Проектирование двухскоростной лебёдки с управляемыми муфтами
Проектирование двухскоростной лебёдки
с управляемыми муфтами
Содержание
Введение
1.Расчёт узлов лебёдки
1.1 Выбор типа и кратности полиспаста, расчёт и выбор каната,
определение размеров барабана и блоков
.2 Определение потребной статической мощности и выбор
двигателя Э1 при основной скорости подъёма груза
.3 Определение передаточного числа механизма и выбор
редуктора Р1
.4 Определение потребного тормозного момента и выбор тормоза
Т1
.5 Определение времён разгона и торможения механизма при основной
скорости
.Расчёт муфты
. Проверочные расчеты
3.1 Расчет подшипников
3.2 Pacчет
цилиндрических передач
Выводы
Список литературы
Введение
лебёдка расчёт редуктор муфта
Целью данного курсового проектирования является проектирование
специальной двухскоростной лебёдки с управляемыми муфтами для стрелового крана
по заданной схеме (см. рис.1). Лебёдка имеет следующие характеристики:
Грузоподъёмность ;
Основная
скорость подъёма ;
Установочная
скорость подъёма ;
Высота
подъёма груза ;
Группа
режима механизма 4М;
Продолжительность
включения 40%.
Лебедка
двухскоростная с управляемыми зубчатыми муфтами, при помощи которых
обеспечивается две скорости подъема. Она имеет один главный привод Э1, который
через упруго-втулочную муфту и сцепную зубчатую одностороннюю муфту, через
зубчатое зацепление, и редуктор связан с замыкающим барабаном.
Работа
лебедки на максимальной скорости:
При
работе двигателя тормоз Т1 разомкнут. Вращение барабану сообщается через
сцепную зубчатую одностороннюю муфту, зубчатую передачу и редуктор.
Работа
лебедки на минимальной скорости:
Для
переключения на минимальную скорость, необходимо тормоз Т1 замкнуть и ввести в
зацепление вторую сцепную зубчатую одностороннюю муфту, при этом первая муфта
выводится из зацепления. Затем тормоз Т1 размыкается.
Рис.
1 Кинематическая схема двухскоростной лебедки с управляемыми муфтами
1.
Расчёт узлов лебёдки
1.1 Выбор типа и кратности полиспаста, расчёт и выбор каната,
определение размеров барабана и блоков
Для
уменьшения натяжения гибкого грузового органа выберем сдвоенный полиспаст кратностью .
Выбор
каната производим по величине разрывного усилия каната в целом по формуле (1.1):
, (1.1)
где
- коэффициент запаса прочности каната; для заданного
режима работы механизма подъёма 4М [1];
-
наибольшее натяжение ветви каната, которое определим по формуле (1.2):
, (1.2)
где
- масса груза с крюковой подвеской; ;
- КПД
полиспаста; [2].
Подставляя
числа в (1.2), (1.1) получаем:
,
.
Выбираем
канат двойной свивки типа ЛК-Р 619 ГОСТ
7669-80 диаметром и разрывным усилием не менее [2].
Минимальный
диаметр барабана определим по формуле (1.3):
, (1.3)
где
- коэффициент выбора диаметра барабана; [1].
.
Для
уменьшения длины барабана, а также выбора корректного передаточного числа для
соблюдения заданной скорости подъёма окончательно выбираем диаметр барабана
.
Длину
барабана определим по формуле (1.4):
, (1.4)
- шаг
винтовой нарезки; [2];
Длина барабана определяется по формуле:
, (1.5)
где
длина барабана определяема углом схода каната с
барабана, принимается 100 мм; длина не
нарезанной части барабана (), ; длина
барабана при простом полиспасте, определяется как , где длина
запасных витков (1,5 витка), ; длина крепления каната к барабану (3 витки),
; длина рабочей части, .
Тогда . Подставляя значения в выражение (6.1), получим
Минимальный
диаметр блоков определим по формуле (1.7):
, (1.6)
где
- коэффициент выбора диаметра блоков, [1].
.
Окончательно
назначаем диаметр блоков .
1.2 Определение потребной статической мощности и выбор двигателя Э1 при
основной скорости подъёма груза.
Статическая мощность двигателя при подъёме груза равна:
, (1.7)
где
- основная скорость подъёма груза; по заданию
;
-
КПД механизма от двигателя Э1 к крюковой подвеске;
, (1.8)
КПД
барабанов, ;
КПД
конусной муфты, ;
КПД
упругой муфты, ;
КПД
зубчатой передачи, ;
КПД
редуктора, .
.
- вес
груза на канатах; .
Подставляя числа в (1.9) получаем:
.
Исходя из этого, выбираем асинхронный двигатель 4MTН 280S86 с
короткозамкнутым ротором на лапах, со следующими характеристиками [3]:
Мощность
на валу ; частота вращения вала ;
кратность среднего пускового момента ; момент
инерции ротора ; масса двигателя .
