Роль государства в регулировании отношений по международной передаче технологий

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,7 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль государства в регулировании отношений по международной передаче технологий













Роль государства в регулировании отношений по международной передаче технологий

Введение

В Республике Беларусь 2010 год объявлен Годом качества, в рамках которого предусматриваются мероприятия по повышению конкурентоспособности экономики, динамичному развитию науки и образования, улучшению условий труда и быта людей, роста их благосостояния, совершенствования культуры межличностных отношений, а также модернизации производства на основе активного внедрения новых технологий [1].

Для модернизации производства требуется создавать благоприятные условия для приоритетного внедрения созданных в Республике Беларусь технологий, закупки импортных технологий и их внедрения в производство.

Хотя стороны самостоятельно определяют условия передачи технологий во внешнеэкономических договорах, государство также воздействует на экономические отношения по передаче технологий.

Вопросы государственного воздействия на отношения по международной передаче технологий затрагиваются в работах М.М. Богуславского, Штумпфа, В.Н. Евдокимовой, В.В. Семенихина, А.Д. Корчагина, А. Муира, С. Льюиса, Р. Руффина, В. Гупта и др.

Основная часть

В Беларуси, так же как и в большинстве стран, существует проблема, связанная с невысокой долей коммерциализации белорусских технологий. По статистическим данным ежегодно осваивается не более 10 % от количества регистрируемых патентов. Это значит, что остальные 90 % изобретений остаются невостребованными и являются неиспользуемыми ресурсами.

Необходимость государственного воздействия на отношения по международной передаче технологий объясняется тем, что как экспорт, так и импорт технологий может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Целью государственного воздействия на отношения по международной передаче технологий является минимизация отрицательных последствий и максимальное использование положительных возможностей, которые предоставляет экспорт и импорт технологий.

Например, в Японии использовались такие меры поощрения создания и коммерциализации технологий, как ограничение импорта товаров, конкурирующих с отечественными технологиями, ограничение прямых иностранных инвестиций, освобождение проектов национальных НИОКТР от антимонопольных ограничений, налоговые льготы и установление обязанности приобретать японские высокотехнологичные товары при закупках для государственных нужд [2].

К отрицательным последствиям международной передачи технологий американский автор Р. Руффин относит то, что, предоставляя зарубежным конкурентам преимущества в виде повышения производительности, экспорт технологий может отрицательно влиять на экспорт готовых товаров, услуг и работ, ухудшая, таким образом, условия торговли экспортирующей страны [4].

Кроме этого, этот автор считает, что многие импортные технологии несовместимы с климатом, культурой и имеющимися ресурсами импортирующей страны. Многие из сложных импортных технологий требуют наличия большого рынка и развитую инфраструктуру. Эти технологии могут быть внедрены лишь на больших профессионально управляемых коммерческих организациях, деятельность которых систематизирована и поставлена на рутинную основу.

Импорт технологий может вытеснять отечественные технологии, негативно влияя на научный потенциал страны-импортера. Так, согласно В.Н. Евдокимовой неконтролируемая закупка технологий приводит к односторонней зависимости России от развитых стран и блокированию определенных направлений отечественной науки и техники, так как отечественные технологические достижения остаются невостребованными. По ее мнению отсутствие государственного воздействия на отношения по международной передаче технологий обусловило резкое ухудшение структуры технологического экспорта, для исправления которой требуются адекватные законодательные меры, способствующие адаптации участия России в международном технологическом обмене к мировому уровню [5, с.51]. Аналогичные проблемы испытывает Украина и иные страны СНГ.

Несмотря на вышеупомянутые недостатки и риски, связанные с экспортом и импортом технологий, эта деятельность является необходимым и полезным компонентом экономического развития каждой страны. Импорт иностранных технологий, в том числе путем прямых иностранных инвестиций, позволяет ускорить модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности, освоить производство новых товаров, работ и услуг, использовать более эффективные методы производства и управления.

Индийский автор В. Гупта отмечает, что странам, которые не имеют достаточного потенциала для разработки собственных технологий, следует использовать технологии, созданные в других странах. Приобретаемые импортные технологии требуется адаптировать к национальным условиям, для чего требуется создание национальной системы, позволяющей обмениваться технологиями с иностранными коммерческими организациями [6].

