Виды экономического анализа

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,33 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды экономического анализа

1. Виды экономического анализа

В экономической литературе АХД классифицируется по различным признакам, что имеет большое значение для правильного понимания его содержания и задач:

. По отраслевому признаку АХД делится:

на отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.)

межотраслевой (теория АХД), являющийся теоретической и методологической основой отраслевых методик анализа.

. По признаку времени:

- предварительный (перспективный) анализ (до совершения хозяйственных операций);

последующий анализ (после совершения хозяйственных операций).

Предварительный (перспективный) анализ необходим для обоснования планов и управленческих решений. Последующий (ретроспективный, исторический) используют для изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением принятых планов и диагностики его состояния. Перспективный и ретроспективный анализ тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Ретроспективный анализ подразделяется на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно выявлять нежелательные отклонения от целевых параметров и своевременно принимать меры по их устранению.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период (месяц, квартал, год). Его ценность заключается в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный анализ взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.

Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный - свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный - стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй вид менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то легче принимать тактические решения.

. По пространственному признаку различают:

внутрифирменный

межфирменный анализ.

Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его отдельных сегментов. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий.

Межфирменные сравнения проводятся с целью:

показать руководству, как соотносятся результаты работы своего предприятия и аналогичных предприятий;

привлечь внимание руководства к сильным и слабым сторонам бизнеса;

дать руководству объективную базу для оценки эффективности функционирования предприятия и внесения корректив в его стратегическую и тактическую политику.

финансовый,

управленческий,

социально-экономический,

экономико-статистический,

маркетинговый,

инвестиционный,

функционально-стоимостный,

логистический и другие виды анализа.

Важное место среди всех видов АХД занимает финансовый анализ, его основное назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.

Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, изыскания инноваций в области совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, его результаты являются коммерческой тайной.

Социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Его проводят экономические службы предприятия и вышестоящих органов управления, социологические лаборатории, статистические органы и т.п.

Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.

Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия: рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.

Функционально-стоимостный анализ исследует функции, которые выполняет объект изучения, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции этого объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

Логистический - анализ, с помощью которого исследует товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков. С ее помощью предприятия получают возможность снижать затраты за счет организации снабжения, производства и сбыта по принципу «точно вовремя».

. По методике изучения объектов различают:

качественный анализ,

количественный анализ,

экспресс-анализ,

маржинальный анализ,

экономико-математический анализ и др.

Качественный анализ - это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов.

Количественный (факторный) анализ базируется на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.

Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста производства продукции опережают темпы роста выпуска продукции, это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства; если темпы роста выпуска продукции выше темпов реализации продукции, это признак затоваривания (работы на склад). Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов, не производя глубоких фундаментальных исследований, требующих дополнительного времени и средств.

Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.

Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном - по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

. По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом - только отдельные ее стороны, представляющие в данный момент наибольший интерес. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.

. По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ.

Систематизация анализа на финансовый и управленческий вызвана существующим на практике разделением учетных операций на бухгалтерский (финансовый) и управленческий учет. Подобная классификация условна, поскольку внутренний анализ можно интерпретировать как продолжение внешнего анализа, и наоборот. Взаимосвязь финансового и управленческого анализа показана на рисунке.

Внутренний (управленческий анализ) - составная часть управленческого учета, т.е. информационно-аналитического обеспечения администрации, руководства организации необходимыми данными для подготовки управленческих решений. Внутренний анализ проводится для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.

Внешний (финансовый анализ) - составная часть финансового учета, обслуживающего информацией об организации внешних пользователей, выступающих самостоятельными субъектами экономического анализа по данным, как правило, публичной финансовой отчетности. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т.д. При ознакомлении с публичной отчетностью используют ограниченный объем информации о деятельности хозяйствующего субъекта, что не позволяет достоверно оценить все стороны его работы.

Принципиальные особенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа обобщены в таблице.

