Методы оценки уровня качества продукции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    53,13 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы оценки уровня качества продукции

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Понятие качества продукции как экономической категории

. Показатели и методы оценки качества продукции

. Последовательность оценки уровня качества

. Методы оценки уровня качества продукции

.1 Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции

.2 Метод комплексной оценки уровня качества продукции

.3 Смешанный метод оценки уровня качества продукции

.4 Метод интегральной оценки уровня качества изделий

.5 Метод экспертной оценки уровня качества продукции

. Основные направления повышения качества продукции

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Уже несколько десятилетий во всем мире большое значение придается качеству продукции. Высокое качество продукции стало главным условием успеха организаций в конкурентной борьбе на рынке.

В условиях рыночных отношений успех организации зависит от степени удовлетворения ею требований покупателей. Только в этом случае организация будет иметь устойчивый спрос на свою продукцию и получать прибыль. А степень удовлетворения требований потребителей соответствующей продукцией определяется её качеством.

Качество - это совокупность потребительских свойств и характеристик продукции (услуги), придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [18, с.208].

Учитывая сложный, многоаспектный характер понятия “продукции” и постоянно меняющиеся требования потребителей к нему, перед организациями-изготовителями встает задача обеспечения требуемого качества и управления им на всем протяжении жизненного цикла продукции.

Значение повышения качества продукции для экономики организации заключается в том, что оно позитивно сказывается на эффективности использования производственных ресурсов, эффективности функционирования организации, а также адаптивности организации к изменяющимся условиям внешней экономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, качество выступает катализатором ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т.д. [18, с.209].

Таким образом, тема данного исследования является актуальной.

Целью данной работы является изучение качества продукции, связанных с ним понятий, категорий, факторов и аспектов.

Цель исследования определяет постановку и решение следующих задач:

·   раскрыть сущность понятия качества продукции как экономической категории;

·   отразить подходы к классификации различных показателей качества продукции, а также методов их оценки;

·   дать полную характеристику этапам оценки качества продукции;

·   раскрыть сущность различных методов оценки уровня качества продукции;

- описать основные направления повышения качества продукции.

1.      
ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

Неоднозначное отношение к качеству и эволюция управления им нашли отражение и в самом определении качества, которое может наполняться различным содержанием в зависимости от его роли и значимости для покупателя [32, с.384].

В различные исторические эпохи неодинаково определяли понятие “качество”. В научной и специальной литературе встречаются самые различные формулировки сущности качества продукции [3, с.215].

Качество продукции представляет собой материальную основу удовлетворения как производственных, так и личных потребностей людей, и этим определяется его уникальная общественная, экономическая и социальная значимость. Чем выше качество продукции, тем большим богатством обладает общество и тем большими материальными возможностями оно располагает для своего дальнейшего прогресса.

Проблема качества продукции имеет много аспектов. Одни исследователи различают философский, социологический, экономический, правовой, статистический аспекты, другие выделяют кибернетическую, математическую, техническую, производственную, потребительскую её сторону.

При изучении качества продукции исследуются все вышеобозначенные аспекты. Однако экономический аспект качества является решающим среди других, и исследования других аспектов будут иметь практическое значение только в том случае, если они будут осуществляться на экономической основе. Поэтому решение проблемы обеспечения качества продукции требует, прежде всего, чёткого представления о качестве как предмете экономической науки.

Качество - это универсальная философская категория, охватывающая как явления внешнего мира, так и сознание человека. Качество, как философская категория, впервые было проанализировано Аристотелем (3 в. до н.э.), определившем его как “видовое отличие, ... видовой признак, отличающий данную сущность ... от другой сущности, принадлежащей к тому же роду”. Позже (19 в. н.э.) полно исследовал эту категорию Гегель. По Гегелю “качество есть вообще тождественная с бытием определённость, так что нечто перестаёт быть тем, что оно есть, когда оно теряет своё качество”. Другими словами, как философская категория, качество - это характеристика отличия предмета от всех остальных. Гегель отметил неразрывное единство качества и количества. Те или иные количественные изменения имеют свой предел, свою качественную границу, выход за которую ведёт к установлению нового соотношения количества и качества.

Ф. Энгельс рассматривал качество в двух планах: во-первых, всякое качество имеет бесконечно много количественных градаций, доступных измерению и наблюдению; во-вторых, существуют “...не качества, а только вещи, обладающие качеством, и притом бесконечно многими качествами”.

Экономическое содержание понятия “качество продукции” базируется на том, что качество продукции формируется в процессе её изготовления. Поэтому как экономическая категория качество продукции рассматривается как овеществлённый результат производственной деятельности людей, сопряжённый с соответствующими затратами.

Любые вещи создаются для удовлетворения определённых потребностей человека и общества в целом. Это предназначение вещей полностью относится и к их качеству. Учитывая это социальное значение качества продукции, можно охарактеризовать его как социально-экономическую категорию.

Степень удовлетворения личных и общественных потребностей конкретной вещью определяется её свойствами. А качество вещи определяется совокупностью её свойств. Свойства вещи определяются её техническим совершенством, которое закладывается при проектировании и обеспечивается при производстве. Таким образом, как совокупность свойств качество является технической категорией и изучается техническими дисциплинами [40, с.7-8].

Трактовка понятия качества продукции современными белорусскими авторами приведена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Трактовка понятия “качество продукции” современными белорусскими авторами

Автор

Определение

Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова

Совокупность потребительских свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять потребности.

А.С. Головачев

Совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Г.З. Суша

Совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Источник: [Собственная разработка].

Обобщая рассмотренные аспекты качества продукции, ГОСТ 15467-79 дает ему следующее определение: “Качество продукции” - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Международный стандарт ИСО 8402 определяет это понятие следующим образом: качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять. Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т.е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.

Совокупность свойств не может быть плохой или хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин ''уровень качества" (в зарубежной литературе - "относительное качество", "мера качества") - это относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. Итак, технический уровень продукции - относительная характеристика ее качества, основанная на сопоставлении значений показателей технического совершенства оцениваемой продукции и ее современных конкурентоспособных аналогов.

Но любой документ или эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому организация, изготавливая продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя [29, с.433].

Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

2.      
ПОКАЗАТЕЛИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Под показателем качества продукции понимается количественная оценка одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Оценка качества продукции осуществляется по совокупности показателей, установленных в соответствии с назначением продукции. Показатели качества продукции динамичны и носят относительный характер, поскольку установленные и предполагаемые потребности могут изменяться со временем [9, с.181].

Система показателей качества включает дифференцированные и обобщающие показатели.

Дифференцированные показатели определяют качество конкретных видов продукции. Они дают количественную и качественную характеристику свойств продукции, входящих в состав ее качества. В зависимости от количества учитываемых признаков дифференцированные показатели делятся на единичные и комплексные.

Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство продукции, комплексные - наиболее существенную совокупность свойств.

Обобщающие показатели определяют уровень качества продукции в целом.

Общепринятой является следующая классификация единичных показателей.

. Показатели назначения - технико-технологические, которые определяют сферу применения продукции и характеризуют ее приспособленность для использования по назначению (производительность оборудования, мощность средства труда, КПД).

. Показатели надежности и долговечности. Надежность - это свойство изделия выполнять свои функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени (безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность). Долговечность - это свойство изделия длительно сохранять работоспособность до предельного времени, которое устанавливается в зависимости от условий обеспечения безопасности и экономической целесообразности (технический ресурс и срок службы).

. Показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений с точки зрения удельных затрат ресурсов (материальных, энергетических, трудовых) и обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте оборудования (трудоемкость изделия).

