Проектирование узла промежуточного вала двухступенчатого редуктора

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    352,21 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектирование узла промежуточного вала двухступенчатого редуктора

Введение

грузоподъемный машина привод редуктор

Рассчитать и спроектировать узел промежуточного вала двухступенчатого редуктора (схема 24), используемого в приводной станции грузоподъемной машины (схема 92).

Рисунок 1. Схема привода грузоподъемной машины

Исходные данные:

Сила тяги F = 8 кН;

Скорость подъема груза V = 43 м/мин;

Длительность работы (ресурс) Lh = 15000 час;

Режим работы - III;

Тип производства - мелкосерийное.

Привод грузоподъемной машины сконструирован для передачи крутящего момента на барабан, который обеспечивает поднятие груза со скоростью 43 м/мин. Привод грузоподъемной машины (рисунок 1) состоит из электродвигателя, муфты, редуктора, барабана, троса. Электродвигатель присоединен к редуктору при помощи муфты. Подъем груза осуществляется тросом, который наматывается на барабан. Барабан приводится в движение от электродвигателя через редуктор и муфту. Редуктор осуществляет повышение крутящего момента и снижение частоты вращения до требуемой величины.

Расчет рабочего органа машины. Определение диаметра троса

Диаметр троса определяем по формуле:

dкан = 0,1·,

где F - сила тяги, кН;

кан = 0,1·= 8,94 мм

Определение диаметра и длины барабана

Диаметр барабана определяем по формуле:

Dбар ≥ 25·dкан,

Dбар ≥ 25·8,94 = 223,5 мм;

Округлим в соответствие с нормативными линейными размерами по ГОСТ 6636 - 69 [2, С.410] и принимаем Dбар = 230 мм.

Определим длину барабана по формуле:

lбар = (1…2)· Dбар = (1…2)·200 = 200…400 мм.

Принимаем lбар=340 мм

Определение крутящего момента и частоты вращения барабана

Определим крутящий момент барабана по формуле:

Тбар = = = 920 Н·м;

Определим частоту вращения барабана:

бар = = = 59,51 об/мин.

Выбор электродвигателя. Определение потребной мощности для подъема груза

Потребную мощность для подъема груза определяется по формуле:

Рпотр = , (2.1)

где η - КПД привода;

η = ηбар·ηт·ηб·ηм,

где h бар - КПД барабана, h бар = 0,95 [2, стр.6];

h т - КПД тихоходной ступени, h т = 0,97 [2, стр.6];

h б - КПД быстроходной ступени, h б = 0,97 [2, стр.6];

h м - КПД муфты, h т = 0,98 [2, стр.6].


Подставляем найденные значения в формулу (2.1) определяем потребную мощность для подъема груза

Рпотр =  = 6,544 кВт.

Определение диапазона частот вращения вала электродвигателя

Частоту вращения вала определяем по формуле:

nэ = nбар · i,

где i - передаточное отношение редуктора;

i = 8 … 25;

nэ = 59,51·(8…25) = 476,08…1487,75 об/мин

Учитывая полученный диапазон частот вращения вала, выберем электродвигатель по таблице 24.9 [2, стр.417]

M6

nэ= 960 об/мин .

АИР112М4 ТУ 16-525.564-84.

Определение передаточного отношения привода и редуктора

Определяем передаточное отношение привода:

прив = == 16,13;

Определяем передаточное отношение редуктора:

iред = iприв = 16,13.

Разработка исходных данных для ввода в ЭВМ. Крутящий момент на выходном валу

Определяем по формуле:

вых = == 968,42 Н·м.

Назначение термообработки материала

Термообработку материала выбирают, учитывая следующие условия:

. Tвых ≤ 1000 Н·м - термоулучшение, нормализация;

. 1000 < Tвых ≤ 1500 Н·м - закалка с низким отпуском;

. 1500 < Tвых - цементация, азотирование.

Так как Tвых = 663 Н·м, то выбираем для материала термообработку - нормализация

Допускаемое напряжение

н] = 500 … 600 МПа

Выберем допускаемые напряжения для быстроходной и тихоходной ступени, учитывая, что в тихоходной ступени σн должно быть выше на 30…50 МПа.

Принимаем

н]б = 50    0 МПа,

н]т = 550 МПа.

Назначение относительной ширины колес

Относительную ширину колес определяем по таблице 8.4[3, стр.143]

ширину колес быстроходной ступени ψва б =0,40;

ширину колес тихоходной ступени ψва т = 0,45.

Номинальная частота вращения электродвигателя

nном = nэ = 960 об/мин.

Эквивалентное время работы редуктора

Время работы редуктора определяем по формуле:

Lhe = μн ·Lh,

где μн = 0,18, [3, табл. 8.9];

Lh - заданный срок службы, час.

Lhe = 0,18·15000 = 2700 час.

