Анализ прибыли предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,99 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ прибыли предприятия

Введение

Состояние рыночной экономики на современном этапе предполагает жесткие требования к управленческой системе предприятия. Постоянные изменения экономической ситуации требуют быстрого реагирования управленческого аппарата, чтобы поддержать финансовое состояние организации и выгодно изменить политику предприятия в сторону сложившейся ситуации.

Основой деятельности предприятия является прибыль, это источник существования и развития, основная цель и показатель результатов деятельности. Предприятие самостоятельно планирует развитие своей деятельности, исходя из фактора спроса на производимую продукцию, своих возможностей и необходимости дальнейшего развития. Самостоятельно планируемым показателем является и прибыль и варианты и способы её достижения.

Одним из основных требований функционирования предприятий являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача фирмы - осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственников имущества предприятия. В условиях совершенной конкуренции цель - получение дохода и прибыли объективно предопределена: чтобы не оказаться вытесненной с рынка, фирма должна всю свою деятельность ориентировать на максимизацию прибыли.

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, выступают прибыль и рентабельность. Показатель рентабельности показывает, насколько хорошо работает предприятие, какую прибыль приносят вложенные капиталы. В отечественной аналитической практике такой коэффициент стал рассчитываться сравнительно недавно. Это обстоятельство вызвано тем, что в нашей стране не в полной мере развит фондовый рынок.

Применение прибыли в качестве одного из основных показателей в оценке эффективности деятельности предприятия - сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов, получение прибыли.

Целью работы является теоретическое исследование экономической модели совершенной конкуренции.

В работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть доход предприятия;

выявить факторы, влияющие на величину доходов;

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях хозяйствования целью деятельности любого предприятия является получение прибыли.

1. Доходы как основной источник финансирования деятельности предприятия

.1 Доходы предприятия и их классификация

В результате производства и реализации товаров (услуг) формируются финансовые ресурсы предприятия, обеспечивающие кругооборот основного и оборотного капитала и взаимоотношения по завоеванию ниши рынка или выхода на мировой рынок, в последствии рассчитывая на получения доходов. При анализе финансовой деятельности предприятия большее внимание уделяется рассмотрению структуры получаемых доходов, а так же динамику формирования прибыли. Это связано с тем, что прибыль является основным оценочным показателем деятельности фирмы, а так же является источником поступления доходов в бюджет государства, через систему налогообложения.

Важнейшим фактором, влияющим на сумму всех видов прибыли предприятия, является размер доходов, формируемых им в процессе деятельности. Операционная деятельность это основной вид деятельности предприятия, с целью осуществления которого оно создано. Характер операционной деятельности предприятия определяется спецификой сферы или отрасли экономики, к которой оно принадлежит.

Любая организация создается для увеличения капитала ее собственников, улучшения благосостояния, приумножения богатства. При этом, в зависимости от формы вложенного капитала, доход является различным, например, заработная плата, выплачиваемая работнику предприятия, так же средства, полученные от сдачи в аренду имущества, % по кредитам и т.д. При этом финансовый результат, отражаемый изменение собственного капитала за определенный период в результате производственно - финансовой деятельности, зависит от соотношения доходов и расходов фирмы.

Понятие доходов меняется и при принятии определенных
законодательных и нормативных документов. Приведем понятие доходов, из документов по бухгалтерскому учету. Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на: (рис. 1)

а) доходы от обычных видов деятельности;

б) операционные доходы;

в) внереализационные доходы.

Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. К прочим поступлениям относятся также чрезвычайные доходы

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка). В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих товаров по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (арендная плата).

Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций. Когда это является предметом деятельности организации, также относят к доходам от обычных видов деятельности

Операционными доходами являются:

·   поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

·   поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

·   поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

·   прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

·   поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты) продукции, товаров;

·   проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Чрезвычайными доходами считаются: поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.); страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, относящихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов.