. Показатели стандартизации и унификации, определяющие степень использования стандартизированных и унифицированных деталей, узлов, а также оригинальных частей в изделии. Эти показатели дают косвенную информацию о затратах по эксплуатации изделия, возможности повторного использования узлов и деталей данного изделия.

. Эргономические показатели, отражающие удобство и комфорт при эксплуатации изделия. В эту группу входит комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психофизиологических свойств, проявляющихся при пользовании изделием (например, уровень освещенности, шума, вибраций, усилия, необходимые для управления, рациональность расположения элементов управления).

. Эстетические показатели, характеризующие художественную выразительность, рациональность форм, целостность композиции, совершенство исполнения агрегатом, соответствие стилю.

. Показатели патентно-правовой защиты, определяющие степень защищенности патентами основных технических решений изделия. Среди таких показателей выделяют патентоспособность и патентную чистоту. Патентоспособность - это свойство технического, художественно-конструкторского решения, определяемое совокупностью признаков, обеспечивающих возможность правовой охраны, т. е. получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Патентная чистота - это свойство объектов (машин, оборудования и других изделий) и технологических процессов обеспечивать возможность их использования, не нарушая действующих охранных документов третьих лиц.

. Экологические показатели, характеризующие уровень вредных воздействий на окружающую среду при потреблении или эксплуатации продукции (например, содержание вредных примесей, уровень акустических, электромагнитных, радиационных воздействий).

. Показатели безопасности, отражающие особенности продукции для безопасного пользования и обслуживания.

Каждое изделие характеризуется совокупностью свойств, оцениваемых системой показателей. При этом улучшение одних показателей качества может сопровождаться ухудшением других. Например, повышение грузоподъемности автомобиля может привести к снижению скорости, маневренности. Это затрудняет сравнение и выбор оптимального варианта повышения качества продукции. Поэтому возникает необходимость в комплексном показателе качества, который бы объединял и нивелировал единичные.

Комплексный показатель качества отражает несколько или все свойства данного вида продукции. Расчет комплексного показателя производится двумя методами:

― аналитическим;

― коэффициентным.

Аналитический метод используется в тех случаях, когда можно установить функциональную зависимость комплексного показателя от единичных. Так, в автомобильной промышленности для оценки качества автобуса используется обобщенный показатель - годовая производительность автобуса (Wавт), который определяется по формуле (2.1):

Wавт=Tн*Скэ*q*К1*К2*К3, (2.1)

где Тн - средняя продолжительность нахождения автобуса в наряде, ч;

Скэ - эксплуатационная скорость автобуса, км/ч;

q - номинальная вместимость автобуса, чел.;

К1 - коэффициент использования вместимости автобуса;

К2 - коэффициент использования пробега автобуса;

К3 - коэффициент использования парка автобуса.

Когда не удается построить функциональную зависимость, то используется коэффициентный метод, который учитывает значимость единичных показателей. При оценке качества продукции этим методом комплексный показатель качества (ПКк) определяется по формуле (2.2):

ПКк= (2.2)

где Ki - коэффициент весомости i-го единичного показателя;

n - количество единичных показателей, используемых при расчете комплексного показателя качества;

ПКi - значение i-го единичного показателя качества.

Этот метод в настоящее время находит наибольшее применение при оценке качества пищевых продуктов, парфюмерных и швейных изделий, мебели и подобное, т.е. в тех случаях, когда оценка показателей качества в основном производится органолептическим методом, где показатели выражаются в баллах.

Рассмотренные показатели характеризуют способность продукции удовлетворять потребности. Однако для оценки не способности, а возможности удовлетворять потребности, необходимо учитывать также и затраты, которые обеспечивают удовлетворение потребностей. Для этого находится относительный комплексный показатель качества, который определяет экономическую эффективность качества, так как отражает отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление. Показатель экономической эффективности качества (ЭК) рассчитывается по формуле (2.3):

ЭК= (2.3)

где Эп - суммарный полезный эффект от потребления продукции определенного качества;

Зс - затраты на создание продукции, р.;

Зп - затраты на потребление продукции, р.

Данную формулу можно применять для продукции, срок службы которой не выше одного года, в противном случае затраты на создание продукции должны быть приведены к последнему году срока службы продукции с помощью коэффициента эффективности капитальных вложений.

Относительный комплексный показатель эффективности качества рассчитывается на одно изделие (единицу продукции) и показывает полезный эффект, приходящийся на каждый рубль затрат. Например, такими показателями качества ткацкого станка могут быть удельные затраты (включая стоимость и эксплуатационные затраты за срок службы) на 1000 погонных метров ткани, количество ударов батана на 100 погонных метров ткани. Таким образом, относительный комплексный показатель соизмеряет важнейшие факторы, определяющие конкурентоспособность продукции: показатель соотношения качества и затрат на создание и эксплуатацию продукции.

Обобщающие показатели качества характеризуют не конкретные виды продукции, а уровень качества всей продукции организации, секции ОКЭД, страны. В число обобщающих показателей входят:

― объем и удельный вес новой и конкурентоспособной продукции в общем объеме произведенной продукции;

― объем и удельный вес продукции, поставляемой на экспорт;

― объем и удельный вес сертифицированной продукции;

― объем и удельный вес продукции, соответствующей мировому уровню качества;

― косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за поставки некачественной продукции, затраты на устранение рекламаций).

Для определения показателя качества продукции, характеризуемой сортом, необходимы следующие данные: доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Средний коэффициент сортности (Ксорт) можно определить двумя способами:

― отношением количества продукции первого сорта к общему выпуску;

― отношением стоимости продукции каждого сорта к стоимости всей продукции, рассчитанной по цене первого сорта (Ц1):

, (2.4)

где Vi - объем произведенной продукции i-го сорта;

V1 - объем произведенной продукции 1-го сорта;

Цi, Ц1 - цена единицы продукции i-го сорта и цена единицы продукции 1-го сорта;

n - количество сортов продукции [9, с.181-185].

Классификация методов оценки показателей качества продукции приведена на рисунке 2.1.


Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств.

Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например, отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия, защищенных авторскими свидетельствами или патентами.

Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств, зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемником для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основании имеющегося опыта и определяются в баллах. С помощью органолептического метода устанавливаются эстетические показатели.

Расчетный метод основан на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются главным образом при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований. Расчетный метод служит для определения значений, например, показателей производительности, безотказности, долговечности и др.

Определение значений показателей качества продукции экспертным методом осуществляется группой специалистов-экспертов. Эти группы периодически или эпизодически действуют в качестве экспертных комиссий, каждый член которых обладает правом решающего голоса. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, которые в настоящее время не могут быть определены другими более объективными методами [29, с.439-440].

Экспертный метод широко используют на основе обобщенного опыта для оценки уровня (в баллах) качества продукции при установлении номенклатуры показателей качества, учитываемых на различных стадиях управления, при определении коэффициентов весомости и обобщенных показателей качества на основе совокупности единичных и комплексных показателей качества, а также при аттестации качества продукции.

Основными операциями экспертной оценки являются формирование рабочей и экспертной групп, классификация продукции, построение схемы показателей качества, подготовка анкет и пояснительных записок для опроса экспертов, опрос экспертов и обработка экспертных оценок.

В состав экспертных комиссий должны входить высококвалифицированные специалисты, степень компетентности которых в оценке данной продукции приблизительно одинакова. Экспертов, входящих в состав комиссии, должно быть, как правило, не менее семи. При меньшем количестве специалистов велика вероятность принятия случайного решения. Экспертная комиссия может принимать решение в том случае, если за него подано не менее 75% голосов.

