Госбюджет и проблема бюджетного дефицита

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    563,52 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Госбюджет и проблема бюджетного дефицита

Введение

бюджетный система российский государство

Рассматриваемые в моей курсовой работе вопросы, касающиеся государственного бюджета и бюджетного дефицита, довольно актуальны в современном обществе. Каждое действие гражданина Российской Федерации в сфере экономики так или иначе связано с государственным бюджетом. Например, если вы получаете зарплату, вы должны уплатить налог на доходы физических лиц, который, в свою очередь, поступает в бюджет. Если вы совершаете покупку, в цену товара входит налог на добавленную стоимость, который поступает в бюджет. За счет государственного бюджета осуществляется финансирование государственных образовательных учреждений, выплата стипендий студентам. И.И. Янжул подчеркивал: "Финансы и их организация имеют громадное политическое значение, оказывая не только косвенное, но и прямое влияние на государственное устройство и управление. Мало того, самые формы правления до известной степени определяются финансовой организацией и финансовыми потребностями государства".

"Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления.". В своей курсовой работе я рассматриваю вопросы утверждения государственного бюджета, формирования его доходов, основные направления расходов государственного бюджета, бюджетного дефицита. Рассмотренные вопросы позволяют сделать вывод о том, насколько утвержденный федеральный бюджет позволяет решить задачи, определенные в Бюджетном послании Президента РФ.

1. Бюджетная система РФ и ее особенности

.1 Понятие и функции государственного бюджета

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации бюджетной системой Российской Федерации является основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Рис.

Категория "бюджет" в науке рассматривается в разных аспектах. Бюджет как экономическая категория представляется совокупностью общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функций. Бюджет государства как правовая категория - это основной финансовый план государства, роспись его доходов и расходов.

Действующий Бюджетный Кодекс Российской Федерации определяет бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Данная формулировка понятия бюджета представляется не вполне удачной. Более четко, по моему мнению, понятие бюджета дано, например, в Бюджетном Кодексе Украины, который определяет бюджет как «план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления в течение бюджетного периода». Несмотря на то, что Бюджетный Кодекс Украины рассматривает бюджет только как правовую категорию, использование термина «план», а не «форма», на мой взгляд, лучше отражает содержание тех общественных отношений, которые возникают между участниками бюджетных отношений.

Современная бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

1)    единства бюджетной системы Российской Федерации;

2)      разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

)        самостоятельности бюджетов;

)        равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

)        полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

)        сбалансированности бюджета;

)        результативности и эффективности использования бюджетных средств;

)        общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

)        прозрачности (открытости);

)        достоверности бюджета;

)        адресности и целевого характера бюджетных средств;

)        подведомственности расходов бюджетов;

)        единства кассы.

Бюджет выполняет две основные функции: распределительную и контрольную.

Через распределительную функцию происходит накопление в руках государства (муниципального образования) денежных средств и их использование в целях удовлетворения общегосударственных (муниципальных) нужд. Суть контрольной функции бюджета состоит в том, что через информацию о движении бюджетных ресурсов, отражаемую в показателях бюджетных поступлений и расходных назначений, государство получает объективные сведения о происходящих в обществе экономических процессах и тем самым их контролирует.

Порядок утверждения государственного бюджета

Правовую основу бюджетного процесса составляют нормы Конституции Российской Федерации. Так ст.114 Конституции РФ определяет, что Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, а ст.106 Конституции РФ устанавливает, что принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Бюджет является основным финансовым документом государства, поэтому его утверждение высшими органами законодательной власти является характерным для современных государств. При этом его подготовкой и представлением парламенту всегда занимается высший орган исполнительной власти. В Германии, например, в соответствии с Основным законом и Законом об организации государственного бюджета от 19 августа 1969 г. подготовка и представление бюджета возложены на Федеральное правительство. Министерство финансов и экономики Республики Армения составляет проект закона и представляет его в правительство, которое представляет проект на рассмотрение Национального собрания (ч. 3 ст. 21 Закона РА "О бюджетной системе Республики Армения").

Законодательные органы рассматривают проект закона в некоторых странах в трех чтениях (Польша, Россия, ФРГ), в некоторых странах в двух чтениях (Республике Болгария, но если после утверждения Президент Болгарии мотивированно возвращает закон Народному Собранию, то повторно принятый закон рассматривается в одном чтении). В Армении отсутствует прямое указание на количество чтений, которое определяется тем, что основное обсуждение и изучение проекта бюджета осуществляют постоянные комиссии. Во Франции Национальное Собрание выносит решение в одном чтении в течение 40 дней, затем проект передается в Сенат, который рассматривает в течение 15 дней, и возвращается в Национальное собрание с дополнениями, и, если нет единого решения, создается смешанная комиссия. В ФРГ проект закона о федеральном бюджете одновременно рассматривается нижней палатой и верхней палатой.

