Выявление роли сказки в формировании личностных черт

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    165,55 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Выявление роли сказки в формировании личностных черт

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Факультет управления

Кафедра социологии и управления







Курсовая работа

по дисциплине психология

Выявление роли сказки в формировании личностных черт

Выполнила: студентка группы 2УП2

-ого курса факультета управления, д/о

Володькина А.В.

Проверила: ст.преподаватель

кафедры социологии и управления

Пахомова И.А.



Москва

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Формирование личности, индивид, индивидуальность

.1       Психологическое определение личности

.2       Система понятий «Индивид - личность - индивидуальность»

.3       Формирование личности ребенка

.4       Диспозиционная теории личности по Гордону Олпорту

.5       Теория черт личности по Рэймонду Кеттеллу

Глава 2. Сказка как средство развития самосознания

.1       Определение термина «сказка»

.2       Классификация сказок

.3       Психологический анализ сказок

Глава 3. Роль сказки в формировании личностных черт

Заключение

Список литературы

 

 

Введение


Процесс формирования личности начинается с самого раннего возраста. И на качество этого формирования влияет множество факторов. Всем известно, что основными социальными институтами являются: семья, школа, внешкольные учреждения, а также СМИ. Но как было замечено ранее, что, только что родившись, ребенок в основном получает какие-то новые знания благодаря родителям и книгам.

Сказки занимают большое место во внутреннем мире маленьких детей: ребенок привносит сказочные мотивы в свои игры и фантазии, разыгрывает сказочные истории со своими друзьями или с куклами. Он способен переносить на себя образ главных героев, таким образом, осознавая, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Актуальность данной работы состоит в том, на сегодняшний день многими людьми забыто, что такое «сказка», и какую роль она играет. Многие уверены в том, что сказка - это всего лишь развлечение, пустое времяпрепровождение и даже не догадываются о том, какую «панацею» она несет в себе. Сегодняшнее поколение детей растет в век компьютеризации и далеко не каждый знает, что такое добрая книга со сказками, зачитанная нами в детстве до дыр. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день показывают по телевизору, какого содержания выпускаются мультфильмы и подобные развлекательные передачи, можно представить какое поколение заменит нас.

Цель данной работы - выявить роль сказки в формировании личностных черт.

Для решения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

.        Рассмотреть понятие личности с психологической точки зрения;

.        Выявить различия между понятиями «личность», «индивид» и «индивидуальность» и определить их взаимное влияние друг на друга;

.        Изучить процесс формирования личности ребенка;

.        Изучить основные классификации личностных черт;

.        Определить понятие сказка;

.        Изучить основные классификации сказок;

.        Провести психологический анализ сказок;

.        Выяснить какова роль сказки в формировании личностных черт.

Объектом исследования в данной работе выступает личность человека.

Предметом исследования являются личностные черты.

Теоретическая значимость: источниками, используемыми при написании данной курсовой работы, являются труды известных специалистов в области психологии и педагогики, таких как Аверьянов Л.Я., Боголюбов Л.Н., Бодалев. А.А., Вачков И.В, Дикманн Х., Мельник С.Н., Немов Р.С., Соколов Д.Ю., Пропп В.Я.

Практическая значимость: Данная курсовая работа будет полезна будущим родителям, в связи с тем, что сказка действительно играет большую роль в формировании личностных черт человека и именно на ранних стадиях развития начинается их формирование.

 

Глава 1. Формирование личности, индивид, индивидуальность

 

1.1 Психологическое определение личности


Личность традиционно является предметом изучения множества наук, которые раскрывают наиболее общие законы развития личности в процессе человеческой истории, изменение личности в процессе развития общества, в зависимости от условий общественной жизни человека. К исследованию проблемы личности обращаются многие науки, такие как биологические, когнитивные, социальные науки, а также философия.

В психологии категория «личность» относится к числу базовых, и раздел психологии личности является узловым.

В настоящее время имеется множество определений понятия «личность» и, как правило, каждый автор придерживается своей точки зрения в понимании этого термина, поэтому на сегодняшний день невозможно дать однозначное всеобъемлющее определение вышеупомянутого термина.

Приведем несколько трактовок понятия «личность» (табл.1).

Таблица 1.

Определение понятия «личность»

Понятие

Суть определения

Личность

множество психических систем, определяющих единство и непрерывность в поведении и переживаниях человека, в том виде, в каком это множество проявляется, и в том виде в каком оно воспринимается другими людьми


человек в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития


высшее интегральное понятие, характеризующееся, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности


Олпорт, проводя литературный обзор, выделил около пятидесяти определений понятия «личность». Каждое из этих определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и заслуживают того, чтобы их учитывать при рассмотрении понятия «личность».

Для систематизации этих определений Холл К., Линдсей выделяют ряд категорий или системообразующих критериев, по которым определения понятия «личность» могут быть распределены (табл.2).

Таблица 2.

Ряд категорий определения понятия личность

Название ряда категорий

Сущность ряда категорий

Биосоциальные определения

соотносят личность с «социальной стимульной ценностью» индивида. С данных позиций личность содержится только в «реагирующем другом». Индивид не обладает никакой личностью за исключением той, которая содержится в реакции окружающих

Биофизические определения

соотносят личность с характеристиками или качествами субъекта. Личность связывается со специфическими качествами индивида, поддающимися объективному описанию и измерению

Определения-омнибус

представляют личность через перечисление. Личность обозначается через перечисление важнейших качеств индивида

Интегрирующие определения

личность выступает как организация в отношении различных отдельных реакций индивида. Эта организация является следствием активности личности. Личность - это то, что упорядочивает и согласует разные виды индивидуального поведения

Отдельный ряд категорий

отождествляют личность с уникальными, индивидуальными аспектами поведения


В тоже время нужно отметить, что никакое сущностное определение личности ни на каком уровне общности не применимо. Определения личности, дающиеся различными авторами, зависят от их индивидуальных теоретических предпочтений. В большинстве случаев личность определяется на основе частных эмпирических представлений, выступающих как часть

используемой наблюдателем теории личности. Существует примерно столько определений личности, сколько исследователей работает над этой проблематикой.

Однако, в каждом определении можно выделить общие тенденции, которые затрагивает или включает понятие «личность» (Ферхнем А., Хейвен П.): каждый человек уникален, однако существуют различные базовые характеристики или специфические категории, которые можно использовать при описании всех людей. Изобразим их на схемах (рис.1а, 1б, 1в).

Рис.1а. Поведенческие характеристики личности

Рис.1б. Характеристика черт личности

Рис.1в. Процесс понимания личности человека

Несмотря на сложность и многогранность понятия личности в трудах отечественных психологов, делается попытка дать общее научное определение понятия «личность».

