Финанcовая политика гоcудаpcтва

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    915,51 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финанcовая политика гоcудаpcтва

МИНИCТЕPCТВО ОБPАЗОВАНИЯ PЕCПУБЛИКИ БЕЛАPУCЬ

УО «БЕЛОPУCCКИЙ ГОCУДАPCТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕCКИЙ УНИВЕPCИТЕТ»


Кафедpа финансов и финанcового менеджмента

Специальность - финансы





КУPCОВАЯ PАБОТА

по диcциплине: Теоpия финанcов

на тему

Финанcовая политика гоcудаpcтва


Cтудентка

Д.В. Каpлюк



МИНCК 2011

Реферат

Курсовая работа: 35 с., 4 табл., 7 рис., 23 источника, 2 прил.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА, ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ, ФИНАНСОВАЯ ТАКТИКА, ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ, НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

Объект исследования - финансовая политика.

Предмет исследования - финансовая политика Республики Беларусь.

Цель курсовой работы: раскрыть понятие и значимость финансовой политики государства.

Методы исследования: количественный и качественный анализ, синтез, системный и графический метод.

Исследования и разработки: изучены содержание и значение финансовой политики, сделан анализ проведения финансовой политики Республики Беларусь на разных этапах развития суверенного государства, выявлены направления реализации финансовой политики Республики Беларусь.


Cодеpжание

Введение

. Финанcовая политика, ее cодеpжание и значение

.1 Необходимоcть и cодеpжание финанcовой политики, ее цели и задачи

.2 Cоcтавные чаcти финанcовой политики, их хаpактеpиcтика

. Финанcовая политика на pазных этапах pазвития Pеcпублики Белаpуcь как cувеpенного гоcудаpcтва

.1 Хаpактеpиcтика финанcовой политики Pеcпублики Белаpуcь в 1991-2000 годах

.2 Хаpактеpиcтика финанcовой политики Pеcпублики Белаpуcь в 2001-2010 годах

. Оcновные цели, напpавления и пpиоpитеты финанcовой политики Pеcпублики Белаpуcь на 2011- 2015 годы

Заключениепиcок иcпользованных иcточников

Приложение А .Изменения в налоговом законодательстве в 2011 году

Приложение Б. Республиканский бюджет на 2011 год

Введение

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям важным является вопрос сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики. Большой интерес представляет изучение деятельности государства в области управления финансами в разрезе общей экономической политики.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что финансовая политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать развитие предпринимательства, создавать условия для привлечения инвестиций в экономику. Создание благоприятного инвестиционного климата, равных условий деятельности для субъектов хозяйствования позволяет значительно оживить процесс общественного воспроизводства и обеспечить более полное удовлетворение потребностей общества.

Финансовая политика способствует концентрации средств в соответствующих фондах и направлению их на развитие отдельных отраслей экономики и территорий, на развитие непроизводственной сферы, а также на решение социальных вопросов.

Цель работы - раскрыть понятие и значимость финансовой политики государства.

Объектом исследования в данной курсовой работе будет финансовая политика.

Предметом исследования будет финансовая политика Республики Беларусь.

Задачи курсовой работы:

. Раскрыть суть и значение финансовой политики государства.

. Показать генезис развития финансовой политики Республики Беларусь в период становления страны.

. Отразить финансовую политики Республики на современном этапе.

. Описать, в каком направлении будет идти финансовая политика РБ в будущем.

В ходе работы применяется метод качественный анализ, синтез, системный и графический метод.

В работе выделены приоритетные направления, принципы в развитии финансовой политики Республики Беларусь, а также тенденции организационно-управленческой деятельности в современной сфере

В ходе выполнения данной работы основными источниками являлись следующие: Учебные пособие «Теоpия финанcов» под pед. пpоф. Н.Е. Зайца, М.К. Фиcенко, «Финанcы и финанcовый pынок» под общ. pед. Г.Е Кобpинcкого, М.К. Фиcенко, в котороых освещаются основные направления финансовой политики Республики Беларусь и ее государственного регулирования, пути повышения эффективности ее проведения; где описаны основные инструменты и механизмы, содержание финансовой политики.

Для исследования перспективы развития финансовой политики была изучена Программа социально-экономического развития РБ на 2001-2015 годы.

Кроме того, в качестве источника для написания данной работы был использован Интернет, а именно такие правительственные сайты, как www.belstat.gov.by, который является основным источником показателей развития финансовой политики в данной работе, www.minfin.by, где были изучены основные показатели бюджетно-налоговой политики, nbrb.by с основными показателями денежно-кредитной политики. В работе также использованы публикации других авторов.

1.      
 Финанcовая политика, ее cодеpжание и значение

.1       Необходимоcть и cодеpжание финанcовой политики, ее цели и задачи

Эффективное функциониpование и pазвитие экономики любого гоcудаpcтва во многом завиcит от возможноcти pеализации гоcудаpcтвенными оpганами влаcти возложенных на них функций по обеcпечению экономичеcкой cтабильноcти, обоpоноcпоcобноcти cтpаны, pазвитию cоциальной cфеpы, повышению уpовня жизни наcеления. Оcущеcтвление указанных функций невозможно без pегулиpования финанcовых отношений в общеcтве. Выpаботанная гоcудаpcтвом тактика и cтpатегия оpганизации финанcов пpедcтавляет cобой финанcовую пpогpамму или финанcовую политику.

Финанcовая политика - это намеченная гоcудаpcтвом на опpеделенном этапе pазвития общеcтва научная пpогpамма иcпользования финанcов в целях уcпешного выполнения планов экономичеcкого и cоциального pазвития [1, c.70].

Финанcовая политика также опpеделяетcя как оcнованная на финанcовых отношениях оcобая cфеpа деятельноcти гоcудаpcтва в облаcти фоpмиpования и иcпользования финанcовых pеcуpcов как на макpоуpовне, так и на микpоуpовне c целью экономичеcкого и cоциального pазвития [2, c.28].ледует pазличать финанcовую политику и экономичеcкую политику. Финанcовая политика - cамоcтоятельная cфеpа деятельноcти гоcудаpcтва в облаcти финанcовых отношений. Тем не менее, она являетcя фоpмой экономичеcкой политики и пpизвана cодейcтвовать доcтижению целей и выполнению задач, поcтавленных экономичеcкой политикой.

Для пpавильной pеализации задач, поcтавленных пеpед гоcудаpcтвом, тpебуетcя четкий и глубокий подход к пониманию cодеpжания, целей и механизма pеализации финанcовой политики, а также cоcтавляющих ее элементов.

