмер
|
Nном,
кВт
|
Синхронная
частота вращения 3000 об/мин
|
Синхронная
частота вращения 1000 об/мин
|
4А63А2
4А63В2 4А71А2 4А71В2 4А80А2 4А80В2 4А90L2 4А100S2 4А100L2 4А112М2 4А132М2
4А160S2 4А160М2 4А180S2
|
0,37
0,55 0,75 1,1 1,5 2,2 3 4 5,5 7,5 11 15 18,5 22
|
4А71А6
4А71В6 4А80А6 4А80В6 4А90L6 4А100L6 4А112МА6 4А112МВ6 4А132S6 4А132М6 4А160S6
4А160М6 4А180М6 4А200М6
|
0,37
0,55 0,75 1,1 1,5 2,2 3 4 5,5 7,5 11 15 18,5 22
|
Синхронная
частота вращения 1500 об/мин
|
Синхронная
частота вращения 750 об/мин
|
4А63В4
4А71А4 4А71В4 4А80А4 4А80В4 4А90L4 4А100S4 4А100L4 4А112М4 4А132S4 4А132М4
4А160S4 4А160М4 4А180S4
|
0,37
0,55 0,75 1,1 1,5 2,2 3 4 5,5 7,5 11 15 18,5 22
|
4А80А8
4А80В8 4А90L8 4А100S8 4А100L8 4А112МА8 4А112МВ8 4А132S8 4А132М8 4А160S8
4А160М8 4А180М8 4А200М8 4А200L8
|
0,37
0,55 0,75 1,1 1,5 2,2 3 4 5,5 7,5 11 15 18,5 22
|
Приложение 2
Таблица. Шарикоподшипники радиально-упорные
Обознач.
подшип.
|
d
|
D
|
B
|
Динамич.
грузопод. С, кН
|
Статическая
грузопод. С0, кН
|
Легкая
серия
|
36201
46202 46203 46204 46205 46206 46207 46208 46209 46210 46211 46212 46213 46214
46215 46216 46217 46218
|
12
15 17 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90
|
32
35 40 47 52 62 72 80 85 90 100 110 120 125 130 140 150 160
|
10
11 12 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 28 30
|
7,15
8,25 12,0 14,8 15,7 21,9 29,0 36,8 38,7 40,6 50,3 60,8 69,4 74,3 78,4 87,9
94,4 111
|
3,34
3,65 6,12 7,64 8,34 12,0 16,4 21,3 23,3 24,9 31,5 38,8 45,9 49,8 53,8 60,0
65,1 76,2
|
Средняя
серия
|
36302
46303 46304 46305 46306 46307 46308 46309 46310 46311 46312 46313 46314 46316
46318
|
15
17 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 80 90
|
42
47 52 62 72 80 90 100 110 120 130 140 150 170 190
|
13
14 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 39 43
|
13,6
16,1 17,8 26,9 32,6 42,6 50,8 61,4 71,8 82,5 100 113 127 136 165
|
6,8
8,0 9,0 14,6 18,3 24,7 30,1 37,0 44,0 56,0 65,3 75,0 85,3 99,0 122
|
Приложение 3
Рис. Шпонки призматические
Таблица.
d
вала
|
Сечение
шпонки
|
Глубина
паза
|
|
b
|
h
|
Вала
t1
|
Отв.
t2
|
Св.
12 до 17 Св. 17 до 22 Св. 22 до 30 Св. 30 до 38 Св. 38 до 44 Св. 44 до 50 Св.
50 до 58 Св. 58 до 65 Св. 65 до 75 Св. 75 до 85 Св. 85 до 95 Св. 95 до 110
Св. 110 до 130
|
5
6 8 10 12 14 16 18 20 22 25 28 32
|
5
6 7 8 8 9 10 11 12 14 14 16 18
|
3
3,5 4 5 5 5,5 6 7 7,5 9 9 10 11
|
2,3
2,8 3,3 3,3 3,3 3,8 4,3 4,4 4,9 5,4 5,4 6,4 7,4
|
Приложение 4
Рис. Манжеты резиновые армированные (ГОСТ 8752 -
79)
Таблица.
d
|
D
|
h1
|
h2
|
|
d
|
D
|
h1
|
h2
|
10
|
20
26 28
|
5
7 8
|
-
|
|
50
|
65
70 75
|
10
|
14
|
12
|
26
28 30
|
7
8 8
|
-
|
|
55
|
75
80 82
|
10
12 12
|
14
16 16
|
15
|
28
30 32
|
7
7 8
|
-
|
|
60
|
80
82 85
|
10
|
14
|
17
|
30
32 35
|
7
7 8
|
-
|
|
65
|
90
95
|
12
|
16
|
20
|
32
35 38
|
6
8 8
|
-
12 12
|
|
70
|
95
100
|
12
|
16
|
25
|
40
42 45
|
8
10 10
|
12
14 14
|
|
75
|
95
100 102
|
12
|
16
|
30
|
47
50 52
|
10
|
14
|
|
80
|
105
110
|
12
|
16
|
35
|
52
55 58
|
10
|
14
|
|
85
|
110
115
|
12
|
16
|
40
|
58
60 62
|
10
|
14
|
|
90
|
115
120 125
|
12
|
16
|
45
|
62
65 70
|
10
|
14
|
|
95
|
120
125 130
|
12
|
16
|
Приложение 5
Таблица. Коэффициенты Х и Y для однорядних
радиальных и радиально-упорных шариковых подшипников
Угол
контакта α0
|
Fa/С0
|
Fa/(V*Fr)
> е
|
е
|
|
|
Х
|
Y
|
|
0
|
0,014
0,028 0,056 0,084 0,110 0,170 0,280 0,420 0,560
|
0,56
|
2,30
1,99 1,71 1,55 1,45 1,31 1,15 1,04 1,00
|
0,19
0,22 0,26 0,28 0,30 0,34 0,38 0,42 0,44
|
12
|
0,014
0,029 0,057 0,086 0,110 0,170 0,290 0,430 0,570
|
0,45
|
1,81
1,62 1,46 1,34 1,22 1,13 1,04 1,01 1,00
|
0,30
0,34 0,37 0,41 0,45 0,48 0,52 0,54 0,54
|
26
|
-
|
0,41
|
0,87
|
0,68
|
36
|
-
|
0,37
|
0,66
|
0,95
|
При
Fa/(V*Fr) ≤ е принимают Х = 1 и Y = 0.
|