Методы выбора инновационного проекта для реализации. Разработка инновационного проекта в сфере туризма

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,97 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы выбора инновационного проекта для реализации. Разработка инновационного проекта в сфере туризма














Курсовая работа

Методы выбора инновационного проекта для реализации. Разработка инновационного проекта в сфере туризма

Содержание


Введение

Глава I. Теоретические аспекты инновационной деятельности

.1 Понятие и цели инновационной деятельности

.2 Законодательство РФ об инновационной деятельности

Глава II. Разработка инновационного проекта в туристическом бизнесе

.1 Предмет инновационной деятельности и обоснование выбора данного проекта

.2 Составление расчетной сметы проектов

.4 Сравнительный анализ рисков проектов

.5 Анализ денежных потоков от проектов

Глава III. Пути развития инновационной активности субъектов бизнеса

.1 Вопросы формирования инновационной политики предприятия

Заключение

Список цитируемых источников и литература

Введение


Важность инновационной деятельности для стабильного экономического развития и государственного регулирования этого процесса в настоящее время признается не только в развитых странах, но и в большинстве государств мира, включая и Россию, о чем свидетельствуют недавно принятые на самом высоком уровне программные документы, в первую очередь «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». На реализацию данного выбора влияют многие факторы, как внутренние, так и внешние. Сегодня уже ясно, что «без определения долгосрочных целей социально-экономического развития и путей их достижения, учитывающих как исторические, социально-экономические и геополитические реальности России, так и закономерности современного этапа общемирового развития, экономическая политика нашего государства не будет иметь реальной перспективы»[1].

По имеющимся оценкам на сегодняшний день общая стоимость интеллектуальной российской собственности составляет около 400 млрд. долларов, из которых государству принадлежит около 90%. Данная собственность очень слабо используется в экономической деятельности предприятий.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день инновационная деятельность в коммерческих организациях ведется безсистемно, хаотично. Между тем, именно инновационные решения можно успешно планировать в любой сфере бизнеса. Нередко ИД предприятий заключается в том, чтобы заменить устаревшее оборудование на более производительное или произвести диверсификацию производства, наладив выпуск более рентабельной продукции. Между тем, инновационная деятельность более успешна именно в части нематериальных активов, т.е. вдалеке от производственных фондов предприятия. В принципе, любой новый брэнд способен, при должной его раскрутке, принести компании ощутимую дополнительную прибыль, причем в течение длительного периода.

Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать основные теоретические аспекты инновационной деятельности в Российской Федерации и разработать инновационный проект в сфере туристического бизнеса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

изучить понятие, цели и задачи инновационной деятельности;

рассмотреть современную правовую базу инновационной деятельности в Российской Федерации;

изучить вопросы оценки инновационных проектов с точки зрения их будущей эффективности;

разработать инновационный проект в сфере туристического бизнеса;

разработать мероприятия, направленные на усовершенствование инновационной стратегии бизнеса.

Предметом исследования является инновационная деятельность, объект исследования - инновационный проект в сфере создания коммерческого брэнда туристической компании.

Вопросы инновационной деятельности сегодня широко освещены в научной литературе, в средствах массовой информации.

Глава I. Теоретические аспекты инновационной деятельности

 

.1 Понятие и цели инновационной деятельности


Под инновационной деятельностью подразумевают вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо как новый подход к социальным услугам[2].

Вообще под инновацией понимают конечный результат инновационной деятельности, которому свойственно воплотиться в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость[3].

Инновационная деятельность, которая представляет собой НИОКР и внедрение их результатов в производство, является важнейшей сферой деятельности любой бизнес-организации. В [4] указывается на то, что в своей деятельности подразделения НИОКР должны опираться на маркетинговые исследования запросов и состояния рынка, и, следовательно, можно сказать, что они должны работать по заданию служб маркетинга. С другой стороны, отслеживание тенденций научно-технического процесса, прогнозирование и собственно разработка новых изделий требуют со стороны подразделений сферы НИОКР постановки задач маркетинговым службам по проведению соответствующей оценки рыночного потенциала новых изделий.

Задача НИОКР заключается в создании новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем. При проведении НИОКР, естественно, должны учитываться производственные культура, традиции, организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т. д. Но, пожалуй, самым важным обстоятельством является то, что НИОКР, как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический менеджмент фирмы. Стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса. Затраты на НИОКР - это вложения в будущее фирмы, но в то же время они связаны с высокими уровнями риска и неопределенности. При этом стоит заметить, что в большинстве случаев управление НИОКР является более важной задачей, чем сам процесс исполнения НИОКР, т.к. здесь также ответ на вопрос «куда идти?» остается более важным, чем вопрос «как идти?».

Важность первого вопроса состоит в том, что любая инновационная деятельность предполагает финансовые затраты, которые не могут быть безграничными. Причем, чаще всего, бизнес-организация привлекает на подобные цели заемные средства (кредиты, инвестиции), которые, тем более, не могут быть потрачены напрасно. Поэтому выбор сферы и точек приложения инновационной деятельности - наиболее важный этап этой деятельности. Точки приложения инновационной деятельности, которые будут обозначены в бизнес-организации, зависят от вида инновационной деятельности, который заложен в план стратегического развития. До настоящего времени основными видами инновационной деятельности на российских предприятиях являются технические и информационные инновации.

