НДС проблемы его развития и функционирования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,4 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

НДС проблемы его развития и функционирования

Введение

В начале 1990-х годов в Казахстане начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества. Особенное внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За годы своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Республике Казахстан.

В настоящее время НДС - один из важнейших государственных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.

За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность выбранной темы.

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что НДС на сегодняшний день является одним из самых значимых налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями. Вопросы его исчисления и уплаты привлекают к себе пристальное внимание многих отечественных экономистов и широко обсуждаются на страницах периодической печати. Заинтересованность в разрешении данного вопроса и послужила основной причиной выбора темы моего курсового исследования.

Целью данной работы является изучение значения, места и роли налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов формирующих бюджет в Республики Казахстан.

В процессе проводимого курсового исследования решаются следующие задачи:

ознакомление с теоретическими основами налога на добавленную стоимость (плательщики, объект обложения, порядок исчисления и уплаты);

исследование проблем функционирования и развития НДС в РК.

Объектом исследования настоящей работы является проблемы налоговой системы России и перспективы её развития. Предмет анализа система факторов определяющих понятие, виды и функции налогов.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют труды отечественных и зарубежных авторов по анализу развития налогов и налогообложения в Республике Казахстан, а также исследование путей эволюционного развития системы налогообложения.

При формировании предметной базы налоговой системы как самостоятельного исследования использовались, прежде всего нормативные документы, а также работы российских авторов, как В.Д. Мельников, К.К. Ильясов, C. Бабкина, C. Мусинов и другие.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость

1.1 Сущность налога на добавленную стоимость

налог добавленный исчисление стоимость

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются лица, которые встали на учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан в соответствии со статьей 208 Налогового Кодекса, за исключением государственных учреждений.

Плательщиками налога на добавленную стоимость при импорте товаров являются лица, импортирующие эти товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

Лицо обязано подать заявление в налоговый орган о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость не позднее пятнадцати календарных дней со дня окончания любого периода (не более двенадцатимесячного), по итогам которого размер оборота по реализации товаров (работ, услуг) превысил минимум оборота по реализации, устанавливаемый пунктом 3 статьи 208 Налогового Кодекса Республики Казахстан.

При определении оборота по реализации не учитывается оборот по реализации, освобождаемый от налога в соответствии со статьей 225 Налогового Кодекса, а также оборот по реализации личного имущества физического лица, если такое имущество не используется в целях предпринимательской деятельности.

Для целей пункта 1 статьи 208 Налогового Кодекса Республики Казахстан налогоплательщик, осуществляющий расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для крестьянских (фермерских) хозяйств, при определении размера оборота по реализации может не учитывать оборот по реализации от осуществления деятельности, подпадающей под данный специальный налоговый режим.

В случае наличия у юридического лица структурных подразделений размер оборота по реализации определяется с учетом оборотов по реализации всех структурных подразделений этого лица.

Минимум оборота по реализации составляет 12000-кратную величину месячного расчетного показателя, установленного на последний месяц периода, указанного в пункте 1 статьи 208 Налогового Кодекса Республики Казахстан. [1 c. 76].

Плательщик налога на добавленную стоимость, структурные подразделения которого признаны самостоятельными плательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, обязан подать (или дать поручения своим структурным подразделениям подать) в налоговые органы по месту нахождения структурных подразделений заявления о постановке их на учет по налогу на добавленную стоимость.

При постановке лица на учет по налогу на добавленную стоимость оно имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость по остаткам товаров (включая основные средства) на дату постановки на учет в соответствии со статьей 235 Налогового Кодекса [1 c. 81].

Налоговый орган вправе без заявления лица поставить его на учет по налогу на добавленную стоимость при установлении случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 208 Налогового Кодекса Республики Казахстан. [1 c. 76].

Объектом налогообложения являются следующие операции:

Реализация товара на территории РК, в том числе реализация предметов залога и передача имущественных прав.

Передача на территории РК товара для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету.

Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Ввоз товаров на таможенную территорию РК.

Не признаются объектом налогообложения:

Операции, связанные с обращением казахстанской и иностранной валюты;

Передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации;

Передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

Передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер;

Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества, при выходе из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

Передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;

Передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям [1 c. 76].

1.2 Значение и роль НДС в налоговой системе

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Если иное не предусмотрено статьей 251 Налогового Кодекса Республики Казахстан, превышение суммы налога, относимого в зачет, над суммой начисленного налога за налоговый период, зачитывается в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость.

По оборотам, облагаемым по нулевой ставке, превышение, указанное в пункте 1 статьи 251 Налогового Кодекса Республики Казахстан, возвращается плательщику налога на добавленную стоимость в порядке, установленном статьей 252 Налогового Кодекса, если выполняются следующие условия:

) плательщиком налога на добавленную стоимость осуществляется постоянная реализация товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке;

) оборот по реализации, облагаемый по нулевой ставке, за каждый из трех месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления на возврат, составлял не менее 70 процентов в общем облагаемом обороте по реализации.

