Маркетинг на автомобильном транспорте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    786,58 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркетинг на автомобильном транспорте

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА

Кафедра «Общетранспортные проблемы»






КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Маркетинг на транспорте»

на тему:

«МАРКЕТИНГ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ»

Выполнила Проверил

студентка гр. УА-42 ст. преподаватель

Васильева М.В. Шкурин М.И.






Гомель 2009г.

ВВЕДЕНИЕ

Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана со своевременным, качественным и полным удовлетворением потребностей людей в перевозках грузов и пассажиров. Эффективная работа транспорта во многом зависит от объема перевозимых грузов и пассажиров.

Проблемы организации рыночной деятельности транспорта сегодня необходимо решать с применением маркетинга, который представляет собой комплексный системный подход к решению проблем рынка, изучение экономической конъюнктуры, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг.

Транспортный маркетинг охватывает всю сферу деятельности, осуществляемую транспортными предприятиями, в целях сбыта своих приспосабливаемых к спросу услуг.

Маркетинг на транспорте обычно называют транспортным маркетингом, отмечая не только сферу применения, сколько особенности, отличающие его от маркетинга других видов услуг и маркетинга промышленных и потребительских товаров. Транспортный маркетинг представляет собой систему организации и управления деятельностью транспортных предприятий, фирм и компаний на основе комплексного изучения рынка транспортных услуг и спроса потребителей в целях создания наилучших экономических условий реализации своей продукции.

В данном курсовом проекте необходимо выполнить комплексный анализ структуры рынка транспортных услуг в городе Жлобине. Определить и обосновать направление производственной деятельности нового автотранспортного предприятия.

Далее организовать эффективную работу предприятия. В данном разделе необходимо определить:

емкость рынка транспортно-экспедиционных услуг;

объем транспортной работы нового АТП;

объем реализации услуг и величину предполагаемой прибыли.

Для более эффективной работы предприятия необходимо разработать новую и позиционировать на рынке транспортную услугу, а также разработать мероприятия по организации маркетинговой деятельности и структуру службы маркетинга на предприятии.

И в заключении курсового проекта необходимо выполнить анализ величины спроса и предложения транспортных услуг от тарифа, рассчитать величину возможной скидки с тарифной ставки, исследовать зависимость изменения доходов от величины тарифа на перевозки и себестоимость перевозок.

Данный курсовой проект поможет формированию маркетингового мышления, умению связывать теорию с практикой маркетинга, усвоению методик маркетинговых исследований, а также формированию навыков критически оценивать рыночную ситуацию и умению предложить адекватную стратегию маркетинга.

 



1. Характеристика региона

 

.1 Экономико-географическая характеристика г. Жлобина


Жлобин - административный центр Гомельской области - расположен на юго-востоке Республики Беларусь, на реке Днепр. Город является крупным индустриальным центром Гомельской области. Создание таких крупных предприятий как «Белорусский металлургический завод», ОАО «БелФа», «Жлобинмебель», «Жлобинский мясокомбинат» сделало город одним из самых быстро развивающихся и перспективных городов.

Сегодня Жлобин-это город металлургов, работников легкой промышленности, жлезнодорожников.

Белорусский металлургический завод (БМЗ) - предприятие чёрной металлургии <#"579683.files/image001.gif">

Рисунок 1.1 - диаграмма распределения объемов перевозок по видам транспорта

1.2 Производственная деятельность нового автотранспортного предприятия

Рассматриваемое в данном курсовом проекте транспортное предприятие будет предоставлять своим клиентам перевозочные услуги, в число которых входит доставка и перевозка холодильников из торговой сети потребителям, а также услуги по доставке техники в ремонтные мастерские. Перевозка холодильника не простая задача. Перед транспортировкой холодильника его тщательно упаковывают для избежания повреждений внешних поверхностей. При необходимости закрепляют компрессор холодильника. Перевозка холодильника может затруднятся размерами помещения, отсутствием грузового лифта, захламленности тамбура. Для выполнения данной услуги необходимы опытные грузчики, которые способны организовать переезд или грузоперевозку быстро, качественно и без ущерба.

С каждым годом рост населения в городе увеличивается, в связи с этим население нуждается в автомобильных перевозках. Автоперевозка- это быстрая доставка, возможность перевозки грузов разной грузоподъемности, контролирование грузоперевозки на всех этапах пути, доставка к подъезду получателя груза.

На рисунке 1.2 покажем объём предлагаемого вида услуг, выполняемый рассматриваемым предприятием.

Рисунок 1.2 - Доля рынка рассматриваемого предприятия и его конкурентов

Как видно из рисунка 1.2, рассматриваемое в курсовом проекте транспортное предприятие на транспортном рынке будет выполнять 40% услуг от общего объёма услуг на рынке, в то время как конкуренты будут выполнять остальные 60%.

2. Организация эффективной работы автотранспортного предприятия

.1 Определение емкости рынка транспортно-экспедиционных услуг

Важнейшим элементом производственно-финансового планирования, а также средством регулирования количества, номенклатуры и качества услуг в соответствии с потребностями населения является планирование объёма реализации транспортных услуг.

Планирование объёмов отдельных видов транспортных услуг осуществляется на основе потребностей населения в этих услугах.

Количество услуг, необходимое для полного удовлетворения потребностей населения Ку определяется по формуле:

Ку=НN/с                                                                                         (2.1)

где Н-норматив потребности населения в услугах на 1тыс. семей в год;

N-численность населения, тыс чел.;

с- средний размер семьи, чел.

По данным нормативам потребностей населения в транспортно-экспедиционных услугах Н(18) на 1000 семей в год, определим потребность населения в услугах по доставке холодильников в 2009 году:

 

Исходя из полученного значения, определим количество услуг:

 

Так как рассматриваемое предприятие выполняет только 40% услуг, то количество услуг для данного предприятия составит:

2.2 Определение объема транспортной работы нового предприятия

Для определения объема доходов от реализации услуг необходимо знать среднею стоимость одной услуги. На рассматриваемом предприятии стоимость услуги составляет 25000 рублей. Таким образом, определим объем доходов от реализации услуг по формуле

(2.2)

где-средняя стоимость одной услуги, руб.

