Основы ярмарочной и выставочной деятельности предприятия (на примере СП ОАО 'Спартак')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    103,33 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы ярмарочной и выставочной деятельности предприятия (на примере СП ОАО 'Спартак')

Введение

Участие в выставках и ярмарках является действенным средством коммуникационной политики в международном маркетинге, стимулирующем продажи товаров и услуг на зарубежных рынках, эффективным методом в конкурентной борьбе.

Выставка- это показ и демонстрация товаров перед зарубежными специалистами, потребителями и широкой общественностью с целью ознакомления с передовыми достижениями в соответствующих отраслях и результатами научного прогресса.

Но выставка или ярмарка несут выгоду не только предприятию-экспоненту, но и потребителям. Одним из основных преимуществ ярмарок и выставок является сосредоточение образцов огромного количества товаров, производимых в разных странах. Это дает возможность покупателю в короткое время ознакомиться с существующими на рынке предложениями, получить необходимую консультацию от специалистов, сделать необходимые сопоставления цен и качественных характеристик, провести переговоры и уторговать коммерческие условия и, наконец, подписать контракт. При этом покупатель имеет возможность ознакомиться с товаром в действии, с приемами его работы, областью применения и эффективностью. При покупке товаров широкого потребления большое значение имеет возможность предварительного ознакомления со всем ассортиментом товаров на основе образцов или их дегустации. Эти факторы обеспечивают большую популярность выставок и ярмарок и, как следствие, привлекают огромное количество посетителей.

Однако предприятию следует помнить, что участие в торговых ярмарках и выставках всегда сопряжено со значительными расходами, которые могут быть осуществлены впустую. Ведь на ярмарке или выставке наиболее опасны для вас ваши собственные ошибки и менее - ваши конкуренты.

Поэтому прежде, чем принять решение об участии в выставке или ярмарке, его следует тщательно обдумать. Если же предприятие твердо уверено в необходимости участия в выставке или ярмарке и четко сформулировало основные цели и задачи своего участия, то ему необходимо также разработать во всех деталях его выставочную или ярмарочную деятельность, касаемо численного состава персонала экспозиции и его соответствующей подготовки, аренды выставочной площади и ее нахождения, планирования самого стенда и размещения на нем выставляемой продукции, рекламных мероприятий и т.д.

Цель данной работы - исследование основ ярмарочной и выставочной деятельности предприятия. В качестве объекта исследования было выбрано предприятие СП ОАО «Спартак», производящее кондитерские изделия. Предмет исследования составили вопросы организации выставочно-ярмарочной деятельности предприятия.

Целью исследования данного курсового проекта является изучение организации службы маркетинга на промышленном предприятии.

Задачи исследования:

) изучить роль выставок и ярмарок в системе маркетинговых коммуникаций;

) изучить выставочно-ярмарочную деятельность непосредственно СП ОАО «Спартак»;

) предложить основные направления совершенствования выставочно-ярмарочной деятельности предприятия.

1. Роль выставок и ярмарок в системе маркетинговых коммуникаций

1.1 Современная концепция ярмарок и выставок


В настоящее время наиболее часто ярмарка (торговая ярмарка или ярмарка-выставка) рассматривается как кратковременное мероприятие, периодически проводимое, как правило, в одном и том же месте, в целях привлечения значительного числа фирм (экспонентов) одной или нескольких отраслей, представляющих образцы своих товаров (экспонатов) для их демонстрации, ознакомления и заключения торговых сделок.

В то же время выставка обычно рассматривается как кратковременное мероприятие, периодически проводимое обычно в одном в том же месте, в рамках которого значительное число фирм (экспонентов) с помощью образцов (экспонатов) демонстрируют новые товары, идеи или услуги одной или нескольких отраслей для информирования потенциальных потребителей о своей фирме и ее продукции в целях содействия продажам.

Следует отметить, что в реальной жизни в качестве выставок нередко рассматривают небольшую экспозицию товаров, услуг или идей, формируемую в познавательных целях, например организуемые библиотеками экспозиции, посвященные определенным датам или событиям. Такие выставки и их функционирование в дальнейшем не рассматриваются. Речь идет прежде всего о торгово-промышленных выставках.

Таким образом, из сказанного выше следует, что, если одной из основных задач ярмарки является заключение прямых торговых сделок по образцам, то одной из основных задач выставки является создание благоприятных условий для продажи товаров по их образцам. При этом, если основными покупателями на ярмарках являются представители оптовой торговли, то покупателями на выставках - конечные потребители. Имеются и другие различия. Вместе с тем можно привести множество примеров, когда выставка проводится как престижное мероприятие, по своим целям ничем, по существу, не отличающееся от ярмарки.

Поэтому в дальнейшем будем делать акцент не на различии выставок и ярмарок, а на тех общих возможностях, которые предоставляются фирме благодаря ее участию в их работе. Здесь имеется в виду наличие определенных условий, создаваемых в процессе работы ярмарок и выставок и позволяющих эффективно решать маркетинговые проблемы, стоящие перед фирмой, и прежде всего относящиеся к обоснованию эффективной товарной и ценовой политики, политики распределения и продвижения.

Данные задачи можно успешно решать, если тщательно обосновать необходимость участия в тех или иных ярмарках и выставках, на должном уровне организовать подготовку и проведение выбранных мероприятий, а также эффективно использовать результаты, полученные во время ярмарок и выставок. [19;146-153].

1.2 Понятие, цели и задачи ярмарок и выставок

Выставки и ярмарки занимают особое место в арсенале средств рекламного воздействия, так как представляют очень широкие возможности демонстрации рекламируемых изделий для установления прямых контактов с непосредственными покупателями и потребителями. Несмотря на то, что границы между понятиями торговой ярмарки и выставки часто не различимы и на практике имеют тенденцию к ограничению до минимума, было бы целесообразным провести смысловое противопоставление торговых ярмарок и выставок.

Торговая ярмарка - кратковременное мероприятие, периодически проводимое в одном и том же месте, в рамках которого большое количество предприятий с помощью образцов представляет объективный масштаб товаров/услуг одной или нескольких отраслей, с тем чтобы посетитель-коммерсант получил ясное представление об их предпринимательских возможностях, тогда как экспонент при помощи экспонируемых товаров стремится распространить информацию о своей фирме и ее продукции и заключить прямые торговые сделки.

Торгово-промышленная выставка - кратковременное мероприятие, периодически проводимое в одном и том же месте, в рамках которого значительное количество предприятий с помощью образцов дают представительную картину предложения товаров/услуг одной или нескольких отраслей и стремится информировать конечных потребителей о своей фирме и ее продукции с конечной целью содействия продажам.

Ярмарки зародились как мероприятие рыночного характера, основной целью которого являлся сбыт. В отличии от них выставки возникли как средство публичной демонстрации тех или иных достижений человечества, вначале они носили сугубо просветительский характер, но по мере развития приобрели ярко выраженную коммерческую направленность.

Таким образом, целью ярмарки является предоставление ее участникам - экспонентам возможности выставить образцы своего производства, продемонстрировать новые достижения и технические усовершенствования с целью заключения торговых сделок. В то же время, цель выставки - показать научно- технические достижения одной страны или различных стран в одной или нескольких отраслях производства, науки и техники.