При переходе к широкому использованию инноваций в экономике особое значение приобретает вовлечение в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности посредством управления интеллектуальной собственностью - особым видом нематериальных активов.

В принципе, инновационная деятельность, как процесс, является составной частью производственно-коммерческого цикла предприятия и не имеет индивидуального правового обеспечения в данном качестве. С другой стороны, результатом инновационной деятельности может стать не только материальный продукт, но и продукт нематериальный, который также является предметом купли-продажи. Поэтому вопросы коммерческого обеспечения результатов инновационной деятельности имеют правовую подоплеку в рамках российского законодательства. Кроме того, инновационная деятельность в Российской Федерации является национальным приоритетом развития экономики страны, данный процесс определен как объект государственной поддержки, поэтому здесь также существует определенная законодательная база.

Конечно же, всякая инновация не может противоречить федеральному законодательству, как и бизнес вообще.

При рассмотрении вопросов коммерциализации инноваций очень важно определить

 

1.2 Законодательство РФ об инновационной деятельности


Следует сказать, что в области инновационной деятельности в Российской Федерации разработана довольно обширная правовая база. Ниже приведем список нормативно-правовых документов в данной области, изданных на федеральном уровне.

.        Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике»

.        Федеральный Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»

.        Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

.        Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге»

.        Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

.        Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

.        Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы»

.        Постановление Правительства РФ от 03.03 2001 г. № 159 «О Правительственной комиссии по научно-инновационной политике»

.        Постановление Госкомстата РФ от 07.10.94 г. № 204в ред. Постановлений Госкомстата РФ от 20.10.95 № 63, от 16.07.96 № 63, от 03.09.98 № 91, от 19.10.00 № 47 «Об утверждении государственной статистической отчетности по инновационной деятельности и инструкции по ее составлению»

.        Постановление правительства РФ от 13.10.99 № 1156 «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок»

.        Межведомственная комиссия совета безопасности РФ по безопасности в сфере экономики от 27.02.01 г. № 1 «О мерах по развитию инновационной деятельности как фактора повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции»

.        Инновационный совет при председателе Совета министров РСФСР 19.04.91 № 14-448, Министерство финансов РСФСР 14.09.91 № 16/135В «Об определении инновационной деятельности»

.        Постановление Совета Министров РСФСР от 27.03.91 № 171 «Об утверждении положения о государственной инновационной программе и типового положения о дирекции государственной инновационной программы»

.        Постановление Правительства РФ от 31.03.98 г. № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу»

.        Постановление Правительства РФ от 09.01.95 г. № 9 «О внесении изменений в положение о фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»

Следует отметить, что на региональном уровне существуют региональные законодательные акты, регламентирующие взаимоотношения субъектов инновационной деятельности.

Научно-техническая политика, ее база и ориентиры для реформы научно-технологического комплекса определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», Доктриной развития российской науки. Эти основополагающие документы определяют роль науки в обеспечении независимости и процветания страны, регламентируют систему экономических и правовых отношений в научно-технической сфере, права и обязанности государственных органов управления, различных субъектов научной и технологической деятельности[].

Текущая политика, выбор приоритетов и механизмов ее реализации на разных этапах уточняются и корректируются. Основой для этого являются Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а также программы социально-экономического развития страны, принимаемые правительством на краткосрочный и среднесрочный периоды.

1.3 Критерии отбора инновационных проектов

Под инновационным проектом будем понимать намечаемый к планомерному осуществлению, объединенный единой целью и приуроченный к определенному времени комплекс работ и мероприятий по созданию, производству и продвижению на рынок новых высокотехнологичных продуктов с указанием исполнителей, используемых ресурсов и их источников[6].

Для инновационного проектирования характерно рассмотрение работ и мероприятий всего жизненного цикла научно-технического проекта (НТП), начиная от концептуального этапа - НИР, далее ОКР, производство, эксплуатация. При этом учитывается и капитальное строительство, если оно необходимо для обеспечения названных этапов жизненного цикла.

Жизненный цикл инновационного проекта есть комплекс работ и мероприятий, выполняемых в строго определенной последовательности всеми исполнителями проекта. Таким образом, жизненный цикл проекта охватывает все стадии его реализации - от появления замысла, проведения НИОКР, подготовки производства и непосредственного производства продукции до ее реализации. В него может входить послепродажное обслуживание, эксплуатация, а иногда и утилизация продукта.

Работу проекта характеризуют следующие показатели:

·             вид, если работа (мощности, на которых она выполняется, специалисты) является дефицитной;

·             сроки (продолжительность) выполнения;

·             объем в стоимостном и натуральном выражении;

·             необходимые ресурсы (финансовые, трудовые, материальные, производственные);

·             заказчик (он же, как правило, инвестор), финансирующий работу;

·             исполнитель.

В системе стратегического планирования инновационной деятельности и производства показатели регулярных качественных и количественных оценок реализуемости проектов используются для обоснования потребности и достаточности ресурсов (финансовых, производственных, научно-экспериментальных, трудовых, материальных и др.), а также для принятия на этой основе оптимальных (с точки зрения достижения конечных коммерческих целей научно-технологического менеджмента) управленческих решений[6].