 

Рассчитаем себестоимость услуги по формуле

 

где r-коэффициент рентабельности, r=1,1…1,4

 

Расходы данного предприятия определим по формуле

 

 

Рабочий день на предприятии начинается с 10.00 и заканчивается в19.00.

Выходной день понедельник. Время на погрузку, доставку и выгрузку составляет 1,5 часа: 20 минут время затраченное автомобилем до места назначения, 20 минут время на погрузку,30 минут время ездки с грузом до места доставки, 20 минут на выгрузку. На основании этих данных, можно сделать вывод, что за день один автомобиль может совершить 6 ездок.

Количество услуг совершаемое предприятием в день составит:

 

По количеству услуг выполняемых в день определим количество автомобилей. Необходимое количество автомобилей составит 4 автомобиля.

На рассматриваемом предприятии используются автомобили ЗИЛ 5301 (бычок), стоимостью в 19 800 000 рублей. ЗИЛ 5301 предназначен для грузовых перевозок весом не более 3 тонн. Расход топлива на 100 км составляет 10 литров, в качестве топлива используется дизельное, стоимость 1 литра дизельного топлива составляет 2220 рублей. Средняя дальность перевозки по городу составляет 6 км. Учитывая выше перечисленные значения рассчитаем расходы на топливо

 

где Р- расход топлива на 1км;

Ц-цена на топливо,руб;

lср- средняя длина ездки, км;

n- количество ездок;

m-число автомобилей,

Таким образом Рт=(0,1*12*2220*6*4)*360+10%=25 318 660 руб.

На данном предприятии в производственный персонал входят 4 водителя и 8 грузчиков. К администрации предприятия относится: директор, бухгалтер, маркетолог, диспетчер.

Заработная плата директора предприятия составляет 950 000 рублей, бухгалтера 780 000 руб., маркетолога 700 000 руб., диспетчера 620 000 руб, водителей 550 000 руб., грузчиков 480 000 руб.

Исходя из выше перечисленных заработных плат, рассчитаем расходы на заработную плату производственного и административного персонала за год, они составляют: ЗПп=72 480 000руб., ЗПа=36 600 000 руб.

Выплата долга составит: Д=19 800 000*4/5=15 840 000руб.

2.3 Определение объема реализации услуг и величины предполагаемой прибыли

Важнейшая составная часть финансовой деятельности предприятия - оценка ожидаемой прибыли. Здесь обосновывается потребность предприятия в инвестициях, что позволяет судить, насколько вообще приемлем предлагаемый проект с экономической точки зрения.

Для этого необходимо составить план расходов ( таблица 2.1)

Таблица 2.1- План расходов

Статья расходов

%

Расходы, руб.

Топливо

15

25 320 000

Реклама

1

1 680 200

Зарплата производственного персонала

43

72 480 000

Итого совокупные переменные издержки(

59

99 120 000

Зарплата административного персонала

22

36 600 000

Канцелярские принадлежности, оргтехника

1

1 680 000

Коммунальные услуги

1

1 680 000

Аренда помещений

2

3 360 000

Страховка

2

3 360 000

Налоги

2

3 360 000

Выплата долга

9

15 840 000

Статья расходов

%

Расходы, руб.

Амортизация

2

3 360 000

Итого совокупные фиксированные издержки (

41

68 880 000

Всего расходов ∑Ср

100

168 000 000


Далее разрабатывается план доходов и расходов фирмы на первый год (таблица 2.2)

Таблица 2.2-Доходы и расходы предприятия

Показатель

Расчетная формула

Итоги расчетов, ден.ед.

Доходы от перевозок

Дсуу

25000*7370=184 250 000

Себестоимость реализованных услуг

∑Сууу

22730*7370=168 000 000

Остаток прибыли перед уплатой налогов

П=Д-∑Су

184 250 000- 168 000000=16 250 000

Налоги на прибыль

Нп=0,5П

16 250 000*0,5=8 125 000

Чистая прибыль

Пч=П -Нп

16 250000-8125000=8125000


На основании выполненных расчетов определяется зона эффективной работы транспортного предприятия, которая изображается на графике (рисунок 2.1)

Рисунок 2.1- Определение зоны эффективной работы транспортного предприятия

Из рисунка видно, что предприятие будет работать эффективно, если будет оказывать более 6000 услуг, предложенные 7370 услуг в год соответствуют вышеуказанному.

2.4 Разработка и позиционирование на рынке новой транспортной услуги, способствующей привлечению дополнительного груза к перевозке

Развитый рынок предполагает наличие не только рынка товаров, но и рынка разнообразных услуг. При этом рынок услуг рассматривается как сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизвольной сферы.

Ф. Котлер отмечает: «Услуга - это любое мероприятие, деятельность или выгода, которые одна из сторон может предложить другой стороне и которые в основном неосязаемы и не приводят к овладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде».

Услугам присущ ряд отрицательных характеристик, которые необходимо учитывать в процессе маркетинговой деятельности.

В целом все виды основной транспортной продукции можно считать транспортными услугами, характеризующимися теми же особенностями, что и любые другие услуги (неосязаемость, невзаимозаменяемость, несохраняемость, неотделимость от источника, непостоянство качества).

Транспортные услуги всегда схожи между собой, так как они непосредственно связаны с процессом доставки. В то же время осуществляется доставка не полностью идентичных объектов.

Так как существует конкуренция между различными видами транспорта, а также между предприятиями, занимающимися аналогичными видами деятельности, в частности, автомобильными перевозками грузов. Конкуренция - эффективный, дешёвый метод экономического контроля. Она толкает производителя на сокращение издержек производства, цен, увеличение объёма сбыта, на борьбу за потребителя и улучшение качества.