Р.С.Немов определяет личность следующим образом:

«Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми. Определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих».

Язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется лишь только по отношению к человеку, и притом начиная с некоторого этапа его развития. Никто не говорит «личность животного» или «личность новорожденного». Всерьез не говорят о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не «полипняк». Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Потому-то и не говорят о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих порождающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. Как известно, при всем многообразии ее видов и форм, все они характеризуются общностью своего внутреннего строения и предполагают сознательное их регулирование, т.е. наличие сознания, а на известных этапах развития также и самосознания субъекта.

Б.Г.Ананьев в своей концепции личности для теоретического описания человеческого индивида выдвинул следующую систему понятий (рис.2):

Рис.2. Концепция личности Ананьева

«Индивид - совокупность в основном биологических свойств человека; личность - социальная и психологическая характеристика человека: человек как субъект деятельности и познания - совокупность её познавательных и праксеологических особенностей; индивидуальность - синтез всех сторон индивида»

Ананьев для целостного описания понятия индивида стремится отразить единство социальной и биологической природы человека.

Индивид есть обозначение отдельного человека, независимо от того имеют ли в виду его как биологическое или как социальное существо. Для обозначения его биологической природы используется понятие «организм», которое должно охватить системное единство признаков, характеризующих человека как биологическое существо.

Согласно существующим определениям «Индивид - единичный отдельно фиксированный, тем или иным способом выделенный ограниченный предмет, отдельная обособленная сущность или существо, особь, каждый самостоятельно существующий живой организм, отдельная

человеческая личность в отличие от человеческих коллективов».

Понятие «человеческий индивид обозначает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик». Понятие индивида обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего природе, как некая совокупность биологических свойств человека. На уровне единичности имеется в виду понятие индивида, которое характеризует вещи как экземпляры рода. Индивиды - это просто «единицы» некоторой общности. В этом значении понятие индивида употребляется в различных науках (рис.3).

Рис.3. Типы человеческого индивида

·        «Социальный индивид» - обозначение специфически

человеческих всеобщих для всех людей характеристик, связанных с оперированием знаками, орудиями, учет принятых в обществе норм и правил, выполнение социальных функций; некоторая единица реальности, абстрактное понятие, не показывающее каким конкретным образом, существует тот или иной индивид.

·        «Биологический индивид» - некоторая единица реальности. Это

понятие является абстрактным и не показывает, каким образом существуют конкретные индивиды.

·        Безличность - это характеристика индивида, безразличного для

других людей, человека, чье присутствие или отсутствие ничего не меняет в их жизни, не преобразует их поведение, не обогащает и не обездоливает их, и тем самым лишает его самого личности.

Но, человек появляется на свет полноправным членом человеческого общежития. И этого момента он, в отличие от животного, которое именуется особь, приобретает наименование индивида, т.е. единичного природного существа, представителя рода Homo sapiens (человек разумный), продукта длительного развития, носителя индивидуально-своеобразных черт. Сказать о конкретном человеке индивид, - явно недостаточно. По существу, это говорит лишь о том, что он потенциально человек.

Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Формирование индивида берет начало в филогенезе. Индивид как целостность - это продукт биологической эволюции вида, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также процесс их интеграции. Индивид - это, прежде всего, генотипическое (наследственное) образование, продукт филогенеза. Но индивид является не только образованием генотипическим; его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически.

Сведем в таблицу определение понятий онтогенез и филогенез (табл.3).

Таблица 3.

Определение понятий онтогенез и филогенез

Понятие

Суть определения

Онтогенез

процесс развития индивидуального организма; весь цикл индивидуального развития человека от рождения до смерти. Онтогенез - формирование основных структур психики индивида в течение его индивидуального развития

Филогенез

1) процесс возникновения, исторического развития и эволюции психики и поведения животных и человека


2) процесс возникновения эволюции форм сознания в ходе истории человечества


Индивид представляет собой как биологическую, так и социальную сущность человека. В своем развитии он проходит филогенетический, онтогенетический и социальный этапы развития. Социальная программа развития индивида характеризует его как общественное существо и составляет личностный компонент развития индивида.

Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, выступать самостоятельным существом в рамках другого целого.

Индивидуальность человека состоит: в том, что каждый индивид неповторим, но, особенно в том, что каждый индивид - это отдельный самобытный субъект, который, будучи включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет свою относительную самостоятельность.

Индивидуальность можно определить как особую форму бытия человека в обществе.

Целесообразно сопоставить понятие индивидуальности с понятием личности, так как индивидуальность существует не наряду с личностью, а как одно из её свойств (рис.4).

Рис.4. Индивидуальность как свойство личности

Понятие личности фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду. Но если сущность личности есть персонификация общественных отношений, то конкретная личность может выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности. В качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. «Если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности».

Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают друг друга. Формирование личностных качеств человека находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависят от его индивидуального сознания, уровня его развития, индивидуальны особенностей

Понятие индивидуальности не совпадает целиком с понятием личности. Если понятие личности характеризует человека со стороны его социальной обусловленности, его социального содержания, указывая на его социальные позиции и ориентации, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Человеческий индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только «единицей», «экземпляром» рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия.

Индивидуальность - это особое сформировавшиеся качество конкретного человека, взятого в единстве его природных и социальных свойств, его сознания и деятельности. Так «индивидуальность по-разному проявляется в предметном мире, органической природе и человеческом обществе, соответственно можно выделить три её формы (рис.5):

Рис.5. Формы индивидуальности

Сущностное определение индивидуальности состоит в том, что она отражает самобытность конкретного индивида.

Понятие личности характеризует человека со стороны его социального содержания, а понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Понятие индивидуальности неразрывно связано с процессом индивидуализации человека, с формированием и развитием своей самобытности и уникальности.

В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, в других людях, в самом себе.

Графически соотношение понятий «личность» и индивидуальность» можно изобразить как два круга, частично наложенные друг на друга таким образом, чтобы они не совпадали полностью, но имели какую-то общую площадь (рис 6.).

Рис.6. Соотношение понятий личность и индивидуальность

Совпадающая площадь - это те свойства личности, которые составляют основу ее индивидуальности. Оставшаяся площадь круга, символизирующего личность, соответствует тем ее свойствам, которые являются социально типичными и характеризуют ее как представителя многих больших и малых групп. «Остаток» индивидуальности представляют биохимические, общесоматические свойства, характеризующие человека как биологический организм. К индивидуальным признакам, не относящимся к личности, принадлежат физическая конституция (строение тела), тип нервной системы, темперамент, природные задатки.