) В случае невыполнения условий, установленных пунктом 2 настоящей статьи, превышение возвращается плательщику налога на добавленную стоимость в части суммы налога, отнесенного в зачет по товарам (работам, услугам), использованным для целей оборота, облагаемого по нулевой ставке, с учетом его обязательств по налогу на добавленную стоимость за предыдущие налоговые периоды.

При определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего возврату в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 251 Налогового Кодекса Республики Казахстан, учитывается экспорт товаров, по которым поступила валютная выручка на банковские счета налогоплательщика, открытые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Если плательщик налога на добавленную стоимость, имеющий обороты, облагаемые по нулевой ставке, не обратился в налоговый орган с заявлением о возврате сумм налога на добавленную стоимость, то указанное в пункте 2 настоящей статьи превышение зачитывается в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость в налоговом периоде, следующем за отчетным налоговым периодом [1 c. 89].

Кроме случаев, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 251 Налогового Кодекса Республики Казахстан, возврату подлежит налог на добавленную стоимость:

) уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг), приобретаемых за счет средств гранта, в порядке, предусмотренном статьей 253 Налогового Кодекса;

) уплаченный дипломатическими и приравненными к ним представительствами поставщикам по товарам (работам, услугам), предназначенным для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, в случаях, предусмотренных в статье 254 Налогового Кодекса;

) излишне уплаченная в бюджет сумма налога на добавленную стоимость в порядке, установленном статьями 39 и 40 Налогового Кодекса.

По оборотам, облагаемым по нулевой ставке, возврат налога на добавленную стоимость производится в течение шестидесяти рабочих дней с момента получения налоговым органом заявления о возврате налога, предоставленного плательщиком налога на добавленную стоимость по форме, установленной уполномоченным государственным органом, и на основании:

) декларации по налогу на добавленную стоимость за налоговый период;

) документов, необходимых в соответствии со статьей 223 Налогового Кодекса для подтверждения экспорта товаров;

) подтверждения достоверности сумм налога, предъявленного к возврату в соответствии с актом налоговой проверки, произведенной налоговым органом.

Возврат налога на добавленную стоимость производится путем:

) зачета налога на добавленную стоимость в счет погашения имеющейся у плательщика налога на добавленную стоимость налоговой задолженности по данному и другим видам налогов;

) зачета в счет налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при импорте товаров;

) зачета в счет налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии со статьей 221 Налогового Кодекса;

) перечисления денег на банковский счет плательщика налога на добавленную стоимость.

Порядок возврата налога на добавленную стоимость в соответствии с настоящим пунктом определяется уполномоченным государственным органом [1 c. 79].

2. Анализ значения и места налога на добавленную стоимость в налоговой системе Республики Казахстан

.1 Экономические предпосылки введения НДС в Казахстане

По своей экономической сути налог на добавленную стоимость является одним из видов косвенных налогов и эволюционной формой налога на потребление.

Реализация товаров и услуг осуществляется по ценам с учетом НДС и, в конечном счете, налоговое бремя несет потребитель. Каждый посредник, будь то производственный или торговый, получает от своего клиента предусмотренную законом сумму налога и перечисляет его в бюджет за вычетом суммы НДС, ранее уплаченной им поставщикам. При этом следует отметить, что НДС затрагивает только добавленную стоимость товара на данном производственном цикле. Исходя из классификации налогов по степени оценки объекта обложения, НДС относится к реальным налогам. Уплата его определяется лишь характером совершаемой сделки и не принимает в расчет финансовое состояние субъекта налогообложения.

Как и все косвенные налоги, НДС выполняет преимущественно фискальную роль, при его введении преследовалась также цель обеспечения государственного бюджета надежным и эффективным источником доходов. Он является одним из эффективных средств предотвращения инфляционного обесценивания бюджетных средств, так как прямо связывает налоговые поступления с ростом цен.

Дифференциация размеров ставок НДС дает государству значительную свободу маневра. С помощью НДС регулируется сфера потребления, и основной целью его применения в высокоразвитых промышленных странах является стремление к снижению платежеспособного спроса, чтобы избежать так называемого «разогрева экономики». Таким образом, НДС выступает также как инструмент государственного регулирования экономики, надежный рычаг борьбы с кризисом перепроизводства.

С января 1992 года, НДС стал неотъемлемой частью налоговой системы независимого Казахстана.

В мировой практике используются четыре метода определения суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет:

прямой аддитивный или бухгалтерский;

косвенный аддитивный;

метод прямого вычитания;

косвенный метод вычитания, или зачетный метод по счетам (метод, первоначально принятый ЕЭС).

Наибольшее распространение в мире получил четвертый метод. Его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого применяется ставка к ее компонентам (затратам произведенной продукции) [1 с. 182]. Данный метод расчета НДС позволяет применить ставку налога непосредственно при сделке, что дает преимущества технического и юридического характера. Наличие счета - фактуры, в котором отражаются налоги, становится самым важным и принципиальным моментом совершения сделки и информации о налоговых обязательствах фирмы.