Постановка задачи оценки реализуемости проекта (ОРП) предполагает, что предварительное распределение ресурсов по этапам жизненного цикла (по направлениям расходования средств) уже произведено, но в дальнейшем оно может уточняться по результатам оценки реализуемости отдельных работ и мероприятий.

Целью ОРП является определение степени сбалансированности работ и мероприятий НТП с прогнозируемыми, в условиях имеющихся ограничений, возможностями по их выполнению. Под сбалансированностью в общем случае понимается как обеспечение соответствия научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы исполнителей проекта заданным разработкам по всему периоду выполнения проекта, так и обеспечение возможностей дальнейшей реализации этих разработок на последующих этапах жизненного цикла - в производстве и эксплуатации - в количестве, определяемом исходя из необходимости решения поставленных задач.

Как правило, новая технология вступает в определенную конкуренцию с технологиями, принятыми на данном предприятии. Если она отторгается существующей производственной системой, то можно говорить о непривлекательности новой технологии для данной системы. Если же новая технология не отвергается, принимается системой, то такую технологию можно считать в определенной мере привлекательной для последней.

Главными критериями эффективности инновационного проекта являются оценка его технико-экономической реализуемости с точки зрения предприятия, определение и оценка влияния его и альтернативных проектов на регион, его экономику, на окружающую среду и т.п. Задача оценивания проекта решается путем сравнительного анализа затрат и выгод как в масштабах предприятия, так и более крупных объектов (регион, отрасль, для крупных проектов - национальная экономика). В процессе выбора проекта проводится анализ социальных (влияние принимаемых решений на занятость и доходы, возможное изменение условий существования людей) и экологических последствий.

Выбор инновации должен быть связан с количественной оценкой выпуска продукции или услуг, с периодом наращивания объема производства и оказания услуг, а также с качественной оценкой продукции на предмет ее соответствия требованиям рынка. Необходимо проанализировать влияние альтернативных вариантов инновации на объемы требуемых капиталовложений, на издержки производства. Кроме расчета и анализа основных экономических и финансовых показателей, инновация должна быть полностью проверенной и использованной в производственном процессе, предпочтительно на том предприятии, которое ее предоставляет.

Выбор инновации должен быть связан с наличием основных производственных ресурсов или их полезной комбинацией в данном регионе. Технологический процесс, основанный на местных сырьевых материалах и ресурсах, может оказаться более предпочтительным, чем процесс, для которого основные ресурсы должны постоянно ввозиться извне, особенно если эти материалы иностранного происхождения и на их регулярное поступление влияют валютные или иные ограничения.

На выбор инновации могут влиять сроки и степень, в которой данная конкретная инновация может быть освоена. Может, в частности, случиться, что возникнут определенные трудности в связи с обучением технического персонала, требуемого для выполнения работы, за небольшой период времени.

Степень капиталоемкости может служить хорошей характеристикой при выборе инновации в сочетании с оценкой ее трудоемкости. Если рабочая сила в данном регионе стоит дорого, то капиталоемкая инновация является подходящей и экономически оправданной, в противном случае может оказаться предпочтительной более трудоемкая инновация.

Способы приобретения инновации могут принимать различные формы. Наиболее распространенными являются лицензирование инновации, ее покупка с безотлагательной уплатой стоимости или создание совместного предприятия, предусматривающего участие во владении им поставщика инновации. Остановимся подробнее на особенностях этих способов приобретения.

Лицензирование является весьма эффективным механизмом в сфере распространения инноваций. Лицензия дает право на использование запатентованной инновации и предусматривает передачу связанного с ней «ноу-хау» на взаимно согласованных условиях. В тех случаях, когда принято решение о лицензировании, желательно иметь пакет различных инноваций и определить основные параметры контракта.

Приобретение инновации на условиях покупки с безотлагательной уплатой применяется, когда должны приобретаться краткосрочные права на инновацию или «ноу-хау» и когда практически маловероятны последующие усовершенствования инновации или необходимость в постоянном обращении за помощью в отношении использования инновации к ее владельцу (поставщику).

Стоимость инновации определяется в ходе переговоров между спонсорами проекта и собственником инновации. Для оценки соответствующей платы за инновацию и услуги можно воспользоваться различными способами. В некоторых случаях можно ссылаться на платежи за аналогичную инновацию в той же отрасли, если удастся получить такую информацию. Можно также сделать оценку различных альтернатив платежей, таких как паушальная сумма (Pauschalsumme - общая сумма возмещения, нем.), продолжительная выплата роялти в определенном размере или комбинация обоих способов. Выплата роялти является более подходящей, если инновация требует поддержки от поставщика в течение достаточно длительного периода времени.

В качестве основных методов ОРП приняты[6]:

а) балансовый метод, когда осуществляется взаимное сопоставление располагаемых ресурсов и потребностей в них для реализации проектных работ и мероприятий.

б) метод последовательного приближения к искомому балансу, когда путем итеративного уточнения исходных данных проводится улучшение реализуемости проекта.

Общий порядок проведения ОРП должен предусматривать:

·             формирование варианта реализации проекта;

·             расчет показателей затрат ресурсов, необходимых для выполнения проекта по всему жизненному циклу его работ и мероприятий;

·             количественное определение ресурсных ограничений;

·             расчет технико-экономических показателей работ и мероприятий проекта;

·             расчет показателей реализуемости проекта;

·             анализ показателей и коррекция (в случае необходимости) исходных данных для последующих циклов расчетов.

