Показатели и эффективность эксплуатации железнодорожного транспорта

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    95,72 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Показатели и эффективность эксплуатации железнодорожного транспорта

Содержание

Введение

. Основные показатели работы подвижного состава

.1 Система показателей работы и использования подвижного состава в грузовом движении

.2 Основные показатели пассажирских перевозок

. Влияние показателей на финансовые результаты деятельности ЖДТ

Заключение

Список литературы

Введение

Транспортная система страны представляет собой совокупность различных видов грузового и пассажирского транспорта, обслуживающего процессы производства, сферы материального обращения и перемещения людей. Все виды транспорта конкурируют между собой, рядом преимуществ в конкурентной борьбе обладет железнодорожный транспорт.

Основные преимущества железных дорог перед другими видами путей сообщения состоят, главным образом, в заметной разнице стоимости перевозок и значительной скорости доставки грузов и пассажиров. С помощью железнодорожного транспорта можно организовать перевозку крупногабаритных грузов, транспортировку которых невозможно выполнить с помощью других видов транспорта. Перевозка грузов жд транспортом гарантирует прибытие груза точно в срок, существует возможность выбора типа вагона, в котором груз будет транспортирован, что обеспечивает полную целостность и сохранность груза. Выбор жд транспорта пассажирами обуславливается надежностью, комфортностью, практичностью поездок. Графики движения пассажирских поездов создаются работниками жд с учетом времени, удобного для пассажиров.

Дальнейшее развитие данной отрасли во многом зависит от состояния парка вагонов, от использования достижений НТП, технической оснащенности станций, поездов и т.д. В работе железной дороги все элементы производственного процесса связаны и в какой-то мере влияют друг на друга. Взаимодействия каждого элемента производственного процесса оказывает влияние на состав и структуру эксплуатационных расходов транспорта. Для обеспечения большеи производительности труда и уменьшения расходов важно знать саму специфику работы ждт, основные показатели эксплуатационной работы и их влияние на результаты деятельности ждт. Получение большей прибыли в хозяйственной деятельности жд, увеличение эффективности транспортной работы, получение финансовых результатов обуславливает актуальность выбранной темы.

В связи с этим, цели работы состоят в том, чтобы:

1.       Ознакомиться с основными показателями работы подвижного

состава;

2.       Рассмотреть систему показателей в грузовом движении;

3.       Изучить основные показатели в перевозке пассажиров;

4.       Проанализировать их влияние на финансовые результаты

деятельности жд.

В курсовой работе использованы научные труды: И.В. Белова, В.А. Дмитриева, В.Г. Галабурда, А.И. Журавель, Н.П. Терешиной.

1. Основные показатели работы подвижного состава

.1 Система показателей работы и использования подвижного состава в грузовом движении

Все движущиеся по рельсовой колее единицы называются подвижным составом. Железнодорожный подвижной состав можно разделить на автономный и тот, который движется под действием других подвижных единиц.

К автономным единицам относятся локомотивы. Локомотивы классифицируются по типу тяги: паровозы - в движение колесные пары приводит водяной пар, тепловозы - источником энергии является двигатель внутреннего сгорания, в электровозах ток из контактной сети преобразуется и приводит в движение локомотив, электропоезда.

К неавтономному железнодорожному подвижному составу относятся вагоны. Вагон при помощи сцепного устройства, обычно, присоединяется к локомотиву и вагонам и движется в составе железнодорожного поезда.

Для оценки работы железнодорожного подвижного состава используется ряд объемных (количественных) показателей и качественные показатели, которые оценивают уровень эффективности использования транспортных средств. Объемные показатели использования подвижного состава в грузовом движении подразделяются на четыре группы: показатели, характеризующие объемы законченных циклов работы перевозочных средств; показатели пробега и показатели времени работы подвижного состава; парки вагонов и локомотивов, необходимых для выполнения перевозочной работы (рис.1).

железнодорожный транспорт подвижной состав пассажирский грузовой

Рис.1 Количественные показатели работы подвижного состава

I. К показателям законченных циклов эксплуатационной работы относятся: количество вагонов, необходимых для погрузки ∑nпогр, выгрузки ∑, размеры приема ∑ппр , сдачи ∑псд, транзита груженых ∑птр.гр и порожних ∑птр.пор вагонов. Данные показатели определяются по их среднесуточному значению. К этой группе показателей также относится объем среднесуточной работы станций, отделений дорог или в целом дороги Uраб (в вагонах).