Процесс экспертной оценки качества продукции состоит из нескольких туров опроса экспертов, количество которых зависит в значительной степени от квалификации и опыта специалистов. Экспертная оценка продукции может проводиться также с применением дифференциального, комплексного и смешанного методов оценки уровня качества [51, с.46-47].

Определение значений показателей качества продукции социологическим методом производится фактическими или потенциальными потребителями продукции. Сбор мнений потребителей производится путем устных опросов или с помощью распространения специальных анкет-вопросников, а также путем организации конференций, выставок, аукционов, опытно-показательной эксплуатации продукции и т.п. [29, с.440]. Социологическим методом определяют в основном показатели качества товаров народного потребления [51, с.46].

Таким образом, показатели качества продукции устанавливаются на основе свойств изделий. Объективность категории качества позволяет научно подойти к выбору показателей качества продукции. Объективная оценка позволяет сравнивать изделия, изготовленные различными организациями, и планировать показатели качества новых изделий.

В настоящее время методы оценки показателей качества продукции подразделяются на две группы. К первой группе относят измерительный, регистрационный, органолептический и расчётный методы; ко второй - традиционный, экспертный и социологический методы.

.       
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА

Уровень качества продукции - относительная характеристика ее качества, полученная путем сравнения совокупности показателей качества с соответствующей совокупностью базовых показателей.

Основой для выработки управленческих решений в системе менеджмента качества является оценка уровня качества продукции. Она представляет собой совокупность операций по выбору номенклатуры показателей качества продукции, определение значений этих показателей, сравнение их с базовыми. Эта оценка может осуществляться в количественной и качественной формах.

В количественной форме оценка выражается одним числом, которое представляет собой значение комплексного показателя качества, отражающего определенную совокупность свойств продукции.

В качественной форме оценка дается в виде утверждения о том, соответствует ли продукция по рассматриваемой совокупности свойств уровню требований определенного рынка, превосходит их или уступает им [51, с.47].

Необходимость оценки уровня качества товаров возникает во многих случаях: при проектировании новых изделий, выборе наилучших вариантов продукции, анализе информации о качестве выпускаемых товаров и др. [49, с.87-88].

Различают три вида уровня качества продукции: технический, технико-экономический и нормативный. Характеристика видов уровня качества продукции приведена в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Характеристика видов уровня качества продукции

Уровень качества

Характеристика

Технический

Характеризуется относительной величиной качества, основанной на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми значениями. Определением технического уровня качества ограничиваются, например, при сопоставлении образцов отечественных и зарубежных товаров, поскольку экономические показатели последних обычно неизвестны, а также в тех случаях, когда при оценке уровня качества основной интерес представляют технические показатели товара.

Технико-экономический

Наряду с техническими учитывают также экономические показатели качества. Технико-экономический уровень характеризует экономическую целесообразность производства той или иной продукции и определяется, например, при аттестации ее качества.

Нормативный

Источник: [Собственная разработка].

На рисунке 3.1 приведена укрупненная схема основных этапов процедуры оценки уровня качества продукции.


В общем виде оценка уровня качества продукции для принятия управленческих решений состоит из нижеприведенных основных этапов.

. Установление цели оценки уровня качества (технического уровня) изделия [29, с.441].

Оценка уровня качества объектов может проводиться для достижения разных целей и задач:

― принятия решения о разработке или модернизации продукции;

― выбора варианта при разработке новой или модернизируемой продукции;

― решения вопроса о выходе на конкретный рынок;

― определения существенных для клиента показателей качества продукта [51, с.48].

. Выбор номенклатуры, показателей качества оцениваемого и базового образцов, обоснования его необходимости и достаточности. Выбор номенклатуры показателей осуществляется исходя из принципа сопоставимости объектов данного вида по основным функциональным свойствам с учетом требований соответствующих стандартов, а также с учетом информации, содержащейся в документации на поставку продукции, каталогах, проспектах, патентной и конъюнктурно-экономической документации [29, с.441].

При проведении оценки различают классификационные, ограничительные и оценочные показатели.

Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного объекта. По значениям этих показателей подбирают группу аналогов оцениваемой продукции. К классификационным относятся показатели:

― устанавливающие параметрический ряд типоразмеров продукции;

― характеризующие дополнительные свойства продукции;

― определяющие класс продукции или группу ее потребителей;

― характеризующие варианты исполнения продукции, определяющие область или условия ее применения.

К ограничительным относятся показатели безопасности и экологичности, значения которых должны удовлетворять требованиям международных и отечественных стандартов, других нормативных актов.

Оценочные показатели характеризуют свойства продукции, связанные с ее способностью удовлетворять определенные потребности. Они используются для сопоставления образцов продукции.

К оценочным могут быть отнесены:

― показатели, определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности;

― показатели, определяющие материальные затраты ресурсов, при создании и применении продукции на формирование, обеспечение и реализацию ее качества.

Каждый оценочный показатель характеризуется направлением его влияния на качество продукции: если повышению качества продукции соответствует увеличение значений показателей, то их называют позитивными, если уменьшение - негативными [51, с.48-49].

. Выбор или разработка метода и приемов определения значений показателей качества.

. Выбор или определение базовых значений показателей качества и поиск исходных данных для определения фактических значений показателей качества оцениваемой продукции [29, с.441].

Как правило, в качестве базы для сравнения выбираются показатели аналогов продукции. Аналог - это продукция, имеющая функциональное сходное назначение [51, с.49].

На данном этапе следует руководствоваться тем, что все включаемые в группу аналоги и оцениваемая продукция должны иметь одинаковые назначения классификационных показателей, определяющих изделия данного вида. При оценке разрабатываемого изделия в группу аналогов следует включать перспективные образцы, значения показателей которых прогнозируются на период начала выпуска данного изделия. При этом аналоги выбираются из числа изделий, пользующихся спросом на мировом рынке. Чем больше аналогов используется, тем полнее характеризуется требуемый уровень качества, выше достоверность сравнительного анализа и оценки. Проблема выбора аналога довольно сложна. В этой работе необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

а) изделия-аналоги выбираются из числа изделий, пользующихся спросом на мировом рынке;

б) чем больше аналогов используется, тем полнее характеризуется требуемый уровень качества, выше достоверность результатов сравнительного анализа и оценки, а, следовательно, меньше влияние и субъективных факторов;

в) в группу аналогов необходимо включать образцы продукции, отличающиеся от оцениваемой по показателям назначения не более чем на 15 процентов.

Значения показателей зарубежных аналогов определяются на основании испытаний их образцов, анализа научно-технической литературы, каталогов и проспектов фирм, информации, имеющейся в международных, национальных и отраслевых банках данных.

. Определение фактических значений показателей качества и их сопоставление с базовыми. При проведении комплексной оценки базисным условием должна быть сопоставимость значений показателей оцениваемой продукции и аналогов, определяемая в зависимости от этапов жизненного цикла:

а) на этапе проектирования значения показателей аналогов проектируются на момент постановки оцениваемого образца на производство;

б) на этапе постановки образца на производство значения показателей аналогов определяются по результатам испытаний соответствующих образцов, а также по данным информации об аналогах, сроки поставки на производство которых сопоставимы по времени и срокам освоения производства оцениваемого образца;

в) на этапе промышленного производства и эксплуатации значения фактически достигнутых показателей образца сравниваются с соответствующими показателями аналогов.

. Оценка уровня качества и выработки рекомендаций для принятия управленческих решений.