1.1.    Формирование личности ребенка

Принято считать, что развитие ребенка как личности начинается с 2 - 3-летнего возраста. Это правильно, если иметь в виду появление чисто внешних поведенческих признаков личностной индивидуальности. Они у ребенка действительно возникают только на третьем году жизни. Однако есть основания полагать, что на самом деле процесс формирования личности начинается гораздо раньше:

·        Во-первых, никакое психологическое качество, ни одна форма

поведения не появляется сразу же в полностью готовом виде. Ее внешнему проявлению обычно предшествует достаточно длительный скрытый период развития.

·        Во-вторых, многие качества личности и формы поведения

становятся видимыми в жизни человека лишь спустя много времени после того, как они первоначально начали складываться, и тогда, когда человек в целом уже достиг значительного уровня социальной и психологической зрелости (например, как уже взрослый ребенок ведет себя со своими детьми).

Личностные качества, прививаемые ребенку еще в младенческом возрасте (черты характера) (рис.7):

Рис.7. Прививаемые черты личности в младенческом возрасте

Трудно предположить, что эти качества начинают формироваться в самом раннем возрасте, однако есть основание считать, что их истоки уходят в глубь раннего детства ребенка и коренятся в стиле общения и взаимодействия со взрослыми, который получает младенец в течение первого года жизни.

К этому же возрасту, несомненно, относится начало оформления качеств темперамента ребенка, тем более что темперамент непосредственно зависит от генотипически обусловленных свойств нервной системы. Известно, правда, что действительный темперамент у взрослого человека нередко бывает скрытым и внешне слабо проявляется из-за приобретенных привычек, сдерживающих его проявление, которые превращаются в автоматизированные социализированные реакции человека на определенные жизненные обстоятельства. Многие психологи связывают их с ритуальными формами поведения, обусловленными культурой, и полагают, что их становление зависит от способа обращения взрослого с ребенком в течение первых месяцев жизни. Национально и культурно обусловленные различия достаточно хорошо известны, и они, по-видимому, оказывают влияние на внешние проявления темперамента человека (рис.9):

Рис.8. Внешние проявления темперамента человека

Замечено, что в возрасте около 8-12 месяцев у младенцев возникают не совсем понятные для взрослого страхи. Ребенок например, может неожиданно расплакаться, увидев незнакомого человека, проявить подобную реакцию в том случае, если вдруг явится к нему в незнакомом внешнем облике, скажем, в шляпе. У детей этого возраста страхи появляются также перед расставанием с близкими людьми, в незнакомом социальном окружении или в новой обстановке. Доказано, что даже слепые от рождения годовалые дети так же, как и зрячие, расстраиваются, когда их мама уходит. Наиболее сильно выраженными страхи бывают 15 и 18 месяцами жизни, а затем постепенно исчезают.

Как известно, развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов (рис.9):

Рис.9. Социальные институты

В разные возрастные периоды личностного развития количество социальные институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны.

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.


1.3 Диспозиционная теории личности по Гордону Олпорту


В основе диспозиционных теорий личности лежат две основные идеи:

. Люди обладают широким набором предрасположенностей (черт личности) реагировать определенным образом в различных ситуациях.

. Нет двух людей в точности похожих друг на друга. Каждая личность имеет характерные индивидуальные черты, отличающих индивидуумов друг от друга.

Из этих идей вытекают следующие положения (рис. 10):

Рис.10. Положения диспозиционной теории личности

Одним из ведущих представителей диспозиционного направления является Гордон Олпорт.

Личность (по Олпорту) - это динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление и детерминируют его уникальное приспособление к окружающей среде.

Динамическая организация личности подчеркивает, что личность постоянно развивается.

Психофизическая система - подчеркивается то, что это есть ни исключительно ментальное, и не исключительно нервное образование. Организация предполагает, что действия тела и психики связанны в неразрывном единстве личности.

Олпорт рассматривает личность как организованное и саморегулирующееся целое (рис.11). В отличие от теории научения - где оперируют дискретными единицами, и от психоанализа - где личность поделена на конфликтующие части.

Рис.11. Личность по Олпорту

С точки зрения Олпорта личность подвержена как психологическим, так и биологическим влияниям. Имеено Олпорт создал понятие «три главных разновидности сырья», из которых и формируется личность (рис.12):

Рис.12. Факторы формирования личности по Олпорту

Он соглашался, что темперамент - врожденный биологический фундамент личности. Представляя собой один из аспектов генетической данности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности.

Темперамент, по Олпорту, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и конституцией), из которого строится личность. Представляя собой один из аспектов генетической данности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности. По Олпорту «из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь».

В личности Олпорт считал важным и наследственность, и среду. Он считал, что не одна особенность личности не свободна от наследственных влияний, на нее влияет также и опыт.

Личность = f (Наследственность) ×(Среда).

Классификация черт личности по Олпорту:

Центральное место в теории Олпорта занимает понятие черта личности. Он рассматривает её как «единицу анализа» для изучения личности и её поведения, которое отличается от поведения других людей.

Черта - это определенная предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Человек спокоен в различных ситуациях, или замкнут, или приветлив и общителен. По Олпорту поведение относительно стабильно в различных ситуациях.

Черты личности формируются и проявляются на основе сходства. Т.е многие ситуации, воспринимаемые человеком как равнозначные дают толчок к развитию определенной черты.

Данная черта затем инициирует и выстраивает различные виды поведения, которые эквивалентны в своих проявлениях этой черте. Черта преобразует множество стимулов и обуславливает множество эквивалентных ответных реакций.

Черты личности согласно Олпорту являются (рис.13):

Рис.13. Черта личности по Олпорту

Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения (доминирование, предрасположенность к общению, предрасположенность к замкнутости, агрессивность, искренность, непорядочность, интроверсия, экстраверсия и т.д.).

Олпорт указывает, что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. Люди активно выискивают ситуации, проявляющие их особенности.

Основные характеристики «черт личности» (рис.14):

Рис.14. Характеристики черт личности по Олпорту

Например, ребенок может дважды в день чистить зубы и продолжать делать это, так как это поощряют родители. Это привычка. С течением времени он приучается расчесывать волосы, стирать свою одежду, убирать комнате. Все привычки соединяются вместе и образуют черту личности - опрятность.

. Черты личности являются движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения. Черты не дремлют в ожидании внешних стимулов, способных их побудить. Они скорее побуждают людей к такому поведению, в котором данные черты личности наиболее полно проявляются. Общительный человек не сидит дома, а идет на вечеринку. Черты личности «выстраивают» поведение индивида.