II. Объем пробега подвижного состава характеризуют:

·        пробег вагона - число километров, проходимых вагоном за определенный период времени. Он характеризует скорость продвижения вагона количеством пройденных им километров за сутки. Пробег вагонов - вагонокилометры общие ∑nsо, груженые ∑nsгр и порожние ∑nsпор;

·        пробег локомотива показывает, какое количество локомотиво-километров линейного пробега выполнил локомотив, выделенный для поездной работы за сутки пребывания в эксплуатируемом парке. Пробег локомотивов - локомотивокилометры общие ∑MSо, во главе поездов ∑MSгл, одиночного следования ∑MSод, двойной тягой ∑MSдв.т, в подталкивании ∑MSпод, на маневровой работе ∑MSман, простой в «горячем» состоянии ∑MSпр;

·        пробег поездов - поездокилометры общие ∑NSо, груженых поездов ∑NSгр, порожних поездов ∑NSпор.

Особым показателем работы локомотивов, связанным с их движением, являются тонно-километры брутто ∑Plбр.

III. К показателям времени работы подвижного состава относятся:

·        показатели времени работы вагонов - вагоночасы общие ∑ntо, которые включают: вагоночасы движения вагонов ∑ntдв, вагоночасы нахождения вагонов на промежуточных станциях ∑ntпр.ст, на технических станциях ∑ntтех, под грузовыми операциями ∑ntгр.оп;

·        показатели времени работы локомотивов - локомотивочасы общие ∑Mtо, в состав которых входят: локомотивочасы нахождения локомотивов в движении ∑Mtдв, на промежуточных станциях ∑Mtпр.ст, на путях основных ∑Mtос.д, оборотных депо ∑Mtоб и в пунктах смены локомотивных бригад ∑Mtсм.бр;

·        общее время работы поездов ∑Ntо оценивается их нахождением в движении ∑Ntдв и на промежуточных станциях ∑Ntпр.ст.

Качественные показатели использования подвижного состава объединяются в четыре группы: показатели использования подвижного состава по мощности; показатели использования подвижного состава во времени; показатели вспомогательной работы вагонов и локомотивов и комплексные показатели использования транспортных средств (рис.2).

Рис. 2 Качественные показатели работы подвижного состава.

I. Качественными показателями использования подвижного состав по мощности являются:

·        масса грузового поезда нетто Qн и брутто Qбр;

·        статическая нагрузка на вагон Pст;

·        динамическая нагрузка рабочего вагона Pдин.раб и груженого

вагона Рдин.гр.

II. К показателям использования подвижного состава во времени относятся:

·        скорости движения поездов - техническая Vтех и участковая Vуч;

·        оборот вагона и его элементы Oв ;

·        оборот локомотива Oлок;

·        среднесуточный пробег вагона Sв и локомотива Sлок;

·        среднее время простоя вагонов и локомотивов под

технологическими операциями tтехн.i.

III. Показатели вспомогательной работы транспортных средств - процент (или коэффициент) порожнего пробега вагонов αпор и коэффициенты вспомогательного пробега локомотивов βвсп.

IV. Комплексные показатели качества работы: производительность вагона Пваг и производительность локомотива Плок.

.2 Основные показатели пассажирских перевозок

Пассажирские перевозки имеют определенные особенности. Все объемные показатели работы подвижного состава в пассажирском движении рассчитываются несколько иначе, чем в грузовых перевозках. Работа подвижного состава в пассажирском движении связана с графиком и расписанием движения пассажирских поездов. При разработке расписания движения поездов учитываются объемы пассажиропотока по направлениям. Время отправления и прибытия поездов на наиболее значимые (по пассажиропотоку) станции в пути следования пассажирских составов устанавливается с учетом удобства для пассажиров и времени в пути следования.

Для того, чтобы оценить работу подвижного состава, а также своевременное выполнение всех его функций используют технико-эксплуатационные показатели, которые подразделяются на количественные, качественные и экономические.

Количественные показатели:

отправление пассажиров (этот показатель характеризует объем работы сети, дорог или отделений дорог по перевозке пассажиров; количество отправленных пассажиров определяется по числу проданных билетов);

пассажирооборот (пассажирокилометры, пасс.-км). Определяет выполненную железными дорогами работу по перевозке пассажиров с учетом расстояния перевозки. Пассажирокилометры вычисляют умножением числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки с последующим суммированием этих произведений (пасс.-км - это перевозка одного пассажира на 1 км). Выполненные пассажирокилометры получают из отчетов билетных касс и группы учета и отчетности (на крупных станциях);

работа подвижного состава (поездокилометры). Вычисляется умножением числа поездов по каждому маршруту на его протяженность в километрах с последующим суммированием этих произведений;

число используемых составов для обеспечения данного объема пассажирских перевозок.