1.3 Определение передаточного числа механизма и выбор редуктора Р1.
Частота вращения барабана равна
. (1.9)
Передаточное число редуктора Р1 и зубчатой передачи равно
. (1.10)
Расчет
зубчатой передачи uзп1 и uзп2 (см. в приложении 1)
Вращающий момент на тихоходном валу редуктора Р1 равен
. (1.11)
Исходя
из этого, выбираем цилиндрический горизонтальный двухступенчатый крановый
редуктор Ц2-1000 со следующими характеристиками [2]:
Номинальное
передаточное число ; момент на тихоходном валу ; масса редуктора .
Тогда
действительная частота вращения барабана равна
, (1.12)
действительная
основная скорость подъёма груза равна
, (1.13)
расхождение
с заданным значением основной скорости составило
. (1.14)
Тогда
действительная min частота вращения барабана равна
, (1.15)
действительная
основная скорость подъёма груза равна
, (1.16)
1.4
Определение потребного тормозного момента и выбор тормоза Т1
Тормоз
выбираем по тормозному моменту нужному для удержания неподвижно висящего груза,
с коэффициентом запаса торможения для
заданного режима работы [2]:
. (1.17)
Выбираем
колодочный тормоз с приводом от электрогидравлических толкателей ТКГ-400 со
следующими характеристиками [2]:
Создаваемый
тормозной момент ; диаметр шкива , масса .
1.5 Определение времён разгона и торможения механизма при основной
скорости
Проверку двигателя по времени пуска при подъёме груза выполняем по
формуле (1.17) [2]:
, (1.18)
где
и -
моменты инерции ротора двигателя и тормозной муфты;
- средний
пусковой момент двигателя;
, (1.19)
, (1.20)
где
- кратность среднего пускового момента двигателя; ;
Подставляя
числа в (1.19), (1.18) и (1.17) получаем:
, ,
.
Время
торможения при спуске груза находим по формуле (1.20) [2]:
Времена
разгона и торможения механизма подъёма должны быть не менее 1-2с [2,c.395,397].
2. Расчет муфт
В качестве муфты между двигателем и конусной муфты 1(см. рис. 1) выбираем
сцепную зубчатую одностороннею муфту по ОСТ 90-091-75. Муфта определяется по
моменту от веса груза приведенного к валу двигателя
, (2.1)
Подставив
значения в выражение (7.1), получим:
Выбираем
зубчатую муфту типа МЗ ГОСТ 5006-55 [9, с.333]
Муфта
между зубчатой муфтой и зубчатой передачей (см. рис.1) выбирается по моменту
(2.2)
Подставляем значения в выражение (2.2)
Выбираем
две односторонних конусных муфт “Конакс” типа STA ГОСТ 5006-55
со следующими характеристиками [5 ст.344 ]: Передаваемый крутящий момент ; усилие включения
3. Проверочные расчеты
3.1 Расчет подшипников
Номинальную долговечность (ресурс) подшипников можем определить по
формуле:
,
(3,1)
где
- ресурс подшипника, ч; - частота вращения одного из колец подшипника, ; С - динамическая грузоподъемность подшипника, Н; Р -
эквивалентная нагрузка на подшипник, Н; m - показатель степени, учитывающий вид
подшипника, для шарикоподшипников .
В
качестве опор барабана выбираем роликовые радиальные сферические подшипники
3530 ГОСТ 8328-75 ();Проверим выбранные подшипники по ресурсу.
На
подшипники будет действовать сила от весящего груза в 84000Н, следовательно
реакции в опорах барабана равны между собой и составляют половину от донной
силы.
Рис.
9.1. Схема нагружения подшипников.
Радиальная
нагрузка на подшипники в точках А и В будут равны:
, (3,2)
где
- коэффициент, учитывающий вариант установки
подшипника: при вращении внутреннего кольца.
-
температурный коэффициент: .
Таким
образом,
.
Подставляя это значение в (9.1.1), получим:
;
Данные значения ресурса работы подшипников нас удовлетворяют, оставляем
выбранные марки подшипников неизменными.
3.2 Pасчет
зубчатых передач
Проектировочный расчет выполняется по заданной относительной ширине
венца:
Ybd = b2/d1,
где b2 - ширина венца зубчатого колеса.
В процессе расчета определяются минимальные размеры передачи, с учетом
обеспечения:
контактной выносливости рабочих поверхностей зубьев;
статической контактной прочности при кратковременных перегрузках;
выносливости зубьев при изгибе;
статической изломной прочности при кратковременных перегрузках.
При проверочном расчете передачи определяются расчетные величины
контактных напряжений и напряжений изгиба, а также их допускаемые значения:
контактной выносливости:
расчет по этому условию производится для предотвращения выкрашивания
рабочих поверхностей зубьев. Косвенно этим расчетом учитывается недопустимость
заедания и чрезмерного изнашивания передачи.