. Существование черт личности можно установить эмпирически. Олпорт указывал на возможность подтверждения их существования посредством наблюдений за человеческим поведением на протяжении длительного времени, изучение историй болезни или биографий.

. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт, на самом деле они в определенной степени связаны. Если у человека развита проницательность, то весьма вероятно, что он может подмечать абсурдные аспекты человеческой жизни, что приводит к развитию у него чувства юмора.

. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. Несмотря на тот факт, что многие черты (искренность, верность, жадность) подвергаются социальному оцениванию, они всё же представляют истинные особенности индивидуума.

. Черту личности можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по её распространенности в обществе. Основываясь на работах германских философов Виндельбана и Штерна Олпорт выделял следующие виды черт (рис.15):

Рис.15. Виды черт по Олпорту

1.       Индивидуальные черты - черты, которыми обладает одно лицо.

Он рассматривал их как реальные единицы личности, которые присутствуют в индивиде и обладают статусом психологической реальности. Это «те подлинные нейропсихические элементы, которые управляют, направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения. Черты - индивидуализированные адаптивные единицы, уникальные для каждого человека. Не существует двух людей, которые обладали бы в точности одной и той же чертой. В принципе, все черты - уникальны для индивида. Например, доминантность как индивидуальная черта, может быть понята только при проявлении её у конкретного человека.

. Общие черты - черты, которыми обладают многие люди в пределах одной культуры. Политические или социальные установки, ценностные ориентации, тревога, конформизм - большинство людей в нашей культуре сравнимы по эти параметрам (чертам личности).

При развитии своей теории Олпорт стал обозначать индивидуальные черты как индивидуальные диспозиции, а общие как черты личности.

И выделял следующие типы индивидуальных диспозиций:

. Кардинальные - все поступки личности можно свести к её влиянию.

Кого-то мы определяем шовинист, романтик, альтруист. Жанна Дарк -глубокое уважение к любому живому существу, Ленин - коммунист.

. Центральные диспозиции - такие тенденции в поведении человека, которые легко могут обнаружить окружающие (пунктуальность, внимательность, ответственность). Олпорт обнаружил, что количество центральных диспозиций, с помощью которых может быть описан человек, мало в пределах от 5 до 10.

. Вторичные диспозиции - образ действия, в котором человек постоянен, но которые влияют на его поступки и поведение не так значительно, как центральные черты. Предпочтения в еде, одежде, личные предпочтения во вкусе. Любимый, цвет, любимые сладости, любимые фильмы.

Разложив человека на черты и диспозиции, Олпорт становится перед задачей как собрать их воедино целостное образование - личность.

Для описания природы личности Олпорт вводит понятие проприум - конструкт, объединяющий черты личности и дающий направление жизни человека. Это позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, которое охватывает все аспекты личности и способствует формированию чувства внутреннего единства.

Это самость человека. Проприум выполняет функции, которые другие теоретики описывают как принадлежащие нашему «Я». Это часть нашего существа, которая задает нам направление и цели.

По Олпорту поведение личности детерминирует система организованных и конгруэнтных черт. Он считает, что поведением человека управляет то, что существует сейчас. В существенной степени функционирование черт осознанно и рационально. Индивиды знают, что они делают и почему. Наиболее важные мотивы поведения личности - это не отголоски прошлого. Мы знаем о человеке больше, если знаем его сознательные планы, а не вытесненные воспоминания. Это ключевой момент концепции Олпорта, которая обозначается как концепция функцональной автономии. Мотивы человека не связаны с опытом прошлых переживаний, из которых они первоначально возникли. Главной системой мотивации личности являются приобретенные интересы, ценности, установки и намерения. Они обеспечивают постоянное стремление человека к развитию зрелой личности.

1.4 Теория черт личности по Рэймонду Кеттеллу


В отличие от идеографического изучения черт по Олпорту, существенно иное направление в психологии черт открывается благодаря статистическому методу, известному как факторный анализ. Теоретики, использующие факторный анализ, полагают, что основополагающие аспекты личности являются общими для всех. Основные элементы, из которых формируется структура личности, универсальны. Сторонники применения факторного анализа для изучения черт считают также, что люди обладают стойкой предрасположенностью реагировать определенным образом и что основные элементы личности имеют строго упорядоченную иерархическую структуру.

Ключевая особенность данного подхода к изучению личности состоит в количественном измерении черт личности. Лидером развития факторных теорий является Раймонд Кеттелл.

Целью исследований Кетелла было раскрыть основные черты личности с помощью точных эмпирических методов исследования. С этой целью он использовал метод факторного анализа.

В своей теории он стремится объяснить взаимодействия между: личностью как системой, с одной стороны, и социокультурной средой, с другой стороны.

Он считает, что теория личности должна учитывать следующие факторы (рис.16):

Рис.16. Факторы теории личности по Кеттелу

Личность (по Кеттеллу) - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Формула Кеттелла для предсказания поведения= f (S, P) - уравнение спецификации

Суть её: то, что человек делает, думает или выражает словами (R) или поведение, есть функция (f), от стимулирующей в данный момент ситуации (S) и от структуры личности (P) или совокупности черт.

Чтобы точно предсказать поведение человека нужно рассматривать черты личности + другие переменные (настроение в данный момент и другие социальные роли, требуемые ситуацией).

Черта - то, что определяет действия человека при столкновении с определенной ситуацией.

Черты личности представляют собой гипотетические психологические конструкты. Они обнаруживаются в поведении и обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и различное время. Т.о. черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.

Структурные принципы - категории черт личности:

В результате проведения многократных процедур факторного анализа при исследовании тысячи субъектов и полученного обширного эмпирического материала, Кеттелл предложил классификацию черт (факторов) личности. Кеттелл классифицировал все личностные черты. В основу их классификации он положил следующие принципы или критерии (рис.17):


. Поверхностные черты - исходные черты - это основополагающие черты личности. Они образуют те блоки, из которых встраивается структура личности. Это объединенные величины или факторы (черты), определяющие постоянство, которое мы наблюдаем в поведении человека. Исходные черты более важные, это некоторый фундамент.

Кеттелл пришел к выводу, что структура личности образована шестнадцатью исходными чертами или факторами.

Поверхностные - совокупность поведенческих характеристик, которые проявляются как черта, в том случае, когда они неразрывно связаны. Поверхностные черты - продукт взаимодействия исходных черт, они менее стабильны чем исходные. Например, наблюдаемые проявления поведения неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом, и составлять поверхностную черту - невротизм. Т.е. такая черта как невротизм подтверждается набором взаимосвязанных элементов, а не одним из элементов.