Процесс утверждения государственного бюджета Российской Федерации можно разделить на две основные части: составление проекта бюджета и его рассмотрение Федеральным Собранием.

Составление проекта государственного бюджета - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации. Непосредственное составление проекта бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета устанавливаются Правительством Российской Федерации и в настоящее время регулируются Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 1010 (ред. от 06.04.2011) "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период".

В целях согласования показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период и показателей сводного финансового баланса Российской Федерации Правительством Российской Федерации создается Бюджетная комиссия.

В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ бюджетная комиссия до 1 ноября года, предшествующего текущему финансовому году, утверждает график подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета. До 15 декабря года, предшествующего текущему финансовому году бюджетная комиссия принимает решения о представлении на рассмотрение Правительства Российской Федерации концепций долгосрочных (федеральных) целевых программ, предлагаемых для реализации начиная с очередного финансового года или планового периода.

Правительство Российской Федерации до 30 декабря года, предшествующего текущему финансовому году, рассматривает уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, утверждает концепции долгосрочных (федеральных) целевых программ и до 15 февраля текущего финансового года одобряет основные направления налоговой и таможенно - тарифной политики на очередной финансовый год и плановый период.

Бюджетная комиссия рассматривает и согласовывает до 1 апреля текущего финансового года представляемые не позднее 15 марта текущего финансового года Министерством экономического развития Российской Федерации предложения по подготовке и реализации бюджетных инвестиций из федерального бюджета в объекты капитального строительства, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы.

До 15 апреля текущего финансового года Правительство Российской Федерации одобряет:

а) сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

б) предложения по сокращению (изменению структуры) действующих расходных обязательств Российской Федерации начиная с очередного финансового года или планового периода;

в) основные направления бюджетной политики;

г) предложения по подготовке и реализации бюджетных инвестиций из федерального бюджета в объекты капитального строительства, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы.

Бюджетная комиссия рассматривает и согласовывает до 1 июня текущего финансового года представляемые не позднее 15 мая текущего финансового года Министерством экономического развития Российской Федерации предложения по изменению объема и (или) структуры расходных обязательств Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации до 15 июня текущего финансового года утверждает основные характеристики федерального бюджета и принимает иные решения, необходимые для подготовки проектов федеральных законов о федеральном бюджете.

До 11 августа текущего финансового года Министерство финансов Российской Федерации вносит в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также документы и материалы, подлежащие представлению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и вносит его не позднее 26 августа текущего финансового года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Рассмотрение бюджета Федеральным собранием регулируется Бюджетным Кодексом РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Правительство Российской Федерации должно внести проект федерального закона о федеральном бюджете на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу не позднее 1 октября текущего года. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 1 октября текущего года.

В течение суток со дня внесения проекта в Государственную Думу, Совет Государственной Думы или Председатель Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета, для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям статьи 192 Бюджетного Кодекса РФ.

Совет Государственной Думы или Председатель Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство Российской Федерации на доработку. Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в десятидневный срок и рассмотрен Советом Государственной Думы или Председателем Государственной Думы в установленном порядке.

Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в трех чтениях.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 20 дней со дня его внесения в Государственную Думу. При рассмотрении Государственной Думой проекта в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации и основные направления бюджетной и налоговой политики.

Во втором чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении. Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении являются:

·      приложения к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающие распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период, перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, источников финансирования дефицита федерального бюджета;

·        бюджетные ассигнования;

·        программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

·        программы государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации;

·        программы государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;

·        приложение к федеральному закону о федеральном бюджете по долгосрочным (федеральным) целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ на очередной финансовый год и плановый период;

·        текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Субъекты права законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в Комитет по бюджету. В течение 10 дней после получения поправок Комитетом по бюджету, он готовит сводные таблицы поправок по разделам, рассматриваемым во втором чтении, и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство Российской Федерации.

В третьем чтении Государственная Дума рассматривает проект в течение 10 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.

При рассмотрении Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации федеральный закон в течении пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным Кодексом и (или) законом о бюджете. Закон публикуется в течение 5-7 дней со дня его подписания Президентом РФ в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации", на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Официальным опубликованием закона является его публикация в одном из вышеперечисленных ресурсах.

2. Формирование доходов и расходов государственного бюджета

.1 Состав доходов государственного бюджета

Доходы государственного бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством в распоряжение органов государственной власти.

