Система военных судов в настоящее время в РФ
октября 1996 г. принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». В соответствии с его положениями в России формируется единая судебная система, в которую входят и военные суды. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных названным Федеральным конституционным законом, не допускается .
29 июня 1999 г. официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". С его принятием на законодательном уровне завершились реорганизация военно-судебной системы Российской Федерации и создание самостоятельных и независимых от органов исполнительной власти (в том числе и от органов военного управления) судов, способных быть гарантом законности и справедливости в таких важнейших государственных структурах, как Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба .
Вступивший в силу Закон устанавливает полномочия, порядок образования и деятельности военных судов в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 22 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации". При этом в Законе учтены новые требования, предъявляемые сегодня к судам общей юрисдикции, в связи с чем в нем имеются новеллы, которые в будущем планируется ввести и для остальных судов общей юрисдикции.
В новом Законе установлена система военных судов, которая состоит из окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов. Кроме того, впервые на законодательном уровне определено, что в случаях, предусмотренных международными договорами, допускается создание военных судов за границей, если там дислоцируются российские воинские формирования, по месту их дислокации.
В соответствии со ст. 21 Закона гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, других судей и действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько военных гарнизонов. Таким образом, согласно Закону территориальный принцип деятельности военных судов не связан напрямую с военно-административным делением Российской Федерации и территория, на которой действует гарнизонный суд, может не соответствовать территории гарнизона, тогда как иные суды общей юрисдикции действуют в пределах соответствующих единиц административно-территориального деления Российской Федерации.
Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном суде может быть образована должность первого заместителя председателя. Впервые в окружных (флотских) военных судах Законом предусмотрено образование президиума, а также предоставлена возможность образования судебных коллегий и составов. Президиум окружного (флотского) военного суда действует в составе председателя, его заместителей, заместителей председателя - председателей судебных коллегий и судебных составов. Он рассматривает гражданские, административные и уголовные дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции; вопросы организации работы и координации работы судебных коллегий и судебных составов; по представлению председателя суда утверждает председателей судебных коллегий и судебных составов, определяет численность судебных коллегий и судебных составов; рассматривает вопросы организации работы аппарата суда, утверждает по представлению председателя суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате суда. Заседания президиума окружного (флотского) военного суда должны проводиться не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда. Решения на них принимаются большинством голосов.
Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам является Верховный Суд Российской Федерации. Полномочия Верховного Суда РФ по рассмотрению дел, подсудных военным судам, приведены в ст. ст. 9-10 Закона, согласно которым Военная коллегия Верховного Суда РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.
Она образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ. Председатель Военной коллегии является заместителем Председателя Верховного Суда РФ.
Осуществление правосудия в военных судах и Военной коллегии призваны обеспечить аппараты военных судов и Военной коллегии, на сотрудников которых возложено организационное обеспечение процессов, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизация законодательства и выполнение других функций суда. Аппарат военного суда и аппарат Военной коллегии возглавляют руководители соответствующих аппаратов. Деятельность аппарата военного суда и аппарата Военной коллегии контролируют соответственно председатель военного суда и председатель Военной коллегии.
Судьи военных судов обладают всеми правами, предоставленными судьям судов общей юрисдикции. На них полностью распространяются гарантии независимости судей, при осуществлении правосудия они подчиняются только Конституции и федеральному закону.
Согласно ст. 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и ст. 6 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" судьи военных судов назначаются на должности Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на заключении квалификационных коллегий этих судов. Для председателей военных судов и их заместителей требуется заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ
Органы судейского сообщества создаются в военных судах округов (флотов) в соответствии с Законом о статусе судей и выражают интересы судей как носителей судебной власти. Конференции судей военных судов округов (флотов), а в период между конференциями - избираемые ими Советы судей обсуждают и решают вопросы, круг которых определен п. 3 ст. 17 Закона о статусе судей. Для решения вопросов, указанных в ст. 18 названного Закона (отбора кандидатов на должность судьи, приостановления и прекращения полномочий судьи и др.), на конференциях судей избираются квалификационные коллегии судей. Они образуются из равного числа судей военных судов гарнизонов и им равных и соответствующих вышестоящих судов. Высшая квалификационная коллегия судей РФ образуется из числа судей общих, арбитражных и военных судов всех уровней.
