Расходы на образование, подготовку кадров и культуру

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,17 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расходы на образование, подготовку кадров и культуру

Содержание

Введение

Глава 1 Расходы на образование, подготовку кадров и культуру

.1 Социальное значение бюджетных расходов на образование

.2 Финансирование расходов на общеобразовательные школы, школы-интернаты и дошкольные учреждения

.3 Финансирование расходов на подготовку кадров и культуру

Глава 2 Финансирование расходов на образование, подготовку кадров и культуру Мурманской области

.1 Расходы на образование

.2 Финансирование расходов на подготовку кадров и культуру

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Тема контрольной работы «Расходы на образование, подготовку кадров и культуру».

Цель контрольной работы является изучение финансирования расходов на образование, подготовку кадров и культуру.

В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть социальное значение бюджетных расходов на образование.
  2. Рассмотреть финансирование расходов на общеобразовательные школы, школы-интернаты и дошкольные учреждения.
  3. Рассмотреть финансирование расходов на подготовку кадров и культуру.
  4. Рассмотреть финансирование расходов на образование, подготовку кадров и культуру на примере Мурманской области.

Конституция РФ провозглашает право каждого гражданина на образование, причем государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом общее образование является обязательным. Реализация конституционного права на образование предусмотрена специальным комплексным правовым актом - ФЗ «Об образовании».

Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.

При написании контрольной работы были использованы материалы отечественных авторов, таких как Поляк Г. Б., Бабич А. М. и др.

Глава 1 Расходы на образование, подготовку кадров и культуру

1.1 Социальное значение бюджетных расходов на образование

Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Право на получение образования согласно Закону «Об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан Российской Федерации. Большое значение придается повышению качества подготовки кадров, подготовке специалистов по новым направлениям науки и техники, постоянному совершенствованию учебного процесса.

Законом предусмотрено, что область образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В компетенции Российской Федерации доля федерального бюджета, направляемая на финансирование образования, а также формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования, налоговых льгот, стимулирующих развитие образования, федеральных нормативов финансирования образования в зависимости от количества учащихся, воспитанников, минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений и государственных органов управления образованием.

В компетенции субъектов Федерации в этой области - формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных нормативов финансирования образования.

В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования.

На содержание учреждений образования в последние годы выделяется примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета, из федерального бюджета - около 4% его расходов и около 20% расходов бюджетов субъектов Федерации, т. е. основная доля расходов приходится на территориальные бюджета. В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование - 41%, школы-интернаты - 8%, среднее специальное образование - 10,5%, на высшее образование - 11,5%. Необходимо отметить, что бюджеты различных уровней принимают неодинаковое участие в финансировании различных учреждений образования. Так, средние школы на 99% финансируются из бюджетов субъектов Федерации и только на 1% из федерального бюджета, в то же время высшие учебные заведения на 96% финансируются из федерального бюджета и только на 4% из территориальных бюджетов.

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.

Минимальный бюджет образования определяется на основе двух видов показателей: реальных минимальных подушевых нормативов финансирования и установленного контингента обучающихся на бесплатной бюджетной основе.

В условиях федеративного построения бюджетной системы финансирования образования особое значение приобретает разграничение полномочий по финансированию отдельных видов учебных заведений по уровням управления.

В годы реформ проводится политика регионализации финансирования. В настоящее время бюджетное финансирование общего среднего образования осуществляется из средств местных бюджетов, половина учреждений начального профессионального образования и около 40% среднего профессионального образования финансируется из средств бюджетов субъектов РФ. Большинство вузов финансируется из государственного бюджета.

В условиях дефицита местных бюджетов по обеспечению минимального бюджета общего среднего образования им должны выделяться трансферты из бюджетов субъектов РФ. В случае дотационности последних источником трансфертов является федеральный бюджет - Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

При финансировании начального и среднего профессионального образования из региональных бюджетов в случае их дефицита гарантом обеспечения минимального бюджета профессионального образования является федеральный бюджет.

