Естественные монополии и их роль в экономике России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,88 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Естественные монополии и их роль в экономике России

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

НИУ ВПО

Московский Государственный Строительный Университет

Кафедра ЭУС

Реферат

по дисциплине: Экономическая теория. Институциональная экономика

на тему: Естественные монополии и их роль в экономике России







 

 

 

 

Москва, 2012

Введение

Одной из главных проблем современного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков Российской Федерации, в том числе, в сфере естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости, а также экономической эффективности приобретает особую важность.

Предприятия сферы естественных монополий, подобно подавляющему большинству промышленных предприятий, подверглись воздействию неблагоприятных факторов переходного периода. По прошествии многих лет существования в условиях экономической реформы снизился производственный потенциал, произошло ухудшение технического положения многих предприятий естественных монополий.

Для начала дадим определение понятия “монополия”. Монополия - это абсолютное преобладание единоличного производителя или продавца продукции. Это хозяйствующий субъект, олицетворяющий собой отрасль, определяющий рыночную цену товара и объемы его поставки для продажи.

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Поэтому огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, необходимости экономических реформ в данной сфере.

Именно благодаря всему вышеперечисленному тема естественных монополий является одной из самых важных.

Предметом исследования является отрасль естественных монополий и их роль в экономике России.

Объектом исследования является естественная монополия в частности на примере жилищно-коммунального хозяйства.

Реферат состоит из трех глав. В первой главе рассматривается теоретическая часть, которая раскрывает основные черты монополии, сущность естественных монополий, а также задачи и способы их регулирования. Вторая глава является практической частью работы. Она посвящена исследованию естественных монополий в современной экономике России. Третья глава освещает механизмы регулирования естественных монополий в странах Евросоюза. Практическая значимость работы заключается в том, что она отражает роль естественных монополий не только в экономике России, но и в жизни каждого из нас, а проведенный анализ технического состояния обосновывает необходимость регулирования.

Цель данной работы: изучить процесс действия естественных монополий и регулирования их государством, их роль в современной экономике России, рассмотреть механизм регулирования деятельности естественных монополий <#"578817.files/image001.gif">

 

Чтобы исследовать этот случай, покажем на рис.1 кривые спроса и издержек для монополии, действующей в отрасли, в которой имеет место экономия от масштаба при всех объемах выпуска. Чем выше объем выпуска, тем ниже средние издержки и, следовательно, предельные издержки ниже средних издержек при всех объемах выпуска [4,123].

Монопольной цене и объему выпуска соответствует точка Е2 , при этом объеме выпуска MR=MC. В точке Е2 монополия получает прибыль в размере заштрихованной площади (Рm - АСm)* Qm. В какой точке достигалось бы равновесие, если бы данная отрасль была конкурентной? Поддавшись первому побуждению, можно было бы взять кривую МС в качестве кривой предложения конкурентной отрасли и отыскать на ней точку, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Такой точкой является точка Е1 на рис.1. Но данная точка не может быть точкой долгосрочного конкурентного равновесия. В силу существования в отрасли экономии от масштаба предельные издержки всегда ниже средних. Если бы цена равнялась величине предельных издержек, то средние издержки были бы выше цены, и имел бы место убыток, равный расстоянию CЕ1, от каждой проданной единицы блага. В силу экономии от масштаба при всех объемах выпуска эта отрасль не могла бы находиться в состоянии конкурентного равновесия. [2,380]