К налоговым доходам государственного бюджета относятся доходы от федеральных налогов и сборов, а так же государственные пошлины.

К неналоговым доходам относятся таможенные пошлины, доходы от использования государственного имущества, доходы от продажи имущества, доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации), средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям государственного бюджета относятся межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Такое структурирование доходов федерального бюджета, на мой взгляд, основано на формальных критериях и не является интересным для анализа доходов. Так, например, налог на добычу полезных ископаемых относится к налоговым доходам, а вывозная таможенная пошлина на нефть к неналоговым. В то же время оба вида этих доходов непосредственно связаны с реализацией одного и того же товара - нефти. Абсолютно без последствий для бюджета можно снизить таможенную пошлину на нефть, увеличив налог на ее добычу, или, наоборот, снизить налог на добычу нефти, повысив таможенную пошлину. Мне представляется, что более интересным было бы структурирование доходов федерального бюджета по отраслевому признаку.

В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают закрепленные доходы и регулирующие доходы. Закрепленные, или собственные, доходы бюджетной системы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы бюджета - это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам.

Рис.

Ниже представлена динамика доходов федерального бюджета за период с 2006 года.

На диаграмме видно увеличение доходов с 2006 по 2008 год. Однако, в связи с кризисом в 2008 году, мы наблюдаем резкий спад доходов в 2009 году с 9275,9 до 7337,8 млрд. рублей или примерно на 21%. В результате анализа Федерального закона от 28.12.2009 N 382-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2008 год" и Федерального закона от 03.10.2010 N 255-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2009 год", можно сделать вывод, что основной спад произошел по показателям "Налог на прибыль организаций" (снижение на 566 млрд. руб. или на 74% к показателю 2008 года), "Налог на добычу полезных ископаемых" (снижение на 623 млрд. руб. или на 39% к показателю 2008 года) и "Вывозные таможенные пошлины" (снижение на 817 млрд. руб. или на 29% к показателю 2008 года). Снижение доходов по указанным показателям связано, в основном, со снижением в 2009 году ставки налога на прибыль организаций, зачисляемой в федеральный бюджет, и резкого снижения цены нефти на мировых рынках, исходя из которой рассчитываются таможенные пошлины и ставки налога на добычу полезных ископаемых. Уже с 2010 года мы видим увеличение дохода государственного бюджета. И в 2011 году доходы федерального бюджета превысили докризисный уровень и составили 11366 млрд. рублей, что на 1062,6 млрд. рублей больше, чем было запланировано.

2.2 Состав расходов государственного бюджета

Расходы бюджета - это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Расходы классифицируются по экономической роли в процессе воспроизводства, то есть на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы, а также по функциональному назначению, то есть на затраты на аппарат управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны и т.д.

В составе расходов бюджета выделяют текущие расходы и капитальные, в зависимости от их экономического содержания.

К капитальным расходам относится та часть бюджета, которая обеспечивает инновационную и инвестиционную деятельность.

К текущим расходам относится та часть расходов бюджета, которая обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетом и отдельным отраслям экономики в форме субсидий, дотаций и субвенций на текущее финансирование.

К текущим расходам относятся затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга.

Рис.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер, то есть расходами государственного бюджета в основном управляют бюджетополучатели.

На схеме, представленной выше, можно увидеть, что, начиная с 2006 года, расходная часть государственного бюджета страны растет. Динамика роста расходов не постоянна (от 39% в 2007 году до 5% в 2010). В 2007-2009 годах рост расходов государственного бюджета значительно превышал уровень инфляции, в то время как в 2010 он был ниже уровня инфляции. Представленные данные говорят о том, что после кризиса в 2008-2009 годах, Правительство РФ проводит более консервативную политику в отношении увеличения расходов государственного бюджета.

На схеме видно, что утвержденная законом расходная часть федерального бюджета к 2014 году вырастет и составит 14 583 млрд. рублей. Несмотря на это, коэффициент отношения расходов к валовому внутреннему продукту (ВВП) будет уменьшаться, что говорит о том, что темпы роста ВВП должны превышать темпы роста расходов федерального бюджета.

.3 Причины образования и способы регулирования бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит возникает при превышении расходов над доходами. Причинами образования бюджетного дефицита могут являться

·        рост государственных расходов;

·        сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса;

·        чрезвычайные обстоятельства, такие как стихийные бедствия, войны;

·        неэффективность финансовой системы государства;

·        политический популизм;

·        коррупция в государственном секторе;

·        неэффективность налоговой политики.