По составу участников, месту проведения и экономическому значению различают выставки и ярмарки:

·   Региональные

·        Межрегиональные

·        Национальные

·        Международные

Региональные ярмарки и выставки имеют сферу действия в радиусе 100 км, представляют одну или несколько отраслей и предназначаются главным образом для демонстрации возможностей малых по величине предприятий.

Межрегиональные имеют одинаковую структуру с региональными, однако располагают большим радиусом действия и обычно адресуются более крупным предприятиям.

Национальные ярмарки и выставки, уходящие своими корнями в конец 18-го века и появившиеся вначале во Франции, являются витриной местной промышленности. Они проводятся внутри страны и за рубежом с целью демонстрации продукции национального производства и стимулирования ее сбыта и обычно имеют межотраслевой характер.

Предпосылкой проведения международных ярмарок/выставок, организуемых как внутри страны, так и за рубежом, является участие в них экспонентов и посетителей из различных стран. В них обычно без ограничения могут участвовать фирмы любой страны.

Международный или, лучше сказать, многонациональный характер они приобретают лишь в том случае, если в них участвуют, по крайней мере, 10-15% зарубежных экспонентов.

Среди международных выставок следует выделить всемирные выставки, целью которых является показ достижений стран - участниц и крупных международных организаций в области науки, техники, культуры. Они не преследуют непосредственно коммерческих целей. На всемирных выставках бывает представлено, как правило, большинство стран мира.

По характеру выставляемых экспонентов все выставки и ярмарки делятся:

·   универсальные

·        специализированные

Универсальными являются выставки, тематика которых затрагивает несколько отраслей экономики. Специализированные выставки ориентированы на посетителей-специалистов в конкретной области. На них демонстрируют довольно сложные виды товаров и поэтому они имеют скорее маркетинговую, нежели торговую направленность. [17;224-231].

Характерным для развития международных выставок и ярмарок является рост их специализации, причем это в большей степени относится к выставкам, чем к ярмаркам. Усиление специализации объясняется огромным увеличением номенклатуры изделий, выпускаемых различными отраслями промышленности, до таких размеров, что даже демонстрация только образцов всех товаров в одном месте на одной площади становится затруднительной.

Поэтому все чаще организуются международные выставки и ярмарки, представляющие лишь одну или несколько родственных отраслей производства. Кроме того, специализированные выставки ориентированы на четко очерченную группу специалистов, здесь выделена целевая аудитория и, естественно, это выгодно фирмам-экспонентам.

Характерным является значительное увеличение доли машин и оборудования среди экспонатов выставок, что связано с ростом торговли этими товарами и сих спецификой. Оборудование, приборы и машины лучше всего показывать в действии, поскольку это помогает выявить их производительность, технологические свойства и особенности конструкции. Это широко практикуется на выставках и поэтому привлекает широкий круг потребителей. Наибольшее число специализированных ярмарок приходится на отрасли, производящие товары широкого потребления, в том числе одежду, обувь, ткань.

По срокам и способу проведения выставки и ярмарки можно подразделить наследующие виды:

Краткосрочные выставки (соло-выставки)

Проводятся в течение не более трех недель. Они могут носить либо общий характер, т.е. представлять достижения своей страны во всех отраслях производственной деятельности, либо быть специализированными.

Передвижные выставки

Они организуются с целью расширения круга посетителей с использованием различных средств транспорта. Получает все большее распространение организация плавучих выставок, в частности, Японией, Швецией, Англией.

Такие выставки устраиваются на борту крупного судна, которое посещает портовые города нескольких государств и осуществляет показ, а также продажу выставленных товаров. Довольно широко стали использоваться передвижные выставки образцов товаров в автофургонах, салонах самолетов.

Постоянные выставки

Эти выставки организуются чаще всего при дипломатических консульствах и других представительствах своей страны за границей с целью демонстрации возможным иностранным покупателям образцов экспортной продукции для заключения сделок по образцам.

Большую роль стали играть постоянно действующие торговые центры, создаваемые развитыми странами за границей.

Они осуществляют широкую деятельность по организации специализированных выставок в странах их местонахождения. Они предоставляют фирмам- экспонентам бесплатно выставочную площадь, осуществляют за свой счет проектирование и оформление выставок и отдельных стендов, монтаж и демонтаж экспонатов, оплачивают работу местных оформительских и других фирм, предоставляют участникам выставок информацию о положении на рынке.

Новым видом выставок являются т.н. торговые недели. Они организуются обычно в универсальных магазинах крупных городов для показа и продажи потребительских товаров.

По частоте проведения выставки и ярмарки могут быть:

. Периодические (проводящиеся каждые 2,3 года и т. д.)

. Ежегодные

. Сезонные

Частота проведения ярмарки/выставки зависит, главным образом, от вида предлагаемой продукции и условий конкуренции. Так, например, показы моды организуются 2-4 раза в год, тогда как демонстрации инвестиционных товаров, новинок технологии и т.д. может проводиться с интервалами от двух и даже пяти лет.

Кроме того, ярмарки и выставки можно классифицировать по направлению работы:

. Ярмарки/выставки по осуществлению продаж/заказов

. Информационные/ознакомительные

. Проводимые в целях развития коммуникации/контактов. [10;74-89].

1.3 Цели участия фирмы в работе ярмарок и выставок


Прежде всего, нужно четко определить цели, которые фирма ставит перед собой, участвуя в выставке. Как правило, круг таких целей включает:

демонстрацию имеющейся продукции, представление новых товаров (услуг);

продвижение торговой марки, улучшение имиджа фирмы;

изучение рынков сбыта, формирование дилерской сети;

рекламу фирмы;

непосредственный сбыт продукции;

изучение продукции и стратегии конкурентов.

Планируя участие в выставке, не нужно забывать обо всех этих целях. Также необходимо собрать сведения о выставках, по тематике близких к деятельности вашей фирмы. Участвуя в работе ярмарки или выставки, каждая фирма хочет использовать конкретные мероприятия для достижения своей главной цели - обеспечения эффективной предпринимательской деятельности в долгосрочной перспективе. Этой цели и ее достижению должны быть подчинены цели более низкого уровня, в частности цели реализации маркетинга. Последними, например, являются:

обеспечение эффективной товарной политики;

реализация действенной ценовой политики;

обеспечение эффективной политики распределения товаров;

реализация действенной политики продвижения.

Достижение сформулированных целей может быть обеспечено, если будут достигнуты цели более низкого уровня. В качестве таких целей, например, по отношению к обеспечению эффективной товарной политики можно указать:

расширение ассортимента предлагаемых товаров;

оценка новых товаров;

улучшение качества производимых товаров;

перепозиционирование товара на рынке.

Что касается ценовой политики, то здесь для обеспечения ее действенности возможными целями участия в ярмарке или выставке могут быть:

определение верхней границы цены товара;

определение наиболее приемлемого уровня сервисного обслуживания;

адаптация методов ценовой политики к используемым подходам к решению аналогичных задач конкурентами.

С точки зрения совершенствования распределения товаров основными целями участия в ярмарках и выставках обычно являются:

поиск новых торговых партнеров;

оценка эффективности сложившейся системы распределения;

создание и совершенствование деятельности торговых сетей.

Наконец, для обеспечения эффективной политики продвижения товаров в качестве целей участия в ярмарках и выставках могут быть:

создание высокого имиджа товара или услуг;

активизация отдельных элементов политики продвижения;

создание фирменного имиджа.