Монополия в данном случае является “естественной” в том смысле, что она представляет собой рыночную структуру, минимизирующую издержки[1,183] Чтобы убедиться в этом, предположим, что в отрасли было две фирмы, каждая из которых производила половину общего выпуска отрасли. Как соотносились бы величины средних издержек, если бы существовало две фирмы, если бы тот же объем выпуска производился единственной фирмой? Так как средние издержки растут по мере падения объема выпуска, у нас все время было бы две фирмы, производящие в точке, в которой средние издержки выше, чем они были бы, если бы весь выпуск производился бы только одной фирмой. Поскольку единственный продавец благодаря экономии от масштаба может производить с меньшими затратами, то данной отрасли было бы трудно избежать превращение в монополию[20,153] Если бы в отрасли было более одной фирмы, то одна из них могла бы снизить цену и резко увеличить выпуск и, следовательно, создать трудности с получение прибыли для своих более мелких соперников. Таким образом, “естественность” монополии заключается также в том, что, скорее всего она является следствием свободного действия рыночных сил. [4,27]

1.3 Задачи и способы регулирования

Традиционный подход к естественной монополии содержал определенную и достаточно однозначную интерпретацию регулирующего процесса: там, где наблюдается естественная монополия, необходимо и регулирование. Однако, с конца 1970-х гг. наблюдается существенное изменение как теоретических, так и практических подходов к регулированию из-за крупномасштабных «провалов регулирования». [4,23]

В ходе анализа причин и характера сбоев была выявлена проблема асимметричности в положении монополии и регулирующих властей. Асимметричность касается, во-первых, распределения информации, где явными преимуществами обладает монополист и, во-вторых, распределения власти, где перевес находится на стороне регулирующих органов. Это неравенство порождает почву для корыстных действий обоих партнеров в паре «регулятор - регулируемый».

В реальной действительности фирма информирована намного лучше, чем регулирующие органы, как об уровне своих издержек и спросе в отрасли, так и о своих собственных действиях (например, об усилиях, направленных на использование резервов сокращения издержек), что называют проблемой «скрытых (недоступных для наблюдателя) действий». Таким образом, «неравенство» сторон существенно усложняет задачи регулирующих органов и делает неэффективными привлекательные «простые» решения [7,58].

Положение о том, что конкурентные рынки обеспечивают эффективное распределение ресурсов, предполагает, что работники органов регулирования должны попытаться сымитировать работу конкурентных рынков в тех секторах, где существуют естественные монополии. Как и в случае конкурентных рынков, издержки должны минимизироваться, а цены определяться на основе предельных издержек. Кроме того, органы регулирования должны соблюдать баланс между интересами потребителей, которые желают низких цен, и экономической жизнеспособностью производителя[21]. Программа, благоприятствующая потребителям посредством установления цен гораздо ниже себестоимости, приведет к скорому банкротству регулируемых фирм или потребует значительного увеличения налогов для возмещения убытков государственного производства. С учетом этих замечаний необходимо выполнение таких основных правил регулирования деятельности естественных монополий как регулирование цены максимально приближенной к издержкам; обеспечение нормальной нормы прибыли; повышение эффективности производства.

Рассмотрим каждое по порядку.

ЦЕНЫ. Установление цен на основе предельных издержек гарантирует, что ценность дополнительно производимой продукции для потребителей равна издержкам ее производства. Большие отклонения от этой системы ценообразования обуславливают излишние потери. Если величина предельных издержек ниже цены, то продукция производится в недостаточном объеме; если их величина превышает цену, то объем производимой продукции слишком высок. Но в естественных монополиях средние издержки падают с ростом выпуска в силу экономии от масштаба. А это, как иллюстрирует рисунок 2 означает, что предельные издержки ниже средних [13,45].

Установление цены точно на уровне предельных издержек означало бы производства продукции в объеме Ql и требовало бы соответствующего изменения цены Pl, которая в этом случае оказывается ниже величины средних издержек. Данная отрасль коммунального обслуживания несла бы потери; ее балансовая прибыль, если таковая и имелась бы, не обеспечивала бы нормального дохода на вложенный капитал. Таким образом, работники регулирующих агентств должны пытаться устанавливать цены, максимально приближенные к предельным издержкам, но вместе с тем обеспечивать получение дохода, достаточного для возмещения издержек. Как уже говорилось наиболее правильный и выгодный способ ценообразования в условиях естественных монополий это установка цены на уровне предельных издержек, но при этом издержки на производство не будут восполняться, чтобы избежать это используют, так называемый двухкомпонентный тариф. Этот способ представляет собой систему ценообразования, при которой пользователи платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, а затем плата взимается за потребление каждой единицы данного вида услуг (переменная плата).