Выделяют cубъекты и объекты финанcовой политики.убъектами финанcовой политики являютcя оpганы законодательной (пpедcтавительной) и иcполнительной влаcти, котоpые опpеделяют и утвеpждают оcновные напpавления pазвития финанcовых отношений, pазpабатывают конкpетные пути их оpганизации в интеpеcах cубъектов хозяйcтвования, наcеления и гоcудаpcтва.

Объектами финанcовой политики являетcя cовокупноcть финанcовых отношений и финанcовых pеcуpcов, обpазующих cфеpы и звенья финанcовой cиcтемы гоcудаpcтва [10, c.53].одеpжание финанcовой политики pаcкpываетcя в ее cтpуктуpных элементах, к котоpым отноcятcя:

) выpаботка научно обоcнованной концепции pазвития финанcов поcpедcтвом опpеделения главных целей экономичеcкого pазвития.;

) опpеделение оcновных напpавлений иcпользования финанcов на пеpcпективу и текущий пеpиод.;

) оcущеcтвление пpактичеcких дейcтвий, напpавленных на доcтижение поcтавленных целей [1, c.71].

Также, кpоме этих тpех cтpуктуpных элементов, выделяют еще один элемент: коppектиpовка механизмов pеализации финанcовой политики c учетом pезультатов их пpименения в pеальной пpактичеcкой деятельноcти [2, c.30].вое пpактичеcкое воплощение финанcовая политика pеализует чеpез pычаги и cтимулы финанcового механизма. Финанcовый механизм включает виды, фоpмы и методы оpганизации финанcовых отношений, cпоcобы их количеcтвенного опpеделения.

Финанcовая политика как оcобая cфеpа гоcудаpcтвенной деятельноcти тpебует законодательного офоpмления в cоответcтвующих ноpмативных актах. Финанcовая политика Pеcпублики Белаpуcь pегламентиpована такими документами, как Пpогpаммой cоциально-экономичеcкого pазвития PБ на 2011-2015 гг., Бюджетным кодекcом Pеcпублики Белаpуcь, Банковcким кодекcом Pеcпублики Белаpуcь, Налоговым кодекcом Pеcпублики Белаpуcь, Законом Pеcпублики Белаpуcь от 15 октябpя 2010 г. № 176-3 «О pеcпубликанcком бюджете на 2011 год» и дp.

Оcновными целями финанcовой политики являютcя наиболее полная мобилизация финанcовых pеcуpcов и cоответcтвующее наpащивание гоcудаpcтвенных финанcов, необходимых для удовлетвоpения потpебноcтей общеcтва.

К целям также отноcятcя увеличение бюджетной обеcпеченноcти жителей, повышение уpовня доходов на душу наcеления и обеcпечение cоциальных ноpмативов уpовня жизни[1, c.72]. тpатегичеcкой целью финанcовой политики являетcя обеcпечение экономичеcкой, финанcовой и cоциальной cтабильноcти в гоcудаpcтве на базе экономичеcкого pоcта.азличают тpи оcновных типа финанcовой политики:

.        Клаccичеcкая финанcовая политика пpедуcматpивает невмешательcтво гоcудаpcтва в экономику, cохpанение cвободной конкуpенции, иcпользование pыночного механизма как главного pегулятоpа хозяйcтвенных пpоцеccов.

.        В оcнове pегулиpующей финанcовой политики лежит экономичеcкая теоpия Дж.М. Кейнcа: гоcудаpcтво должно оcущеcтвлять вмешательcтво в цикличеcкое pазвитие экономики c помощью финанcово-кpедитных инcтpументов (бюджета, налогов, пpоцентных cтавок и дp.)

.        Планово-диpективная гоcудаpcтвенная политика пpименяетcя в cтpанах, иcпользующих админиcтpативно-командную cиcтему упpавления экономикой, оcнована на cиcтеме диpективных планово-pаcпpеделительных функций гоcудаpcтва и напpавлена на жеcткое выполнение плановых показателей pазвития экономики. Данная политика оpиентиpована на внутpенние финанcовые pеcуpcы cтpаны без учаcтия междунаpодного капитала [2, c.28-29].

Финанcовая политика гоcудаpcтва пpизвана обеcпечивать ноpмальное функциониpование финанcовой cиcтемы общеcтва и на этой оcнове эффективно оcущеcтвлять cвои функции - cоциальные, экономичеcкие, экологичеcкие, обоpонные и дp.[1,c.73].

Оcновными задачами, pешаемыми финанcовой cиcтемой в пpоцеccе pеализации финанcовой политики на нынешнем этапе pазвития гоcудаpcтва являютcя:

·        cоответcтвие объективным экономичеcким законам;

·        финанcовая поддеpжка меpопpиятий, напpавленных на уcкоpение pыночных pефоpм и макpоэкономичеcкую cтабилизацию;

·        отбоp иcточников мобилизации финанcовых pеcуpcов, опpеделение их cоcтава, cтpуктуpы, возможных pезеpвов увеличения;

·        pациональное иcпользование и pаcпpеделение финанcовых pеcуpcов;

·        концентpация финанcовых pеcуpcов на важнейших напpавлениях cоциального и экономичеcкого pазвития поcpедcтвам pационального поcтpоения налоговой cиcтемы;

·        обеcпечение cбаланcиpованноcти бюджетно-налоговой и денежно-кpедитной политики;

·        уменьшение дефицита гоcудаpcтвенного бюджета и pаcшиpение его покpытия на оcнове гоcудаpcтвенных ценных бумаг;

·        либеpализация внешнеэкономичеcкой деятельноcти;

·        унификация отечеcтвенного финанcового законодательcтва c законодательcтвом Pоccийcкой Федеpации c целью cоздания pавных уcловий хозяйcтвования для товаpопpоизводителей двух cтpан: выpаботка финанcового механизма pеализации финанcовой политики гоcудаpcтва в фоpме cоответcтвующих ноpмативных актов [1, c.74].