Классификационные признакиФинансовый (внешний) анализУправленческий (внутренний) анализ1. Цель анализаОценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала платежеспособности и финансовой устойчивости и использования прибыли, прогнозирование доходов и потоков денежных средств, выявление дивидендной политики осуществляемой руководством предприятия.Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования, разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу, обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей.Классификационные признакиФинансовый (внешний) анализУправленческий (внутренний) анализ2. Объект анализаХозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение.Различные аспекты производственно финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта.3. Субъекты анализа (исполнители)Лица и организации, находящиеся за пределами этого предприятия (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм, специальные компании, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии, кредитные агентства и др.)Различные организационные структуры внутри хозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа, лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы (профессионалы).4. Организация анализа (периодичность проведения)Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции (в налоговую инспекцию - ежеквартально в статистическое управление - ежеквартально и т.д.)Проводится по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе и т.д.5. Информационная база анализаБухгалтерская отчетность (формы №1, 2, 4, 5).Данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, параметрические данные, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в процессе промышленного шпионажа.6. Доступность информацииОткрыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности.Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления.7. Потребители информацииАкционеры, инвесторы, банки, поставщики и покупатели, налоговые инспекции, эмитенты, ЦБ, другие юридические и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости предприятия, а также конкуренты, наемный персонал и профсоюзные объединения, органы исполнительной власти, статистические управления.Менеджеры предприятия, совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов, бригадиры, мастера и др.Классификационные признакиФинансовый (внешний) анализУправленческий (внутренний) анализучреждения социальной защиты населения8. Использование систем учетаСтрого систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности.Не обязательно системно организованный анализ. Используются данные бухгалтерского, оперативного и статистического учета, а также любая другая информация, пригодная для достижения поставленной цели.9. Измерители информацииПреимущественно стоимостные измерители.Любые измерители: стоимостные, натуральные» трудовые и условно-натуральные.10. Использование методов анализаГруппировки, установление влияния инфляционных факторов; сравнительный, структурный и коэффициентный анализ; методы факторного анализа.Статистические и математические методы, элиминирование, сравнения, графики, комплексные оценки и др.11. Направленность анализаДать обоснованную оценку финансового положения предприятия, квалифицированно интерпретировать аналитические расчеты.Выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие решения по их мобилизации в производство.12. Свобода выбора в проведении анализаОбязательное следование общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности.Нет установленных норм его проведения, не имеется общепринятых методик. Критерий - пригодность, результативность.13. Формы обобщенияТабличный материал с исходными и расчетно-аналитическими данными, сравниваемыми с нормативными коэффициентами. Письменная интерпретация аналитических данных.Отчет о проведенном анализе, разработка программ по реализации обоснованных управленческих решений.14. Вид анализаВнешний, ретроспективный, тематический.Внутренний, оперативный, текущий, комплексный.15. Степень надежностиВо многом субъективен, схематичен, незначителен по числу аналитических показателей; не может быть точен ввиду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли и завуалирования механизма ее получения. Выправляется это положение аудиторскими проверками.Зависит от целей проведения, использует строго достоверные первичные данные, подтвержденные ревизионной группой и группой внутреннего аудита.Классификационные признакиФинансовый (внешний) анализУправленческий (внутренний) анализ16. Место принятия решений по результатам анализаЗа пределами деятельности анализируемого предприятия, чаще всего на базе завуалированных данных и даже умышленно искаженных, фальсифицированных предприятиями, представляющим отчетность для обнародования в целях избежания, например, чрезмерного налогообложения и т.п.Менеджерами и директорами предприятии, руководителями их подразделений, информация глубоко обоснованная, составлена на базе выверенных объективных данных, используемых для управления своим предприятием.

2. Практическая часть

.1 Задача 1

управленческий финансовый актив инвестиционный

По данным Бухгалтерского баланса и отчету о прибылях и убытках проанализировать динамику и структуру оборотных активов и оценить ее рациональность.