В соответствии с "Общими методическими рекомендациями по оценке технического уровня промышленной продукции" образцы промышленной продукции по результатам оценки их типического уровня относятся к одной из градаций, приведенных в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - Градация промышленной продукции по уровню качества

Градация качества продукции

Качественная характеристика продукции

Градация П - превосходный (высший) уровень качества

Превосходит лучшие мировые достижения; соответствует требованиям международных стандартов

Градация С - средний уровень качества

Соответствует лучшим мировым достижениям и требованиям международных стандартов

Градация У - удовлетворительный уровень качества

Удовлетворяет требованиям потребителей и имеет спрос, но уступает лучшим, мировым достижениям; соответствует требованиям стандартов и технических условий; морально устарела, подлежит модернизации

Продукция низкого качества

Морально устарела, но еще пользуется спросом и поэтому не снята с производства; изготовлена без отступлений от требований стандартов и технических условий; подлежит снятию с производства

Некачественная (бракуемая) продукция

Изготовлена с отступлением от требований стандартов и технических условий

Источник:[29,с.443].

Промышленная продукция, которая по показателям технического уровня и качества превосходит лучшие отечественные и зарубежные достижения или соответствует им, определяет технический прогресс, обеспечивает значительное повышение производительности труда, экономию материалов, топлива и электроэнергии, экологически безопасна, удовлетворяет потребности населения страны и конкурентоспособна на внешнем рынке, должна характеризоваться стабильностью показателей технического уровня и качества, основанной на строгом соблюдении технологической дисциплины и высокой культуре производства. На продукцию высшей категории качества изготовителем должны обеспечиваться повышенные гарантии надежности, безопасности и других важнейших показателей качества.

Промышленная продукция, которая по показателям технического уровня и качества соответствует современным требованиям стандартов (технических условий), экологически безопасна, удовлетворяет потребности национальной экономики и населения страны, должна иметь стабильные показатели технического уровня и качества, основанные на строгом соблюдении технологической дисциплины и высокой культуре производства.

Если промышленная продукция по показателям технического уровня и качества не соответствует современным требованиям национальной экономики и населения страны, значит, она морально устарела и подлежит модернизации или снятию с производства [29, с.442-444].

Таким образом, оценка уровня качества продукции - это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.

В результате оценки продукцию относят к одному из трех уровней:

.        превосходит мировой уровень;

.        соответствует мировому уровню;

.        уступает мировому уровню.

Результаты оценки используют при разработке новой (модернизированной) продукции: обоснований, требований, закладываемых в техническое задание и нормативную документацию; принятии решения о постановке продукции на производство; обосновании целесообразности замены или снятия продукции с производства.

.       
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Оценка уровня качества продукции необходима при решении следующих управленческих задач:

прогнозирование потребностей в продукции, её технического уровня и качества;

планирование повышения качества и объёмов производства продукции;

обоснование новых видов продукции;

выбор наилучших образцов;

обоснование целесообразности снятия продукции с производства;

сертификация продукции;

оценка научно-технического уровня разрабатываемых и действующих стандартов на продукцию;

контроль качества;

Оценка уровня качества представляет совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей, сравнение их с базовыми значениями или с установленными требованиями и определение степени их соответствия.

Оценка уровня качества продукции может производиться на различных стадиях жизненного цикла.

На стадии разработки определяется уровень качества разрабатываемой продукции, в результате чего устанавливаются требования к будущей продукции и производится нормирование показателей качества в нормативных документах.

На стадии производства определяются фактические значения показателей качества продукции по результатам контроля и испытаний, оценивается уровень качества изготовления продукции и принимаются соответствующие решения при управлении качеством.

На стадии эксплуатации или потребления оценивается уровень качества изготовленной продукции и по результатам её эксплуатации или потребления принимаются управляющие решения, направленные на сохранение или повышение уровня качества продукции.

Уровень качества продукции можно охарактеризовать совокупностью единичных и (или) комплексных показателей. Сравнив их с базовыми показателями или с нормированными значениями, в зависимости от цели оценки можно сделать выводы:

― качество оцениваемой продукции выше или ниже, или на уровне базового образца;

― качество продукции соответствует или не соответствует установленным требованиям (нормам) [40, с.30-31].

Рассмотрим основные методы оценки уровня качества продукции.

.1 Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции

Дифференциальный метод оценки основан на использовании единичных показателей, т.е. когда определяют, достигнут ли уровень базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, какие показатели наиболее сильно отличаются от базовых. При оценке качества продукции необходимо исходить из значения показателя с точки зрения его влияния на удовлетворение определенной потребности. В одних случаях для лучшего удовлетворения потребности его численное значение должно быть самое высокое, в других - самое низкое. При возрастании показателя больше удовлетворяется потребность, например, чем выше производительность станка, тем лучше; уровень качества рассчитывается по формуле (4.1):

УК1i = Рi / Рiб, (4.1)

когда при убывании показателя качество улучшается, например расход топлива у автомобиля, уровень качества определяется по формуле (4.2):

УК1i=Рiб / Р, (4.2)

где УК1i - уровень качества по единичному показателю;

Рi - значение показателя оцениваемого изделия;

Рiб - значение показателя базового изделия.

В результате оценки уровня качества продукции дифференциальным методом принимают следующие решения:

― уровень качества оцениваемой продукции выше или равен уровню базового образца, если все значения относительных показателей больше или равны единице;

― уровень качества оцениваемой продукции ниже уровня базового образца, если все значения относительных показателей меньше единицы.

В случаях, когда часть значений относительных показателей больше или равна единице, а часть меньше единицы, следует применять комплексный или смешанный метод оценки уровня качества продукции. Тем не менее, уровень качества оцениваемой продукции, для которого существенно важно значение каждого показателя, считается ниже базового, если хотя бы один из относительных показателей меньше единицы.

.2 Метод комплексной оценки уровня качества продукции

Комплексная оценка уровня качества предусматривает использование комплексного показателя качества. Этот метод применяют в тех случаях, когда наиболее целесообразно оценивать качество сложных изделий только одним числом. Необходимость объединения совокупности единичных показателей с целью получения одного комплексного определяется чисто практическими задачами.

Комплексный показатель представляет собой функцию, зависящую от единичных показателей, которые характеризуют однородную группу свойств. К таким группам показателей относятся, например, показатели надежности, эстетичности, безопасности и др.

Комплексным показателем качества может быть:

.        главный (обобщенный), наиболее значимый единичный показатель, отражающий функциональные возможности и (или) назначение продукции (моторесурс машины, годовая производительность и другие подобные характеристики);

.        средний взвешенный комплексный показатель.

Уровень качества по комплексному методу определяется отношением обобщенного показателя качества оцениваемого изделия Qоц к обобщенному показателю базового образца Qбаз (формула 4.3):

УК = Qоц / Q6аз. (4.3)

Комплексную оценку по средневзвешенным показателям качества продукции применяют в тех случаях, когда затруднительно или невозможно определить главный, обобщенный показатель качества и его функциональную зависимость от исходных показателей качества. Обычно используют средний взвешенный арифметический или средний взвешенный геометрический показатель качества.

Средний взвешенный арифметический показатель качества (W) вычисляют по формуле (4.4):

 (4.4)

средний взвешенный геометрический показатель (V) вычисляют по формуле (4.5):

(4.5)

где miw- параметр весомости i-го показателя, входящего в средний взвешенный арифметический показатель;

Рi - значение i-го показателя качества продукции;

miV- параметр весомости i-го показателя, входящего в средний взвешенный геометрический показатель;

n - число показателей качества продукции.