Развитые и успешно развивающиеся страны поощряют экспорт технологий путем создания сборочных производств в зарубежных странах. Экспорт технологий расширяет возможности по экспорту сопутствующего оборудования и консультационных услуг, необходимых для эксплуатации технологии [4, с.217].

Страны регулируют экспорт технологий в различных целях, в том числе для защиты прав интеллектуальной собственности, контроля над оборотом вооружений и продукции двойного назначения, соблюдения экономических интересов государства и обеспечения его технологической безопасности [7, с.9].

Также заслуживает внимания опыт государственного регулирования импорта и экспорта технологий в Израиле, Индии и Турции, которые в 1950-х годах стали принимать меры по модернизации экономики на основе внедрения новых технологий [6].

Турция приобретала иностранные технологии, преимущественно японские и французские, создавая совместные производства (СП) с крупными транснациональными компаниями (ТНК) из развитых стран и приобретая лицензии на производство товаров и услуг, в основном для поощрения импортозамещения и экспорта. Отрицательным последствием такой политики является то, что Турция стала практически полностью зависимой от иностранных технологий.

В отличие от Турции в Израиле в дополнение к созданию совместных предприятий и приобретению лицензий израильские компании участвовали в совместных НИОКТР вместе с ТНК. Кроме этого, еще в 1950-х годах в Израиле начала создаваться инфраструктура для эффективной коммерциализации созданных научными учреждениями инноваций. Были приняты государственные программы по НИОКТР (в университетах, научно-исследовательских институтах, военных институтах и др.) для эффективной передачи полученных технологий и иных результатов НИОКТР частным израильским компаниям для внедрения в коммерческий оборот. Такая политика оказалась успешной, и в настоящее время Израиль является общепризнанным лидером по производству различных технологий (военные, аэрокосмические, биомедицинские, сельскохозяйственные, информационно-коммуникационные, компьютерное оборудование, программное обеспечение, химические, фармацевтические и др.).

Таким образом, Израилю и Индии импорт технологий помог создать национальную технологическую базу, а в случае с Турцией такой импорт привел к зависимости от импорта иностранных технологий.

К отношениям по международной передаче технологий применяются общие меры государственного регулирования внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности и специальные меры, обусловленные спецификой отношений по передаче технологий.

К общим мерам следует отнести таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование, запреты и ограничения внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности, меры экономического и административного характера [8], меры экспортного контроля и налоговое законодательство, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику, предоставление государственной финансовой помощи, запрет, ограничение или лицензирование определенных видов деятельности, установление исключительного права государства на осуществление отдельных видов деятельности, установление государственных норм и стандартов, антимонопольные меры и развитие конкуренции, ценообразование, регулирование внешнеэкономической деятельности, прямое управление хозяйственной деятельностью.

Так, резидент Республики Беларусь обязан обеспечить завершение внешнеэкономической сделки в установленный срок и получить исполнение в виде платежей или товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ и услуг [9].

Если технологии относятся к военным или являются технологиями двойного назначения, их импорт и экспорт осуществляется с соблюдением требований экспортного контроля. Под экспортным контролем понимается установление и осуществление разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля [10].

Экспорт и импорт продукции военного назначения, в том числе технологий, осуществляются по лицензиям, выдаваемым Государственным военно-промышленным комитетом на основании решения Межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю при Совете Безопасности Республики Беларусь [11].

Большое значение для стимулирования изобретательства имеет система государственных мероприятий, направленных на предоставление льготного налогового режима для исследовательских организаций и изобретателей, различного рода ссуд, дотаций, целевое финансирование исследований, льготная пошлинная политика и др. Положения, предоставляющие налоговые льготы, содержатся в законодательстве многих стран. Так, в Южной Корее на текущие расходы предприятий на НИОКТР предоставляется десятипроцентная налоговая скидка [12, с.317].

Налоговое законодательство регулирует порядок налогообложения лицензионных вознаграждений и иных сумм, выплачиваемых за передачу технологий. Передаче технологий, так же как и иной внешнеэкономической деятельности, содействуют международные договоры об избежании двойного налогообложения и о защите инвестиций. Первые договоры снижают издержки по сделкам о передаче технологий, устраняя двойное налогообложение. Вторые - устанавливают гарантию сохранности инвестиций и полученных от них средств, в том числе роялти и иных лицензионных платежей, а также обеспечивают свободу перевода средств, полученных за передачу технологий.