Анализ полученных данных и выбор оптимального варианта компоновки редуктора. Условия для выбора оптимального варианта

Вариант № 1

A=da2max=312 мм;

L=aw+0,5·(da+da2T)=200+0,5·(312+325,77)=518,885 мм;

a=+3==11,0357 мм;=bwБ+bwT+2·a+(0,45…0,55)·aw=28,8+68+2·11,0357+200·0,5=

=218,8771 мм;=(d2a2T·bwT+d2a2Б)=6,12(3,122·0,288+3,25772·0,68)=61,323283=A·B·L=3,12·2,18·5,19=35,43 мм3;

Вариант № 2

A=da2max=304 мм;=aw+0,5·(da2Б+da2T)=190+0,5·(304+301,52)= мм;=+3==9,44мм;=bwБ+bwT+2·a+(0,45…0,55)·aw=34,6+70,7+2·9,44+190·0,5=

=222,01 мм;=(d2a2T·bwT+d2a2Б)=6,12(3,042·0,346+3,0152·0,707)=58,9=A·B·L=3,04·2,22·4,9276=33,27 мм3;

Вариант № 3

A=da2max=312 мм;=aw+0,5·(da2Б+da2T)=190+0,5·(320+285)= мм;=+3==10,898 мм;

B=bwБ+bwT+2·a+(0,45…0,55)·aw=40,7+67,5+2·10,89+190·0,5=

=224,99 мм;=(d2a2T·bwT+d2a2Б)=6,12(2,932·0,67+3,122·0,407)=59,7=A·B·L=3,12·4,9263·2,2499=34,58 мм3;

Вариант № 4

A=da2max=320 мм;=aw+0,5·(da2Б+da2T)=190+0,5·(320+285)= мм;=+3==10,87 мм;=bwБ+bwT+2·a+(0,45…0,55)·aw=50,2+66+2·10,89+190·0,5=

=232,994 мм;=(d2a2T·bwT+d2a2Б)=6,12(3,2 2·0,5+2,852·0,662)=64,36=A·B·L=3,12·4,9263·2,2499=36,71 мм3;

Вариант № 5

A=da2max=328 мм;=aw+0,5·(da2Б+da2T)=190+0,5·(328+272,61)=мм;=+3==10,88 мм;=bwБ+bwT+2·a+(0,45…0,55)·aw=65,2+60,9+2·10,88+190·0,5=

=242,87 мм;=(d2a2T·bwT+d2a2Б)=6,12(3,28 2·0,652+2,722·0,609)=70=A·B·L=3,28·2,4287·4,903=39,05 мм3;

Требуемым условиям наиболее соответствует вариант 3.

Рис.

Определение вращающих моментов и частот вращения валов для оптимального варианта компоновки редуктора. Определение вращающих моментов

Вращающий момент на колесе тихоходной ступени:

Т = ,

где ηподш - КПД подшипника; ηподш = 0,99 [2, стр.6];

Т =  = 960 Н·м;

Вращающий момент на шестерне тихоходной ступени:

Т = ,

где uТ - передаточное число на тихоходной ступени;

uТ = 3,84;

ηзац - КПД зацепления [2, стр.6];

ηзац = 0,98;

Т = =251 Н·м;

Вращающий момент на колесе быстроходной ступени:

Т = == 251 Н·м;

Вращающий момент на шестерне быстроходной ступени:

Т = ,

где uБ - передаточное число на быстроходной ступени;

uБ = 4;

Т =  = 65,46 Н·м;

Определение частот вращения

Определим частоту вращения быстроходного вала:

n1 = nэ = 960 об/мин.

Определим частоту вращения промежуточного вала:

2 = = об/мин;

Определим частоту вращения тихоходного

3 == об/мин;

Геометрический расчет зубчатых передач редуктора. Расчет быстроходной ступени

m - модуль, m = 4;

z1 - число зубьев шестерни, z1 = 19;

z2 - число зубьев колеса, z2 = 76;

a - угол профиля, a = 20°;

с - коэффициент радиального зазора, с = 0,25;

Определяем диаметры начальной окружности

мм;

мм.

Определяем диаметры окружности впадин

df1 = d1 - 2·(c+m) = 76-2·(0,25+4) = 67,5 мм;

df2 = d2 - 2·(c+m) = 304 - 2·(0,25+4) = 295,5 мм.

Определяем диаметры окружности вершин

da1 = d1 + 2·m = 76 + 2·4= 84 мм;

da2 = d2 + 2·m = 304 + 2·4= 312 мм

Расчет тихоходной ступени

m = 3; z3 = 26; z4 = 87; a = 20°; с = 0,25; b - угол наклона зубьев,

b = 14,437°.

Определяем диаметры начальной окружности

мм;

мм;

Определим диаметр основной окружности

dв1=mz1cosα= 419cos20=71,4166 мм;

dв2=mz2cosα=473cos20=274,39 мм;

Определим коэффициент торцового перекрытия

.

=+=3,063

Определяем диаметры окружности впадин

df1 = = 78,47 - 2·(0,25+4) = 69,98 мм;

df2 = = 301,52 - 2·(0,25+4) = 293,02 мм;

Проверочный расчет зубчатых передач. Выбор материала и термообработки зубчатых передач

Для шестерни и колеса тихоходной ступени выбираем сталь марки 40ХH с твердостью 230..300 HB и термообработку - нормализация улучшение. Твёрдость для шестерни и колеса быстроходной ступени H1=275HB, H2=260HB.

Для шестерни и колеса быстроходной ступени выбираем сталь марки 45Х с твердостью 230..260 HB и термообработку -нормализация улучшение. Твёрдость для шестерни и колеса тихоходной ступени H3=240HB, H4=244HB

Определение допускаемых контактных напряжений. Допускаемое контактное напряжение быстроходной ступени

Допускаемое контактное напряжение определяется по формуле


где [σн] - допускаемое контактное напряжение для шестерни быстроходной ступени;


где - коэффициент запаса прочности, по табл. 8.9 [3, стр.168] = 1,1;

- коэффициент долговечности

н] - допускаемое контактное напряжение для колеса быстроходной ступени;


Рассчитаем пределы выносливости для шестерни и колеса

Коэффициент долговечности определяется по формуле

 (8.3)

где - базовое число циклов


Определяем эквивалентное число нагружений по формуле


где - коэффициент, зависящий от режима работы, выбирается по табл. 8.10 [3, стр.173], = 0,125

a - число зацеплений зуба за один оборот колеса, а=1


Определяем коэффициенты долговечности по формуле (8.3)

;

;

;

;

Так как zn меньше 1, принимаем все равными 1.

