Проектирование двухступенчатого планетарного редуктора

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    166,71 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектирование двухступенчатого планетарного редуктора

Содержание


1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИ

. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И СИЛОВОЙ РАСЧЕТ ПЛАНЕТАРНОГО РЕДУКТОРА

. РАСЧЕТ РАЗМЕРОВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ПЛАНЕТАРНОГО РЕДУКТОРА ИЗ УСЛОВИЯ КОНТАКТНОЙ ПРОЧНОСТИ АКТИВНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЗУБЬЕВ

. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ПЛАНЕТАРНОГО РЕДУКТОРА ПО КРИТЕРИЮ ИЗГИБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЗУБЬЕВ

. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ПЛАНЕТАРНОГО РЕДУКТОРА ИЗ УСЛОВИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПОДШИПНИКОВ САТЕЛЛИТОВ

. ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ

. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛА БЫСТРОХОДНОЙ СТУПЕНИ

. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ БЫСТРОХОДНОГО ВАЛА

. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ТИХОХОДНОГО ВАЛА

. РАСЧЕТ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

. РАСЧЕТ МУФТОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

. ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ РАСЧЕТ КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЕЙ

. РАСЧЕТ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

. РАСЧЕТ КПД РЕДУКТОРА.

. ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Техническое задание

Задание включает компоновочную схему двухступенчатого планетарного редуктора, график вращающего момента на тихоходном валу, исходные данные для расчета.


Исходные данные:

Максимальный момент на тихоходном валу: ;

Частота вращения: ;

Передаточное число: ;

Режим нагрузки: III;

Долговечность: ;

Параметр: ;

Марка стали колес : 12X2H4A;

Термообработка активных поверхностей их зубьев: Цементация.


Гистограмма нагрузки:

;

;

;

;

;

 

. Кинематический и силовой расчет планетарного редуктора


Компоновочная схема: .

Находим параметр  быстроходной ступени, из формулы для расчета общего передаточного отношения

;

.

Расчет частот вращения основных звеньев планетарных передач


Расчет относительных частот вращения сателлитов


Расчет моментов, действующих на основные звенья ступеней планетарных передач


Таблица 1. Результаты кинематического и силового расчета планетарного редуктора

Величина

Тихоходная ступень

Быстроходная ступень


Формула

Значение

Формула

Значение

Задано3,23,9





, об/мин2941440,6





, об/миннеподвижно0неподвижно0





, об/мин70294





, об/мин2241146,6





, об/мин-70-294





, об/мин-203,6-790,8





, Н·м-714,3145,6





, Н·м-2285,8-567,8





, Н·м3000713,4







3. расчет размеров зубчатых колес планетарного редуктора из условия контактной прочности активных поверхностей зубьев


Расчет эквивалентного времени


Расчет эквивалентного числа циклов


Расчет коэффициента долговечности

Для колес a и g базовое число циклов принимаем  циклов, т.к. твердость поверхности зубьев , для колеса b, предварительно считаем его твердость меньше , тогда  циклов.


Расчет допускаемых напряжений

Твердость поверхности при цементации стали 12Х2Н4А 57-63 HRC, для шестерни и колеса, по таблице 2.6.

Предел выносливости при цементации рассчитывается по формуле  МПа.

Рассчитывая по нижнему значению твердости, получим:


Коэффициент безопасности при цементировании:

Допускаемые напряжения для шестерни:


Допускаемые напряжения для зацепления:

Расчетный момент на шестерне


Передаточное число в зацеплении a-g


Определение относительной ширины шестерни

Из опыта проектирования планетарных передач с механизмом А установлена оптимальная относительная ширина центральных колес с внутренними зубьями:  при этом для тихоходной ступени значение  лучше выбирать из диапазона 0,15 - 0,18, а для быстроходной из диапазона 0,12 - 0,15.


Расчет коэффициента неравномерности распределения нагрузки в зацеплении a-g

Из графика 6.16, с 131[6] находим значения коэффициента  для тихоходной ступени  и для быстроходной ступени .  для обеих ступеней т.к. считаем что зубья не прирабатываются, Коэффициент неравномерности распределения нагрузки между сателлитами:  - для тихоходной ступени и  для быстроходной.


