Коммерческая деятельность совместных предприятий

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    109,87 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Коммерческая деятельность совместных предприятий

Содержание


Введение

1. Теоретические аспекты коммерческой работы совместных предприятий

1.1 Понятие, функции и виды совместных предприятий

.2 Коммерческая деятельность совместных предприятий

. Организационно-экономическая характеристика российско-греческого предприятия ЗАО "Вергина"

.1 Правовой статус ЗАО "Вергина"

.2 Структура аппарата управления

.3 Характеристика материально-технической базы

.4 Анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности

. Организация работы совместного предприятия

.1 Формирование производственной программы

3.2 Деятельность по формированию ассортимента и управлению товарными запасами на совместном предприятии

4. Пути совершенствования деятельности ЗАО "Вергина"

Заключение

Список литературы

Приложения

 

Введение

Актуальность темы исследования. В современном мире экономика любого государства не может успешно и динамично развиваться без интеграции в мировое хозяйство, без участия в процессах международной миграции капиталов и международной кооперации. Характерной особенностью развития российской экономики в нынешних условиях является возрастающее влияние глобализации, которое способствует освоению передового зарубежного опыта и научно-технического потенциала, привлечению иностранного капитала, позволяет повысить эффективность производства за счет углубления международного разделения труда. Одна из самых распространенных форм решения этих проблем - создание коллективных образований, в которых участвуют национальные и иностранные организации. В частности, широкие перспективы в отношениях между предпринимателями России и других стран открылись в связи с созданием совместных предприятий (СП). Создание СП следует рассматривать как наиболее предпочтительную форму привлечения прямых иностранных инвестиций. Ведь создание СП - это реальный шанс для отечественных предприятий привлечь дополнительные вложения, новые технологии в области производства, маркетинга и менеджмента.

Степень разработанности проблемы. В последние годы различные аспекты коммерческой работы совместных предприятий получили отражение в работах таких авторов, как Е.В. Боженко, В.В. Бородачев, В.Н. Головинский, Л.П. Дашков, Е.В. Ершова, В.Н. Лисица, В.К. Памбухчиянц, И.М. Синяева, Э.В. Тростянецкая, Л.Р. Хисамутдинова, А.М. Чилилов, О.В. Чкалова, О.К. Чунаева и др. Однако многие проблемы, относящиеся к коммерческой деятельности совместных предприятий, функционирующих в современных рыночных условиях, оказались почти неизученными. Меняющиеся условия требуют развития и обновления подходов к данному важному кругу научных проблем. Это и определило выбор темы настоящего исследования, его цель и задачи.

Цель исследования - изучение особенностей коммерческой работы совместных предприятий и определение путей её совершенствования.

Поставленная цель исследования определила постановку и реализацию следующих задач:

раскрыть сущность, виды и функции совместных предприятий;

охарактеризовать основные формы коммерческой работы совместных предприятий;

рассмотреть особенности организации коммерческой работы на совместном предприятии - российско-греческом предприятии ЗАО "Вергина";

выявить пути совершенствования коммерческой деятельности ЗАО "Вергина".

В качестве объекта исследования рассматривается коммерческая деятельность предприятия ЗАО "Вергина".

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе коммерческой деятельности на совместных предприятиях.

Методологической и теоретической основой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов. В ходе исследования использованы общепризнанные принципы диалектического метода познания (объективность, противоречивость, взаимообусловленность и взаимопроникновение, динамизм экономических отношений), ретроспективный и системные подходы, количественно-качественный анализ. В своей интерпретации проблемы развития и функционирования совместных предприятий автор опирался на основные категории теории коммерческой деятельности.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее выводы и рекомендации могут способствовать совершенствованию организации коммерческой деятельности совместных предприятий.

Цель и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

1. Теоретические аспекты коммерческой работы совместных предприятий

.1 Понятие, функции и виды совместных предприятий

Процесс развития новых форм предпринимательской деятельности показывает, что в спектре внешнеэкономических соглашений все большее значение приобретают международные формы кооперирования и экономического сотрудничества. Одной из таких форм является совместное предпринимательство, относящееся к международному экономическому межфирменному сотрудничеству. При такой форме предпринимательства переплетаются экономика и политика, коммерция и дипломатия, научные исследования и промышленные разработки, торговля и операции в кредитно-финансовой сфере. Совместное предпринимательство изменяет структуру мирового и национального производства и обмена, ускоряет процесс глобализации мировой экономики как единого целого. Быстрый рост межфирменных соглашений - наиболее яркий показатель глобализации.

Совместное предпринимательство осуществляется в следующих формах:

§  консорциум;

§  акционерное общество;

§  международные экономические организации;

§  свободные экономические зоны;

§  совместные (российско-иностранные) предприятия.

В нашей стране первый опыт совместного предпринимательства с капстранами относится к 1920-м гг.; в основном этот вид предпринимательства выражался в виде концессий, которые предоставлялись в целях развития производительных сил в различных областях народного хозяйства. Наибольший удельный вес приходился на добывающую промышленность (48,5%), деревообрабатывающую (20,2%), металлообрабатывающую (10,0%). Смешанные концессии управлялись на паритетных началах, при этом, однако, не менее 51% всех акций принадлежало советской стороне. Концессии на территории СССР просуществовали несколько лет, а затем опыт их работы был забыт. Лишь после 1987 г. совместное предпринимательство в нашей стране вновь набрало силу.

Совместные предприятия широко распространены во всем мире. Многие транснациональные корпорации (ТНК) отдают предпочтение этой форме осуществления прямых иностранных инвестиций, поскольку она позволяет разделять риски и затраты на осуществление предпринимательской деятельности с местным партнером, имеющим опыт работы на рынке страны, принимающей инвестиции. Большинство ТНК, осуществляющих инвестиционную деятельность в РФ, также выбирают эту форму осуществления прямых иностранных инвестиций. Это подтверждается тем, что в РФ на долю СП приходится 75% инвестиционных сделок с иностранными фирмами.

На начало 2012 г. в России в Государственный реестр было внесено около 22 тыс. совместных организаций. Более 10 тыс. работают в сфере услуг (или 84%). Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) составила 4 млн. человек, объем продукции (работ, услуг) в фактически действующих ценах составил в 2011 г. 434,6 млрд. руб. или 7% промышленной продукции и услуг.

В последние годы в процесс совместного предпринимательства все более активно включаются малые и средние предприятия с участием иностранного капитала. В 2011 г. численность малых совместных предприятий в России с участием иностранного капитала составляла 35,6 тыс. (4% в общей численности малых предприятий), в том числе по видам деятельности:

торговля и общественное питание - 10,5%;

информационно-вычислительное обслуживание - 6,2%;

образование - 11,8%;

наука и научное обслуживание - 30,6%,

финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение - 18%.

Не существует единого понятия "совместное предприятие". Более широкая трактовка этого понятия, которой придерживаются, в основном, западные теоретики, подразумевает совместное ведение предпринимательской деятельности.

В отечественной литературе СП традиционно рассматривается одновременно как форма привлечения иностранных инвестиций, как форма осуществления внешнеэкономической деятельности и как форма осуществления предпринимательской деятельности СП на основе разделения долей собственности. Именно это объясняет сложность данной формы осуществления предпринимательской деятельности.

А.Н. Ильченко и Вэй Хэ определяют СП как коммерческую организацию, которая имеет не менее двух собственников, хотя бы один из которых не является резидентом государства, на территории которого функционирует СП. В западной литературе такому понятию СП соответствует термин "Международное совместное предприятие" (МСП).

На основе анализа различных определений совместного предпринимательства и выявлении специфических черт данной формы хозяйствования, О.К. Чунаева совместное предприятие определяет как институт, планируемый, создаваемый, контролируемый и управляемый двумя или несколькими партнерами из разных стран в соответствии с их вкладами в капитал и внутренней договоренностью, т.е. как институт хозяйственного и правового сотрудничества с иностранным партнером, при которой создается совместная собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций.

В целом, следует сделать вывод, что в большинстве работ отечественных и зарубежных экономистов в качестве определяющего признака совместного предприятия рассматривается разная "национальность" капиталов, принимающих участие в его создании.

Взаимодействие российских хозяйственных структур с зарубежными партнерами в рамках совместных предприятий является важным направлением развития российской экономики, что обусловлено притоком инвестиционных ресурсов в экономику страны. Необходимость создания и развития совместных предприятий объясняется несколькими причинами: интернационализация экономики разных стран, увеличение экспорта капитала, интеграционные тенденции в области специализации кооперирования труда, создание точек роста новых форм хозяйствования, необходимость вхождения страны в систему мирового экономического хозяйства, формирование рыночной инфраструктуры.

Все это приводит к тому, что в современной экономике положение совместного предприятия значительно усложняется. Совместное предприятие вынуждено действовать на большом пространстве.