Определяем допускаемые контактные напряжения по формулам (8.1) и (8.2)

МПа;

МПа;


Допускаемое контактное напряжение тихоходной ступени

МПа;

МПа;

т=500 Мпа;

Определение допускаемых изгибных напряжений. Допускаемы изгибные напряжения быстроходной ступени

Допускаемое изгибное напряжение определяется по формуле

где - предел выносливости зубьев при изгибе, выбирается по табл. 8.9 [3, c.168],

= 1,8HB,

где HB- твердость зубьев;

= 1,8·262= 471,6 МПа,

= 1,8·251= 451,8 МПа,

- коэффициент запаса прочности, по табл. 8.9 [3, cтр.168]

 = 1,75;

- коэффициент учитывающий вид нагружения, для нереверсивной передачи =1;

- коэффициент долговечности

Коэффициент долговечности определяется по формуле


где - базовое число циклов, для всех сталей .

Определяем эквивалентное число нагружений


где - коэффициент зависящий от режима работы и термообработки, выбирается по табл. 8.10 [3, cтр.173], = 0,013;

a - число зацеплений зуба за один оборот колеса, а=1

;

;

Определяем коэффициенты долговечности по формуле (5)

;

;

YN1 найденное числовое значение коэффициента долговечности для шестерни не удовлетворяет условию 1 ≤ YN ≤ 2,6, то примем YN1 = 1.

Определяем допускаемые изгибные напряжения по формуле (8.4)

МПа,

МПа.

Допускаемы изгибные напряжения тихоходной ступени

Допускаемое изгибное напряжение определяется по формуле


где - предел выносливости зубьев при изгибе, выбирается по табл. 8.9

= 1,8HB,

где HB- твердость зубьев;

= 1,8·286= 514,8 МПа,

= 1,8·270= 486МПа,

-коэффициент запаса прочности, по табл. 8.9 [3, c.168] = 1,75;

- коэффициент учитывающий вид нагружения, для нереверсивной передачи =1;

- коэффициент долговечности

Коэффициент долговечности определяется по формуле

где - базовое число циклов, для всех сталей .

Определяем эквивалентное число нагружений


Определяем коэффициенты долговечности по формуле (8.5)

;

;

Определяем допускаемые изгибные напряжения по формуле (8.4)

МПа

МПа

Определение расчетных контактных напряжений. Расчетное контактное напряжение быстроходной ступени

Расчетное контактное напряжение определяется по формуле

где - коэффициент, учитывающий особенности расчета косозубой

передачи на контактную прочность, и определяется по формуле


где - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, определяется по табл.8.7 [3, стр.149], =1,07;

Определяем коэффициент  по формуле (8.7)

;

- коэффициент концентрации нагрузки по длине контактной линии, определяется по рис.8.15 [3, стр.130], =1,12;

- коэффициент концентрации нагрузки по длине контактной линии, определяется по табл.8,3 [3, стр.130];

;


= приведенный модуль упругости зубчатой пары, = 2,1×105 МПа;

Определяем расчетное контактное напряжение по формуле (8.6)

МПа;

Условие прочности по контактным напряжениям выполняется, так как

σнб = 428 МПа < [σн]б = 534,08 МПа.

Расчетное контактное напряжение тихоходной ступени

Расчетное контактное напряжение определяется по формуле


где = 1,025,

м/с

= 1,028,

= 2,1×105 МПа

Определяем расчетное контактное напряжение по формуле (8.8)

МПа;

Условие прочности по контактным напряжениям выполняется, так как

σнт = 579,36 МПа < [σн]т =579,92 МПа.

Определение расчетных изгибных напряжений. Расчетные изгибные напряжения быстроходной ступени

Расчетное изгибное напряжение определяется по формуле


где - коэффициент, учитывающий повышение прочности косозубых

 колес, и определяется по формуле

 (8.10)

где - коэффициент, учитывающий нагрузку между зубьями, определяется по табл.8.7 [3, с.149], =1,22;

- коэффициент, учитывающий наклон зуба, определяется по формуле


Определяем коэффициент  по формуле (8.10)

.

- коэффициент концентрации нагрузки при изгибе, определяется по рис.8.15 =1,35

= коэффициент динамичности при изгибе, определяется по табл.8.3

= 1,124;

- коэффициент учитывающий форму зуба и концентрацию напряжения, определяется по рис. 8.20 [3, с.140], приведенное число зубьев:

, .

=4,13; =3,75;

Определяем расчетные изгибные напряжения по формуле (8.9)

МПа

МПа

Условие прочности по изгибным напряжениям выполняется, так как

σF = 71,55 МПа < [σF1]Б = 269,49 МПа;

σF = 64,97 МПа < [σF2]Б= 258,17 МПа;

Расчетные изгибные напряжения тихоходной ступени

Расчетное изгибное напряжение определяется по формуле

где -1,04

- 1,09

- 3,95

 - 3,78

Определяем расчетные изгибные напряжения по формуле (8.11)

МПа;

МПа;

Условие прочности по изгибным напряжениям выполняется, так как

σF = 125,96 МПа < [σF1]Т = 341,56 МПа;

σF = 120,54 МПа < [σF2]Т = 394,43 МПа;

Разработка эскизного проекта редуктора. Определение диаметров вала

Диаметр быстроходного вала определяем по формуле:

d = (7…8) ·,

где Tвх - момент на входном валу редуктора, Н·м;

= (7…8) ·  = 22,53…25,75 мм.

