Спрос, предложение и цена

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    486,59 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Спрос, предложение и цена

Введение

Рынок и цена - категории, обусловленные товарным производством. Это объясняется тем, что при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе производства, а через рынок. Именно рынок выступает основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.

В рыночных условиях определяющую роль играет закон стоимости, который реализуется через позицию сбалансированности! спроса и предложения. Эта позиция (точка равновесия) служит одним из регуляторов общественного производства. Она способствует переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. В связи с этим возникает функция цены как критерия рационального размещения производства.

Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность (с точки зрения покупателя) определяются на рынке и окончательно формируются на данный момент времени. Основой такого формирования является соотношение величин спроса и предложений.

Рыночный механизм ценообразования создает условия конкуренции и ликвидации монополизма в сфере производства и в сфере торговли. Тем самым способствует оптимизации структур этих сфер и успешному сбыту.

Таким образом, эффективность процесса ценообразования состоит, прежде всего, в том, насколько полно удовлетворяется спрос.

Следовательно, процесс ценообразования, так или иначе, определяется соотношением спроса и предложения.

I. Спрос, предложение и цена

Под спросом подразумевается желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом; только то желание превращается в спрос, которое подкреплено финансовыми возможностями покупателя. Другими словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.

Величина спроса на товар определяется влиянием следующих факторов

Дх=ѓ(Tx, Y, Px, Py,W, F), (1)

где Дx - спрос на товар;

Тx - потребность покупателя в данном товаре;- доход потребителя; Рх - цена на этот товар;

Ру - цена товара-заменителя;- покупательная способность;- мнение потребителя о перспективе его экономического благосостояния.

Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены при каждой данной цене. Он говорит о том, что при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем при высокой. Эту взаимосвязь можно представить в виде шкалы спроса, т. е. таблицы, показывающей какое количество товара будет куплено по различным ценам.

Используя данные таблицы, можно построить график, где, соединив все нанесенные точки, получим кривую спроса (рис. 1.)

Р - цена товара в денежном выражении;- спрос, т. е. количество проданного товара

Рис. 1. Кривая спроса.

Кривая спроса показывает, что между ценой и количеством товара устанавливается обратно пропорциональная зависимость, т.е. проявляется постепенное убывание спроса: чем выше цена, тем меньше товаров по данной цене будет куплено.

Это объясняется следующими обстоятельствами:

·        по низкой цене купить товар может большее число потребителей;

·        низкие цены заставят покупателей предпочесть этот товар другому;

·        если же цены на товар будут высокими, определенное число покупателей откажется от покупки.

При определенных условиях спрос на товары может меняться, в то время как цена остается постоянной. Подобная ситуация наступает в следующих случаях:

·        когда существуют товары-заменители;

·        изменение в доходах покупателей сразу скажется на спросе на товары и услуги;

·        существую г дополняющие товары;

·        изменились вкусы покупателей.

Если происходит одно из этих событий, то величина спроса увеличивается или уменьшается, хотя цена остается постоянной. Под влиянием неценовых факторов происходит сдвиг кривой спроса: влево - при уменьшении спроса, вправо - при увеличении спроса.

В механизме рыночного равновесия не менее важную роль играет предложение.

Предложение - это то количество товаров (услуг), которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретное время и в конкретном месте.

В шкале предложения сводится информация о цене за единицу товара и соответствующем ей предложении.

Шкала предложения показывает, что при высоких ценах продавцы выставят на продажу большее количество товара, чем при низких. Это происходит из-за стремления получить большую прибыль.

Используя данные таблицы, можно построить график, где, соединив все нанесенные точки, получим кривую предложения (рис.2.).

Р - цена товара в денежном выражении;- предложение

Рис. 2. Кривая предложения.

Если кривая спроса падает при росте цен, то кривая предложения при росте цен возрастает. Здесь наглядно проявляется противоречивость интересов производителя и покупателя. Фирма-производитель через цену товара получает информацию о том, в какой степени общество нуждается в ее продукции. И если уровень цены, сложившийся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение желаемой прибыли, то это служит самым верным признаком целесообразности предложить конъюнктурный товар (путем увеличения производства).

В рыночных условиях в зависимости от ряда факторов, влияющих на спрос и предложение, одновременно изменяются характеристики спроса и предложения. Это наглядно показано на рис. 1 и 2. Поскольку эти изменения происходят в одни и те же отрезки времени, то возможно совместить эти кривые в тех же координатах, т.е., как бы, «наложить» оба графика на одно и то же поле. В результате получается график (рис!3), позволяющий показать позицию (точку) равновесия спроса и предложения.