Указанные выше цели уточняются и конкретизируются для каждой конкретной ярмарки или выставки. При этом наряду с перечисленными могут быть сформулированы и другие, более общие цели. В частности, такими могут быть:

увеличение объемов продаж в краткосрочной перспективе;

исследование конкурентов;

исследование товаров;

презентация фирмы и ее товаров;

расширение числа клиентов и др.

Составленные списки целей разбиваются по рангу значимости, и составляется древо целей. При этом предусматривается возможность изменения целей в случае изменения соответствующих условий.

Цели участия фирмы в работе каждой конкретной ярмарки или выставки могут быть самыми различными. Однако все они должны быть подчинены целям реализации маркетинга, которые в свою очередь следует согласовать с долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными целями деятельности фирмы. Формулируя ту или иную цель, фирме следует обеспечить ее достижение.

Лучшими аргументами в пользу или против участия в конкретной выставке могут служить результаты проведения этой выставки в прошлом году и результаты проведения других выставок этими же организаторами. Изучение каталогов, отзывов в прессе, мнение коллег, тип выставки, количество и уровень участников, количество посетителей.

Например широкоизвестные компьютерные фирмы (IBM, DELL, Hewlett Packard, COMPAQ, etc), или производители электронной аппаратуры (SONY, PANASONIC, PHILIPS, BOSCH, SIEMENS, etc), или лидеры в строительстве, легкой промышленности будут участвовать во всех тематических выставках: и общих, и узкоспециализированных, чтобы "показать себя", "посмотреть" на конкурентов, поддержать имидж и марку, дать понять что крепко стоят на ногах, контролируют рынок. [8; 227-256].

2. Характеристика предприятия и его выставочно-ярмарочной деятельности

.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Кондитерская фабрика “Спартак”- один из крупнейших производителей кондитерских изделий в Республике Беларусь.

История создания фабрики берет свое начало в 1924 году со дня открытия кондитерского предприятия “Просвет”. Первоначально фабрика имела сложную структуру. В нее входило три самостоятельных предприятия: кондитерская фабрика “Просвет”, фабрика им. Клары Цеткин, арендованный завод безалкогольных напитков. Наряду с конфетами и пряниками изготавливались , кульки, конверты, тетради, конторские книги и безалкогольные напитки. С той поры фабрика пережила разные периоды своего развития.

В современный период создано Совместное предприятие открытое акционерное общество “Спартак” в соответствии с законодательством Республики Беларусь путем реорганизации ОАО “Спартак” вследствие приобретения иностранным ором акций ОАО “Спартак”, именуемого в дальнейшем СП ОАО “Спартак”. Предприятие является правопреемником ОАО.

Место нахождения общества: 246655, г. Гомель, ул. Советская 63.

Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.

Общество осуществляет следующие виды деятельности:

производство какао, шоколада и кондитерских изделий из сахара;

производство сухарей и печенья;

производство крахмала и крахмальных продуктов;

производство этикеток;

хранение и складирование;

оптовая торговля и др.

На предприятии сегодня действует 4 основных цеха: бисквитный, карамельный, вафельный и конфетно-шоколадный.

На фабрике в широком ассортименте производят: шоколад, наборы конфет в коробках, конфеты шоколадные, карамель, печенье, вафли, торты.

Выпуск готовой продукции составляет более 40 тыс. тонн в год.

Основные рынки сбыта продукции СП ОАО “Спартак”:

местный - Гомель, Гомельская область;

региональный - Республика Беларусь;

- межрегиональный - Россия, Казахстан, Украина. Большое внимание на предприятии уделяется фирменной торговле. Сегодня СП ОАО “Спартак” имеет четыре фирменных магазина в разных районах города.

СП ОАО “Спартак” производит разнообразную, в некотором роде уникальную “фирменную“ продукцию. Предприятие проводит активную политику завоевания рынков сбыта, используя свою репутацию, доступные цены и качество продукции. Высокое качество продукции позволяет предприятию постоянно иметь заказы. Их количество потенциально всегда превосходит возможности предприятия. На СП ОАО “Спартак” обеспечение качества продукции является одним из важнейших факторов деятельности

Основной конкурент по Республике Беларусь - фабрика “Коммунарка” в Минске. Она выпускает всю номенклатуру кондитерских изделий. Такие предприятия Республики Беларусь как:

- “Слодыч”, г. Минск (печенье);

- “Красный Пищевик”, г. Бобруйск (зефир, мармелад, драже);

“Красный Мозырянин”, г. Мозырь (мармелад, зефир, ирис);

- Норовлянская кондитерская фабрика, г. Наровля (мармелад, зефир, ирис);

- “Витьба”, г.Витебск ( вафельные батончики, сухие завтраки) менее конкурентоспособны.

Существует конкуренция со стороны российских и зарубежных предприятий.

Организационная структура управления СП ОАО «Спартак» (ПРИЛОЖЕНИЕ A) относится к линейно-функциональному типу, так как функциональный аппарат управления состоит из отделов и служб, работой которых руководит дирекция во главе с директором, его заместителями и главными специалистами. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий коллектив. Управление осуществляют общественное собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция, генеральный директор. Контроль над деятельностью СП ОАО «Спартак» осуществляет ревизионная комиссия. Собрание акционеров Общества является высшим органом управления СП ОАО «Спартак». К его компетенции относятся:

-       изменения устава, в том числе изменения размера его уставного фонда;

-       утверждение годовых отчетов бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков СП ОАО «Спартак» и распределение его прибыли;

-       решение о реорганизации и ликвидации;

-       оценка вкладов, внесенных в уставный фонд Общества в не денежной форме;

-       создание, реорганизация и ликвидация унитарных предприятий, филиалов и представительств СП ОАО «Спартак» и другие.

Наблюдательный совет является органом управления, осуществляющий общественное руководство деятельностью СП ОАО «Спартака» в период между собраниями акционеров. Наблюдательный совет:

-       созывает собрание, организует выполнение его решений;

-       назначает на должность и освобождает от должности генерального директора;

-       утверждает смету расходов на содержание органов управления и контроля;

-       осуществляет контроль над деятельностью дирекции генерального директора, не вмешиваясь при этом в их оперативно-распорядительную деятельность;

-       принимает решение об оказании безвозмездной помощи согласно смете распределения прибыли и т.д.

Исполнительным органом Общества, осуществляющим общественное руководство текущей деятельностью СП ОАО «Спартак» является дирекция и генеральный директор. Количественный и персональный состав дирекции определяет Наблюдательный совет. Генеральный директор входит в состав дирекции по должности, возглавляя дирекцию, организует ее работу и председательствует на ее заседаниях. Вопросы, решаемые дирекцией следующие:

-       списание имущества Общества;

-       поставка продукции за пределы Республики Беларусь без предварительной оплаты;

-       утверждение устава унитарных предприятий Общества, положений о его филиалах и представительствах и др.

Генеральный директор осуществляет текущее руководство деятельностью Общества, обеспечивает выполнение решений Собраний акционеров и Наблюдательного совета, несет ответственность за деятельность Общества. Генеральному директору непосредственно подчиняются:

1)    главный инженер (ответственный за СУОС);

2)      директор (по продажам и маркетингу);

)        коммерческий директор;

)        главный экономист;

)        заместитель генерального директора (по производству и технологии) (ответственный за СМК);

)        главный бухгалтер.