На предприятии следует развивать маркетинговую деятельность. Конкурентоспособность предприятия - это экономическая категория, характеризующая способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию при лучшем, чем у конкурента, использовании потенциала.

Основной задачей данного курсового проекта является разработка новой услуги, а также позиционирование этой услуги на рынке транспортных услуг.

При выполнении данного пункта необходимо ознакомиться с подходами и приемами, которые маркетологи используют при выборе целевых сегментов рынка и позиционировании услуг на рынке. Если маркетинговое сегментирование вскрывает возможности различных сегментов рынка, то выбор целевых сегментов рынка означает принятие решения о том, сколько сегментов следует охватить и как определить самые выгодные для транспортной организации сегменты, а позиционирование услуг на рынке означает решение, как проникнуть в выбранные сегменты.

Выбор целевых сегментов рынка начинается с оценки степени привлекательности полученных сегментов, а заканчивается принятием решения о выборе одного или нескольких сегментов. И здесь все зависит от эффективности аналитической работы по сегментированию рынка. А эффективность самой аналитической работы, в свою очередь, зависит от того, в какой мере получаемые сегменты поддаются замерам, оказываются доступными, солидными и пригодными для проведения в них целенаправленных действий.

При выборе целевых сегментов рынка транспортное предприятие может воспользоваться тремя стратегиями охвата рынка, применив для этого методы и инструментарий недифференцированного, дифференцированного и концентрированного маркетинга. Производя оценку сегментов и используя методы и инструментарий маркетинга, производитель услуг приступает к отбору выгодных для себя сегментов рынка, решая задачу, какое именно количество сегментов следует охватить. Производитель услуг может пренебречь различиями в сегментах (недифференцированный маркетинг), разработать разные рыночные предложения для разных сегментов (дифференцированный маркетинг) или сосредоточить свои усилия на одном или нескольких сегментах (концентрированный маркетинг).

Считается, что сегменты рынка можно оценивать как с точки зрения присущей им привлекательности, так и с точки зрения сильных деловых сторон, которыми предприятие уже обладает или должно обладать, чтобы добиться успеха в конкретном сегменте рынка. На выбор конкретного рынка и конкретного сегмента на нем существенно влияют конкуренты. Поэтому, только изучив позиции конкурентов, предприятие решает, занять ли место, близкое к позиции одного из конкурентов, или попытаться заполнить выявленную на рынке "брешь". Конкурентное позиционирование предприятие может обеспечить себе, опираясь на качественные характеристики услуг, их цену и удобство пользования ими. Решение о точном позиционировании услуг на рынке позволит предприятию приступить к следующему шагу - к деятельному планированию комплекса маркетинга.

Позиционирование транспортной услуги на рынке - действия по обеспечению ей конкурентоспособного положения на рынке и разработка соответствующего комплекса маркетинга.

Определив, на каком сегменте выступать, фирма должна решить, как проникнуть в этот сегмент. Если сегмент уже устоялся, значит, в нем есть конкуренция и конкуренты уже заняли в рамках сегмента свои "позиции". Прежде чем решить вопрос о собственном позиционировании, фирме необходимо определить позиции всех имеющихся конкурентов.

Разрабатываемая мной фирма на начальном этапе развития способна осуществлять 7370 услуг в год, принося при этом чистую прибыль в размере 8 125 000. Однако предприятие должно развиваться, и для этого необходимо рассмотреть все возможные сегменты рынка, на которых может осуществлять свою деятельность создаваемая фирма.

Если рассматривать рынок городских перевозок, то он сегментирован примерно следующим образом:

Условные обозначения:

А - Фирмы, предоставляющие услуги грузчиков,

Б - Фирмы, которые не всегда могут обеспечить клиента услугами грузчиков;

В - Фирмы, не имеющие в своём штате грузчиков. (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1- Сегментация ранка городских перевозок г. Жлобина

Таким образом, судя по диаграмме, можно заключить, что создаваемая фирма позиционируется в крупнейшем сегменте данного рынка, при этом остальные сегменты не являются привлекательными для ведения коммерческой деятельности, т.к. фирмы, осуществляющие деятельность в данных сегментах рынка, привлекают меньшее число клиентов. Следовательно, на данном рынке повышение доходов возможно осуществить следующими путями:

1. увеличением коэффициента рентабельности с 1,1 до 1,4, что с одной стороны увеличит тариф, а с другой - уменьшит возможное число клиентов, что может неблагоприятно отразиться на экономических показателях работы фирмы.

. увеличением парка подвижного состава, что приведёт к увеличению штата рабочих, увеличению затрат на топливо и, возможно, к увеличению числа заказов. Однако, возможна ситуация, при которой рост числа заказов будет не столь значительным, что приведёт к увеличению простоев транспортных средств, а, следовательно, к снижению эффективности их работы и снижению прибыли. К тому увеличение парка подвижного состава требует значительных капитальных вложений.

Т.е. на сложившемся рынке конкурировать с другими фирмами будет очень сложно. Достаточно позиционировать свою фирму как добросовестно выполняющую свою работу, своевременно и безукоризненно выполняющую заказы. Это позволит приобрести положительную репутацию, что в свою очередь повысит её привлекательность для потенциальных клиентов. Снижение тарифов на перевозки может увеличить количество заявок, но разработанная структура парка подвижного состава в новых условиях не позволит освоить возросший объём перевозок. К тому же фирмы-конкуренты предлагают те же услуги по более дорогим тарифам, что уже делает создаваемую фирму более привлекательной.

Другим путём повышения прибыли фирмы является занятие других сегментов рынка. Исходя из того, что рынок городских перевозок достаточно оснащен автомобилями небольшой вместимости и грузоподъемности, можно переориентировать часть парка подвижного состава на другие виды перевозок, например как перевозка мебели и другой техники, как внутри города, так и в междугородном сообщении, что увеличит доход предприятия.