. Конституциональные черты - черты, сформированные окружающей средой.

Исходные черты он делит на:

.Конституциональные черты - развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Например, выздоровление от пристрастия к алкоголю - может быть причиной раздражительности, подавленности. Это поведение является следствием тех физиологических изменений в организме и отражает исходные конституциональные черты.

.Черты, сформированные средой - обусловлены влиянием социального и физического окружения. Например, человек выросший в мегаполисе, ведет себе иначе, чем в провинциальном городке.

. Способность, темперамент и динамические черты.

Исходные черты можно также классифицировать с точки зрения того, посредством чего они выражаются.

Черты, которые отражают способности человека - определяют умения человека и его эффективность в достижении цели (интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация).

Черты темперамента относятся к эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Кто-то решает задачу быстро, кто-то медленно, реагирует на стресс спокойно - истерично.

Динамические черты - черты, активирующие и направляющие субъекта к определенным целям. Властолюбивая, амбициозная личность

Кеттелл разработал также статистическое руководство - многосторонний абстрактный вариантный анализ для оценки относительной доли участия наследственности и среды в формировании данной черты.

Структура личности по Кеттеллу состоит из шестнадцати факторов или исходных черт личности. Каждый фактор обозначен буквой, указывающей порядок, в котором он проявился в ходе факторного анализа (табл.4).

Таблица 4.

Шестнадцать факторов структуры личности по Кеттеллу

Название фактора

Личностные черты

Фактор А

отзывчивость-отчужденность

Фактор В

интеллект

Фактор С

эмоциональная устойчивость - неустойчивость

Фактор Е

доминантность - подчиненность

Фактор F

рассудительность беспечность

Фактор G

сознательность-безответственность

Фактор H

смелость-робость

Фактор I

жесткость-мягкость

Фактор L

доверчивость - подозрительность

Фактор M

мечтательность - практичность

Фактор N

дипломатичность - прямолинейность

Фактор О

склонность к опасениям - спокойствие

Фактор Q1

радикализм - консерватизм

Фактор Q2

самодостаточность - комформизм

Фактор Q3

недисциплинированность -контролируемость

Фактор Q4

расслабленность - напряженность


Касаясь вопроса о степени влияния черт личности на поведение, Кеттелл высказал мнение, что одна черта сильнее другой в том случае, если она имеет высокие нагрузки в большом количестве образцов поведения Поэтому фактор А (отзывчивость-отчужденность) является самой сильной чертой, т.к. он оказывает большее влияние на поведение людей.

Личность (по Кеттеллу) - это то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации. Мотивация поведения человека зависит от динамических черт. Исследование личности необходимо проводить на базе исследования его черт. Черты образует реальное единство, понимаемое нами как личность.

 

Глава 2. Сказка как средство развития самосознания

 

2.1 Определение термина «сказка»


Каждый знает, что такое сказка, и может чутьем отграничить ее от так называемых родственных жанров - народного предания, легенды и анекдотов - писал финский ученый Х. Хонти.

Долгое время мир не знал, какое определение понятию и сущности сказки можно дать и поэтому многие авторы капитальных общих руководств по фольклору обходились без него.

Можно отметить, что и А. Н. Веселовский, труды которого о сказке составляют целый том, ни разу не дал своего определения сказки. Это не значит, что у названных ученых не было своего понимания сказки, оно у них было, но не зафиксировано ни в каких точных определениях.

Веками наши предки накапливали и преумножали сказочное «достояние», поэтому на сегодняшний день невозможно сосчитать количество этого достояния. На пестроту сказочного материала и на то, что «понятие сказки стало теперь очень обширно», указывал еще А.Н. Пыпин.

Определение понятия сказки нужно начать с изучения слова «сказка», с того, как обозначается это понятие на разных языках.

Есть только два европейских языка, которые создали специальные слова для обозначения понятия этого вида народной поэзии. Это русский и немецкий языки, в других же языках это слово имеет несколько значений.

Сведем в таблицу все значения слова «сказка» на разных языках мира (табл.5).

Таблица 5.

Значение слова «сказка» на разных языках мира

Название языка

Этимология слова

Русский

XVII век - «сказка» = «баснь» («баять» - сказывать, рассказывать) «сказка» - писаное слово, имеющее силу документа. -каз - сказать, указать, наказать

Сербский

«казати» - «говорить»

Чешский

«казати» - «показывать»

Украинский

 Немецкий

«Marchen» - маленький интересный рассказ (-маг- новость, известие; -chen - уменьшительный суффикс) «Fabel» - басня «fabulieren» - рассказывать с привиранием

Древнегреческий

«сказка» = «миф»

Латинский

«fabula» - сюжет, предмет повествования, рассказ, сказка и басня.

Итальянский

«fiaba», «favola», («fibula») «conto», «racconto» (-cont- «счет» (ср. наше -чит «считать») рассказ, рассказывать

Французский

«conte» - рассказ, «raconter» - рассказывать «conte populaire» - народный рассказ, «conte de fees» - рассказ о феях

Английский

«tale» - любой рассказ, «fairy-tale» - фейная сказка, «nursery-tale» (nurse - нянька) - детская сказка


Научное понимание термина «сказка» имеет свою очень интересную историю.

Одно из определений, принятых в Европе, дали Вольте и Поливка. Смысл его сводится к следующему: под сказкой со времен Гердера и братьев Гримм понимается:

Сказка - рассказ, основанный на поэтической фантазии, в особенности из волшебного мира, история, не связанная с условиями действительной жизни, которую во всех слоях общества слушают с удовольствием, даже если находят ее невероятной или недостоверной.

Несмотря на то, что это определение принято считаться верным, оно обнаруживает ряд слабых сторон:

)        Определение сказки как «рассказа, основанного на поэтической фантазии», слишком широко. На поэтической фантазии основано любое литературно - художественное произведение;

)        Что означает «в особенности из волшебного мира»? В большинстве сказок (о животных, новеллистических) вообще нет никакого волшебства. Оно есть только в так называемых волшебных сказках. Все не волшебные сказки остаются вне этого определения.

)        «Не связана с условиями действительной жизни». Вопрос об отношении сказки к действительной жизни очень сложен, но считать за аксиому, что сказка не связана с условиями действительной жизни, и вводить это в определение неправильно. Многие самые фантастические сказки возникают на почве действительности разных эпох.

)        Формула, что сказка доставляет эстетическое наслаждение, даже если слушатели «находят ее невероятной или недостоверной», означает, что сказку можно считать достоверной и вероятной, что это зависит всецело от слушателей.

Определение, данное Никифоровым, гласит:

«Сказки - это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

Сказка, народная сказка есть повествовательный фольклорный жанр. Он характеризуется своей формой бытования. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи.