Горизонтальные связи совместное предприятие устанавливает и поддерживает на мировых и национальных рынках ресурсов и сбыта. Вертикальные связи формируются на рынках институциональных услуг. Устойчивость совместного предприятия обеспечивается надежностью и доступностью инфраструктурных услуг. Причем необходимо учитывать многообразие субъектов макро- и микросреды предприятия, обусловленное, в частности, участием в его деятельности партнеров из двух и более государств.

В 2011 г. Совет по МСФО утвердил комплекс из пяти стандартов, устанавливающих новые требования в отношении формирования финансовой отчетности компаний, осуществляющих участие в других предприятиях, в том числе в форме совместной деятельности.

Совместные предприятия классифицируются обычно по таким критериям, как комплексность (равновесность) сотрудничества, место расположения, влияние сторон на управление, структура капитала партнеров и т.д.

Так, критерием выделения совместных предприятий является их долевое участие в капитале. Возможно: а) мажоритарное участие одного из партнеров (его доля превышает 50%); б) равное (паритетное) участие; в) миноритарное (в руках одного из партнеров менее 50% акционерного капитала).

Различное долевое участие партнеров позволяет определить степень их влияния на управление и контроль над предприятием.

По мнению Н.С. Капустина, международные СП можно классифицировать по степени связи между двумя партнерами:

. Слабо связанное международное совместное предприятие. Две компании в схожих сферах бизнеса объединяют ресурсы для выполнения большого заказа или для совместного выхода на новый рынок. Например, часто такого рода совместные предприятия создаются для выполнения государственного заказа. Компании могут работать вместе только над одним проектом в течение короткого периода времени и при этом сохранять полную независимость друг от друга по другим своим проектам.

. Умеренно связанное международное совместное предприятие. Две независимые компании преобразуют неформальные отношения в формальные. В этом случае у компаний больше степень доверия друг к другу.

. Сильно связанное международное совместное предприятие. Данный тип является расширенной формой умеренно связанных компаний. Подобная форма сотрудничества обычно связана с интеграцией ресурсов, инфраструктуры, процессов и услуг. Указанный вид СП используется, когда компании работают в разных областях, но дополняют друг друга. В таком случае они объединяют усилия, чтобы создать новые ценности для конечного получателя.

В зависимости от целевых установок СП могут быть следующих видов:

• СП научно-исследовательского характера;

• СП производственного характера, при создании которых зарубежный инвестор преследует цель снижения издержек в процессе производства и сбыта продукции;

• закупочные СП, создаваемые с целью закупок на местном рынке более дешевого сырья, полуфабрикатов, необходимых для производства конечного продукта на предприятиях зарубежного партнера;

• сбытовые СП, создаваемые с целью освоения новых рынков сбыта как в стране местонахождения СП, так и в третьих странах;

• комплексные СП, в которых сочетаются различные виды деятельности.

Естественно, могут существовать и существуют СП смешанного типа.

В развитых капиталистических странах СП могут создаваться в виде акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, коммандитных товариществ, холдингов.

Наиболее широкое развитие международные совместные предприятия получили в таких отраслях современного мира, как информационные технологии и телекоммуникации, фармацевтика и автомобилестроение. В качестве основных причин значительных масштабов развития международных совместных предприятий в секторе информационно-коммуникационных технологий Е.В. Перминова называет, прежде всего, большие объемы затрат непосредственно на НИОКР и на коммерциализацию их результатов.

Международные совместные предприятия являются не только организационной формой прямого иностранного инвестирования, но и формой портфельного зарубежного инвестирования. Правда, вторая форма имеет значительно меньшее распространение, и получила более широкое развитие в тех развивающихся странах, в которых существуют жесткие ограничения на создание предприятий со 100% иностранным капиталом. Именно поэтому для обхода подобных ограничений образуются международные совместные предприятия с участием местной фирмы-партнера, выполняющей только номинальные функции владения предприятием.

СП является формой сотрудничества, которая должна поддерживаться доверием и честным поведением партнеров между собой. В современных условиях эффективное развитие СП невозможно и без института формально урегулированных прав собственности, защита которых осуществляется третьей стороной (государством) как внешней независимой силой, способной эффективно специфицировать права собственности и осуществлять надзор за их соблюдением.

Итак, совместным предприятием принято называть такую форму хозяйственного и правового сотрудничества с иностранным партнером, при которой создается общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций. Характерной особенностью СП является и то, что производимые товары и услуги находятся в общей собственности отечественного и иностранного партнеров. Реализация всех видов продукции производится как в стране базирования СП, так и за рубежом. СП играют значительную роль в экономике на мега-, макро - и микроуровнях. Именно такие предприятия обеспечивают конкурентоспособность страны на мировом рынке, положение страны на мировой политической и экономической арене, способствуют привлечению дополнительных доходов в страну, а также включению страны в интеграционные и глобализационные процессы.

.2 Коммерческая деятельность совместных предприятий

Коммерческая деятельность - более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство - это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения, кооператива и т.д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью.

Коммерческую деятельность совместных предприятий рассмотрим на примере предприятий производственного профиля.

Коммерческая деятельность совместных предприятий производственного профиля связана с продажей готовой продукции и закупкой материальных ресурсов для обеспечения производственной, эксплуатационной и других видов деятельности.

Продукция, изготовляемая на СП, может продаваться как в России, так и в странах-участницах совместной деятельности. Поэтому рынок сбыта СП состоит из нескольких сегментов в зависимости от того, сколько стран участвуют в совместной деятельности. При сбыте продукции СП необходимо учитывать специфические особенности каждого рынка, следовательно, требуется их изучение. При этом следует знать, что на этот рынок оказывают воздействие политическая, экономическая и социальная ситуации, а также отличия в психологии, характере и традициях людей.

При продаже товаров за рубеж совместное предприятие может нести следующие коммерческие риски: рыночные, связанные с сокращением спроса на товары на выбранных сегментах рынка или со снижением мировых цен; политические (введение эмбарго или ограничений); связанные с неплатежеспособностью покупателей; научно-технические (обусловленные трудностями освоения новых технологий, совместных НИОКР и другие); производственные (трудности в подготовке кадров, организации производства); транспортные (вытекающие из сложности доставки товаров).

Изменения валютных курсов имеют ряд последствий:

§  понижение курса национальной валюты ведет к убыткам импортера;

§  повышение курса национальной валюты обеспечивает импортеру дополнительную прибыль.

Для предотвращения валютных рисков в мировой практике существует ряд способов страхования от курсовых потерь путем включения в контракты валютных оговорок.

Существуют различные варианты продажи продукции, произведенной на совместном предприятии в России:

§  Продукция СП продается в России, при этом иностранный учредитель получает прибыль в рублях и приобретает у нас на эти деньги товары, представляющие для него интерес. Затем он вывозит эти товары из России и продает их за рубежом, получая за них плату в валюте.

§  Иностранный учредитель получает в России прибыль в товарной форме, затем вывозит товар за рубеж и продает его там.

§  Само СП вывозит часть производимой продукции на международный рынок и реализует его там; при этом все учредители прибыль от реализации получают в валюте.

Может иметь место комбинация из указанных вариантов.

Иностранные инвесторы имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению: хранить ее на счетах в банке, либо реинвестировать ее. Валютную часть прибыли иностранный инвестор может перевести за границу. Неиспользованная часть рублевой прибыли может быть направлена на покупку иностранной валюты на аукционах, биржах, межбанковском рынке, в коммерческих банках по рыночному курсу.

При сбыте продукции СП необходимо учитывать специфические особенности каждого рынка и сбытовые каналы, имеющиеся в странах-участницах.

Другим аспектом коммерческой деятельности совместного предприятия являются закупка материальных ресурсов. Она может осуществляться в России, в странах-участницах совместной деятельности, а также в третьих странах.

При сбыте продукции СП, а также закупке материальных ресурсов осуществляются международные коммерческие операции по обмену продукцией в натурально-вещественной форме. Поэтому большое значение имеет заключение международных сделок купли-продажи. Наиболее распространенным способом оформления международной сделки является контракт купли-продажи. Контракт купли-продажи - это коммерческий документ, представляющий собой договор поставки товара и сопутствующих услуг (если это необходимо) и подписанный экспортером и импортером.

В состав контракта входят следующие обязательные разделы: преамбула; предмет контракта; цена и сумма контракта; сроки поставки товара; платежные условия; упаковка и маркировка товара; заявление претензий; санкции за невыполнение сторонами своих обязательств и возмещение убытков; форс-мажорные обстоятельства; разрешение спорных вопросов (арбитраж).

Обобщающими показателями технико-экономической эффективности совместного предприятия являются:

§   прибыль;

§   выручка от реализации продукции;

§   рентабельность вложенного капитала;

§   суммарные затраты, которые слагаются из капиталовложений в основные и оборотные фонды, убытков периода освоения производства;

§   число лет окупаемости суммарных затрат;

§   экономический эффект - сумма чистой прибыли за расчетный период.