.2 Финансирование расходов на общеобразовательные школы, школы-интернаты и дошкольные учреждения

Расходы на общеобразовательные школы являются основными в общих расходах на образование.

Расходы на общеобразовательные школы включают затраты:

-на текущее содержание;

-приобретение оборудования и инвентаря;

-капитальный ремонт;

-строительство новых зданий.

Расходы на текущее содержание - это заработная плата педагогического, учебно-вспомогательного и административно-обслуживающего персонала, учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, служебные разъезды и др.

Расходы на текущее содержание школ исчисляются исходя из двух основных показателей:

) числа учащихся;

) количества классов.

В школы-интернаты принимаются дети, не имеющие необходимых условий для воспитания в семье или оставшиеся без родителей.

Финансирование расходов на школы-интернаты имеет следующие особенности.

. Основными показателями для расчетов расходов на школы-интернаты служат число воспитанников, количество классов и педагогических ставок.

. Фонд заработной платы учителей школ-интернатов планируется так же, как и в общеобразовательных школах, но дополнительно предусматривается штат воспитателей на каждую группу классов.

. Фонд заработной платы административно-хозяйственного персонала школ-интернатов исчисляется по типовым штатам. Но по сравнению с общеобразовательными школами здесь предусмотрены дополнительно должности медицинских работников, поваров, ночных нянь и т. д.

. Расходы на содержание школ-интернатов обычно исчисляются на одного учащегося.

. Среднегодовое количество учащихся определяется по тем же формулам, которые применяются при расчете числа учащихся общеобразовательных школ.

. Канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на приобретение оборудования и инвентаря, на капитальный ремонт исчисляются так же, как по общеобразовательным школам.

. Учащиеся школ-интернатов обеспечиваются мягким инвентарем и обмундированием.

. Расходы на эти цели исчисляются по нормам затрат на одного учащегося, дифференцируемым в зависимости от длительности пребывания в этих учебных заведениях. Расходы на питание рассчитываются исходя из норм на одного воспитанника в день, числа воспитанников в интернате и времени их пребывания в школе-интернате.

. Учебные и прочие расходы определяются по нормам затрат на одного воспитанника в год.

. Все затраты на содержание детей в школах-интернатах финансируются из бюджета. Родители в зависимости от их заработков вносят плату, поступающую в бюджет, из которого школа-интернат финансируется. Многие родители полностью или частично освобождаются от платы за содержание их детей в школе-интернате.

. При планировании прочих затрат на школы-интернаты в их состав включаются оплата проезда и расходы на первоначальные нужны воспитанников, а также на культурно-просветительную работу среди них.

. При сводном планировании в отличие от общеобразовательных школ (где расходы исчисляются на один класс) затраты на школы-интернаты определяются по среднему расходу на одного воспитанника.

Детские дошкольные учреждения организуются органами образования, предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями. Независимо от того, в чьем ведении они находятся, методическое руководство ими осуществляют органы образования. Наиболее распространены детские сады с 9- и 11-часовым пребыванием детей, но есть детские сады с 12- и 24-часовым пребыванием в них детей. Наполняемость групп в детских садах - 25 человек, в детских садах санаторного типа - 20 человек.

Финансирование детских дошкольных учреждений имеет свои особенности.

. Расходы на содержание детских садов зависят от среднегодового числа детей, количества групп и часов пребывания одного ребенка в детском учреждении, основной показатель при планировании - число детей в детских садах.

. Для расчета расходов на детские сады надо определить численность детей на начало года и их среднегодовой контингент. Этот контингент по отдельным учреждениям рассчитывается исходя из числа детей (групп) на начало года и его изменения в плановом периоде.

. Расходы на заработную плату по отдельным учреждениям в смете планируются исходя из утвержденных штатов и ставок заработной платы. Число штатных единиц определяется исходя из количества групп и длительности пребывания детей в детском саду.

. Ставки заработной платы педагогам и воспитателям устанавливаются в соответствии с разрядом по единой тарифной сетке.