Главный инженер: определяет техническую политику и направления технического развития предприятия в условиях рыночной экономики; обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производства и его постоянный рост, повышение эффективности производства и производительности труда; руководит разработкой мероприятий по реконструкции и модернизации предприятия; осуществляет контроль за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины и др. В его подчинении находятся главный энергетик, заместитель главного инженера (по техническому развитию производства) и главный механик, а также служба КИПиА, отдел ОТ и ПБ, отдел капитального строительства, ремонтный строительный цех и конструкторский отдел.

Заместитель главного инженера: организует разработку и реализацию планов внедрения новой техники и технологии; обеспечивает эффективность проектных решений. В его подчинении находится инженер по патентной и изобретательной работе первой категории.

Главный энергетик организует эксплуатацию и своевременный ремонт энергетического и природоохранного оборудования и энергосистем, контролирует рациональное расходование энергетических ресурсов на предприятии, разрабатывает график ремонта энергетического оборудования и энергосетей. В его подчинении находятся инженер-энергетик второй категории, инженер по ООС второй категории, цех электроработ, теплосиловой цех, аммиачно-компрессорный цех, сантехнический участок, участок по ремонту и систем вентиляции.

Главный механик ведет учет выполнения планов и графиков ремонта, контролирует качество ремонта оборудования, разрабатывает и внедряет мероприятия по предупреждению аварий, поломок и повышенного износа оборудования и т.д. В его подчинении находятся ведущий инженер по ремонту, ремонтник механического цеха, склад оборудования и ремонтного фонда.

Директор по продажам и маркетингу: определяет общие направления деятельности отдела в рамках общих целей и задач; определяет структуру отдела, вносит необходимые изменения и дополнения; ведет кадровые вопросы отдела, обладает правом нанимать и увольнять сотрудников отдела; руководит процессом изучения рынка; определяет стратегию деятельности по продвижению товаров, организует тестирование новых товаров и др. Под его руководством находятся: заместитель директора (по продажам и маркетингу) (по связям с общественностью, который организует выявление сильных и слабых сторон маркетинговой деятельности, анализирует эффективность принятых маркетинговых решений, а также осуществляет связи с общественностью; переводчик; отдел продаж; отдел рекламы и маркетинга; цех предварительного формирования и отгрузки готовой продукции, а также фирменные магазины.

Коммерческий директор - первый заместитель генерального директора: осуществляет руководство хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия в области планирования и управления его производственно-экономической политикой; принимает участие в разработке планов и программ НИОКР и производства; разрабатывает рекомендации по выбору целевого рынка; принимает меры по своевременному заключению договоров с поставщиками и потребителями. Под его руководством находятся отдел внешнеэкономических связей; отдел материально-технического снабжения, который имеет склады сырья, технический и АЗС, сахара, муки, спиртов и жиров, тестов и патоки, мешкотары, бумаги и этикеток; хозяйственная служба и транспортный цех.

Также генеральному директору подчиняется главный экономист: выполняет работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направляет на повышение эффективности и рентабельности производства; подготавливает исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности; выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам; осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений; оформляет материалы для заключения договоров, следит за сроками выполнения договорных обязательств. Под его руководством находится: планово-экономический отдел, который планирует хозяйственно-финансовую деятельность предприятия; отдел труда и заработной платы, осуществляющий организацию заработной платы работников организации; финансовый отдел, контролирующий финансовое положение; отдел АСУП.

Заместитель генерального директора (по производству и технологии) (ответственный за СМК) занимается частично работой генерального директора, в подчинении у которого находятся карамельный цех, бисквитный цех, вафельный цех, конфетно-шоколадный цех, цех шоколадных полуфабрикатов, участок новогодней расфасовки, центральная производственная лаборатория, отдел управления качества, участок механической стирки, тарно-литографский цех, производственно-диспетчерский цех, отдел упаковки.

Главный бухгалтер: осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; обеспечивает рациональную бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий; возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов; оказывает методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа. Руководит работниками бухгалтерии, а именно заместителем главного бухгалтера и бухгалтером.

На СП ОАО «Спартак» работает начальник штаба Гражданской обороны и государственной системы по ЧС, организующий охрану и безопасный труд работникам предприятия. В его подчинении находится служба охраны. Также имеется юридический отдел, который решает все необходимые вопросы, касающиеся правовой сферы. Отдел кадров и социально-бытовых вопросов занимается обустройством и поддержанием порядка в столовых, здравпунктах, детских садах, общежитиях и на базах отдыха.

Таким образом, рассмотрена организационно-управленческая структура СП ОАО «Спартак» линейно-функционального типа.

СП ОАО «Спартак» имеет цеховую структуру управления с 4-мя основными и 10-ю вспомогательными цехами (цех транспорта, электроцех, теплосиловой цех, аммиачно-компрессорный цех и др.).

В настоящий момент на предприятии автоматизировано большинство отделов и служб: планово-экономическое управление, служба по управлению качеством и технологиями, отдел главного бухгалтера и др. В распоряжении специалистов предприятия имеются одни из последних разработок в области компьютерных программ. В большинстве отделов для решения ежедневных задач и проведения необходимых расчетов используется ОС Windows. Также следует отметить использование специальных программ, которые предназначены для решения определенного рода задач. Так, имеются специальные программы для учета движения товаров и материалов в складском хозяйстве. На территории предприятия создана локальная сеть, где совмещено несколько современных схем построения сети: оптоволокно и коаксиальный кабель, которая объединяет все автоматизированные рабочие места в единую систему.

Кроме того, в 2005 году на предприятии был внедрен комплекс программных средств «Система менеджмента предприятия» на базе технологии Lotus Domino Notes, обеспечивающий автоматизацию системы менеджмента на предприятии путем объединения в единую систему всех необходимых процедур; автоматизацию документооборота; сокращение накладных расходов путем уменьшения объема информации, передаваемой на бумажных носителях.

выставка ярмарка стенд коммуникация

2.2 Анализ показателей деятельности предприятия

Проанализируем производственно-хозяйственную деятельность предприятия за 2006-2008 гг. Для этого воспользуемся данными из табл. 2.2.

Таблица 2.2. Технико-экономические показатели.

Наименование показателей

Ед. изм.

2006 год

2007 год

2008 год

Темп роста 2007г. к 2006г.,%

Темп роста 2008г. к 2007г., %

Товарная продукция - в действующих ценах; - в сопоставимых ценах

Млн. руб.

125045,0 125045,0

131581,0 125908,0

137462,0 129001,0

105,23 100,69

104,47 102,46

Объем производства

Тонн

28879

27622

23911

95,65

86,57

Реализованная продукция

Тонн

28877,0

27213,0

25324,0

94,24

93,06

Выручка от реализации продукции

Млн. руб.

117046,0

141732,7

141615,3

121,09

99,92

Себестоимость реализованной продукции

Млн. руб.

95450,2

109273,9

113496,7

114,48

103,86

Прибыль от реализации

Млн. руб.

4558,8

12900,2

8259,9

282,97

64,03

Рентабельность реализованной продукции

%

4,5

11,4

7,30

-

-

Прибыль отчетного периода

Млн. руб.

1600,0

6976,0

3902,0

436,0

55,93

Численность ППП

чел.

2045

2066

1957

101,03

94,72

Производительность труда - в действующих ценах; - в сопоставимых ценах

Млн. руб./ чел.

51,8 51,8

67,4 55,0

70,2 65,9

130,12 108,49

104,15 117,25

Стоимость основных средств

Млн. руб.