С 01.01.2002 года доходы для целей налогообложения классифицируются следующим образом:

·   доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав;

·   внереализационные доходы.

Налогового кодекса доходы от реализации имущественных прав признаются доходами от реализации. В 2001 году данные виды доходов относились согласно действующему законодательству к внереализационным доходам. При этом для отчисления налога на прибыль с 01.01.2002 года учитывается сумма превышения полученных материальных благ от реализации имущественных прав над расходами, связанными с получением этих благ.

С 01.01.2002 года понятие дохода от реализации расширяется, и в его состав будут включаться следующие элементы согласно ст. 249 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (рис. 1).

С 01.01.2002 года с принятием налогового кодекса несколько изменилась структура доходов, а также состав внереализованных доходов (табл. 1.1).

Рис. 1. Состав доходов от реализации с 01.01.2002 года В соответствии со статьей 249 НК РФ «Доходы от реализации» и статьей 250 НК РФ «Внереализационные доходы»

Таблица 1.1. Состав доходов предприятия для целей налогообложения с 01.01.2003 г.

Вид доходов

Состав доходов предприятия

1. Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав

Доходом от реализации для целей настоящей главы признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

2. Внереализационные доходы

от долевого участия в других организациях; от операций купли-продажи иностранной валюты; возникает, когда курс продажи (покупки) выше (ниже) официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного ЦБ РФ на дату совершения сделки; в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; от сдачи имущества в аренду (субаренду); от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации; в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета; в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов; в виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав; в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде; в виде положительной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте; в виде положительной разницы, полученной от переоценки имущества; в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств; в виде использованных не по целевому назначению имущества (в т.ч. денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности; в виде полученных целевых средств, предназначенных для резервов по развитию и обеспечению функционирования и безопасности атомных электростанций, использованных не по целевому назначению; в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом возврата стоимости соответствующей части взносов акционерам (участникам) организации; суммы кредиторской задолженности, списанные в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям; доходы, полученные от операций с финансовыми инструментами срочных сделок; - стоимость излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации.











Классификация доходов предприятия

Плательщиками налога на прибыль являются российские и иностранные организации с учетом следующих особенностей.

Из всех российских организаций не являются плательщиками налога:

·   организации - субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

·   организации - плательщики ЕНВД в части дохода от деятельности, по которой организация переведена на уплату ЕНВД;

·   организации (за исключением с/х предприятий индивидуального типа, определенных по перечню, утверждаемому законодательными органами субъектов РФ) в части прибыли от реализации произведенной ими с/х и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной собственной с/х продукции.

Из всех иностранных организаций являются плательщиками налога:

организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Определение прибыли, подлежащей налогообложению, определяем полученные доходы, уменьшаем на величину произведенных расходов.

Как видим, объект налогообложения по налогу на прибыль неразрывно связано с такими понятиями, как доходы и расходы. Поэтому рассмотрим более подробно доходы, т.к. тема дипломной работы связана с доходами.

В соответствии с принятием налогового Кодекса предусматривается два метода в соответствии с которыми доходы могут быть признанными: метод начисления и метод кассовый.

Предприятиям предоставляется право самостоятельно выбирать метод определения доходов для целей налогообложения. Вместе с тем, эта возможность является относительной: действовать по своему усмотрению и реально выбирать один из двух возможных методов определения доходов налогоплательщик вправе при определенных условиях, несоблюдение которых влечет установленные НК РФ последствия.

В соответствии со ст. 271 НК РФ, доходы по методу назначаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, того имущества и имущественных прав.

Доходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, и расходы по таким доходам распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

При кассовом методе датой получения доходов согласно ст. 273 НК РФ признается день получения средств на счета в банках и в кассу, поступления того имущества и имущественных прав

Основным источником формирования доходов торгового предприятия являются:        

. реализованные торговые надбавки;

. доходы от прочей торговой деятельности.

Основной источник валовой прибыли в торговле - торговые надбавки.

