Социальное инвестирование в России. Проблемы и специфика
Социальное инвестирование в России. Проблемы и специфика
Богунец Е.А.
Инвестиции как инструмент корпоративной социальной ответственности
Современное мировое сообщество обладает огромнейшим опытом многовековой практики ведения бизнеса. Как в девятнадцатом веке после появления крупных предприятий люди деловой среды стали задумываться о менеджменте и его огромной роли, так и сегодня появляется понятие корпоративной социальной ответственности. Конкретно в России данное понятие приобрело популярность сравнительно недавно, как и осознание необходимости проведения социальной политики внутреннего и внешнего направления.
Как известно, четкого и единственно правильного определения на сегодняшний день нет; эта сторона деятельности компаний еще только входит в обиход и тщательно изучается. Так, начиная с 2003 года, Ассоциация менеджеров России решила публиковать материалы этой тематики, выпустив книгу "Управление социальными программами компании" и предоставив "Отчет о социальных инвестициях" в 2004 году, в которых представлены основные аспекты этой проблемы.
Одним из инструментов реализации социальных программ компании является социальное инвестирование, практическая форма реализации корпоративной социальной ответственности. Социальное инвестирование - форма финансовой помощи, выделяемая компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества. Возвратность средств не является обязательным условием [2,с. 42].
Многие исследователи отмечают, что сегодня большая часть представителей бизнеса путают социальное инвестирование с актом разовой благотворительности и спонсорства. Но это разные понятия.
Благотворительность - форма финансовой или натуральной адресной помощи, направленная на реализацию социальных программ компании. При этом благотворительность и спонсорство являются разовыми инструментами, а инвестиции предполагают долгосрочность, четкое планирование, организацию и управление данной формой социальных программ компании. Скорее, социальные инвестиции - это часть стратегии компании согласно ее миссии[2,c.105].
Величина и структура социальных инвестиций компаний зависит от соотношения трудоемкости и капиталоемкости производств, что подтверждает именно инвестиционный характер социальных вложений.
Преимущества и эффективность социального инвестирования
Социальное инвестирование - это часть стратегии компании; оно имеет преимущества, выгодные последствия для компаний. Скорее, это стиль деловой активности, принятый бизнесменами добровольно и оказывающий значимое влияние на процесс принятия ими стратегических и тактических решений по развитию бизнеса и учету интересов всех задействованных сторон.
Можно выделить следующие преимущества (или мотивы) социального инвестирования:
·Известность;
·Улучшение имиджа фирмы на местном и национальном уровне;
·Улучшение взаимоотношений с инвесторами, инвестиционная привлекательность компании;
·Ассоциирование с высококачественным или престижным мероприятием;
·Привлечение новых работников и удержание старых сотрудников. Осуществляется доступ к рынку рабочей силы, в том числе высокопрофессиональной;
·Укрепляются отношения с клиентами;
·Привлекаются новые партнеры;
·Налоговые льготы [2,c.37].
Показатели эффективности социального инвестирования:
·Социальный эффект - характеризует степень удовлетворенности населения качеством жизни;
·Социальная эффективность - показатель, определяющий повышение уровня жизни людей;
·Социально - экономическая эффективность - показатель, дающий представление об экономической эффективности инвестиционных вложений в социальную сферу с учетом достигнутого социального эффекта;
·Экономическая эффективность - показатель, отражающий экономическую эффективность проекта на основе соотношения результатов и затрат. инвестиция благотворительность финансовый социальный
Проблемы реализации социального инвестирования в России
Измерение социальных инвестиций складывается их двух аспектов - качественный и количественный. Количественный аспект предполагает осуществление непосредственной оценки финансовых затрат российских компаний на социальные программы и инициативы. Качественный аспект связан с оценкой степени полноты и комплексности процесса социальных инвестиций.
Основные проблемы реализации таких программ конкретно в России следующие:
·Отсутствие единственного представления о социальных инвестициях - отсутствие четко сложившихся правил классификации тех или иных финансовых вложений как социальные инвестиции;
·Бессистемность подхода к этому процессу - существенное различие целей и мотиваций, стоящих перед разными центрами влияния в компании;
·Конфликт правил бухгалтерского и управленческого учета;
·Отсутствие общепринятых российских стандартов социальной отчётности (в мировой практике превалирует созданный в 1997 г. стандарт The Global Reporting Initiative, нацеленный на создание общих подходов к отчетности предприятий и включающий показатели социальной и экологической политики предприятий) [1,c.28].