22935,0

28480,7

34696,0

124,18

121,82

Рентабельность основных средств

%

15,52

10,91

10,2

-

-

Как видно из табл. 2.2, объем производства в натуральном выражении имеет тенденцию снижения. Кроме того, объем реализации в 2007 г. ниже объема производства, что свидетельствует об остатках продукции на складах, а в 2008г. данный показатель выше объема производства.

Производительность труда в сопоставимых и действующих ценах имеет тенденцию роста.

Рентабельность основных производственных фондов имеет тенденцию снижения, что обусловлено снижением нераспределенной прибыли и увеличением стоимости ОПФ.

Прибыль от реализации продукции в 2008г. имеет тенденцию снижения, по сравнению с 2007г.

Численность промышленно-производственного персонала снижается на протяжении рассматриваемого периода.

Товарная продукция в сопоставимых ценах в 2007 году увеличилась на 0,69% по сравнению с 2006 годом, а в 2008 году прирост составил 2,46% по сравнению с предыдущим годом.

Проанализировав рис. 2.1 можно сделать вывод, что рост товарной продукции вызван ростом производительности труда. А именно, с 2006 года по 2008 год численность промышленно-производственного персонала снизилась на 4,3%, а производительность труда в сопоставимых ценах увеличилась на 27,22%. Следовательно, это увеличение вызвало рост товарной продукции в сопоставимых ценах на 3,16%. Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие развивается по интенсивному пути развития.

Рисунок 2.1 Динамика объема товарной продукции и численности ППП.

Анализируя прибыль от реализации, можно сделать вывод, что в 2007 году она значительно возросла (на 8341,4 млн. руб. или на 182,97%). Это произошло за счет увеличения себестоимости продукции (на 13823,7 млн. руб. или на 14,48 %).

Увеличение себестоимости можно объяснить причиной повышения цен на сырьё, энергоресурсы, топливные ресурсы и т.д.

По этой же причине и по причине недостатка собственных оборотных средств, произошло снижение уровня рентабельности реализованной продукции, который составил в 2007 году 11,4%, а в 2007 году уже 7,3%; и уменьшение суммы прибыли отчетного периода на 3074,0 млн. руб.

В 2008 году финансовое состояние ухудшилось, и в связи с этим произошло уменьшение прибыли от реализации на 4640,3 млн. руб. (рис.2.2), и понижение уровня рентабельности реализованной продукции на 4,1%. Уменьшение прибыли связано с увеличением себестоимости продукции в 2008 году по сравнению с 2007 г. (на 4222,8 или 3,86%).

На протяжении трех лет происходило уменьшение объема реализованной продукции, а именно - в 2007 году на 5,76% по сравнению с 2006 годом, в 2008 году - на 6,94% по сравнению с предыдущим годом.

Динамика выпуска кондитерских изделий в натуральном выражении (тоннах) за 2006-2008 гг. представлена следующими данными.

Рисунок 2.2 Динамика выпуска кондитерских изделий за 2006-2008 гг.

Из приведенных данных видно, что за 2008 год наблюдается падение объемов производства в натуральном выражении на 13,4 % ((23911/27622)*100-100).

Данные по объему производства и отгрузке продукции за 2006-2008 годы приведены в табл. 2.3.

Таблица 2.3. Объем производства и отгрузки продукции за 2006-2008 гг.

Наименование продукции

2006год

2007год

2008год


произведено

отгружено

произведено

отгружено

произведено

отгружено

Карамель

8 214

8 147

9 523

8 542

5 009

6 254

Печенье

7 238

7 119

5 297

5 734

5 481

5 461

Вафли

7 113

6 966

6 288

6 350

6 165

6 348

Конфеты

4 434

4 238

4 276

4 149

5 050

4 550

Шоколад

1 695

1 881

2 104

1 886

2 131

2 109

Торты

185

186

135

135

77

106

Баулы

-

350

-

416

-

495

Общий итог

28 879

28 887

27 623

27 212

23 913

25 323

Из данной таблицы видно, что на протяжении 2006-2008 гг. объемы производства и реализации продукции сокращались. К 2008 году производство продукции сократилось на 4966 тонн (17,2%).

Анализ отгрузки кондитерских изделий за 2006-2008 гг. на внутренний рынок и за пределы РБ представлен в табл. 2.4.

Таблица 2.4. Данные по отгрузке кондитерских изделий за 2006-2008 гг.

Всего отгружено, тн

в т.ч. на рынок РБ

экспорт

2006

2007

2008

2006

2007

2008

2006

2007

2008

Карамель

8 146,5

8 542,2

6 254,4

2 678,3

2 452,2

2 283,7

5 468,2

6 090,0

3 970,7

Печенье

7 119,0

5 734,4

5 460,9

5 527,7

4 993,6

4 609,4

1 591,3

740,8

851,5

Вафли

6 956,1

6 349,9

6 348,0

6 249,9

6 043,8

5 996,1

706,2

306,1

351,9

Конфеты

4 238,0

4 149,3

4 549,8

3 735,4

3 869,8

4 148,5

502,6

279,5

401,3

Шоколад

1 881,4

1 886,0

2 109,3

1 772,5

1 782,6

1 891,2

108,9

103,4

218,1

Торты

185,6

134,6

106,2

181,8

132,9

103,8

3,8

1,7

2,4

Баулы

350,0

416,3

494,6

347,8

407,1

488,5

2,2

9,2

6,1

Всего

28 876,6

27 212,6

25 323,2

20 493,4

19 682,0

19 521,2

8 383,2

7 530,6

5 802,0

Как видно из таблицы, на протяжении 3-ех лет уровень отгрузки сокращался, так отгрузка за 2008 год составила 25 323,2 тонны, что составляет 93,1% к уровню отгрузки соответствующего периода прошлого года, произошло снижение поставок на внутренний рынок на 0,8 %, сократилась отгрузка на экспорт на 23 %.

2.3 Ярмарочная и выставочная работа СП ОАО «Спартак»

.3.1 Выставки и ярмарки, в которых участвует предприятие, награды

СП ОАО «Спартак» активно участвует в выставках и конкурсах («Бренд года», «Выбор года», «Продукт года» и др.), повышающих имидж предприятия и престиж торговой марки - как в республиканских, так и в международных, в том числе самых престижных.