. Расходы на питание планируются исходя из установленных денежных норм на одного ребенка в день с учетом различного режима пребывания в них детей.

. Канцелярские и хозяйственные расходы по отдельным учреждениям определяются в том же порядке, как и по общеобразовательным школам: в зависимости от кубатуры зданий и условий функционирования.

. В детских садах предусматриваются также учебные и прочие расходы: на приобретение игрушек, пособий и материалов для занятий с детьми, на проведение детских праздников и т. д. Эти расходы планируются по нормам на ребенка в год.

. Затраты на приобретение оборудования, мягкого инвентаря и обмундирования определяются по установленным нормам с учетом обеспеченности им на начало года.

. Плата родителей составляет небольшую долю (порядка 20%) общих расходов на дошкольные учреждения.

. При сводном планировании бюджетные ассигнования определяются по средней сумме расходов на одного ребенка с выделением затрат на заработную плату, питание, оборудование новых мест и дооборудование ранее действующих мест мягким инвентарем и прочих затрат на текущее содержание. Нормы расходов на дооборудование мягким инвентарем являются едиными, а на хозяйственные и прочие расходы планируются на уровне предшествующего года. Плата родителей планируется также в среднем на одного ребенка исходя из уровня, сложившегося в текущем периоде.

Порядок планирования затрат на детские ясли аналогичен порядку расчета затрат на детские сады.

.3 Финансирование расходов на подготовку кадров и культуру

Подготовку кадров осуществляют профессионально-технические лицеи, средние специальные учебные заведения и высшие учебные заведения.

Все более важное место в настоящее время занимает система переподготовки кадров, исходя из требований рыночной экономики.

В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.

Ежегодно на финансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется 30% доходов консолидированного бюджета России (7-8% ресурсов федерального бюджета и 45- 47% бюджетов территорий), в том числе финансирование расходов на культуру. В соответствии с действующими законодательными актами в культурной сфере и прежде всего Законом РФ «Основы законодательства РФ о культуре» (от 9 октября 1992 г. № 3612-1) ежегодно предусматривается направление не менее 2% из федерального бюджета и 6% из территориального бюджетов.

Помимо указанного Закона нормативная база в сфере финансового обеспечения культурных мероприятий представлена совокупностью положений и норм, изложенных в ГК РФ, федеральными законами «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 11 февраля 1995 г. № 135-ФЗ), «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), ежегодными законами о бюджетах, постановлениями Государственной Думы и Правительства РФ.

Этими документами определены принципы финансирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма. Например, музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, используя коммерческие начала для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных экспонатов на аукционах. Театры, дворцы культуры активно предоставляют платные услуги, используя полученные ресурсы на удовлетворение духовных, эстетических потребностей населения. Этим реализуются принципы доступности всех слоев населения к культурным ценностям и благам.

С этой целью государство предоставляет учреждениям культуры дополнительные льготы (особый порядок налогообложения, налоговые льготы юридическим и физическим лицам, финансирующим культурную сферу, формирования механизма благотворительности и т.д.).

В зависимости от видов учреждения культуры организуются на государственной, региональной и частной собственности. Нормативный порядок финансирования этих учреждений не ограничивает получение ими внебюджетных средств.

Однако бюджетные ресурсы преобладают среди источников финансирования культурной сферы. Поэтому существует несколько способов определения необходимости в средствах:

-в зависимости от норм бюджетного финансирования на человека и численности населения;

-на основе определенного процента от суммы национального дохода региона;

-на основе процента от общей суммы бюджетных расходов.

Проблемы современного состояния российской экономики, приводящие к дефицитности бюджетов и инфляционным процессам, оказывают влияние на финансирование учреждений культуры. Методы определения бюджетных ассигнований различаются по типам и видам этих учреждений. При этом средства выделяются в основном учреждениями, не ориентированными на активную коммерческую деятельность.