Торговые надбавки устанавливаются предприятием торговли самостоятельно в процентах к свободным отпускным ценам. Размер торговой надбавки зависит от следующих факторов:

·        характеристика торговых услуг и специфики деятельности торгового предприятия;

·        ценовой стратегии предприятия;

·        степени развития и конъюнктуры рынка;

·        государственного регулирования цен;

·        уровня издержек обращения торгового предприятия;

·        спроса и предложения на реализуемые товары и т.д.

Размер торговой надбавки должен не только покрывать издержки обращения предприятия торговли, но и обеспечивать получение предприятием определенного размера прибыли (рис. 2).

К обоснованию размера торговых надбавок предъявляются следующие

требования. Они должны:

1. создавать условия для получения оптимального размера прибыли предприятия;

2. отражать специфику реализации отдельных товаров и их издержкоёмкость;

3. стимулировать эффективное использование ресурсов предприятия;

4. учитывать пути товароснабжения.

Сумму валовой прибыли можно также рассчитывать как разницу между выручкой от реализации товаров, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров (согласно форме №2 «Отчет о прибылях и убытках»)

Рис. 2. Состав торговой надбавки предприятий торговли

Для анализа финансовой деятельности целесообразно рассматривать состав доходов, закрепленный в положении оп бухгалтерскому учету.       В дипломной работе будет рассмотрен состав доходов, утвержденный по данным бухгалтерской отчетности (ПБУ 9/99).

.2 Регулирование доходов предприятия

доход финансирование регулирование распределение

Величина дохода зависит от цены на продукцию (услугу), установленной предприятием. Сама цена зависит от рыночной системы (контурентная, монополия), вида продажи (опт, розница), вида продукции (сезонные колебания цены), региона.

Уровень прибыльности (рентабельности) определяется отношением прибыли к себестоимости. Сумма себестоимости и прибыли составляет оптовую цену предприятия. Выпуск продукции в оптовых ценах называется объемом реализации продукции (работ, услуг). НДС обычно составляет 20% от оптовой цены. Акцизы - это дополнительный налог на «предметы роскоши», что и по каким ставкам облагается налогом устанавливается законодательством страны. Оптовая цена, увеличенная на величину НДС и акцизов составляет отпускную цену предприятия.

Выпуск продукции в отпускных ценах называется выручкой предприятия. Торговля добавляет к отпускной цене торговую наценку. Получается розничная цена, по которой товар продается покупателю. Реализация товара в розничных ценах называется товарооборотом торговой организации.

Обычно рассматривают две цены: продажную, обеспечивающую изготовителю нормальные условия производства, и минимальную, компенсирую предприятию затраты при минимуме прибыли.

Виды цен:. По сфере использования:

· внутренние

· внешнеторговые (мировые). В зависимости от порядка ценообразования:

. Свободные (рыночные):

· Справочные (по каталогу)

· Базовые (в зависимости от сорта, качества)

· Контрактные (базовые с учетом скидок или надбавок)

· Скользящие (устанавливают при заключении долгосрочных контрактов)

· Специфические (устанавливают, если есть особые условия в контракте)

. Регулируемые государством, за счет:

· Налогов, льгот, пошлин, акцизов.

· Государственных закупок.

· Ограничения на воз или вывоз продукции.

· Установки предельного уровня рентабельности предприятия.

· Прямой фиксации цен.

· Установки «потолка» и «пола» цены.. В зависимости от сферы экономики:

. Оптовые.

. Закупочные (по которым продает продукцию сельское хозяйство).

. Смежные (в строительстве, научной работе).

. Розничные.

Жесткая фиксация цены и установление границ колебания цены применяется государством только в отношении социально значимой продукции. При применении этих ограничителей может возникнуть как излишек (что ведет к сокращению производства), так и дефицит (который ведет к образованию черного рынка с реальными ценами).