Показатели, используемые для ОРП, должны отражать:

* обеспеченность финансированием всех работ и мероприятий проекта (НИОКР, серийного производства, капитального строительства производственной и научно-экспериментальной баз и т.д.);

·             напряженность работ и мероприятий проекта по трудоемкости;

·             обеспеченность научно-экспериментальными средствами;

·             наличие средств технологического обеспечения производства;

·             продолжительность технологических циклов выполнения работ и мероприятий проекта;

·             обеспеченность кооперационными поставками (по номенклатуре, объемам, срокам).

Формирование и выполнение НТП, отвечающего условиям реализуемости, является многокритериальной задачей программно-целевого планирования и управления, для которой область допустимых решений определяется рядом традиционно используемых критериев реализуемости, ранжированных в соответствии с принципом их приоритетности:

·             по обеспеченности НТП научно-техническим заделом F1;

·             по коммерческой целесообразности F2;

·             по заданному научно-техническому уровню F3;

·             по специализации исполнителей проекта F4;

·             по продолжительности работ и срокам их выполнения F5;

·             по составу, стоимости работ и ограничениям по объемам финансирования F6;

·             по обеспеченности трудовыми ресурсами F7;

·             по составу, качеству и количеству материально-технических ресурсов F8;

·             по ограничениям на производственные возможности (производственные площади и оборудование) F9;

·             по капитальным вложениям и капитальному строительству F10;

·             по возможностям производственной и сбытовой кооперации F11.

Одним из самых распространенных методов многофакторной оценки являются методы математической статистики, в частности, метод множественной регрессии и корреляции[7]. Одним из известных методов решения задачи измерения качественно разнородных критериев и сведения их к одному обобщенному показателю является метод кластерного анализа математической теории распознавания образов. Но при этом следует учесть, что «при большом количестве наблюдений иерархические методы кластерного анализа не пригодны. В таких случаях используют неиерархические методы, основанные на разделении, которые представляют собой итеративные методы дробления исходной совокупности. В процессе деления новые кластеры формируются до тех пор, пока не будет выполнено правило остановки»[8].

Анализ возможности применения обоих этих методов для решения задачи определения интегрального показателя оценки реализуемости инновационного проекта показал, что полученная указанными методами оценка не может быть объективной по следующим причинам:

·             сведение технико-экономических показателей реализуемости проекта в некоторый обобщенный недопустимо из-за их разнородности;

·             методы не учитывают качественного влияния отдельных показателей на обобщенный;

·             обобщенный показатель не чувствителен к изменению системы показателей проекта, что ставит под сомнение и отражается на его объективности.

На рисунке 1 приведем схему процедуры оценки реализуемости проекта в части его финансового обеспечения.

По приведенной схеме может проверяться:

·             обеспеченность по срокам разработки;

·             напряженность производственной программы научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы проекта;

·             напряженность производственной программы промышленной базы проекта;

·             обеспеченность опытно-экспериментальными и испытательными средствами;

·             обеспеченность работ технологическая;

·             обеспеченность новыми материалами;

·             обеспеченность капитальными вложениями;

·             обеспеченность работ по кооперации.

Рисунок 1 Схема оценки реализуемости инновационного проекта

Основные мероприятия по сбалансированию потребных и располагаемых ресурсов заключаются в уточнении номенклатуры, объемов и сроков выполнения работ в соответствии с их приоритетами; в определении ограничений по финансовым и производственным ресурсам; в перераспределении объемов работ с целью выравнивания загрузки исполнителей проекта; в оптимизации кооперации.

Решение задачи определения объемов финансирования и прогнозирования сроков завершения отдельных работ и мероприятий проекта заключается в следующем:

·             в ранжировании отдельных работ и мероприятий по приоритетам;

·             в определении потребного финансирования работы или мероприятия в зависимости от состояния их выполнения в данный момент времени;

·             в приведении объемов финансирования по каждой работе (мероприятию) проекта в соответствие с ограничением по суммарному объему финансирования проекта.

Распределение финансирования должно осуществляться в фиксированных ценах, с учетом дисконтирования затрат.

В качестве основных критериев оценки работ и мероприятий проекта, определяющих их ранжирование по приоритетам, принимаются: значимость отдельных работ и мероприятий для реализации конечных целей проекта, состояние работ (близость к завершению).

состояние равновесия потребных и располагаемых финансовых ресурсов должны быть положены следующие прагматические соображения:

. Для каждой i-й работы существует потребный уровень финансирования SI, который определяется стадией (степенью завершенности), на которой она находится, и нормативным сроком ее завершения TI.

. Сумма всех потребных уровней, как правило, превосходит объем располагаемого финансирования ССУМ (иначе оценка реализуемости по показателю финансовых возможностей теряет смысл).

. В условиях дефицита средств лицо, принимающее решение, должно определить степень сокращения (секвестирования) объема финансирования каждой или некоторых работ по сравнению с потребной величиной с тем, чтобы уложиться в заданные ограничения. При этом предполагается, что все работы предварительно проранжированы по приоритетам.

