Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ребенка младшего и старшего дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,43 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ребенка младшего и старшего дошкольного возраста

Введение

В современном мире, когда внедряются многообразные информационные технологии, вводятся всё новые понятия о новейших формах массовой культуры, расширение человеческих контактов и так далее, рост темпа жизни приводит к увеличению объема знаний необходимых для жизни современному человеку и тем более его развитию в целом.

В современном обществе, а значит и в образовательных учреждениях происходят преобразования, которые, соответственно, оказали огромное влияние и на развитие детей дошкольников, активно включающихся в водоворот нашей бурной жизни. В связи с происходящими изменениями в жизни человека необходимо пересмотреть подход к воспитанию и развитию детей, к формированию личности в будущем и выдвинуть новые требования в целом, в подходе развития ребенка. Тем более в наше скоростное время, когда родители заняты обеспечением семьи должным доходом, отдавая все свои силы на зарабатывании денег на 1, 2, а то и 3-х рабочих местах и забывая уделять время своим детям, которые не переставали нуждаться в родительской заботе, любви, воспитании и внимании.

Поэтому в настоящее время для многих психологов остается актуальной проблема особенностей психического развития и формирования личности ребенка дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

С самого раннего возраста у детей происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др. Чем раньше ребенок начнёт обучаться и получать должное полноценное воспитание, тем быстрее и эффективнее будет осуществляться его психическое развитие. Поэтому развитие детей, тем более на ранних своих стадиях, является важным и актуальным вопросом. [15]

Как отмечал Эльконин Д.Б., основным мотивом деятельности ребенка является желание войти в мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый. Однако ребенок ещё мал и не может самостоятельно жить во взрослом мире и поэтому единственная возможность осуществить своё стремление - это играть. [12]

Ещё такие великие русские ученые, как Л.С.Выготский, а потом и А.Н.Леонтьев охарактеризовали период дошкольного возраста, как стремление к общественно значимой и общественно оценивающей деятельности, другими словами - этап к готовности к школе, а ведущей деятельностью выступает ролевая игра наполненная смыслами человеческой деятельности. [4]

Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых. [12].

В ситуации игры ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. [14]

Через игру мы развиваем детей: усовершенствуем их психические процессы, развиваем в них всевозможные нужные и необходимые способности, индивидуальные способности, приобщаем к культуре, к общению и так далее. Это необходимо им для облегчения понимания, осмысления действительности и дальнейшего их развития в жизни. Игра - это такое действие, через которое мы пытаемся донести до детей ту действительность, которая наиболее актуальна в данное время. Поэтому очень важно, чтобы современные игры для детей отражали данное время и соответствовали ему.

Целью данной работы является выявление особенностей влияния игры на психическое развитие и формирование личности ребенка младшего и старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является игра, как ведущая деятельность.

Предмет исследования особенности влияния игры на младших и старших дошкольников.

Задачи данного исследования:

.Проанализировать теоретические концепции психического развития детей дошкольного возраста

.Выявить особенности психического развития детей дошкольного возраста

.Подобрать методы исследования

.Провести исследование с игровых методов

Гипотеза: предполагаю, что сюжетно-ролевые игры благоприятно влияют на развитие детей, как младшего, так и старшего дошкольного возраста, объединяют их.

Методы исследования:

организационный;

наблюдение;

игровые методы;

обработки данных (качественное описание);

интерпретационный.

Использованы диагностические методики психического развития детей дошкольного возраста:

Тест «Способность к обучению в школе» задание на «Знание названий предметов» и «Классификацию предметов», автор Вицлак Г. [2]

Развивающие игры на развитие детей дошкольного возраста, игра «Кто к нам пришел?» авторы Богуславская 3.М., Смирнова Е.О. [1]

Выборка: дети от 3 до 7 лет

База исследования: Детский дворовый театр «Шпилька»

Наблюдение проводилось в ходе игр:

.«Что это за животное» автор Вицлак Г.

.«Кто к нам пришел?» автор Богуславская З.М., Смирнова Е.О.

.«Найди свой предмет» автор Вицлак Г.

Практическая значимость данной работы заключается в том, как правильно подбирать в дальнейшем те или другие игровые методы для развития у ребенка тех или иных психологических качеств и формирования здоровой личности в обществе; как эти игры помогут ребенку подготовиться к дальнейшему образовательному этапу - школе (к её адаптации).

Структура работы: введение (4 листа), 1 главы (14 листов),2 глава (7 листов), вывод (2 листа), заключение (2 листа).