маркетинговый себестоимость перевозка автотранспорт

2.5 Разработка мероприятий по организации маркетинговой деятельности на автотранспорте и структуры отдела маркетинга

Реализация концепции маркетинга на предприятии требует создания соответствующей службы маркетинга. В настоящее время без такой службы, обеспечивающей проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований спроса, требований потребителей к товару и его свойствам, тенденции этих требований под влиянием различных факторов, производителям трудно выжить в конкурентной борьбе. Конечной целью функционирования маркетинговых услуг подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка. В этом заинтересованы как изготовители, так и потребители товаров и услуг.

В настоящее время без службы маркетинга сложно выжить в конкурентной борьбе. Конечной целью функционирования маркетинговых служб является подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности автомобильного транспорта законам существования.

Для реального внедрения маркетинга на автомобильном транспорте недостаточно просто создать соответствующую службу. Главное состоит в том, каков статус этой службы, и какая роль ей отводится.

Необходимо поставить специалиста по маркетингу в начале, а не в конце производственного цикла и интегрировать маркетинг в каждую фазу бизнеса.

Основными средствами стимулирования сбыта предложенных в данном курсовом проекте транспортных услуг будут выступать реклама.

Реклама - самый действенный инструмент в попытках предприятия модифицировать поведение покупателей, привлечь их внимание к его товару, создать положительный образ самого предприятия, показать его общественную значимость и полезность. Реклама - любая оплаченная форма неличных представлений об услуге и продвижение этих сведений до её потребителя. На начальных стадиях существования предприятия будет использоваться ознакомительная реклама, то есть описание услуги, достаточное для ознакомления с ней потенциального покупателя. В дальнейшем появится сопоставляющая реклама [2], в которой основной упор будет делаться на выявление преимуществ данной услуги по сравнению с другими услугами данного типа. Предприятием, а в частности маркетинговой службой, будет использоваться реклама в прессе (в газетах и журналах общего назначения) и печатная реклама (проспекты, каталоги и календари). Перед рекламой ставятся задачи в зависимости от её назначения: информировать покупателя, увещевать, напоминать или подкреплять правильность решений.

Эффективность реализации концепции маркетинга во многом зависит от организационной структуры службы маркетинга. Она может иметь много вариантов постарения. Здесь не существует универсальной схемы. Отделы маркетинга могут быть созданы на разных основах. Они, как правило, являются частью коммерческой сферы деятельности предприятия. Каждое предприятие создаёт отдел маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению спроса покупателей, географическому расширению рынка, изысканию новых сегментов рынка. увеличению прибыли и т. д.

Маркетинговые структуры в значительной степени зависят от размера ресурсов предприятия, специфики выпускаемой продукции и рынков, на которых они реализуются, от сложившейся структуры управления предприятием. Организационная структура службы маркетинга определяется множеством факторов. Основными типами организации службы маркетинга являются:

•  организация службы маркетинга по функциональному типу - применяется для предприятий, имеющих небольшое количество товаров и рынков; при такой структуре сотрудники маркетингового отдела сгруппированы в зависимости от их функциональной специализации;

•        организация маркетинга по товарному принципу - целесообразна для предприятий, выпускающих большое количество разнообразной продукции, требующей специфических условий производства и сбыта;

•        организация маркетинга по рыночному типу - используется для предприятий, продающих свою продукцию на разных рынках, где наблюдаются неодинаковые товарные предпочтения, а товары требуют специфического обслуживания, при этом рынком может выступать отрасль либо сегмент однородных покупателей;

•        организация маркетинговых структур по региональному типу - применима на предприятиях, выпускающих продукцию, покупаемую многими регионами, в каждом из которых целесообразно учитывать специфику потребления этой продукции.

Выделяют также смешанные типы организации маркетинговых служб: функционально-товарные, функционально-рыночные, функционально-региональные, рыночно-товарные.

Учитывая численность сотрудников и объем реализации услуг, на рассматриваемом предприятии была разработана следующая организационная структура предприятия (рисунок 2.5.1).






Рисунок 2.5.1 - Организационная структура проектируемого предприятия

Как видно из рисунка 2.5.1, управленческие функции на предприятии осуществляет директор. Бухгалтер занимается вопросами финансовой и экономической деятельности предприятия. Всю маркетинговую деятельность фирмы на начальном этапе ее работы осуществляет единственный специалист-маркетолог.

Диспетчер осуществляет прием заказов, в его подчинении находятся четыре водителя и восемь грузчиков.

Однако при увеличении объемов реализации услуг а, следовательно, и штата сотрудников предприятия можно сделать вывод о создании маркетинговой службы на проектируемом предприятии.

На проектируемом предприятии в будущем целесообразно организовать службу маркетинга по функциональному типу, так как данная фирма оказывает определенный вид однородных услуг (перевозка техники). На рис. 2.5.2 представлена возможная структура службы маркетинга предприятия.





Рисунок 2.5.2 - Структура службы маркетинга проектируемого АТП

В результате при развитии фирмы и увеличении числа сотрудников организационная структура всего предприятия будет выглядеть следующим образом (рисунок 2.5.2).













Рисунок 2.5.3 - Организационная структура проектируемого АТП в перспективе

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ТАРИФОВ

3.1 Анализ величины спроса и предложения транспортных услуг от тарифа

Перед выполнением данного раздела следует ознакомиться с основными категориями, описывающими поведение фактических и потенциальных потребителей товаров и услуг, в том числе услуг транспорта, а именно: с терминами «спрос» и «предложение», «цена».

Спрос является одним из основных элементов (наряду с ценой и предложением) рыночного механизма в условиях товарно-денежных отношений. У потребителей услуг транспорта есть спрос на перевозку грузов и перевозочные услуги, организацию перевозки грузов и транспортно-экспедиционные услуги, при пассажирских перевозках у потребителей есть спрос на перевозку и сопутствующие услуги.

Предложение - это объём выпуска товара, который выгодно выпускать производителю при заданной рыночной цене на товар.