Выбранная степень жесткости проводимой политики должна быть компромиссом между распылением средств по более обширной номенклатуре работ, приводящим к чрезмерному затягиванию сроков их завершения, с одной стороны, и необходимостью проведения возможно более широкой номенклатуры работ для сохранения всех необходимых направлений и поставленных целей проекта, с другой.

Задача определения такой степени жесткости практически неформализуема и единственный путь ее выбора - это экспертные оценки прогнозируемых результатов ее последовательной реализации в течение расчетного периода (с необходимой коррекцией).

Этот процесс - итерационный. Основные требования к его сходимости при решении задачи следующие:

·             простота. Желательно, чтобы управление степенью жесткости осуществлялось минимальным числом параметров;

·             монотонность;

·             соответствие смыслу задачи при крайних значениях приоритетов: (а) при нулевом приоритете работы средства временно не должны выделяться; (б) при сколь угодно большом значении приоритета поправочный коэффициент к потребному финансированию не должен превосходить единицы. Этим требованиям соответствует функция вида: Ki = 1-(a/Ri).b , где: Ki <= 1 - поправочный коэффициент, путем умножения которого на величину потребного финансирования Si определяется реально возможное финансирование; Ri - приоритет конкретной i-й работы; a - вспомогательный параметр, путем подбора значения которого обеспечивается выполнение суммарных финансовых ограничений (он определяется путем решения уравнения a.Si.Ki.Si = Ссум); b - параметр, управляющий степенью жесткости проводимой политики.

Основным свойством этой функции является возможность путем варьирования параметра b получить любую степень жесткости: от равномерного секвестирования всех работ (при b=0 все Ki = 1) до сохранения финансирования ряда работ на максимальном уровне при «замораживании» других, например, при 8 <= b<= 10, если шкала приоритетов дискретно изменяется от 1 до 10. Тогда при промежуточных значениях 0<b<8 реализуются промежуточные варианты, при этом, чем больше b, тем сильнее отличаются друг от друга коэффициенты Ki.

Конечно же, любую инновацию следует рассматривать, прежде всего, как инвестиции в тот или иной проект. Исходя из данного допущения, оценка эффективности проекта должна производиться, прежде всего, с финансовой стороны, то есть с точки зрения рентабельности, доходности, срока окупаемости.

В качестве выводов по главе I можно сказать, что инновационная деятельность является необходимым условием для динамичного развития всякой бизнес-системы. В Российской Федерации разработана довольно обширная законодательная база инновационной деятельности, но существуют проблемы с финансированием крупных инновационных проектов на государственном уровне.

При выборе инновационного проекта для финансирования необходимо качественно оценить его будущую эффективность. Единой методики такой оценки не существует, поэтому лица, принимающие решения, должны самостоятельно определять систему показателей, которые характеризовали бы эффективность инновации.

В данной работе предложен алгоритм оценки эффективности проекта, который позволяет смоделировать оценочный процесс.

инновационный проект риск денежный поток

Глава II. Разработка инновационного проекта в туристическом бизнесе

 

.1 Предмет инновационной деятельности и обоснование выбора данного проекта


Современный туристический бизнес в России за последние десять лет совершил поистине огромный скачок в своем развитии. Начиная с конца перестройки, российские турфирмы начали набирать обороты, пока кризис 1998 года не оставил на рынке лишь самых стойких игроков. Но за последние годы ситуация снова изменилась в сторону перенасыщения рынка туристическими агентствами. За год в российской столице открывается до ста новых турагентств, но только менее 30% из них «доживают» до своего трехлетия. На 2010 год в одной только Москве насчитывалось около 7 тысяч туристических агентств. Подобная привлекательность обуславливается относительно небольшими инвестициями (около $10.000), минимальным количеством персонала (от четырех-пяти человек) и кажущейся простотой задачи. Однако бизнес в этой отрасли сопровождается достаточным количеством рисков, способных разорить инвестора[9].

В данной курсовой работе необходимо рассмотреть два альтернативных инновационных проекта и выбрать один из них для реализации. В качестве объекта исследования выбрано туристическое агентство «Лотос», расположенное в г. Москве по адресу: г. Москва, пер. Вершининский, д. 14, офис 241.

Туристическое агентство ОАО «Лотос» функционирует на рынке туруслуг с января 2002 года. Основное направление бизнеса данного предприятия - организация круизов на теплоходах по речным маршрутам по Москве-реке, Волге, Дону. К услугам клиентов имеются два собственных теплохода системы «река-море» повышенной комфортности на 620 и 735 мест, а также возможность аренды речных и морских судов в портах Москвы, Нижнего Новгорода, Астрахани, Ростова-на-Дону, Новороссийска.

Ввиду сезонности данного бизнеса компания разрабатывает стратегию развития зимних видов туризма в российской глубинке: лыжные маршруты, санные спуски, зимняя рыбалка на Волге и Оке. Кроме того, компания планирует выпустить ценные бумаги (облигации) для привлечения долевого финансирования в свой бизнес.

 

2.2 Составление расчетной сметы проектов


Для достижения стратегических целей менеджмент компании разработал два инновационных проекта - проекты А и Б.