Общая сумма оборотных активов возросла к концу года на 6,62%. Денежные средства увеличились на 1046%, краткосрочные финансовые вложения возросли на 14,5%, т.е. наблюдается увеличение абсолютно ликвидных активов. Уровень дебиторской задолженности снижается к концу года на 16,5%, прочие оборотные активы возрастают на 23,93%, их доля в структуре баланса составила 0,54%, т.е. в целом наблюдается снижение быстрореализуемых активов.

Увеличение стоимости запасов составило 18,71%, в том числе за счет роста сырья, и материалов, топлива, НДС снизился на 82,43% и доля его в структуре составила 0,45%., т.е. возросла стоимость медленнореализуемых активов.

Можно сделать вывод, что к концу года произошел рост платежеспособности предприятия, что положительно характеризует его деятельность. В структуре оборотных активов большой удельный вес занимает дебиторская задолженность, которая в начале года занимает 74,18%, снижаясь к концу года, далее идут денежные средства и запасы.

Высокий уровень дебиторской задолженности отвлекает денежные средства из оборота, не способствует повышению эффективности операционной деятельности предприятия, поэтому структуру оборотных активов нельзя назвать рациональной.

2.2 Задача 2

По данным Приложения (пояснения) к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках провести анализ динамики и структуры амортизируемого имущества и сделать выводы.

Наименование статей основных средствНа начало годаНа конец годаИзменения (+) (-)тыс. руб.уд. вес, %тыс. руб.уд. вес, %тыс. руб.уд. вес, %Первоначальная стоимость основных средств, всего, в том числе:3794010033833100- 4107-Здания1520140,061520144,930+4,87Машины и оборудование1723445,421470743,47-2527-1,95Транспортные средства35819,4430669,06-515-0,38Производственный и хозяйственный инвентарь19245,078592,54-1065-2,53Амортизация основных средств - всего1702344,871646448,66-559+3,79В том числе: зданий712218,77714321,1121+2,34Машин и оборудования,865022,79803023,73-620+0,94Транспортных средств3961,044321,2836+0,24Производственный и хозяйственный инвентарь8553,578592,544-1,03Передано в аренду объектов основных средств - всего5921,565921,750+0,19В том числе здания5921,565921,750+0,19Остаточная стоимость основных средств (первоначальная стоимость минус амортизация), всего, в том числе:2091755,131736951,34-3548-3,79Здания807921,29805823,82-21+2,53Машины и оборудование858422,63667719,74-1907-2,89Транспортные средства31858,3926347,78-551-0,61Производственный и хозяйственный инвентарь10692,820--1069-2,82Балансовая стоимость ОС, всего, том числе:2091710017369100-3548-Здания807938,62805846,39-21+7,77Машины и оборудование858441,04667738,45-1907-2,59Транспортные средства318515,23263415,16-551-0,07Производственный и хозяйственный инвентарь10695,110--1069-5,11

Анализ показывает снижение к концу года первоначальной стоимости основных фондов на 4107 тыс. руб., за счет сокращения стоимости всех групп основных средств, за исключением зданий, в первую очередь за счет снижения стоимости машин и оборудования на 2527 тыс. руб. и производственного инвентаря на 1065 тыс. руб., снижение стоимости машин и оборудования составило 515 тыс. руб.

Наибольший удельный вес в структуре первоначальной стоимости составляют здания, (их удельный вес в структуре возрастает на 4,87%), а также машины и оборудование, их доля снижается на 1,95%.

Износ всех основных средств за год снизился на 559 тыс. руб., что обусловлено выбытием основных средств, удельный вес амортизации в первоначальной стоимости основных фондов возрос на 3,79%, составив 48,66%.

Наибольший износ - машин и оборудования, который составляет к концу года 23,73%, снижаясь в абсолютном выражении на 620 тыс. руб. и увеличиваясь в относительном выражении на 0,94%.

Износ зданий составил в структуре первоначальной стоимости к концу года 21,11%, увеличиваясь на 2,34%.