Цена - денежное выражение стоимости товара на рынке.

Транспортный тариф представляет собой цену наиболее массовых производственных услуг- перевозок грузов. Специфика его заключается, прежде всего, в том, что он устанавливается на продукцию, которая не имеет вещественной формы. Транспорт лишь доставляет определенные потребительские стоимости к покупателю, не меняя их состава и объема. При этом процесс производства транспортных услуг совпадает с процессом их потребления. Поэтому под продукцией грузового транспорта понимается сама работа, связанная с перемещением груза.

Выполним анализ спроса и предложения по данным, представленным в таблице 3.1. и 3.2

Таблица 3.1.1-Процентное изменение объемов спроса продукции в зависимости от тарифа

Параметры

Варианты (без коэф-та пересчета/с коэффициентом пересчета 1,20)


1

2

3

4

5

%(спрос/тариф)

100/100

95/110

90/120

80/130

70/140

Спрос

7370

7370

7002

8402

6633

7960

5896

7075

5159

6191

Цена тыс.р

2500

30000

27500

33000

30000

36000

32500

39000

35000

42000


Таблица 3.1.2-Процентное изменение объемов предложения продукции в зависимости от тарифа

Параметры

Варианты (без коэф-та пересчета/с коэффициентом пересчета 1,30)


1

2

3

4

5

%(пред-е/тариф)

60/100

70/110

80/120

90/130

110/140

Предложение

4422

5749

5159

6707

5896

7665

6633

8623

8107

10539

Цена тыс.р

1500

19500

27500

35750

30000

39000

32500

42250

35000

45500


По данным задания необходимо построить графики зависимости спроса и предложения от цены. Необходимо также подобрать аналитические зависимости спроса и предложения от цены. Тесноту связи между статистическими данными и аналитической функцией можно оценить с помощью коэффициента корреляции. Все необходимые для выполнения данной задачи инструменты есть в пакете программ Microsoft Office, а именно в приложении Excel.

Графики зависимости спорса и предложения от цены, приведены на рисунках 3.1.1 и 3.1.2

Рисунок 3.1.1-Зависимость спроса от цены ездки

Рисунок 3.1.2- Зависимость предложения от цены

В результате выполненых расчетов необходимо отметить, что при увеличении цены на услугу спорс на услугу уменьшается, а предложение увиличивается. Спрос на услугу в зависимости от цены описывается функцией y=-0,221х+15664 с коэффициентом корреляции R2=0,969, а предложение функцией y=0,353x-5938 с коэффициентом корреляции R2=0,973.

Далее необходимо определить коэффициент эластичности спроса по ценам. Зависимость между объемом спроса и уровнем цены получила название эластичность спроса по ценам, а колличественная зависимость характеризуется коэффициентом ценовой эластичности спроса (Еэ).

Эластичность спроса по ценам- это показатель процентного изменения объема спроса при изменении цены на 1% вдоль кривой спроса. Эластичность спроса по ценам определяет чувствительность покупателей к изменениям в ценах с точки зрения товара, который они покупают. Для математического расчета коэффициента эластичности спроса по ценам и спользуется следующая формула

 

где и - соответственно, изменения объема спроса и цены;

С и Ц- соответственно начальный объем спроса и цены.

Во всех случаях коэффициент эластичности спроса по ценам имеет отрицательное значение,так как объем спроса и цена находятся в обратной зависимости. Для характиристики эластичности спроса по ценам принемается во внимание абсолютное значение коэффициента.

В зависимости от темпов изменение спроса при изменении цены различиают слудующие его виды:

эластичный спрос (>1);

неэластичный спрос (<1);

спрос с единичной эластичностью (=1).

Расчеты по определению коээфициента эластичности спроса по ценам сводится в таблицу 3.2

Таблица 3.1.3- Определение коэффициента эластичности спроса по ценам

С,

Ц, тыс руб./т

С,тыс.т

Ц, тыс.руб/т

С/C)

Ц/Ц)

Еэ

8844

30000

-

-

-

-

-

8402

33000

-442

3000

-0,050

0,100

-0,050

7960

36000

-460

3000

-0,055

0,091

-0,604

7075

39000

-885

3000

-0,111

0,083

-1,337

6191

42000

-884

3000

-0,125

0,077

-1,623


На основании полученных в таблице данных видно, что при увеличении цены с 30000 до 36000 спрос остается неэластичным, а при увеличении цены с 39000 до 42000 спрос остается эластичным.

Изобразив кривые спроса и предложения в одних и тех же координатах, графически определим равновесную цену и объем выполненных услуг.


Определив точку пресечения двух функций, найдем рыночную цену которая составит Цр=37620 руб. и соответствующий ей годовой объем спроса и предложения Ор=7340 услуг.

Спрос определяет максимальную цену, которую можно получить за какой-либо товар. Минимальная цена определяется издержками производства. Любое предприятие стремится назначить такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по производству, распространению и сбыту, включая определенную норму прибыли, затарченные усилия и риск.

Определение цены товара в месте производства определяется по следующей формуле:

Цмр(1-αт), (3.2)

где Цр- равновесная рыночная цена, Цр=37620 руб.;

αт- доля транспортного тарифа в цене, по исходным данным αт=0,192.

Определим цену товара в месте производства:

Цм=37620(1-0,192)=30400 руб.

3.2 Расчет величины возможной скидки с тарифной ставки

В зависимости от условий работы и условий договора транспортная организация может предоставить скидки на основной тариф.

Скидка с тарифа может предоставляться за счет:

·    разницы между доходами от тарифов и доходами, рассчитанными исходя из себестоимости и допустимого уровня рентабельности;

·        снижение себестоимости при увеличении объема перевозимых грузов;

·        увеличения прибыли, обусловленной ростом объема перевозок;

·        компенсации государством части расходов транспорта.