Этим бытование народной сказки отличается от бытования искусственной, или литературной, сказки, которая передается путем письма и чтения и не меняется. Таков первый признак народной сказки, еще не специфический для нее, но такой, который необходимо выделить и подчеркнуть.

Сказка характеризуется как рассказ, т. е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак также еще не является решающим, так как имеются и другие повествовательные жанры (былина, баллада), которые не относятся к сказкам. Как уже указывалось, самое слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Это значит, что народ воспринимает сказку как повествовательный жанр по преимуществу.

Другой признак, установленный Никифоровым, состоит в том, что сказка рассказывается с целью развлечения. Она принадлежит к развлекательным жанрам. Так, например, В. П. Аникин считает, что сказка преследует воспитательные цели. Что она имеет воспитательное значение - это несомненно, что она создается с целью воспитания - это определенно неверно. Развлекательный характер нисколько не противоречит глубокой идейности сказки. Когда Никифоров говорит о развлекательном значении сказки, то это означает, что она имеет преимущественно эстетические функции, что она - художественный жанр по своим целям и отличается этим от всех видов обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение, от легенды, которая имеет морализирующие цели, или от предания, цель которого - сообщить какие - то сведения.

Признак развлекательности стоит в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым Никифоровым, а именно необычайностью события (фантастического, чудесного или житейского), составляющего содержание сказки.

Наконец, последний выдвигаемый Никифоровым признак - специальное композиционно-стилистическое построение. Стиль и композицию можно объединить общим понятием поэтики и сказать, что сказка отличается специфической для нее поэтикой.

Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной. В связи с этим фактом существует множество классификаций сказок.

2.2 Классификация сказок


Мир сказок чрезвычайно пестр, разнообразен и подвижен. Дав определение сказки, нельзя уйти от классификации этого вида народного искусства.

Разные виды сказки различаются не только внешними признаками, характером сюжетов, героев, поэтикой, идеологией и т. д., они могут оказаться совершенно различными и по своему происхождению и истории и требовать различных приемов изучения. На сегодняшний день существует множество попыток проклассифицировать сказки, но ни одна из созданных классификаций не идет ни в какое сравнение со стройными классификациями, имеющимися в области биологических наук (в зоологии и ботанике) или хотя бы в области лингвистики. Это происходит потому, что не найден тот решающий признак, который мог бы быть положен в основу деления.

Классификация по Афанасьеву:

Лучшей из имеющихся попыток проклассифицировать сказки является классификация Афанасьева. Афанасьев был первым из наших ученых, кто столкнулся с настоятельной необходимостью упорядочения огромного и пестрого сказочного материала.

Представим классификацию сказок Афанасьева в таблице (табл.6):

Таблица 6.

Классификация сказок по Афанасьеву

Тип

Пример

Сказки о животных, сказки о предметах

«Пузырь, соломинка и лапоть»

Сказки о растениях

«Грибы отправляются воевать», «Репка»

Сказки о стихиях

«Мороз, солнце и ветер», «Солнце, месяц и ворон»

Волшебные,мифологические, фантастические, былинные сказки

«Илья Муромец и Соловей», «Василий Буслаевич», «Алеша Попович» и др.

Исторические сказания

О Мамае, об Александре Македонском

Новеллистические или бытовые, былички

Рассказы о мертвецах, ведьмах, леших и пр.

Народные анекдоты, докучные, прибаутки



Постепенно, обнаружилась необходимость в более дробной классификации, в распределении на роды, виды, разновидности и т. д.

Классификация по сюжетам (финская школа - Антти Аарне):

По мере того как в Европе накапливался сказочный материал, стало все более выясняться, что количество сюжетов сравнительно невелико, что многие сюжеты интернациональны, а новые материалы представляют собой в большинстве случаев варианты уже известных и описанных сюжетов. Возник вопрос: какие же сюжеты вообще известны европейской сказке?

На этот вопрос и ответил финский ученый. Он взял несколько больших европейских сборников и установил имеющиеся в них сюжеты. Повторяющиеся сюжеты Аарне назвал типами сказок. Он составил каталог типов и опубликовал его на немецком языке под названием «Указатель сказочных типов ». Каждый тип сказки получил название и номер. Каждый тип дан в кратком, схематическом пересказе. Номер типа представляет собой шифр, т. е. условный знак, обозначающий сказку, независимо от того, на каком языке она записана. Шифры эти имеют такое же значение, как международные латинские названия растений и животных или химические символы.

Каталог Аарне получил всемирное распространение и вошел в международную науку. Он был переведен на многие европейские языки. На русский язык его перевел проф. Н. П. Андреев под заглавием «Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне». Андреев снабдил свой указатель библиографическими ссылками на новейшие русские сборники. Так, если исследователь занимается сказкой «Царевна-лягушка», то под 402-м номером он найдет список русских вариантов этой сказки в учтенных Андреевым сборниках.

Представим классификацию Антти Аарне в таблице (табл.7):

Таблица 7.

Классификация сказок по Антти Аарне

Типы волшебных сказок

Чудесный противник

Чудесный помощник

Чудесный супруг

Чудесный предмет

Чудесная задача

Чудесная сила или знание (уменье)

Прочие чудесные сказки






Внешне все выглядит очень стройно и логично. На самом же деле эта классификация составлена по не исключающим друг друга признакам. Например, чудесная задача обычно разрешается при помощи чудесного помощника. В сказке «Сивко-Бурко» чудесная задача допрыгнуть до окна царевны на коне и поцеловать ее разрешается при помощи чудесного коня Сивко-Бурко. Можно указать еще целый ряд недостатков классификации.

Так, сказки о мачехе и падчерице попадают в разряд «чудесная задача», но сказка «Золушка», где, казалось бы, тоже фигурируют мачеха и падчерица, находится в разряде «чудесный помощник». Н. П. Андреев виртуозно сразу же определял любую сказку. Это он мог потому, что знал указатель наизусть. Но тот, кто его наизусть не знает, часто поставлен в безвыходное положение. Выходом из такого положения мог бы служить алфавитный предметный и именной указатель к указателю типов. На этот путь вступил Томпсон (Thompson, 1927). Если занимающийся сказкой хочет определить, к какому типу принадлежит «Сивко-Бурко» или «Салтан», или «Царевна-лягушка», он смотрит в алфавитный указатель и сразу находит нужное.

Расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

Представим классификацию русских народных сказок (рис.19):

Рис.18. Классификация русских народных сказок

 

Сказки о животных

Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни" и т.д. Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая.

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка "Медведь").