У нас в Казахстане используется метод вычитания, или по другому метод счетов-фактур.

.2 Преимущества и недостатки налога на добавленную стоимость

Преимущества НДС состоят в следующем:

НДС не включается в цену реализации продукции, а устанавливается сверх цены и оплачивается покупателем, что устраняет влияние его на издержки производства и рентабельность;

объектом налогообложения становится вся продукция всех фаз производства по единым ставкам, что позволяет избежать накопления налога в конечной продукции, исключает повторный счет в процессе налогообложения;

при налаженной системе процедура взимания налога достаточно проста, как с точки зрения налоговых органов, так и налогоплательщиков. Расчет НДС является в определенной степени самоконтролируемым процессом, так как каждый последующий покупатель заинтересован в том, чтобы его поставщики правильно зарегистрировали в счетах - фактурах размер уплаченного ими налога;

налог на добавленную стоимость является достаточно эффективным инструментом увеличения доходов государств. Широкая база налогообложения дает возможность за счет незначительного повышения ставки НДС существенно увеличить поступления в бюджет;

налог на добавленную стоимость обеспечивает одинаковый реальный уровень налогообложения отраслей и видов экономической деятельности независимо от их капиталоемкости и трудоемкости, размеров предприятия и т.д.;

во многих странах для стимулирования экспорта существует порядок возврата фирмам - экспортерам части налога с оборота, который входит в цену экспортной продукции. НДС позволяет четко определять эту сумму с учетом реальных затрат именно данной фирмы на экспортную продукцию. При импорте НДС широко используется в качестве инструмента протекционистской политики. Исходя из этого, НДС может быть использован в качестве способа регулирования внешнеэкономических связей;

НДС выполняет интеграционные функции, способствуя проведению разными странами единой налоговой политики. Это ведет к сближению национальных экономик, что подтверждается опытом стран ЕЭС, для которых НДС является главным источником собственных средств.

В условиях слабой экономики проявляются и отрицательные черты НДС, которые прямо влияют не только на непосредственных потребителей, но и на производителей. К ним можно отнести:

Базой обложения НДС в нашей республике являются не только добавленная стоимость, но и также элементы, которые не имеют никакого отношения к ней. Практически НДС выступает как налог с оборота или «универсальный акциз», так как объектом обложения является вся стоимость товаров, работ и услуг. Одновременно применяется система зачета сумм НДС, уплаченных по «расходам». Данный метод исчисления НДС широко применяется в мировой практике и, в принципе, является приемлемым. Речь идет не о механизме определения суммы НДС, подлежащей внесению в бюджет, а о правильности определения базы обложения. Так, например, по казахстанскому законодательству в базу налогообложения включаются суммы акциза, таможенные пошлины. Допустим, при импорте подакцизных товаров на территорию республики, в облагаемый НДС оборот включается и сумма уплаченного акциза, и сумма таможенной пошлины, и сборов. Таким образом, налицо не только двойное, но и тройное налогообложение.

Момент фактической уплаты НДС намного опережает момент реализации налогооблагаемой продукции. Положение еще более усугубляется в условиях применения в налоговом учете метода начисления. Так как при методе начисления моментом осуществления реализации считается не день поступления денежных средств, а день отчуждения или отгрузки товаров. Следовательно, предприятие должно уплатить НДС независимо от того, поступила ли выручка от реализованной продукции. Предположим, что продукция реализована своевременно и в полном объеме, и деньги за реализацию поступили на предприятие, сумма НДС, относимая в зачет будет по своей значимости (с учетом инфляции) меньше, чем была уплачена поставщикам. При методе начисления существует большая вероятность отвлечения собственных оборотных средств предприятия на уплату НДС. Причем срок, на который отвлекаются эти средства, зависит от времени поступления выручки предприятию. Долг будет рассматриваться, как сомнительный лишь по истечении исковой давности, и сумма НДС может быть принята в зачет только по истечении этого срока, причем без корректировки на инфляцию.

Как и все косвенные налоги, НДС является, по сути, регрессивным налогом и тяжелым бременем ложится на плечи потребителей, причем большее налоговое бремя несут налогоплательщики с меньшим доходом. НДС способствует снижению жизненного уровня населения.

В условиях применения высокой ставки НДС снижается покупательная способность населения и сужается рынок сбыта для производителей. Даже при планировании минимальных размеров прибыли высокий НДС, включаемый в продажную цену, не позволит производителям быстро реализовать свою продукцию из-за ограниченных возможностей покупателей. На решение данной проблемы направлено снижение налоговой ставки в Казахстане до 16%. Регулирующие возможности НДС могут проявиться только в условиях развитой рыночной экономики и наличия конкуренции как обязательного атрибута рынка [1 c. 98-100, 124-128].