Доход от перевозки, который может получить транспортное предприятие можно определить по формуле:

Д=Опреl(1+r), (3.1)

где Опр - объем груза, предъявленного к перевозке, т;

е - себестоимость перевозки 1 т груза на расстояние 1 км, тыс. руб.;

l - расстояние перевозки груза, км;

r - коэффициент рентабельности перевозок по заданию r=8%

Расходы транспортного предприятия, связанные с перевозкой груза определяются по формуле:

Р=Опреl. (3.2)

Прибыль от перевозки как разница между доходами и расходами находится по формуле:

П=Д-Р= Опреl(1+r)- Опреl= Опреlr. (3.3)

Если требуется рассчитать, насколько предприятие максимально может снизить тариф на перевозку, если его нижняя граница должна быть не ниже себестоимости перевозок. Решение такого типа задач производится по формулам.

При снижении тарифа доходы от перевозки уменьшается на величину α, тогда величина дохода с учетом формулы (3.1):

Д1преl(1+r)(1- α). (3.4)

Прибыль по данной перевозке при снижении тарифа:

П11-Р= Опреl(1+r)(1- α) - Опреl= Опреlr((1+r)(1- α)-1). (3.5)

В случае когда тариф снижается до уровня себестоимости прибыль от перевозки равна нулю П1=0. Тогда, используя формулу (3.5), получим уравнение:

Опреlr((1+r)(1- α)-1)=0. (3.6)

Поскольку в приведенном уравнении Опр≠0, е≠0, l≠0, то уравнение можно упростить:

(1+r)(1- α)-1=0. (3.7)

Сделав соответствующие преобразования и подставив значение r, определим искомую величину α:

(1-r)=1/(1- α),

α=1-1/(1+ r),

тогда для нашего предприятия α=1-1/(1+ 0,08)=0,07.

После вычислений можно сделать вывод: транспортное предприятие может снизить тариф на перевозку на 7%, и при этом он останется на уровне себестоимости перевозок.

Если необходимо определить до какой величины можно понизить уровень рентабельности, чтобы получить не меньшую прибыль от перевозок, если грузоотправитель просит снизить тариф и обязуется в этом случае предъявить к перевозке на том же расстоянии объем груза в 1,4 раза больше. Решение данной задачи осуществляется по формулам.

Прибыль предприятия может быть рассчитана по формуле:

П=Опреrl. (3.8)

По условию задачи е и l остаются постоянными. Поэтому для того, чтобы транспортное предприятие получило не меньшую по величине прибыль, должно соблюдаться следующее условие:

П1 ‹ П2

или

Q1r1 ‹ Q2r2,

Решим данную задачу по нашим исходным данным.

r2 = ,

При условии увеличения объема перевозок в 1,4 раза уровень рентабельности можно понизить до величины 0,057, в этом случае величина прибыли не изменится.

3.3 Исследование зависимости изменения доходов от величины тарифа на перевозки

Доходы транспортного предприятия от пассажирских перевозок можно определить по формуле:

Д=Т·С·L, (3.1)

где Т - тариф на перевозку оказываемой услуги, руб./км;

С - величина спроса на перевозку, кол-во услуг;

L - среднее расстояние перевозки груза (в пригородном сообщении 6 км, в междугородном -15 км).

Объем оказываемых услуг составляет Ку=7370 услуг, а стоимость перевозки за один километр, оказываемой услуги составит 4170 руб. В пригородном сообщении средняя дальность перевозки составляет 6 километров стоимостью 25000руб., а в междугородном сообщении дальность перевозки 15 километров, стоимость за перевозку составит 62550руб.

В таблице 3.1 представлены исходные данные в процентном изменении объема оказываемых услуг в зависимости от тарифа, умноженные на коэффициент пересчета 1,3, где за 100% принимается количество оказываемых услуг Ку=7370, стоимостью 25000 руб. в пригородном сообщении и стоимостью 62550 руб. в междугородном сообщении.

Таблица 3.1-Объем оказываемых услуг в зависимости от тарифа

Вид сообщения

Варианты( объем услуг тыс./тариф (руб. за км)


1

2

3

4

5

Пригородное

62/70

58/80

52/85

46/90

40/95


81/91

75/104

68/111

60/117

52/124


5970

22750

5528

26000

5012

27750

4422

29250

3832

31000

Междугородное

10,0/90

9,6/95

9,3/100

8,0/110

6,0/120


13/117

12.5/124

12/130

10.4/143

7.8/156


958

73183

921

77562

884

81315

766

89447

575

156222


Расчёт коэффициента эластичности спроса на перевозки, выполненный по формуле 3.1, в зависимости от тарифа в пригородном сообщении приведем в таблице 3.2, а в таблице 3.3- в междугородном сообщении.

Таблица 3.2 - Зависимость коэффициентов эластичности спроса на перевозки от тарифа в пригородном сообщении

С, кол-во услуг

Т, руб/км

С,кол-во услуг

Т, руб/км

С/С)*100

Т/Т)*100

Еэ

5970

22750

-

-

-

-

-

5528

26000

-450

3250

-0.075

0,143

-0,524

5012

27500

-516

1500

-0,093

0,058

-1,603

4422

29250

-590

1750

-0,118

0,064

-1,843

3832

31000

-590

1750

-0,133

0,060

-2,217


Из таблицы 3.2 видно, что при увеличении тарифа с 22750 до 26000 руб./км спрос на перевозку неэластичный, а при увеличении тарифа с 26000 до 31000 руб/км - эластичный.

Таблица 3.3 - Зависимость коэффициентов эластичности спроса на перевозки от тарифа в междугородном сообщении

С,кол-во услуг

Т, руб/км

С,кол-во услуг

Т, руб/км

С/С)*100

Т/Т)*100

Еэ

958

73184

-

-

-

-

-

921

77562

-37

4378

-0,039

0,060

-0,65

892

81315

-29

3753

-0,031

0,048

-0,646

766

89447

-126

8132

-0,141

0,100

-1,41

575

97578

-191

8131

-0,249

0,091

-2,736



Из таблицы 3.3 видно, что при увеличении тарифа с 73184 до 77562 руб./км спрос на перевозку неэластичный, а при увеличении тарифа с 77562 до 97578 руб/км - эластичный

Используя формулу (3.1), рассчитаем доходы транспортного предприятия от перевозок. Расчёт доходов транспортного предприятия от пригородных перевозок сведём в таблицу 3.4, а от междугородних - в таблицу 3.5.

