Проектирование коробки скоростей фрезерного станка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    426,46 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектирование коробки скоростей фрезерного станка

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования









Курсовой проект

по предмету: "Металлорежущие станки"

Проектирование коробки скоростей фрезерного станка











Н. Тагил

г.

Содержание

Введение

Кинематический расчет

Расчет крутящих моментов и мощности

1. Выбор электродвигателя

. Расчет модулей для прямозубых колес

. Расчет межосевых расстояний

. Расчет ширины венцов колес

. Ориентировочный расчет диаметров валов

. Определение модуля подгрупп по напряжениям изгиба

. Расчет диаметров колес

. Расчет подшипников для 2-х опорных валов

. Подбор подшипников

Система смазки

Переключение скоростей

Библиографический список

Введение

Проект по курсу "Металлорежущие станки" является важнейшим этапом проектно-конструкторской подготовки.

Назначение курсового проекта в том, чтобы научить студентов правильно использовать теоретические знания в практической конструкторской работе. В курсовом проекте студент решает вопросы выбора и оптимизации технических характеристик современного станка, исследует новые технические решения, производит технико-экономическое обоснование выбранных вариантов. Требования при проектировании:

) обеспечение технологических характеристик станка;

) разработка рациональной схемы механизма привода главного движения;

) разработка компактной и надежной конструкции узлов привода главного движения;

) обеспечение технологичности изготовления деталей и сборки проектируемых узлов.

Дано:

Максимальная скорость: Vmax=1000 об/мин

Минимальная скорость: Vmin=50 об/мин

Количество ступеней: Z=16

Максимальная подача: Sz max=0,050 мм

Глубина резания: tmax=8 мм

Максимальный диаметр фрезы: d фр. max= 180 мм

Максимальная ширина фрезы: b фр. max= 20 мм

Механические свойства обрабатываемой стали: HB=302, CPz=54

Задание:

Спроектировать коробку скоростей

Кинематический расчет


.        Станок должен обеспечивать скорости резания от до

Исходя из V, найдем n.

Рассчитаем максимальную и минимальную частоты вращения:


2.       Принимаем частоту вращения шпинделя (min/max):


3.       Зная nmax и выбрав φ, находим ступени ni вплоть до nmin, используя формулу: , задано число ступеней Z=16.

4. Диапазон регулирования:


График чисел оборотов


Позволяет определить конкретные величины передаточных отношений всех передач привода и частоты вращения всех его валов. Число ступеней частоты вращения шпинделя при наладке последовательно включенными групповыми передачами равно произведению числа передач в каждой группе. При заданном числе ступеней ряда частоты вращения шпинделя число групп передач, число передач в каждой группе и порядок расположения групп можно выбирать различным. Этот выбор определяет конструкцию коробки скоростей.

Следует подумать, какую структурную сетку выбрать:

Если на валу много ступеней (6 или более) то одно или некоторые зубчатые колеса будут очень большими по диаметру, а другие - малыми.

Следует принимать такую структурную сетку, в которой передаточные отношения i приблизительно одинакова в разных группах (на разных валах)

Для последнего вала - шпинделя следует принимать небольшие передаточные отношения.

Примем для Z=16 наиболее благоприятныq расклад структурной сетки:

Z=16=1(0)х4(1)х2(4)х2(8)

Основная группа (с нее начинается построение структурной сетки) - она же первая - в ней частота вращения отличается от n в φ раз.

Остальные группы называются переборными (или просто переборами).

5. Построение структурной сетки:


Принимаем типичный асинхронный двигатель. Между валом двигателя и коробкой скоростей зубчатая передача.

Определим n0 - частоту вращения вала с зубчатым колесом на входе в коробку скоростей.

Рассчитываем частоты вращения валов с зубчатыми колесами при различных вариантах зацепления колес:



Посчитаем числа оборотов:


Примем двигатель с n=1500 (об/мин).