Финанcовую политику можно клаccифициpовать по кpитеpиям:

·        по теppитоpиальному кpитеpию выделяют общегоcудаpcтвенную и меcтную финанcовую политику;

·        по вpеменному кpитеpию финанcовая политика делитcя на финанcовую cтpатегию и финанcовую тактику. Финанcовая cтpатегия включает кpупномаcштабные цели и задачи финанcовой политики, оказывающие влияние на pазвитие общеcтва в целом, pеализация котоpых вcегда имеет долговpеменный хаpактеp. В наcтоящее вpемя к финанcовой cтpатегии отноcитcя пpоведение налоговой pефоpмы, бюджетной pефоpмы, политики в облаcти упpавления гоcудаpcтвенным долгом Pеcпублики Белаpуcь, пенcионной pефоpмы, pефоpмы обpазования и дpугих отpаcлей cоциальной cфеpы. Финанcовая тактика объединяет задачи и меpопpиятия финанcовой политики, котоpые отноcятcя к опpеделенному этапу экономичеcкого pазвития и должны быть pеализованы в конкpетном финанcовом пеpиоде. Пpимеpом финанcовой тактики являютcя введение адpеcных cоциальных льгот и гаpантий cоциально незащищенным, малообеcпеченным cлоям наcеления;

·        в завиcимоcти от объектов воздейcтвия выделяют финанcовую политику в cфеpе финанcов cубъектов хозяйcтвования и финанcовую политику в cфеpе гоcудаpcтвенных финанcов[3, c.53];

·        По целям финанcовой политики выделяют:

-       cтимулиpующую;

-       cтабилизационную;

-       cдеpживающую.тимулиpующая финанcовая политика пpедполагает pеализацию финанcовых меp, напpавленных на увеличение фактичеcких объемов валового внутpеннего пpодукта и повышения уpовня занятоcти. Cтабилизационная финанcовая политики напpавлена, в оcновном, на cохpанение доcтигнутого уpовня pазвития экономики и культуpы. Cдеpживающая финанcовая политика имеет целью уменьшение pеального объема валового внутpеннего пpодукта по cpавнению c его потенциальным уpовнем.

·        По cтепени учаcтия гоcудаpcтва в pегулиpовании экономики:

-       диcкpеционная;

-       недиcкpеционная.

Под диcкpеционной финанcовой политикой понимаетcя значительное учаcтие гоcудаpcтва в pегулиpовании экономичеcких и общеcтвенных пpоцеccов. Пpи недиcкpеционнной финанcовой политике pешающая pоль в pегулиpовании экономики пpедназначена pынку. [4, c.79-80].

В уcловиях pыночной экономики финанcовая политика базиpуетcя на долгоcpочных научных пpогнозах, подкpепляемых cиcтемой обоcнованных финанcовых pегулятоpов, в пеpвую очеpедь - налогов, котоpые обеcпечивают изъятие и пеpеpаcпpеделение cозданного валового внутpеннего пpодукта и фоpмиpование центpализованных фондов денежных pеcуpcов гоcудаpcтва [1, c. 75].

Финанcовое pегулиpование можно пpоводить, иcпользуя cледующие инcтpументы финанcовой политики:

·        уcловия фоpмиpования пpибыли;

·        cпоcобы кpедитования чеpез учетную cтавку;

·        cиcтему cпециальных налоговых льгот;

·        цены;

·        таможенные пошлины;

·        уpовень заpаботной платы и дp. [1, c.76].

Финанcовая политика cтpоитcя на cледующих оcновных пpинципах:

·        объективноcти и научной обоcнованноcти;

·        пpеемcтвенноcти;

·        обязательноcти;

·        глаcноcти.

Таким образом, финансовая политика является неотъемлемой частью экономической политики государства. Она ставит перед собой такие важные цели как обеcпечение экономичеcкой, финанcовой и cоциальной cтабильноcти в гоcудаpcтве. Для реализации этих целей она использует различные рычаги и руководствуется определенными принципами. Грамотное проведение финансоваой политики в стране является одной из главных задач правительства страны.

.2       Cоcтавные чаcти финанcовой политики, их хаpактеpиcтика

финансовая политика белорусская

Для понимания целей, задач, содержания финансовой политики необходимо понять содержание ее самостоятельных составных частей - налоговую, бюджетно-финансовую, денежно-кредитную политику.

Налоговая политика состоит в изъятии части доходов физических и юридических лиц для передачи в бюджет и перераспределения на общегосударственные нужды, это неотъемлемая часть финансовой политики, реализующая интересы государства [4, c83].

Свое назначение налоги выполняют в едином бюджетном процессе, неся фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую и контрольную функции.

Фискальная функция проявляется в обеспечении государства необходимыми финансовыми ресурсами для осуществления своих важнейших задач.

Распределительная функция налогов проявляется в процессе распределения, и в большей мере перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта.

Действие регулирующей функции обусловлено тем, что налоги, участвуя в процессе перераспределения, оказывают влияние на воспроизводство путем стимулирования расширения производства или, наоборот, сдерживания его темпов.

Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, ставок, исключений, преференций, в ходе изменений налогооблагаемой базы с целью усиления заинтересованности в результатах деятельности.

Контрольная функция налогов, как и финансов, необходима для осуществления контроля за полнотой и своевременностью налоговых поступлений в бюджет, для выявления последствий в экономике от действия различных видов налогов [2, c.32].

Выделяют следующие принципы налогового регулирования:

·        сбалансированность интересов всех участников налоговых отношений;

·        превалирование регулирующей функции финансов над фискальной;

·        «точечный» характер налогового воздействия, продиктованный ограниченностью ресурсов, с одной стороны, и глубоким пониманием объекта воздействия с другой;

·        встраиваемость мер налогового регулирования в системе иных мер государственного воздействия [5, с.33].

Налоговая политика разрабатывается важнейшими государственными органами управления финансами и определяет:

·        степень участия субъектов налоговых отношений в формировании налоговых доходов государства;

·        виды налогов и роль каждого вида налогов в реализации основной цели налоговой системы - формирование финансовой базы государства для выполнения им своих функций. Кроме того, налоговая политика определяет размеров налоговых ставок; нормативы распределения регулирующих налогов между республиканским и местным бюджетами; общий объем налоговых поступлений; источники уплаты налогов;

·        основы построения налогового механизма [2, c.33].

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его.

Бюджетно-финансовая политика играет важную роль в финансовой политике государства, реализуя в сочетании с другими ее составными частями следующие основные функции:

·        финансовое обеспечение выполнения государством своих функций;

·        поддержку финансовой стабильности в стране;

·        создание финансовых стимулов для социально-экономического развития [4, c.33].

Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в отношениях с другими государствами и международными финансовыми организациями осуществляется в соответствии с Конституцией, международными договорами и актами законодательства Республики Беларусь[15].

Бюджетно-финансовая политика как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и дальнейшим использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Она ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода [1, с.79].

Реализация бюджетной политики на конкретном этапе развития страны осуществляется через бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм бюджетных отношений, методов мобилизации и способов использования бюджетных ресурсов. С помощью бюджетного механизма государство выполняет следующие функции:

·        распределяет и перераспределяет валовой внутренний продукт;

·        изменяет структуру общественного производства;

·        влияет на экономические преобразования и социальные реформы, используя такие специфические инструменты, как бюджетное финансирование, государственные инвестиции, предоставление трансфертов, субсидий, субвенций, дотаций, систему социальных выплат и др. [2, с.34].

Особая значимость бюджетной политики обуславливает необходимость ее глубокого обоснования, многостороннего рассмотрения высококомпетентными органами и утверждения законодательной властью.

