Определение конкурентоспособности предприятия

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,55 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Определение конкурентоспособности предприятия

Введение

В настоящее время не существует единого определения понятия "конкурентоспособности". Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.

Таким образом, при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления. Однако по опыту ряда стран конкуренция на внутреннем рынке является основой международной конкуренции.

По мнению авторов, все многообразие конкурентных отношений осуществляется на трех уровнях(1):

микроконкретные виды продукции, производства, предприятия;

мезоотрасли, отраслевые корпоративные объединения предприятий и фирм горизонтального типа интеграции;

макронародно-хозяйственные комплексы межотраслевого типа интеграции и т.п.

С момента своего создания и в течение всей жизни любая промышленная фирма, любой товаропроизводитель поставлены перед необходимостью решения жизненно важной для них проблемы конкурентоспособности. Экономика большинства стран мира глубоко втянута в мирохозяйственные связи, а национальный рынок, его требования в возрастающей мере формируются под активным воздействием мирового рынка и международной конкуренции.

Вплоть до второй половины 80-х годов проблемы конкурентоспособности, стоявшие перед отечественными предприятиями, практически всегда формулировались в виде задач по обеспечению конкурентоспособности продукции. Это было обусловлено относительно слабой вовлеченностью нашей страны в процессы международного разделения труда, изолированностью финансово-экономической системы и невозможностью сколько-нибудь точно сопоставлять издержки производства и выручку от продажи товаров на внешних рынках. Однако реформы 90-х годов привели к перестройке всей экономической системы страны. Сложившаяся на настоящий момент ситуация характеризуется участием в экономических отношениях субъектов различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной. Интересы большинства участников рынка группируются вокруг компаний - экономических единиц, самостоятельно привлекающих факторы производства, использующих их и распределяющих полученную продукцию. Смещение центров управления экономическими явлениями с макро- на микроуровень требует разработки определенных механизмов принятия внутрифирменных решений. Ключевым этапом процесса принятия того или иного решения является анализ альтернативных вариантов и выбор такого, который наиболее полно отвечает поставленным целям.

При этом по мере создания рыночных отношений внутри страны и вовлечения ее в мировые хозяйственные связи интерес в вопросах конкурентоспособности перемещается непосредственно к предприятию и отрасли материального производства. В условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары, как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара. При вступлении на новый для себя рынок, принятии решения о расширении производства или его сокращении, осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции непременно требуется оценка конкурентоспособности производителя или предприятия. Именно поэтому повышение конкурентоспособности национальной промышленности является основным приоритетом развития украинской экономики, что постоянно подчеркивается в выступлениях президента Украины и членов правительства.

Процесс достижения важнейших целей общества в условиях рыночной экономики отражается в рыночной стратегии компаний, в формулировании ими долговременных целей. При огромном различии управленческих подходов в системе долговременных целей можно выделить две группы показателей, которые обеспечивают решение основных задач, связанных с развитием фирмы. Показатели первой группы (доля компании на рынке, ее динамика, объем продаж и т.д.) в обобщенном виде отражают (хотя и косвенным образом) степень удовлетворения потребителей продукцией или услугами фирмы. Показатели второй группы (объем прибыли, норма прибыли, производительность труда и т.д.) отражают уровень эффективности производства данной фирмы.

I.       Теоретическая основа конкурентоспособности

.1 Анализ известных определений понятия «конкурентоспособность предприятия»