Глава 2. Проблемы военного судопроизводства в Российской Федерации
.1 Полномочия военных судов РФ и их компетенция
В Федеральном конституционном законе "О военных судах Российской Федерации" несколько изменена существовавшая ранее подсудность дел военным судам. В нормах ч. 1 и 2 ст. 7 Закона закреплено, что военным судам подсудны только те гражданские дела, которые возбуждаются по жалобам военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, на действия (бездействие) и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, а также дела по аналогичным жалобам граждан, уволенных с военной службы или прошедших военные сборы, если нарушение их прав, свобод и интересов произошло в период прохождения ими военной службы, военных сборов. Другие гражданские дела военным судам на территории Российской Федерации неподсудны .
Военным судам так же стали подсудны дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, но лишь с момента внесения изменений в соответствующие федеральные процессуальные законы.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона право рассматривать все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, сохранено лишь за военными судами, дислоцирующимися за пределами территории Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Существовавшее ранее положение о рассмотрении военными судами всех дел в местностях, где не действуют иные суды общей юрисдикции, утратило силу.
В соответствии со ст. 22 Закона гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда. Он также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.
Гарнизонный военный суд принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.
Гарнизонный военный суд рассматривает также жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены федеральным уголовно-процессуальным законом.
В соответствии со ст. 14 Закона окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни. Он также в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции. Кроме того, окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу .
Законом впервые предусмотрена возможность рассмотрения окружным (флотским) военным судом дел с участием присяжных заседателей. В настоящее время правовых оснований для рассмотрения окружными (флотскими) военными судами уголовных дел в указанном составе не имеется до внесения соответствующих изменений в процессуальное законодательство.
Военная коллегия рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства, Министерства обороны, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения.
Военная коллегия также рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, а также дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу; дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.
Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда и военных судов, вступившие в силу.
.2 Проблемы деятельности военных судов РФ
Вступивший в силу Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» создал правовую основу для деятельности военных судов в Российской Федерации. С его принятием на законодательном уровне завершено создание самостоятельной и независимой от органов исполнительной власти силы, способной быть гарантом законности и справедливости в одном из важнейших государственных механизмов России - ее Вооруженных Силах.
Если говорить об особенностях работы военных судов сегодня, то возможно выделить две. Первая заключается в том, что в деятельности военных судов начинает превалировать защита прав и законных интересов военнослужащих. Если 10 лет тому назад военные суды рассматривали преимущественно уголовные дела, а число обращений военнослужащих в военные суды за защитой своих прав не превышало и одной тысячи, то в 2003 г. военными судами рассмотрено уже около 100 тыс. таких заявлений военнослужащих (рост почти в 100 раз). Доля же уголовных дел составляет в общем объеме судебной работы военных судей немногим более 10%.
Таким образом, осуществление военными судами правосудия приобретает все более правозащитный, восстановительный характер.
Другая особенность - все большая открытость военных судов. Успешно решаются вопросы взаимодействия военных судов со всеми средствами массовой информации. С той целью во всех окружных и флотских военных судах созданы внештатные пресс-службы, которые поддерживают деловые связи с редакциями газет и студиями телевидения и радио. Указанные проблемы постоянно находятся в поле зрения руководства военно-судебной подсистемы; они регулярно анализируются, после чего в военные суды рассылаются соответствующие информационные письма и методические рекомендации.
С переходом военных судов на финансирование через Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации их материально-техническое и иное обеспечение существенно улучшилось. Для размещения военных судов им передано в безвозмездное пользование или оперативное управление от Министерства обороны Российской Федерации и других ведомств более 100 зданий. Стали выделяться значительные денежные средства на текущий, капитальный ремонт, реконструкцию зданий военных судов, новое строительство.
Из гарнизонных военных судов можно выделить в лучшую сторону по размещению Екатеринбургский, Курганский, Оренбургский, Самарский, Пермский, Ставропольский, Кировский, Брянский, Одинцовский, Наро-Фоминский, Видяевский, Балтийский, Хабаровский, Комсомольский-на-Амуре и Читинский военные суды.
Однако, это не означает, что в работе Военных Судов нет нерешенных вопросов. Так, одним из направлений работы является совершенствование кадрового обеспечения деятельности военных судов. Оно осуществляется на основании норм Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".
Главные усилия сосредоточены на повышении уровня и качества укомплектованности военных судов, совершенствовании организационно-штатной работы, приведении численности и структуры военных судов в соответствие с решаемыми ими задачами.