Расходы на культуру складываются из расходов на содержание:

-учреждений культуры, расходов на реализацию целевых программ в области

-культуры и расходов на мероприятия, проводимые органом управления культурой.

К учреждениям культуры относятся библиотеки, театры, дома культуры, клубы, музеи, концертные залы, художественные галереи, музеи- заповедники.

Согласно бюджетной классификации расходы на культуру отражаются в разделах «Культура и искусство», включая кинематографию (раздел 1500), «Средства массовой информации», включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства (раздел 1600). Распределение расходов осуществляется по целевым и экономическим статьям посредством постатейного принципа выделения бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется отдельная методика. Особенности финансирования музеев зависят от численности хранителей музейного фонда, структуры музея, состава предметов, их ценности, состояния, степени доступности экспонатов, необходимости их приобретения, наличия охранной сигнализации.

При утверждении сметы расходов на очередной год учитываются фактическое ее исполнение за ряд лет и объем бюджета.

При определении фонда оплаты труда не предусматривается создание фондов материального поощрения работников. Доходы, поступающие от входной платы в музеи, называются специальными средствами. По ним формируются отдельная смета доходов и расходов, их распределение осуществляется по предметным статьям по согласованию с учредителями.

Методика расчета по основным статьям театров и концертных организаций не имеет специфических особенностей. Заработная плата артистических и художественных работников подразделяется на фонд оплаты труда штатных сотрудников и приглашенных. Другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства выделяются в качестве субсидий, определенных как разница между расходами и доходами. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы и сборы по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии, во втором - все расходы независимо от источников покрытия.

Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например, Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.

В каждом субъекте РФ имеются организации культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры. Финансирование таких объектов может быть свободным и индивидуальным. В зависимости от этого распределяется общий объем бюджетных ресурсов. Бюджет крупного учреждения культуры подразделяется на две части: первая предназначена для финансирования государственных учреждений, вторая - для финансирования программ и мероприятий, для обеспечения деятельности негосударственных организаций и лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства. При его формировании применяется методология «от достигнутого уровня».

В отдельных регионах устанавливается определенный процент на содержание культурной сферы. Необходимо отметить, что в условиях дефицитности бюджетных ресурсов с целью повышения эффективности их использования применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа местных администраций. При этом возможен вариант финансирования программ из разных источников, в том числе при долевом участии. В этом случае бюджетные средства перечисляются исполнителю одной суммой.

При исполнении социально-творческого заказа его финансирование разбивается на две части - основную и конъюнктурную. Основная часть финансируется и не может быть изменена, конъюнктурная представляет собой широкий выбор услуг при возможности их замены. Таким образом, при финансировании культурной сферы применяется нормативно-сметный метод расчета с различными модификациями.

Глава 2. Финансирование расходов на образование, подготовку кадров и культуру Мурманской области

2.1 Расходы на образование

Финансирование расходов на образование в Мурманской области осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Законом Мурманской области «О региональных нормативах финансирования системы образования Мурманской области» иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Мурманской области.

На основании данных законом устанавливаются региональные нормативы финансирования системы образования Мурманской области в целях обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, начального профессионального образования, на конкурсной основе среднего профессионального образования.

Региональным нормативом финансирования государственных областных и муниципальных образовательных учреждений является сумма минимально необходимых затрат, связанных с реализацией образовательных программ стандартного качества и объема всех уровней по каждому типу, виду и категории образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося, воспитанника, студента.

Минимально необходимые затраты, связанные с реализацией образовательных программ стандартного качества и объема, включают в себя оплату труда работников, расходы на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов).

Региональный норматив финансирования образовательных учреждений, расположенных в сельской местности и городских населенных пунктах с численностью населения менее 10 тысяч человек, учитывает затраты, не зависящие от количества обучающихся.

Региональные нормативы финансирования государственных областных и муниципальных образовательных учреждений являются основой для формирования областного и местных бюджетов в части расходов на образование и межбюджетных отношений в соответствии с бюджетным законодательством.