Расчет начального диаметра шестерни (центрального колеса a)


Расчет начального диаметра сателлита и центрального колеса


4. Определение размеров зубчатых колес планетарного редуктора по критерию изгибной выносливости зубьев


Эквивалентное время


Эквивалентные числа циклов нагружения колес

Коэффициент долговечности

Базовое число циклов принимаем равным:

;

Как видно из ранее вычисленных значений , для всех колес получается , поэтому принимаем


Расчет допускаемых напряжений

Твердость поверхности при цементации стали 12X2Н4А (57-63) HRC, колеса  и изготовлены из этой стали с данной термообработкой, следовательно:



Подбор чисел зубьев

Для тихоходной ступени принимаем , тогда:


Округляем до ближайшего четного числа .

;

;


Для быстроходной ступени принимаем , тогда:

.

Округляем до ближайшего четного числа .


Величины коэффициентов формы зубьев колес планетарного ряда


Расчет отношений.


Принимаем:


Расчетный момент на шестерне (солнечном колесе)

;


Определение относительной ширины шестерни

Величину относительной ширины шестерни оставляем той же, что и в расчете на контактную прочность:

.

Величина коэффициента неравномерности распределения нагрузки по ширине венцов и среди сателлитов. Принимаем  - для обоих ступеней,  - для тихоходной ступени и  - для быстроходной:


Определение значение коэффициента

По таблице 2.8 [6] выбираем:

Делительный диаметр шестерни (солнечного колеса)

;


Предварительное значения модуля


Корректировка числа зубьев

Так как  то проводим корректировку чисел зубьев колес:



Таблица 2. Окончательные значения параметров рассчитываемой планетарной ступени

Величина

Тихоходная ступень

Быстроходная ступень


Формула

Значение

Формула

Значение

1919





2029





5977





Рис 2.23 [6]4,12Рис 2.23 [6]4,1





Рис 2.24 [6]4,06Рис 2.24 [6]3,81





Рис 2.23 [6]3,55Рис 2.23 [6]3,55





470,6470.6





353353





0,88·10-20,87·10-2





1,15·10-21,08·10-2





3,52





66,538





7058





206,5154





3,1054,053





39,2522,19





0,590,584






Скорректированная ширина венцов

Так как лимитирующей прочностью в обоих проектируемых передачах является контактная выносливость активных поверхностей зубьев, т.е. выполняется условие, то рабочую ширину рассчитываем по формуле:


Уточнение относительной ширины зубчатого венца солнечного колеса:


Обоснование выбора марки стали и ее термообработки для колеса b

Тихоходная ступень:

Величина контактных напряжений в зацеплении :


Требуемая для этого уровня напряжений твердость поверхностей зубьев колеса b:


Действующие максимальное напряжения изгиба в зубьях колеса b:


Необходимая для этого уровня напряжений твердость сердцевины зубьев:


Большее значение твердости из двух рассчитанных, принимаем в качестве нижнего предела твердости зубьев центрального колеса с внутренними зубьями, по этому значению выбираем марку стали, обеспечивающую требуемую твердость при термическом улучшении или нормализации:

Для центрального колеса b выбираем сталь 40Х ГОСТ 4543-75, термообработка улучшение до НВ (320-350).

Быстроходная ступень:

Величина контактных напряжений в зацеплении g-b


Требуемая для этого уровня напряжений твердость поверхность зубьев колеса b:

Действующие максимальное напряжения изгиба в зубьях колеса b:


Необходимая для этого уровня напряжений твердость сердцевины зубьев


Большее значение твердости из двух рассчитанных, принимаем в качестве нижнего предела твердости зубьев центрального колеса с внутренними зубьями, по этому значению выбираем марку стали, обеспечивающую требуемую твердость при термическом улучшении или нормализации:

Для центрального колеса b выбираем сталь 40Х ГОСТ 4543-75, термообработка улучшение до НВ (270-300).

 

. Определение размеров зубчатых колес планетарного редуктора из условия работоспособности подшипников сателлитов


Таблица 3. Исходные данные

Наименование параметра

Условное обозначение

Величина

Размерность

№ л.р



Тихоходная

Быстроходная



Максимальный момент на центральном колесе

714,3145,6Н·м9





Коэффициент неравномерности нагрузки между сателлитами

1,031,05-10





Число сателлитов

33-10





Модуль

3,52мм11





Параметр планетарной ступени

3,1054,053-11





Число зубьев:


Центрального колеса a

1919-11





Сателлита g

2029-11





Центрального колеса b

5977-11





Делительный диаметр центрального колеса а, удовлетворяющий изгибной выносливости.

59,134,5мм11





Диаметр начальной окружности центрального колеса а, удовлетворяющей контактной выносливости.