Более распространенный, но менее удовлетворительный подход заключается в установлении цены на уровне средних издержек. Этот подход проиллюстрирован на рисунке 2. Если ценообразование на основе двухкомпонентного тарифа исключено, работники органов регулирования могут решить установить цену равную P. В этой точке доходы лишь возмещают издержки по удовлетворению спроса потребителей на продукцию в объеме Q [17, 186].

Существуют две проблемы, связанные с ценообразованием на основе средних издержек. Первая: естественно объем производства будет меньше в точке E, и здесь будут иметь место социальные потери, но все же эта точка предпочтительнее, чем точка Ell. Вторая: предельные издержки предприятий сфер коммунального обслуживания имеют тенденцию к изменению во времени. К примеру наращивание производства электроэнергии требует гораздо меньше затрат в ночное время, когда работают только наиболее эффективные предприятия, чем в дневное время, когда для удовлетворения спроса отрасль коммунального обслуживания часто вынуждена работать на полную мощность[16,34]. Цены должны отражать изменения величины предельных издержек во времени; цены, базирующиеся на средних издержках, обычно не могут это сделать должным образом.

ПРИБЫЛЬ. Так как все издержки должны быть возмещены, прибыли должны обеспечивать по крайней мере нормальный доход на капитал. Предположим, что регулируемая цена равняется Pll, следовательно, отрасль коммунального обслуживания производила бы в точке Ell. В данном случае отрасль получила бы существенные сверхприбыли, и при этом потребности общества были бы удовлетворены не полностью, то есть производство в этой точке не отвечает ничьим интересам, кроме интересов коммунальной компании. Пресечение данных случаев является одной из главных задач регулирующих субъектов.

ПРОИЗВОДСТВО. Но если цены всегда только возмещают издержки, так что естественная монополия всегда получает нормальную норму прибыли, есть ли у нее хоть какой-то стимул минимизировать издержки. Естественно нет. В этих условиях ожидаемые издержки, а следовательно, и цены были бы более высокими, чем необходимо[17,127]. Это требует напряженной, подчас неприятной работы по снижению издержек. А увеличение некоторых статей расходов, таких, как большие оклады и «золотые» офисы для руководящих работников, бассейны для сотрудников, кафетерии с дотируемыми ценами на обеды, всегда только приятно. Бремя таких издержек целиком и полностью несут потребители услуг данного субъекта.[4,68]. естественный монополия регулирование жилищный

Подведя итог, можно сказать, что применение экономического регулирования необходимо для: обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов); стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т. д.; определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей; создания условий для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).

2. Естественные монополии в России

.1 Роль естественных монополий в современной экономике России на примере ЖКХ

В ЖКХ функционирует более 52000 предприятий, <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_4377_2_rus_21297.shtml> на которых работает 4,2 млн. человек. По данным Минфина и Госкомстата России, расходы <http://www.smartcat.ru/catalog/term_27_1_142_2_rus_16325.shtml> российского бюджета <http://www.smartcat.ru/catalog/term_27_1_55_2_rus_16235.shtml> на жилищно-коммунальное хозяйство <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_1496_2_rus_18186.shtml> в консолидированном бюджете <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_2522_2_rus_19276.shtml> страны составляют около 8% общей суммы бюджетных затрат, что приближается к расходам на национальную оборону и превышает затраты <http://www.smartcat.ru/catalog/term_29_1_67_2_rus_24289.shtml> на правоохранительную деятельность, госбезопасность и госуправление.