Уровень качества изделий может быть определен следующим образом:

УК = Wоц / Wбаз, или УК = Vоц / V6аз, (4.6)

где Wоц, Vоц - соответственно взвешенный арифметический и геометрический показатели качества оцениваемого изделия;

Wбаз, Vбаз - соответственно взвешенный арифметический и геометрический показатели базового изделия.

.3 Смешанный метод оценки уровня качества продукции

Смешанный метод основан на применении единичных и комплексных показателей и используется в случаях, когда:

― совокупность единичных показателей качества является достаточно обширной и анализ значений каждого показателя дифференциальным методом не позволяет получить обобщающих выводов;

― комплексный показатель качества недостаточно полно учитывает все существующие свойства продукции и не позволяет получить выводы относительно некоторых определенный групп свойств.

При смешанном методе сначала часть единичных показателей объединяются в группы, затем для каждой группы определяется комплексный показатель. Отдельные, как правило, важные показатели допускается не объединять в группы, а принимать их при дальнейшем анализе как единичные. При этом оценку уровня качества продукции рассчитывают по формулам:

 (4.7)

 

где п - число единичных показателей, учитываемых самостоятельно;

тi - параметр (коэффициент) весомости i-го показателя качества.

.4 Метод интегральной оценки уровня качества изделий

Интегральный показатель уровня качества оцениваемого изделия находят как частное от деления значения интегрального показателя качества Рин оцениваемого изделия на соответствующее базовое значение (Рин.баз):

УК=Рин/Рин.баз (4.8)

Интегральным показателем качества называется итоговый комплексный показатель, характеризующий в наиболее общей форме эффективность работы изделия.

Интегральный показатель качества принимают для расчета уровня качества тогда, когда установлен суммарный полезный эффект от эксплуатации и суммарные затраты на создание и эксплуатацию изделия. Интегральный показатель качества есть комплексный показатель в виде отношения суммарного полезного эффекта от эксплуатации к суммарным затратам на его создание, приобретение, монтаж у потребителя и наладку и т.д. Его рассчитывают как отношение суммарного полезного эффекта W от эксплуатации машины (или иного изделия), выраженного в натуральных единицах измерения, к затратам на ее создание и эксплуатацию за весь срок службы:

Рин=, (4.9)

где Э - полезный эффект, т.е. количество единиц продукции или выполненной изделием работы за весь срок эксплуатации изделия, например, число произведенных заготовок или деталей, тонн или кубометров переработанного сырья и т.д.;

Кс - суммарные капиталовложения, включающие отпускную цену, а также затраты на установку, наладку и другие работы;

Зэ - эксплуатационные затраты за весь срок службы изделия.

Очевидно, что в данном случае интегральный показатель качества характеризуется полезным эффектом, приходящимся на одну денежную единицу суммарных затрат [29, с.444-447].

.5 Метод экспертной оценки уровня качества продукции

Экспертный метод основывается на использовании суждений специалистов (экспертов). Использование экспертного метода целесообразно в условиях, когда задача оценки качества не может быть решена другими существующими способами, например, оценка цвета, запаха, вкуса и т.д. Метод характеризуется следующими основными положениями:

― в решении участвует группа экспертов;

― задача состоит в получении новой информации;

― информация имеет общественную значимость;

― при решении задачи обычно не используется общий алгоритм;

―решение базируется на опыте и интуиции экспертов, а не на результатах расчетов или экспериментов.

Использование экспертного метода целесообразно в условиях, когда задача не может быть решена никаким другим существующим способом, либо другие способы наименее точны или более трудоемки (например, оценка вкуса, цвета, запаха). В практике накоплен большой опыт экспертной оценки качества продукции в сфере товарной экспертизы. Она применяется во внешней и внутренней торговле большинства стран мира. На ее основе часто решается вопрос о градации продукции по уровням качества, устанавливаются закупочные и цены реализации. В связи с достаточной надежностью экспертного метода определения уровня качества товаров (вероятность отклонения от истинного результата составляет 4 %) во многих странах мира заключение эксперта-товароведа имеет юридическую силу.

) компетентность, т.е. профессиональная подготовленность и теоретическом и практическом плане;

) деловитость, которая определяется собранностью, умением работать в конфликтных ситуациях, мотивированность выносимых суждений;

) заинтересованность в правильном решении задачи;

) беспристрастность, т.е. способность эксперта учитывать нужную информацию.

При опросе используются приемы, применяемые в социологии: интервью, интервью-анкета, анкетирование, смешанное анкетирование. Отдельно выделяют метод Дельфи, или метод дельфийского оракула.

Метод был разработан сотрудниками американской фирмы О. Холмером и Т. Гордоном. Цель метода - получение согласованной информации высокой степени достоверности от группы экспертов, то есть повышение степени достоверности коллективных экспертных оценок. При разработке метода была сделана попытка устранить противоречие, возникающее при организации работы группы экспертов. Так, если опрашивать их независимо друг от друга, то возможны отклонения в очень больших пределах, а если позволить экспертам взаимодействовать, обмениваться мнениями в процессе работы, то это может привести к появлению оценок, навязанных авторитетом коллег [5, с. 154].

Последовательность проведения экспертизы по методу Дельфи:

формирование постоянной рабочей группы, обеспечивающей сбор и обобщение мнений экспертов;

выбор необходимого для исследования количества и состава экспертов;

составление анкеты, в которой указываются основной и вспомогательный вопросы, условия проведения экспертизы;

проведение опросов экспертов согласно определенной методике;

обобщение экспертных заключений и выдача рекомендаций по исследуемой проблеме [27, с. 80].

Вопросы формулируются так, что ответы на них обязательно должны даваться в количественной форме. Собранные ответы подвергаются статистической обработке. Полученные обобщенные ответы рассылаются каждому эксперту с просьбой пересмотреть и уточнить свое заключение, если он сочтет необходимым. Эта процедура должна повторяться несколько раз. Основные этапы опроса экспертов:

. Уточнение объекта опроса (модель объекта, список параметров модели, формулировка вопросов, состав группы экспертов) и получение новых мнений, рекомендаций, путей нового подхода к решаемой проблеме. На данном этапе используются вопросы открытого типа (качественные). Цель данного этапа - собрать всю объективную информацию об исследуемом объекте, процессе либо ситуации и выделить наиболее существенные характеристики и ограничения.

. Вероятностная оценка рабочей модели, ее характеристика, факторы, влияющие на нее и т.п. На этом этапе, как правило, получают от эксперта всю информацию, необходимую для выработки решения, но эта информация в ряде случаев не может быть использована из-за несогласованности экспертных оценок.

. Согласование оценок экспертов. В отличие от предыдущих этот этап может повторяться несколько раз, пока не будет достигнута достаточная согласованность мнений группы экспертов.

После каждого этапа производится сбор, статистическая обработка и анализ результатов опроса. Ответы группируются по признакам, производится упорядочение полученных оценок. Затем находятся медиана и размах - величина, измеряющая на числовой шкале расстояние, в пределах которого берутся оценки. Этот интервал содержит 50% всех оценок; он не включает в себя 25% самых высоких и 25% самых низких оценок (такой тип деления шкалы называется делением с помощью квартилей) [22, с. 78].

Перед каждым последующим этапом экспертов информируют о результатах предыдущего и в случае выхода их оценок за величину принятого размаха предлагают обосновать свое мнение (анонимно). Результаты опроса обрабатываются и вновь доводятся до сведения всей группы экспертов с последующим пересмотром оценок. На практике достаточно, как правило, трех этапов для получения хорошо согласованных оценок экспертов [29, с. 451].