Еще одна проблема, с которой сталкиваются российские компании, - это публичность своей политики. В настоящее время публичность такой политики компании имеет не только существенные плюсы, но и минусы. Решению компании к такому поступку способствует множество факторов. В основном, они группируются в две позиции. Первая объединяет все угрозы, риски и конфликты в связи с освещением подобного рода информации, а вторая включает все внешние мотивирующие факторы, которые способствуют развитию компании и укреплению ее позиций на рынке. Итак, среди недостатков можно выделить следующие:
·Государство пытается использовать эту информацию в своих интересах и зачастую против бизнеса. То есть при публикации своей деятельности компания вызывает интерес со стороны государства, которому платит налоги. Если компания находит средства для осуществления дополнительной политики, то у нее есть на то дополнительные средства. Соответственно, государство проводит детальный анализ деятельности компании и ее финансового положения;
·Инвесторы периодически нуждаются в подобном информировании, а не постоянно;
·Руководство компаний в основном готово раскрывать лишь наиболее общую информацию о социальных инвестициях, не вдаваясь в "рискованные" для своей деятельности детали процесса организации соответствующих финансовых потоков, обрисовать общую картину, не вдаваясь в детали.
Приоритетные направления социального инвестирования в России
Реализация социальной политики строится на значительном массиве исходных данных по различным предполагаемым к рассмотрению социальным программам, ориентированным на стратегию развития компании и ее миссию с точки зрения повышения эффективности развития. Сейчас отмечается превалирование двух "внутренних" направлений инвестирования, связанных с развитием персонала и охраной его здоровья, над четырьмя "внешними" направлениями, охватывающими местное сообщество, потребителей, деловых партнеров и экологию.
Для предприятий сферы услуг в целом характерна высокая по сравнению с другими секторами экономики доля социальных инвестиций, выделяемых на выстраивание отношений с контрагентами-потребителями (16,8%) и деловыми партнерами (2,0%). В то же время в энерго и материалоемких отраслях, представленных сырьевым и перерабатывающим секторами, наблюдается иная картина. В перерабатывающем секторе большое внимание уделяется вопросам экологии и охраны здоровья сотрудников (30,9 и 12,5% соответственно). В сырьевом же секторе, наряду с охраной окружающей среды и ресурсосбережением, значительная часть социальных инвестиций выделяется на поддержание местного сообщества (16,3 и 17,4% соответственно). [3].
Как было сказано ранее, величина и структура социальных инвестиций компаний зависит от соотношения трудоемкости и капиталоемкости производств, что подтверждает именно инвестиционный характер социальных вложений. В потребительских отраслях основной капитал - человеческий, отсюда - радикальный акцент на внутрикорпоративных социальных инвестициях. В финансовом секторе основные социальные вложения осуществляются в персонал. На втором месте - добросовестная деловая практика и благотворительность. Это не удивительно: успех финансового сектора зиждется на доверии и репутации.
Как известно, по законодательству РФ, работодатель обязан предоставить своему работнику ряд социальных услуг, социальный пакет. Таковыми являются, к примеру: оплата дней отпуска, выходное пособие в некоторых случаях прекращения трудового договора, страхование от несчастного случая и профессиональных заболеваний, пенсионное страхование и обеспечение, медицинское страхование, компенсация расходов при направлении в служебные командировки. Но работодатель может по собственному желанию включить какие-нибудь дополнительные услуги, в том числе в качестве постоянной политики.
Так, компания "Лукойл" решила внести некоторые изменения касательно пенсионного обеспечения своих сотрудников, сделав его долевым.
Корпоративная система негосударственного пенсионного обеспечения образована в 1994 году и является важной составляющей социальной политики. Вложенные работником на формирование своей будущей негосударственной пенсии средства увеличиваются на этапе накопления за счет инвестиционного дохода и являются собственностью работника. Негосударственная пенсия работника складывается из взносов работника по индивидуальному пенсионному договору, взносов работодателя по пенсионному договору и инвестиционного дохода, полученного на указанных взносах за время накопления.