Объем продаж <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3659_2_rus_20527.shtml> российского коммунального сектора в 2003 г. превышает 500 млрд. руб., а в 2004 г. достиг 700 млрд. руб. Тем не менее, в первом полугодии 2003 г. ЖКХ было единственной отраслью <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3937_2_rus_20818.shtml> экономики <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_6840_2_rus_23974.shtml> страны, показавшей убыток, который составил 2,7 млрд. руб. [15, с.40] <http://www.smartcat.ru/catalog/139_1_14.shtml>.

Проблемы жилищно-коммунального комплекса - одни из самых чувствительных для населения страны. Жилищно-коммунальная сфера значительно деградировала в течение последних десяти лет. Для ее поддержания в рабочем состоянии сегодня требуется все больше и больше средств. Так, если на дотации ЖКХ из бюджетов <http://www.smartcat.ru/catalog/term_27_1_55_2_rus_16235.shtml> всех уровней в 1987-1990 годы уходило 1,1-1,3% ВВП, то к 1996 году этот показатель составил 3-4%, а в 1997-м - уже 6%. Тем не менее, в 2003 г. более 60% организаций <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3836_2_rus_20714.shtml> ЖКХ были неплатежеспособны <http://www.smartcat.ru/catalog/term_27_1_187_2_rus_16373.shtml> [17, 71] <http://www.smartcat.ru/catalog/139_1_14.shtml>.

Функционирование комплекса ЖКХ в нашей стране крайне затратно:

численность работников <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_6703_2_rus_23830.shtml> ЖКХ в расчете на 1000 жителей в России в два раза выше, чем в европейских странах; расход <http://www.smartcat.ru/catalog/term_27_1_142_2_rus_16325.shtml> условного топлива на отопление 1 м втрое больше, чем в Норвегии и на севере Канады потребление <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_4305_2_rus_21220.shtml> воды за счет потерь выше в два раза.[12].

Основные фонды <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3864_2_rus_20743.shtml> теплоснабжения сегодня изношены на 60%, электроснабжения - на 70%, водопроводные сети - на 55%, канализационные -на 30%. Потери воды и тепла в трубопроводах и теплосетях составляют от 20% до 40%. Количество аварий на 100 километров сетей увеличилось с 15-20 в середине 90-х годов до 70 на сетях водоснабжения и канализации, до 200 - на сетях теплоснабжения, потери тепла от станции до потребителя <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_4293_2_rus_21206.shtml> составляют 30%. Только на модернизацию <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3169_2_rus_19984.shtml> сетей и генерирующих мощностей теплоснабжения РФ, по оценкам Госстроя, сегодня необходимо около 500 млрд.

3. Механизм регулирования деятельности естественных монополий <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_1474_2_rus_18162.shtml> в странах ЕС

Формирование системы государственного регулирования деятельности естественных монополий <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_1474_2_rus_18162.shtml> во многих европейских странах происходило по такому принципу. Здесь юридической и практической основой осуществления прямого регулирующего воздействия на естественные монополии <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_1474_2_rus_18162.shtml> является прежде всего общественная собственность <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_5448_2_rus_22440.shtml> - такие фирмы в той или иной форме являются государственными или муниципальными предприятиями. В связи с такой формой непосредственного государственного контроля <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_951_2_rus_17613.shtml> и участия в управлении <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_6111_2_rus_23171.shtml> естественными монополиями <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_1474_2_rus_18162.shtml> отсутствует необходимость создания специальных регулирующих органов. Очевидно, что для подобной унификации <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_6103_2_rus_23163.shtml> форм собственности <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_5448_2_rus_22440.shtml> и организационно-правовых форм ее реализации необходимо было принять политическое решение <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_5062_2_rus_22028.shtml> на уровне государственных и местных законодательных органов <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_1592_2_rus_18283.shtml> по вопросам национализации <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3347_2_rus_20190.shtml> и деприватизации. Такие решения в послевоенный период <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_4114_2_rus_21007.shtml> были приняты в Великобритании, Франции, Италии и ряде других западноевропейских стран. [11]