Система повышения квалификации охватывает такие основные формы учебы, как специальную (юридическую) подготовку, индивидуальное обучение, учебно-методические сборы, стажировку судей гарнизонных военных судов в окружных (флотских) военных судах, а судей окружных (флотских) военных судов - в Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и Главном управлении обеспечения деятельности военных судов.
С созданием в аппарате Судебного департамента отдела ревизий военных судов активизируется контрольно-ревизионная деятельность, осуществляемая с выездом на места.
Прорабатывается проблема введения в военных судах службы судебных приставов, что будет способствовать поддержанию в них надлежащего порядка, более четкому исполнению выносимых военными судами судебных решений.
До настоящего времени еще не решен вопрос финансирования и материально-технического обеспечения военных судов, находящихся за границей (сегодня такое обеспечение вынужденно осуществляется по линии Министерства обороны Российской Федерации).
Заключение
Вступивший в силу Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" создал солидную правовую базу для деятельности военных судов в Российской Федерации. С принятием этого акта на законодательном уровне завершено создание самостоятельной и независимой от органов исполнительной власти силы, способной быть гарантом законности и справедливости в одном из важнейших государственных механизмов России - ее Вооруженных Силах.
Как органы правосудия военные суды выполняют единые для всех судов общей юрисдикции задачи. Однако осуществление правосудия в войсках требует хорошего знания жизни и деятельности войск, военного законодательства, воинских уставов, наставлений и приказов, конкретных условий жизни и деятельности войск.
В Военной коллегии Верховного суда пояснили, что с принятием законов "О судебной системе Российской Федерации" и "О военных судах" многие вопросы. В частности, в этих законах четко и ясно сказано, что военные суды являются судами общей юрисдикции. Они не образуют какую-то самостоятельную и обособленную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами входят в единую систему, возглавляемую Верховным судом РФ. Военные суды создаются по территориальному признаку и могут быть упразднены только федеральным законом. В своей деятельности они руководствуются теми же законодательными нормами, что и другие суды общей юрисдикции, а их решения могут быть обжалованы, также как и решения иных судов. Говорить о какой-то зависимости их от военного командования, по мнению военных юристов, тоже не приходится: военные суды выведены из состава Вооруженных Сил, их материально-техническое обеспечение и финансирование полностью осуществляются Судебным департаментом при Верховном суде РФ. Судьи и работники аппаратов военных судов не проходят военную службу в составе Вооруженных Сил РФ или иных воинских формирований.
Стоит отметить, что в абсолютном большинстве стран военные суды созданы в системе министерств обороны. Они имеют специальное законодательство о судоустройстве и судопроизводстве и полностью подчинены военным ведомствам, как в организационном плане, так и в вопросах осуществления правосудия. Поэтому еще есть задачи которые требуется решать в нашей системе.
Литература
1.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (в ред. от 08.06.2012г) // Справочно-правовая система «Консультант полюс»
2.Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 №1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 09.06.1999) (в ред. от 07.02.2011г) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
.Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 №1-ФКЗ «О судах обще
.Закон Российской Федерации от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 10.07.2012, с изм. от 19.11.2012) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
Столетие военного министерства. 1802-1902. Главное Военно-Судное управление. Исторический очерк. Книга I. Часть I./ Главный редактор Д.А.
.Скалон. Составил зас Шендзиковский. Помощник составителя. Н.И. Фалеев. - СПб., 1902.
6.Судебная власть /Авт. кол.: Т.Е. Абова, Е.Б. Абросимова, М.В. Боровский; Под ред. И.Л. Петрухина; Институт государства и права РАН. - науч. изд. - М.: Проспект, 2003. - 720 с.
.Военным судам России - 300 лет. / Петухов Н.А. / М. - 2003. - 385 с.
.Социально-правовые проблемы становления и развития системы военных судов в России / Петухов Н.А. / М. - 2003. - 415 с.
.Правоохранительные органы. / Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. 8-е изд. - М.: Зерцало, 2007. - 440 с.
.Правоохранительные органы Российской Федерации. / Байдуков В., Бозров В., Бублик В., Зайцева И.С., Смирнов В.М. - ЮРАЙТ - ИЗДАТ, 2012. - 414 с.
.Бозров В.М. Современные проблемы российского правосудия по уголовным делам в деятельности военных судов. Екатеринбург: Изд-во. УрГЮА, 1999.
.Современный этап развития военных судов в Российской Федерации: Цымбаренко Н.И
.Юриспруденция: военные суды РФ