Ярким примером деятельности СП является совместное предприятие Ford Sollers. 1 октября 2011 г. Ford Motor Company и OAO CОЛЛЕРС объявили, что их совместное предприятие в России с равным участием сторон официально начало операционную деятельность. СП Ford Sollers помогло быстрее предложить российским клиентам весь модельный ряд автомобилей Ford мирового уровня. Это партнерство означает новый важный шаг в реализации глобальной стратегии One Ford, направленной на стабильное развитие по всему миру. Этот проект уже оказал позитивное влияние на российскую экономику в целом, и помог укрепить позиции бренда Ford на международном уровне.

Так, новый Ford Explorer стал бестселлером североамериканского рынка с момента начала продаж в 2010 г. Ford Explorer производится на заводе СП в Татарстане c 2012 г. Производство Ford Focus и Ford Mondeo продолжилось на заводе в Ленинградской области. В планах СП - ведение научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности.

Таким образом, в основе создания и функционирования международного совместного предприятия реализуются такие принципы, как: создание долевого участия собственности, находящейся в совместном владении и управлении; распределение риска предпринимательской деятельности в соответствии с вкладом в совместную собственность; заключение договорного соглашения (контракта), определяющего механизм осуществления предпринимательской деятельности, права и обязательства сторон.

2. Организационно-экономическая характеристика российско-греческого предприятия ЗАО "Вергина"

.1 Правовой статус ЗАО "Вергина"

В самом начале российского списка территорий, благоприятных для иностранных инвестиций, стоит Волгоградская область, где зарегистрировано 171 предприятий с иностранным капиталом из 40 стран дальнего зарубежья и 10 стран СНГ, которые производят изделия из черных и цветных металлов, пиломатериалы, мебель, персональные компьютеры, одежду, участвуют в строительно-монтажных и научно-исследовательских работах, производят и перерабатывают сельскохозяйственную продукцию. Наибольшее количество совместных предприятий создано с США, Великобританией, Италией, Германией, Грецией, Польшей, Украиной, Турцией. Сумма уставного капитала на совместных и иностранных предприятиях составила 78,5 млрд. рублей, при этом доля зарубежных партнеров в уставном капитале - 51,9 %.

В условиях сложностей, переживаемых сегодня российским агропромышленным комплексом, особую ценность представляют иностранные инвестиции в эту сложную, с длительным сроком окупаемости сферу экономики.

При участии дочерней фирмы "ЭТЕПИНТ А.Г." в 1991 г. были созданы шесть российско-греческих совместных предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции на основе современных европейских технологий. Это СП ЗАО "Афины-Волга", СП ЗАО "Крити", СП ЗАО "Родос", СП ЗАО "Патра", СП ЗАО "Вергина", СП ЗАО "Гросс", учредителями которых с российской стороны являются хозяйства Михайловского района и АПК "Волга". В рамках созданных совместных предприятий действуют комплексы по производству тысяч тонн мяса свинины и говядины в год, ферма-репродуктор на шесть тысяч голов племенного молодняка в год, реконструирован комбикормовый завод, производительность которого доведена до 150 тонн комбикормов различных видов в смену.

Сегодня в Михайловском районе Волгоградской области успешно работают совместные российско-греческие предприятия "Афины-Волга", "Патра", "Родос", "Крити", которые заняты откормом скота. На животноводческих комплексах содержится 20000 свиней и коров. Лучшими признаны коллективы ЗАО "Вергина" и ЗАО "Родос".

Созданные российско-греческие совместные предприятия в определенной степени оздоровили социально-экономическую обстановку в регионе, позволили избежать резкого падения производства сельскохозяйственной продукции и в первую очередь животноводческой, обеспечить занятость большого числа рабочих и специалистов, поднять уровень их деловой и профессиональной квалификации, технологической и трудовой дисциплины, экономической ответственности за состояние дел на закрепленном участке работы. Безусловное влияние на это оказали работа и изучение организации и технологии производства рабочими и специалистами совместных предприятий на лучших предприятиях Греции, а также каждодневный труд на производстве бок о бок с высококвалифицированными зарубежными специалистами и менеджерами, работающими в совместных предприятиях на постоянной основе.

Миссия ЗАО "Вергина" заключается в удовлетворении потребностей населения города Волгограда и области в мясной продукции, а также в организации новых рабочих мест и создании благоприятной рабочей атмосферы для сотрудников компании.

Цели компании:

получение прибыли;

увеличение доли рынка;

увеличение роста объема продаж;

завоевание новых рынков сбыта;

- освоение производства новых товаров.

ЗАО "Вергина" является акционерным обществом. Нормы об акционерных обществах содержатся в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), а также в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в последующ. ред.) (Закон об АО). Согласно ст. 96 ГК РФ акционерным обществом признается общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций, участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. В соответствии со ст. 2 Закона об АО акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число акций (п. 1 ст. 96 ГК РФ). Покупая акции, его участники тем самым вносят деньги в уставный капитал, становятся акционерами. Доля акционера определяется количеством акций, которыми он владеет. Акционеры не отвечают по обязательствам общества, а риск убытков несут в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Причем ЗАО "Вергина" является закрытым акционерным обществом (ЗАО). ЗАО является такое акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не имеет права проводить открытую подписку на акции и продавать их неопределенному кругу лиц. Акционер ЗАО, пожелавший продать свои акции, должен сначала предложить их другим акционерам, которые имеют преимущественное право покупки. И только после их отказа акционер может продать акции постороннему лицу.

.2 Структура аппарата управления

Структура управления в компании функциональная. Такая схема является самой распространенной. При функциональном делении организации на части, специализированные работы группируются преимущественно вокруг ресурсов, экономится время. Согласно штатному расписанию, на предприятии работают двести двадцать девять человек, т.е. предприятие относится к средним.

Стратегия компании направлена на развитие продаж в гипермаркетах и сетевых магазинах, как федеральных, так и местных.

Структура управления ЗАО "Вергина" состоит из директора и напрямую подчиненных ему руководителей отделов и служб: юрисконсульта, главного бухгалтера, начальника производственного отдела, отдела кадров, главного инженера, начальников цехов, замдиректора по экономике, главного ветврача.

Соответственно этим руководителям подчинены соответствующие отделы, службы, цеха и т.д.

Важной экономической службой является отдел маркетинга, который тесно связан с другими отделами. Он занимается продвижением продукции, ее рекламой, организует выставки и дегустации. Его основные функции: сбор информации по соответствующим направлениям, составление отчетности, анализ информации, принятие управленческих решений. Планированием объемов производства, номенклатуры изделий занимается производственный отдел. Бухгалтерия ведет учет, составляет отчетность, работает с налоговыми органами и т.д. Все отделы тесно взаимосвязаны: бухгалтерия ведет учет, показывает достигнутые результаты, производственный отдел их анализирует, планирует производство на основе этих данных, отдел маркетинга напрямую зависит от объемов выпуска продукции, так как ее необходимо реализовать, при этом в зависимости от ситуации на рынке отдел маркетинга сам может определять необходимый объем продаж, сбытовые цены.

Для успешного процесса производства необходимо непрерывное нормирование производства, чем занимается производственный отдел. Любому отделу при принятии управленческого решения требуется помощь юрисконсульта, подбором кадров занимается отдел кадров и т.д.

Информационное обеспечение управления осуществляется при помощи почти повсеместной компьютеризации, обеспечивающей легкий и быстрый доступ к информации, ускоренный процесс учета и т.д.

Производственная структура предприятия состоит из основных цехов, вспомогательных, подсобных, обслуживающих цехов, каждый из которых разбивается на отдельные отделения и участки. Например, в колбасном цехе есть обвалочное, машинное отделения, участок по разбивке и жиловке мяса и т.д.

У каждого цеха есть начальник цеха, который подчиняется директору, цех разделен на отделения и участки, во главе каждого из которых стоит мастер, и мастеру непосредственно подчиняются рабочие, хотя местами могут создаваться бригады, тогда мастера непосредственно работают с бригадирами, а бригадиры с рабочими.

Тип производственной структуры на мясокомбинате можно определить как технологический, так как мы видим достаточно четкую технологическую обособленность основных цехов. В мясожировом цехе происходит заготовка мяса, субпродуктов. Субпродукты там же, в соответствующих отделениях перерабатываются в конечные продукты. Мясоперерабатывающий цех использует технологию переработки мяса в колбасы, полуфабрикаты, пельмени. Консервный цех использует технологию по производству консервов. При этом система лишена таких недостатков, как встречные маршруты изделий.

Вследствие того, что предприятие выпускает достаточно постоянную номенклатуру изделий, нет необходимости затрачивать время на переналадку оборудования. На предприятии есть ограничение возможности применения высокопроизводительных станков, что обусловлено характером производства, где необходим ручной труд. В целом производственная структура оптимальна.

Интерес вызывает система организации и стимулирования производства, механизм экономической ответственности, действующий на совместных предприятиях, которые позволяют обеспечивать высокую эффективность производства, уровень технологической и производственной дисциплины, производить высококачественную и конкурентоспособную продукцию. В ЗАО "Вергина" введена достаточно эффективная система оплаты труда, тарифные ставки рабочих и специалистов высоки и учитывают квалификацию, образование, стаж работы.