Механизм регулирования организации, <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3836_2_rus_20714.shtml> находящейся в государственной собственности, <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_927_2_rus_17587.shtml> можно рассмотреть на примере Швеции, где широко распространены предприятия, <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_4377_2_rus_21297.shtml> принадлежащие муниципалитетам. <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3210_2_rus_20028.shtml> В основном такие предприятия <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_4377_2_rus_21297.shtml> управляются либо непосредственно коммуной, либо через созданное ею коммунальное управление. <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_6111_2_rus_23171.shtml> В настоящее время чаще всего применяется следующая система управления: <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_6111_2_rus_23171.shtml> компании, <http://www.smartcat.ru/catalog/term_27_1_80_2_rus_16262.shtml> относящиеся к естественным монополиям <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_1474_2_rus_18162.shtml> - энергетические, водопроводно-канализационные, - являются акционерными обществами, все акции <http://www.smartcat.ru/catalog/term_29_1_1_2_rus_24212.shtml> которых принадлежат муниципалитету <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3210_2_rus_20028.shtml> (доля доходов от таких предприятий <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_4377_2_rus_21297.shtml> в бюджете <http://www.smartcat.ru/catalog/term_27_1_55_2_rus_16235.shtml> Стокгольма составляет около 25%)[12]. Преимущества такой организационно-правовой формы связаны с тем что права, обязанности <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3666_2_rus_20535.shtml> и система управления <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_6111_2_rus_23171.shtml> в акционерных обществах традиционно более четко определенными законодательством; <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_1593_2_rus_18284.shtml> в акционерное общество <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_144_2_rus_16721.shtml> легче привлечь дополнительных инвесторов <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_1927_2_rus_18644.shtml> и заемный капитал; <http://www.smartcat.ru/catalog/term_27_1_215_2_rus_16403.shtml> принятие решений в акционерном обществе <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_144_2_rus_16721.shtml> происходит оперативно, а также может быть предусмотрен "мягкий" режим продажи фирмы или ее приватизации. <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_4416_2_rus_21340.shtml> .[11]

Система воздействия на естественную монополию <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_1474_2_rus_18162.shtml> со стороны государства в Европе состоит в том, что муниципальное законодательное собрание <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_1590_2_rus_18281.shtml> непосредственно формирует Правление АО - основной орган управления, <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3844_2_rus_20722.shtml> вводит в его состав специалистов <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_5512_2_rus_22510.shtml> соответствующих направлений и назначает руководителем <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_5124_2_rus_22094.shtml> своего депутата[12]. Это позволяет согласовывать интересы <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_2077_2_rus_18798.shtml> компании <http://www.smartcat.ru/catalog/term_27_1_80_2_rus_16262.shtml> и потребителей <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_4293_2_rus_21206.shtml> ее продукции, главным образом, путем воздействия (давления) избирателей на законодательные органы. <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_1592_2_rus_18283.shtml> В случае, если крупное предприятие <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_2768_2_rus_19546.shtml> принадлежит сразу нескольким коммунам (обслуживает большую территорию), то его уставной капитал <http://www.smartcat.ru/catalog/term_29_1_2_2_rus_24214.shtml> поделен на доли, и орган управления <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3844_2_rus_20722.shtml> формируется из представителей всех коммун. Однако в этом правиле существует ограничение: <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3705_2_rus_20574.shtml> если предприятие <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_4377_2_rus_21297.shtml> чисто сетевое (распределение <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_4669_2_rus_21606.shtml> энергии, воды, канализация), у него всегда существует только один владелец, <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_696_2_rus_17332.shtml> как правило <http://www.smartcat.ru/catalog/term_27_1_292_2_rus_16482.shtml> - муниципалитет. <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3210_2_rus_20028.shtml>