66,5838,2мм10





Коэффициент формы зуба колеса лимитирующего изгибную выносливость

4,13,9-11





Эквивалентное число циклов перемен напряжений сателлита при расчете контактной выносливости

31,9·106123,8·106ч.ц.10





Частота вращения сателлита относительно водила

203,6790,8мин-19





Рабочая ширина зубчатого венца

39,2522,19мм11






Определим минимальный диаметр сателлита, обеспечивающий работоспособность встроенного подшипника

Тихоходная ступень:


Быстроходная ступень:


Корректируем все зубчатые колеса

Тихоходная ступень:


Быстроходная ступень:


Модуль зацепления принимаем равным рассчитанному в пункте II

Тихоходная ступень ;

Быстроходная ступень ;

Диаметр центрального колеса а

Тихоходная ступень:


Быстроходная ступень:


Число зубьев центрального колеса а

Тихоходная ступень:


- принимаем ближайшее большее значение

Быстроходная ступень:

 

принимаем ближайшее большее значение

Числа зубьев

Тихоходная ступень:


Быстроходная ступень:


Корректируем рабочую ширину колес

Тихоходная ступень:

Поскольку

, то

т.к.

принимаем  

из нормального ряда линейных размеров выбираем:

Быстроходная ступень:

Поскольку , то

из нормального ряда линейных размеров выбираем:

Окончательно

Тихоходная ступень:

Быстроходная ступень:

Основные диаметры колес планетарной ступени

Тихоходная ступень:

Делительный диаметр:


Диаметр окружности выступов:


Диаметр окружности впадины:


Межосевое сечение:


Быстроходная ступень:

- Делительный диаметр:


Диаметр окружности выступов:


Диаметр окружности впадины:


Межосевое сечение:


Минимальная толщина обода, обеспечивающая изгибную прочность сателлита

Тихоходная ступень:


Быстроходная ступень:


Диаметр отверстия под подшипник

Тихоходная ступень:


Быстроходная ступень:


Радиальная нагрузка, воспринимаемая наиболее нагруженной опорой сателлита

Тихоходная ступень:


Быстроходная ступень:


Приведенная радиальная нагрузка

Тихоходная ступень:


Быстроходная ступень:


Расчетное значение динамической грузоподъемности подшипника

Тихоходная ступень:


Быстроходная ступень:


, т.к применяем роликовые подшипники.

По найденным значениям  из справочника подбираем подшипники

Тихоходная ступень:

Выбираем роликовый радиальный подшипник с короткими цилиндрическими роликами 42305 (ГОСТ 8328-75) с параметрами:


Геометрические параметры выбранного подшипника

Быстроходная ступень:

Выбираем роликовый радиальный подшипник с короткими цилиндрическими роликами 42205 (ГОСТ 8328-75) с параметрами:


Геометрические параметры выбранного подшипника

Фиксирование сателлита относительно подшипников дистанционным кольцом и стандартным пружинным стопорным кольцом IA 52 и IА 62 ГОСТ 13941-80, устанавливаемыми между встроенными подшипниками сателлита.

Параметры пружинных колец:

Тихоходная ступень:

Быстроходная ступень:

Назначаем основные геометрические параметры щек водила тихоходной и быстроходной ступени

Тихоходная ступень:

Диаметр щеки водила:


Толщина щеки водила:


Толщина перемычки водила:


Диаметр отверстия в водиле:


Быстроходная ступень:

Диаметр щеки водила:


Толщина щеки водила:


Толщина перемычки водила:


Диаметр отверстия в водиле:


Найденные значения округляем до нормальных ближайших линейных размеров из ряда Ra40:

Тихоходная ступень:

Быстроходная ступень:


Таблица 4. Основные расчетные параметры

   Условное обозначение

Тихоходная ступень

Быстроходная ступень

Размерность


Значение

Значение


3,1544-




2624-




2836-




8296-




714,3145,6H·м




3,52мм




59,134,5мм




66,5838,2мм




88,3646,774мм




2214мм




9148мм




287192мм




9872мм




9852мм




10576мм




280,875188,5мм




82,2543мм




89,2567мм




295,75197мм




94,560мм




70,73

55

мм


5,4

2,1

кН


8,4

3,3

кН


23,8

14,1

кН


42305

42205

-


256217255215мм




28600

16800

Н


12000

15000

мин-1


28

18

мм


 

6. Проектировочный расчет валов


Диаметры консольных участков входного и выходного валов приближенно могут приняты

;

 - крутящий момент, передаваемый валом, Н·м; , МПа - допускаемое касательное напряжение. Меньшее значение  соответствует входному валу (быстроходная ступень), большее - выходному (тихоходная ступень).