Проект А представляет собой технологическую инновацию - строительство лыжного маршрута с применением технологии «нетающего снега», т.е. с покрытием, обеспечивающим сохранение всех характеристик лыжни при температурах до +15 градусов. Данная технология, которую разрабатывает Инновационный Центр РАН, позволит проводить обслуживание клиентов в период с середины октября до середины апреля. Кроме того, совершенно исключается таяние лыжни в зимний период и сохранение ее технических характеристик в пределах потребных.

Проект Б представляет собой коммерциализацию изобретения специалистов ОАО «Лотос» в сфере водного туризма, которое позволяет проводить водные турпоходы на водоемах с глубиной до 0,5 метра с любой водной растительностью. Реализация данного проекта будет способствовать дополнительному увеличению потока клиентов на 40-50 процентов ежесезонно.

В таблице 2.1 представим затратные сметы проектов А и Б по состоянию на июль 2011 года.

Таблица 2.1

Затратные сметы инновационных проектов, тыс. руб.

Наименование проекта

Затраты на НИОКР

Затраты на документирование и лицензирование

Материально-технические затраты

Прочие затраты

Итого

Проект А

5128

21

585120

10240

600909

Проект Б

42

240

12340

22130

34152


Как видно из таблицы 2.1, проект А требует в 17 раз больше капиталовложений (инвестиций), нежели проект Б. Для того чтобы оценить инвестиционную привлекательность данных проектов, необходимо проанализировать инвестиционные возможности самой компании и внешних инвесторов.

2.3 Анализ инвестиционного потенциала ОАО «Лотос»

Инвестиционный потенциал ОАО «Лотос» обусловлен результатами хозяйственной деятельности общества, наличием чистой прибыли, которую можно направить на инвестирование одного из проектов.

В таблице 2.2 приведем анализ формирования прибылей и убытков компании за 2010 год.

Таблица 2.2

Анализ прибылей и убытков компании ОАО «Лотос» за 2010 год

Статья прибылей (убытков)

Объем в 2010 году, тыс. руб.

Объем за аналогичный базовый период (2009 год)

Динамика

Валовая прибыль от оказания туристических услуг

248372

315490

67047

Прибыль от прочих видов деятельности

243

24152

23909

Затраты на услуги операторов

51232

62190

10958

Затраты на аренду транспорта

21345

32871

11526

Затраты на страхование клиентов

18763

22315

3552

Затраты на заработную плату

32402

48912

16510

Затраты на обслуживание основных фондов

18913

7699

Затраты на управление

14214

16314

2100

Прочие затраты

7110

11225

4119

Итого затрат

156276

212740

56464

Балансовая прибыль

92339

126902

34563

Налог на прибыль

35089

48223

13134

Чистая прибыль

57250

78769

21219

Нераспределенная прибыль

9241

45619

36378

Коэффициент рентабельности услуг

0,23

0,23

0


Как видно из таблицы 2.2, практически все показатели возросли в 2010 году по сравнению с 2009 годом, что говорит о развитии данного бизнеса.

Сумма нераспределенной прибыли представляет собой объем средств, которые остаются после выплаты дивидендов и прочих обязательств, предусмотренных к выплатам из чистой прибыли.

При формировании инвестиционной стратегии необходимо учитывать тот факт, что сумма нераспределенной прибыли может быть заложена на следующий финансовый год в виде инвестиционных затрат (затрат на инновационную деятельность), которая не будет облагаться налогом на прибыль. Для того чтобы определить примерный лимит внутреннего инвестирования, можно воспользоваться методом дисконтирования. В этом случае объем инвестиционного ресурса в 2007 году составит:

ИР (2007) = [[(НП (2010)/НП (2009)) * НП (2010)]+НП (2010)] *(1-КД)(1)

Где ИР - объем внутреннего инвестиционного ресурса;

НП - сумма нераспределенной прибыли соответствующих годов;

КД - коэффициент дисконтирования.

Коэффициент дисконтирования можно определять различными способами. Нередко данный показатель определяется, исходя из величины внутренней нормы доходности.

Примем коэффициент дисконтирования в данном случае равным 0,14.

Тогда ИР = ((45619/9241)*45619+45619)*0,86=232910 тыс. руб.

Итак, объем прогнозируемого внутреннего ресурса при сохранении существующий динамики развития бизнеса позволяет реализовать проект Б исключительно за счет собственных ресурсов.

Проект А может быть реализован при наличии внешнего инвестора, что довольно затруднительно для исследуемой компании по следующим причинам:

компания не готова к первичному размещению ценных бумаг на рынке;

компания не обладает достаточным уровнем деловой репутации, что необходимо для активного привлечения долевого финансирования;

существуют трудности в оценке эффективности проекта А для нужд инвестора.

 

2.4 Сравнительный анализ рисков проектов


Итак, исходя из наличия внутренних инвестиционных ресурсов, мы выбрали для реализации инновационный проект Б.

Теперь необходимо оценить риски данного проекта и способы их снижения.

Риск инвестиционных проектов при внутреннем инвестировании (из собственных средств компании) соразмерим с общими рисками данного бизнеса.

В таблице 2.3 приведем экспертный анализ рисков ОАО «Лотос».