В политике этой компании отображены следующие направления социальных инвестиций:
·Поддержка детских домов и детских образовательных учреждений;
·Программы в области образования;
·Стипендиальные программы;
·Развитие материально-технической базы вузов;
·Поддержка медицинских учреждений;
·Конкурс социальных проектов.
ОАО "ЛУКОЙЛ" оказывает поддержку ряду высших учебных заведений, в которых обучаются специалисты нефтегазового профиля, среди которых - Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Пермский государственный технический университет, Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова и т.д. [4].
Приведем также в пример таблицу, которая охарактеризует структуру социальных инвестиций в России в 2008 году, что гораздо лучше показывает распределение инвестиций в разных отраслях.
Развитие персоналаОхрана здоровья и безопасные условия труда персоналаДобросовестная деловая практика в отношении потребителейДобросовестная деловая практика в отношении деловых партнеровМестное сообществаПриродоохранная деятельность и ресурсосбережениеСырьевой секторТопливный комплекс3717,50031,114,3Металлургия517,62,80,217,820,5Электроэнергетика66,18,90,80,211,512,5Всего54,89,71,60,217,416,3Перерабатывающий секторЛесная пром.24,27,400,410,857,1Машиностроение6919,30,20,76,74Производство потреб. товаров71,52,40,12231,1Строительство34,214,53,92,37,337,8Химическая пром.22,9101,30,27,558Всего44,912,51,319,430,9Сфера услугФинансовый сектор58,33,24,71,129,53,2Профессиональные услуги27.фев23,73,74,325.сен15,2Сервис, включая ЖКХ11,710,23,92,83,867,7Связь и телекоммуникации17,377102.июн1,60,5Торговля7311,19,53,23,20Транспорт87,44,82,804,30,7Всего46,38,516,8215,311
Любой бизнес создается для извлечения прибыли, но он реализуется не в вакууме, а в определенной среде и при определенных обстоятельствах, и может быть успешным только при четких и понятных правилах игры.
Социально ответственный бизнес, как явление, в России получил свое должное распространение сравнительно недавно.
Осуществление социальных программ ведет к позитивным изменениям в деятельности компании и создает преимущества в конкурентной среде. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системных характер и связанность с миссией и стратегией развития компании.
Сегодня можно уже вести речь о том, что в России существует социально ответственный бизнес. Но это, в первую очередь, относится к крупным компаниям и корпорациям и, в меньшей степени, к среднему и малому бизнесу. Особенно слабо мотивирован к социальной ответственности малый бизнес, в значительной степени, из за отсутствия собственных свободных финансовых ресурсов.
В России сложились все основные условия для создания качественного предложения форм и механизмов корпоративной ответственности, создаются все условия для понимания необходимости проведения социальной политики, в частности, социального инвестирования. Следует отметить, что в России оценка таких понятий бизнеса делается на основе социально - экономической ситуации страны, что не всегда отвечает установленным мировым стандартам, а точнее мировой практике.
Приведенный материал свидетельствует о нерешенности ряда проблем, в том числе в законодательной области, связанных с социальными инвестициями. В то же время информационная открытость сопровождается рядом рисков и угроз, требующих дифференцированного подхода при раскрытии и подаче информации. Социальные инвестиции заняли прочное место в корпоративных стратегиях, однако, отсутствие внятного публичного спроса на информацию о социальных инвестициях тормозит мотивацию компаний к информационной открытости.
Но международный опыт других компаний открывает новые возможности для российского бизнеса, формирует новый рынок труда, на котором требуются специалисты в области управления социальными программами.
.Акопян А.Р., Балацкий Е.В. и др., Доклад о социальных инвестициях в России. Роль бизнеса в общественном развитии, под ред. Литовченко С.Е.- М.: Ассоциация менеджеров, 2004.
.Коновалова Л.Н., Корсаков М.И., Якимец В.Н., Управление социальными программами компании, под ред. Литовченко С.Е.- М.: Ассоциация менеджеров, 2003.
.Благов Ю. Е., Веденяпина Ю. А., Дынин А. Е. и др., Доклад о социальных инвестициях в России. Интеграция КСО в корпоративную стратегию, М.: Ассоциация менеджеров, 2008.
.http://www.lukoil.ru/ - официальный сайт компании "Лукойл"
.http://www.amr.ru/ - официальный сайт Ассоциации менеджеров России