Глава 1. Психическое развитие детей дошкольного возраста

.1 Понятие ведущей деятельности

Этапы развития и становления детской Российской психологии неразрывно связаны с преобразованиями в нашей стране. С исторической точки зрения, такие преобразования начались с 1917 года - с революции, становления советской власти. Это была эпоха, которая «нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности». [13]

В психологии таким человеком стал Лев Семенович Выготский. Именно он стал революционером в построении теории и изучении развития сознательной личности ребенка. Он своими трудами и исследованиями старался перейти «от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности». Он ввёл новый метод исследования психических явлений - экспериментально-генетический, так как считал, что проблема метода и есть начало начал всего, основа всей истории культурного развития ребенка. [3]

Лев Семенович внес огромный вклад в детскую психологию, которую считал как отдельную науку, необходимую, нужную для тонкого и глубокого изучения психологии человека в целом. Каждая наука имеет свои методы, цели, предмет и закономерности, с помощью которых возможно решить важнейшие практические вопросы и задачи по обучению и воспитанию детей, по-новому подходить к проблемам возрастной нормативной диагностики психического развития. [12]

С рождения ребенок проходит на каждом этапе своего развития процесс периодизации, который на каждом этапе заканчивается «качественным» кризисом. Таких периодизаций очень много, но все они в той или иной степени имеют общий смысл.[12]

Русский психолог, занимавшийся проблемами сознания <#"justify">2.2Методики

1)В ходе игры «Что это за животное?» по методике Вицлака, всех детей посадили в вымышленный паровоз «Путешественник», держа друг друга за пояс, и отправлялись в путешествие по миру. В голове состава стоял режиссер праздника, ему помогали помощники (родители детей). Паровоз двигался по помещению, когда играла музыка, и останавливался, если музыка останавливалась. Остановка - какая-то страна, дети называли (по очереди) или знакомились с разными животными встречающимся на их пути, которых и представляли помощники в виде картинок с изображением того или иного животного. Каждому участнику давалась возможность самостоятельно назвать увиденного животного.

В этой игре, дети называли и вспоминали названия животных, таким образом, проверили память и общую осведомленность окружающего мира;

слушая музыку и останавливаясь в нужный момент или двигаясь дальше, мы проверяли внимание детей;

держа друг друга за пояс, мы приобщали детей к сплоченности, дружбе и уважению ко всем участникам паровоза.

)В ходе игры «Кто к нам пришел?» по методике Богуславской и Смирновой, паровозик остановился,- « Просьба всем пассажирам освободить вагоны!»

Отдохнем после долгой поездки на зеленом лугу (зеленый ковер, расстеленный на полу), присев кругом. Каждый выбирает себе надутый шарик, внутри него лежит бумажка с названием животного. Участники прокалывают булавой свои шарики и узнают, какого животного они будут представлять в этой игре. Режиссер берет маленький мяч, диаметром 15 см и предлагает каждому, по-очереди, крутя мяч в руках, рассказать, что он знает о своем животном интересного, чем это животное питается, при этом режиссер показывает дополнительно фотографию этого животного. Мамам предлагается присесть сзади своих детей и при необходимости помогать детям в ответах, также могли помогать в ответах и другие дети, поднимания руку.

Эта игра рассчитана на проверку памяти, внимания, мелкой моторики детей.

)В ходе игры «Найди свой предмет» по методике Вицлака, наблюдалось за умением детей классифицировать предметы, знать их название и общую характеристику, а также на умение играть в команде.

Описание игры

В общей корзине лежали вперемешку разные предметы - это овощи, фрукты и «мусор». Всех детей поровну разделили на 3 равнозначные команды. Каждая команда путем жеребьевки выбирает себе то или иное название:

команда «Овощи»,

команда «Фрукты»,

команда «Чистюли»,

и получает корзину с соответствующим символом - овощи, фрукты, «мусор». Команда «Чистюли» собирают остальные предметы (кроме овощей и фруктов), которые образно назвали «мусор».

Каждый из команды должен принести из общей корзины в свою корзину с соответствующим символом, по команде режиссера, нужный предмет: например команде «Овощи» - овощи, и так далее. Дается 2-3 минуты.

.3Ход исследования

При наблюдении было выявлено, что один из детей отказался играть со всеми, капризничал; мама упрашивала его поучаствовать, но он так и не согласился, не смотря на все уговоры.

В результате наблюдения за ходом игры «Что это за животное?» было выявлено:

.внимание детей дошкольников имеет средний уровень,

.дети стремятся к общению с другими детьми,

.не достаточно хорошо осведомлены о мире животных, о чем говорят результаты, приведенные ниже.

Осведомленность о мире животных:

назвали всех животных - дети 6-7 лет;

назвали не всех животных (экзотических) - дети 4-5 лет;

не знают и почти не знают животных - дети 3 лет.