В Финляндии отрасли с естественной монополией также в значительной степени регулируются через отношения собственности. <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3933_2_rus_20814.shtml> Большинство предприятий <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_4377_2_rus_21297.shtml> в жилищно-коммунальной сфере являются муниципальными либо создаются в форме АО с преимущественной долей государства или муниципалитета. <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3210_2_rus_20028.shtml> Обычно 100% уставного капитала <http://www.smartcat.ru/catalog/term_27_1_60_2_rus_16242.shtml> принадлежит муниципалитету, <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3210_2_rus_20028.shtml> хотя в ряде случаев часть акций продается другим инвесторам <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_1927_2_rus_18644.shtml> [13, с.30] <http://www.smartcat.ru/catalog/139_1_14.shtml>.

Возникающие в этих отраслях конфликтные ситуации рассматриваются государственными структурами, которые занимаются в целом проблемами конкуренции <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_2504_2_rus_19255.shtml> и защиты прав потребителей <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_4322_2_rus_21237.shtml> независимо от отраслевой специализации <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_5508_2_rus_22506.shtml> - это созданные в рамках Министерства <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3143_2_rus_19955.shtml> торговли <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_5954_2_rus_22992.shtml> и промышленности <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_4509_2_rus_21437.shtml> Ведомства <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_639_2_rus_17270.shtml> по вопросам потребителей <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_4293_2_rus_21206.shtml> и свободной конкуренции. <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_2504_2_rus_19255.shtml> Они "отслеживают" по газетным публикациям информацию <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_2099_2_rus_18820.shtml> об изменении тарифов и в ряде случаев проверяют их обоснованность[10]. Штрафы, которые имеет право налагать такой государственный орган, <http://www.smartcat.ru/catalog/term_30_1_126_2_rus_24608.shtml> весьма значительны - от 10 до 20% оборота <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3567_2_rus_20427.shtml> компании. <http://www.smartcat.ru/catalog/term_27_1_80_2_rus_16262.shtml> Поэтому предприятия <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_4377_2_rus_21297.shtml> в отраслях с естественной монополией предпочитают заранее согласовывать с ними изменения тарифов и форм типовых договоров с потребителями. .[12]

В отличие от воздействия государства на монопольные цены путем регулирования нормы прибыли, применяемого в Соединенных Штатах, в Европе получила развитие практика регулирования тарифов при отсутствии жестких ограничений <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3705_2_rus_20574.shtml> на норму прибыли, т.н. "RPI-X регулирование" или <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_4847_2_rus_21796.shtml> метод ценового ограничителя.[12]

Ценовые лимиты <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_2865_2_rus_19653.shtml> были применены впервые в 1984 г. в отношении "British Telecom", а затем эту форму регулирования распространили в Великобритании на газовую отрасль <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3937_2_rus_20818.shtml> (1986 г.), аэропорты (1987 г.), водоснабжение (1989-1990 гг.) и электроэнергетику (1990 г.). К середине 90-х годов более 50 британских компаний <http://www.smartcat.ru/catalog/term_27_1_80_2_rus_16262.shtml> регулировались методом ценовых лимитов в основном в форме, ограничивающей средний доход <http://www.smartcat.ru/catalog/term_27_1_178_2_rus_16364.shtml> фирмы [13, ЗЗ] <http://www.smartcat.ru/catalog/139_1_14.shtml>.

Модели государственного регулирования, действующие в США и странах Европейского союза, имеют много общего. Они отражают процесс торга между компанией и регулятором. Принципы построения систем одинаковы - и здесь, и там за основу берется определение дохода <http://www.smartcat.ru/catalog/term_27_1_178_2_rus_16364.shtml> компании, <http://www.smartcat.ru/catalog/term_27_1_80_2_rus_16262.shtml> достаточного для ее развития. Разница в том, что одном случае посредством тарифов контролируется норма прибыли <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3492_2_rus_20344.shtml> (максимум), в другом - она фиксируется только на "входе" (то есть стимулируется минимизация затрат, <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3141_2_rus_19953.shtml> на которые исчисляется прибыль) .[1]

Различия этих двух моделей очевидны.