В 2007 году в счет побед «Спартака» в профессиональных конкурсах добавились медали и дипломы со специализированных выставок, международные призы:

- 12-16 февраля в Москве - Диплом и золотая медаль за конфеты «Трюффи», «Трюффи кофейные», «Трюффи ванильные», шоколад «Спартак горький Элитный», шоколад «Спартак горький», подарочный набор конфет «Спадчына Беларуси» - на Международном конкурсе «Лучший продукт 2007» на 14 международной выставке продуктов питания;

30 мая -1 июня г. Астана (Казахстан)- Диплом и золотая медаль за шоколад «Спартак Горький элитный» ЮООграмм и «Спартак Молочный» 1000 грамм- на выставке дегустации продуктов питания «Interfood -Astana 2007»;

- 26 апреля 2007 г. Минск, ЗАО «Техника и коммуникации»- Диплом победителя конкурса «Интернет-премия «TIBO'2007» в номинации «Корпоративный сайт» награждается сайт www.spartak.by <http://www.spartak.by>, занявший 3 место;

18 сентября 2007 г. Москва, «Экспоцентр» на Красной Пресне -Диплом победителя и золотая медаль конкурса «Лучший Продукт года» в рамках 16 специализированной международной выставки «World Food Moscow' 2007» награждается набор конфет «Спадчына Беларуси», шоколад пористый «Горький Элитный 72%», а также конфеты «Трюффи»;

20 ноября 2007г Лауреаты конкурса «Лучшие товары РБ 2007 года» и в номинации «Продовольственные товары» (Шоколад «Горький - элитный» вес 1000грамм);

- ноябрь 2007 Лауреаты конкурса «Лучшие товары РБ на рынке РФ» в номинации «Продовольственные товары» (Шоколад «Горький - элитный» вес 1000грамм);

декабрь Минск СП ОАО «Спартак» на конкурсе «Лучшая продукция года» получило: диплом победителя в номинации «Кондитерские изделия» за печенье «Московские Хлебцы», печенье «Весенняя Рапсодия», и 2 диплома победителя в номинации «Набор шоколадных конфет. Шоколад» за шоколад «Горький Элитный 72%», шоколад пористый «Горький Элитный 72%», конфеты «Трюффи ванильные», а также набор конфет «Спадчына Беларуси». На церемонии награждения победителей конкурса «Лучшая продукция года» кондитерской фабрике «Спартак» был вручен Гран-При.

В 2008 году фабрика участвовала в следующих выставках:

На 15 международной выставке продуктов питания, напитков, сырья и их производство г. Москва (февраль) «Лучший продукт -2008» золотая медаль за конфеты в коробках «Спартак» 220г, Шоколад пористый «Горький - элитный» 80г;

- «Ласунок 2008» , Минск золотая медаль за вафли Черноморские, Восточные;

- «Продукт года» Серебряная медаль номинация шоколадные конфеты;

- Лауреат конкурса«Лучшие товары РБ на рынке РФ», Минск за набор конфет «Спадчына Беларуси», печенье «Московские хлебцы»;

Лауреат конкурса «Лучшие товары РБ», Минск за подарочный набор конфет «Спартак» 750г, набор конфет «Птичье молоко» 330г.

Затраты на участие в выставках в 2008г. составили 72 млн р.

В текущем 2009 году наряду с традиционным брэндом Кондитерской фабрикой «Спартак», разработаны брэнды «Мелани» («Melanie») и «Конфетофф» («Konfetoff»). Продукция выпускаемая под новыми брэндами отвечает всем мировым стандартам и готова составить конкуренцию и отвоевать значительную часть у таких давно известных брэндов как «Nestle», «Alpen gold», «Milka» и др. С целью популяризации и продвижения брэндов «Melanie» «Konfetoff» проводятся различные рекламные мероприятия. Так с целью продвижения брэнда «Конфетофф» в настоящий момент проводится рекламная игра, в которой участвуют коробки конфет, выпущенные под этим брэндом, запущена соответствующая рекламная компания. С целью увеличения объема реализации продукции, произведенной на новой линии и увеличением доли рынка, начиная с апреля месяца 2009 года, проводятся акции со снижением цен по отделам прямых продаж (ОПП) на следующий ассортимент:

коробки конфет «Вишенка», «Конфеты шоколадные пралине + фундук» (под брэндом «Мелани»), «Конфеты шоколадные пралине + дробленный фундук» (под брэндом «Мелани»), «Стрела»;

шоколад «Горький 58%», «Горький-элитный 70%», «Горький-элитный 85%», шоколадные батончики «Дары Полесья » в ассортименте.

Большое внимание уделяется, как качеству новых видов продукции, так и ее оформлению. Осваиваются новые виды упаковки, дизайн. СП ОАО «Спартак» впервые освоил такие виды упаковки как тубусы, коробки с фигурным окошкам, конфеты в завертке «саше». По мере расширения ассортимента будет осуществляться и более интенсивная рекламная поддержка новинок.

В этом году предприятие также участвует в выставочных мероприятиях. Список выставочных мероприятий за 2009 год представлен в таблице:

Таблица 2.5 Список выставочных мероприятий за 2009 г.

Наименование выставочного мероприятия

Сроки проведения

Концерн «Белгоспищепром» «Зеленая неделя», г. Берлин

16.01.-25.01.2009

НВЦ «Белэкспо» «Купляйце Беларускае»

24.01.- 31.01

Kolnmesse ISM 2009 г.Кельн, Германия

1.02.-4.02

Международная выставка «Продэкспо 2009» г.Москва

9.02 - 13.02

38-я Трипольская международная выставка, г.Триполи, Ливия

2.03 - 12.03

«Могилевский кирмаш-2009» г.Могилев

16-18 апреля

«Купляйце Беларускае» г.Минск

6-11 мая

«Весна в Гомеле 2009» г.Гомель

20-23 мая

Национальная выставка РБ в г.Астана, Казахстан

1-5 июня

Выставка ярмарка Сделано в Беларуси, г.Минск

25 июня - 5 июля 2009 года

Выставка ярмарка Сделано в Беларуси, г.Гомель

25 июня - 5 июля 2009 года

2.3.2 Подготовка стенда и отбор стендистов на СП ОАО «Спартак»

Для достойного представления предприятия на выставках строятся стенды индивидуальной застройки, которые по уровню оформления и представления экспозиции соответствуют лучшим мировым образцам, самым высоким требованиям.

На стадии художественного проектирования стенда разрабатывается генеральная композиция или компоновка в виде комплекта чертежей и монтажных листов, где все экспоненты разбиваются по тематическим разделам и подразделам согласно последовательному раскрытию темы показа. В соответствии с художественным проектом на месте проведения выставки собирается выставочный стенд и устанавливаются экспонаты. Художник определяет тип показа экспонатов - индивидуальный, групповой или комплексный. В ряде случаев возможно консультирование художника со специалистами. Однако за художественное решение по оформлению стенда отвечает только художественный оформитель. Выделяются специальные выставочные зоны стенда, а именно: зона показа экспонатов, зона коммерческой работы, зона обслуживания. Зона показа экспонатов должна максимально привлекать посетителей; зона коммерческой работы должна быть максимально удобной для проведения коммерческих переговоров и рассчитанной на четыре-шесть человек; зона обслуживания предназначена для хранения рекламной и технической литературы, сувениров, продуктов; она должна предусматривать возможность мытья посуды, приготовления чая, кофе.

Для участия в работе выставки предприятием отбираются стендисты, способные не только дать подробные объяснения по выставочным образцам, но и вести коммерческие переговоры. Подготовку и подбор переводчиков фабрика, как правило, доверяет организационному комитету по проведению выставки-ярмарки. Оптимальное число стендистов рассчитывается следующим образом: на стенде длиной 2 м рекомендуется иметь двух человек, на каждые дополнительные 3 м - еще одного, на каждые общие 12 м - еще одного. Причем если выставка работает более шести часов в день, целесообразнее иметь две смены стендистов. Число переводчиков определяется более произвольно и обычно меньше, чем стендистов, поскольку некоторые из последних в той или иной степени владеют иностранными языками.

Стендисты и переводчики обычно одеты в соответствующую форму и имеют специальные значки. Стендисты обязаны быть активными и вступать в беседу с посетителем обычно не на далекой, а на близкой «социальной дистанции» (2,1-1,2 м), чтобы не выглядеть зазывалами. В то же время дальнейшая беседа строится на «личной дистанции» (1,2-0,45 м).