2.3 Порядок исчисления и уплаты НДС

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммой налога на добавленную стоимость, начисленного по облагаемым оборотам в соответствии со статьей 245 Налогового Кодекса, и суммой налога, относимого в зачет в соответствии со статьей 235 Налогового Кодекса.

Организации, осуществляющие переработку сельскохозяйственного сырья, производят уплату налога на добавленную стоимость в порядке, установленном пунктом 3 статьи 244 Налогового Кодекса Республики Казахстан.

В целях настоящей статьи к организациям, осуществляющим переработку сельскохозяйственного сырья, относятся организации, соответствующие одновременно следующим условиям:

a) не менее 90 процентов совокупного годового дохода которых составляют доходы, подлежащие получению (полученные) в результате осуществления следующих видов деятельности, за исключением деятельности в сфере

общественного питания:

производство мяса и мясопродуктов;

переработка и консервирование фруктов и овощей;

производство растительных и животных масел и жиров;

переработка молока и производство сыра;

производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности;

производство готовых кормов для животных;

производство хлеба;

производство детского питания и диетических пищевых продуктов;

б) не применяют специальные налоговые режимы, за исключением специального налогового режима для субъектов малого бизнеса;

в) не осуществляют деятельности по производству, переработке и реализации подакцизной продукции.

Сумма налога на добавленную стоимость, исчисленного в соответствии со статьей 244 Налогового Кодекса, уменьшается на 70 процентов.

Ставка налога на добавленную стоимость равняется 14 процентам и применяется к размеру облагаемого оборота, кроме случаев, предусмотренных в пункте 2 статьи 246 Налогового Кодекса Республики Казахстан.

Ставка налога на добавленную стоимость равняется 13 процентам и применяется к размеру облагаемого оборота, кроме случаев, предусмотренных в пункте 2 статьи 246 Налогового Кодекса Республики Казахстан.

Ставка налога на добавленную стоимость равняется 12 процентам и применяется к размеру облагаемого оборота, кроме случаев, предусмотренных в пункте 2 статьи 246 Налогового Кодекса Республики Казахстан [1 c. 78].

По нулевой ставке облагаются налогом на добавленную стоимость обороты по реализации товаров (работ, услуг), указанные в статьях 222 - 224-1, 224-2. Налогового Кодекса [1 c. 74].

Если иное не установлено статьей 246 Налогового Кодекса Республики Казахстан, ставка налога на добавленную стоимость по облагаемому импорту равняется 14 процентам от размера облагаемого импорта, установленного статьей 220 Налогового Кодекса.

При импорте товаров, перемещаемых физическими лицами в упрощенном порядке, налог на добавленную стоимость может уплачиваться в составе совокупного таможенного платежа согласно пункту 2 статьи 516 Налогового Кодекса, размер которого определяется в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный месяц либо квартал по выбору плательщика налога на добавленную стоимость, за исключением случаев, установленных в пункте 2 настоящей статьи.

Если среднемесячная сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет за предыдущий квартал, составляет более 1 000 месячных расчетных показателей, то налоговым периодом является календарный месяц.

Для плательщиков налога на добавленную стоимость, применяющих специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость, подлежащему уплате в бюджет от осуществления деятельности, на которую распространяется действие указанного специального налогового режима, является налоговый год.

Налоговый период по налогу на добавленную стоимость, подлежащему уплате в бюджет от осуществления других видов деятельности, определяется в соответствии с пунктами 1-3 статьи 246 Налогового Кодекса Республики Казахстан. [1 c. 76].

Плательщик налога на добавленную стоимость обязан представить декларацию по налогу на добавленную стоимость за каждый налоговый период не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 246 Налогового Кодекса Республики Казахстан.

Плательщики налога на добавленную стоимость, применяющие специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, представляют декларацию по налогу на добавленную стоимость за каждый квартал не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом [2 c. 183-185].

Одновременно с декларацией представляется реестр счетов-фактур по товарам (работам, услугам), приобретенным в течение налогового периода (в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 246 Налогового Кодекса Республики Казахстан, - в течение отчетного квартала). Форма реестра счетов-фактур устанавливается уполномоченным государственным органом.

Если иное не предусмотрено статьей 389 Налогового Кодекса, плательщик налога на добавленную стоимость обязан уплатить налог в бюджет за каждый налоговый период до или в день установленного срока для представления декларации по налогу на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость по импортируемым товарам уплачивается в день, определяемый таможенным законодательством Республики Казахстан для уплаты таможенных платежей, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате налогоплательщиком в случаях, указанных в статье 250 Налогового Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам таможенного дела по согласованию с уполномоченным государственным органом [2 c. 188-192].

Срок уплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары может быть изменен в порядке, установленном статьей 249 Налогового Кодекса.

Изменение срока уплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары производится налоговыми органами в случае если:

а) импортируемые товары предназначены для промышленной переработки;

б) импортируемыми товарами являются вода, газ, электроэнергия.