Быстроходная ступень:

. Сталь I2X2H4A

принимаем

Диаметры посадочной шейки подшипника качения:


 принимаем 35 мм

Тихоходная ступень:

. Сталь 45 (улучшение)

 принимаем

Диаметры посадочной шейки подшипника качения:


 принимаем 100 мм.

Проектировочный расчёт центрального колеса «а» тихоходной ступени.



Принимаем ближайший меньший диаметр из стандартного ряда: мм

Выбор подшипников качения

Исходя из рассчитанных диаметров валов выбираем радиальный шариковый однорядный подшипник качения легкой серии диаметров (ГОСТ 8338-75):

Быстроходная ступень: 207 с параметрами:

Тихоходная ступень: 220 с параметрами:

Для крепления водила тихоходной ступени выбираем радиальный шариковый однорядный подшипник качения сверхлегкой серии диаметров (ГОСТ 8338-75) 1000928 с параметрами:

Выбор уплотнительных устройств

Для валов выбираем соответствующие манжеты (ГОСТ 8752-70)

Быстроходная ступень:

Тихоходная ступень:

 

. Проверочный расчет вала быстроходной ступени


Исходные данные

Расстояние между центром шпоночного паза и центром первого подшипника . Расстояние между центрами подшипников . Расстояние между центром второго подшипника и центром зубчатого колеса . Диаметр расположения пальцев муфты . Крутящий момент зубчатого колеса . Диаметр зацепления зубчатого колеса .

Расчет сил действующих на вал

Сила, действующая на зубчатое колесо:

;

Сила, действующая со стороны муфты:

 - окружное усилие.

 - радиальное усилие.

Расчетная схема.

1=70 мм;

l2=70 мм;

l3=48 мм;

Определение реакций опор:


Построение эпюр: участок ():

 

 участок ():

планетарный редуктор зубчатый колесо

 

участок ():

По результатам расчета строим эпюры.


Из эпюры изгибающего момента видно, что опасным сечением в данном случае является сечение по точке А, т.е. место посадки левого подшипника.

Расчет коэффициента запаса прочности вала

Расчет напряжения:


Коэффициент асимметрии цикла :



Определение пределов выносливости:

Определение отношения эффективных коэффициентов концентрации напряжений к коэффициентам влияния абсолютных размеров поперечного сечения:

Из таблицы 10.13 [2] при  и  имеем:


Определение коэффициента влияния качества поверхности:

Из таблицы 10.8 [2] Вместе посадки подшипника при  и  имеем:

.

Определение коэффициента влияния поверхностного упрочнения:

Из таблицы 10.9 [2]:

Принимаем .

Определение коэффициентов снижения пределов выносливости:


Определение пределов выносливости вала в рассматриваемом сечении:


Определение коэффициентов чувствительности к асимметрии цикла:

Для валов подвергнутых поверхностному упрочнению (цементации):

Определение коэффициентов запаса прочности Ss и St.:


Определение запаса прочности при совместном действии нормальных и касательных напряжений:


Т.к.  вал быстроходной ступени отвечает условиям прочности.

 

. Проверочный расчет шарикоподшипников быстроходного вала

 

Проверочный расчет на долговечность сводится к проверке неравенства , где L - долговечность подшипника миллионов оборотов в минуту, LE - эквивалентная долговечность которую подшипник должен выдержать за полный срок службы (млн об.).

Расчет долговечности подшипника

Номинальная долговечность подшипника:

,

где: C - динамическая грузоподъемность,  - коэффициент качества,  - приведенная расчетная нагрузка,  - коэффициент, зависящий от типа подшипника (для шарикоподшипников ).


где: V=1 - коэффициент вращения, Fr=RA=1587,8 - радиальная сила, Ks=1.3 - коэффициент безопасности, KT=1 - температурный коэффициент (значения приняты в связи с рекомендациями стр. 189[1]).

Расчет эквивалентной долговечности подшипника

Эквивалентную долговечность подшипника за полный срок службы определяют по формуле:

.

Параметры ni, Li соответствуют частоте вращения (мин)-1 и продолжительности работы (ч) при действии приведенной нагрузки Pi. Если число замен равно nзам=0), то Lh1, Lh2... Lhk равны продолжительности работы при указанных нагрузках за полный срок службы редуктора.