Цена, при которой объем спроса в точности равен предложению, есть рыночная

Рис. 3. Рыночная (равновесная) цена.

Цена, при которой объем спроса в точности равен предложению, есть рыночная цена (точка равновесия). Это именно та цена, по которой товары будут успешно сбываться на рынке.

Особенностью свободного рынка является то, что при определенном количестве предложенной продукции он как бы сам по себе стремится к равновесию. Предположим, фирма предлагает свой товар по цене выше точки равновесия (точка Р2 на рис.3.).

Таблица 2.

Соотношение цены и количества предлагаемого к продаже товара на рынке.

Цена за единицу товара в рублях (Р)

80

70

60

50

40

30

20

10

Соответствующее предложение товара (Q) по вариантам.

1

200

180

160

140

110

80

50

15


2

160

150

130

70

40

25

15


3

130

120

110

90

70

40

30

20


4

190

160

130

100

80

60

40

20


5

150

130

110

85

60

45

35

25


6

170

150

130

105

80

60

45

25


7

210

200

180

160

110

70

50

25


3

190

180

150

120

90

65

45

30


9

230

200

180

145

110

80

50

30


0

320

280

160

120

85

65

45


Вариант принимается по предпоследней цифре номера зачетной книжки студента - исполнителя задания.

Таблица 3.

Предполагаемое увеличение уровня цен.

№ варианта

Старая цена, Р1

Новая цена, Р2

1

15

20

2

15

30

3

20

30

4

20

40

5

20

50

6

30

40

7

35'

45

8

35

55

9

40

65

0

40

70


Вариант принимается по третьей цифре с конца номера зачетной книжки студента - исполнителя задания.

Покупатели считают такую цену слишком высокой, поэтому какое-то количество продукции не находит покупателя. В этом случае образуется превышение предложения над спросом. Рынок перенасыщается данным товаром и производитель вынужден снизить цену, чтобы устранить излишки нереализованной продукции. Одновременно сокращается выпуск товара, так как его производство при снизившейся цене невыгодно. Цена смещается по кривой предложения вниз; но новой цене соответствует больший спрос. Тогда цена перемещается по кривой спроса вверх.

Указанный процесс продолжается до тех пор, пока спрос и предложение не уравновешиваются снова в цене равновесия. Из тактических соображений фирма может временно переключиться на преимущественное производство других товаров из выпускаемого ассортимента, обеспечивающих большую прибыль. Это, естественно, снизит предложение первого товара

Маркетинговая служба фирмы анализирует перспективные ожидания прибылей. Если результаты исследования рынка показывают, что недалеком будущем ожидается повышение спроса на тот или иной товар (услугу). Производитель имеет все основания на увеличение выпуска продукции надежде на последующее увеличение прибылей.

Рыночная, или равновесная, цена товара устанавливается при соответствии спроса и предложения. На конкурентном рынке цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.

Состояния равновесия не бывает статичным, оно постоянно меняется под влиянием спроса и предложения. Сущность равновесия спроса и предложения заключается в достижении общего экономического равновесия рынка, когда товары находят своих покупателей через механизм рыночного ценообразования. Именно взаимосвязь цен конкурентного равновесия создает общее равновесие рынка.

Известно, что в условиях рынка динамика спроса и предложения обусловлена воздействием большого числа факторов. Для того чтобы количественно измерить чувствительность рынка на динамику спроса и предложения используют понятие эластичности.

Эластичность - мера реагирования одной переменной на изменение другой; или число, которое показывает процентное колебание одной переменной в результате изменения другой.

Предпринимателю необходима информация о том, настолько изменится спрос под воздействием ряда факторов (доходов, цены, и т.д.) при этом особую важность представляет зависимость спроса от цен, или ценовая эластичность. Она показывает, в какой степени изменение цены влияет на величину спроса. Ценовая эластичность спроса определяет чувствительность покупателей к изменению цен на товары, которые они приобретают. Степень ценовой эластичности измеряют при помощи коэффициента эластичности (Эс).

Он определяется по формулам:

спрос предложение эластичность цена

              

где Q1 - величина спроса при старых ценах;- величина спроса при новых ценах;

Р2 - новая цена;

Р2 - старая цена.