Для целей настоящей статьи под промышленной переработкой товаров понимается дальнейшее их использование в процессе производства, если при этом выполняется хотя бы одно из ниже перечисленных условий:

а) полученный после промышленной переработки продукт (товар) имеет отличный от использованных товаров код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков;

б) в процессе производства товары подвергаются химическому воздействию с использованием дополнительного труда.

Изменение срока уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с настоящей статьей производится без начисления пени на срок не более чем на три месяца со дня принятия грузовой таможенной декларации таможенным органом.

Изменение срока уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с настоящей статьей производится на основании следующих документов:

заявления по форме, установленной уполномоченным государственным органом;

копии договора (контракта) на поставку товаров. [3 c. 209-211].

Для подтверждения права на изменение срока уплаты налоговые органы вправе производить осмотр производственных мощностей и помещений плательщика налога на добавленную стоимость.

Плательщикам налога на добавленную стоимость, регулярно получающим товары по импорту для промышленной переработки, уполномоченным государственным органом предоставляется разрешение на осуществление таможенного оформления товаров с уплатой налога на добавленную стоимость по измененным срокам, действующее в течение календарного года.

Разрешение, предусмотренное настоящим пунктом, является основанием для таможенного оформления товаров с изменением срока уплаты налога на добавленную стоимость не более чем на три месяца с даты принятия грузовой таможенной декларации таможенным органом.

Для получения разрешения в уполномоченный государственный орган представляются документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, а также заключение налогового органа по месту регистрации плательщика налога на добавленную стоимость о наличии у него производственных мощностей и помещений [3 c. 214-217].

Решение об изменении срока уплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары, указанные в пункте 1 настоящей статьи, принимается налоговыми органами в течение пяти рабочих дней со дня получения от плательщика налога на добавленную стоимость заявления и подтверждающих документов, установленных настоящей статьей.

На сумму непогашенной задолженности начисляется пеня с первого дня после истечения указанного трехмесячного периода.

В случае реализации товаров без промышленной переработки налог на добавленную стоимость исчисляется в соответствии со статьей 244 Налогового Кодекса с начислением пени в установленном порядке. [4 c. 118-122].

Налог на добавленную стоимость уплачивается методом зачета в порядке, установленном настоящей статьей, по импорту следующих товаров:

оборудования;

сельскохозяйственной техники;

грузового подвижного состава автомобильного транспорта;

вертолетов и самолетов;

локомотивов железнодорожных и вагонов;

морских судов;

запасных частей;

пестициды (ядохимикаты). [5 c. 104].

Перечень указанных товаров и порядок его формирования определяются Правительством Республики Казахстан.

При этом в данный перечень включаются товары, производство которых отсутствует на территории Республики Казахстан или не покрывает потребности Республики Казахстан.

Положения пункта 1 статьи 248 Налогового Кодекса Республики Казахстан применяются в отношении товаров, ввозимых плательщиком налога на добавленную стоимость для собственных производственных нужд.

Плательщик налога на добавленную стоимость представляет в таможенный орган копию свидетельства о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость, а также обязательство по отражению в декларации по налогу на добавленную стоимость суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате по импорту товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и о целевом использовании указанных товаров.

Обязательство заполняется в трех экземплярах по форме, установленной уполномоченным государственным органом.

На основании обязательства выпуск товаров в свободное обращение производится без фактической уплаты налога на добавленную стоимость при условии уплаты в установленном порядке таможенных платежей, а по подакцизным товарам - и акцизов.

Сумма налога на добавленную стоимость, указанная в обязательстве, отражается в декларации по налогу на добавленную стоимость как начисленная сумма налога с одновременным отнесением ее в зачет в соответствии со статьей 235 Налогового Кодекса. [4 c. 156-168].

Дальнейшее использование товаров, указанных в пункте 1 статьи 246 Налогового Кодекса Республики Казахстан, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае экспорта товаров по внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату, учитывается наличие договора (контракта) по внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции, а также импортной грузовой таможенной декларации по товарам, поставленным плательщику налога на добавленную стоимость покупателем экспортированных товаров по внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции.

При определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату в соответствии с настоящей статьей, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта, представленные по форме и в порядке, которые утверждены уполномоченным государственным органом по согласованию с уполномоченным органом по вопросам таможенного дела. [5 c. 214-217].

Ответственность за сведения, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта, несет таможенный орган.

2.4 Анализ поступления НДС в государственный бюджет Республики Казахстан

Крупнейшим среди косвенных налогов, используемых в Казахстане, является налог на добавленную стоимость. Он введен в 1992 г. И вместе с акцизным сбором количественно заменил ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж. Налог с оборота, основанный на применении фиксированных оптовых и розничных цен, в условиях их либерализации ужен не мог существовать, поэтому его пришлось заменить налогом на добавленную стоимость. Однако взимание НДС в 1992 г. Отразило существенный недостаток вновь введенной налоговой системы - слабую увязку между собой отдельных ее элементов, допускающих возможность многократного обложения одних и тех же объектов. В будущем, совершенствуя систему косвенного налогообложения, следует осторожно обращаться с косвенными налогами, непродуманное применение которых может привести к резкому ухудшению материального положения значительной части граждан. Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного налогообложения используются акцизы, устанавливаемые на отдельные группы товаров. Их введение в 1992 г. Было обусловлено отменой налога с оборота. [5 c. 242].