Главным требованием к работникам является неукоснительное, строжайшее соблюдение технологической и трудовой дисциплины, их нарушение карается жестко и, как правило, заканчивается увольнением провинившегося. При приеме на работу в СП ЗАО "Вергина" идет тщательный отбор кадров, все работники принимаются только с испытательным сроком, постоянно ведется их обучение и регулярно проводится аттестация на знание технологии производства, зооветеринарии.

Системой оплаты труда предусмотрено премирование работников по итогам работы за год в размере заранее определенной части полученной прибыли предприятием.

Система оплаты труда рабочих и специалистов - сдельная. У руководителей за основу взят должностной оклад. Для увеличения эффективности работы персонала в трудовом договоре разработана система стимулирования. По результатам работы предприятие выплачивает дополнительный заработок из полученной прибыли в процентных отношениях.

Кроме этого, менеджер предприятия располагает премиальным фондом, который использует для поощрения работников внесших особый вклад в улучшение экономики предприятия. Созданная система стимулирования и оплаты труда, обеспечивает полное воспроизводство рабочей силы, высокий уровень жизни, побуждает работников дорожить своей работой.

Итак, разделение труда работников ЗАО "Вергина" предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника.

.3 Характеристика материально-технической базы

В основе успеха деятельности совместных предприятий, в т.ч. рассматриваемого нами предприятия, лежит высокоэффективное производство, основанное на самых современных западных технологиях, профессионализм и высокая квалификация менеджеров и специалистов из-за рубежа, привнесших в коллективы совместных предприятий организованность и дисциплину, принципы и дух корпоративности, присущие фирме "ЭТЕПИНТ С. А.".

Хозяйственная специализация ЗАО "Вергина" - животноводство (скотоводство - мясо-молочное). При этом специализация ЗАО "Вергина" является отраслевой. В ЗАО "Вергина" функционируют также производственные несельскохозяйственные отрасли. Они в свою очередь делятся на: а) вспомогательные отрасли, обслуживающие сельскохозяйственное производство (машинно-тракторный парк, ремонтно-механические мастерские, автомобильный, гужевой транспорт), электроснабжение, водоснабжение и др.; б) промышленные отрасли по переработке молока, мяса, по производству комбикормов, витаминной муки и др.

К возможным источникам формирования имущества ЗАО "Вергина" можно отнести: выручку от деятельности (реализация продукции), доходы, получаемые по акциям, другим ценным бумагам и вкладам, добровольные имущественные взносы и пожертвования и любые иные, не запрещенные законом поступления. Принадлежащие ЗАО "Вергина" средства и другое необходимое имущество являются его собственностью. Это - здания, хозяйственные и подсобные сооружения, парк автомашин, торговое, холодильное и прочее оборудование, закупленная продукция, денежные средства и иное имущество в соответствии с целями его деятельности.

Следует отметить, что кормление скота проводится в ЗАО "Вергина" на 90% кормами собственного производства. Удельный вес главной отрасли в структуре товарной продукции ЗАО "Вергина" занимает свыше 50% (но менее 75%). Поэтому данное хозяйство называется специализированным. В нем наряду с главной имеются дополнительные отрасли, например, молочное скотоводство. ЗАО "Вергина" является хозяйством с полным оборотом стада при интенсивном выращивании молодняка.

Технологические процессы на СП ЗАО "Вергина" автоматизированы.

В ноябре 2010 г. ЗАО "Вергина" ввело в строй пищевое предприятие - мясокомбинат "Донской", с мощностью 1500 кг. продукции за смену. Мясокомбинат "Донской" - это пищевое мясожировое производство, где осуществляются убой и первичная переработка скота, обрабатывается сопутствующая продукция (шкуры животных), перерабатывается техническое сырье и возвратные отходы (кровь, жилы, кишки). В мясокомбинат входит производство по выпуску колбасных изделий и копченостей. Мясокомбинат осуществляет оптовую реализацию своей продукции.

Особенностью ЗАО "Вергина" является то, что оно самостоятельно выпускает различные оболочки для колбас, для чего на комбинате "Донской" создан специальный цех. Искусственные оболочки вырабатываются из белковых отходов, целлюлозы и искусственных полимеров. Имеется также цех по обработке шкур. Здесь осуществляется как первичная, так и последующая обработка. Шкуры далее продаются на предприятия кожевенной промышленности, где из них вырабатывают кожу, из которой затем производят обувь, одежду, галантерейные и технические изделия. Из возвратных отходов вырабатываются технические фабрикаты - животные корма, альбумин и др.

На мясокомбинате имеется значительное энергетическое хозяйство, вырабатывающее и передающее электроэнергию, газ, холодную и горячую воду, пар, холод, сжатый воздух. Есть также транспортное хозяйство и холодильник, который выполняет различные работы - термическую обработку мяса и мясопродуктов (охлаждение, замораживание, размораживание), хранение охлажденных и замороженных продуктов, а также погрузо-разгрузочные работы.

Процесс производства колбасных изделий на комбинате складывается из следующих технологических операций: приемка, разделка, обвалка и жиловка туш, предварительная варка (ливерных изделий), посол, измельчение, составление фарша, шприцевание в кишечную оболочку или обработка поверхностного слоя фарша (паштета, сосисок без оболочек), обжарка, варка или ферментация, копчение и сушка. Незавершенное производство на мясокомбинате незначительно. Оно образуется в пассивных технологических процессах, таких, как посол шкур и кишок, термическая обработка колбасных изделий и копченостей, стерилизация консервов.

.4 Анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности

Достаточно подробную информацию о состоянии хозяйственных средств и источниках их образования на определенную дату как результат экономической деятельности в ЗАО "Вергина" содержит бухгалтерский баланс этого предприятия. Бухгалтерский баланс, а также отчет о прибылях и убытках за 2011 г. ЗАО "Вергина" представлены в приложении 2. Отдельные статьи баланса, характеризующие состояние средств на начало года и конец отчетного периода, служат для контроля и взаимоувязки показателей других форм отчетности, отражающих движение отдельных видов средств или их назначение. Структура баланса предприятия с учетом ликвидности приведена в табл. 2.1 (приложение 3). Баланс не является абсолютно ликвидным, поэтому надо произвести более детальное изучение структуры активов и пассивов баланса, чтобы сделать дальнейший вывод о степени его ликвидности.

Кроме расчета ликвидности баланса используется целая система показателей и коэффициентов для оценки ликвидности активов фирмы и уровня ее платежеспособности. Одним из таких показателей является показатель собственных оборотных средств предприятия (СОС). Он представляет собой разницу между текущими активами и текущими пассивами. Динамика темпов изменения объема собственных оборотных средств предприятия может выступать как обобщающая характеристика эффективности управления организацией. Если текущие пассивы превышают величину текущих активов, имеет место дефицит собственного оборотного капитала.

Важнейшими показателями, характеризующими платежеспособность фирмы, являются коэффициенты ликвидности. Рассчитаем величину собственных оборотных средств (функционирующий капитал).

Величина собственных оборотных средств численно равна превышению текущих активов над текущими обязательствами =собственный капитал + долгосрочные обязательства - внеоборотные активы

2010: 799,1 - 17,1 - 486,5 = 295,5

: 968,4 - 18,1 - 605,2 = 345,1

Вывод: величина оборотных средств на конец 2011 г. увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., что является положительным.

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств показывает, какая часть объема собственных оборотных средств приходится на наиболее мобильную составляющую текущих активов - денежные средства. Определяется он отношением величины объема денежных средств к величине собственных оборотных средств (разность текущих активов и пассивов).

2010:

:

Вывод: имеем рост в динамике маневренности собственных оборотных средств ЗАО "Вергина" на конец 2011 г. по сравнению с концом 2010 г., что является положительной тенденцией. Денежные средства имеют абсолютную ликвидность, а это означает возможность отвечать по своим обязательствам.

Коэффициент текущей ликвидности численно выражает отношение текущих активов к текущим пассивам. Нормальное значение этого показателя около 1,8-2. Этот показатель отражает гипотетическую возможность фирмы, реализовав свои текущие активы, осуществить расчет по всем текущим обязательствам.

Коэффициент текущей ликвидности=

:

:

Полученные значения для ЗАО "Вергина" в 2010-2011 гг. близки к благополучным, однако некоторое снижение в динамике указывает на наличие проблем, которые надо рассмотреть руководству в дальнейшем анализе.

Коэффициент быстрой ликвидности показывает соотношение более ликвидной части текущих активов к величине текущих пассивов. Нормальное значение данного показателя 0,5-1.

Коэффициент быстрой ликвидности=

:

:

Вывод: предприятие абсолютно ликвидно, является платежеспособным.