Еще одним коллективным экспертным методом является метод мозгового штурма, появившийся в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов. Он оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги А. Осборна “Управляемое воображение”, в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления [1, с. 87].

Структурно метод довольно прост. Он представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются. Важнейшей мыслью, на которую опирался Осборн, является представление о наличии у каждого человека двух важнейших аспектов работы мозга: творческого разума и аналитического мышления. Их чередование, по мнению Осборна, и составляет основу всех процессов творческой работы.

Существует несколько разновидностей мозгового штурма. Известен вариант, когда участники записывают свои идеи самостоятельно на специальных карточках (на это дается 10 минут), а затем по очереди зачитывают их вслух. Слушатели записывают на своих карточках мысли, развившиеся под влиянием услышанного. Запись идей на карточках сокращает время, необходимое для фиксации и классификации результатов.

Наибольший интерес представляет обратный мозговой штурм. Его используют для решения узких конкретных задач. На первом этапе штурма все внимание сосредоточивают на выявлении всевозможных недостатков объекта. Генераторы вскрывают недостатки, ограничения, дефекты и противоречия, имеющиеся в конкретной идее, разрабатываемом или совершенствуемом техническом объекте. Предварительную их оценку проводят участники сессии, более тщательную - эксперты, которые вычеркивают явно ошибочные утверждения, уточняя тем самым перечень обнаруженных недостатков. В дальнейшем ведут поиск путей по ликвидации недостатков [26, с. 122].

Хорошие результаты дает также метод двойного мозгового штурма. Участникам сессии рассылают письменные приглашения с указанием цели мозгового штурма и разъяснением их роли в решении поставленной задачи. К приглашениям прилагают правила проведения сессии. В сессии участвуют обычно 30-40 человек, ее продолжительность 2,5-3 часа, включая 30-ти - 45-ти минутный перерыв. На первом этапе штурма ставят творческое задание и проводят генерирование идей, которые пока не оценивают. В перерыве, являющемся составной частью сессии, идеи обсуждаются и уточняются. Таким образом, происходит генерирование новых идей. После перерыва, на втором этапе мозгового штурма, генерирование идей продолжают, но уже с учетом критики, информации, полученной в перерыве. Выступления всех без исключения участников строго регламентируются. После сессии идеи оценивают эксперты. Широко применяемая в Германии модификация метода называется “конференция идей” и включает в себя разветвленную последовательность операций [50, с. 203].

Ещё одним из распространенных коллективных методов экспертных оценок является ранжирование. Ранжирование - (или метод ранговой оценки) предполагает расположение собранных данных в определенной последовательности, обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей и, соответственно определение места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление списка учащихся в зависимости от количества допущенных ими в контрольной работе ошибок, числа пропущенных занятий и т. п.).

Из перечня параметров, содержащихся в предложенной эксперту анкете, он выбирает один, который считает самым важным и присваивает ему ранг 1. Этот параметр затем вычеркивается из перечня. Аналогичным образом из оставшегося перечня эксперт опять выбирает параметр, который он считает самым важным, и присваивает ему ранг 2 и т.д.

После первоначального ранжирования производится операция преобразования рангов. Заключается она в том, что для всего упорядоченного ряда параметров числовая последовательность рангов заменяется обратной, т.е. минимальный ранг 1 получает наименее важный, находящийся в конце ряда параметр, следующий от конца ранг 2 и т.д., а наиболее важный параметр - самый высокий ранг n. Необходимость в первоначальной ранжировке и последующем ее преобразовании объясняется тем обстоятельством, что эксперту психологически удобнее выбирать из перечня параметры, начиная именно с наиболее, а не с наименее важного.

Если два объекта имеют одинаковые ранги, то им приписывают так называемые стандартизированные ранги, которые рассчитываются как средние суммы мест объектов с одинаковыми рангами.

Достоинством метода рангов является его простота. Недостатками являются невозможность с достаточной точностью ранжировать количество объектов, количество которых превышает 15-20, а также метод не дает ответ на вопрос как далеко по значимости находятся исследуемые объекты друг от друга.

Метод предпочтения (ранжирования) свойств или факторов можно реализовать в разных вариантах:

.        простое ранжирование объектов в порядке уменьшения (увеличения) уровня качества;

2.       ранжирование с применением балльной оценки;

3.       ранжирование с применением балльной оценки и наложением дополнительных ограничений (например: градация балльной оценки равна 0,5 или 0,2 балла; сумма весомостей равна единице);

.        попарное сопоставление (ранжирование);

.        полное попарное сопоставление (ранжирование) [22, с.215-217].

Таким образом, существуют различные методы оценки уровня качества продукции: дифференциальный, комплексный, смешанный, метод интегральной оценки и экспертный методы. Каждый из этих методов имеет определенную область применения, свои достоинства и недостатки.

.       
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Качество продукции является важнейшим фактором экономической эффективности производства, определяющим экономическое положение организации, размеры прибыли, уровень ее рентабельности. Повышение качества продукции требует дополнительных затрат как текущих, так и единовременных, обусловленных повышением технического уровня продукции, снижением уровня дефектности продукции в производстве и при ее реализации, улучшением и расширением услуг, связанных с созданием более удобных условий [9, с.202].

По мнению ряда зарубежных специалистов, повышение качества продукции - это основное условие обеспечения успеха на рынке. За счет этого фактора организация на 80 % успешнее работает и является конкурентоспособной.

Достижение высокого и стабильного качества продукции на предприятии позволяет:

.        Увеличить объем продаж и прибыли;

.        Обеспечить конкурентоспособность организации;

.        Снизить риск разорения, обеспечить устойчивость, финансовое положение;

.        Повысить имидж организации [3, с.229].

Выделяют следующие пути повышения качества продукции:

. Совершенствование технологии производства - замена устаревшего оборудования новым, более прогрессивным, автоматизация рабочих машин, технологических линий, широкое применение микропроцессоров, нанотехнологий.

Современные технологии и технические средства, обеспечивающие высокое качество продукции, разрабатываются на основе новейших достижений науки и техники, изобретений, ноу-хау и других новшеств. А в тех областях техники, где имеется отставание от уровня мировых достижений, предпочтение отдается закупке лицензий на зарубежные технологии.

. Улучшение организации производства и труда - улучшение деятельности служб технического контроля, повышение ответственности за качество и контроль качества работ, что предполагает:

заинтересованность и ответственность высшего руководства за качество функционирования системы управления технологическим процессом;

создание в каждом подразделении (цехе) групп улучшения качества или центров ответственности за качество, в состав которых должны входить руководители, технологи, экономисты, рабочие, работники отдела технического контроля и другие специалисты, что позволяет выявлять неиспользованные резервы для улучшения качества, оперативно реагировать на возникающие отклонения и принимать необходимые меры;

создание эффективной системы взаимодействия подразделений по реализации мероприятий, направленных на улучшение качества, минимизацию производственных затрат, обеспечение непрекращающегося обучения кадров, мотивацию персонала, что является составной частью широко применяемого за рубежом всеобщего менеджмента качества;

осуществление контроля на всех стадиях производственного цикла, начиная с контроля качества используемых сырья, материалов и комплектующих изделий (входной контроль) и заканчивая установлением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам, предусмотренным стандартами или техническими условиями (выходной контроль). Однако главным на всех стадиях технологического процесса является обеспечение бездефектного производства.