Таблица 3.4 - Доходы транспортного предприятия от перевозок в пригородном сообщении

С, кол-во услуг

Т,руб/км

L, км

Д, руб.

5970

22750

6

814905000

5528

26000

6

862368000

5012

27500

6

826980000

4422

29250

6

776061000

3832

31000

6

712520000


Таблица 3.5 - Доходы транспортного предприятия от перевозок в междугородном сообщении

С, кол-во услуг

Т,руб/км

L, км

Д, руб.

958

73184

15

1051654080

921

77562

15

1071519030

892

81315

15

1087994700

766

89447

15

1027746030

575

97578

15

841610250


Выполненные расчеты показали, что при увеличении тарифов при неэластичном спросе доходы возросли с 814905000 до 862368000 руб., а увеличение тарифа при эластичном спросе привело к снижению доходов с 862368000 до 712520000 руб. для перевозок в пригородном сообщении. Для перевозок в междугородном сообщении при увеличении тарифов при неэластичном спросе доходы возросли с 1051654080 до 1087994700 руб., а увеличение тарифа при эластичном спросе привело к снижению доходов с 1087994700 до 841610250.

На рисунках 3.1, 3.2 и 3.3, 3.4соответственно, покажем зависимость спроса на перевозку в пригородном и междугородном сообщении от тарифа и дохода предприятия при перевозках в пригородном и междугородном сообщении от тарифа.

Рисунок 3.1- График зависимости объема пригородных перевозок от величины тарифа

Рисунок 3.2- График зависимости дохода от величины тарифа в пригородном сообщении

На рисунке 3.1 показано, что при увеличении тарифа на пригородные перевозки спрос на эти перевозки уменьшается.

Из рисунка 3.2 видно, что увеличение тарифа на пригородные перевозки при неэластичном спросе приводит к увеличению доходов, а при эластичном спросе на перевозки - к снижению доходов транспортного предприятия.

На рисунках 3.4 и 3.5, соответственно, покажем зависимость спроса на перевозку в междугородном сообщении от тарифа и дохода предприятия при перевозках в междугородном сообщении от тарифа.

Рисунок 3.4 - График зависимость спроса на междугородние перевозки от тарифа

Рисунок 3.5 - График зависимость доходов предприятия при междугородних перевозках от тарифа

На рисунке 3.4 показано, что при увеличении тарифа на междугородние перевозки спрос на эти перевозки уменьшается.

На рисунке 3.6 видно, что увеличение тарифа на междугородние перевозки при неэластичном спросе приводит к увеличению доходов, а при эластичном спросе на перевозки - к снижению доходов транспортного предприятия.

.4 Исследование себестоимости перевозок

В процессе транспортировки стоимость перевозимого товара возрастает, поэтому тариф на грузовые перевозки - это денежное выражение прироста стоимости продукции в процессе её транспортировки.

Общие транспортные расходы складываются из зависящих и независящих транспортных расходов. Условно-зависящие и условно-постоянные расходы, относящиеся на начальные и конечные операции, определяются по следующим формулам:

СЗНКНК·aЗТ; (3.1)

СННКНК·(1-aЗТ), (3.2)

где СНК - расходная ставка на начально-конечные операции;

СНК=80*1,2=96у.д.е./т;

aЗТ - доля зависящих расходов в общих транспортных расходах, aЗТ=0,35.

Условно-зависящие и условно-постоянные расходы, относимые на движенческие операции, определяются по следующим формулам:

СЗДВДВ·aЗТ; (3.3)

СНДВДВ·(1-aЗТ), (3.4)

где СДВ- расходная ставка на движенческие операции, у.д.е/т км;

СДВ=160*1,2=192 у.д.е./ткм.

Себестоимость перевозки 1 т промышленной продукции можно рассчитать по формуле

 

где Ор- равновесный (рыночный) объем оказываемых услуг предприятием, по полученным данным в пункте 3.1 Ор=7340 услуг;

Опр- объем предложенных услуг предприятием (таблица 3.2 из пункта3.1) l- расстояние перевозки, l=500км;

Произведем расчет, определим условно-зависящие и условно-постоянные расходы, которые относятся на начальные и конечные операции по формулам (3.1) и (3.2):

СЗНК=96*0,35=33,6 у.д.е./т;

СННК=96*(1-0,35)=62,4 у.д.е/т.

Определим условно-зависящие и условно-постоянные расходы, относимые на движенческие операции по формулам (3.3) и (3.4):

СЗДВ=192*0,35=67,2 у.д.е./ткм;

СНДВ=192*(1-0,35)=124,8 у.д.е./ткм.

Рассчитаем слагаемые формулы (3.5):

 

 

 

Тогда себестоимость перевозки , оказываемой услуги

Ст=0,159+0,067+159,34+67,2=226,77 у.д.е./ткм.