Качественные показатели:

участковая скорость поездов (определяется делением поездокилометров на поездочасы, при этом в поездочасах учитывают и время всех стоянок поезда);

- маршрутная скорость - средняя скорость движения поезда по всему маршруту его следования от станции формирования до станции назначения (в дальнем движении);

- населенность на вагон - это среднее число пассажиров, приходящихся на вагон, занятый под перевозку пассажиров. Данный показатель исчисляется делением пассажирокилометров на вагонокилометры. Небольшая населенность (менее 60 % вместимости поезда) означает, что поезда курсируют с большим числом свободных мест; населенность считается высокой при загрузке свыше 60 % вплоть до превышения допустимых норм. В последнем случае размеры движения пассажирских поездов следует увеличивать;

средняя дальность поездки пассажиров (определяется делением пассажирокилометров на число отправленных пассажиров. Этот показатель используется при планировании и анализе структуры пассажирооборота);

среднесуточный пробег состава. Определяется делением общего числа поездокилометров (работа подвижного состава) на количество используемых составов.

Экономические показатели:

- себестоимость пассажирских перевозок. Характеризует затраты железных дорог на производство единицы продукции по пассажирским перевозкам в денежном выражении. За единицу работы принимают 10 пасс.-км. Себестоимость 10 пасс.-км определяют делением всех расходов по пассажирским перевозкам на объем выполненной работы;

- доходная ставка - это доход (в коп.), приходящийся на единицу продукции (10 пасс.-км); получается от деления общей суммы доходов от перевозок пассажиров на общиевыполненные пассажирокилометры и умножения полученного результата на десять;

- прибыль от пассажирских перевозок - это превышение общей суммы доходов от пассажирских перевозок над общей суммой затрат на эти перевозки. Кроме доходов, получаемых железными дорогами от перевозки пассажиров, багажа и почты, есть еще местные доходы, поступающие от комиссионных сборов, которые взимаются с пассажиров за оформление проездных документов, хранение ручной клади в камерах хранения, за оказание услуг носильщиками и т.п.;

- рентабельность пассажирских перевозок. Измеряется в процентах и определяется отношением прибыли к стоимости основных производственных и оборотных средств, отнесенных на эти перевозки. К основным средствам относятся вокзалы, пригородные павильоны, транспортно-уборочные машины и прочее оборудование стоимостью свыше 50 руб., а оборотные средства включают, например, материалы, топливо, малоценный инвентарь стоимостью менее 50 руб.;

- производительность труда работников, занятых на пассажирских перевозках. Измеряется в пассажирокилометрах, приходящихся на одного работника эксплуатационного штата.

Показатели транспортной работы определяют преимущества и особенности вида транспорта. Одни показатели характеризуют возможности транспорта, другие позволяют потребителю оценить и выбрать наиболее приемлемый вариант транспортного обслуживания. В работе железнодорожного транспорта все показатели использования подвижного состава взаимосвязаны, каждый имеет определенное влияние на результаты хозяйственной деятельности ждт. Главной проблемой в работе железной дороги является очень высокая стоимость эксплуатационных расходов, высокая себестоимость, большие капитальные вложения на сооружение постоянных и вспомогательных устройств, а также подъездных путей.

Экономически обоснованным является снижение эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок.

2. Влияние показателей на финансовые результаты деятельности ЖДТ

Обеспечение более эффективной работы железнодорожного транспорта во многом зависит от снижения издержек производства, в данном случае, финансовые результаты хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта зависят от эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок.

Величина эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок непосредственно зависит от объема и характера перевозок, условий работы дорог, качественных показателей работы подвижного состава, степени совершенствования техники и технологии производства, от форм и методов управления всеми видами деятельности ждт. Из общего количества факторов выделяют внешние народнохозяйственные и внутренние, завясящие от характера, условий и организации работы железных дорог.

К внешним факторам относят размеры производства и потребления продукции, развитие и размещение производственных сил, численность и занятость населения, уровень цен на ресурсы и развитие экономических связей регионов. Все эти факторы влияют на размер и структуру объемов перевозок, их неравномерность, дальность и на структуру расходов по элементам затрат. В круг внутреотраслевых факторов входят факторы, характеризующие степень технического оснащения и технологии работ, внедрение новой технологии, автоматизации, внедрение новых типов подвижного состава.