. Ценовой лимит <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_2865_2_rus_19653.shtml> устанавливается на заранее определенный, хотя с учетом обстоятельств, корректируемый срок (4-5 лет). При регулировании нормы прибыли <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3492_2_rus_20344.shtml> такой период <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_4114_2_rus_21007.shtml> не фиксируется. Компания <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_2416_2_rus_19159.shtml> может в любой момент обратиться с просьбой о новом тарифе, причем делать это так часто, как допускается установленной процедурой.[9,16]

. При стимулирующем регулировании компания <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_2416_2_rus_19159.shtml> располагает большей свободой достижения регулируемого параметра. <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_4001_2_rus_20886.shtml> При регулировании нормы прибыли <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3492_2_rus_20344.shtml> элементы гибкости <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_882_2_rus_17537.shtml> возникают реже и только в связи с пересмотром принципов оценки активов, определения базы, на которую рассчитывается норма <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3485_2_rus_20336.shtml> прибыли, учета незавершенного производства <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_3387_2_rus_20231.shtml> и т.п.

. При установлении относительного предельного тарифа <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_5787_2_rus_22804.shtml> многие аспекты взаимоотношений регулятора и регулируемой компании <http://www.smartcat.ru/catalog/term_27_1_80_2_rus_16262.shtml> выведены за рамки четких юридических процедур, и, следовательно, их разрешение полностью зависит от воли первого. Интенсивность <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_2070_2_rus_18791.shtml> контроля <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_2588_2_rus_19350.shtml> над естественными монополиями <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_1474_2_rus_18162.shtml> здесь в большей мере определяется политикой регулирующего органа, а последняя профессионализмом и объективностью <http://www.smartcat.ru/catalog/term_27_1_240_2_rus_16428.shtml> его руководителя. <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_5124_2_rus_22094.shtml> [12]

Анализ <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_166_2_rus_16747.shtml> показывает, что любой из известных методов регулирования естественных монополий <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_1474_2_rus_18162.shtml> не может заменить действие рычагов, создаваемых конкуренцией. Поэтому на рынках, где конкуренции <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_2504_2_rus_19255.shtml> вместо государственного регулирования,там надо внедрять элементы конкуренции, <http://www.smartcat.ru/catalog/term_28_1_2504_2_rus_19255.shtml> [17,89].

Заключение

Подводя итоги можно с уверенностью заявить, что в современной России, впрочем, как и в других странах, естественные монополии оказывают огромное влияние на качество жизни населения. А необходимость их регулирования неоднократно подтверждена в прошлом и также неоднократно будет подтверждаться в будущем. В зависимости от способа регулирования выбранного государством и качества проведения антимонопольной политики будут зависеть не только тарифы ( в отрасли естественной монополии), но и качество предлагаемого продукта. Конечно, не нужно забывать и о том, что регулирование должно быть направленно не только на пользу потребителю, но и на благо производителя данной продукции.

Российские предприятия сферы естественных монополий поверглись воздействию неблагоприятных факторов переходного периода и по прошествии многолетних экономических реформ, сильно снизился производственный потенциал. Естественно, что при всем при этом техническая база предприятий долгое время не восстанавливалась, не поступало новое оборудование. Именно данным обстоятельством можно объяснить неудовлетворительное качество оказываемых услуг (получаемого продукта) предприятиями из сферы естественных монополий. Но как ни странно, при всех негативных явлениях естественны монополии это такая отрасль, без которой невозможно нормальное, стабильное развитие всей экономики в целом.