Согласуем диаметр быстроходного вала с диаметром вала электродвигателя dэд=32 мм [2, cтр. 415]:

d = (0,8…1,0)·dэд = (0,8…1,0)·32 = 25,6…32 мм

Округлим до ближайшего значения по табл. 24.27 [2, стр. 431], принимаем конический конец вала d = 28 мм.

Диаметр вала под подшипником определяем по формуле:

dп d + 2(t),        

где t - высота буртика, мм, принимаем равным 1,8 мм [2, c. 42]

dп 28 + 2·1,8 = 31,6 мм.

Принимаем согласно табл. 24.10 [2, с. 417], принимаем dп = 35 мм.

Диаметр буртика вала у подшипника определяем по формуле:

dбп dп + 3∙r,

где r - размер фаски, мм, принимаем равным 2 мм [2, c. 42]

dбп 35 + 3·2 = 41 мм.

Принимаем согласно табл. 24.1 [2, с. 410], принимаем dбп = 42 мм.

Определим диаметры промежуточного вала

Диаметр вала под колесом определяем по формуле:

к = (6…7) ·

где Tпр - максимальный момент на промежуточном валу, Н·м;

к = (6…7) ·  = 35,44 … 41,35 мм.

Округлим до ближайшего значения по табл.24.1 [2,стр.410], принимаем dк =36мм.

Диаметр буртика у колеса определяем по формуле:

dбк ≥ dк + 3∙f,

где f - размер фаски, мм, принимаем равным 1,2 мм [2, cтр. 42]

dбк 36 + 3·1,2 = 39,6 мм.

Принимаем согласно табл. 24.1 [2, стр. 410], принимаем dбк = 50 мм.

Диаметр буртика у подшипника определяем по формуле:

dбп dп + 3∙r,

где r - размер фаски, мм, принимаем равным 2, мм [2, cтр. 42];


dп = dк - 3∙r,

где r - размер фаски, мм, принимаем равным 2 мм [2, cтр. 42].

dп = 36 - 3∙2 = 30 мм.

В целях унификации принимаем dп = 35 мм.

dбп 35 + 3·2 = 41 мм.

Принимаем согласно табл. 24.1 [2, с. 372], принимаем dбп = 42 мм.

dк< dбп поэтому примем dк= dбп=42 мм.

Диаметр буртика у шестерни определяем по формуле:

dбш ≥ dш + 3∙f,

где f - размер фаски, мм, принимаем равным 1,6 мм [2, cтр. 42]

dбш 50 + 3·1,6 = 60 мм.

Принимаем согласно табл. 24.1 [2, стр. 410], принимаем dбш = 60 мм

Определим диаметры тихоходного вала

Диаметр вала определяем по формуле:

d = (5…6) ·

где Tт - максимальный крутящий момент на тихоходном валу, Н·м;

= (5…6) ·  = 43,75…52,5 мм.

Округлим до ближайшего значения по табл. 24.28 [2, стр. 432], принимаем цилиндрический конец d = 45 мм.

Диаметр вала под подшипником определяем по формуле:

dп d + 2t,

где t - высота буртика, мм, принимаем равным 4,0 мм [2, cтр. 42]

dп 45 + 2·4,0 = 53 мм.

Принимаем согласно табл. 24.1 [2, стр. 410], принимаем dп = 55 мм.

Диаметр буртика для подшипника определяем по формуле:

dбп dп + 3∙r,

где r - размер фаски, мм, принимаем равным 3 мм [2, c. 42]

dбп 55 + 3·3 = 64 мм.

Принимаем согласно табл. 24.1 [2, стр. 410], принимаем dбп = 65 мм.

Диаметр колеса

dк = dбп = 65 мм.

Определение расстояний между деталями

Зазор между корпусом и зубчатыми колесами определяем согласно [2, c. 27] по формуле:

a = + 3,

где L - наибольшее расстояние между внешними поверхностями деталей и передач, определим по формуле:

L = (d/2) + (d/2) + awБ + awТ =

=(36,00/2) + (266,99/2) + 120 + 170 = 441,5 мм;

а = + 3 = 10,61 ≈ 11 мм.

Расстояние между дном корпуса и поверхностью колес принимаем равным

b0 ≥ 4a

b0 = 4∙11 = 44 мм.

Выбор типа подшипников

Подбор подшипника для быстроходного вала с диаметром вала под подшипник dп = 35 мм.

Выбираем согласно табл. 24.10 [2, c. 417] подшипник шариковый радиальный однорядный легкой серии.

Маркировка: 207

Грузоподъемность: Сr = 25,5 кH, Сor = 13,5 кН

Внутренний диаметр подшипника: d = 35 мм

Внешний диаметр подшипника: D = 72 мм

Ширина подшипника: В = 17 мм

Фаска: r = 2 мм

Подбор подшипника для промежуточного вала диаметром под подшипник d = 35 мм

Выбираем согласно табл. 24.10 [2, c. 417] подшипник шариковый радиальный однорядный легкой серии.