Транспортировка экспонатов и выставочных материалов к месту проведения выставки-ярмарки. На данном этапе решаются сложные вопросы, связанные с упаковкой, транспортировкой экспонатов и выставочных материалов к месту проведения выставки-ярмарки, прохождением таможенных и прочих выездных и въездных формальностей, складированием и т.д. При этом предприятие пользуется специальными льготами, предоставляемыми участникам международных выставок-ярмарок. Оформление стенда в месте проведения выставки осуществляется согласно разработанным планам и художественной композиции стенда. В большинстве случаев при этом по ходу оформительских работ в эти планы вносятся определенные поправки и изменения.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что предприятие регулярно участвует в следующих выставках: «Лучший продукт года», ISM Кельн, «ПРОДЭКСПО», г. Москва, «ПРОДЭКСПО», г. Минск, «Весна в Гомеле». На международных выставках стенд СП ОАО «Спартак» объединен со стендами «Коммунарки», «Слодыч», «Красный пищевик» (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Участие в выставках является основным направлением коммуникационной политики предприятия. Кроме выставочной деятельности для стимулирования сбыта продукции СП ОАО «Спартак» активно использует различные рекламные средства.

3. Совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности СП ОАО «Спартак»

Основным направлением коммуникационной деятельности СП ОАО «Спартак» было определено участие в различных выставках. Во второй главе было выявлено, что предприятие не полностью использует все возможности, предоставляемые этим элементом сбытовой деятельности, в частности выставки используются скорее как элемент PR, чем как средство расширения сбыта. Одним из факторов эффективности выставочной деятельности организации является качественный рекламный материал. Так для продвижения бренда «Melani» работниками СП ОАО «Спартак» была разработана брошюра, представленная в ПРИЛОЖЕНИИ В. Данная печатная продукция выполнена на высоком уровне. Однако имеет один существенный недостаток. Для продвижения нового бренда СП ОАО «Спартак» в качестве лица бренда сотрудничает с известной белорусской телеведущей Люсей Лущик. Все рекламные средства для продвижения нового бренда так или иначе связаны с ней. Соответственно в сознании потребителей благодаря рекламе создаются определенные стойкие ассоциации. В представленной рекламной брошюре «лица» бренда нет. Соответственно нарушен фирменный стиль бренда, что снижает эффективность как рекламы в целом, так и представленного рекламного материала в частности. В каталоге новогодних подарков и коробок с новогодним дизайном также имеется один недочет: рисунки коробок конфет представлены, но не обозначено их название и масса нетто.

Кроме того, для совершенствования выставочной деятельности СП ОАО «Спартак» необходимо отслеживать не только современные технические решения в организации стенда, но рекомендации ведущих специалистов страны. Участие в деловой выставке - универсальный инструмент маркетинга, соединяющий в себе рекламу, организацию сбыта и исследование рынка. Чтобы выставка реально приносила отдачу, компания должна:

правильно определиться с экспозицией и четко сформулировать цель - что она хочет получить в результате. Участие в выставке - лишь один из инструментов маркетинга, причем весьма дорогостоящий. Поэтому прежде чем принимать решение о его использовании, необходимо убедиться, что нет других, более эффективных и менее затратных способов добиться необходимых целей. Кроме того, специфика некоторых компаний и их рынков просто не предполагает экспонирования;

к выставке нужно серьезно и заблаговременно готовиться и обучать персонал, представляющий компанию на стенде;

информацию, полученную на выставке, следует правильно обработать. Лучше не участвовать, если Вы не готовы взвалить на себя бремя кропотливой работы не только до начала, но и во время, а самое главное - после самой выставки. Распространенная ошибка экспонентов заключается в том, что, несмотря на значительные финансовые, физические и прочие затраты, сопряженные с организацией работы и оформлением выставочного стенда, они не доводят свою работу до конца.

Осмысление отдельных целей участия в выставке находится в прямой зависимости от того, в какой именно выставке есть возможность или желание принять участие. При планировании выставочной стратегии компания должна ответить на вопрос: с какой периодичностью и в каких именно выставках стоит участвовать. Частота, с которой необходимо экспонироваться, зависит от многих факторов [1, c.25]: от специализации компании, положения на рынке, поставленных целей.

В процессе выбора конкретной выставки фирма может ориентироваться на мнение специалистов, знакомых, Интернет, справочники. Критериями выбора обычно служат престижность, условия организаторов, время проведения, но главное - состав участников и посетителей. Как правило, все стараются выставляться на профильных экспозициях. Оптимальными критериями выбора являются:

цели участия созвучны теме выставки;

товар предприятия соответствует обозначенной тематике выставки и присутствует в номенклатуре организатора;

заявленный спектр товаров представителен;

охвачены собственные группы покупателей;

выставка ориентирована на намеченные целевые группы;

предполагается присутствие и новых целевых групп;

количественно-качественный состав посетителей выставки удовлетворителен;

адекватный состав экспонентов (в том числе лидеров отрасли и конкурентов);

конкретные преимущества (отличия) выставки, включая наличие подходящего месторасположения и площади стенда;

приемлемая стоимость участия;

невозможность достижения поставленных целей иными (т. е. невыставочными) методами.

Однако, выбирая выставку только по ее названию или типу, компания может допустить ошибку. Некоторые выставочные организации проводят исследования своей аудитории, но им не всегда можно верить. Рекомендуется посмотреть на избранное мероприятие сначала в качестве посетителя, чтобы получить непосредственное впечатление. Благодаря этому можно увидеть и прочувствовать на собственном опыте, как представлены участники и, соответственно, конкуренты (размер стенда, затраты на оформление стенда, показ товара) и как ведут себя посетители (наплывы в определенные дни, продолжительность пребывания на стендах). Нужно также разузнать, есть ли уже на выставке те, кто предлагает альтернативные решения, и какие аргументы приводят они посетителям (цена, срок поставки, преимущества в использовании). Затраты на такое «расследование» в любом случае будут ниже, чем те деньги, которые пришлось бы затратить на выставку, приняв хотя бы одно сомнительно правильное решение об участии.

Кроме того, как было выявлено в ходе анализа выставочно-ярмарочной деятельности СП ОАО «Спартак», предприятие регулярно участвует в выставках различного уровня, однако договора на выставках не заключаются. Это делается с целью экономии на командировочных расходах экономистов и юристов. Однако, вследствие такого подхода предприятие теряет часть возможных сделок. Для выявления этих потерь рассмотрим эффект от участия в выставках СП ОАО «Спартак» за 2006 год, когда договора еще заключались на выставках. В среднем на одной выставке, в которой участвовало предприятие, заключалось 50 договоров. Средняя стоимость договора предприятия составляет 30 млн р. Таким образом, в результате участия СП в одной выставке заключалось договоров на 1500 млн р.

Для участия в выставке кроме выставочного персонала предприятие выделяло двух экономистов и двух юристов. Командировочные расходы в среднем с учетом проведения зарубежных выставок на одного человека составляют по данным 2007 года 220 тыс.руб. на человека в сутки. Средняя продолжительность выставки - семь дней. Следовательно, дополнительные четыре человека потребуют расходов в размере:

Дополнительные расходы = 220*4*7=6160 тыс. руб.

На основании выше представленных данных можно рассчитать эффект от проведения договорной кампании в рамках выставочной деятельности:

Эффект 2006= 1500-6=1494 млн р.