Остаточная или балансовая стоимость зданий составляет 23,82% от первоначальной стоимости, увеличиваясь на 2,53%; доля машин и оборудования снижается на 2,89% в структуре первоначальной стоимости.

В итоге балансовая стоимость здания в структуре основных средств составила 46,39%, увеличиваясь на 7,77%, доля машин и оборудования составила 38,45%, сократившись на 2,59%, доля транспортных средств сократилась на 0,07%.

2.3 Задача 3

По данным Бухгалтерского баланса рассчитать собственный оборотный капитал и изучить причины его изменения и сделать выводы.

Статьи собственного капитала и внеоборотных активовНа начало годаНа конец годаИзменения (+) (-)1. Собственный капитал (СК), всего. Из него:3051930485-34- Уставной капитал160016000- Добавочный капитал1242812412-16- Резервный капитал90900- Нераспределенная прибыль1640116383-182. Внеоборотные активы (ВА), всего. Из них:2821024299-3911- Основные средства2091717369-3548- Нематериальные активы16031414-189- Финансовые вложения551655160- Отложенные налоговые активы174--174Собственный оборотный капитал (СОК = СК-ВА)23096186+3877

Рост СОК к концу года составил 167,9% (3877/2309*100), это означает, что к концу года сумма оборотных активов, профинансированных за счет собственного капитала возросла на 3877 тыс. руб., т.е. возрос потенциальный резерв денежных средств компании. Рост СОК произошел за счет снижения стоимости внеоборотных активов на 3911 тыс. руб., в том числе за счет выбытия основных средств на 3548 тыс. руб., снижения стоимости нематериальных активов на 189 тыс. руб. и отложенных налоговых обязательств на 174 тыс. руб. Рост собственного капитала представляет собой запас финансовой устойчивости, позволяющий компании вести дела, не испытывая опасений за свое финансовое положение, т.к. это доля оборотных средств предприятия, свободная от краткосрочных обязательств.

2.4 Задача 4

По данным Бухгалтерского баланса проанализировать динамику и структуру собственного капитала и оценить ее рациональность.

Собственный капитал предприятия представляет собой стоимость имущества предприятия, полностью находящегося в его собственности. Расчеты показывают, что динамика собственного капитала к концу года незначительна. Общее снижение уровня СК составило 34 тыс. руб., за счет уменьшения нераспределенной прибыли - на 18 тыс. руб. и добавочного капитала - на 16 тыс. руб. Нераспределенная прибыль - это прибыль за вычетом налогов и дивидендов, которую предприятие заработало в предшествующий и настоящий период. Нераспределенная прибыль в структуре основных средств составляет большую часть - 53,75%, уменьшаясь к концу года на 0,01%. Это прибыль компании, используемая для реинвестирования, на нужды развития.

Добавочный капитал или сумма дооценки основных средств составляет 40,715% от всего собственного капитала предприятия. Добавочный капитал расходуется на погашение сумм снижения стоимости имущества, безвозмездную передачу имущества другим предприятиям, а также на покрытие разницы в ценах при продаже акций по более низким ценам (ниже номинала).

Уставной капитал составляет 5,25% от всей стоимости СК и величина его на конец периода не изменилась.

Доля резервного капитала довольно низкая 0,295% от СК. Резервный капитал предназначен для покрытия убытков, погашения облигаций и выкупа акций предприятия. Резервный капитал формируется в размере не менее 5% от уставного капитала. Доля резервного капитала в уставном капитале в конце года составляет 5,62% (90*100/1600).

Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие имеет стабильную и рациональную структуру собственного капитала.

Список литературы

1.Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 215 с.

2.Бочаров В.В. Финансовый анализ. Краткий курс. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 240 с.

.Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятелности предприятия: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. - 288 с.

.Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов/Н.П. Любушин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2006. - 448 с.

.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 536 с.

.Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 368 с.

.Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 415 с.

.Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!