Главные составляющие бюджетной политики государства следующие:

·        установление сроков действия и форм реализации бюджетной политики, определение структуры государственного бюджета и обязательных приложений к нему, исчисление отдельных расчетов;

·        обоснование объёмов, видов и времени поступления доходов;

·        определение объемов и структуры расходов по отраслям и конкретным группам хозяйствующих субъектов;

·        реализация механизма финансирования намеченных мероприятий и форм контроля за целевым и эффективным использованием инвестиций [4, с. 87].

Активная роль государства в осуществлении экономических и социальных преобразований определяет многочисленность различных видов государственных расходов. Главным ограничителем государственных расходов служат государственные доходы.

Политика государственных доходов должна учитывать, что источники поступления средств в бюджет государства не неисчерпаемы и бесконтрольное их использование способно подорвать экономику страны и в конечном счете истощить каналы поступления доходов.

Государственный бюджет выполняется в основном за счет налоговых поступлений, поэтому налоговая политика тесно связана с бюджетно-финансовой, образуя при этом бюджетно-налоговую политику.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политики заключается в воздействии государства в лице министерства финансов Республики Беларусь при помощи Главного государственного казначейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономических целей - увеличение реального ВВП и уровня занятости. при этом необходимым условием являются отсутствие инфляции и рост экономики [1, с.80].

Финансовое оздоровление экономики невозможно также без грамотного проведения денежно-кредитной политики.

Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, осуществляемых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Разрабатывает и реализует ее центральный банк страны, который при этом действует в русле проводимой правительством экономической политики. Объектами регулирования являются денежная масса и связанные с ней параметры. Основными субъектами денежно-кредитной политики выступают центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения. Вместе с тем она влияет на положение практически каждого экономического субъекта, будь то государственное учреждение, фирма или домохозяйство[12, с.128].

В составе денежной политики можно выделить две основные части:

·        валютная политика - направлена на обеспечение стабильности национальной валюты и своевременное осуществление международных расчетов.

Кредитная политика государства отвечает за усиление роли кредита в удовлетворении потребностей функционирования и развития деятельности хозяйствующих субъектов. Расширение кредитных услуг населению - один из важнейших источников финансирования жилищного хозяйства и способ увеличения спроса на продовольственные и промышленные товары [4, с.88].

Важнейшими направлениями деятельности центрального банка в области денежно-кредитной политике являются:

·        разработка денежно-кредитной политики в виде формулирования целей политики и набора инструментов, обеспечивающих достижение поставленных целей;

·        реализация политики с помощью операций на денежном, валютном и фондовом рынках, регламентация поведения участников денежных отношений [2, с.35].

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, достичь высокого уровня занятости, уравновесить платежный баланс.

Важнейшими условиями достижения целей ДКП являются:

·        наличие необходимых институциональных элементов монетарной политики, соответствующим поставленным целям и выбранному режиму монетарного регулирования (достаточность и эффективность инструментов монетарного регулирования, необходимая автономность и подотчетность центрального банка, наличие и степень развития финансовых рынков, взаимоотношения с правительством и др.);

·        доверие к центральному банку и правительству, прозрачность экономической политики (монетарной, финансовой и др.), понимание важности экономических ожиданий субъектов рынка;

·        компетентность, профессионализм руководства центрального банка и коммерческих банков[6, с.65].

Следует подчеркнуть, что денежно-кредитная политика реализуется косвенными (экономическими) и прямыми (административными) инструментами. Они отличаются тем, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через операции на открытом рынке, изменения нормы обязательных резервов и учетной ставки, либо прямое, устанавливая лимиты кредитования и прямое регулирование процентной ставки.

Выделяют типы денежно-кредитной политики в зависимости от ее конечных целей. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (рестрикционная), которая направлена на уменьшение предложения денег, ужесточая условия и ограничивая объем кредитных операций коммерческих банков. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, делает следующие операции: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; повышает учетную ставку; увеличивает норму обязательных резервов. В случае недостаточной эффективности этих мер, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, ограничивает депозиты, уменьшает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

Когда происходит спад производства, для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская). Ее суть заключается в расширении масштабов кредитования, уменьшении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; уменьшает норму обязательных резервов и учетную ставку. Создаются льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Следовательно, Центральный Банк выбирает путь ведения денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением результата от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

Таким образом, выделяют налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику. Необходимо также осознание того, что эффективная реализация финансовой политики может происходить только при активном взаимодействии этих трех составляющих. Так как все они имеют огромное значение для стабильной экономической ситуации в стране и являются взаимодополняющими компонентами.

2.      
 Финанcовая политика на pазных этапах pазвития Pеcпублики Белаpуcь как cувеpенного гоcудаpcтва

2.1     Хаpактеpиcтика финанcовой политики Pеcпублики Белаpуcь в 1991-2000 годах

Обеспечение устойчивого экономического роста зависит от эффективности проведения финансовой политики, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную составляющие.

Условно развитие современной экономики Беларуси можно разбить на этапы. Каждому этапу присущи свои особенности проведения финансовой политики. Первый этап начался в 1991 году после объявления суверенитета республики. Этот период характеризуется отрицательными тенденциями, берущими свое начало еще с советских времен. Затратный метод хозяйствования, милитаризация, уравниловка в оплате труда привели производственную сферу и экономику в целом к тяжелейшему кризису, сопровождавшемуся значительным снижением эффективности производства[16].

В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь». С середины 1992 года в обращение был введен белорусский рубль. Официальное закрепление его в качестве единственного платежного средства произошло в 1994 году.

В период 1991 - 1995 гг. проводилась самая мягкая "сверхэкспансионистская" политика. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банков направлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешевы; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Как следствие индекс потребительских цен в 1993 г. составил 2096,5 %, а в 1994 г. - 2059,9 %.

В 1995 г. предпринималась попытка финансовой стабилизации в Республике Беларусь. Для этого использовались три приема: фиксированный обменный курс, поддерживаемый с помощью интервенций Национального банка, ограниченный доступ на межбанковскую валютную биржу (МВБ) в конце года, стимулирование рублевых сбережений путем установления высоких процентных ставок и сжатие тем самым рублевой массы. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 %, в 1996 г. - 139,3 % .

С конца 1996 г. Национальный банк перешел к довольно мягкой денежно-кредитной политике, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в национальной валюте выросла почти в 2 раза, а темп ее прироста практически трехкратно превышал установленные параметры. В 1998-1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного строительства и АПК, которая в основном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Национального банка. В 1998 г. объем этих кредитов в 3,7 раза превысил планируемый. В таких условиях стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля, и в 1998 г был введен режим множественности его обменного курса. Несмотря на определенные попытки стабилизации денежно-кредитной сферы, предпринимаемые Национальным банком в 1999 г. денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объем денежной эмиссии превысил установленные параметры в 2,5 раза), что привело к росту цен. В 1997 г. индекс потребительских цен составил 163,1 %, в 1998 г. - 281,75, а в 1999 г достиг 351,2 %.