Таблица 2.3

Оценка рисков турагентства «Лотос»

Вид риска

Наименование

Оценки экспертов



№1

№2

№3

№4

№5

Итого

Конкурентный

Высокий уровень конкуренции

10

10

9

10

9,6


Растущие запросы клиентов

7

8

8

10

9

8,4

Финансовый

Возрастают расходы по всем статьям

10

10

10

10

10

10,0


Возрастает кредиторская задолженность

10

9

8

10

9

9,2


Возрастают объемы штрафов, пеней и прочих обязательств такого рода

8

4

5

7

4

5,6


Снизилась динамика капитализации

10

9

8

8

9

8,6


Слабо используются финансовые инструменты

7

7

8

6

7

7,0

Организационно-управленческий

Недостаточно квалифицированный персонал

10

10

9

10

8

9,4


Слабая структура управления

5

6

7

7

6

6,2


Множественные сбои при взаимодействии с другими туроператорами РФ и зарубежья

10

9

9

10

10

9,6

Общая безопасность

Не всегда действует система страхования на транспорте

10

9

8

10

9,2

Прочие факторы

Сезонность бизнеса

7,2

7,1

6,4

8,3

8,0

7,4


Из таблицы 2.3 видно, что данный бизнес имеет довольно высокий уровень рисков разных видов. Особенно высоки конкурентные риски, которые влияют на устойчивость поступления прибыли в компанию. Предельно высок риск роста расходов на организацию бизнеса, что также говорит о необходимости крайне взвешенного подхода к реализации проекта Б.

 

2.5 Анализ денежных потоков от проектов


В таблице 2.4 представим анализ денежного потока, который прогнозируется при реализации проекта А и проекта Б.

Таблица 2.4

Денежные потоки от внедрения инноваций

Проект А

Затраты на НИОКР

Строительство

Подготовка

Эксплуатация до точки окупаемости

2008

(5128)

(33211)



2009


(421909)

(130000)


2010




85700

2011




134200

2012




370348

Проект Б





2007

(42)

(12340)



2008



(22130)

12300

2009




22212


Из таблицы 2.4 видно, что проект Б окупается на третий год реализации, в то время, как проект А - только на пятый. Проект А генерирует достаточно крупные финансовые потоки в течение предельного срока службы трассы - 25 лет. Срок службы транспортных средств проекта Б практически не ограничен, т.к. происходит непрерывный процесс их замены. В то же время учитывая конкуренцию, расчетный период прибыльности проекта Б составляет около 5-7 лет.

Исходя из данных показателей, можно сказать, что проект А более перспективен, хотя и сопряжен с большим объемом первоначальных затрат. Перспективность данного проекта обуславливается следующими его характеристиками:

длительным периодом эксплуатации с низким уровнем текущих затрат (ежегодные затраты на обслуживание трассы и инфраструктуры составят не более 8% от ее стоимости);

меньший конкурентный риск проекта А, т.к. строительство подобной трассы довольно капиталоемко, кроме того требует особых разрешений государственных органов (природоохрана, геодезия и т.д.);

данная трасса может быть использована в ходе подготовки спортсменов к олимпийским играм.

Итак, в главе II был произведен сравнительный анализ предпочтительности инновационных проектов для их реализации. Были использованы финансовые методы и методы оценки рисков.

Следует учесть тот факт, что с точки зрения безопасности бизнеса предпочтительнее обходиться собственными средствами для инвестирования инновационной деятельности. Но позволить себе инвестировать серьезные проекты за свой счет могут далеко не все. Поэтому лучше разработать программу по привлечению внешних ресурсов для инвестирования инноваций. К сожалению, вопросы привлечения инвесторов в России до сих пор крайне слабо проработаны, поэтому предприятию остаются большей частью банковские кредиты.

 

Глава III. Пути развития инновационной активности субъектов бизнеса

 

.1 Вопросы формирования инновационной политики предприятия


Инновационная деятельность в сфере малого и среднего бизнеса на сегодняшний день является наиболее эффективной точкой приложения государственной поддержки. Сфера туризма во всем мире является одной из наиболее доходных в формировании национального ВВП, в то время как в России данный бизнес не приносит ощутимых доходов в бюджет.

Очевидно, что далеко не каждый владелец бизнеса способен вплотную заняться инновационной деятельностью, т.к. это далеко не всегда дает ожидаемый эффект, кроме того, инновационная деятельность невозможна без создания соответствующей структуры на федеральном и региональном уровне.

Правительство РФ уже довольно длительное время занимается вопросами инновационной деятельности, но зачастую эта деятельность происходит большей частью на бумаге, нежели в реальном производстве. Проблем тут множество, главная из которых - недостаточное финансирование инновационной деятельности. Ведь ни для кого ни секрет, что всякий инвестиционный проект сопряжен с определенной долей риска невозврата капиталовложений. По международной статистике, только 3 из 5 инвестиционных программ реализуются с отдачей, два остальных не оправдывают затрат.

Формирование инновационной стратегии предприятия необходимо в нескольких случаях:

Если предприятие намерено двигаться по пути устойчивого развития бизнеса в рамках определенной стратегии развития, при этом у менеджмента предприятия достаточно и средств, и воли для этих целей;

Если государство определило систему действительных экономических рычагов, способствующих экономическому росту бизнеса. К примеру, такими рычагами могут стать налоговые, кредитные, инвестиционные и т.д.