Для передач с постоянным передаточным отношением при нереверсивной нагрузке а так же при реверсивной нагрузке у передач с прямозубыми колесами приведенная нагрузка Pi прямо пропорциональна значению передаваемого момента Ti и поэтому предыдущую формулу можно записать в виде:

.

Из полученного выражения для видно, что неравенство L>LE выполняется при наших условиях. Таким образом мы осуществили проверочный , расчет на долговечность для подшипников вала быстроходной ступени. В течении всего срока эксплуатации редуктора, замена подшипников не нужна.

 

9. проверочный расчет тихоходного вала


Исходные данные

Расстояние между центром первого подшипника шпоночного паза и центром венца центрального колеса . Расстояние между центрами подшипников . Расстояние между центром второго подшипника и центром зубчатого колеса . Диаметр зубчатого венца . Крутящий момент на тихоходном валу . Диаметр зацепления зубчатого колеса .

Расчет сил действующих на вал

Сила, действующая на зубчатое колесо:

;

Сила, действующая со стороны муфты:

 - окружное усилие.

 - радиальное усилие.

Изгибающий момент:

;

Расчетная схема:


 

Проверочный расчет на долговечность сводится к проверке неравенства , где L - долговечность подшипника миллионов оборотов в минуту, LE - эквивалентная долговечность которую подшипник должен выдержать за полный срок службы (млн об.).

Расчет долговечности подшипников

Введем индексацию:

«1» - для первого (левого) подшипника;

«2» - для второго (правого) подшипника.

Номинальная долговечность подшипника:

,

где: C - динамическая грузоподъемность,  - коэффициент качества,  - приведенная расчетная нагрузка,  - коэффициент, зависящий от типа подшипника (для шарикоподшипников ).


где: V=1 - коэффициент вращения, Fr - радиальная сила, Ks=1.3 - коэффициент безопасности, KT=1 - температурный коэффициент (значения приняты в связи с рекомендациями стр. 189[1]).

Расчет эквивалентной долговечности подшипников тихоходного вала

Эквивалентную долговечность подшипника за полный срок службы определяют по формуле:

.

Параметры ni, Li соответствуют частоте вращения (мин)-1 и продолжительности работы (ч) при действии приведенной нагрузки Pi. Если число замен равно nзам=0), то Lh1, Lh2... Lhk равны продолжительности работы при указанных нагрузках за полный срок службы редуктора.

Для передач с постоянным передаточным отношением при нереверсивной нагрузке а так же при реверсивной нагрузке у передач с прямозубыми колесами приведенная нагрузка Pi прямо пропорциональна значению передаваемого момента Ti и поэтому предыдущую формулу можно записать в виде:

.

Из полученного выражения для видно, что неравенство L>LE выполняется для обоих подшипников при наших условиях. Таким образом мы осуществили проверочный, расчет на долговечность для подшипников вала быстроходной ступени. В течение всего срока эксплуатации редуктора, замена подшипников не нужна.

 

10. Расчет шпоночных соединений


Расчет призматических шпонок

Расчет шпоночного соединения сводится к выбору шпонки необходимой длины из стандартного ряда в соответствии с расчетом на смятия по боковым сторонам шпонки. Размеры сечений призматических шпонок выбирают в зависимости от диаметра вала . Материал шпонок - сталь 45 или Ст6 с пределом прочности :


где  - наибольший крутящий момент с учетом динамических нагрузок при пуске или внезапном торможении, Н·м;  - высота шпонки;  - заглубление шпонки в вал, , мм.

Рабочая длина шпонки  равна длине  призматической шпонки с плоскими торцами. При скругленных торцах , где  - ширина шпонки.

Допускаемые напряжения для шпонки назначают в зависимости от предела текучести  материала шпонки или сопряженных деталей, если их прочность, ниже прочности шпонки: . При нереверсивной малоизменяющейся нагрузке .

Для шпонок стали Ст6

Для тихоходной ступени выбираем: шпонку со следующими параметрами:

 принимаем

Тогда:


Из ряда нормальных линейных размеров выбираем

Итак, для тихоходной ступени: шпонка 1-2514120 ГОСТ 8788-68.

Для быстроходной ступени выбираем шпонку со следующими параметрами:

 принимаем

Тогда:


Из ряда нормальных линейных размеров выбираем

Итак, для тихоходной ступени: шпонка: 1-10832 ГОСТ 8788-68.