Если небольшие колебания цены приводят к значительным изменениям количества покупаемой продукции, то спрос принято называть эластичным. В этом случае коэффициент эластичности больше 1 (Эс>1), т.е. увеличение цены ведет к значительному сокращению спроса (рис. 5).

Рис. 5. Эластичный спрос.

Если колебания цены сопровождаются незначительным изменением количества продаж, то спрос является неэластичным. Очевидно, что при неэластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет меньше единицы (Эс<1), т. е. увеличение цены ведет к относительно небольшому падению спроса (рис. 6).

Рис. 6. Неэластичный спрос.

Помимо эластичного и неэластичного спроса существует специфический случай, получивший название единичной эластичности, когда процентное колебание цены сопровождается точно таким же (процентным) изменением количества проданных товаров. В результате общая выручка остается неизменной (Эс=1).

Более точно отнести товар к той или иной группе можно, используя "тест доходов". В рыночных условиях главными показателями степени эластичности являются объем и движение дохода, выручки от реализации.

Если с ростом цен этот показатель падает, то спрос на товар принято считать эластичным. В случае, когда объем продаж не изменяется вслед за ценой, спрос считается неэластичным.

Кроме того, неэластичность спроса обуславливают отсутствие выбора у покупателя (если у Вас кончается бензин, Вы не станете искать другую заправочную станцию, где бензин продается по более низкой цене), оправдывание покупателями роста цен повышением качества продукта, ростом инфляции и т. д. Однако бывают случаи, когда цена стабильна, а спрос изменяется.

Таким образом, что дает предпринимателю знание эластичности спроса?

Если маркетинговая служба, подсчитав эластичность спроса, увидела, что Эс<1, то руководству фирмы можно дать рекомендации о повышении цены на этот товар, а это, естественно, скажется на росте суммарной выручки (от всего проданного товара). Если Эс>1, то цены на товар лучше не повышать, так как выручка от реализации партии товара будет значительно ниже. Поэтому в данном случае, целесообразно снизить цену данного товара. В результат выручка вырастет за счет увеличения спроса на этот товар.

2. Индивидуальное задание студентам 5-го курса специальности 1502

. Построить кривую спроса на конкретный вид товара.

. Установить, целесообразно ли повышение цены на данный товар с уровня P1 до уровня Р2.

. Построить кривую предложения на конкретный вид товара.

. Определить рыночную (равновесную ) цену на товар.

. Дать рекомендации по оптимальной цене в данной ситуации.

. Содержание (структура) отчета контрольной работы

Раздел 1. Теоретическая часть.

Раздел 2. Задание.

Раздел 3. Исходные данные.

Раздел 4. Результаты расчета и графики.

Раздел 5. Заключение (с рекомендациями).

Использованная литература.

. Оформление отчета по контрольной работе

.        Титульный лист:

Учебное заведение, кафедра, дисциплина, тема работы

Исполнитель - фамилия и инициалы, академ. группа

Руководитель - фамилия и инициалы.

.        Аннотация (до 10 фраз).

.        Содержание работы (оглавление).

.        Введение (до одной страницы).

.        Разделы 1...5.

.        Использованная литература

. Исходные данные к расчету

Индивидуальные исходные данные приведены в табл. 1, 2 и 3.

Таблица 1.

Соотношение цены и количества проданного товара на рынке.

Цена за единицу товара в рублях (Р)

80

70

60

50

40

30

20

10

Соответствующий спрос, т.е. количество проданного товара (Q) по вариантам.

1

10

20

30

50

75

105

140

180


2

10

20

30

40

55

75

105

140


3

15

20

25

35

45

60

80

105


4

15

25

35

50

70

95

125


5

20

25

30

40

55

75

100

130


6

20

30

40

55

70

90

120

150


7

20

40

60

90

130

170

225

190


8

25

30

40

55

65

90

120

170


9

25

35

45

65

90

125

160

200


0

25

40

55

80

110

150

205

300


Вариант принимается по последней цифре номера зачетной книжки студента - исполнителя задания.

Литература

1.       Романов А. Н., Корлюгов Ю. Ю., Красильников С. А. и др.. Маркетинг. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ 2006 г.- 560 с: ил., 2008 Г.-380 с.

.        Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.:Прогресс,4999г

.        Котлер Ф. Управление маркетингом. - М.: Экономика, 200 Г.-270 с.

.        Герчикова И. Н. Маркетинг и международное комерческое дело. - М.: Внешторгиздат, 2006-420 с.

Похожие работы на - Спрос, предложение и цена

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!