Исполнение республиканского бюджета за 2010 год по НДС составило 94,1%. При этом, исполнение по НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан, и за нерезидента составило 69,5%, или при плане 71,4 млрд. тенге фактически поступило 49,6 млрд. тенге.

Таблица 1 - Поступление НДС в бюджет (тыс. тг.)

Поступления2010 г2011 гНДС187779399197658312НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан5611649757896421НДС на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме налога на добавленную стоимость на товары, происходящие и импортируемые с территории Российской Федерации7593012778562645НДС за нерезидента85006268659242НДС на товары, происходящие и импортируемые с территории Российской Федерации4519414546895349НДС до начисленный в результате проведения независимой экспертизы таможенной стоимости товаров, импортируемых в Казахстан, кроме налога на добавленную стоимость на товары, происходящие и импортируемые из РФ.1291542136894659НДС до начисленный в результате проведения независимой экспертизы таможенной стоимости товаров, происходящих и импортируемых с территории Российской Федерации746462768935

Основной причиной неисполнения является возмещение НДС экспортерам, согласно представленным заявлениям на возврат НДС. В целом по республике в 2010 году возмещено НДС по нулевой ставке в сумме 90,9 млрд. тенге, или на 29,4 млрд. тенге больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Анализируя данные таблицы 3 можно сказать следующие. На 1 января 2011 года сумма НДС, подлежащая возмещению из республиканского бюджета составляла, 95,3 млрд. тенге и по сравнению с началом 2010 года возросла на 39,8%. Темпы роста возмещения по НДС, как отмечают Счетный комитет, опережают темпы роста поступлений НДС. В 2010 году, по сравнению с 2009 годом рост поступлений НДС составил 7,5%, а сумма возмещения НДС - 47,8%. Сумма возмещения экспортерам увеличилась с 61,5 млрд. тенге или 40,8% от суммы поступлений НДС на произведенные товары, оказанные услуги на территории РК и НДС за нерезидента в 2009 году до 90,9 млрд. тенге или 56,1% в 2005 году, соответственно. Кроме того, Счетным комитетом установлено, что в отчете Ф. 1-Н «О суммах поступлений налогов и платежей в бюджет» не были отражены средства в сумме 13,2 млрд. тенге., возмещенные дипломатическим и приравненным к ним представительствам, по приобретенным за счет средств грантов товарам и услугам, по заключенным контрактам. В результате, из республиканского бюджета в 2009 году было возмещено НДС на общую сумму 104,1 млрд. тенге, или 64,3% от суммы поступлений НДС, а не 90,9 млрд. тенге, как отражено в отчете Правительства РК [6. #"justify">Несмотря на осуществляемые меры по совершенствованию бюджетно-налогового законодательства и усилению налогового администрирования, многие проблемы до сих пор не решены.

В республике нормативно-методическое обеспечение возврата НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, осуществляется не на должном уровне и не обеспечивает в отдельных случаях своевременное и обоснованное возмещение НДС. Не разработаны и не утверждены порядок назначения проверки поставщика-плательщика НДС и методика возмещения НДС по услугам международных перевозок. В результате отсутствия данной методики по состоянию на 1 апреля 2006 года в Налоговом комитете города Астаны находятся заявления, представленные АО «НК «Казахстан темір жолы» на возврат НДС на сумму 13,2 млрд. тенге. Таким образом, неисполнение требований налогового законодательства, а именно - принятие методики в случае разового возмещения указанной суммы, по мнению Счетного комитета, может привести к увеличению нагрузки на республиканский бюджет [6. #"justify">Принятие совместного приказа, утвердившего Правила взаимодействия органов налоговой службы, прокуратуры, таможенных органов и органов финансовой полиции по противодействию неправомерному возврату налога на добавленную стоимость при проведении налоговых проверок по оборотам, облагаемых по нулевой ставке в таможенном режиме экспорта товаров, усилив контроль в вопросах предотвращения необоснованного возврата НДС, одновременно создало условия затягивания процедуры возврата НДС. Это обстоятельство приводит к систематическим нарушениям налогового законодательства по сроку возврата НДС. Так, например, по причине отсутствия заключений указанных в совместном приказе органов по проверке ЗАО «НИК Казатомпром», по истечении 5 месяцев возврат НДС из бюджета в размере 1,1 млрд. тенге все еще не произведен.