В настоящее время отсутствуют общепринятые, удовлетворяющие всех субъектов рынка методов оценки конкурентоспособности не только предприятий, но и других объектов (товаров, услуг, отраслей, регионов, стран). Оценка конкурентоспособности - субъективный процесс, и что понимает под этой категорией лицо, принимающее решение, какой при этом изберет метод оценки ее уровня, такой и может получить результат. При сегодняшней неразберихе в области измерения конкурентоспособности разных объектов разными исследователя ми могут быть получены абсолютно противоположные результаты по одним и тем же объектам. Это объясняется тем, что конкуренция и все, что связано с ней, для хозяйствующих субъектов в Украине сравнительно новое малоизученное явление, поэтому проявляются следствия «болезни роста», что вполне объективно. В советское время конкуренция была подавлена планом, экономика была лишена одной из самых мощных созидательных сил природы. В Украине назрела острая необходимость развития конкуренции, совершенствования методов оценки и управления конкурентоспособностью различных объектов. Трудно управлять тем объектом, сущность которого не выявлена, поэтому необходимо внести ясность в понятийный аппарат в данной области.

Сравнительный анализ известных определений понятия «конкурентоспособность предприятия» позволяет сделать следующие выводы:

. Всю совокупность определений можно поделить на три группы (табл. 1.1):

.        характеризующую внутреннюю и внешнюю деятельности фирмы, без упоминания товара;

.        базирующуюся только на товарной составляющей конкурентоспособности;

.        сочетающую товар и производственную деятельность субъекта.

Таблица 1.1 Определение конкурентоспособности

Автор

Определение

1. Определения, базирующиеся на внутренней и внешней деятельности фирмы

1. Баринов В. [1]

Конкурентоспособность объектов складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели

2. Блинов А.О., Захаров В.Я. [2]

Под конкурентоспособностью предприятия мы понимаем способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей

3. Захаров А.Н. [3]

Конкурентоспособность организации - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования

4. Калашникова Л.М. [4]

Конкурентоспособность предприятия - комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы

5. Селезнев А. [7]

Конкурентоспособность - это обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику

6. Конно Т. [7]

Конкурентоспособность предприятия - совокупность характеристик, включающих захваченную предприятием долю рынка, способность предприятия к производству, сбыту и развитию, способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели

7. Куприянова Т. [5]

Борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса, ведущаяся фирмой на доступных ей сегментах

8. Маракулин М.В. [6]

Конкурентоспособность компании - способность компании работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся конкурентных преимуществ, как минимум, в неизменном виде (лучше- с положительной динамикой)

9. Фигурнов Э.Б., Донец Ю.Ю. [7]

Конкурентоспособность предприятия - эффективность использования его производственного потенциала (способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента)

10. Старовойтов М.К., Фомин Б.Ф. [8]

Конкурентоспособность - «уровень предприятия» - является общей мерой интереса и доверия к услугам предприятия на фондовом, финансовом и трудовом рынках. В числе главных определяющих факторов этой меры выступают стоимость предприятия, техническая оснащенность рабочих мест, реализуемая концепция управления, управленческие технологии, организационная система, человеческий капитал, стратегический маркетинг, техническая, инвестиционная и инновационная политики

11. Яшин Н.С. [7]

Конкурентоспособность предприятия - это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции

12. Петров В. [7]

Конкурентоспособность - это внутреннее свойство субъекта рыночных отношений, выявляемое в процессе конкуренции и позволяющее занять свою нишу в рыночном хозяйстве капиталистического типа для расширения воспроизводства, что предполагает покрытие всех издержек производства и получение прибыли от легальной хозяйственной деятельности

13. Светуньков С.Г. [16]

Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов

14. Завьялов П.С. [17]

Конкурентоспособность предприятия - это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка

15. Емельянова С.В. [25]

Конкурентоспособность производителя - это его потенциальная или реализованная способность обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот собственных или привлеченных активов, могущих стать конкурентными преимуществами

16. Дементьева А.В. [26]

Конкурентоспособность предприятия - это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках

2. Определения, базирующиеся на товарной составляющей конкурентоспособности

17. Миронов М.Г. [7]

Конкурентоспособность предприятия - способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише

18. Фатхутдинов Р.А. [10]

Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке

19. Фатхутдинов Р.А. [11]

Конкурентоспособность организации - это ее способность производить конкурентоспособный товар или услугу

20. М. Эрлих и Дж. Хайн [7]