Интерпретация игры «Что это за животное»

Младшие дошкольники имеют ограниченное число сюжетов, меньшую осведомленность об окружающем мире, у них плохо развито внимание, сосредоточенность, но у детей этого возраста есть потребность к общению со сверстниками. Все эти показатели являются нормой из теоретических данных.

Дети старшего дошкольного возраста более развиты, осведомлены, хорошо и легко общаются с другими, помогают другим, что говорит об их готовности к школе.

Дети младшего дошкольного возраста стремятся к общению со сверстниками, они менее осведомлены, чем старшие дошкольники, менее развиты, слабо развито внимание, что является нормой.

На основании данного анализа и интерпретации можно сделать вывод, что дети данной группы развиваются соответственно своему возрасту. Для развития у детей младшего дошкольного возраста познавательных процессов, необходимо рассказывать им, объяснять, читать о тех неизвестных сюжетах, объектах (в данном случае животных); что это за объект, какие у него отличительные черты, какие особенности его строения, цвета, запаха и так далее - все то, что поможет запомнить детям этот объект.

) В результаты наблюдения за игрой «Кто к нам пришел?» было выявлено, что у детей младшего дошкольного возраста слабо развита моторика, память и концентрация внимания и напротив старшие дошкольники больше знают, лучше развита моторика.

Результаты игры «Всё интересное о животном»:

дети 5-7 лет отвечали уверенно и правильно, много знают о животных;

дети 4 лет не всё ответили правильно;

дети 3 лет ответили неуверенно, с подсказки взрослых.

Интерпретация игры «Всё интересное о животных»

Так же как и в первой игре подтвердилось, что младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов; первоначально мотивом игры ребенка является привлекательный предмет; игра не планируется ребенком младшего дошкольного возраста, а возникает в зависимости от того, какой предмет попадает ему в руки; слабо развита моторика.

Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Дети старшего дошкольного возраста больше осведомлены, больше склонны к размышлению, быстрее отвечают, чем дети младшего возраста в силу своего психического развития.

Детей младшего дошкольного возраста привлекло в данной игре не рассказ о том животном, которого они представляли, а яркий, красочный мяч, который передавался от предыдущего участника.

Наоборот старшие дошкольники ответственно отнеслись к заданию и рассказали о животном все, что они знали.

На основании интерпретации и анализа данной игры, можно сделать вывод, что мотивационные потребности развиты различно у детей одной возрастной стадии - дошкольники. Дети младшего возраста мотивированны на красочность, объемность, привлекательность предмета; для детей старшего дошкольного возраста важным является правило и его выполнение. Все эти показатели не являются отклонениями в развитии детей, а являются нормой и требуют дальнейшей тренировки в развитии.

) В результаты наблюдения за ходом игры «Найди свой предмет» дети младшего дошкольного возраста плохо различали предметы, которые им нужно было взять и положить в соответствующую корзину, им помогали взрослые и старшие дошкольники. Почти все участники справились с заданием, благодаря сплоченности, взаимопомощи и стремлению к победе. 5-летний игрок из команды «Овощи» положил в свою команду Манго, посчитав его за баклажан.

Игроки собрали свои предметы:

Команда «Овощи» - не все правильно

Команда «Фрукты» - все правильно

Команда «Чистюли» - все правильно

Интерпретация игры «Найди свой предмет»

Дети младшего дошкольного возраста: мотив игры - привлекательный предмет; ограниченное число сюжетов, плохо проводят аналогию и обобщение предметов.

Дети старшего дошкольного возраста: подчиняются правилам, поставленным перед ними, помогают младшим, лучше проводят аналогию и обобщение предметов, которые нужно было найти и положить в свою корзину.

Младших дошкольников привлекло в этой игре красочные пластмассовые овощи-фрукты, один из участников не узнал фрукт «манго», но при помощи старших дошкольников из своей команды и взрослых ребята справились с заданием.

Дети старшего дошкольного возраста активно принимали участие в командной игре, для них главное - победить, поэтому в ходе игры они помогали младшим класть нужный предмет в корзину.

На основании анализа и интерпретации игры «Найди свой предмет», можно сделать вывод, что, не смотря на разницу в возрасте, умение детей классифицировать предметы, знать их название и общую характеристику, объединение детей в команду, где главной целью является совместная игра, способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр, а также дальнейшему развитию общения между детьми.

Выводы по главе 2

На основании наблюдения в ходе проведенных игр, можно сделать выводы, что дети дошкольного возраста развиты неодинаково.