. Создание условий реализации товаров на конкретном рынке, среди которых следует выделить меры по поддержанию конкуренции, учет национальных и региональных особенностей рынка, организацию сервиса (качественного технического обслуживания), рекламу и другие средства воздействия на потребителя, включая деловую репутацию производителя, известность его товарного знака.

. Стимулирование повышения качества - создание системы признания и поощрения заслуг в достижении высокого качества и наказания за допущенные дефекты или ошибки при выполнении своих функциональных обязанностей оказывает действенное влияние на процесс улучшения качества.

Выделяют три основных направления повышения заинтересованности работников в улучшении качества продукции (работ, услуг): материальное, организационно-техническое и моральное стимулирование.

Материальное стимулирование предполагает выплату премий из прибыли по утвержденным на предприятии положениям (нормативным документам) за достижение высокого качества, бездефектное изготовление продукции.

Организационно-техническое стимулирование осуществляется посредством поощрения изобретательской и рационализаторской деятельности работников предприятия. Широкое развитие и поддержка (финансовая, информационная, нормативно-методическая, материальная) участия в изобретательской и рационализаторской работе способствует как повышению качества, так и эффективности производственно-экономической деятельности предприятия в целом. Весьма эффективными в стимулировании качества продукции являются организация групп (кружков) качества, пропаганда передового опыта, проведение конференций, семинаров, конкурсов на лучший бренд года и т. п.

Моральное стимулирование улучшения качества реализуется через присвоение почетных званий и награждение грамотами, вручение ценных подарков, объявление благодарностей, вручение медалей и других знаков отличия, престижность работы на известном предприятии.

Для обеспечения качества формируются целевые научно-технические программы повышения качества продукции. Программы разрабатываются на конкретную продукцию и содержат задания по техническому уровню и качеству создаваемой продукции, требования к ресурсному обеспечению всех этапов “петли качества”, например требования к оборудованию, сырью, материалам, комплектующим изделиям, метрологическим средствам, производственному персоналу и т.д., необходимые для производства изделия нужного качества, а также мероприятия, обеспечивающие реализацию требований всеобщей системы управления качеством продукции на предприятии [9, с.207-208].

Таким образом, значение повышения качества продукции для экономики организации заключается в том, что оно позитивно сказывается на эффективности использования производственных ресурсов, эффективности функционирования организации, а также адаптивности организации к изменяющимся условиям внешней экономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, качество выступает катализатором ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т.д. Поэтому на государственном уровне проводится политика стимулирования повышения качества продукции, выпускаемой национальными предприятиями, а также политика обеспечения конкурентоспособности продукции как условия достижения устойчивого экономического развития национальной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству продукции и услуг. Качество продукции (услуг) относится к числу важнейших показателей деятельности организации. Повышение качества в значительной степени определяет выживаемость и успех организации в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых в производстве.

Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы по повышению качества продукции и услуг в сравнении с аналогами конкурентов.

Качество прошло многовековой путь развития и развивалось по мере того, как совершенствовались потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению. В настоящее время появилось множество разнообразных аспектов понятия "качество": экономический, социальный, управленческий, личностный и другие. Каждый из подходов содержит свои трактовки и понимание содержания этой категории в зависимости от объекта исследования. Однако экономический аспект качества является решающим среди других.

Качество продукции представляет собой совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Для оценки качества продукции используют показатели качества. Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. По количеству характеризуемых свойств показатели качества могут быть единичными, комплексными и определяющими.

К основным показателям качества относятся назначение, надежность, технологичность, стандартизация и унификация, эргономичность, эстетичность, транспортабельность, экологичность, безопасность, патентно-правовые показатели.

Количественное значение показателей качества продукции определяется различными методами: измерительным, регистрационным, органолептическим, расчетным, социологическим, экспертным, традиционным.

Приоритетность и значимость методов меняется в зависимости от поставленных перед исследователем задач. Методы определения показателей качества различаются по уровням достоверности. Таким образом, к самому достоверному следует отнести измерительный метод. Тогда социологический будет диаметрально противоположным ему.

Иногда использование одного метода является недостаточным. В таком случае их используется несколько. Тогда, проводя комплексный анализ, можно сделать более адекватные выводы.

Уровень качества продукции определяется совокупностью единичных и (или) комплексных показателей, в результате сравнения которых с базовыми значениями в зависимости от цели оценки можно сделать соответствующие выводы. Оценка уровня качества ведется по определенной схеме. В общем виде оценка уровня качества продукции для принятия управленческих решений состоит из следующих основных этапов: установление цели оценки уровня качества (технического уровня) изделия; выбор номенклатуры, показателей качества оцениваемого и базового образцов, обоснования его необходимости и достаточности; выбор или разработка метода и приемов определения значений показателей качества; выбор или определение базовых значений показателей качества и поиск исходных данных для определения фактических значений показателей качества оцениваемой продукции, определение фактических значений показателей качества и их сопоставление с базовыми.

Значение повышения качества продукции для экономики организации заключается в том, что оно позитивно сказывается на эффективности использования производственных ресурсов, эффективности функционирования организации, а также ее адаптивности к изменяющимся условиям внешней экономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, качество выступает катализатором ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т.д. Поэтому на государственном уровне проводится политика стимулирования повышения качества продукции, выпускаемой национальными предприятиями, а также политика обеспечения конкурентоспособности продукции как условия достижения устойчивого экономического развития национальной экономики. К основным направлениям повышения качества продукции относят совершенствование технологии производства, улучшение организации производства и труда, создание условий реализации товаров на конкретном рынке и стимулирование повышения качества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

качество продукция экономический

1.  Белотелов, Н.В. Сложность. Математическое моделирование. Гуманитарный анализ. Исследование исторических, военных, социально-экономических и политических процессов/ Н.В. Белотелов, Ю.И. Бродский, Ю.Н. Павловский. - М.: Либроком, 2009. - 320 с.

2.       Берзин, И.Э. Экономика предприятия / И.Э. Берзин [и др.]; под ред. С.Г. Фалько. ― Москва, 2003. ― 533 с.

.        Бичанин, В.В. Экономика предприятия отрасли: учеб.-метод. комплекс / сост. и общ. ред. В.В. Бичанина. ― Новополоцк: ПГУ, 2008. ― 400 с.

.        Валевич, Р.П. Управление качеством товаров и услуг: учебное пособие / Р.П. Валевич, О.Б. Пароля. ― Минск: БГЭУ, 2008. ― 301 с.

.        Вертакова, Ю.В. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие/ Ю.В. Вертакова, О.В. Согачева. - М.: КноРус, 2009. - 336 с.

.        Волков, О.И. Экономика предприятия: курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. ― Москва: ИНФРА-М, 2004. ― 280 с.

.        Волков, О.И. Экономика предприятия (фирмы): учебник / под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. ― 3-е изд., перераб. и доп. ― Москва: ИНФРА-М, 2006. ― 534 с.

.        Головачёв, А.С. Экономическая теория (общие основы) / под ред. А.С. Головачева. ― Минск, 2002. ― 447 с.

.        Головачёв, А.С. Экономика предприятия: учебное пособие: в 2 ч. / А.С. Головачёв. ― Минск: Высшая школа, 2008. ― Ч. 2. ― 464 с.

.        Голушкова, Л.Н. Экономика предприятия: учебно-методический комплекс для студентов экономических специальностей / под общ. ред. Л.Н. Голушковой. ― Новополоцк: ПГУ, 2007. ― 240 с.

.        Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии: учебник / В.А. Горемыкин, Э.Р. Бугулов, А.Ю. Богомолов. ― Москва: Новое знание, 1999. ― 698 с.