Расчеты по определению себестоимости перевозки других объемов предлагаемых к перевозке груза сведем в таблицу 3.1

Таблица 3.1- Определение себестоимости перевозки различных объемов груза

Ор, кол-во услуг

Опр,кол-во услуг

l,км

, у.д.е/ткм

, у.д.е/ткм

, у.д.е/ткм

, у.д.е/ткм

Ст, у.д.е/ткм

7340

5749

500

0,159

0,067

159,34

67,2

226,77

7340

6707

500

0,137

0,067

136,58

67,2

203,98

7340

7665

500

0,120

0,067

119,51

67,2

186,90

7340

8623

500

0,106

0,067

106,23

67,2

173,60

7340

10539

500

0,087

0,067

86,92

67,2

154,27


Аналогичные расчеты выполним при постоянном объеме предложенного к перевозке груза и различных расстояниях перевозки и полученные данные сведем в таблицу 3.2

Таблица 3.2- Определение себестоимости перевозки при постоянном объеме груза на различные расстояния

Ор, кол-во услуг

Опр,кол-во услуг

l,км

, у.д.е/ткм

, у.д.е/ткм

, у.д.е/ткм

, у.д.е/ткм

7340

7665

500

0,120

0,067

119,51

67,2

186,90

7340

7665

600

0,100

0,056

119,51

67,2

186,87

7340

7665

700

0,085

0,048

119,51

67,2

186,84

7340

7665

800

0,075

0,042

119,51

67,2

186,83

7340

7665

900

0,066

0,037

119,51

67,2

186,81


На основании полученных расчетов на рисунках 3.1 и 3.2 изобразим графики функций Ст=f(Опр) и Ст=f(l)

Рисунок 3.1- График зависимости себестоимости перевозки от объема предложенных услуг предприятием

Рисунок 3.2- График зависимости себестоимости перевозки от расстояния

На основании полученных графиков можно сделать вывод: из рисунка 3.1 следует, что при увеличении объема оказываемых услуг себестоимость перевозки уменьшается. Из рисунка 3.2 следует, что при увеличении расстояния перевозки при постоянном объеме предлагаемой услуги, себестоимость перевозки снижается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном курсовом проекте рассмотрены вопросы маркетинга на автомобильном предприятии.

В качестве рассматриваемого региона был выбран город Жлобин.

Доля автомобильного транспорта в объёме выполнения транспортных услуг в городе Жлобине составляет 67%.

Рассмотренное в курсовом проекте транспортное предприятие на транспортном рынке будет выполнять 40% услуг от общего объема услуг на рынке. Количество услуг, необходимое для полного удовлетворения потребностей населения предприятием (или, другими словами, объём транспортной работы) составляет 7370 услуг в год, то есть 23 услуг в день при 6-дневной рабочей неделе, по количеству услуг выполняемых в день определили необходимое количество автомобилей, оно составило 4 автомобиля марки ЗИЛ 5301(бычок). Цена одной услуги составляет 25000 рублей. На данном предприятии в производственный персонал входят 4 водителя и 8 грузчиков. Заработная плата водителя в месяц составляет 550 тыс.руб., а грузчиков 480 тыс.руб.

Доходы от перевозок за год составляют 184 250 000 рублей. Себестоимость перевозок за год 22730 рублей, чистая прибыль за год 8125000.

На основании полученных расчетов определили зону эффективной работы предприятия и сделали вывод, что предприятие будет работать эффективно, если будет оказывать более 6000 услуг.

Для дальнейшего развития предприятия были рассмотрены все возможные сегменты рынка. Для повышения дохода на данном рынке осуществили следующие мероприятия: увеличили коэффициент рентабельности, расширили парк подвижного состава, переориентировали часть парка на другие виды перевозок, т.е. в дальнейшем предприятие будет осуществлять не только перевозку холодильников, но а также перевозку мебели и другой техники, не только в пригородном сообщении, но также и в междугородном сообщении.

Так же были разработаны мероприятия по организации маркетинговой деятельности и структура службы маркетинга. На данном предприятии была организована служба маркетинга по функциональному типу. Организационная структура проектируемого АТП в перспективе показана на рисунке 2.3 в пункте 2.5.

При анализе величины спроса и предложения транспортных услуг от тарифа, определили, что с увеличением цены спрос на услугу уменьшается, а предложение увеличивается. По полученным данным при увеличении цены с 36000 до 42000 руб. спрос является эластичным (так как |ЕЭ|›1). Рыночная цена на услугу составляет ЦР=37620 руб/езд., а годовой объём спроса и предложения - ОР=7340 услуг.

Цена товара в месте производства составила Цм=30400 рублей.

При вычислении величины возможной скидки с тарифной ставки определили, что транспортное предприятие может снизить тариф на 7%, и при этом он останется на уровне себестоимости перевозок, а при условии увеличения объема перевозок в 1,4 раза уровень рентабельности можно понизить до величины 0,057, в этом случае величина прибыли не изменится.

При исследовании зависимости изменения доходов от величины тарифа на перевозки, определили, что при увеличении тарифа на пригородные перевозки спрос на перевозку уменьшается, при неэластичном спросе приводит к увеличению дохода, а при эластичном к снижению дохода, аналогичным образом и для междугородних перевозок.

Исследуя себестоимость перевозки определили условно-зависящие и условно-постоянные расходы, которые относятся на начальные, конечные и движенческие, исходя из полученных данных определили себестоимость перевозки Ст=226,77 у.д.е./ткм, аналогичные расчеты выполнили при постоянном объеме предложенного к перевозке груза на различные расстояния.

На рисунках 3.1 и 3.2 пункта 3.4 изобразили графики функций Ст=f(Опр) и Ст=f(l) на основании данных графиков сделали вывод, что при увеличении объема оказываемых услуг и увеличении расстояния перевозки при постоянном объеме себестоимость перевозок снижается.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шкурин М. И., Скирковский С. В., Шкурина Е. В. Маркетинг на транспорте: Пособие по курсовому и дипломному проектированию и выполнению практических работ. - Гомель: БелГУТ, 2003. - 62 с.

. Шкурин М. И. Маркетинг на транспорте: Учебное пособие для студентов транспортных специальностей вузов. - Гомель: БелГУТ, 2003. - 223 с.

. Маркетинг. Реклама и сбыт. №57, 2006 (журнал)

. Маркетинг. Реклама и сбыт. №58, 2006 (журнал)

. Маркетинг. Реклама и сбыт. №56, 2006 (журнал)

6. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./общ ред. Е.М. Пеньковой Спб: «Каруна», 1994г.

Похожие работы на - Маркетинг на автомобильном транспорте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!