Маркировка: 207

Грузоподъемность: Сr = 25,5 кH, Сor = 13,5 кН

Внутренний диаметр подшипника: d = 35 мм

Внешний диаметр подшипника: D = 72 мм

Ширина подшипника: В = 17 мм

Фаска: r = 2 мм

Подбор подшипника для тихоходного вала диаметром под подшипник d=55мм.

Выбираем согласно табл. 24.10 [2, c. 417] подшипник шариковый радиальный однорядный легкой серии.

Маркировка: 211

Грузоподъемность: Сr = 34 кH, Сor = 25,6 кН

Внутренний диаметр подшипника: d = 55 мм

Внешний диаметр подшипника: D = 100 мм

Ширина подшипника: В = 21 мм

Фаска: r = 2,5 мм

Расчет промежуточного вала на усталостную прочность. Определение усилий, действующих на вал

Составляющие полного усилия в зацеплениях быстроходной и тихоходной передач.

Окружная сила на шестерне быстроходной передачи, Н:

Ft = 2×Т2Б/dW,

Ft = 2×104,11/212 = 1000 Н;

Радиальная сила на шестерне быстроходной передачи, Н:

FR2Б = Ft2Б×tg aW/cosβ,

где b - угол наклона зубьев; aw - угол зацепления

FR = 1000×tg 20/cos 29,955 = 420 Н;

Осевая сила на шестерне быстроходной передачи, Н:

Fa= Ft×tg b;

Fa =420×tg 29,955 = 240 Н.

Окружная сила на шестерне тихоходной передачи, Н:

Ft = 2×Т/dW,

Ft = 2×699,83/78,16 = 17140 Н;

Радиальная сила на шестерне тихоходной передачи, Н:

FR1Т = Ft1Т×tg aW/cos b,R = 17140×tg 20/cos 0 =6238,3 Н;

Осевая сила на шестерне тихоходной передачи, Н:

Fa = Ft×tg b;

Fa = 5,4×tg 0 = 0 Н.

Изгибающий момент от осевой силы на ось вала

Тизг2= Fa·dw1 / 2,

Тизг2= 0,240·208 / 2 =25,2 Н∙м.

Крутящий момент на промежуточном валу будет равным вращающему моменту на колесе быстроходной ступени

Ткр = Т = 206,13 Н∙м.

Расчетная схема для промежуточного вала

Расстояние a между стенками корпуса и зубчатыми колесами определяем исходя из рекомендаций равным 11 мм.

В нашем случае эти координаты соответствуют размерам c и e, определяемым графически или рассчитываемым по формулам

c = 0,5 × (lст + bшест )+5,

c = 0,5 × (42+ 66) + 5 =59 мм.

e = 0,5 × (BП + lст) + a+2,= 0,5 × (17+42) + 11+2 = 42.5 мм.

Определение реакций и построение эпюр изгибающих моментов в вертикальной плоскости

Уравнение равновесия моментов сил, действующих на вал в вертикальной плоскости относительно опоры А:

∑momA(Fi) = -Fr∙e + Fr∙(e+c) +Tизг- Tизг-Fr∙(e+2c)+ RBzx∙(2e+2c) = 0; (10.5)

Из уравнения (10.5) определяем реакцию в опоре B:

RBzx = (Fr∙e - Fr∙(e+c) - Tизг+ Tизг+ Fr2,∙(e+2c))/ (2e+2c) = (0,42∙42,5 - 6,2383∙101,5 +0,42∙160,5)/203 = -2,6986 Н;

Уравнение равновесия всех сил, действующих на вал в вертикальной плоскости:

∑(Fi) = -RАzx +2Fr1 - Fr2 - RBzx = 0

Из уравнения (10.6) определяем реакцию в опоре А:

RАzx = 2Fr - Fr - RBxz = 2∙0,42 - 6,2383 - 2,6986 = -2,6986 Н;

Значения изгибающих моментов в вертикальной плоскости в сечениях А,В,С,D:

иAzx = 0;

TиDIzx = - RАzx∙e = 2,6986∙42,5 =114,69 Н∙м;

TиPIzx = TиDIzx - Tизг2 = 114.69-25,2 =89,49 Н∙м;

TиDIIzx = - RАzx∙(e+c) + Fr∙c - Tизг2 = 2,6986∙101.5+0,42∙59 -25,2 =273,52 Н∙м;

TиDIIIzx = - RАzx∙(e+2c) + Fr∙(e+с)-Tизг2 -Fr∙c=2,698∙160,5+0,42∙101,5 -25,2-6,2383 ∙59= 89,49 Н∙м;

TиPIIIzx = TиDIIIzx + Tизг2 = 89.49 +25,2 =114,69 Н;

TиBzx =- RАzx∙(2e+2c) + Fr∙(e +2c )-Tизг2 -Fr∙(e+c )+ Tизг2+ Fr∙e=

=2,6986∙203+0,42∙160,5-25,2-6,2383 ∙101,5+25,2-

,42∙42,5=0;

По полученным значениям изгибающих моментов строим эпюру.