Коэффициент абсолютной ликвидности дополняет два рассмотренных выше коэффициента ликвидности и дает более полное представление о структуре текущих активов в сопоставлении с величиной текущих пассивов. Рекомендуемое его значение 0,05-0,2.

Коэффициент абсолютной ликвидности=

:

:

Вывод: несмотря на то, что предприятие имеет значительные запасы других менее ликвидных видов текущей деятельности, оно имеет достаточно денежных средств для оплаты долгов.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. Хорошей характеристикой уровня платежеспособности является доля собственных оборотных средств в общем объеме текущих активов. Рекомендуемое значение этого показателя 0,5-0,6.

экономический хозяйственный товарный запас

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами=

:

:

Вывод: показатель увеличился, следовательно, предприятие развивается, однако зависит от формирования оборотных активов, коммерческого кредита и краткосрочной задолженности.

Доля производственных запасов в текущих активах. Это показатель определяется как доля запасов и затрат в текущих активах. Имеет большое при проведении анализа финансово-хозяйственного состояния предприятия для внутреннего пользования, прежде всего при разработке направлений повышения эффективности его текущей деятельности.

Доля производственных запасов в текущих активах=

2010:

:

Вывод: значительный объем запасов, что означает нерациональное управление материально-техническим снабжением. Доля запасов в составе активов зависит от осуществляемых конкретных видов деятельности.

Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов. Этот показатель характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами. Значение этого показателя должно быть более 0,5.

Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов=

2010:

:

Вывод: стоимость запасов покрывается собственными оборотными средствами.

Материально-производственные запасы формируются как за счет собственных оборотных средств, так и за счет краткосрочных ссуд и займов, а также кредиторской задолженности по товарным операциям. С учетом этого для анализа представляет интерес показатель покрытия запасов.

К покрытия запасов = (Собственные оборотные средства + Краткосрочные кредиты банков и займы + Кредиторская задолженность по товарным операциям) : Материально-производственные запасы

2010:

:

Вывод: денежные средства покрывают запасы.

Сведем значения коэффициентов оценки ликвидности и платежеспособности ЗАО "Вергина" в таблицу (табл. 2.2, приложение 3).

Одним из важных показателей, характеризующим эффективность деятельности предприятия, является востребованность производимой продукции на рынке, которая количественно выражается в динамике продаж. С 2009 г. по 2011 г. в ЗАО "Вергина" наблюдается существенный рост реализации по всем группам колбасных изделий. Так, по вареным колбасным произошло увеличение реализации с 823,18 тн. в 2009 г. до 1387,8 тн. в 2011 г. или на 68,59%, по сосискам - с 455,26 тн. в 2009 г. до 1161,5 тн. в 2011 г. или на 155,12%, по варено-копченым колбасам - с 90,793 тн. в 2009 г. до 125,39 тн. в 2011 г. или на 38,1%, копчености - с 137,306 тн. в 2009 г. до 346,201 тн. в 2011 г. или на 152,13%.

Итак, мы рассмотрели ряд коэффициентов, отражающих структурные соотношения отдельных компонент активов и пассивов ЗАО "Вергина" и характеризующих уровень его платежеспособности. Фирма имеет рост в динамике маневренности собственных оборотных средств, что является положительной тенденцией. Денежные средства имеют абсолютную ликвидность и покрывают запасы, а это означает возможность отвечать по своим обязательствам.

3. Организация работы совместного предприятия

.1 Формирование производственной программы

Основным видом сырья при производстве колбасных изделий в ЗАО "Вергина" является говядина. Коровы и бычки закупаются с фермы ЗАО "Вергина", а также из близко расположенных хозяйств. Для изготовления колбас используют и свинину, которая в зависимости от рецептуры, может быть дополнением к говядине или основой для фарша.

Стоимость исходного сырья - скота исчисляется по ценам его приобретения. Уровень этих цен зависит от колебаний спроса и предложения на рынке, от затрат на производство скота в хозяйстве, от доли поставщиков с разным уровнем цен. Эти факторы не связаны напрямую с пищевой ценностью отдельных категорий мяса, в соответствии с которой установлены коэффициенты для калькулирования. На формировании стоимости скота в разрезе калькулируемых объектов - категорий мяса - сказывается различие в стандартах на скот и мясо.

Рассмотрим аналитические расчеты, которые необходимо произвести при оценке целесообразности принятия ЗАО "Вергина" заказа. Допустим, ЗАО "Вергина", планируя выпустить 41 тыс. единиц изделия А (упаковок сосисок) и реализовать их по цене 80 руб. за упаковку, получило такой заказ на 3 тыс. упаковок по цене 49 руб., при этом его производственные мощности позволяют произвести дополнительный выпуск продукции и имеются следующие исходные данные (табл. 3.1, приложение 4). Сравнительный анализ произведем в табл. 3.2 (приложение 4). Выполненный расчет наглядно отражает влияние изменения переменных затрат на величину маржинальной прибыли и нетто - прибыли. Согласно проведенному анализу, ЗАО "Вергина" целесообразно принять дополнительный заказ по цене 49 руб., не покрывающей полную себестоимость одной упаковки сосисок, поскольку это приведет к росту маржинальной, а также нетто - прибыли предприятия вследствие эффекта дегрессии постоянных затрат.

При формировании производственной программы ЗАО "Вергина" в условиях ограниченных производственных мощностей (человеко - часов и машино - часов) приходится выбирать набор мясопродуктов, который принесет предприятию наибольшую прибыль. Использование маржинального подхода в этом случае дает необходимые результаты.

Рассмотрим методику анализа в этих условиях на примере табл. 3.3 (приложение 4). Показатель уровня маржинальной прибыли рассчитывается по формуле: Уровень маржинальной прибыли (в %) = Маржинальный доход на единицу / Цена за единицу х 100%. На первый взгляд здесь можно рассуждать следующим образом: поскольку упаковка сосисок "Молочные" приносит наибольший удельный маржинальный доход, надо выпускать их в количестве, соответствующем спросу, а оставшиеся мощности использовать для производства сосисок "Детские". Однако такие предположения не корректны, поскольку они не учитывают доход на единицу ограниченного ресурса.

Производственные мощности ЗАО "Вергина" ограничены 1000 машино-часами, причем за 1 час можно произвести 4 упаковки "Детских" или 1 упаковку "Молочных". Продолжим анализ с учетом информации о лимитирующем факторе. При полном задействовании оборудования можно получить больший маржинальный доход при производстве "Детских", а значит, и большую прибыль. Т.е., выбор продукта для производства в таких условиях должен основываться на расчете маржинальной прибыли на единицу ограниченного фактора.

Далее рассмотрим последовательность аналитических расчетов в ходе планирования производственной программы ЗАО "Вергина" с использованием системы "директ - костинг" в условиях наличия ограничивающего фактора. Допустим, в основном цехе может производиться 5 близких по технологическим характеристикам колбас. Ограниченный фактор - фонд рабочего времени цеха - составляет 521 час в месяц.

На основании показателей маржинального дохода и времени обработки для каждого изделия рассчитывается показатель маржинального дохода на единицу ограниченного фактора (относительное маржинальное покрытие). Полученные значения ранжируются по мере убывания, и в первую очередь в план производства попадают изделия с более высоким ОМП.

Далее формируется производственная программа на основании данных об очередности выбора, времени на обработку колбасного изделия и максимально возможного сбыта данного вида изделия (см. табл. 3.4, приложение 5).

Итак, производственная программа, позволяющая ЗАО "Вергина" получить максимальный маржинальный доход, сформирована в гр. 2.

Для определения оптимальной структуры продукции в условиях наличия нескольких ограничивающих факторов следует использовать модели линейного программирования. Надо отметить несовпадение результата, рассчитанного по системе "директ - костинг", с результатом, получаемым в системе учета полных затрат. Если запасы (незавершенного производства и нереализованной продукции) увеличиваются, то результат (прибыль), рассчитанный по системе "директ - костинг", будет ниже, чем исчисленный на основе полных затрат. Это связано с тем, что в системе учета полной себестоимости часть затрат будет отнесена на себестоимость запасов и войдет в финансовый результат следующих отчетных периодов, в то время как при использовании системы "директ - костинг" вся сумма постоянных затрат будет признана расходами данного периода.

Соответственно, при снижении уровня запасов финансовый результат, формируемый в системе "директ - костинг", оказывается выше по сравнению с системой учета полных затрат.

Наиболее явно эта особенность проявляется при производстве, ориентированном на сезонные продажи, когда товары выпускаются и накапливаются до сезона, при этом полная сумма понесенных постоянных затрат при системе "директ-костинг" должна вычитаться из объема реализации. Поскольку объем реализации в период наращивания запасов равен нулю, то до начала сезона предприятие несет большие убытки, а высокую прибыль получает в период продаж.

Для калькуляции себестоимости на мясокомбинате используется метод многоступенчатого попередельного калькулирования, т.к. областью применения данного метода является производство продуктов с несколькими переделами с изменяющимися остатками незавершенной и готовой продукции, что и имеет место в ЗАО "Вергина".