Конкурентоспособность - способность страны или фирмы продавать свои товары

21. European management forum [7]

Конкурентоспособность фирмы - это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющиеся у них для этого возможности проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителя, чем товары конкурента

22. Васильева З.А. [12]

Конкурентоспособность предприятий (для потребителей) - способность удовлетворять потребности (решать проблемы) потребителей на основе производства товаров и услуг, превосходящих конкурентов по требуемому набору параметров

23. Дулисова И.Л. [14]

Свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, или конкурентоспособность - это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка

Конкурентоспособность - это способность страны или фирмы продавать свои товары

25. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. [18]

Интегральная конкурентоспособность предприятия по отношению к другим предприятиям - это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать данную долю

3. Определения, сочетающие товар и производственную деятельность субъекта

26. Донцова Л.В. [13]

Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности

27. Рубин Ю.Б.,Шустов В.В. [15]

Реальная и потенциальная способность компании, а также имеющиеся у них для этого возможности проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов

28. Сергеев И.В. [13]

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал

29. Фасхиев Х.А. [9]

Под конкурентоспособностью предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, то есть товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей

30. Ермолов М.О. [7]

Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, отражающая отличие процесса развития данного производителя от производителя конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности

31. Мазилкина Е.И., Паничкина Т.Г. [23]

Конкурентоспособность организации - это относительная характеристика, отражающая степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей, а также возможности и динамику приспособления организации к условиям рыночной конкуренции

32. Иванова Е.А. [24]

Конкурентоспособность предприятия - это необходимое условие обеспечения производства конкурентоспособной продукции, что является в современных условиях важным направлением деятельности предприятия, ориентированного на завоевание как внутреннего, так и внешнего рынка путем создания продукции, отвечающей требованиям потребителей и мировым стандартам в конкретных сегментах рынка в определенный период времени

33. Зайцев Н.Л. [27]

Конкурентоспособность предприятия - это его возможность производить на действующих производственных мощностях в соответствии запланированными технико-экономическими параметрами, обеспечивающими конкурентоспособность продукции


Согласно Закону Украины «Про захист економічної конкуренції» экономическая конкуренция (конкуренция) - соревнование между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимуществ над другими субъектами хозяйствования, вследствие чего потребители, субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товаров на рынке.

Ключевые элементы конкурентоспособности на уровне предприятия - это «товар», «рынок». За редким исключением без оценки позиции товара на рынке нельзя вести речь о конкурентоспособности его производителя. Исключение составляют случаи, когда товары конкурирующих предприятий по цене и качеству абсолютно одинаковы, что встречается крайне редко. Например, электроэнергия, генерируемая разными компаниями, если цена на нее установлена для всех директивно на одном уровне. Тогда конкурентоспособность предприятия тождественна его конкурентному потенциалу. В спорте по показанному результату определяют победителя, а за результатом стоит конкретный атлет с совокупностью индивидуальных показателей. На рынке также результат деятельности фирмы - это его товар, конкурентоспособность которого оценивает рынок. За конкурентоспособным товаром на рынке может стоять «разваливающееся» предприятие, и наоборот. Однозначно можно сказать, если предприятие идет на спад, то в будущем у него вряд ли будут конкурентоспособные товары. Это утверждение больше относится к производителям наукоемкой, высокотехнологичной, технически сложной продукции. Конкурентоспособность производителей простых дешевых товаров, не требующих больших усилий на разработку, может отождествляться с конкурентоспособностью его товаров, то есть их рыночной позицией.

Борьба на товарных рынках между производителями за потребителя непрерывный процесс, поэтому при оценке конкурентоспособности предприятий конкурентоспособность товара должна рассматриваться совместно с конкурентным потенциалом предприятия.