Расчетная схема сил нагружения вала в горизонтальной плоскости, определение реакций в опорах

Уравнение равновесия моментов сил, действующих на вал в горизонтальной плоскости относительно опоры А:

∑momA(Fi) = -Fr∙e + Fr∙(e+c) -Fr∙(e+2c)+ RBxy∙(2e+2c) = 0; (10.6)

Из уравнения (10.6) определяем реакцию в опоре B:

RBxy = (Ft∙e - Ft∙(e+c) - Ft2,∙(e+2c))/ (2e+2c) = (1∙42,5 - 17,14∙101,5 +1∙160,5)/203 = -9,5708 Н;

Уравнение равновесия в проекции на ось Х для определения реакции в опоре А:

∑(Fi) = -RАxy +2Fr1 - Fr2 - RBxy = 0;      (10.7)

Из уравнения (10.7) определяем реакцию в опоре А:

RАxy = 2Ft - Ft - RBxy = 2∙1 -17,14 - 9,5708 =-9,5708 Н;

Значения изгибающих моментов в горизонтальной плоскости в сечениях А,В,С,D,E:

иAxy = 0;

TиDxy = - RАxy∙e = 9,5708∙42,5 =406.76 Н∙м;

TиDIIxy = - RАxy∙(e+c) + Ft∙c = 9,5708∙101.5+1∙59 -25,2 =912.38 Н∙м;

TиDIIIxy = - RАxy∙(e+2c) + Ft∙(e+с) -Ft∙c=9,5708∙160,5+1∙101,5-17,14 ∙59= 406,76 Н∙м;

TиBxy =- RАxy∙(2e+2c) + Ft∙(e +2c ) -Ft∙(e+c )+ Ft∙e=

=9,5708∙203+1∙160,5-17,14 ∙101,5-1∙42,5=0;

По полученным значениям изгибающих моментов строим эпюру

Определение суммарного изгибающего момента в опасных сечениях

Существует 3 опасных сечения В, С и D, так как в них изгибающий момент максимален и в них имеется концентраторы напряжений шпоночные пазы.

Суммарный изгибающий момент в опасном сечении В, D:

TиI = Н∙м; (10.8)

TиII=  Н∙м;

Суммарный изгибающий момент в опасном сечении С

TиIII = Н∙м;    (10.9)

Определение суммарных реакций в опорах А и B

Суммарная реакция в опоре А:

RA = 9,9441 кН; (10.10)

Суммарная реакция в опоре E:

RB = 9,9441 кН

Осевые усилия в опорах не возникают т.к. вал плавающий.

Рисунок 2. Эпюры

Определение фактического запаса усталостной прочности вала в сечениях В, D

Фактический запас прочности вычислим по формуле:

SB = (SσB∙ SτB)/≥ [S],     (10.12)

где SσB - запас сопротивления по деформации изгиба,

SσB = σ-1/((σа∙ kσ/ kd∙ kf) + ψσ ∙σт.В),       (10.13)

SτB - запас сопротивления по кручению,

SτB = τ-1/((τа∙ kτ/ kd∙ kf) + ψτ ∙τт.В),         (10.14)

Расчет выполняется по номинальной нагрузке, циклы напряжения принимаем симетричными для напряжения изгиба и кручения

τт.В - среднее напряжение кручения;

τт.В = τаВ = 0,5∙τ = (0,5∙ Tкр)/(0,2∙dк3), (10.15)

где dк - диаметр промежуточного вала под колесом;

τт.В = τаВ = (0,5∙ 206,13)/(0,2∙423) =6,955 МПа

σаВ - амплитуда нормальных напряжений;

σаВ = TиI/(0,1∙dк3) = 416,49/(0,1∙423) = 5,62 МПа;

σ-1 - предел выносливости по нормальным напряжениям, выбираем согласно таблице 8.8 [3, c. 300] равным σ-1 =1000∙0,45=450 МПа;

kσ - эффективный коэффициент концентрации напряжения выбираем согласно таблице 15.2 [4, c. 321] равным 2,0;

kd - масштабный коэффициент выбираем согласно рис. 15.5 [3, c. 301] равным 0,64;

kf - коэффициент качества поверхности, принимаем согласно рис. 15.6 [3, c. 301] равным при тонком шлифовании 1;

ψσ - коэффициент чувствительности материала к нормальным напряжениям принимаем согласно [3, c. 300] равным 0,15 для легированных сталей;

σт - среднее напряжение для симметричного цикла напряжения принимаем равным нулю;

τ-1 - предел выносливости по касательным напряжениям, МПа выбираем согласно [3, c. 300] равным τ-1 =0,25∙1000=250 МПа;

σВ - предел прочности выбираем согласно [3, c. 162] равным 1000 МПа;

kτ - эффективный коэффициент концентрации напряжения выбираем согласно таблице 15.2 [4, c. 321] равным 2,0;

ψτ - коэффициент чувствительности материала к касательным напряжениям принимаем согласно [3, c. 300] равным 0,1;

SσB = 450/((5,62∙2,0/ 0,64∙1) + 0,15∙0) = 2,5;

SτB = 250/((6,95∙ 2,0/ 0,69∙1) + 0,1 ∙6,95) = 11,1,

SB = SD =(2,5∙11,1)/ = 2,4;

Условие по запасу усталостной прочности выполняется, то есть

SB > [S]

,4> 1,5

Так как условие выполняется, то расчет на жесткость не проводим. В опасных сечениях В, D работоспособность обеспечена.

Определение фактического запаса усталостной прочности вала в сечении С

Фактический запас прочности определим аналогично сечениям С т.к. в обоих случаях концентратором напряжений является шпоночный паз.

τт.C = τаC = 0,5∙τ = (0,5∙ Tкр)/(0,2∙dк3)=(0,5∙ 206,13)/(0,2∙473) =9,17 МПа;

σаC = TиII/(0,1∙dк3) = 133,501/(0,1∙473) = 4,9 МПа;

SσC = σ-1/((σаC∙ kσ/ kd∙ kf) + ψσ ∙σт.a)= 450/((4,9∙2,0/ 0,59∙1) + 0,15∙0) = 1,44;

SτC = τ-1/((τC∙ kτ/ kd∙ kf) + ψτ ∙τa.C)= 250/((9,17∙2,0/ 0,59∙1) + 0,1∙9,17) = 11,44

SC =(SσB∙ SτB)/=(1,44∙11,44)/ = 14,39.