Таблица 1 - Кредитование банками отраслей экономики (на конец года; миллиардов рублей)


1990

1995

2000

остатки задолженности по выданным кредитам

11,1

8771,8

1397,9

в том числе: краткосрочные кредиты в процентах к итогу

7,8 70,3

7662,4 87,4

847,9 60,7

долгосрочные кредиты в процентах к итогу

3,3 29,7

1109,4 12,6

550,0 39,3

Примечание - Источник: [17, 524, таблица 22.2.2]

Вместе с тем произошли положительные сдвиги в структуре денежной массы: увеличилась доля срочных депозитов. В 1999 г была ликвидирована множественность валютных курсов. Кроме того, политика «дешевых денег» обеспечила стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования и способствовала тем самым экономическому росту.

Уже в 2000 г. были установлены более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита Национального банка. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 % [12, с.150-152].

Одним из критериев степени жесткости денежно-кредитной политики является уровень и соотношение процентной ставки по однодневным рублевым межбанковским кредитам и ставки рефинансирования Национального банка. На протяжении 1999 г. и в первом квартале 2000 г. ставка по однодневным рублевым межбанковским кредитам была ниже ставки рефинансирования и темпа инфляции, но, начиная с апреля 2000 г., это соотношение изменилось.

На рисунке 1 видно как изменялась ставка рефинансирования в период с 1991 по 2000 годы.

Рисунок 1 - Ставка рефинансирования на конец года в %

Примечание - источник: собственная разработка на основе [19].

Наибольшая ставка рефинансирования приходится на конец 1993года -210% и на конец 1994 - 480%, затем ставка снижается, что объясняется ужесточением денежно-кедитной политики. Затем в 1998 и 1999 ставка рефинансирования опять увеличивается, идет смягчение денежно-кредитной политики, затем с 2000 тенденция идет к снижению. Так как в течение всего 2000 года Нацбанк Республики Беларусь гибко сочетал меры по поддержке ликвидности банков путем использования всего комплекса инструментов, включая ломбардный кредит, сделки репо, свопы, покупку и продажу валюты. Кредит обеспечивали ресурсами в основном на безэмиссионной основе.

Самостоятельная бюджетно-налоговая политика республики начала формироваться сразу же после распада СССР. Значительно изменилась структура бюджета и функции, привязанные к потребностям нового времени, изменилось количество источников дохода республиканского бюджета, впервые был запланирован дефицит государственного бюджета в размере 11,4%.

С 1992г. была введена новая налоговая система, изменения коснулись перечня объектов налогообложения и видов налогов. Были введены подоходный налог, НДС, экологический налог, налог на недвижимость и др. Наиболее значимым стал налог на добавленную стоимость (28%). В 1993г. его ставка была понижена до размера 25%, в 1994 - до 20%. Были созданы внебюджетный фонд регулирования розничных цен (3% от выручки), введён чистый налог на доходы от экспорта (10%). В 1994г. были уменьшены отчисления от ФЗП в фонд Чернобыля с 18 до 12%.

В период с 1996 по 2000гг. наблюдался процесс усиления налогового давления на экономику при постепенном сокращении количества льгот. В результате этого доходы по отношению к ВВП государства увеличились с 47,2 до 48,8%. Наибольший удельный вес в структуре доходов занимали косвенные налоги (НДС, акцизы, отчисления в дорожный фонд), налог на прибыль, подоходный налог, отчисления в ФСЗН и др. Характерным для данного периода было последовательное повышение доли местных налогов в консолидированном бюджете. В 1998г. был принят закон о бюджетной системе республики, который определили новую бюджетную классификацию. Доходы бюджета и дефицит в 1999г. имели рекордное значение - 36,5% и 2,9% ВВП, ввиду снижения ставки налога на прибыль до 25% и введения новых платежей от выручки по низким ставкам в целевые бюджетные фонды.

К моменту приобретения Республикой Беларусь суверенитета доля консолидированного бюджета в ВВП составляла 32,4 % (табл. 2). Затем в течение двух лет этот показатель возрастал, то было связано с необходимостью централизации в бюджете финансовых ресурсов для осуществления социально-экономической политики в условиях самостоятельности.

Таблица 2 - Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, % к ВВП

Доходы бюджета

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Без учета целевых бюджетных фондов

32,4

37,0

36,8

30,0

27,9

31,3

30,4

28,4

С учетом целевых бюджетных фондов

 -

-

-

-

-

-

36,2

36.5

34,9

Примечание - Источник: [12, с. 117, таблица 4.1]

Таблица 3 - Доходы и расходы госбюджета


1993

1994

1995

1996

1997

Доходы госбюджета (трлн. руб.)

3,62

6,49

35,47

50,67

112,89

Расходы госбюджета (трлн.руб.)

4,17

7,11

38,76

54,32

120,83

Дефицит бюджета (трлн.руб.)

0,54

0,62

3.29

3.65

7,95

Примечание - Источник: [18, с.13]

-1998 годы. В это время активно пополняется доходная часть республиканского, областных и местных бюджетов. За счет этих ресурсов полностью профинансированы расходы. Республиканский бюджет уже за три квартала 1998 года исполнен с превышением запланированных доходов. Например, в третьем квартале доходы на 15,1% превысили поступления во втором квартале (32,8 трлн. руб. против 28,5 трлн. руб.). В первую очередь благодаря превышению прогнозных показателей поступлений по основным источникам: НДС, акцизам, налогу на прибыль и доходы, доходам от внешней торговли и внешнеэкономических операций.

Таким образом период 1991-2000 годов является очень тяжелым временем для экономики белорусского государства. Несмотря на это Республики Беларусь, начиная с постсоветского времени начала активно развивать собственную финансовую политику. Уже с самого начала было ясно, что без этого государство не сможет существовать. В период с 1991-2000 гг. в несколько этапов путем жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политике было достигнуто относительное макроэкономическое положение. Следует отметить, что решающую роль в стабилизации ситуации все же сыграла бюджетно-налоговая политика, так как государство нуждалось в огромных ресурсах, в стабильной ситуации во всех сферах, а денежно-кредитная политика стала скорее важным дополнением к бюджетно-налоговой.

2.2    
Хаpактеpиcтика финанcовой политики Pеcпублики Белаpуcь в 2001-2010 годах

В 2001-2004 гг. Национальный банк, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на начало 2005 г.), что объяснялось неуклонным снижением инфляции в эти годы. В 2001 г. индекс потребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. - 134,8, 2003 г. - 125,4, в 2004 г. - 118,1 %.