. Лишь одно определение (№ 2) среди приведенных в табл. 1 содержит слово «превосходство». Конкуренция - это состязание фирм на конкретных сегментах рынка за ограниченный объем платежеспособного спроса, следовательно, должны быть победители состязания. Конкурентоспособность сравнительная категория, то есть должен применяться математический аппарат оценки и ранжирования сравниваемых объектов. Кто-то должен быть лучше, кто-то хуже, то есть победитель должен превосходить соперников.

. Известные определения однозначно не устанавливают состав смыслообразующих элементов термина «конкурентоспособность предприятия», что препятствует выработке метода измерения ее уровня. Известно, что нельзя измерить, тем нельзя управлять. Определение должно указать направление для разработки метода оценки конкурентоспособности предприятия. Оно должно сочетать сущностные и содержательные элементы экономической дисциплины - маркетинга и технической дисциплины - квалиметрии. Конкурентоспособность - явление динамичное, она должна оцениваться по состоянию на конкретный момент времени и независимо от конкурентов, то есть индивидуально. На эти обстоятельства в известных определениях не обращено достаточного внимания.

. Приведенные определения не ориентированы на решение управленческих задач. Менеджеров, прежде всего, интересует проблема управления уровнем конкурентоспособности предприятия. Сравнивая результаты оценки конкурентов по одной и той же методике, можно их ранжировать по конкурентоспособности, проследить динамику уровня конкурентоспособности исследуемых объектов. Измерение конкурентоспособности предприятий создает возможность моделировать ее уровень, выработать обоснованные управленческие решения. Уровень конкурентоспособности предприятия управляем, и осуществляется целенаправленным воздействием на показатели, как товара, так и самого предприятия.

. Ни в одном известном определении не указывается, кто же оценивает конкурентоспособность предприятия. Однозначно, что для внешнего пользования она должна оцениваться субъектами внешней среды. Для управленческих целей фирма сама должна оценить уровень своей конкурентоспособности, но по той же методике, по которой ее оценивают другие субъекты. В данном случае, как в спор те, победителя определяют судьи.

. В известных определениях не указывается временной фактор конкурентоспособности. Конкуренция на рынке - процесс непрерывный, поэтому «победитель» в конкурентной борьбе определяется на конкретный момент времени. На каждый момент времени может быть составлен ранг конкурентоспособности предприятий, и он динамичен.

. Лишь в шести определениях (№ 7, 12, 17, 18, 23, 29) из 33 приведенных в табл. 1 подчеркивается, что конкурентоспособность предприятия устанавливается на определенном рынке. Предприятие, во-первых, не может одновременно присутствовать на всех рынках, во-вторых, оно может быть конкурентоспособным на одних и неконкурентоспособным на других рынках, где присутствует. Даже на одном и том же рынке, на различных сегментах конкурентные позиции предприятия могут существенно различаться. В определении должно быть указано, на каких рынках предприятие конкурентоспособно, а точнее, на каких сегментах рынка.

. В известных определениях, если даже упоминается товар, не производится его конкретизация. Конкурентоспособность предприятия целесообразно оценить по отношению к конкретному товару. Не исключается, что у одного и того же производителя могут быть одни товары конкурентоспособны, а другие - нет, следовательно, предприятие конкурентоспособно по одним товарам, неконкурентоспособно по другим. Для фирм, производящих широкую номенклатуру продукции, правильнее было бы вести речь о конкурентоспособности по конкретному товару на выбранном сегменте рынка.

. Известные определения чаще ориентированы на оценку конкурентоспособности предприятий на текущий момент, по фактическим данным, тогда как для управленческих целей важнее ориентация на будущее, учет потенциала роста.

. Ни в одном известном определении не упоминается о том, что конкурентоспособность должна быть достигнута без ущерба окружающим. Предприятие может повысить свою конкурентоспособность, например, путем уклонения от налогов, экономя средства на природоохранные мероприятия, снижая заработную плату работникам и т. д. Конкурентоспособность, достигнутая с ущербом внешней и внутренней среде, недолговечна, так как рано или поздно приходит «час расплаты».