Условие по запасу усталостной прочности выполняется, то есть

SС > [S]

,39 > 1,5

Так как условие выполняется, то расчет на жесткость не проводим. В опасном сечении С работоспособность обеспечена.

Проверка долговечности подшипников качения опор промежуточного вала

Исходные данные для расчета

Подшипник 207 - легкая серия;

Режим нагружения 4;

Динамическая грузоподъемность С = 27,5 кН;

Статическая грузоподъемность С0 = 13,7 кН;

Условие работоспособности подшипника

Ср < С,

где Ср - расчетное значение грузоподъемности;

С - паспортное значение;

Ср = р∙,

где р - эквивалентная нагрузка, действующая на опору А и опору E:

pA = pE =(xA∙υА∙RA + yA∙FαA)∙kS∙kT,

где хA - коэффициент радиальной нагрузки для опоры А определим согласно [4, c. 360] по таблице 16.5, равен 1;

υА - коэффициент вращения для подшипника в опоре А равен 1, так как вращается внутренне кольцо;

yA - коэффициент осевой нагрузки для опоры А определим согласно [4, c. 360] по таблице 16.5, равен 0;

kБ - коэффициент безопасности, учитываемый характер нагрузки при умеренном режиме работы равен 1,2;

kT - температурный коэффициент для стали ШХ15 принимаем согласно [4, c. 358] равным 1.

pA = pВ =(1∙1∙9,9441 + 0∙0)∙1,2∙1 = 11,93 кН,

а1 - коэффициент надежности подшипников согласно [4, c.357] равен 1;

а2 - обобщенный коэффициент совместного влияния качества и условий эксплуатации согласно [4, c.333] равен 1,35;

L - ресурс;

L = (60∙n∙Lh)/106,

где Lh - время работы в часах, ч.;

n - частота вращения промежуточного вала, об/мин;

L = (60∙220,31∙1187,5)/106 = 15,7 млн.об.

Ср = 11,93∙= 27,03 кН;

Условие работоспособности подшипника выполняется, т.е.

Ср < С;

,03 кН < 27,5 кН.

Приведенные расчеты показали, что при заданном режиме эксплуатации обеспечена работоспособность промежуточного вала по усталостной прочности и по грузоподъемности подшипников качения.

Проверочный расчет шпоночных соединений

Расчет шпонки для входного вала в месте соединения с муфтой dср=25,9 мм:

Условие прочности для призматических шпонок:

σсм = (4∙Т)/(h∙l∙d)≥[σсм],

где Т - вращательный момент на входном валу;

Т = 33,36 кН∙м;

h - высота шпонки;

h = 5 мм;

см] - допускаемое напряжение на смятие, лежит в пределах от 80 до 150 МПа примем 120 МПа;

b - ширина шпонки;

b = 5 мм;

Выразим из формулы (12.1) рабочую длину шпонки:

lр = (4∙Т)/(h∙d∙[σсм]) = (4∙33,36∙103)/(5∙25,9∙100) = 10,3 мм;

Полная длина шпонки:

Lп = lр + b = 10,3 + 5 = 15,3 мм;

Принимаем по стандартному ряду равной 18 мм.

Выбираем шпонку 5×5×18 в соответствии с ГОСТ 23360-78.

Расчет шпонки для колеса быстроходной ступени

dк=42 мм;

Т = 104,11 кН∙м;

h = 8 мм;

b = 12 мм;

lр = (4∙Т)/(h∙d∙[σсм]) = (4∙104,11∙103)/(8∙42∙100) =12,39 мм;

Полная длина шпонки:

Lп = lр + b = 12,39 + 12 = 24,39 мм;

Принимаем по стандартному ряду равной 28 мм.

Выбираем шпонку 12×9×28 в соответствии с ГОСТ 23360-78.

Расчет шпонки для шестерни тихоходной ступени

d=50 мм;

Т = 206,13 кН∙м;

h = 9 мм;

b = 14 мм;

lр = (4∙Т)/(h∙d∙[σсм]) = (4∙206,13∙103)/(9∙50∙100) = 18,3 мм;

Полная длина шпонки:

Lп = lр + b = 18,3 + 14 = 32,3 мм;

Принимаем по стандартному ряду равной 36 мм.

Выбираем шпонку 14×9×36 в соответствии с ГОСТ 23360-78.

Эскизы стандартных изделий

. Подшипники шариковые радиальные однорядные ГОСТ 8338-75.

Рисунок 3. Эскиз подшипника

Таблица

Обозначение

размеры, мм

грузоподъемность, кН


d

D

B

r

Сr

Сor

207

35

72

17

2

25,5

13,7


Шпонки призматические ГОСТ 24071-97

Рисунок 4. Эскиз шпонка призматичекая

Таблица

Диаметр вала,d

Сечение шпонки

Фаска

Глубина паза

Длина l


b

h


вала t1

Ступицы t2


42

12

8

0,4-0,6

5

3,3

28

50

14

9

0,4-0,6

5,5

3,8

36


Кольцо пружинное упорное плоское наружное концентрическое ГОСТ 3942-80

Рисунок 5. Эскиз кольца

Таблица

Диаметр вала

Канавка

Кольцо


d1

B

r

s

b

l

Допускаемые осевая сила, кН

35

33

1,9

0,2

1,7

3,9

6

26,7


Описание сборки узла промежуточного вала

На вал устанавливаются шпонки в шпоночные пазы под шестерню и колеса. Затем с правой стороны надевается шестерня после нее упорную втулку. Затем с обоих сторон устанавливается колеса и упорные втулки, далее надеваются подшипники. Устанавливаются кольца стопорные. После завершения сборки промежуточного вала, его устанавливают в корпус редуктора. Затем устанавливаются закладные крышки подшипников.