Производственный процесс приготовления колбас состоит из трех этапов, на каждом из которых присутствуют затраты на обработку: Зоб1= 20 000 руб., Зоб2 = 15 000 руб., Зоб3 = 25 000 руб. Затраты на поступающие в переработку сырье и материалы составляют Зм = 80 000 руб. После 1-го этапа образуется А1 = 200 кг продукта, из которых А11 = 150 кг идет в дальнейшую переработку. После 2-го этапа образуется А2 = 100 кг продукта, из которых А21 = 80 кг идет в дальнейшую переработку. После 3-го этапа образуется А3 = 40 кг продукта, себестоимость единицы которого необходимо определить.

Необходимо определить себестоимость продуктов после каждого этапа производственного процесса. После 1-го этапа затраты на 200 кг продукта составят: 80 000 + 20 000 = 100 000 руб. Себестоимость 1 кг продукта: 100 000 / 200 = 500 руб. На 150 кг, которые идут в дальнейшую переработку, приходится: 100 000 х 150 / 200 = 75 000 руб.

После 2-го этапа затраты на 100 кг продукта составят затраты на обработку (Зоб2) плюс затраты, "пришедшие" с предыдущего этапа (75 000 руб.): 15 000 + 75 000 = 90 000 руб. Себестоимость 1 кг продукта: 90 000 / 100 = 900 руб.

На 80 кг, которые идут в дальнейшую переработку, приходится: 90 000 х 80 / 100 = 72 000 руб.

После 3-го этапа затраты на 40 кг продукта составят затраты на обработку (Зоб3) плюс затраты, "пришедшие" с предыдущих двух этапов (72 000 руб.)

000 + 72 000 = 97 000 руб. Себестоимость 1 кг: 97 000 / 40 = 2425 руб.

На ЗАО "Вергина" используется принцип многоступенчатой отчетности по уровням управления. Вариант формы "иерархического" отчета представлен в приложении в табл. 3.5 (приложение 5). На предприятии выделены три уровня управления: участки, цеха и предприятие в целом - в результате образуется многоступенчатая схема отчетности.

 

3.2 Деятельность по формированию ассортимента и управлению товарными запасами на совместном предприятии

В течение отчетного периода выполнение плана товарооборота обеспечивается преимущественно текущим поступлением товаров непосредственно от поставщиков; вместе с тем за счет поступления создаются и необходимые запасы, обусловленные требованиями нормального процесса товарного обращения. Рассмотрим, как влияют факторы, связанные с товарными фондами, на объем оптового товарооборота ЗАО "Вергина".

Эта балансовая связь выражается формулой товарного баланса:

Nзап1 + Nn = Nр + Nвыб + Nзап2

Где:

Nзап1 - запас товаров на начало отчетного периода;

Nn - поступление товаров;

Nр - реализация товаров;

Nвыб - прочее выбытие товаров;

Nзап2 - запас товаров на конец отчетного периода.

Используя формулу товарного баланса, можно определить величину каждого из слагаемых.

Порядок применения способа цепной подстановки проиллюстрируем на примере анализа товарного баланса ЗАО "Вергина" (приложение 6).

Имея исходные данные и используя формулу товарного баланса, можно определить влияние на величину реализации изменения начальных запасов товаров, поступления товаров, их прочего выбытия, конечных товарных запасов. Все показатели в формуле количественные, основными из них являются Nзап1 и Nn, остальные - производные. Последовательность подстановки видна из табл. 3.6 (приложение 7).

В табл. 3.6 приведены пять расчетов, поскольку требовалось определить влияние четырех показателей (Nзап1, Nn, Nвыб, Nзап2). В первом (базисном) расчете все показатели плановые; во втором - начальные запасы товаров фактические, остальные показатели плановые; в третьем - фактическими являются начальные запасы и поступление товаров, остальные показатели плановые; в четвертом - прибавился еще один фактический показатель - "прочее выбытие товаров"; в пятом - все показатели фактические. При этом следует учесть, что сумму первого и пятого расчетов можно в готовом виде взять из бизнес-плана и отчета. Следовательно, практически проводятся лишь три промежуточных расчета. Посредством последовательного вычитания результатов первого расчета из второго, результатов второго расчета из третьего и т.д. можно определить влияние каждого слагаемого товарного баланса.

На сумму оптовой реализации товаров повлияли изменения различных элементов товарного баланса следующим образом:

Начального запаса товаров N2Р - N1Р = 45942-45950 = -8.

Поступления товаров N3Р - N2Р = 47922-45942 = + 1980.

Прочего выбытия товаров N4Р - N3Р = 47839-47922 = -83.

Конечного запаса товаров N5Р - N4Р = 46 541 -47 839 = -1298.

Общее отклонение N5Р - N1Р = 46541-45950 = + 591.

Величина отклонения (+591) должна получиться и в результате алгебраического сложения отклонений по каждой позиции (-8 + 1980-83-1298 = +591). Такой баланс отклонений является важным контрольным моментом.

По упрощенной методике величины, влияющие на объем товарооборота элементов товарного баланса, находятся следующим образом: Начальный запас товаров = (9771 - 9779) = -8. Поступление товаров = (47020 - 45040) = + 1980. Прочее выбытие товаров = (235 - 152) = - 83. Конечный запас товаров = (10015 - 8717) = - 1298. Общее отклонение = (46541 - 45950) = + 591.

Сделанные тем и другим методом расчеты показывают, что второй показатель влиял на объем реализации товаров положительно; первый, третий и четвертый показатели - отрицательно.

Отметим, что знаки по второму методу в третьем и четвертом расчетах не совпадают со знаками отклонений показателей-факторов: из большей величины вычитается меньшая, а значение полученного результата по смыслу отрицательное (минусовое). В методических целях, следовательно, необходимо прежде освоить метод цепной подстановки, когда результаты расчетов и по смыслу, и математически совпадают. А усвоив это, можно применять и более простые методики расчетов.

Выявленные отклонения показывают, что на объем оптового товарооборота значительно влияет объем поступления партий товаров, что естественно. Количественные параметры поступления товаров и их оптовой реализации выражаются, как правило, числами одного порядка.

Объем товарооборота ЗАО "Вергина" можно представить произведением численности работников и производительности их труда:

Nр = R´D

Nр - оптовый товарооборот;

R - численность работающих;

D - средний оборот на одного работника.

Большое влияние на скорость товарооборота и время обращения товаров оказывает структура товарооборота. Увеличение в составе товарооборота удельного веса товаров быстрой оборачиваемости вызывает ускорение товарного обращения в целом по предприятию или организации и наоборот увеличение в составе товарооборота удельного веса товаров замедленной оборачиваемости повлияет на средний показатель отрицательно и наоборот.

Структура товарооборота - важный фактор, оказывающий большое влияние на товарные запасы. Реализация продовольственных товаров предполагает наличие меньших товарных запасов. Это обусловливается прежде всего физико-химическими свойствами этих товаров (они являются в своей массе товарами скоропортящимися). Ассортимент продовольственных товаров является стабильным, так как ограничивается в конечном счете физиологическим режимом питания и рациональными нормами потребления.

Применяя соответствующие методы аналитических расчетов, можно определить влияние на скорость товарооборота и время обращения товаров каждого из указанных выше факторов.

Исходные данные для расчетов приведены в табл. 3.7 (приложение 7). Приведенные в табл. 3.7 данные свидетельствуют о том, что в целом имело место существенное замедление оборачиваемости товаров (на 5,2 дня). В то же время по второй группе замедление было еще более значительным (на 9,9 дня). По бакалее наблюдалось небольшое ускорение оборачиваемости (на 0,3 дня). Рассматривая показатели табл. 3.7 (приложение 7), можно заметить и то, что здесь имеет место влияние на время обращения всех факторов: изменений объема товарооборота, среднего товарного запаса и структуры товарооборота.

Влияние на время обращения изменения объема товарооборота и среднего товарного запаса определим путем расчета, приведенного в табл. 3.8.

На показатель времени обращения товаров отрицательно влияло невыполнение плана товарооборота, а положительно - сокращение лимита по товарным запасам. По прочим товарам фактический объем товарооборота существенно превысил плановый, что сократило время обращения; товарный запас существенно замедлил товарооборачиваемость.

Особое внимание необходимо обратить на отклонение времени обращения в целом за счет изменения объема товарооборота (-0,9). В этом показателе выразилось и влияние изменения в структуре товарооборота. Влияние второго фактора находит выражение только через объем товарооборота.

Итак, в целом проведенный анализ товарных запасов ЗАО "Вергина" показывает, что среднесписочный состав работников - действовал на объем оптового товарооборота отрицательно, а второй - производительность труда - положительно. В целом имело место существенное замедление оборачиваемости товаров (на 5,2 дня). Все изложенное позволяет выработать некоторые рекомендации по улучшению как управления товарными запасами совместного предприятия, так и по организации его хозяйственных взаимоотношений по формированию ассортимента в целом.