.        Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. ― 4-е изд., перераб. и доп. ― Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. ― 345 с.

13.     Грибов, В.Д. Экономика предприятия сервиса: учебное пособие для вузов / В.Д. Грибов, А.Л. Леонов. - М.: Кнорус, 2006. - 280 с.

14.     Грузинов, В.П. Экономика предприятия: учебное пособие / под ред. В.П. Грузинова. ― Москва: “Финансы и статистика”, 1999. ― 208 с.

15.     Грузинов, В.П. Экономика предприятия: учебное пособие / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. ― 2-е. изд., доп. ― Москва: Финансы и статистика, 2001. ― 315 с.

.        Дойль, П. Менеджмент: стратегия и тактика / П. Дойль. ― Санкт-Петербург: “Питер”, 2000. ― 379 с.

.        Забродская, Н.Г. Экономика и статистика предприятия: учебное пособие / Н.Г. Забродская. ― Москва: Издательство деловой и учебной литературы, 2005. ― 352 с.

18.     Ильин, А.И. Экономика предприятия: учебное пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич [и др.]; под общ. ред. А.И. Ильина. ― Москва: Новое знание, 2003. ― 677 с.

19.     Ильин, А.И. Экономика предприятия: учебное пособие / под общ. ред. А.И. Ильина. ― 2-е изд. ― Москва: ООО “Новое знание”, 2005. ― 241 с.

20.     Ильин, А.И. Экономика предприятия: учебное пособие / А.И. Ильин, В.И.Станкевич, Л.А.Лобан [и др.]; под общ. ред. А.И. Ильина. ― 4-е изд. ― Москва: Новое знание, 2006. ― 698 с.

.        Ильин, А.И. Экономика предприятия: краткий курс / А.И. Ильин. ― Минск: Новое знание, 2007. ― 236 с.

.        Казначевская, Г.Б. Менеджмент: учебник / Г.Б. Казначевская. - Ростов-на/Д.: Феникс, 2010. - 352 с.

.        Карлик, А.Е. Экономика предприятия / под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтера. ― Москва, 2001. ― 356 с.

.        Козырев, В.М. Основы современной экономики: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. ― М.: Финансы и статистика, 2001. ― 432с.

.        Крум, Э.В. Экономика предприятия: учебно-методическое пособие для повышения квалификации и переподготовки преподавателей и специалистов системы образования / Э.В. Крум. ― Минск: РИВШ, 2005. ― 152 с.

26.     Кузнецов, Ю.В. Менеджмент: учебник / Под ред. Ю.В. Кузнецова. - СПб.: Экономика, 2010. - 504 с.

27.     Лавриненко, В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие/ В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. - М.: Инфра-М, 2010. - 208 с.

28.     Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учебное пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой. ― 3-е изд. ― Минск: Высшая школа, 2005. ― 383 с.

.        Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учебное пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, Л.В. Гринцевич [и др.]; под ред. Л.Н. Нехорошевой. ― Минск: БГЭУ, 2008. ― 719 с.

.        Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия. Практикум / под ред. Л.Н. Нехорошевой, Л.А. Лобан. ― Минск, 2004. ― 245 с.

.        Пасюк, М.Ю. Организация производства и управление предприятием: учебно-методическое пособие / М.Ю. Пасюк, Т.Н. Долинина. ― 3-е изд. ― Минск: ФУАинформ, 2006. ― 88 с.

32.     Пелих, А.С. Производственный менеджмент. Управление предприятием : учеб. пособие для вузов / С.А. Пелих [и др.]. - Мн.: БГЭУ, 2003. - 555 с.

33.     Пелих, А.С. Экономика отрасли: учебное пособие / А.С. Пелих ― Москва, 2004. ― 422 с.

34.     Пелих, А.С. Экономика предприятия и отрасли промышленности / под ред. А.С. Пелиха. ― Ростов на Дону, 2001. ― 405 с.

.        Пелих, А.С. Экономика предприятия: учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов / под ред. А.С. Пелиха. ― Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. ― 416 с.

.        Пичужкина, И.В. Экономика организаций (фирм) / под ред. И.В. Пичужкина. ― Москва, 2003. ― 467 с.

.        Полоник, С.С. Развитие малого предпринимательства / С.С. Полоник [и др.] / Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. ― 2009. ― №11 (149). ― С. 55-57.

.        Попков, М.В. Жизненный цикл субъектов малого предпринимательства: деловая активность и особенности ухода с рынка / М.В. Попков / Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. ― 2009. ― №1 (139). ― С. 59-67.

.        Попкова, В.П. Экономика предприятия: учеб. пособие / под ред. В.П. Попкова, Ю.В. Новикова. ― Санкт-Петербург, 2002. ― 386 с.

40.     Прохоров Ю.К. Управление качеством: учеб. пособие / под ред. Ю.К. Прохорова. - СПб: СПбГУИТМО, 2007. - 144 с.

41.     Руденко, А.И. Экономика предприятия в условиях рынка: учебник для вузов / под ред. А.И. Руденко, Я.А. Александрович. ― Москва, 1999. ― 315 с.

42.     Руденко, А.И. Экономика предприятия: учебник для экономических вузов / под ред. А.И. Руденко. ― 2-ое изд., перераб. и доп. ― Минск, 1995. ― 623 с.

.        Русак, Е.Н. Экономика предприятия: учебно-метод. пособие / Е.С. Русак, Е.И. Сапелкина. ― Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007. ― 322 с.

.        Сафронова, Н. А. Экономика предприятия / под ред. Н.А. Сафронова. ― Москва, 2002. ― 564 с.

.        Скаляренко, В.К. Экономика предприятия: учебное пособие / В.К. Скляренко, В.М. Прудников [и др.]; под общ. ред. В.К. Скляренко. ― 2-е изд., испр. ― Москва: ИНФРА-М, 2005. ― 216 с.

46.     Скляренко, В.К. Экономика предприятия: учебник / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. ― Москва: ИНФРА-М, 2006. ― 528 с.

47.     Суша, Г.З. Экономика предприятия: учебное пособие / Г.З. Суша. ― 2-е изд. ― Москва: Новое знание, 2005. ― 470 с.

48.     Суша, Г.З. Экономика предприятия / под общ. ред. Г.З. Суша. ― Минск, 2005. ― 749 с.

49.     Сыцко, В.Е. Управление качеством: учеб.-метод. пособие / В.Е. Сыцко [и др.]; под общ. ред. В.Е. Сыцко.-Минск: Выш. шк., 2008.,-192 с.

50.     Тавокин, Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебник/ Е.П. Тавокин. - М.: Инфра-М, 2010. - 224 с.

51.     Титович, А.А. Менеджмент качества: учеб. пособие / А.А. Титович. Мн.: Выш. Школа, 2008. - 318 с.

.        Хрипач, В.Я. Экономика предприятия / под ред. В.Я. Хрипача. ― Минск, 2001. ― 456 с.

.        Хрипач, В.Я. Экономика предприятия / под ред. В.Я. Хрипача, Г.З. Суша, Г.К. Оноприенко. ― 2-е изд. ― Минск: Экономпресс, 2001. ― 464 с.

.        Чертовской, В.Д. Управление предприятием: учебное пособие для вузов / В.Д. Чертовской. ― Минск: Унiверсiтэцкае, 1996. ― 263 с.

.        Швандер, В.А. Экономика предприятия / под ред. В.А. Швандер, Л.Я. Аврашков. ― Москва, 2002. ― 398 с.

Похожие работы на - Методы оценки уровня качества продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!