Так, контролем Счетного комитета также установлено, что в налоговом комитете г. Алматы в 2011 году доля своевременно проверенных зарегистрированных заявлений, по которым возвращен НДС, составила 37% от их общего числа, а в 2010 году - только 17,0 процента [6. #"justify">В отдельных случаях не выполняются нормы пункта 1 Статьи 252 Налогового кодекса, согласно которой возврат НДС должен проводиться в течение 60 рабочих дней, в то время как фактические сроки возврата достигают 180 и более дней. В результате с каждым годом увеличиваются суммы возмещения НДС на начало следующего финансового года.

В результате отсутствия качественного мониторинга в течение года происходит неравномерное возмещение сумм НДС из республиканского бюджета. Так, в среднем ежемесячно до декабря 2010 года сумма возмещения составляла 5,9 млрд. тенге. В декабре 2010 года суммы возмещения НДС составили более 26 млрд. тенге или 29,0% от всей возмещенной суммы за 2010 год. Это, в определенной мере повлияло, на увеличение денежной массы и на уровень инфляции в январе 2006 года, а также на уменьшение доходной части республиканского бюджета за 2010 год [6. #"justify">Закрепленная в Налоговом кодексе норма, согласно которой для отнесения в зачет сумм НДС достаточно наличия счета-фактуры и соблюдения условия, что получатель товаров (работ, услуг) является плательщиком НДС, по мнению Счетного комитета, недостаточная для возмещения из республиканского бюджета заявленных к возврату сумм НДС. В результате, данная норма позволяет использовать схемы уклонения от уплаты налоговых и других платежей путем создания фирм «однодневок» из-за отсутствия нормативно закрепленной ответственности за принятие в зачет фиктивного счета-фактуры. Отдельным крупным предприятиям, использующим фиктивные счета-фактуры фирм «однодневок» необоснованно возвращаются суммы НДС из республиканского бюджета [7 c. 183-185].

Проведенный анализ показывает, что широкое распространение получили схемы, связанные с получением возмещения сумм НДС, оплаченного налогоплательщиками поставщикам товароматериальных ценностей, без уплаты последними сумм налога в бюджет.

По итогам проверок Счетным комитетом еще в 2010 году было указано на несовершенство законодательства в области возмещения НДС и указывалась на необходимость разработки и утверждения методики возврата НДС по «нулевой ставке» по международным перевозкам.

По итогам проверки Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета не в полной мере выполнялась Статья 6 Закона РК «О республиканском бюджете за 2010 год», также как и в 2011 году.

Поступления НДС от акционерных обществ - национальных компаний исполнены в сумме 5,2 млрд. тенге, (с учетом сумм возмещения из республиканского бюджета НДС по «нулевой ставке» в размере 8,3 млрд. тенге.) или меньше на 448,4 млн. тенге от утвержденного показателя [6. #"justify">3. Анализ зарубежного опыта исчисления и уплаты НДС и применение его в условиях Республики Казахстан

В целях совершенствования механизма исчисления и уплаты косвенных налогов необходимо в законодательном порядке закрепить принцип стабильности налогового законодательства, поскольку частые изменения, вносимые в налоговое законодательство, отрицательно влияют на экономическую среду в стране [8 c. 256].

По мере укрепления финансово-банковской системы, аграрного сектора экономики, становления малого предпринимательства как среднего класса общества, укрепления экономической основы социальной сферы необходимо принять новую редакцию Налогового кодекса.

С укреплением доходной части и ростом возможностей государственного бюджета необходимо от политики самовыживания населения и предоставления налоговых льгот отдельным секторам экономики перейти к усилению роли прямой поддержки государством социально уязвимых слоев населения, а также неэффективных, но имеющих большое социальное значение секторов экономики.

Рост налоговых поступлений в государственный бюджет будет обеспечиваться за счет улучшения налогового администрирования и неукоснительного соблюдения норм налогового законодательства.

В ближайшие годы уровень налоговых и неналоговых поступлений в государственный бюджет по отношению к ВВП достигнет 30%, учитывая, что с каждым десятилетием доля ВВП, распределяемая во всех развитых странах, закономерно растет и приближается к 50% ВВП [8 c. 264].

В перспективе через 5-7 лет в налоговой системе будут проведены реформы по следующим направлениям:

будет преобразован социальный налог, имеющий значительное сходство по системе обложения с индивидуальным подоходным налогом, во взносы в фонды государственного страхования. В этом случае плательщики взносов будут знать, на какие цели используются средства фондов в отличие от социального налога, который в бюджете обезличивается;

будут введены в действие механизмы, обеспечивающие невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей, в том числе за счет всеобщего декларирования доходов физических лиц и усиления налогообложения лиц с наиболее высокими доходами, что значительно улучшит положение дел со сбором налогов с этой категории налогоплательщиков;

для расширения базы налогообложения и более равномерного распределения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики будет рассмотрена целесообразность введения налога с розничных продаж, являющегося в мировой практике важным источником доходов для местных бюджетов [9 c. 196].

Принципиальное значение имеет вопрос равномерного и справедливого распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков. Необходимо сформировать целенаправленную единую систему льгот, стимулирующую деловую активность в приоритетных отраслях.