Проведенный анализ литературных источников в исследуемой области позволяет заключить, что общепринятого, удовлетворяющего всех участников рыночных отношений и способствующего к разработке методов решения стоящих перед ними управленческих задач определения конкурентоспособности предприятий нет. Требуется такая формулировка термина «конкурентоспособность предприятия», которая имела бы управленческую направленность; устанавливала бы взаимосвязь этого понятия и его содержательных элементов с другими категориями предметной области; указала бы направление к разработке метода оценки уровня конкурентоспособности предприятия; позволяла бы вести оценку независимо от временных рамок; открыла бы путь для дальнейших исследований в данном направлении и была бы лишена тех недостатков, которые приведены выше.

Конкурентоспособность предприятия ярко проявляется в следующих четырех признаках:

.        потребители довольны товарами и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);

.        общество, партнеры, государственные и социальные институты не имеют претензий к фирме;

.        акционеры довольны положением дел на фирме, величиной дивидендов;

.        работники довольны своим положением и гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой фирме.

Для того чтобы стать конкурентоспособной, фирме необходимо:

·              обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка;

·              повысить конкурентный потенциал предприятия до уровня лучших производителей отрасли. Этот показатель характеризует способность предприятия в настоящем и в будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары, превосходящие по качеству и цене аналоги. Высокий конкурентный потенциал - залог преуспевания организации в будущем.

Успех на рынке товаров сегодня не гарантирует предприятию успех в будущем, так как конкурентоспособность - показатель динамичный, поэтому она должна изучаться к конкретному моменту времени с учетом изменений рыночной конъюнктуры.

С учетом вышеприведенных замечаний было сформулировано следующее определение: «конкурентоспособность предприятия - это оцененное субъектами внешней среды его превосходство на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный момент времени, достигнутое без ущерба окружающим, определяемое конкурентоспособностью его конкретных товаров и уровнем конкурентного потенциала, характеризующего способность в настоящем и будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары (услуги), превосходящие по критерию цена/качество аналоги».

Данное определение подчеркивает следующие аспекты конкурентоспособности предприятия:

·              конкурентоспособность для целей общественного суждения оценивают внешние субъекты;

·              оценка ведется на сегментах рынка, где присутствует предприятие;

·              конкурентоспособность - это превосходство над конкурентами, то есть сравнительная категория;

·              оценка ведется в конкретный момент времени, и могут использоваться фактические и прогнозные показатели;

·              конкурентоспособность интегрирует два комплексных показателя: конкурентоспособность товара и конкурентный потенциал предприятия в целом. Здесь под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем превосходство его по качеству и цене над аналогами в определенный момент времени, в конкретном сегменте рынка достигнутое без ущерба производителю [20];

·              у конкурентоспособного предприятия, во-первых, ныне выпускаемые товары должны быть конкурентоспособны, во-вторых, у него должен быть потенциал в будущем разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать товары, превосходящие по качеству и цене аналоги;

·              устанавливает взаимосвязь элементов маркетинга и квалиметрии; указывает метод измерения конкурентоспособности предприятия путем интегрирования двух составляющих: конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала предприятия;

·              определение направлено на решение управленческих задач. Комплексные показатели «конкурентоспособность товара» и «конкурентный потенциал предприятия» - категории измеряемые, следовательно, управляемые. Причем упомянутые категории могут измеряться индивидуально. В этом случае оцениваются и сравниваются показатели одного и того же предприятия в разные периоды, выявляется направление развития предприятия, проблемные области;

·              конкурентоспособность достигается без ущерба окружающим; определение открывает путь для дальнейших исследований в данной области.

Прежде всего, требуется разработка объективных методов оценки конкурентоспособности товаров и конкурентного потенциала предприятий и интегрирования их в один оценочный показатель. Определенные наработки по этим направлениям уже имеются. Так, конкурентоспособность товаров может быть измерена по декомпозиционно-агрегатному методу оценки конкурентоспособности товаров [19; 20], конкурентный потенциал предприятия - по методу профилей [21], а определение конкурентоспособности предприятия может осуществляться интегрированием конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала с применением коэффициента предпочтений [22].