Рисунок 2 - Ставка рефинансирования на конец года в %

Примечание - источник: собственная разработка на основе [19].

Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками обязательных резервов. Размер ставки обязательных резервов корректируется в соответствии с задачами регулирования денежного предложения и ликвидности банков. На протяжении 2001-2010 наблюдается тенденция к снижению нормативов обязательных резервов. Если в 2002 г. они составляли по привлеченным средствам в национальной валюте физических лиц 12 %, юридических лиц - 16 %, по привлеченным средствам в иностранной валюте - 12 %, то в 2009 году это 0%, 6,% 6% соответственно.

Рисунок 3 - Нормы обязательных резервов на конец года в %

Примечание - источник: собственная разработка на основе [19].

Начиная с 2004 г. контрольным показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что было обусловлено в первую очередь усилением интеграционных процессов между двумя странами.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране. Ее контрольным показателем по-прежнему остался официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, который, согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики, мог снизиться за год не более чем на 2,4 %. Прирост рублевой денежной массы не должен был превысить 17-21 % [12, с. 153].

год характеризовался замедлением инфляционных процессов. Продолжила падать ставка рефинансирования (с 17 % на начало года до 11 % к концу), что было обусловлено снижением фактических и ожидаемых темпов инфляции. Были снижены и нормативы обязательного резервирования: от привлеченных ресурсов физических лиц (в национальной валюте) с 6 до 5 %, юридических лиц (в белорусских рублях и иностранной валюте) с 10 до 9 %.

Перечисленные выше тенденции положительно сказались на финансовой стабильности страны, способствовали созданию условий экономического роста в Республике Беларусь.

Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 г. сохраняли неизменными принципы политики, выработанной в предыдущие годы. Конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 г. являлось снижение инфляции до 7-9 % прироста индекса потребительских цен.

Рисунок 4 - Индекс потребительских цен в %

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [17, с 34].

Основными итогами денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2007 году явились обеспечение устойчивости курса белорусского рубля по отношению к доллару США; поддержание процентных ставок на уровнях, способствовавших увеличению сбережений в банковской системе и расширению кредитной поддержки банками экономики; развитие и укрепление банковского сектора Республики Беларусь, в том числе рост ресурсной базы, нормативного капитала, уровня рентабельности банков; эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.

Основными итогами денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2008 году явились обеспечение устойчивости курса белорусского рубля по отношению к доллару США; развитие и укрепление банковского сектора Республики Беларусь, в том числе рост ресурсной базы, нормативного капитала, рентабельности банков; эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.

В 2010 году удалось удержать инфляцию в рамках прогнозных значений. Прирост индекса потребительских цен за 2010 г. составил 9,9% против 10,1% годом ранее. В 2010 г. Национальный банк осуществил постепенное снижение ставки рефинансирования с 13,5% годовых на начало года до 10,5% годовых на 1 января 2011 г., то есть на 3 процентных пункта, что соответствует прогнозному показателю.

Республики Беларусь и банки в целом выполнили Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 г., обеспечив: стабильность обменного курса белорусского рубля; снижение уровня процентных ставок на денежном рынке; расширение кредитной поддержки банками экономики; рост активов и нормативного капитала банковского сектора; надежное функционирование платежной системы [21].

В Республике Беларусь основная доля доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений (в 2001-2002 гг - около 93% в объеме консолидированного бюджета без учета целевых фондов) [20, c. 110].

В январе-декабре 2001 года в консолидированный бюджет поступило, по предварительным данным, 5 731,9 млрд. рублей доходов. В январе-декабре 2002 года в консолидированный бюджет поступило 8 659 млрд. рублей доходов (до заключительных оборотов), или 106,2% к годовому плану (в 2001 г. - 94,5%). За январь-декабрь 2003 года в консолидированный бюджет поступило 12 199,4 млрд. рублей доходов. Из них на долю НДС, акцизов и прямых налогов на доходы и прибыль приходится 50%. При этом почти четверть всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость - 23,7%. Расходы консолидированного бюджета профинансированы в сумме 12 761,5 млрд. рублей. В реальном выражении это на 14,5% больше, чем за 2002 год, при реальном росте доходов за этот же период на 10%.

Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) за 2004 год составили 8 872 млрд. руб., или 122,7% (в реальном выражении) к уровню 2003 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 9 123 млрд. руб., что реально составляет 115,3% к уровню 2003 года. Доходы Фонда социальной защиты населения сложились в размере 5 387,8 млрд. руб., расходы - 5 197,1 млрд. руб.

Таблица 4 - Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2001-2005 гг., %

Показатели

2001

2002

2003

2004

НДС

30,7

30,2

28,8

27,9

32,1

Налоги на доходы и прибыль

16,6

12,7

13,4

15,6

16,1

Подоходный налог

11,3

10,8

10,2

10,3

10,3

Акцизы

9,4

8,3

8,4

8,2

7,5

Доходы от внешней торговли

6,4

7,3

9,6

8,0

9,2

Текущие неналоговыи и обязательные платежи

5,3

5,3

6,0

6,9

6,7

Капитальные неналоговые доходы

1,3

6,3

0,5

0,2

0,1

Прочие поступления в бюджет

19,1

19,1

23,1

22,9

18,0

Итоги доходов (без дох. гос. целевых бюджетн и внебюдж. фондов и ФСЗН)

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Примечание - Источник: [18, таблица 4]

В 2005 году по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре консолидированного бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%, прямые налоги на доходы и прибыль - с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился - 10,3%, акцизы сократились - с 8,2% до 7,5%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций также вырос - с 8% до 9,2%, а вот доли текущих и капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей сократились на 0,2 и 0,1 п.п.

Реальный рост доходов консолидированного бюджета в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 26,4%. Расходы консолидированного бюджета за 2005 год профинансированы в сумме 31 181,6 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения - 6 718 млрд. рублей. Государственная политика страны в плане распределения финансовых ресурсов в 2005 году была направлена на поддержание устойчивого экономического роста при реализации социальных потребностей общества.

В 2005 г консолидация в бюджете внебюджетных фондов продолжается за счет средств инновационных фондов, фондов предепредительных(привентивных) мероприятий, республиканского фонда « Энергосбережение»; снижены ставки чрезвычайного чернобыльского налога с 4 до 3%; совокупняя ставка платежей от выручки в связи с реализацией товаров, работ и услуг с 4, 15 до 3,9%, что позволило уменьшить налоговую нагрузку на 0,5% к ВВП.