Расчетные контактные напряжения для цилиндрических передач:
где
u - передаточное число;
знак
"+" относится к наружному, а знак "-" - к внутреннему
зацеплению;E - коэффициент, учитывающий механические свойства
зубчатых колес;H - коэффициент, учитывающий форму сопряженных
поверхностей зубьев;e - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных
линий;
FtH -
расчетная окружная сила на делительном цилиндре цилиндрической передачи;
КH
- коэффициент нагрузки, определяемый по формуле:
,
где
КHV - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку;
КHb - коэффициент, учитывающий
неравномерность распределения нагрузки вдоль контактных линий;
КHa - коэффициент, учитывающий
неравномерность распределения нагрузки между парами зубьев.
Допускаемые контактные напряжения вычисляются раздельно для шестерни и
колеса по формуле:
где
sH lim b
- базовый предел контактной выносливости;
ZN - коэффициенты долговечности;
sH - минимальный коэффициент запаса прочности;R - коэффициент, учитывающий шероховатость рабочих
поверхностей (принято равным 0,95, что соответствует шероховатости Ra = 2,5...1,25 мкм.);
ZV - коэффициент, учитывающий окружную скорость;
ZL - коэффициент, учитывающий влияние смазки.
Так как в задание косозубая передача, то в качестве [sH] принимаем:
при
этом должно выполняться условие:
где
[sH]min - меньшее из двух значений [sH1] и [sH2].
статической
контактной прочности:
расчет
по этому условию предполагает недопустимость пластического обмятия профилей при
кратковременных перегрузках передачи.
Расчетное
напряжение определяем по формуле:
где
- коэффициент перегрузки.
Допускаемые
напряжения для улучшенных и объемно-закаленных зубьев:
[sH]max = 2,8 HHB,
поверхностно-закаленных:
[sH]max = 44 HHRCэ,
азотированных:
[sH]max = 3 HHV.
выносливости
зубьев шестерни (индекс 1) и колеса (индекс 2) при изгибе:
расчет
по этому условию производятся для предотвращения усталостной поломки зубьев.
Расчетные
местные напряжения изгиба для цилиндрических передач определяются по формуле:
где FtF - расчетное тангенциальное усилие;
YFS - коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию
напряжений;
Yb - коэффициент, учитывающий наклон зуба;
Ye - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев;
КF - коэффициента нагрузки, вычисляемый по формуле:
Для
нахождения допускаемых напряжений и пределов выносливости зубьев при изгибе
используются упрощенные (в отличие от стандартных) формулы:
и
где
s0F lim b - базовый предел
выносливости зубьев при пульсирующем цикле нагружения;
SF -
коэффициент запаса прочности;
YN -
коэффициент запаса долговечности;
YZ -
коэффициент, учитывающий способ получения заготовки;
Yd -
коэффициент, учитывающий чувствительность материала к концентрации напряжений.
YA -
коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки;
Причем эти зависимости справедливы в предположении, что зубчатые колеса
изготовлены без дефектов химико-термической обработки с шероховатостью
поверхностей впадин зубьев не грубее RZ 40, полученной без применения их финишного шлифования
или электрохимической обработки, а также без деформационного упрочнения.
В ходе курсового проектирования был разработан проект специальной
двухскоростной лебёдки с управляемыми муфтами для стрелового крана. Было
произведено проектирование и расчёт механизмов лебёдки, а также с
проектирование и расчёт муфты, которая является специальным узлом данной
лебёдки.
Список литературы
1.Орлов А.Н., Соколов C.А., Бурлуцкий В.С.. Выпускная работа бакалавра: Учеб.
пособие для студентов кафедры “Подъемно-транспортные и строительные машины”,
обучающихся по циклу специальных дисциплин “Проектирование машин”. СП б.:
Изд-во СПбГТУ, 1999.
2. Справочник по кранам. В 2 т.: Т 2/ М.П.Александров, М.М.
Гохберг, А.А. Ковин и др. / Под общ. ред. М.М. Гохберг. Л.: Машиностроение,
1988. 559с.
3. Справочник по кранам. В 2 т.: Т 1/ В.И. Брауде, М.М.
Гохберг, И.Е. Звягин и др. / Под общ. ред. М.М. Гохберг. Л.: Машиностроение,
1988. 536с.
. Специальные лебёдки. Методические указания к курсовому
проектированию по курсу «Специальные краны». Составители Баранов Н.А. и Серлин
Л.Г. Л:1983.
. Справочник по муфтам. В.С. Поляков, И.Д. Барбаш, О.А.
Ряховский /Под ред. Машиностроение , Ленингр. Отд-ние,1979.- 344 с.,ил.
Приложение