Таким образом, критический обзор понятия «конкурентоспособность предприятия» позволил выявить недостатки известных определений и с учетом их сформулировать новое определение, которое расширяет горизонт дальнейших исследований в области управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов.

1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы

конкурентоспособность хозяйствование экономический

Анализ конкурентоспособности фирмы на рынке допускает определение факторов, которые влияют на отношения покупателей к фирме и ее продукции и как результат - смена части рынка фирмы. Все факторы конкурентоспособности можно разделить на внешние и внутренние (рис 1.1).

Фирмы, предают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценивания реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мероприятий и средств, за счет которых фирма могла повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетинговых исследований для оценивания конкурентоспособности используют количественные показатели, которые свидетельствуют о степени стабильности фирмы, способности выпускать продукцию в оптимальном объеме и которые пользуется спросом, и кроме этого, обеспечивают фирме получение намеченных и стабильных результатов.

Рис. 1.1 Система факторов конкурентоспособности

Спектр данных показателей должен охватывать: эффективность производственно-сбыточной деятельности; эффективность капитальных вложений, резерв снижения затрат производства.

Качественная оценка допускает использование таких параметров:

·        потребность в капитальных вложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по отдельным видам продукции;

·        ассортимент продукции, его объемы и стоимость;

·        набор рыночных и других сегментов для каждого вида продукции;

·        потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта продукции;

·        перечень мероприятий и приемов, которые фирма может обеспечить преимущества на рынке;

·        инновационная политика (обновление продукции на основе собственных разработок);

·        выполнение обязательств по соглашению относительных сроков поставок.

·        применение научных подходов к стратегическому менеджменту;

·        обеспечение единства развития техники, технологии, экономики, управления;

·        применение современных методов исследования и разработок;

·        рассмотрение связей, функций управления любыми процессами на всех стадиях жизненного цикла объекта;

·        формирование системы мероприятий и обеспечение конкурентоспособности разных объектов.

К организационным мероприятиям, которые повышают уровень конкурентоспособности предприятия, относятся:

обеспечение приоритетности продукции;

смену качества изделия и его технических параметров с целью учета требований потребителя и его конкурентных запросов;

определение преимуществ товара в сравнении с заменителями;

определение недостатков товаров-аналогов, которые выпускают конкуренты;

изучение мероприятий конкурентов с удовлетворением аналогичных товаров;

определение и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции;

новые приоритетные сферы использования продукции;

дифференциация продукции, которая обеспечивает относительно стойкие преимущества потребителей, которые отдаются определенным видам взаимозаменяемых товаров;

влияние непосредственно на потребителя, путем искусственного ограничения поступления на рынок новых товаров, проведения рекламы, предоставление денежного или товарного кредита.

II.      Рекомендации по повышению конкурентоспособности и эффективности предприятия

Система организации деятельности и обеспечения конкурентоспособности предприятия включает такие этапы: организация службы маркетинга; укомплектование службы соответствующими кадрами; восстановление функциональных обязательств.

Для достижения конкурентных преимуществ можно использовать следующие стратегии достижения повышения конкурентоспособности предприятия.

.        Стратегия наступления.

В эту стратегию входят десять этапов: наступление на сильные стороны конкурентов, наступление на слабые стороны конкурентов, многоплановое наступление, захват стратегических высот, партизанское нападение, предупреждающие действия.

Наступление на сильные стороны конкурентов. Это действие дает возможность получить часть рынка путем достижения конкурентных преимуществ над сильными сторонами слабых конкурентов, возможность свести на ноль преимущества сильных конкурентов (захват части рынка). Способы реализации: снижение цен, использование сравнительной рекламы, придание продукции качеств, которые являются важными для потребителей конкурентов. Этот этап возможен для мощных предприятий, которые владеют достаточными ресурсами.