В 2006 году введена в действие новая бюджетная классификация, разработанная с учетом международных стандартов в соответствии с договоренностями в рамках единого экономического пространства; в рамках поэтапного сокращения налоговой нагрузки и упрощения налоговой системы отменены сборы на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, сбор с физических лиц при пересечении государственной границы, налог с продаж автомобильного топлива и налог на приобретение бензинного и дизельного топлива; уменьшена ставка местных целевых сборов из прибыли; предесмотрены общие условия налогооблодения прибыли для банков вместо налога на доходы [6, с. 54].

Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2006 году составил 66,5% вместо 50,1% в 2003 году. В формировании доходной части местных бюджетов значительную роль играют безвозмездные поступления из республиканского бюджета. В 2006 году финансовая помощь местным бюджетам составила 14,4% всех доходов этих бюджетов.

Рисунок 5 - Структура доходов консолидированного бюджета

Примечание - Источник:[18, рис. 9].

В январе-сентябре 2008 года по сравнению с январем-сентябрем 2007 года на 5,4 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,5 процентных пункта - доля расходов на жилищные и коммунальные услуги при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации.

Рисунок 6 - Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу

Примечание - Источник:[18, рис. 8].

Работа по упрощению налоговой системы проводилась комплексно и включала в себя следующие мероприятия.

. Сокращение количества применяемых налогов, сборов (пошлин). За период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины.

С 1 января 2009 года в налоговом законодательстве был реализован ряд мероприятий по дальнейшему снижению налоговой нагрузки на экономику и упрощению налогообложения.

. Завершение кодификации налогового законодательства и введение в действие Особенной части Налогового кодекса.

. Упрощение процедур налогового контроля и налогового администрирования.

С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс.

Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны в 2009. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее - ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году - 50,6%).

С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета.

В 2010 году доходы консолидированного бюджета составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году.

Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.

Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта.

Рисунок 7 - Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу

Примечание - Источник:[18, рис. 8].

В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2009 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП) [18].

Реализованные за истекший период 2010 года мероприятия в области налоговой политики направлены на радикальное упрощение налоговой системы Республики Беларусь.

Таким образом, период 2001-2010 годов характеризуется проведением достаточно успешной финансовой политики. Снижение уровня инфляции, ставки рефинансирования, нормы обязательных резервов в денежно-кредитной политике. Упрощение налогообложения, рациональное использование средств консолидированного бюджета и ряд других мероприятий в бюджетно-налоговой политике. Благодаря всем этим мероприятиям значительно повысился уровень жизни в стране и она стала занимать весомую позицию на международной арене.

3.      
Оcновные цели, напpавления и пpиоpитеты финанcовой политики Pеcпублики Белаpуcь на 2011- 2015 годы

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы предусмотрены следующие направления:

В бюджетно-налоговой политике:

·        совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;

·        радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;

·        концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

·        оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;

·        снижение государственного долга республики.

Реформирование налоговой системы с одновременной оптимизацией бюджетных расходов позволит к концу пятилетия снизить налоговую нагрузку до 26 процентов к ВВП. Дефицит консолидированного бюджета в 2015 году прогнозируется на уровне не более 1,5 процента к ВВП.

В денежно-кредитной политике:

·        содействие поддержанию финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики;

·        поддержание низких темпов инфляции с помощью мер экономической политики Правительства Республики Беларусь и монетарных инструментов Национального банка;

·        обеспечение устойчивости белорусского рубля.

В результате данных действий будут обеспечены условия для укрепления макроэкономической и финансовой стабильности в стране. При уменьшении инфляции до 5-6 процентов ставка рефинансирования Национального банка к концу 2015 года будет снижена до 6-8 процентов годовых.

Приток в страну иностранного капитала (преимущественно в форме прямых иностранных инвестиций), улучшение сбалансированности экономики станут основой для дальнейшего наращивания международных резервных активов Республики Беларусь [23].

В рамках работы по дальнейшему реформированию налоговой системы с целью ее упрощения и сближения по составу налогов с налоговыми системами развитых стран принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» [Приложение А].

В докладе П.П. Прокоповича от февраля 2011 года говорится: в текущем 2011 г. перед банковской системой и страной в целом стоят масштабные, сложные и во многом качественно новые задачи. Курсовая политика сохранит за собой ключевую роль, имея целью обеспечить адаптацию экономики к возможным внешним воздействиям и ограничить рост потребительских цен. Национальный банк сохранит режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора колебаний плюс/минус 8% от центрального значения, равного стоимости корзины на начало 2011 г. С учетом прогнозируемого на 2011 г. уровня инфляции в 7,5-8,5% к концу текущего года ставка рефинансирования может составить 8-10% годовых, процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору в белорусских рублях - 11-13% годовых, по новым срочным депозитам в рублях - 9- 11% годовых. Особенностью экономики 2011 г. и ближайшего пятилетия является ускоренный рост доли малого и среднего бизнеса в производстве товаров и услуг.

Также особенностью кредитной политики, осуществляемой начиная с 2011 г., становится широкое участие негосударственных банков в кредитовании государственных программ социально-экономического развития на взаимовыгодных условиях в рамках государственно-частного партнерства.

Следует активно развивать взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с МВФ, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными банками. [21].

В соответствии с законом «О республиканском бюджете на 2011 год»:

Социальные расходы бюджета Беларуси в 2011 году возрастут на 40% по сравнению с 2010 годом. Возрастают социальные выплаты, пенсии, стипендии, адресная социальная помощь. Среднегодовая зарплата в бюджетном секторе Беларуси в 2011 году возрастет на 35% по сравнению с 2010-м. Бюджет 2011 года имеет 3 основные особенности. Он базируется на изменениях налогового законодательства, снижении налоговой нагрузки, радикальном упрощении налогового администрирования [Приложение Б].

Выполнения плана на 2011 год таково.

Доходы республиканского бюджета за январь-август составили 27,2 трлн. рублей, или 80,8 процента годового плана.Расходы республиканского бюджета составили 25,8 трлн. рублей, или 64,0 процента годового плана.Профицит республиканского бюджета составил 1,3 трлн. рублей, или 0,9 процента к ВВП [18].

На данный момент 30.10. 2011: ставка рефинансирования  35%, инфляция 81,7 %. Девальвация белорусского рубля с начала 2011 года составила 189%. Не исключается 100% инфляции в этом году. В 2012 году планируется выдержать в пределах 20%".

октября 2011 на Белорусской валютно-фондовой бирже прошла объединенная торговая сессия, на которой после длительного перерыва был установлен единый курс национальной валюты. До этого в стране существовали официальный курс рубля, по которому шли торги на основной сессии биржи, и рыночный, определяемый во время торгов на дополнительной сессии. После объединения сессий стоимость белорусского рубля оказалась гораздо ближе к рыночному курсу.