6. Подбор чисел зубьев (Σ=90):

Валы

Передаточные отношения

Числа зубьев

0-I

i1=1,262=1,59

i1=55/35


i2=1,26=1,26

i2=50/40


I3=1,26-1=0,79

i3=40/50


I4=1,26-2=0,63

i4=35/55

I-II

i5=1

i5=45/45


i6=1,26-4=0.4

i6=26/64


i7=1

i7=45/45


i8=1,26-4=0,4

i8=26/64


i9=1,26-4=0,4

i9=26/64


i10=1,26-6=0,25

i10=18/72


i11=1,26-4=0,4

i11=26/64


i12=1,26-6=0,25

i12=18/72

II-III

i13=1

i13=45/45


i14=1,26-2=0,63

i14=35/55


i15=1

i15=45/45

II-III

i16=1,26-2=0,63

i16=35/55


i17=1

i17=45/45


i18=1,26-2=0,63

i18=35/55


i19=1

i19=45/45


i20=1,26-2=0,63

i20=35/55


i21=1,26-1=0,79

i21=40/50


i22=1,26-3=0,5

i22=30/60


i23=1,26-1=0,79

i23=40/50


i24= 1,26-3=0,5

i24=30/60


i25= 1,26-3=0,5

i25=30/60


i26=1,26-5=0,31

i26=21/69


i27=1,26-3=0,5

i27=30/60


i28=1,26-5=0,31

i28=21/69


7. Уравнение кинематического баланса:



Вывод: так как ошибка во всех случаях получилась меньше 2,6%, то число зубьев у всех колес подобранно верно.

Расчет крутящих моментов и мощности


1.       Выбор электродвигателя


Фрезерование производится дисковыми фрезами.

Сила Pz (вертикальная составляющая силы резания):

,

Принимаем: Сталь, НВ=302, t=8 мм, S=0,050 мм

Это чистовое фрезерование стали, прошедшей термообработку.


Скорость резания:


Где n=1800 (об/мин)

dфр=180(мм)


Крутящий момент на последнем валу:


Эффективная мощность при выбранном режиме:


Принимаем

Мощность электродвигателя:


Где - общий КПД коробки

 - общее количество пар трения

-каждая из пар трения, действующих при работе станка:

зубчатые зацепления 0-1, 1-2, 2-3, в каждом

подшипники качения на 2х валах (ориентировочно), всего 18 шт, в каждой

Мощность двигателя:


В таблице из интернет ресурсов принимаем двигатель АИР180М4, N=30 (кВт), n=1500 (об/мин).

Рассчитаем :


Расчет крутящих моментов валов:

У любого (iго) вала:


Отсюда:


Для вала "0": =1134

В зубчатом зацеплении ηзз=0,97;

Для 4х подшипников качения ηпк=0,994=0,9606; ;

Мощность на входе равна:

;


Для вала "1":

Из 4х  выбираем нименьший =714 (об/мин).

ηзз=0,972 - от вала "0" и собственное;


Для вала "2":

=178 (об/мин);

ηзз=0,973

ηпк=0,9912


Для вала "3":

=56 (об/мин);

ηзз=0,974

ηпк=0,9916


При полном использовании 30 кВт и 29,428 Н низких частот вращения могут быть очень большие крутящие моменты, больше чем 4000 кгс*см

2.       Расчет модулей для прямозубых колес


Проводится 2 расчета:

На напряжение изгиба:


- На контактную прочность:

фрезерный станок привод электродвигатель

Затем из 2х вбирается то значение, которое больше (входящие в формулы величины рассматриваем далее). Полученные значения модуля следует округлить до стандартных величин: m=2;2,5;3;4;5;6;8;10;13;16 (мм)

Не следует брать m<2.

Исходные данные для расчетов модуля:

- эффективная мощность, передаваемая i-м зацеплением;


- передаточное число зубчатой пары,

=1/i, где i- передаточное отношение ;

знак "+" при наружном зацеплении;

знак "-" при внутреннем зацеплении;

 - коэффициент формы зуба (табл. 4.4.1);

(табл. 4.1.1.) принимаем =8

- допускаемое напряжение изгиба (табл. 4.2.1.), принимаем  (если m<6), ( если m>7), ожидаем что m<6;

- допускаемое контактное напряжение (табл. 4.2.1.), принимаем ;

nр- расчетная частота вращения шестерни;

К0 - коэффициент характера нагрузки:

,

- динамический коэффициент, учитывающий дополнительные нагрузки от ошибок в шаге зубьев колес: , принимаем =1,15;

 - коэффициент перегрузки, =1…1,25, принимаем =1,15;

 -коэффициент неравномерности нагрузки, =1…1,25, принимаем =1,1;

К - коэффициент долговечности службы колес:

Коэффициент долговечности имеет реальный смысл в пределах К=0,3…1

Если К<0,3, то принимается К=0,3.

Если К>1. то принимается К=1.