4. Пути совершенствования деятельности ЗАО "Вергина"

Следует принять следующие меры по совершенствованию деятельности ЗАО "Вергина".

. Ввести в деятельность ЗАО "Вергина" модель жизненного цикла товара при планировании производственной программы с целью исключения из нее устаревшей продукции и улучшения ее структуры. В качестве механизма реализации наиболее приемлем метод Polli-Cook, основанный на анализе изменения величины сбыта во времени.

Для сравнения используется изменение сбыта всех товаров, входящих в группу. Грамотная система скидок и наценок с цены позволит ЗАО "Вергина" быстрее реагировать на различные изменения рыночной конъюнктуры, адаптироваться к требованиям различных покупателей, а следовательно, приведет к повышению конкурентоспособности, как продукции, так и предприятия в целом.

. Стратегия глубокого проникновения на рынок означает усиление своего присутствия на имеющихся рынках сбыта. Вполне осуществимой тактикой реализации данной стратегии считаю открытие 15 новых торговых точек ЗАО "Вергина". Это позволит предприятию усилить присутствие своей продукции на прилавках магазинов, извлечь дополнительную прибыль путем увеличения реализации через торговую сеть, сгладить проблему неплатежей и установить прямую двустороннюю связь с конечными потребителями продукции ЗАО "Вергина".

. Тактика реализации стратегий маркетинговых коммуникаций (продвижения товара на рынок) заключается в определенном сочетании элементов, составляющих систему мер формирования спроса и стимулирования сбыта (promotion mix) - реклама, public relations (PR), средства краткосрочного стимулирования сбыта, персональные продажи.

План по коммуникационной политике ЗАО "Вергина" состоит из плана брендинга, плана торгового маркетинга, плана по выводу и поддержке новых марок (согласно спроектированным стратегиям).

. Проект интеграции. Возможно использовать стратегию, имеющую цель усилить потенциал предприятия. Данная стратегия предполагает интеграцию ЗАО "Вергина" с личными подсобными хозяйствами (ЛПХ) и сельскохозяйственными предприятиями Волгоградской области. Примеры подобных интеграций существуют на российском рынке мяса и мясопродуктов в Московской, Тамбовской областях и других регионах. Они позволяют решить главную в сегодняшних условиях проблему - реализацию ими сырья для мясоперерабатывающих предприятий с учетом интересов всех взаимодействующих сторон.

Интерес мясоперерабатывающего предприятия в интеграции заключается в гарантировании своей сырьевой зоны, сельскохозяйственных предприятий и ЛПХ - в стабильности рынка сбыта выращенной у них продукции, в его организации и финансовой обеспеченности.

Таким образом, объединение удовлетворяет совершенно разные по своему содержанию, характеру и направлению интересы различных субъектов интеграции, имеющие общую цель - самовыживание и дальнейшее развитие.

. Следует осуществить мероприятия по совершенствованию организации управления ЗАО "Вергина".

Наибольшие возможности для ЗАО "Вергина" открывает полноценное использование рыночных и экономических факторов. Наибольшую опасность представляют экономические и социальные факторы. Высокая сила воздействия на предприятие конкурентных и производственно-технологических факторов. Перед руководством компании стоит нелегкая задача - преодолеть опасности и полноценнее использовать возможности.

. Организация службы стратегического развития.

Реализация разработанной по результатам нашего исследования стратегии развития предприятия невозможна без создания эффективной системы стратегического управления. Считаю целесообразным организацию специализированной службы - службы стратегического развития с задачами определения приоритетных направлений развития компаний, анализа долгосрочных перспектив и управления реализацией намеченной стратегии.

Эффективность развития системы управления на мясоперерабатывающем предприятии обеспечивается не только правильным выбором стратегий управления, но и тактическими, оперативными подходами к их реализации. Только оптимальный выбор стратегии управления и методов их реализации способен обеспечить наибольший синергетический эффект.

Непременное условие развития эффективной системы стратегического управления на предприятии - рациональное сочетание планирования на тактическом и стратегическом уровне.

В ЗАО "Вергина" должна быть проведена работа по установлению хозяйственных связей по поставкам товаров, которая включает:

Ø  изучение и прогнозирование покупательского спроса;

Ø  выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

Ø  организацию рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, закупку товаров на оптовых ярмарках, товарных биржах;

Ø  организацию учета и контроля за оптовыми закупками.

Важная роль в коммерческой работе ЗАО "Вергина" должна отводиться изысканию дополнительных ресурсов из местного сырья, продукции кооперативной промышленности, подсобных, фермерских хозяйств, продукции индивидуальной трудовой деятельности. Коммерческий аппарат должен выявить возможности развития новых видов производства, вести учет и повседневно изучать конкретных поставщиков, выявить производителей товаров, еще не связанных договорными отношениями с ЗАО "Вергина". Коммерческие работники должны подготовить предложения по вопросам увеличения выработки нужных товаров, расширения ассортимента, улучшения качества.

При установлении хозяйственных связей с поставщиками товаров и заключении договоров поставки в дальнейшем ЗАО "Вергина" должна учитывать следующие факторы. Торговля должна располагать лишь текущими запасами товаров, обеспечивающими нормальный торговый процесс. Увеличение начальных запасов и поступления товаров оказывает положительное влияние на сумму реализации товаров; их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации; уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров положительно влияют на сумму реализации; их увеличение сказывается на величине реализации данного отчетного периода отрицательно.

Необходимо учитывать доброкачественность поступивших товаров в нужном ассортименте и требуемых количествах и то, что товары в запасе также должны отвечать этим требованиям. В самом деле, нельзя считать положительным фактор увеличение завоза товаров, не пользующихся спросом у покупателей, начальных запасов, если они возрастали за счет неходовых товаров.

Таким образом, все мероприятия, направленные на увеличение оптового товарооборота и на установление хозяйственных связей с поставщиками, можно потенциально рассматривать в качестве мер, оптимизирующих товарные запасы.

Заключение

Совместное предпринимательство является важной формой международного экономического сотрудничества. Совместные предприятия (СП) - форма интеграций производственной, торговой, научно-технической и других видов деятельности на основе международной кооперации труда. СП - предприятие, созданное совместно разными странами, в том числе с участием российского и иностранного капитала.

В современной практике мирового хозяйствования понятие "совместное предприятие" трактуется довольно широко, объединяя в себе как соглашения между фирмами, включающие требования об участии в акционерном капитале совместного предприятия, так и соглашения, не включающие таких требований.

СП представляют собой форму экономического сотрудничества с зарубежными странами, которая характеризуется объединением собственности партнеров, их участием в управлении производством и реализации продукции, разделом между ними прибыли, а также производственного и коммерческого риска, связанного с деятельностью предприятия. Участниками СП могут быть как национальные, так и иностранные юридические и физические лица.

Мотивы объединения усилий участников создания СП могут быть различными, но в их основе практически лежит одна из четырех стратегий, обусловивших возникновение совместного предпринимательства:

• стратегия на повышение эффективности производства;

• стратегия на расширение операций;

• стратегия на уменьшение риска в производстве новых видов продукции;

• стратегия на развитие за счет привлечения инвестиций, технологий и квалификации для подъема отстающих отраслей или сфер деятельности.

Целями совместной деятельности для российских предпринимателей являются:

§  привлечение в национальную экономику зарубежной технологии и передового управленческого опыта;

§  более полное насыщение внутреннего рынка качественной продукцией;

§  получение стабильного дохода;

§  получение возможности выхода на мировые рынки на основе использования каналов сбыта партнера.

Зарубежные партнеры при создании СП в России преследуют иные цели:

§  расширение доступа к рынку России;

§  использование природных ресурсов России;

§  получение доступа к передовым научно-техническим мыслям.

СП могли бы более успешно способствовать проведению рыночных реформ в России путем повышения эффективности уже существующих и создания новых СП. Для этого необходимы меры по улучшению инвестиционного климата России, а так же более глубокое изучение процесса деятельности СП для выработки конкретных рекомендаций потенциальным и действительным участникам СП.

Положительная роль совместных предприятий в развитии мировой экономики очевидна. Указанная форма сотрудничества позволяет более широко и оперативно использовать в развитых странах и внедрять в экономическую практику других стран новейшие достижения научно-технического прогресса, новые методы управления и формы международного сотрудничества. В силу своих преимуществ СП будут развиваться и дальше в мире и в России.

Список литературы

1.       Гражданский кодекс РФ. Официальный текст // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 1 нояб. 2012 г.

.        Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в последующ. ред.) // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 1 нояб. 2012 г.

.        Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 11 "Совместная деятельность" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 18.07.2012 № 106н) // Официальный сайт Минфина России #"579254.files/image023.gif">

Рис. 1. Основные субъекты макро- и микросреды СП

Источник: Хисамутдинова Л.Р. Правовые процедуры корпоративного управления в совместных предприятиях в форме ЗАО с небольшим количеством участников // Бизнес в законе. - 2010. - № 4. - С. 57.