Расчет штифтов

Расчет шпоночного соединения заключается в нахождении числа необходимых шпонок для передачи заданного максимального момента. Основным условием расчета является следующее выражение:

 

где  - усилие среза,  ( - диаметр окружности, по которой располагаются штифты,  - количество штифтов);  - количество поверхностей среза ;  - площадь среза (площадь одного штифта),   - диаметр штифта, в соответствии с ГОСТ 3128-70  должен быть равен 6; 8 10; 12; 16 мм) выбираем 6 мм. Длина  (его согласовывают с рядом чисел: 12; 14; 16; 20; 25; 30; 35; 40; 45; 50; 55; 65), выбираем 25 мм.

В сопряжении обеспечивают посадку с натягом .

Число штифтов, необходимое для крепления крышки, определяется по формуле:

Допускаемое напряжение среза и допускаемое напряжение на растяжение связано следующей зависимостью: , тогда допустимое напряжение среза с учетом коэффициента запаса, рассчитывается следующим образом:  Для шпонок выбираем материал - Сталь 40.

Для стали 40  (Закалка 850 (масло), отпуск 200°С).

Быстроходная ступень:

Тихоходная ступень:

Для тихоходной ступени возьмем штифты с теми же параметрами, что и для быстроходной.

 

11. Расчет муфтовых соединений


Расчет муфты быстроходного вала

Для соединения быстроходного вала редуктора с двигателя применяем упругую втулочно-пальцевую муфту (МУВП) ГОСТ 21424-75. Ее достоинствами являются способность амортизировать толчки, удары, демпфировать колебания, разгружать отдельные элементы привода от периодически изменяющихся возмущающих моментов, действующих на вращающиеся массы привода и др. Она выполняет компенсирующие функции, допуская некоторые радиальные и угловые смещения валов.

Выбор муфты осуществляется исходя из следующего условия:


Где  - табличное значение передаваемого крутящего момента;

 - расчетный передаваемый момент с учетом условий безопасной работы и надежности;

 - коэффициент безопасности, учитывающий тяжесть последствий при выходе муфты из строя. Принимаем , т.к. предполагаем, что поломка муфты не вызывает аварию машины;

 - коэффициент учитывающий характер изменения нагрузки во времени. Принимаем , т.к. предполагаем что нагрузка маломеняющаяся;

 - момент на колесе а быстроходной ступени.

В соответствии с рассчитанным моментом по таблице выбираем размеры муфты со следующими параметрами:

Исходя из размеров муфты, выбираем размеры и количество пальцев: , тогда

Расчет муфты тихоходного вала

Для соединения тихоходного вал с рабочим механизмом выбираем зубчатую муфту (ГОСТ 92-8764-76). Ее достоинствами являются высокая нагрузочная способность и компактность, технологичность и возможность использования в широком диапазоне угловых скоростей и передаваемых моментов.

Выбор муфты осуществляется, исходя из величины передаваемого момента и диаметра вала:

Выбираем муфту со следующими параметрами:     По графику определяем .

Длину зубчатой втулки ориентировочно определяем из соотношения . Тогда .

11.3. Выбор муфты для передачи крутящего момента между ступенями

Для соединения ступеней, т.е. водила  и колеса  выбираем зубчатую муфту. Геометрические параметры зубчатого сочленения соединительных муфт выбираем аналогично параметрам зубчатых муфт по ГОСТ 5006-55. Расчетный диаметр зубчатого венца может быть найден по эмпирической формуле:


где  - крутящий момент, передаваемый муфтой, Н·м;

 - отношение рабочей ширины зубчатого венца к расчетному диаметру (рекомендуется );

 - коэффициент, зависящий от твердости активных поверхностей зубьев муфты; при 40 - 50 HRC и 58 - 62 HRC соответственно



 

12. Проектировочный расчет корпусных деталей


Толщина стенок корпуса:


по таблице нормальных линейных размеров принимаем

Толщина стенок крышки:


по таблице нормальных линейных размеров принимаем

Толщина ребра:

в сопряжении со стенкой корпуса:

.

в сопряжении со стенкой крышки:


Диаметр фундаментальных болтов:


по таблице нормальных линейных размеров принимаем

Толщина фундаментальных лап:

.

Расстояние от стенки корпуса до края фланца фундаментальных лап.


По таблице нормальных линейных размеров принимаем .