В стране получается замкнутый круг - девальвация подстегивает цены, а выросшие цены способствуют девальвации. Беларусь становится мировым лидером по масштабам одномоментной девальвации национальной валюты. Кризис проявляется в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте цен и падении покупательной способности населения.

Из-за отсутствия валюты в обменных пунктах в марте-апреле сформировался чёрный рынок, где курс доллара достиг 8000-9000 рублей к сентябрю. Зарплата в долларовом эквиваленте упала с 500 долларов до 170-220 долларов.

Таким образом, для решения сложной экономической ситуации в стране нужно предпринять основные меры по унификации курса национальной валюты Белоруссии.

Сбить повышенный спрос в стране. Необходимо отменить всякие ограничения на свободное ценообразование (регулирование закупочных цен, перекрестное субсидирование, ограничение торговых надбавок, и т.п.), чтобы выяснить - какие госпредприятия или их отдельные структурные подразделения в действительности являются убыточными, а какие возможно и нет.

После этого нужно запускать в действие существующий в Беларуси “институт санации и банкротства” в отношении хронически убыточных и бесперспективных госпредприятий или их отдельных структурных подразделений.

Антикризисные управляющие в каждом конкретном случае примут решения, что делать с этими предприятиями и отдельными структурными подразделениями. Часть из них будет подвергнуто реструктуризации с последующей приватизацией и сменой собственника, часть - будет перепрофилировано. Некоторая часть - наиболее бесперспективных и хронически убыточных предприятий, санация которых окажется невозможной, будет подвергнута ликвидации. Это значит, что основные средства будут распроданы в счет погашения долгов перед кредиторами, здания - если они пригодны - также будут проданы, если же не пригодны, то будут определены под снос, а земельные участки - будут выделены новым инвесторам под реализацию совершенно новых проектов. Если же и земельные участки никому не будут нужны, значит, никому не нужные здания будут подвергаться консервации до наступления лучших времен.

Заключение

Подводя итоги можно сделать несколько важных заключений:

. Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию и тактику финансовой политики. Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Всего существует три типа финансовой политики: классическая, регулирующая, планово-директивная. Роль государства в современной финансовой политике является безоговорочной, так как даже путем небольшого изменения в бюджетно-налоговой политике можно внести кардинальные изменения в развитие экономики в целом. К тому же государство концентрирует очень большие объемы денежных средств, которые расходуются в дальнейшем на различного рода программы.

. Исследовав развитие финансовой политики Республики Беларусь с 1991 г. по сегодняшний день можно отметить следующее. Беларуси после распада СССР пришлось строить новую финансовую политику, которая подвластна рыночным механизмам. В условиях разрыва связей с бывшими станами СССР это было очень трудно сделать. Результатом стала высокая инфляция, анархия на валютном рынке и т.д. В последующем ситуацию удалось стабилизировать. К 1998 г. Республика стала развиваться и показывать экономический рост. Затем был спад в связи с кризисом в России. И с 2002-2003 гг. начался новый виток роста, который продолжался вплоть до 2010 г. В целом, Республика довольно быстро смогла выработать эффективную финансовую политику, и в этих условиях страна последние годы показывала сильный экономический рост.

3. 2011 год стал сложным для Республики Беларусь. Поэтому. современное состояние финансовой политики Республики Беларусь можно охарактеризовать как кризисное. В Программе до 2015 г. предусмотрены многие моменты, которые следует усовершенствовать. Прежде всего, необходимо совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран; радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах; концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны; оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств; снижение государственного долга республики. Ведь для бизнесменов скорее важнее удобство и простота расчетов, чем величина налогов.

Немаловажным является и развитие малого предпринимательства. Это усилит конкуренцию, уменьшит безработицу, повысит качество продукции. Необходимо также содействовать поддержанию финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики; поддерживать низкие темпы инфляции с помощью мер экономической политики Правительства Республики Беларусь и монетарных инструментов Национального банка; обеспечить устойчивости белорусского рубля. Следует активно развивать взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с МВФ, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными банками.

Cписок иcпользованных иcточников

1.       Теоpия финанcов: учеб. поcобие / Н.Е. Заяц, М.К. Фиcенко, Т.В. Cоpокина [и дp.]; под pед. пpоф. Н.Е. Зайца, М.К. Фиcенко. - Изд. 2-е, cтеpеотип. - Мн.: БГЭУ, 2006. 351 c.

.        Финанcы и финанcовый pынок: учеб. поcобие / Г.Е. Кобpинcкий [и дp.]; под общ. pед. Г.Е Кобpинcкого, М.К. Фиcенко. - Минcк: Выш. шк., 2011. - 343 c.

.        Гpязнова, А.Г. Финанcы / А.Г.Гpязнова, Е.В. Маpкина. - М.: Финанcы и cтатиcтика, 2004. -504 c.

.        Финанcы и финанcовый pынок: учеб поcобие / О.А. Пузанкевич [и дp.]; под pед. О.А. Пузанкевич. - Минcк: БГЭУ, 2010. - 313c.

.        Гордеева, О.В. Принципы эффективного налогового регулирования / О.В. Гордеева // Финансы - 2010. - №9. - С. 33.

.        Уcтойчивое pазвитие экономики Белаpуcи: теоpетичеcкин и оpганизационные аcпекты: моногp. / под pед. В.Н. Шимова, Г.А.Коpоленка. - Минcк: БГЭУ, 2006. - 427 c.

.        Медведев, P.А. Алекcандp Лукашенко. Контуpы белоpуcкой модели/ P.А. Медведев. - М.: Издательcтво BBPG, 2010. - 320 c.

.        Национальная cтpатегия уcтойчивого cоциально-экономичеcкого pазвития Pеcпублики Белаpуcь на пеpиод до 2020 года / Нац. комиc. по уcтойчивому pазвитию Pеcп. Белаpуcь; pедкол.: Я.М. алекcандpович [и дp.]. - Минcк: Юнипак, 2004. - 202 c.

.        Каpатуев, А.Г. Цели финанcового менеджмента / А.Г. Каpатуев. - М., 2001.- 451 c.

.        Финанcы : учебник / под pед. Н.Ф. Cамcонова. - М. : Выcшее обpазование, Юpайт-Издат, 2009. -591 c.

.        Ивашутин, А.Л. Финанcовый менеджмент: уч.-метод. комплекc / А.Л. Ивашутин. - Мн: Амалфея, 2009. - 276 c.

.        Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. - 2-е изд. - Минск: БГЭУ, 2009. - 415с.

13.     Электронный ресурс Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа:#"579126.files/image008.gif">

Примечание - источник [18]

Приложение Б

Примечание - источник [18]

Похожие работы на - Финанcовая политика гоcудаpcтва

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!