Можно хорошо потрудиться на рынке, заработать много денег и лишиться их основной части не из-за нападения гангстеров, а в результате необходимости платить чрезмерные налоги. Не надо проводить каких-либо фундаментальных исследований, чтобы убедиться, что в России в настоящее время имеет место налоговый хаос, который ведет к постоянному повышению цен, к тому, что за недостатки налогового механизма расплачивается население, несут огромные потери предприятия. В мировой науке обоснован верхний предел налогового изъятия, за которым пропадает предпринимательский интерес к бизнесу. При этом развитие экономических отношений идет по одному из двух возможных сценариев: либо деловая активность сворачивается, либо наблюдается массовое уклонение от уплаты налогов. Такой предел получил название кривой Лафера и составляет 30 - 35% предпринимательского дохода. В свою очередь, явление, при котором с увеличением налоговой ставки начинает падать относительная, а затем и абсолютная сумма собираемых налогов, получило название эффекта Оливера-Танци.

В то же время нельзя сказать, что государство не ищет пути для выхода из создавшейся ситуации. Путем введения льгот для предприятий, государство предпринимает попытки снизить налоговое давление. Льготы для каждого предприятия индивидуальны и зависят от возможности интерпретации хозяйственно-финансовой политики, а также реструктуризации деятельности организации. Наиболее эффективно применение льгот не в чистом виде, а в сочетании с другими приемами, организационными, финансовыми, бухгалтерскими.

Большинство отечественных предприятий систематически испытывают колоссальные финансовые трудности. Российское налоговое законодательство не отличается либеральным подходом к предприятиям, испытывающим финансовые затруднения. На первый взгляд, в условиях рыночного хозяйства государство не должно делать налоговых скидок для компаний и фирм, которые не сумели правильно организовать свой бизнес и в результате этого оказались неплатежеспособными.

Однако, учитывая массовый характер неплатежей в российской экономике, причины происхождения этого явления, следует с особенной осторожностью применять общие нормы налогового законодательства к конкретным предприятиям.

1.3 Экономическое обоснование доходов предприятия

Каждое предприятие должно четко представлять цели анализа данного сегмента экономики и определить перечень задач решение, которых позволит достичь поставленных задач. Одновременно устанавливается перечень показателей, которые должны изучаться. Этот перечень систематически уточняется с учетом происходящих изменений в экономике страны, отрасли, предприятия. Целью анализа доходов является изучение и выявление основных источников формирования, и выявление резервов повышения доходности торгового предприятия.

Источниками информации для анализа доходов служат:

·   оперативные данные бухгалтерского учета;

·   статистическая отчетность;

·   материалы документальных ревизий;

·   инвентаризации проверок, результаты наблюдений;

Этапы анализа:

этап - подготовительный. Он подразумевает определение цели анализа доходов - выявление резервов роста рентабельности и улучшения работы предприятия на основе комплексного анализа доходов.

этап - основной. Он включает в себя:

1. Анализ общей суммы доходов торгового предприятия по сумме и по уровню.

2. Анализ дохода по видам

3. Анализ валовой прибыли по сумме и по уровню

4. Анализ структуры валовой прибыли (по отдельным товарным группам)

5. Факторный анализ валовой прибыли 3 этап - заключительный - выявление тенденций развития доходов и рентабельности торгового предприятия; определение сильных и слабых сторон, угроз и возможностей; выявление резервов роста доходов и увеличения рентабельности; разработка плана мероприятий по повышению доходности и рентабельности, и контроль за его осуществлением.

Для анализа валовой прибыли используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа относятся: оценка абсолютных относительных и средних величин, метод сравнения, группировки, индексный, графический метод цепных подстановок, балансовый.

Достоверность результатов анализа валовой прибыли находятся в прямой зависимости от качества его информационного обеспечения.

Перед анализом необходимо тщательно проверить все привлекаемые к анализу материалы. Подготовка данных к анализу состоит главным образом в их проверке, в проверке качества отчетных материалов.