Все эти факторы влияют на эксплуатационные расходы и себестоимость не непосредственно через объемы работ, а через размеры количественных и качественных показателей использования подвижного состава. При росте объема перевозок эксплуатационные расходы увеличиваются, а себестоимость снижается, при этом соотношение темпов роста объемов перевозок и расходов различно и оно определяется условиями увеличения объемов перевозки, а именно: если объем перевозки осуществляется за счет увеличения длины дороги, то темпы роста эксплуатационных расходов могут быть выше темпов роста объемов перевозки. Если же увеличение объемов перевозки осуществляется за счет интенсивности работы эксплуатируемои линии и роста грузонапряженности, то темпы изменения расходов ниже, чем темпы роста объемов перевозки. Величина эксплуатационных расходов приводится в соответствие с объемами перевозок.

Связь расходов с объемами перевозок выражается следующей формулой:

Е=Еупзавупзав*∑PL,

где:

Еуп - условно-постоянные расходы;

Езав - зависимые расходы;

Сзав - себестоимость части зависящих расходов;

∑PL- объем перевозок.

Себестоимость части зависящих расходов определяется по формуле:

Сзав = =  = а,

где:

а - величина себестоимости;

Х - объем производства.

Графически это изображено на рисунке 3и рисунке 4 (Рис.3; Рис. 4).

Также на изменение себестоимости перевозок оказывает влияние изменение качественных показателей использования подвижного состава. Эту зависимость можно выразить формулами:

1) С = а + , обратная зависимость;

2) С = а + bx, прямая зависимость.

Где:

а - величина себестоимости, состоящая из зависящих и условно - постоянных расходов не изменяющаяся при изменении показателей;

b - величина себестоимости, состоящая из зависящих расходов и изменяющаяся прямо или обратно пропорционально изменению показателя.

Графически это изображено на рисунке 5 и рисунке 6(Рис.5; Рис.6).

Рис. 3 График прямой зависимости для расходов


Рис. 4 График обратной зависимости для себестоимости

Рис. 5 График прямой зависимости

Рис. 6 График обратной зависимости

На прямую себестоимость зависит от изменения показателей используемых при расчете пробега локомотива.

Заключение

Железные дороги, будучи основой транспортной системы Российской Федерации, имеют чрезвычайно важное государственное, экономическое, социальное и оборонное значение. Основными задачами функционирования железных дорог является обеспечение удовлетворения потребностей населения, грузоотправителей и грузополучателей в перевозках.

Железные дороги располагают различными инженерными сооружениями, основными из которых являются железные пути, подвижной состав (локомотивы и вагоны), локомотивное и вагонное хозяйства, сооружения и устройства сигнализации, связи, электро- и водоснабжения, железнодорожные станции и узлы.

Бесперебойная и безаварийная работа многоотраслевого хозяйства железнодорожного транспорта требует согласованного функционирования всех его звеньев. Во множестве достоинств ждт есть один существенный недостаток - колоссальные эксплуатационные расходы. Так как в функционировании железных дорог все элементы производственного процесса связаны и непосредственно влияют друг на друга, необходимо должное внимание уделять структуре расходов. Для обеспечения большеи производительности труда и уменьшения расходов важно знать саму специфику работы ждт, основные показатели эксплуатационной работы и их влияние на результаты деятельности ждт.

В данной курсовой работе:

) были изучены основные показатели работы подвижного состава;

) была рассмотрена система показателей работы и использования подвижного состава в грузовом движении;

) были изучены основные показатели пассажирских перевозок;

) было определено влияние показателей на финансовые результаты деятельности ждт.

В процессе написания курсовой работы были изучены различные литературные источники, учебники и учебные пособия.

Список литературы

1. Экономика на железнодорожном транспорте: Учеб. для вузов ж. - д. трансп. / В.А. Дмитриев, А.И. Журавель, А.Д. Шишков и др.; Под ред. В.А. Дмитриева. - М.: Транспорт, 2010. - 328 с.

. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. трансп. / И.В. Белов, Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда и др., Под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихунова. - М: УМК МПС России, 2009. - 600 с.

. Официальный сайт ОАО "РЖД".

. «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте»: Учебник для ВУЗов/под ред. П.С. Грунтова - М: Транспорт, 2008 г.,

. Организация грузовой и экономической работы на железнодорожном транспорте: Учебник - 4-е издание, переработанное и дополненное/ под ред. А.Т. Дерибас - М.: Транспорт, 2007г.,

6. Общий курс железных дорог: Под ред. Ю.И. Ефименко.-М Издательский центр "Академия",2005

Эксплуатация железных дорог в примерах и задачах. Сотников И.Б. -М Транспорт, 2007

. Общий курс железных дорог. Сологуб Н.К.-М Транспорт 1998

Похожие работы на - Показатели и эффективность эксплуатации железнодорожного транспорта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!