Младших дошкольников в игре привлекает красочность, объемность, привлекательность предмета; так как они имеют ограниченное число сюжетов; игра не планируется ребенком, а возникает в зависимости от того, какой предмет попадает ему в руки; слабо развита моторика, плохо проводят аналогию и обобщение предметов, слабо развито внимание, активно стремятся к общению со сверстниками.

Старшие дошкольники напротив легко общаются, хорошо пополнен словарный запас, сюжеты чрезвычайно разнообразны, ответственно подходят к выполнению заданий, лучше развита моторика, концентрация внимания, проводят аналогию предметов.

Все эти показатели говорят о нормальном развитии детей этой возрастной периодизации, что подтверждается с научной точки зрения.

Наблюдая за ребенком, который в начале игр отказался принимать в них участие, в процессе всех игр, было замечено, что все остальные дети через какое-то время стали не обращать внимания на этого ребенка. Ребенок какое-то время оставался в стороне, потом, к середине нашего праздника, присоединился к остальным и был готов следовать общим правилам игр.

Из теоретической части выявлено, если дети не умеют договориться между собой, игра распадается или такого ребенка, который не способен договориться с другими, просто не замечают. Как и произошло в данном случае, но желание и стремление к общению побудили ребенка вступить в контакт со сверстниками.

Заключение

игра психическое развитие ребенок дошкольник

Целью данной работы было определить значение игры для развития и формирования личности ребенка.

Гипотеза в начале работы была такова, что сюжетно-ролевые игры благоприятно действуют на развитие детей, объединяют их; через игру дети понимают реальность - «Что такое хорошо и что такое плохо».

Поставленные задачи мною выполнены. Гипотеза подтвердилась: игра объединила детей, они научились играть по правилам в команде, а значит, умеют прислушиваться к другим, уважают других; в процессе этих игр дети многое узнали о жизни животных, с радостью рассказывали об этом родителям и показывали картинки, взятые с праздника.

Исходя из выше приведенных данных наблюдения и из того, что детский дворовый театр существует уже 3 года, был сделан качественный анализ наблюдения значения игры в развитии детей.

Во-первых, дети стали более активными, более включенными в предлагаемые игры, что общественно значимо для общества в целом и для развития в дальнейшем самого ребенка.

Во-вторых, игра для детей способность понять, осмыслить или переосмыслить то, что происходит вокруг них в жизни, что и происходит с данной группой детей. С каждой такой встречей дети больше узнают об окружающем их мире, лучше разбираются в темах, которые мы вместе изучали в предыдущие встречи. Они научились размышлять, спорить, даже доказывать какие-то свои позиции, конечно оставаясь при этом на своем уровне развития, являющимся нормой.

В-третьих, при таких встречах у детей лучше развиваются память, внимание, сосредоточенность, усидчивость и так далее, так как эти встречи мы тщательно готовим (в нашем коллективе 2 психолога-педагога, 1 психолог-логопед, 1 преподаватель иностранных языков) и детям интересно участвовать во всем этом, им легко общаться с другими детьми и людьми.

Литература

1.Богуславская 3.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. <http://psyparents.ru/index.php?view=book&item=1268&cat=5&sc=38&full=yes> - М.: Просвещение, 1991

.Вицлак Г. «Способность к обучению в школе» 1972г. (сайт Child-psy.ru)

.Выготский Л.С.Проблема возраста - М.,1984г.

.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования учеб. пособие. - М.: 1956г.

.Выготский Л.С. Собрание сочинений - М.: 1983г.

6.Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте - М., 1956 г.

.Грэй Дж. Дети с небес. Уроки воспитания. - София, 2005г.

.Запорожец А.В. Избр. психологические труды в 2-х томах - М., 1986г.

9.Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988г.

10.Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей - М., 1990г.

11.Леонтьев А.Н.Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.-Л., 1948г.

.Обухова Л.Ф.Возрастная психология - М.,2004г.

.Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника учеб. пособие. - М.:1977г.

.Реан А.А. Психология детства. От рождения до 11 лет. - СПб., 2006г.

15.Реан А.А. Психология личности - СПб., 2007 г.

16.Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения - М., 1987г.

17.Эльконин Б.Д. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте - М.: 1971г.

18.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития учеб. пособие. - М.: 1994г.

19.Эльконин Д.Б. Избр. психологические труды - М., 1989г.

20.Эриксон Э. Г. Детство и общество / Пер.с англ.и науч. ред. А. А. Алексеев. - СПб.: Летний сад, 2000г.

21.Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста под ред. Эльконина Б.Д., Венгера А.Л. - М.: 1988г.

22.Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В.Дубровиной - СПб.: Питер, 2007г.

23.<http://adalin.mospsy.ru/>

.http://www.solnet.ee

Похожие работы на - Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ребенка младшего и старшего дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!