 - коэффициент, учитывающий использование мощности (табл. 4.4.2. в части 1 Матод. рук-во к выполнению курс. проекта, 1999 г.), выбираем =0,65;

- коэффициент, характеризующий работу передачи на разных частотах вращения (рис. 4.4.2.), выбираем =1,58, т.к. =0,65, а Rv=nmax/nmin=10…40 для всех передач данной коробки;

Т - долговечность работы передачи, Т=10…12 тыс. часов, выбираем Т=11000 часов;

x - число передач в элементарной коробке (у нас x=4);

N0 - базовое число циклов перемены напряжений для материала зубчатых колес (шестерен) (табл. 4.2.1.), выбираем 40Х с ТВЧ, N0=20*107 циклов.

nmin - минимальное число оборотов шестерен , об/мин.

Рассчитываем:


Расчет модуля с учетом предельного напряжения изгиба:

Зацепления между валами "0-1":

y=0,114 (табл. 4.4.1.) - коэффициент формы зуба

np=714 (об/мин)

Zш=57



Принимаем для зацепления между валами "0-1" модуль m=3.

Лимитирует напряжение изгиба.

Зацепления между валами "1-2":

=0,138 (табл. 4.4.1.) - коэффициент формы зуба

np=178 (об/мин)

Zш=72


Принимаем =4 (мм)


Принимаем для зацепления между валами "1-2" модуль m=4.

Лимитирует напряжение изгиба.

Зацепления между валами "2-3":

=0,138 (табл. 4.4.1.) - коэффициент формы зуба

np=56 (об/мин)

Zш=69


Принимаем =5 (мм)


Принимаем для зацепления между валами "2-3" модуль m=5.

Лимитирует напряжение изгиба.

3.       Расчет межосевых расстояний


Зная модуль и число зубьев Z1 и Z3 находим межосевое расстояние aw:


- Межосевое расстояние между валами "0-1":


- Межосевое расстояние между валами "1-2":


- Межосевое расстояние между валами "2-3":


4.       Расчет ширины венцов колес


- Если лимитирует напряжение изгиба:


- Если лимитирует контактная прочность:


Значение округляют до целого числа.

Минимально значение b=6мм

Во всех парах в проектируемой коробке лимитирует напряжение изгиба.

Зацепления между валами "0-1":

y=0,114

np=714 (об/мин)

Zш=57

m=3 (мм )


- Зацепления между валами "1-2":

y=0,138

np=178 (об/мин)

Zш=72

m=4 (мм )

- Зацепления между валами "2-3":

y=0,138

np=56 (об/мин)

Zш=69

m=5 (мм )


5.       Ориентировочный расчет диаметров валов


Ориентировочно, только из расчета на кручение, т.к. пока еще нет данных о расстояниях между опорами и размещении зубчатых колес, определяем диаметры валов по формуле:

 (3.2)

где .


6.       Определение модуля подгрупп по напряжениям изгиба



По программе определяется модуль передачи и ширина зубчатого колеса. После чего необходимо округлить эти значения до стандартных в большую сторону, поскольку программа выдает минимальные допустимые значения, удовлетворяющие заданным условиям работы.

7.       Расчет диаметров колес


Делительный диаметр  

Диаметр окружности впадин  

Диаметр окружности вершин  


Расчет проводим с помощью компьютерной программы. Программа вычисляет передаточное отношение зубчатого зацепления, как отношение числа зубьев колеса к числу зубьев шестерни. Таким образом, нет необходимости считать каждую пару зубчатых колес в коробке, а найти значения параметров наиболее нагруженных передач в каждой группе и принять эти размеры для всей группы передач.

8.       Расчет подшипников для 2-х опорных валов


9.       Подбор подшипников


.        Выбираем подшипники шариковые радиальные однорядные 7204 по ГОСТ 27365-87.

.

е=0,42 (стр 110 П.Ф.Дунаев,О.П.Леликов)

Суммарные реакции в опорах:


Второй подшипник нагружен сильнее, дальнейший расчет по второму подшипнику.


где V=1 - коэффициент, учитывающий вращение колец

Х=1; Y=0

КБ=1,3 - коэффициент динамичности нагрузки [Дунаев, табл. 9.19, с. 214]; КТ=1 - температурный коэффициент [Дунаев, табл. 9.20, с. 214


Расчетная долговечность подшипника:


Сr =26 кН - базовая радиальная динамическая грузоподъемность

m - показатель степени, m=3 - для шарикоподшипников;

Подшипник подобран правильно.

2.       Выбираем подшипники шариковые радиальные однорядные 7205 по ГОСТ 27365-87.

.

е=0,42 (стр 110 П.Ф.Дунаев,О.П.Леликов)

Суммарные реакции в опорах:


Второй подшипник нагружен сильнее, дальнейший расчет по второму подшипнику.