Источники финансирования федерального бюджета могут быть внутренними и внешними. Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав источников внутреннего финансирования федерального бюджета включаются:

·        разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

·        разница между полученными и погашенными бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

·        разница между полученными и погашенными кредитами кредитных организаций;

·        разница между полученными и погашенными кредитами международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;

·        изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

·        иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета

К внешним источникам финансирования относятся:

·        разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

·        разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

·        разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

·        прочие источники внешнего финансирований бюджетного дефицита.

При классификации дефицита бюджета выделяют структурный, циклический, операционный, первичный, квазифискальный, активный и пассивный дефициты.

Структурный дефицит представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного уровня безработицы и при существующих законах о ставках налогов и размеров трансфертных платежей.

Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом. Циклический дефицит государственного бюджета вызывается спадом деловой активности и, соответственно, сокращением налоговых поступлений.

Операционный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного обязательства.

Квазифискальный дефицит является скрытым дефицитом, который обусловлен квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью (операциями) государства. Эти операции включают а) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд.

Так же выделяют первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает "бремя долга" в экономике.

Активным дефицитом является дефицит, возникающий в связи с повышением расходов. Он может оказывать положительное влияние на развитие экономики, если связан, например, с ростом инвестиций в новое производство, что в свою очередь ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения.

Пассивный дефицит возникает в связи со снижением налоговых и прочих поступлений, вследствие замедления экономического роста и различных недоплат.

Принято считать нормальным дефицит приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % валового национального продукта (ВНП).

Бюджетный дефицит имеет как минусы, так и плюсы. Самым главным минусом является последующая инфляция. В некоторых случаях бюджетный дефицит может оказаться стимулом для активизации экономических процессов, такие как увеличение спроса, экономический рост и уменьшение уровня безработицы.

3. Анализ государственного бюджета Российской Федерации на 2012-2014 гг.

.1 Анализ доходов государственного бюджета

В соответствии с утвержденным Федеральным законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" общий объем доходов 2012 года по сравнению с доходами, утвержденными федеральным законом РФ на 2011 год вырастет на 5,9% и составит 11 779 855 206 тыс. рублей. Планируется, что доходы федерального бюджета в 2013 году вырастут на 7,8% по отношению к доходам 2012 года, а доходы 2014 года по отношению к 2013 вырастут на 10,9%. Отношение доходов к валовому внутреннему продукту (ВВП) по прогнозам правительства будет довольно стабильным по сравнению с предыдущими годами и будет колебаться в районе 19-20 процентов. Из анализа структуры доходов федерального бюджета на 2011-2014 годы, представленной в приложении 1, следует, что данный рост планируется получить за счет роста поступлений от налога на добавленную стоимость (НДС). Учитывая, что прогноз по росту ВВП значительно ниже прогнозов по росту поступлений от НДС, можно сделать вывод, что в 2013-2014 годах Правительство РФ планирует увеличение ставки налога на добавленную стоимость.

Наиболее значимыми для федерального бюджета являются следующие виды доходов:

Доходы от внешнеэкономической деятельности в 2012 году составят 4 474 343 737 тыс. рублей (или 38% всех доходов бюджета). Статистика предыдущих лет показывает, что большую часть от них составляют вывозные таможенные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ. Они составляют более 75% от всех внешнеэкономических поступлений.

Налоги на товары, работы и услуги дают государству 2 218 397 542 тыс. рублей (19% доходов бюджета). Большая часть в структуре этих налогов (около 90%) составляет налог на добавленную стоимость (НДС).

Третья главная составляющая российского бюджета это налоги на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Они составят в текущем году 2 113 120 361 тыс. рублей (18% доходов бюджета). Основную долю НДПИ составляет налог на добычу нефти (свыше 90%).

Таким образом, можно сделать вывод, что основную долю доходов государственный бюджет Российской Федерации получает от продажи нефти и нефтепродуктов.

3.2 Анализ расходов государственного бюджета

Как видно из таблицы, находящейся в приложении 2, расходы государственного бюджета увеличатся по сравнению с 2011 годом на 8,7%, и составят 12 656 443 993,1 тыс. рублей.

Основную долю расходов государственного бюджета составят расходы на национальную оборону, национальную безопасность, национальную экономику и на социальную политику. Они составят 943 млрд.руб., 1365 млрд.руб., 1744,4 млрд.руб., и 3899 млрд.руб. соответственно. Помимо выделенных направлений расходов государственного бюджета РФ, можно также выделить расходы на здравоохранение, образование и прочие расходы. Эти расходы являются наиболее существенными для бюджета страны.