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир - это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного "превращения", поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки "Снегурочка". "Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка". "Обращение" в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличие от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

2.3     Психологический анализ сказок


Говоря о психологическом анализе сказок, нельзя утверждать, что сказанное имеет отношение к их реальному происхождению. Неважно, как возникли сказки; в любом случае - представляет ли они собою десакрализованные мифы, зашифрованные ритуалы, исторические хроники или младенческий бред - они производят психологическое действие на современного ребенка и взрослого. Кроме того, сказка не смогла бы так сохраниться и продолжать жить в культуре, буквально всем отличающейся от той культуры, где она первоначально возникла, если бы она не была наполнена важным психологическим содержанием.

Одной из привлекательных сторон психологии является отсутствие в ней главенствующей точки зрения. Сказки - слишком очевидная вещь, и почти ни одна серьезная психологическая школа не прошла мимо того, чтобы дать свой способ их анализа и понимания. Представим в таблице психологические школы, изучавшие сказки и обозначим основные аспекты вышеуказанного понятия, изучаемые в каждой школе (табл.8).

Таблица 8.

Психологические аспекты изучения сказок

Направления в психологии, школы психологии

Изучаемые аспекты

Поведенческий (бихевиоральный) подход

Велит относиться к сказкам как к описанию возможных форм поведения. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если...?» Сказочный посыл тут оказывается абсолютно реалистичным

Трансактный анализ

Обращает основное внимание на ролевые взаимодействия в сказках. Иными словами, каждый персонаж может описывать реального отдельного человека, определенную роль, которую человек может играть или даже брать в основу своего жизненного сценария. Эрик Берн прекрасно описал, как может вести себя в жизни Красная Шапочка или Спящая Красавица. Таким образом можно проанализировать и русские сказки: хитрая лиса, глупый волк и удачливый заяц могут быть описанием обычной семьи из мамы, папы и сына

Юнгианская аналитическая психология

Рассматривает героев сказки как субличности, части "я" одного человека. Все, что происходит в сказке, можно представить как внутренний процесс, в котором, например, принц - сознание - ищет принцессу - аниму, женское начало - и в процесс вовлечены его собственная мудрость (лесной старичок-советчик), слепая агрессия (дракон) и так далее

Психология эмоций

Рассматривают сказочных героев как персонифицированные эмоции. Какими бы выдуманными ни были персонажи и их действия, вызываемые ими эмоции совершенно реальны. В сказке ребенок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни. Взрослым бы очень понравилось такое положение дел: отыграл все эти ужасы там и возвращайся к нам чистеньким. Сказка - испытательная площадка для трудных эмоций, базовое руководство для превращения пугающих и запретных эмоций в приятные

Гипнотическая школа

обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Сама атмосфера часто почти одна и та же: ребенок слушает сказку, засыпая, от человека, которому он доверяет; речь ритмичная, в ней повторяются непонятные формулы (присказки и т.п.). Сказка может не только предлагать, но и внушать


Сказка - это не просто описание возможностей, но достаточно активное, хотя и недирективное, внушение:

·        моделей поведения

·        ценностей

·        убеждений

·        жизненных сценариев

В этом плане можно говорить, что сказка несет в себе сообщение, послание, аналогичное недирективному постгипнотическому внушению.

Важной чертою сказки является то, что в ходе ее происходит трансформация. Некто маленький и слабый в начале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это можно назвать историей о повзрослении. Юнг говорил о похожем, когда основным мотивом сказки считал процесс индивидуализации. Это не вообще повзросление: это вполне конкретная его стадия, на которой уже оформившееся и отделившееся сознание возвращается к своей подсознательной основе, обновляя и углубляя их взаимные связи, расширяясь, обретая доступ к новым архетипическим образам и энергиям. Можно сказать, что ребенка сказка тянет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство.

 

Глава 3. Роль сказки в формировании личностных черт


Как было сказано ранее личность человека начинает формироваться еще с ранних этапов жизни и от того как проходило детство ребенка будет зависеть его место в обществе. С самого рождения каждый ребенок приобщается к понятию сказка. Именно сказка на ночь является последним пунктом в ежедневном расписании почти каждого ребенка.

По мнению психологов правильное и полноценное формирование личности в ребенке закладывается еще в младенческом возрасте. И от того, в какой семье он живет, получает ли заботу, любовь будет зависеть его дальнейшее будущее. Многие будущие мамы очень часто читают сказки своему еще не родившемуся младенцу, поют колыбельные, рассказывают стихи, сказки. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

По мнению психологов, знакомясь со сказкой, ребенок воспринимает окружающую действительность такой, какая она есть на самом деле. Он начинает видеть разницу между понятиями что такое «хорошо», а что такое «плохо», что добро всегда побеждает над злом и чтобы не попасть ни в какую сложную ситуацию, нужно слушаться взрослых. Только что появившись на свет, ребенок не знает что такое общение, но благодаря сказке он узнает об отношениях между людьми, он учится мыслить на «примитивном» уровне. В сказках нет наставлений и указаний, как себя нужно вести, именно поэтому ребенку они нравятся, слушая их, он неосознанно приобщается к современному обществу, к творческой деятельности, усваивает моральные правила, даже правила этикета. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.

Слушаю ту или иную сказку, ребенок отождествляет себя с главным героем, сам додумывает как нужно вести себя в той или иной ситуации и тем самым либо соглашается, либо не соглашается с действиями героя. Как правило, малыш отождествляет себя с положительным героем, что закладывает в нем, что он должен быть и сам послушным, добрым, вежливым.

Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Злодеи в сказках никогда не нравятся детям, потому что, как правило, они описываются далеко не лестными славами, с пугающей внешностью, одинокими, которые в финале сказки получают то или иное наказание. В сказке судьба злодея далеко не легка. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот - трудно".

Главная задача любой сказки - развитие самосознания и построение высоких уровней взаимодействия между субъектами. Так ли это на самом деле, рассмотрим на примерах:

Во-первых, сказка всегда, во всех поколениях служила средством встречи ее слушателя или читателя (обычно ребенка) с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но - в первую очередь - его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. Об этом много писали К.Г.Юнг и его последователи.

Во-вторых, все отдельные функции сказок в конечном итоге направлены к одной цели - помочь человеку развиваться наиболее оптимальным и естественным для него образом, реализуя свои возможности.