где V=1 - коэффициент, учитывающий вращение колец

Х=1; Y=0

КБ=1,3 - коэффициент динамичности нагрузки [Дунаев, табл. 9.19, с. 214];

КТ=1 - температурный коэффициент [Дунаев, табл. 9.20, с. 214


Расчетная долговечность подшипника:

Сr =29,2 кН - базовая радиальная динамическая грузоподъемность

m - показатель степени, m=3 - для шарикоподшипников;


Подшипник подобран правильно.

3.       Выбираем подшипники шариковые радиальные однорядные 7206 по ГОСТ 27365-87.

.

е=0,42 (стр 110 П.Ф.Дунаев,О.П.Леликов)

Суммарные реакции в опорах:


Второй подшипник нагружен сильнее, дальнейший расчет по второму подшипнику.


где V=1 - коэффициент, учитывающий вращение колец

Х=1; Y=0

КБ=1,3 - коэффициент динамичности нагрузки [Дунаев, табл. 9.19, с. 214];

КТ=1 - температурный коэффициент [Дунаев, табл. 9.20, с. 214


Расчетная долговечность подшипника:


Сr =38 кН - базовая радиальная динамическая грузоподъемность

m - показатель степени, m=3 - для шарикоподшипников;


Подшипник подобран правильно.

4.       Выбираем подшипники шариковые радиальные однорядные 7212 по ГОСТ 27365-87.

.


Суммарные реакции в опорах:


Второй подшипник нагружен сильнее, дальнейший расчет по второму подшипнику.


где V=1 - коэффициент, учитывающий вращение колец

Х=1; Y=0

КБ=1,3 - коэффициент динамичности нагрузки [Дунаев, табл. 9.19, с. 214];

КТ=1 - температурный коэффициент [Дунаев, табл. 9.20, с. 214


Расчетная долговечность подшипника:


Сr =91,3 кН - базовая радиальная динамическая грузоподъемность

m - показатель степени, m=3 - для шарикоподшипников;


Подшипник подобран правильно.

Система смазки


Для повышения долговечности, уменьшения трения и как следствие - износа, увеличение КПД передач, а так же уменьшение шума и вибраций в коробке скоростей предусмотрена система смазки.

Смазывание зубчатых колес, находящихся в зацеплении в коробке скоростей осуществляется централизованной системой смазки поливанием маслом без давления.

В паспорте станка рекомендуется употреблять веретенное масло марки "З" ГОСТ 1837-42. Масло, применяемое для смазки, должно быть чистым, бескислотным, не должно содержать воды и твердых частиц.

Подача масла осуществляется плунжерным насосом, подоющим масло их специального масляного разервуара. Для распределения масла по всей коробке и обеспечения равного подвода к зубчатым зацеплениям установлен маслораспределитель. От расходятся трубки к зонам контакта зубчатых колес.

На корпусе коробки скоростей вмонтирован маслоуказатель для отслеживания уровня масла. Также имеется пробка, для слива и последуещей смены масла.

Переключение скоростей


Коробка скоростей приводиться от электродвигателя, закрепленного на верхней части станка, через муфту и зубчатую передачу.

Восемь различных чисел оборотов шпинделя осуществляется передвижением двух двойных блоков шестерен.

Переключение шестерен осуществляется при помощи вилок, управляемых двумя рукоятками , расположенными на стенке корпуса коробки.

Переключение скоростей в данной коробке скоростей осуществляется установкой определенной комбинации положений рукояток.

Рукоятка поворачивается и вращает Г-образный рычаг, который входит в паз на ползуне. Ползун, представляет собой подвижную в осевом направлении вилку, перемещается по оси и передвигает блок шестерен в нужное зацепление. Из-за того, что валы вертикальные и существует опасность самопроизвольного перемещения блока шестерен под действием силы тяжести, предусмотрено стопорение рукояток в каждом положении включения.

Библиографический список


.Дунаев П.Ф. Леликов О.П. // Констуирование улов и деталей машин. Изд. 9-е, 2006 год.

. Леликов О.П. // Основы расчета и проектирования деталей и узлов. "Высшая школа", 1968, стр. 431.

. Методическое руководство к выполнению курсового проекта по металлорежущим станкам для студентов всех видов обучения специальности 0501 - Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструмент. Ч. 1 и Ч. 2. Изд. УПИ, Свердловск, 1978.

. Программа для расчетов mclspro.

Похожие работы на - Проектирование коробки скоростей фрезерного станка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!