В Налоговом кодексе Республики Беларусь предусматриваются определенные налоговые льготы для поощрения внедрения новых технологий в виде освобождения от налога, дополнительных налоговых вычетов и скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, пониженных налоговых ставок, возмещения суммы уплаченного налога [13].

Антимонопольное регулирование влияет на деятельность по международной передаче технологий путем установления рекомендуемых цен, разрешения или запрета параллельного импорта (всеми производителями этого товара, не признавая соглашений о разделе рынков), правил выдачи принудительных лицензий, разрешая национальному лицензиату использовать патент в течение определенного времени в течение срока действительности патента [7, с.14].

Наряду с общими мерами регулирования внешнеэкономической деятельности к отношениям по международной передаче технологий применяются и специальные меры, обусловленные специфическими особенностями отношений по международной передаче технологий.

К специальным мерам регулирования международной передачи технологий следует отнести законодательство в сфере интеллектуальной собственности, в том числе по выдаче принудительных лицензий, регистрации договоров о передаче технологий и др.

В США и других государствах предусматривается право правительства на выдачу принудительной лицензии в случае предоставления государственной финансовой помощи. Кроме этого, эксклюзивная лицензия на государственное изобретение передается при условии согласия лицензиата на то, чтобы любой продукт, включающий данное изобретение или полученный благодаря ему, изготавливался в США. Это условие может быть снято, если обладатель права собственности предпринял все возможные попытки его реализации, но безуспешно [3].

Сужая или расширяя перечень объектов, которые могут патентоваться, государство может поощрять импорт технологий или ограничивать его. Например, можно установить более низкую плату за патентную заявку для малых предприятий, поощряя инновационную деятельность мелкого бизнеса. Можно также повышать платежи за продление патентов, позволяя местным фирмам имитировать более старые технологии [7, с.13]. Такие меры использовались в Республиках Корея и Тайвань.

В некоторых государствах используется регистрация договоров по импорту технологий. При оценке этих договоров рассматриваются экономические, правовые и технические аспекты.

Экономическая экспертиза оценивает возможные последствия передачи технологий для предприятия-получателя и в целом для экономики страны-импортера - для платежного баланса, занятости, использования местных ресурсов и т.д.

Правовая экспертиза анализирует договоры о международной передаче технологий на предмет соответствия законодательству и международным стандартам. Отслеживаются запрещенные ограничительные положения, обязывающие получателя производить неадекватные и необоснованные выплаты; ограничивающие его право свободно приобретать и использовать материалы, определять качество и количество продукции, свободно экспортировать и устанавливать цены, свободно нанимать сотрудников; устанавливающие обязанность приобретения дополнительных технологий, не требуемых для достижения цели договора о передаче технологий; освобождающие передающую сторону от ответственности [14].

Оценка технических аспектов договора направлена на определение того, пригодна ли передаваемая технология с точки зрения практического применения, или же данная продукция может производиться и без помощи этой технологии. Следует отметить, что возможности технической оценки ограничены тем, что внешнеэкономические договоры о передаче технологий содержат информацию не о технологии, а об условиях ее передачи. Во многих случаях компетентные органы не располагают достаточной информацией относительно "уровня" или "новшества" технологии.

В Республике Беларусь внешнеэкономические договоры не выделяются отдельно от других договоров о передаче технологий. Если в состав технологии входят исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации, договоры о передаче такой технологии подлежат государственной регистрации независимо от того, являются эти договоры внешнеэкономическими или нет [15, с.371].

Регистрацию лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) осуществляет государственное учреждение "Национальный центр интеллектуальной собственности" [16].

Поощрению международной передаче технологий должны способствовать международные договоры о научно-техническом сотрудничестве и защите интеллектуальной собственности. Республика Беларусь заключила ряд таких договоров.

Например, в соглашении с Китаем предусматривается, что в ходе передачи техники, технологий и объектов авторского права и смежных прав Стороны принимают эффективные меры в целях действенной защиты законных прав и интересов в области интеллектуальной собственности, а также усилят обмен и расширят сотрудничество в области информации, связанной с управлением, передачей техники и технологий и процедурами ее оформления [18].

Недостатком подобных соглашений является их рамочный характер и наличие отсылок на многосторонние международные договоры об охране интеллектуальной собственности.