Планируется снижение затрат бюджета на национальную экономику примерно на 8% до 1 653 млрд. рублей к 2014 году. Одновременно отмечаются значительное снижение затрат государственного бюджета на образование, культуру, здравоохранение, физкультуру и спорт и особенно на ЖКХ. Можно согласиться с точкой зрения Марии Селивановой - экономического обозревателя РИА новости о том, что бюджет России готовит страну не к кризису, а к войне. Как говорят эксперты ООО «ФБК» («Финансовые и бухгалтерские консультанты»), за три года расходы на оборону вырастут с 13,9% до 18,8%, а на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - с 11,3% до 14,2%. При этом расходы, связанные с инвестициями в человеческий капитал, достигнув пика в преддверии выборов, затем начнут уменьшаться. "Доля расходов на образование, достигнув 5,1% в 2011 году, резко снизится в 2014 году - до 3,4% от всех расходов федерального бюджета, - пояснил Игорь Николаев. - То же самое происходит с расходами на здравоохранение: максимум придется на 2011 год - 4,6%, а к 2014 году их доля упадет до 3,2%". Траты государства на ЖКХ сократятся с 2,1% до 0,5%.

3.3 Анализ бюджетного дефицита

Бюджет на 2012 год утвержден с дефицитом, равным 876 588 787,1 тыс. рублей. В 2013 году дефицит федерального бюджета прогнозируется в размере 1024,7 млрд. рублей, что примерно на 17% больше, чем в 2012 году. А в 2014 году бюджетный дефицит уменьшится примерно на 52% и составит 491,1 млрд. рублей.

С учетом прогноза ВВП в 2012-2014 годах, приведенном в Федеральном законе от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", можно рассчитать, что дефицит федерального бюджета составит в 2012 году - 1,5%, в 2013 - 1,6% и в 2014 - 0,7% к ВВП.

Прогнозируемый уровень инфляции в Российской Федерации в 2012г. должен составить не более 6,0%, в 2013г. - не более 5,5%, а в 2014г. - не более 5,0%.

Приведенные выше данные позволяют сделать вывод, что бюджетный дефицит Российской Федерации значительно ниже уровня инфляции и находится на допустимом уровне по отношению к ВВП.



Заключение

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации на 2012-2014 годы говорится о том, что главной задачей российской экономики должна стать новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре. Задачи, поставленные Президентом РФ, очень важные, но судя по запланированным доходам и расходам федерального бюджета, трудно выполнимые.

В результате проведенного анализа доходов и расходов Государственного бюджета Российской Федерации на 2012-2014 годы, можно сделать некоторые выводы.

Во-первых, экономика России продолжает оставаться сырьевой, зависимой, в основном, от стоимости нефти на мировом рынке. Структура доходов государственного бюджета в ближайшие годы не изменится.

Во-вторых, планируемый уровень бюджетного дефицита находится в пределах 2%, что соответствует международным стандартам.

В третьих, в расходах бюджета виден явный перекос в поддержке военно-промышленного комплекса и правоохранительной системы и снижение инвестиций в человеческий капитал. А без здорового, образованного и довольного жизнью человека невозможно построить сильное государство. "Образование и здравоохранение - это инвестиции в тех, кто, собственно и будет производить ВВП, кто должен на себе вытащить экономику, - говорит замдиректора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Евгений Гонтмахер. - Но, помогая пенсионерам, государство не занимается помощью работающему населению, численность которого сокращается". Наоборот, по словам Гонтмахера, значительная часть социальных расходов переносится на средний класс. Например, будут на 10% увеличены отчисления с высоких зарплат. Поэтому вряд ли можно ожидать, что к 2014 году произойдет модернизация нашей экономики.

Библиография

."Конституция Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445

."Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ// "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998

.Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (ст. 3,4)// "Собрание законодательства РФ", 20.06.1994, N 8, ст. 801

.Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"// "Российская газета", N 275, 07.12.2011 Федерального закона от 28.12.2009 N 382-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2008 год"//"Собрание законодательства РФ", 04.01.2010, N 1, ст. 3 (Закон)

.Федерального закона от 03.10.2010 N 255-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2009 год"//"Собрание законодательства РФ", 11.10.2010, N 41 (1 ч.), ст. 5184

.Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 1010 (ред. от 06.04.2011) "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период"//"Собрание законодательства РФ", 28.01.2008, N 4, ст. 263

.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах"//"Парламентская газета", N 28, 29.05.2009

.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах"//"Парламентская газета", N 32, 01-07.07.2011

.Бюджетный кодекс Украины // #"578444.files/image004.gif">



Приложение 2

Таблица. Структура расходов федерального бюджета на 2011-2014 год.

Похожие работы на - Госбюджет и проблема бюджетного дефицита

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!