Ликвидируются необоснованные индивидуальные налоговые льготы, нарушающие принцип справедливости налоговой системы в отношении тех налогоплательщиков, которые не пользуются налоговыми привилегиями, поскольку льготный налоговый режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других [10 c. 102].

Рост внешнеторговой деятельности казахстанских лиц, активные преобразования во внешнеэкономической деятельности повышают роль таможенных органов Республики Казахстан в обеспечении экономической безопасности на таможенной границе, заслона контрабанде, взысканий в полном объеме таможенных платежей и налогов.

Повышение качества таможенного администрирования будет обеспечено введением единой автоматизированной информационной системы таможенной службы республики. [10 c. 183-185].

Наряду с этим необходимо реформировать систему оплаты труда сотрудников таможенных служб, в особенности непосредственно в пунктах пропуска на таможенной границе, поскольку именно низкая оплата труда является причиной некачественного таможенного контроля, и, как следствие, увеличения коррумпированности сотрудников таможенных служб [11 c. 115].

Основные направления совершенствования НДС лежат в плоскости приближения к международным стандартам, т.к. это позволит повысить эффективность и нейтральность налога, снизить административные издержки и издержки налогоплательщиков по исполнению налогового законодательства. Для этих целей предстоит:

осуществить переход на взимание НДС (включая предоставление права на налоговый вычет) по методу начислений, основываясь на данных о выставлении и получении счетов-фактур, либо (в зависимости от того, какое событие произошло ранее) отгрузке или оплате товара (работы, услуги);

осуществить переход к единой ставке НДС;

сократить срок возврата налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, уточнить механизм применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, в том числе перечня документов;

перейти к общему порядку принятия к вычету НДС, уплаченного при осуществлении капитальных вложений;

освободить от НДС операций по передаче в собственность граждан и юридических лиц, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в том числе занятых ранее приватизированными предприятиям, а также представляемых в собственность на торгах;

произвести модернизацию информационных технологий и процедур, используемых налоговыми органами для мониторинга деятельности налогоплательщиков, с целью оперативного выявления фактов уклонения от уплаты НДС;

закрепить обязанность представления налоговых деклараций и расчетов по налогам и информации, содержащейся в счетах-фактурах, в электронном виде [12 c. 203-205].

В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж. [13 c. 96].

Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы.

Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную сложность налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.

Во-вторых, постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.

В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития [14 c. 183-185].

В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах. Как известно, плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.). При этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны. Однако общей для всех налоговой льготой является необлагаемый минимум оборота реализуемой продукции. Прежде всего, это освобождение направлено на поощрение и стимулирование к развитию мелкого бизнеса [15 c. 256].

Заключение

Подводя итоги проделанной работе - можно сказать следующее:

Данная работа посвящена исследованию НДС - одного из наиболее сложных в исчислении налогов.

Он имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета.

В то же время налог на добавленную стоимость выполняет регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования.

Значение НДС для отечественной экономики сложно переоценить. НДС относится к государственным налогам и действует на всей территории РК.

С появлением НДС и акцизов в налоговой системе Республики Казахстан косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет.

В консолидированном бюджете Республики Казахстан поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в государственном бюджете Республики Казахстан налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику.

Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога.

Проанализировав действующий механизм обложения НДС в Республики Казахстан, стало очевидным, что налог на добавленную стоимость прочно вошел в налоговую систему Республики Казахстан. Он, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки.

В целом налог имеет позитивное значение, и тенденции его развития в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним и дальше сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Республике Казахстан.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Республики Казахстан от 12.06.2001 г. с изм. и доп.

2. Финансы/под ред. В.Д. Мельникова, К.К. Ильясова. Алматы: Каржы-Каражат, 1997.

. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы: Каржы-Каражат, 1997.

. Мусинов С.М. Налоги с населения Республики Казахстана. Алматы: Жетi жаргы, 2000.

. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики - М.: Юнити, 2000.

. #"justify">. Программа действий Правительства РК на 2009-2011 г. Казахстанская правда 15 апреля 2009 г.

. Минаев Б.А. Налог на добавленную стоимость/ под ред. Н.В. Кузнецова - М., 1994.

. Бабкина С. Новая налоговая политика // Финансы Казахстана - 2003.

иностранных инвесторов остается неизменной».

. Право и экономика налогообложения - СПб: Издательство С., 2000.

. Налоги в развитых странах/ Русакова И.Г., Комин В.А., Кравченко И.А. и др./ Под ред. И.Г. Русаковой. - М.: Финансы и статистика, 2002.

. Абраменко. Т. Нурсултан Назарбаев: «Политика Казахстана в отношении

. Назарбаев Н. Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния населения. Послание народу Казахстана Казахстанская правда. 11 октября 1997 года.

. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. Алматы: Каржы-Каражат, 2003.

. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в мире. // М.: Финансы и статистика, 2006 г.

Похожие работы на - НДС проблемы его развития и функционирования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!