Если предприятие способно организовать системный подход к управлению бизнесом, в том числе и должный уровень коммерциализации инновационного продукта. На самом деле инновационный потенциал заложен не только в стенах НИИ и лабораторий, но и на самом рядовом предприятии. Задача менеджмента состоит в том, чтобы умело использовать коммерческий потенциал инноваций, чтобы получать должный финансовый эффект от их внедрения или коммерческой реализации.

Инновационная политика предприятия должна содержать в себе перечень следующих вопросов:

Группа А. Как мы работаем. То есть, каково действительное состояние всех участков бизнеса.

Группа Б. Где мы находимся. То есть, каково положение нашего бизнеса по сравнению с конкурентами.

Группа С. Куда мы стремимся. Каковы цели и перспективы нашего бизнеса.

Группа Д. Что можно сделать, чтобы достигнуть данных высот.

Группа Е. Каковы наши резервы и ресурсы.

Нужно сказать, что инновационный потенциал можно обнаружить в любом подразделении организации. Кроме того, в балансе существует целая статья нематериальных активов, которые способны приносить основной доход компании (так нередко случается за рубежом).

Инновационная деятельность является необходимым условием для динамичного развития всякой бизнес-системы. В Российской Федерации разработана довольно обширная законодательная база инновационной деятельности, но существуют проблемы с финансированием крупных инновационных проектов на государственном уровне.

Заключение


Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать основные теоретические аспекты инновационной деятельности в Российской Федерации и разработать инновационный проект в сфере туристического бизнеса.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

изучены понятие, цели и задачи инновационной деятельности;

рассмотрены современная правовая база инновационной деятельности в Российской Федерации;

изучены вопросы оценки инновационных проектов с точки зрения их будущей эффективности;

произведена оценка инновационных проектов, исходя из их финансовой составляющей и уровня рисков;

даны рекомендации в плане формирования инновационной стратегии предприятия.

В данной работе предложен алгоритм оценки эффективности проекта, который позволяет смоделировать оценочный процесс.

В главе II был произведен сравнительный анализ предпочтительности инновационных проектов для их реализации. Были использованы финансовые методы и методы оценки рисков.

Следует учесть тот факт, что с точки зрения безопасности бизнеса предпочтительнее обходиться собственными средствами для инвестирования инновационной деятельности. Но позволить себе инвестировать серьезные проекты за свой счет могут далеко не все. Поэтому лучше разработать программу по привлечению внешних ресурсов для инвестирования инноваций. К сожалению, вопросы привлечения инвесторов в России до сих пор крайне слабо проработаны, поэтому предприятию остаются большей частью банковские кредиты.

Инновационная деятельность в сфере малого и среднего бизнеса на сегодняшний день является наиболее эффективной точкой приложения государственной поддержки. Сфера туризма во всем мире является одной из наиболее доходных в формировании национального ВВП, в то время как в России данный бизнес не приносит ощутимых доходов в бюджет.

Список цитируемых источников и литература

Цитируемые источники:

.        Стратегия социально-экономического развития России - инновационный путь // Российский экономический журнал. - 2000. - № 4. - С. 11-16.

.        Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под редакцией П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.И. Миндели. Издание 2-е, переработанное и дополненное - М., ЦИСН, 2003 - 321 С.

.        Бекетов Н.В., Павлова С.Н. Оценка экономической эффективности инноваций и состояния охраны интеллектуальной собственности в Республике Саха (Якутия) - М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2003 - С. 19

.        Орлов А.И. Менеджмент: Учебник - М.: Знание, 2000 - 468 С.

.        Рашкин В.Ф. Некоторые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации / Недвижимость и инвестиции - 2002 - № 2-3, С.14-16, 23-24.

.        Бендиков М.А. Оценка реализуемости инновационного проекта / Менеджмент в России и за рубежом - 2001 - № 2 - С. 37-43.

.        Эконометрика под ред. И.И.Елисеевой М.: «Финансы и кредит», 2002. - 250 С.

.        Чубукова И.А. Data Mining - М.: ИУВТ, 2010 - 384 С.

.        Карпенко Н. Риски в туристическом бизнесе: первые шаги турагентства / Маркетинг услуг - 2010 - № 7 - С. 33-35.

Литература:

1.       Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации // Сборник статей по экономике - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003 - С 164-173

2.       Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. Конспект лекций - Таганрог: ТТУ, 2001

.        Егоров Е.Г., Бекетов Н.В. Научно-инновационная система региона: структура, функции, перспективы развития - М.: Academia, 2002 - 224 С.

.        Зуб А.Т. Стратегический менеджмент - М., 2002 - 261 С.

.        Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под редакцией П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.И. Миндели. Издание 2-е, переработанное и дополненное - М., ЦИСН, 1998

.        Ковалев В.В. Финансовый анализ - М.: Финансы и статистика, 1997 - 512 С.

.        Кокурин Д.И. Инновационная деятельность - М.: Экзамен, 2001.

.        Масленникова Н. Концепция развития инвестиционной восприимчивости организаций в инновационной сфере / Менеджмент сегодня - 2002 - № 1 - С. 14-17.

.        Орлов А.И. Менеджмент. Учебник - М.: Изд-во «Изумруд», 2004 - 298 С.

.        Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций - М.: Финансы и статистика, 2000 - 272 С.

Похожие работы на - Методы выбора инновационного проекта для реализации. Разработка инновационного проекта в сфере туризма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!