Расстояние от края фланца до оси болта (винта):


По таблице нормальных линейных размеров принимаем .

Толщина подъемных ушей корпуса:


По таблице нормальных линейных размеров принимаем .

 

. Расчет резьбовых соединений


Расчет фундаментных болтов:

Определение внешних нагрузок, действующих на болт в групповом болтовом соединении

Считая, что предварительная затяжка одинакова для всех болтов и обеспечивает не раскрытие стыка при действии внешних нагрузок, и предполагая, что нагрузка между болтами и по поверхности стыка изменяется по линейному закону, получают наибольшую растягивающую внешнюю силу, действующую на болт:


Определения силы затяжки и расчетной осевой силы болта группового соединения

В расчетной практике принимают

,

где  - коэффициент затяжки  при , и  при ;  - коэффициент внешней нагрузки для проектировочного расчета и соединений из стальных и чугунных деталей рекомендуют: .

Проверим условия не раскрытия стыка

;

где:  - площадь поверхности стыка ;  - моменты инерции площади стыка относительно осей  и :

;

 - минимальное допустимое напряжения сжатия в стыке, обеспечивающее жесткость и не раскрытие его .

Расчетная осевая сила болта определяется из выражения

Условие выполняется

().

Определение диаметра болта

Внутренний диаметр резьбы болта, при действии внешней не изменяющейся нагрузке

(), ,

где  - допускаемое напряжение растяжения ,  - предел текучести материала болта;  - допускаемый коэффициент запаса прочности. При неконтролируемой затяжки для проектируемого расчета коэффициент  определяется по приближенной зависимости:

 

где  (т.к. болты из нелегированной стали)

т.к.

 класс точности 6,6 марки стали болта: Сталь 45, марка стали гайки: Сталь 15.

Для крепления редуктора к плите используем четыре болта:

Условие прочности:

,

где . При затяжке, контролируемой динамометрическим ключом .

Условие прочности выполняется.

Расчет болта на циклическую прочность

При действии внешней нагрузки изменяющейся от  до  коэффициент запаса прочности находится из соотношения

,

где  - придел выносливости болта при коэффициенте асимметрии цикла изменения напряжения  находится из формулы . Здесь  определяются в зависимости от диаметра болта, коэффициент  определяется из зависимости , где  - коэффициент чувствительности материала к концентрации напряжений;  - теоретический коэффициент концентрации напряжения.

Действующая амплитуда напряжения:


Т.к. условия прочности для статических и циклических напряжений выполняются, то болты можно считать надежными.

 

14. Расчет КПД редуктора


С учетом потерь на трение в зацеплении , в подшипниках  и на размешивание и разбрызгивание масла  КПД равен:

.

Коэффициент потерь на трение в зацеплении определяется по упрощенной зависимости

,

где  - коэффициент трения в зацеплении; величину  находят из рис. 2.9 в зависимости от суммы скоростей контактирующих точек относительно зоны контакта: , где  - окружная скорость зубчатых колес. Расчет коэффициента потерь на трение в подшипниках качения производится по формуле

,

где - момент трения и частота вращения  - го подшипника; - число подшипников в опоре; - произведение момента и частоты вращения рабочего органа. Приближенное значение момента трения определяются из зависимости

,

где - коэффициент трения в подшипнике; - внутренней диаметр подшипника;  - радиальная нагрузка на подшипник. Ориентировочные значения коэффициентов  составляют: для радиальных шариковых однорядных подшипников - 0,0015; для радиальных с цилиндрическими роликами - 0,0011.

Расчет КПД быстроходной ступени

Для зацепления a-g:


Для зацепления g-b:


Момент трения в подшипниках вала:

Момент трения в подшипниках сателлита:


Расчет КПД тихоходной ступени

Для зацепления a-g:


Для зацепления g-b:


Момент трения в подшипниках вала:

Момент трения в подшипниках сателлита:


Общее КПД редуктора.

Расчет на нагрев и выбор смазки

Повышение температуры сопряженных поверхностей кинематических пар зубчатых передач в результате работы сил трения вызывает падение защитных свойств маслянистого слоя. Во избежание повышения интенсивности изнашивания и для предупреждения опасных форм повреждения контактирующих поверхностей температура масла  не должна превышать предельного допускаемого значения , при котором масло еще сохраняет свои защитные функции. Обычно принимают .