Смазка

Редуктор смазывается картерным способом, методом окунания и разбрызгивания. В масло можно погружать только тихоходные колеса, так как у них окружная скорость V>1 м/с. Подшипники смазываются разбрызгиванием.

Список литературы

. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроительных специальностей вузов.- 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2003 - 496 с., ил.

. Иванов М.Н. Детали машин: Учеб. для студентов вузов. - 6-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 2000 - 383 с., ил.

. Задания на курсовой проект: методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» / Сост.: Прокшин С.С., Сидоренко А.А., Федоров В.А., Минигалеев С.М. - Уфа: УГАТУ, 2006. - 34 с., ил.

. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990 - 399 с., ил.

. Подшипники качения: Справочник - каталог / Под ред. В.Н. Нарышкина и Р.В. Коросташевского. - М.: Машиностроение. 1984. - 280 с., ил.

. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: в 3-х томах. Т.1-3. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 2001.

Приложение

МХС-314   Калинин Р.В. PEДУKTOP 21

MOM= 663. SIG1= 530. PSI1= .70 L1=3 CH=1432.= 22.49 SIG2= 570. PSI2= .45 L2=1 TE= 1188.B Z1 Z2 U MOD D1 D2 X BETA

ПEPBAЯ CTУПEHЬ

ШEBP 85.0 59.5 19 80 4.21 1.50 32.63 137.37 29.129Я CTУПEHЬ

ПPЯM 180.0 69.9 19 101 5.32 3.00 57.00 303.00 .000

ПOДШИПHИKИ I ШAPИKOBЫE PAДИAЛЬHЫE I POЛИKOBЫE KOHИЧECKИE IЧEHИЯ I TИП 0000 I TИП 7000 IЛ 1 I C1= 6.07 C2= 4.26 I C1= 5.21 C2= 4.03 IЛ 2 I C1= 9.08 C2= 9.08 I C1= 8.16 C2= 8.16 IЛ 3 I C1= 24.30 C2= 2.85 I C1= 23.11 C2= 12.48 IB Z1 Z2 U MOD D1 D2 X BETA

ПEPBAЯ CTУПEHЬ

ШEBP 90.0 67.5 18 87 4.83 1.50 30.86 149.14 28.955Я CTУПEHЬ

ПPЯM 170.0 69.9 20 93 4.65 3.00 60.18 279.82 .169

ПOДШИПHИKИ I ШAPИKOBЫE PAДИAЛЬHЫE I POЛИKOBЫE KOHИЧECKИE IЧEHИЯ I TИП 0000 I TИП 7000 IЛ 1 I C1= 6.21 C2= 4.43 I C1= 5.32 C2= 4.14 IЛ 2 I C1= 9.35 C2= 9.35 I C1= 8.44 C2= 8.44 IЛ 3 I C1= 26.07 C2= 2.89 I C1= 24.79 C2= 13.32 IB Z1 Z2 U MOD D1 D2 X BETA

ШEBP 100.0 63.4 14 73 5.21 2.00 32.18 167.82 29.541Я CTУПEHЬ

ПPЯM 170.0 65.9 22 91 4.14 3.00 66.19 273.81 .169

ПOДШИПHИKИ I ШAPИKOBЫE PAДИAЛЬHЫE I POЛИKOBЫE KOHИЧECKИE IЧEHИЯ I TИП 0000 I TИП 7000 IЛ 1 I C1= 6.22 C2= 4.40 I C1= 5.33 C2= 4.14 IЛ 2 I C1= 9.14 C2= 9.14 I C1= 8.28 C2= 8.28 IЛ 3 I C1= 26.68 C2= 2.99 I C1= 25.37 C2= 13.65 IB Z1 Z2 U MOD D1 D2 X BETA

ПEPBAЯ CTУПEHЬ

ШEBP 110.0 62.6 14 82 5.86 2.00 32.08 187.92 29.223Я CTУПEHЬ

ПPЯM 170.0 63.3 24 89 3.71 3.00 72.21 267.79 .169

ПOДШИПHИKИ I ШAPИKOBЫE PAДИAЛЬHЫE I POЛИKOBЫE KOHИЧECKИE IЧEHИЯ I TИП 0000 I TИП 7000 IЛ 1 I C1= 6.23 C2= 4.40 I C1= 5.34 C2= 4.14 IЛ 2 I C1= 8.94 C2= 8.94 I C1= 8.14 C2= 8.14 IЛ 3 I C1= 27.25 C2= 3.03 I C1= 25.91 C2= 13.93 IB Z1 Z2 U MOD D1 D2 X BETA

ПEPBAЯ CTУПEHЬ

ШEBP 120.0 61.9 14 91 6.50 2.00 32.00 208.00 28.955Я CTУПEHЬ

ПPЯM 170.0 61.9 26 87 3.35 3.00 78.23 261.77 .169

Похожие работы на - Проектирование узла промежуточного вала двухступенчатого редуктора

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!