Величина региональных нормативов финансирования государственных областных и муниципальных образовательных учреждений выступает в качестве минимальных расходов,

.2 Финансирование расходов на подготовку кадров и культуру

В Законе Мурманской области «О социальной поддержке работников государственных областных организаций (учреждений) культуры и искусства Мурманской области» установлены меры социальной поддержки работникам государственных областных организаций (учреждений) культуры и искусства Мурманской области, за исключением библиотечных работников.

В ст.1.1 с целью закрепления кадров рабочим и служащим государственных областных организаций (учреждений) культуры и искусства устанавливаются надбавки за стаж работы в организациях (учреждениях) культуры и искусства в размере двадцати процентов оклада (ставки) за первые пять лет и пяти процентов за каждые последующие пять лет работы. Максимальный размер данных надбавок не может превышать сорока процентов оклада (ставки). Порядок выплат по социальной поддержке рабочим и служащим в государственных областных организациях (учреждениях) культуры и искусства, предусмотренных настоящим Законом, разрабатывается и утверждается Правительством Мурманской области. Государственные областные организации (учреждения) культуры и искусства вправе в пределах своей компетенции самостоятельно при наличии средств принимать дополнительные меры, расширяющие социальную поддержку рабочих и служащих.

В ст.2.1 указано, что финансирование расходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 1 Закона «О социальной поддержке работников государственных областных организаций (учреждений) культуры и искусства Мурманской области», производится за счет средств областного бюджета. Финансирование расходов, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 Закона в части принятия государственными областными организациями (учреждениями) культуры и искусства дополнительных мер социальной поддержки работникам культуры и искусства, производится за счет средств соответствующих государственных областных организаций (учреждений).

Заключение

бюджетный расход образование культура

Законом предусмотрено, что область образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В компетенции Российской Федерации доля федерального бюджета, направляемая на финансирование образования, а также формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования, налоговых льгот, стимулирующих развитие образования, федеральных нормативов финансирования образования в зависимости от количества учащихся, воспитанников, минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений и государственных органов управления образованием.

Расходы на общеобразовательные школы являются основными в общих расходах на образование. Расходы на общеобразовательные школы включают затраты: на текущее содержание, приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт, строительство новых зданий.

Подготовку кадров осуществляют профессионально-технические лицеи, средние специальные учебные заведения и высшие учебные заведения. Все более важное место в настоящее время занимает система переподготовки кадров, исходя из требований рыночной экономики.

Расходы на культуру складываются из расходов на содержание: учреждений культуры, расходов на реализацию целевых программ в области; культуры и расходов на мероприятия, проводимые органом управления культурой.

В Мурманской области региональным нормативом финансирования государственных областных и муниципальных образовательных учреждений является сумма минимально необходимых затрат, связанных с реализацией образовательных программ стандартного качества и объема всех уровней по каждому типу, виду и категории образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося, воспитанника, студента. Финансирование расходов на подготовку кадров и культуру производится как за счет средств областного бюджета, так и за счет средств соответствующих государственных областных организаций.

Список использованной литературы

1.Бабич, А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы / А. М. Бабич. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 687 с.

2.Дюбин, В.В. Бюджетная система Российской Федерации / В.В. Дюбин. - Петрозаводск, 2003. - 118с.

3.Закон Мурманской области «О региональных нормативах финансирования системы образования Мурманской области» от 8 декабря 2005 г.

4.Закон Мурманской области «О социальной поддержке работников государственных областных организаций (учреждений) культуры и искусства Мурманской области» от 16 декабря 2004.

5.Козбаненко, В.А. Государственное управление: основы теории и организации / В.А Козбаненко. - М.: «Статус», 2002. - 366 с.

6.Конституция Российской Федерации. - Сб.: Альфа, 2000. - 64 с.

7.Поляк, Г. Б. Бюджетная классификация / Г. Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. -550 с.

Похожие работы на - Расходы на образование, подготовку кадров и культуру

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!