Для передач, работающих при постоянной нагрузке в течение времени, достаточного для появления установившегося теплового режима, надо обеспечить условие

;

Где  - установившаяся температура масла, °C; - мощность на ведущем валу передачи, Вт;  - КПД редуктора;  - температура окружающего воздуха (при отсутствии специальных указаний принимается равной );  - мощность теплового потока, отводимого от передачи в окружающую среду при перепаде температур в ,

,

где:  - коэффициент теплоотдачи с поверхности корпуса, не обдуваемого вентилятором ;  - коэффициент теплопередачи при использовании искусственного обдува корпуса, например центробежным вентилятором,  (- скорость потока воздуха относительно охлаждаемой поверхности, ориентировочно принимают , мы примем , т.е. мы не будем ставить обдуватель, и проверим выполняется ли условие в этом случае);  и  - площади соответственно не обдуваемых и обдуваемых поверхностей корпуса, омываемых внутри маслом или его брызгами (включая 50% поверхности ребер, предназначенных для охлаждения). Для упрощения расчета площади не обдуваемой поверхности (вся поверхность редуктора) примем редуктор за шар радиусом R=200 мм.

Для смазывания зубчатых передач со стальными зубьями ориентировочное значение вязкости масла определяется в зависимости от фактора ; где  - твердость по Виккерсу активных поверхностей зубьев;  - контактные напряжения, ;  - окружная скорость в зацеплении,


В соответствии с полученным значением вязкости выбираем индустриальное масло И-100А (ГОСТ 20799-75)

 

. Выбор электродвигателя


Выбор электродвигателя из каталога производится по номинальной мощности

 

где  - расчетная мощность двигателя, определяемая с учетом режима работы привода, где - угловая скорость вала рабочего органа, рад/c,  - КПД механической передачи) и частота вращения.

Длительный режим работы характеризуется продолжительностью работы, достаточной для того, чтобы температура нагрева двигателя достигла установившегося значения. Заданный внешний переменный момент заменяют эквивалентным постоянным моментом, рассчитываемый по формуле

,

где  - ступень нагрузки  и соответствующий ей время работы по гистограмме; - суммарное время работы под нагрузкой.

Проверка двигателя на перегрузку преследует цель предотвратить «опрокидывание» (остановку нагрузкой) при резком увеличении внешней нагрузки. Проверку двигателя производят при возможных неблагоприятных условиях эксплуатации, когда напряжение в электрической сети понижено до 10% (что соответствует уменьшению движущего момента на 19%), а нагрузка достигает максимального значения

,

где  - кратность максимального момента по каталогу для выбранного электродвигателя;  - максимальный момент по гистограмме (рис. 2.11 и 19.17 [1]).


Выбираем короткозамкнутый трехфазный асинхронный двигатель серии 4А (при синхронной частоте вращения 1500 об/мин) климатического исполнения У, категории 3 по ГОСТ 19523-74, общего применения предназначены для продолжительного режима работы от сети переменного тока с частотой 50 Гц.

А160М4У3 Р=18,5 кВт n=1500 об/мин.

Проверим двигатель на перегрузку:


Неравенство выполняется, следовательно, двигатель надежен.

 

Список литературы


1. «Курсовое проектирование деталей машин» Кудрявцев В.Н., Державец Ю.А., Арефьев. И.И. Л.: «Машиностроение», 1983. - 400 с.

2. «Конструирование узлов и деталей машин» Дунаев П.Ф., Леликов О.П. М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 496 с.

3. «Подшипники качения» Справочник-каталог. Под редакцией Нарышкина В.Н., Коросташевского Р.В. М.: «Машиностроение», 1984. - 280 с.

4. “Методическое указание к лабораторным работам по курсу «Деталей машин»”. Часть II. Под редакцией Кузьмина, Л.: «ЛМИ», 1986. - 69 с.

5. «Справочник конструктора-машиностроителя» Анурьев В.И. Том 1, М.: «Машиностроение», 1979. - 728 с.

6. «Справочник конструктора-машиностроителя» Анурьев В.И. Том 2, М.: «Машиностроение», 1982. - 584 с.

7. «Справочник конструктора-машиностроителя» Анурьев В.И. Том 3, М.: «Машиностроение», 1979. - 557 с.

8. «Сопротивление материалов» Феодосьев В.И. Том 2. М.: Изд-во «МГТУ им. Баумана», 2003. - 592 с.

9. «Сопротивление материалов» Беляев Н.М, 14-е издание. М.: «Наука», 1965. - 857 с.

Похожие работы на - Проектирование двухступенчатого планетарного редуктора

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!