В-третьих, нацеленность сказок на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаимодействий с людьми. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

Обычно сказки занимают большое место во внутреннем мире маленьких детей: ребенок привносит сказочные мотивы в свои игры и фантазии, разыгрывает сказочные истории со своими друзьями или с куклами. Дети могут идентифицировать себя со сказочными персонажами, они видят себя то героем, убивающим дракона, то простаком, который демонстрирует превосходство над своими умными братьями, остающимися в конце концов в дураках. Ребенок может также отождествлять себя с Золушкой, сначала страдающей от несправедливости злых сестер, но под конец торжествующей над ними; или с красавицей, помогающей чудовищу вернуть себе человеческий облик и спасающей при этом своего отца, по заслугам достается и злым сестрам. И найдется ли ребенок, - даже если он не отождествляет себя с Гензелем или Гретель, - который не радуется, когда брат и сестра одерживают победу над ведьмой, а на Рождество не грызет пряничный домик, символ победы, одержанной детьми над страшной злой ведьмой?

Фантазии, основанные на сказках, являются чрезвычайно важной частью душевной жизни детей не в последнюю очередь оттого, что описываемые в них угрожающие ситуации так напоминают основные страхи маленького ребенка - например, страх потеряться, поступить дурно, подвергнуться унижению или опасности, исходящей от чудовищ или злых зверей. Счастливый финал, всегда присущий сказке, дает детям уверенность в том, что, несмотря на все свои страхи, в конце концов они смогут одержать победу. Такое знание помогает ребенку подготовиться к жизненным трудностям и испытаниям, независимо от того, будут ли они реальными или лишь воображаемыми.

Зная о важном значении сказки для внутреннего мира ребенка, легко понять, почему сказочные мотивы играют такую важную роль не только в сознании взрослых людей, но и в значительно большей степени - в их бессознательном, так как, став взрослыми, они часто полагают, будто давно забыли сказки и их привлекательность в глазах детей.

Роль сказок в формировании личностных черт очень велика, рассмотрим это на примерах (табл.9).

личность формирование сказка психологический

Таблица 9.

Личностные черты, формируемые сказками

Название сказки

Формируемые черты

«Репка»

Формирование терпения: не получается - пробуй еще раз, привлекая любые доступные ресурсы. Сказка учит помогать друг другу. В сказке даже маленькая помощь (мышка) помогла вытянуть репку.

«Колобок»

Послушание: нельзя далеко отходить от мамы. На шаг - ничего, на два - спокойно, на три - нормально, на четыре - съедят

«Морозко»

Главная героиня - девушка трудолюбивая, услужливая, кроткая; мачеха - властная, завистливая и жадная. Поведение отрицательных героев сказки вызывает отторжение злобы и несправедливости, а наказание, которое понесла девушка, воспринимается юным читателем как торжество справедливости

«Финист ясный сокол»

Нельзя много хвастаться

«Золушка»

Формирование ответственности и послушания

«Теремок»

Дружелюбие, коммуникабельность

«Снежная королева»

Формирование послушания (образ непослушного, любящего проказы Кая), дружелюбие, взамен отчужденности бессердечной - холодной королевы; Образ Герды - воплощение тепла, любви, верности и материнских чувств. Герда видит вокруг себя добро и благородство

Сказки об Иване Царевиче

1) Никакие проступки не остаются безнаказанными (нарушил запрет - лишился возлюбленной) 2) Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе (золотое правило нравственности). Только благодаря своим нравственным качествам Иван-царевич заручился поддержкой чудесных помощников 3) За свое счастье нужно бороться, ничто не достается легко, торжества добра и справедливости можно добиться только пройдя через различные испытания. Только тогда, когда человек станет достойным счастья, добро победит

«Гуси-лебеди»

Образ сестрицы Аленушки формирует послушание (она оставила одного брата дома и его украли), но благодаря тому, что она помогла яблоне и др. волшебным героям, то получила в тяжелый момент обратную помощь от них

Сказки с участием Бабы-Яги

«Курочка Ряба»

Формирование сочувствия и жалости к главным героям


Таким образом, можно сделать вывод о том, что сказки действительно играют очень большую роль в формировании личностных черт. Читая, книги ребенку с детства, родители неосознанно приобщают ребенка к уже будущей жизни, закладывают в них важнейшие качества личности.

 

Заключение


Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми.

Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения. Черты личности являются движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения. В процессе формирования личности человека, формируются его отдельные качества - личностные черты, личностные характеристики, придерживаясь которых он ведет себя тем или иным образом в различных ситуациях.

На формирование личности человека оказывает влияние множество факторов, но на ранних стадиях развития этим фактором, как правило, является сказка.

Согласно Никифорову:

«Сказка - это устный рассказ, бытующий в народе с целью развлечения, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением».

Сказки - слишком очевидная вещь, и почти ни одна серьезная психологическая школа не прошла мимо того, чтобы дать свой способ их анализа и понимания. Каждое из направлений изучает свое поле деятельности сказки и какое влияние она оказывает, например:

·        Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если...?», описывает

возможную форму поведения;

·        Каждый персонаж в сказке может описывать реального отдельного человека, определенную роль, которую человек может играть или даже брать в основу своего жизненного сценария;

·        В сказке ребенок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни. Сказка - испытательная площадка для трудных эмоций, базовое руководство для превращения пугающих и запретных эмоций в приятные.

Благодаря прочтению сказок неосознанно формируются и закрепляются многие личностные черты, такие как:

·        внимательность;

·        послушание;

·        пунктуальность;

·        доброта;

·        отзывчивость;

·        ответственность;

·        многие другие.

Проанализировав весь вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что роль сказки в формировании личности велика. Основная задача сказки - игровым методом передать необходимые знания, являющиеся основными в формировании личности. Ребенок обычно отрицательно воспринимает наказы, указы, а в этом случае он неосознанно приучается к «взрослому» миру.

 

Список литературы


1.       Аверьянов Л.Я. Хрестоматия по психологии. - М.: Самиздат, 2009. - 138с.

.        Боголюбов Л.Н. Обществознание: учебник для общеобразовательных учреждений: профил. уровень. - М.: Просвещение, 2008. - 416с.

.        Бодалев. А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 2000. - 328 с.

4.       Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.; Ось-89, 2007.- 144 с.

5.       Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. - СПб.: Академический проект, 2000. - 256с.

.        Мельник С.Н. Психология личности. - Владивосток.: ТИДОТ ДВГУ, 2004.- 96с.

.        Немов Р.С. ПСИХОЛОГИЯ. - Кн.1: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2003. - 688с.

.        Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 256 с.

.        Пропп В.Я. Русская сказка. - М.: Лабиринт, 2000. - 416 с.

10.     Классификация сказок. Характерные черты каждого вида /<http://detskie-skazki.com/stati/klassifikaciya-skazok-harakternye-cherty-kazhdogo.html>

Похожие работы на - Выявление роли сказки в формировании личностных черт

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!