Наступление на слабые стороны конкурентов. Назначение: работа с сегментами рынка, которые плохо обслуживают конкурентов или игнорируют их. Способы реализации: заполнение свободных ниш, концентрация усилий на продуктах, где аналоги конкурентов имеют невысокое качество. Предприятия, которые владеют достаточной мощностью для выхода на новые рынки и производства новой продукции, имеют возможность для применения данной стратегии.

Многоплановое наступление. Осуществление действий в разных направлениях. Способ реализации: одноразовые действия - снижение цен, повышение интенсивности рекламы, производство новых товаров и другие действия.

Захват стратегических высот. Назначение: получение преимуществ в новом сегменте, который еще не сформировался, но обещает быть перспективным. Способ реализации: действия многопланового наступления. Стратегия возможна для мобильного предприятия с хорошей мощностью.

Партизанское нападение. Назначение: нанесение неожиданных, узконаправленных ударов по неукрепленным позициям конкурентов. Способ реализации: применение в случае нарушения конкурентами патентного права.

Предупредительная атака. Назначение: наращивание производственной мощности. Способ реализации: действия по поводу создания таких конкурентных преимуществ, которые конкуренты не смогут или побояться осуществить.

. Защитные стратегии.

Укрепление конкурентных позиций. Назначение: копирование действий и политики конкурентов. Способ реализации: минимизация числа партнеров, увеличение сроков гарантии, освоение новых технологий. Данная стратегия возможна для средних предприятий, с хорошими ресурсами.

Защитная атака. Назначение: проведение в ответ на действия конкурентов политики пропаганды решающих действий. Способ реализации: заявления про намерения держать высокие цели, заявления по поводу планов внедрения новых технологий, резкая и сильная реакция на слабых конкурентов. Возможна для разных предприятий.

. Стратегия малых предприятий.

Защитная стратегия. Назначения: для определения и сохранения части рынка. Способ реализации: базируется на снижении себестоимости.

Стратегия агрессивной защиты. Назначения: применяются радикальные действия по увеличению продажи, повышения прибыли. Способ реализации: снижение цен, интенсивности рекламных мероприятий.

Итак, для повышения конкурентоспособности предприятия необходимо выбрать стратегию конкурентных преимуществ и обеспечить реализацию этой стратегии.

Повышение эффективности и работы предприятия можно достигнуть только путем соединения прогрессивной техники и технологии с рациональной организацией производства и труда, то есть внедрения менеджмента.

Повышение эффективности предприятие делиться на несколько направлений: - Ресурсное направление. Это повышение эффективности использования основных фондов, оборотных средств, трудовых ресурсов, инвестиционных ресурсов.

Организационное направление. В нем заключается повышение эффективности управления предприятием, внедрение новых методов организации производства, усовершенствования стиля и методов управления, внедрение адаптивных организационных структур.

Техническое направление. Повышение эффективности техники: обновление технической базы, решение организационно-правовых проблем предприятия. Повышение эффективности технологии: внедрение новых ресурс сохраняющих технологий, строгое придерживание технологических элементов.

Заключение

Итак, в Украине при всем противоречии переходного периода формируется система конкурентных и эффективных предприятий: потенциально мощных, но только приспособившихся к рыночным условиям, большие предприятия, которые появляются только в отдельных отраслях, и поштучно как большая редкость, которая рождается фирмами-пионерами, окружены многочисленными конкурентоспособными и эффективно развитыми предприятиями.

Завоевание и удержание конкурентных преимуществ - ключевые факторы успеха предприятия в конкурентной борьбе. Особенной остроты эта проблема достигает в условиях усиления интенсивности конкуренции на отдельных рынках, где от производителей продукции и услуг необходимо постоянно отслеживать изменения спроса, стоимости сырьевых источников, а вопрос рентабельности активов прямо зависит от степени использования новейших подходов в сфере стратегического маркетинга.