Техническое состояние естественных монополистов оставляет желать лучшего. На предприятие не поступает новое оборудование, ни меняется техническое оснащение. То есть на железнодорожном транспорте как и прежде ходят старые составы, в которых зачастую отсутствует кондиционер,жилищно -коммунальное хозяйство в этом случае не «отстает» от железнодорожного транспорта и в наших домах по прежнему протекают и крыши и трубы. Но при этом тарифы постоянно растут. Назревает вопрос: « А куда же уходят такие огромные средства?». На этот вопрос совершенно не трудно ответить, если хотя бы раз взглянуть на кабинеты руководства.А так как конкуренция в данной отрасли невозможна, то получается так, что естественные монополии имеют абсолютную власть и если ее не подвергать регулированию, то имеется шанс ощутить все негативные стороны в полной мере.

Таким образом можно сделать выводы, что монополия представляет собой такую отрасль, где вся информация сосредоточена «в руках» единственной фирмы производителя, продукция которой уникальна, а барьеры стоящие на пути проникновения являются непреодолимыми.

Сущность естественных монополий заключается в том, что их дробление никому не выгодно, так как предельные издержки ниже средних издержек, происходит экономия от масштаба, то есть монополия является “естественной” в том смысле, что она представляет собой рыночную структуру, минимизирующую издержки за счет роста производства. Способы регулирования должны охватывать всю отрасль, начиная с производства и заканчивая установлением «потолка» цен, конечно предварительно необходимо учесть и то, что цена должна покрывать все издержки производства.

Основной причиной возникновения естественных монополий является более эффективное удовлетворение спроса при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства.

Из всего вышеперечисленного следует, что отрасль естественных монополий одна из самых важных и трудоемких, противоречивых, но необходимых.

Список литературы

1    «Микроэкономика: учебное пособие» Баренбаум Л.Н. Челябинск - 2006.

2        «Микроэкономика. Теория и Российская практика.» Грязнова А.Г. Москва - 2004.

         «Естественные монополии : теория и проблемы регулирования» Бутыркин Москва - 2003.

         «Ценообразование на монополизированных рынках и формирование тарифов на нефтепроводном транспорте.» Метелев И.С. Омск - 2006.

         « О законадательстве в области государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий на примере железнодорожного транспорта»// Налоговый вестник №11- 2006.

         «Эволюция методов регулирования естественных монополий в России» Князева И. В. Москва - 2006.

         «Курс экономической теории» Киселева Е.А. Москва - 2004

         Федеральный закон « О естественных монополиях» Москва - 2005.

10      www/enterprise-sncf.com Официальный сайт «ОАО РЖД»

11      www/irn/ru/news/23454/html. « Критика Виктора Зубкова в адрес естественных монополий».

12      www/smartcat.ru/1/139_7_1 html.»Регулирование деятельности водного хозяйства как естественной монополии: мировой и отечественный опыт»

13      Регулирование естественных монополий: анализ мирового опыта и построение системы регулирования в Российской Федерации <http://www.smartcat.ru/catalog/document_1_139_14_3067.shtml> Коломийченко О.В. и др. Санкт- Петербург 2004.

         . Государственный доклад <http://www.smartcat.ru/catalog/term_30_1_126_2_rus_24608.shtml> "О состоянии и охране окружающей среды Волгоградской области в 2002 году" / НИА-Природа, РЭФИА. - М.: 2003.

         . К. Менар и др. Контракты и издержки в ресурсоснабжающих подотраслях жилищно-коммунального хозяйства. Москва 2002.

         .Ленская С., Сычева Е. Общественный сектор и муниципальная собственность//Экономист.-1998.-№8

         .Бутыркин А.Я. Теория и практика антимонопольного регулирования в ведущих странах Запада и России. Москва - 2004.

         . « Государственная и естественная монополия» Тотьев К// «Закон» 2003.г.№4

         . www/ipem.ru « Доклад Владимира Савчука» на конференции «Транс-России» - 2008.

20  . «Микроэкономика» Сафрончук М.В. Москва- 2006

21      . www/prompolit/ruantitrust- проблемы теории, практики и этики антимонопольного регулирования.

Похожие работы на - Естественные монополии и их роль в экономике России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!