По данным 2007 года количество заключенных после выставок договоров сократилось до 30. Упущенный доход от неэффективного ведения выставочной деятельности составляет

Упущенный доход 2007 = (50-30)*30=600 млн р.

Вычтя из упущенного дохода затраты на дополнительный персонал можно получить экономический эффект в размере:

Эффект 2007=600-6=594 млн р.

Коммуникации с посетителями посредством Интернета в последнее время становится все более популярным методом извещения целевой аудитории о своем участии. Однако, СП ОАО «Спртак» в своей деятельности предпочитает поддерживаться традиционных каналов информирования. Достаточно эффективной и недорогой может быть реклама участия предприятия в выставке в Интернете. Для этого необходимо разместить подробную информацию об его участии в выставке на страницах своего сайта. Можно также создать отдельную страницу с фотографиями новых продуктов, которые будут представлены на предстоящей экспозиции. Для искусственного расширения аудитории сайта в предвыставочной период используют баннеры, что позволяет привлечь к новости об экспонировании большее количество читателей. Более подробно методы привлечения посетителей на сайт будут рассмотрены далее.

Заключение

В данном курсовом проекте была рассмотрена выставочно-ярморочная деятельность предприятия на примере СП ОАО «Спартак». Коммуникационная политика предприятия определяется как неотъемлемая часть единого комплекса деятельности, направленная на удовлетворение нужд и потребностей покупателя продукции предприятия.

Говоря о деятельности предприятия необходимо отметить, что акционерное общество развивалось, имея приоритетную задачу по сохранению и наращиванию своего производственного потенциала, стабилизации финансово-хозяйственной деятельности. Эту задачу в основном удалось выполнить.

Общая численность промышленно-производственного персонала предприятия на 2008 год составляет 1957 человек.

За 2008 год выручка составила 141,6 млрд. руб., прибыль от реализации - 8,3 млрд. руб., бухгалтерская прибыль порядка 3,9 млрд. руб., объем выпуска продукции в натуральном выражении - 23 911 тонн.

Основными рынками сбыта предприятия в 2008 году определены Республика Беларусь и Российская Федерация. Одновременно с поставками продукции на вышеуказанные рынки отдел маркетинга и отдел продаж прорабатывают возможность увеличения поставок продукции на рынки Западной Европы и США. Основным конкурентам на рынке Беларуси является кондитерская фабрика «Коммунарка» (Минск).

Было также выявлено, что на протяжении 2006-2008 гг. объемы производства и реализации продукции сокращались. К 2008 году производство продукции сократилось на 4966 тонн (17,2%).

Во второй главе, также дается характеристика выставочно-ярмарочной деятельности СП ОАО «Спартак».

Неудовлетворительная степень достижения целей выставочной я ярмарочной деятельности, может быть, для предприятия равносильна неудаче, однако для него это должно быть не поводом для разочарования, а стартовой площадкой для углубленного изучения вызвавших ее причин и условий.

При этом необходимо отметить две из наиболее распространенных ошибок, в которые впадают многие экспоненты, производя оценку своего участия в ярмарке или выставке, а именно:

. Выводы делаются ими сразу же после закрытия экспозиции, так что недооценивается возможность заключения так называемых после ярмарочных (после выставочных) соглашений, роль которых, особенно на выставках и ярмарках инвестиционных товаров, очень велика.

. Оценка значимости ярмарки/выставки, в которой участвовали эти экспоненты, производится ими уже с первого участия.

Если же выбор оказался правильным и коммерческое предложение предприятия соответствовало требованиям посетителей, практика показывает, что для достижения ощутимых и жизнеспособных результатов необходимо принимать участие в конкретной ярмарке или выставке, по крайней мере, в течение трех лет подряд.

На выставке, как нигде, можно «обкатать» новую идею или новую продукцию. Образец, еще не запущенный в производство, по вызванному им интересу составит ваше представление о его рыночном потенциале. При этом не потребуется нанимать команду специалистов, чтобы спрогнозировать его покупательную способность.

Успех выставки для ее участника не имеет ничего общего с количеством посетителей выставки: этот показатель характеризует скорее успех организаторов.

Примерно 50% успеха зависит от правильной подготовки к выставке, а 25% - от грамотной послевыставочной проработки обозначившихся во время мероприятия возможностей.

Многие участники выставок жалуются, что отдача от мероприятия даже не компенсирует затраты на его проведение. Практика показывает, что это в немалой степени объясняется недооценкой многих факторов и ошибочными представлениями, которые питают участники на предварительной стадии.

Организация такого рода мероприятий предполагает высокую степень профессионализма, требует своевременного планирования, наличия квалифицированного персонала, тесного сотрудничества всех работников предприятия, на которых возложена совместная ответственность за подготовку и осуществление участия предприятия на выставках или ярмарках.

Третья глава посвящена разработке направлений совершенствования выставочно-ярмарочной деятельности предприятия одним из них является заключение договоров непосредственно на выставках.

Список используемых источников

1. Акулич И. Л., Герчиков И. З. Маркетинг: Учебное пособие М.: Интерпрессервис; Мисанта, 2003.

. Ананьева Т. Организация и проведение специальных мероприятий в рамках выставок // Маркетинговые коммуникации № 2 (14) 2003, с. 2 - 7.

. Букин Н. Участвовать ли в выставке // Рекламные технологии № 4 (57), 2004, с. 42 - 44.

4. Выставка в условиях цейнота // Маркетолог № 9 2003, с. 32 - 34.

. Гранкина Н. А., Попов Е. В. Разработка внешнеэкономической стратегии сбыта продукции // Маркетинг в России и за рубежом № 3 2003, с. 103.

. Голова А. Г. Выставочно-ярмарочная деятельность // Маркетинг и маркетинговые коммуникации № 3 (51) июнь 2004, с. 64 - 67.

. Киселева Л. Как организовать работу на выставке // Рекламные технологии № 7 (52) 2003, с. 50 - 51.

8. Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации - Москва. 2003.

9. Лысенко В., Гладченко В. Выставка Арт Медиа Экспо реклама - это праздник // Маркетолог № 5 2004, с. 50 - 55.

10. Назаренко Л.Ф. Выставка как инструмент маркетинга - Москва. 2004.

11. На выставку - за юридической консультацией // Маркетолог № 8 2003.

12. Олвуд Д., Монтгомери Б. Выставки: планирование и дизайн/ пер. с англ. Новосибирск,2005.

. Петелин В. Г. Менеджер предприятия по рекламе и выставкам: Учебное Пособие. - М.: Издательство «Ось - 89», 2001.

14. Пояснительная записка к годовому отчету за 2006, 2007 и 2008 гг.

. Роль выставок и ярмарок в продвижении товара // Практический маркетинг - 2001 - №3.

. Семенцова Т. Современные технологии выставочного маркетинга //Вопросы экономики - 2001 - №3.

17. Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинговые коммуникации: Учебник/Под ред. Проф. Л.П. Дашкова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 304с.

. Федько В. П., Федько Н. Г. Основы маркетинга. Серия «Учебники Феникса», Ростов н/Д; Феникс, 2002.

. Федько В. П., Федько Н. Г., Шапор О. А. Маркетинг для технических вузов. Серия «Учебники для технических вузов» Ростов н/ Д: Феникс,2001.

Похожие работы на - Основы ярмарочной и выставочной деятельности предприятия (на примере СП ОАО 'Спартак')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!