Формирование конкурентных отношений способствует созданию развитого, цивилизованного рынка, что включает сферу производства и товарообмена. Благодаря активному интересу к проблемам повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования, которые возникли вследствие развития рыночных отношений, появилось большое количество разработок, направленных на решение этой проблемы. Эффективность предприятия же способствует развитию предприятия, улучшению его работы.

Конкурентная стратегия фирмы, а так же повышение конкурентоспособности - одна с обязательных условий победы в конкурентной борьбе. Важно окончить количественную оценку конкурентоспособности и эффективности организации приведения маркетинговой стратегии предприятия в соответствии с микросредой, учитывать специфику разработки стратегий мелких, больших, специализированных и других фирм, а так же развитие конкурентных отношений между предприятиями в Украине на современном этапе.

Итак, для повышения конкурентоспособности предприятия необходимо выбрать стратегию конкурентных преимуществ и обеспечить реализацию этой стратегии.

Повышение эффективности и работы предприятия можно достигнуть только путем соединения прогрессивной техники и технологии с рациональной организацией производства и труда, то есть внедрения менеджмента.

Литература

1.       Баринов В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - № 6.

.        Блинов А.О., Захаров В.Я. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности // Менеджмент в Украине и за рубежом. - 2003. - № 4.

.        Захаров А.Н. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы, оценки и механизмы увеличения // Бизнес и банки. - 2004.- № 1-2.

.        Калашникова Л.М. Конкурентоспособность предприятий и их продукции // Машиностроитель. - 2003. - № 11.

.        Куприянова Т. Управляемая конкурентоспособность: как ее добиться? // Консультант директора. - 2001.- № 22.

.        Маракулин М.В. Управление компромиссами как фактор конкурентоспособности компании // Менеджмент в Украине и за рубежом. - 2003. - № 4.

.        Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. - М.: Альфа-Пресс, 2004.

.        Старовойтов М.К., Фомин П.А. Практический инструментарий организации управления промышленным предприятием: [Электронная версия]. - Режим до ступа: http://www.cfin.ru/press/marketing/2000-5/12.shtml.

.        Фасхиев Х.А. Анализ методов оценки качества и конкурентоспособности грузовых автомобилей // Методы менеджмента качества. - 2001.- № 3.

.        Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Экономика, стратегия, управление: Учебник. - М.: Инфра-М, 2000.

.        Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2004.

.        Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка // Маркетинг в Украине и за рубежом. - 2006. - № 2.

.        Данилов И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции. - М.: Пресс-сервис, 1997.

.        Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. - М.: Экономика, 1999.

.        Рубин Ю.В., Шустов В.В. Конкуренция: реалии и перспективы. - М.: Знание, 1990.

.        Светуньков С.Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях. - СПб., 1997.

.        Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2001.

.        Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в Украине и за рубежом. - 2001. - № 4.

.        Фасхиев Х.А., Крахмалева А.В. Методика оценки качества автомобилей // Маркетинг в Украине и за рубежом. - 2005. - № 4.

.        Фасхиев Х.А., Крахмалева А.В., Сафарова М.А. Конкурентоспособность автомобилей и их агрегатов. - Набережные Челны: КамПИ, 2005.

.        Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в Украине и за рубежом. - 2003. - № 4.

.        Фасхиев Х.А., Сафарова М.А. Методика оценки конкурентоспособности поставщиков // Инженер. Технолог. Рабочий. - 2005. - № 3.

.        Мазилкина Е.И., Паничкина Т.Г. Управление конкурентоспособностью. - М.: Омега-Л, 2007.

.        Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия: Учеб. пособие. - Ростов-н/Д: Феникс, 2008.

.        Емельянов С.В. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности. 90-е годы ХХ века. - М.: Экономика, 2001.

.        Зайцев Н.Л. Экономика организации. - М.: Инфра-М, 2000.

Похожие работы на - Определение конкурентоспособности предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!