Примером более содержательного международного договора, содействующего международной передаче технологий, является подписанный с Индией межправительственный меморандум о создании совместного учебного центра в области ИКТ. Этот международный договор содержит конкретные обязательства Сторон, в том числе по поставке оборудования, обмену экспертами, организации обучения, предоставлению литературы.

международная передача технология экспорт

Заключение

На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что максимально соблюдая принцип свободы договора, государство должно использовать меры воздействия на отношения по международной передаче технологий с целью стимулирования внедрения новых, более эффективных технологий.

Приоритетное внимание следует уделять внедрению белорусских технологий на местном рынке, а также адаптации и усовершенствованию импортных технологий к условиям белорусского рынка.

Следует избегать введения ограничений в отношении сделок по импорту и экспорту технологий, так как эти меры, с одной стороны, будут ограничивать выбор технологий на белорусском рынке, повышая себестоимость белорусских товаров, работ, услуг и снижая их конкурентоспособность, а с другой стороны, ограничат возможности использования белорусских технологий за рубежом, снижая экспортные возможности белорусских производителей технологий.

Представляется целесообразным осуществлять пилотные проекты по изменению системы государственной поддержки деятельности по созданию и передаче технологий, в том числе в виде налоговых льгот, субсидий и прямого государственного финансирования. Вместо утверждения перечней субъектов хозяйствования, которым предоставляется государственная поддержка, следует установить объективные критерии и оказывать государственную поддержку всем белорусским коммерческим организациям независимо от формы собственности, которые удовлетворяют этим критериям.

В практике заключения международных договоров о защите интеллектуальной собственности и научно-техническом сотрудничестве следует расширять содержательное наполнение проектов таких договоров положениями, которые будут подталкивать сотрудничество по международной передаче технологий. В этой деятельности целесообразно использовать как зарубежный, так и белорусский опыт, например, упомянутый меморандум с Индией.

Литература

1. Об объявлении 2010 года Годом качества: Указ Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2009 г., № 671 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

. Miyzawa, S. The Role of Government and Lawyers in the Development of the Semiconductor Computer Industry in Japan // S. Miyzawa. - Mode of access: #"justify">. Muir, A. E. The technology transfer system: inventions, marketing, licensing, patenting, setting, practice, management, policy // A. E. Muir. - Latham Book Publishing, New York, 1997.

.ruffin, R. J. International Technology Transfer: Who Gains and Who Loses? / R. J.ruffin, R. W. Jones // Review of International Economics. - 2007. - #15. - P. 209-222.

. Евдокимова, В.Н. Передача технологии в РФ: основные формы и особенности правового регулирования / В.Н. Евдокимова // Инновации. - 2001. - № 7. - С.51-55.

. Gupta, V.comparative Institutional Technology Transfer in India, Turkey, and Israel: Historical Policies and Development Outcomes / V. Gupta, A. Reisman. - Mode of access: #"justify">. Правовые аспекты передачи технологий на коммерческой основе / А.Д. Корчагин, Н.И. Золотых, Е.А. Зубкова, Г.П. Курапов, В.В. Орлова, Б.П. Симонов. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2000. - 123 с.

. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Респ. Беларусь, 25 нояб. 2004 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

. О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций: Указ Президента Респ. Беларусь, 27 марта 2008 г., № 178 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

. Об экспортном контроле: Закон Респ. Беларусь, 6 янв. 1998 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

. Бромберг, Г.В. Интеллектуальная собственность. Основной курс: учеб. пособие / Г.В. Бромберг. - М.: А-Приор, 2009. - 336 с.

. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: Закон Респ. Беларусь,19 дек. 2002 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

. О защите высоких технологий. Рекомендательный законодательный акт, утв. постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, 17 февр. 1996 г., № 7-10 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

. Семенихин, В.В. Экспорт и импорт товаров, услуг, интеллектуальной собственности: практ. рук. / В.В. Семенихин. - М.: Эксмо, 2009. - 432 с.

. Об утверждении Инструкции о порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга): постановление Гос. комитета по науке и технологиям Респ. Беларусь, 15 апр. 2009 г., № 6 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

. Таможенный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2007 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

. Об охране прав интеллектуальной собственности: Соглашение между Правительством Респ. Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики, 23 апр. 2001 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

Похожие работы на - Роль государства в регулировании отношений по международной передаче технологий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!