Приложение 2

Бухгалтерский баланс ЗАО "Вергина" на 1 января 2012 г. (тыс. руб.)


На начало периода

На конец периода

АКТИВ



I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ



Нематериальные активы


1000

Основные средства

2300

9600

Незавершенное строительство

1500

4000

Долгосрочные финансовые вложения

4000

4000

В т.ч. инвестиции в дочерние общества

1000

1000

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ I:

7800

18600

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы, в т.ч.:



Сырье, материалы и др. аналогичные ценности

4800

8880

Животные на выращивание и откорм



Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы

1000

1500

Затраты в незавершенном производстве

200

1020

Готовая продукция и товары для перепродажи

3000

5300

Расходы будущих периодов

300

600

1000

1500

Дебиторская задолженность сроком более 12 мес.

50

1000

Дебиторская задолженность

1800

9000

В т.ч. покупатели и заказчики

1800

9000

Краткосрочные финансовые вложения


500

Денежные средства

10520

19500

В том числе:



Касса

20

50

Расчетные счета

9000

17450

Валютные счета

1000

1500

Прочие денежные средства

500

500

Прочие оборотные активы



ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ II:

22750

48800

БАЛАНС

30550

67400


Пассив

На начало периодаНа конец периода



ПАССИВ

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

10000

10000

Добавочный капитал

8000

9000

Резервный капитал

2500

2500

В т.ч. Резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

  2500

  2500

Фонд накопления

4000

11000

Фонд социальной сферы

1000

2000

Нераспределенная прибыль прошлых лет



Непокрытый убыток прошлых лет



Нераспределенная прибыль отчетного периода


350

Непокрытый убыток отчетного периода



ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ III:

25500

34850

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства


5000

Прочие долгосрочные обязательства



ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ IV:

5000

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства

50

600

Кредиторская задолженность

4250

23950

В том числе:

1800

9000

Поставщики и подрядчики

3000

8000

По оплате труда

150

2000

По социальному страхованию

50

850

Задолженность перед бюджетом

100

1000

Авансы полученные

950

4100

Прочие кредиторы


8000

Расчеты по дивидендам


700

Доходы будущих периодов

500

300

Резервы предстоящих расходов и платежей

250

2000

Прочие краткосрочные обязательства



ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ V:

5050

27550

БАЛАНС

30550

67400


ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ ЗАО "Вергина" на 1 января 2012 г. (тыс. руб.) Единица измерения: тыс. руб.

Показатель

За отчетный период

За анал-чный период предыд. года

наименование

код



1

2

3

4

Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

010 011 012 013

42200

39800

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

020

2600

2400

Валовая прибыль

029

16200

15800

Коммерческие расходы

030

1260

1520

Управленческие расходы

040

1300

1200

Прибыль (убыток) от продаж

050

37040

34680

Прочие доходы и расходы Проценты к получению

060

200

180

Проценты к уплате

070

45

40

Доходы от участия в других организациях

080

1000

700

Прочие операционные доходы

090

400

380

Прочие операционные расходы

100

500

480

Внереализационные доходы

120

600

500

Внереализационные расходы

130

100

80

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

38595

35840

Отложенные налоговые активы

-

-

-

Отложенные налоговые обязательства

-

-

-

Текущий налог на прибыль

150

9370

7450

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

160

29225

35390

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

29225

35390

СПРАВОЧНО. Постоянные налоговые обязательства(активы)

-

-

-

Базовая прибыль (убыток) на акцию

-

-

-

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

-

-

-


Приложение 3

Таблица 2.1 Анализ ликвидности баланса ЗАО "Вергина" за 2010-2011 гг.

Группы в зависимости от степени ликвидности

По сост. на конец 2010 г.

По сост. на конец 2011 г.

ПАССИВЫ НСО - наиболее срочные обязательства КС - краткосрочные пассивы ДС - долгосрочные пассивы ПП - постоянные или устойчивые пассивы

 297,9 188,6 415,0 1328,4

 384,9 220,3 490,0 1343,3

АКТИВЫ НЛ - наиболее ликвидные активы БР - быстрореализуемые активы МР - медленнореализуемые активы ТР - труднореализуемые активы

 358,0 379,6 1430,8

 73,2 452,4 442,8 1470,1


год: НЛ<НСО; БР>КС; МР<ДС; ТР>ПП

год: НЛ<НСО; БР>КС; МР<ДС; ТР>ПП

 

Таблица 2.2. Коэффициенты оценки ликвидности и платежеспособности ЗАО "Вергина" за 2010-2011 гг.

Показатель

2010 г.

2011 г.

Величина собственных оборотных средств

295,5

345,1

Маневренность собственных оборотных средств

0,208

0,212

Коэффициент текущей ликвидности

1,60

1,57

Коэффициент быстрой ликвидности

0,95

0,94

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности)

0,13

0,12

Доля оборотных средств в активах

0,35

0,38

Доля собственных оборотных средств в общем объеме текущих активов

0,37

0,36

Доля производственных запасов в текущих активах

0,40

0,39

Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов

0,92

0,91

Коэффициент покрытия запасов

1,73

1,65


Приложение 4

Таблица 3.1. Исходные данные для анализа, ден. ед.


Таблица 3.2. Исходные данные для анализа


Таблица 3.3. Планирование производственной программы, этап 1


Приложение 5

Таблица 3.4. Планирование производственной программы, этап 2

Таблица 3.5 Структура отчетов центров ответственности по уровням управления

Затраты

По плану

Отклонение

Причина

Виновник

Уровень 4. Цех 18. Отчет начальника участка N 2

Статья 1 Статья 2 Статья n Всего:





Уровень 3. Цех N 18. Отчет начальника цеха

Участок N 1 Участок N 2 Участок N 3 Всего прямые затраты: Общецеховые затраты ,в том числе: Статья 1 Статья 2 .Статья n Всего по цеху





Уровень 2. Основное производство. Отчет заместителя генерального директора по производству

Цех N 4 Цех N 11 Цех N 18 Всего по основному производству Общепроизводственные затраты





Уровень 1. Предприятие. Отчет генерального директора начальнику производственного дивизиона холдинга

По основному производству По обслуживающему производству Общехозяйственные Коммерческие Прочие Всего по предприятию





Приложение 6

Товарный баланс предприятия ЗАО "Вергина" за 2011 г. (тыс. руб.)

Слагаемые товарного баланса

Бизнес-план, тыс. руб.

Факт, тыс. руб.

Запасы товаров на начало года

9779

9771

Поступление товаров

45040

47020

Всего в приходе с остатком

54819

56791

Реализация товаров

45950

46541

Прочее выбытие товаров

152

235

Итого в расходе

46102

46776

Запасы товаров на конец года

8717

10015

Всего в расходе с остатком

54819

56791


Приложение 7

Таблица 3.6 Исчисление объема оптового товарооборота ЗАО "Вергина" при различных алгебраических слагаемых товарного баланса в 2011 г.

№ расчета

Обозначение

Числовое значение алгебраических слагаемых товарного баланса



Nзап1

Nn

Nвыб

Nзап2

Nр

1

N0зап1 + N0n - N0выб - N0зап2 = N1р

9779

45 040

152

8717

45 950

2

N1зап1 + N0n - N0выб - N0зап2 = N2р

9771

45 040

152

8717

47 942

3

N1зап1 + N1n - N0выб - N0зап2 = N3р

9771

47 020

152

8717

47 922

4

N1зап1 + N1n - N1выб - N0зап2 = N4р

9771

47 020

235

8717

47 839

5

N1зап1 + N1n - N1выб - N1зап2 = N5р

47 020

235

10 015

46 541


Таблица 3.7 Оптовый товарооборот, средние товарные запасы и время обращения товаров в ЗАО "Вергина" в 2011 г.


Объем оптового товарооборота,

Средний товарный запас,

Время обращения, дней

Наименование товаров

Тыс. руб.

Тыс. руб.


бизнес-план

отчет

бизнес-план

отчет

бизнес-план

отчет

Мясо

30200

29638

3520

3430

42,0

41,7

Консервы, колбасные изделия и т.д.

15750

16903

5605

6485

128,1

138,0

В целом

45950

46541

9125

9915

71,5

76,7


Таблица 3.8 Исчисление влияния на показатель времени обращения изменения объема товарооборота и среднего товарного запаса ЗАО "Вергина" в 2011 г.

Наименование товаров



Отклонение



Показатель времени обращения

Общее

В т.ч. за счет изменения


По бизнес-плану

При фактическом объеме товарооборота и плановом запасе

По отчету


Объема товарооборота

Среднего товарного запаса

Мясо

42,0

42,8

41,7

-0,3

+0,8

-1,1

Консервы, колбасные изделия и т.д.

128,1

119,4

138,0

-9,9

-8,7

+18,6

В целом

71,5

70,6

76,7

+5,2

-0,9

+6,1


Похожие работы на - Коммерческая деятельность совместных предприятий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!