В процессе анализа валовой прибыли устанавливается степень соответствия фактических (ожидаемых) значений прогнозным (плановым), выполнение заданий по валовому доходу. В ходе анализа определяется динамика валовой прибыли, устанавливаются причины её роста или снижения. При анализе особое внимание следует уделить расчету влияния основных факторов на сумму и уровень валовой прибыли. К основным факторам, оказывающим воздействие на размер валовой прибыли, относятся: объем и ассортиментная структура товарооборота, уровень торговых надбавок и цен, состав товарооборота и др.

Завершается анализ валовой прибыли расчетом упущенных возможностей в росте валовой прибыли и разработкой мероприятий с определением ответственных за их выполнение и установлением мер ответственности за их реализацию.

Материалы анализа служат базой прогнозирования, и планирования валовой прибыли на будущий год.

Валовая прибыль как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения и образования прибыли.

Валовая прибыль предприятия - это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью. Валовая прибыль от реализации товаров характеризуется суммой и уровнем. Уровень этого дохода в торговле определяется как отношение суммы валовой прибыли от реализации к объему товарооборота.

Валовая прибыль - источник средств для возмещения текущих затрат, расчетов с бюджетом, формирования прибыли предприятия - не является прямым показателем экономической эффективности деятельности торгового предприятия.

В процессе анализа валовой прибыли устанавливается степень соответствия фактических значений прогнозным, определяется динамика валовой прибыли, устанавливаются причины ее роста или снижения, рассчитывается влияние основных факторов на сумму и уровень валовой прибыли.

При учете товаров по продажным ценам валовой прибыли от реализации определяется расчетным путем. Существует несколько способов такого расчета в зависимости от размера применяемых надбавок, частоты их изменения, возможностей учета реализации товаров по их видам и т.п. Основными из этих способов являются:

по общему товарообороту;

по ассортименту товарооборота;

по ассортименту остатка товаров;

по среднему проценту.

Величина доходов от реализации основных средств и прочих материальных активов зависит от количества проданного имущества, его балансовой стоимости и цены реализации. При этом учитывают не только прямой финансовый результат, но и эффект от ускорения оборачиваемости капитала. Планирование представляет собой фундаментальную основу предпринимательской и менеджерской деятельности в любой сфере экономики при выполнении любой из присущих ей функций.

Планирование доходов предприятия осуществляется посредством метода технико-экономических расчетов; экономико-статистических методов по скользящей средней; расчетно-аналитического метода.

2. Организационно-экономическая и финансовая характеристика ООО «Симет» Сабинского района Республики Татарстан

2.1 Природно-экономическая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Симет» расположено в селе Верхний Симет Сабинского района Республики Татарстан. Общая земельная площадь хозяйства составляет 1097,70 га.

Климат хозяйства можно отнести к умнренно-континентальному, с теплым жарким летом и умеренно холодной зимой, продолжительность безморозного преиода 200-208 дней. Среднегодовая температура воздуха 2 -3 С, количество осадков 460-480 мм. Продолжительность вегетационного периода 118-127 дней. Устойчивый снежный покров устанавливается 19-20 ноября, сходит 11-13 апреля. высота снежного покрова 21-40 см.

Основными элементами рельефа являются сильно расчлененные овражно-балочной сетью. Склоны характеризуются различной крутизной и протяженностью.

Правильное использование земли и повышение ее плодородия всегда были и остаются главной задачей в сельском хозяйстве. При анализе использования земельного фонда хозяйства необходимо установить, какие за рассматриваемый период произошли изменения в общих размерах и структуре земельных угодий, как выполняются мероприятия по повышению плодородия почвы и эффективности использования земельных ресурсов. Как видно, почвенно-климатические ресурсы хозяйства достаточны для эффективного производства продукции.

Изучение состояния и использования земельных фондов следует начинать с определения состава земель и структуры сельскохозяйственных угодий, которые представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Состав земельных фондов и структура сельскохозяйственных

угодий в ООО «Симет» Сабинского района Республики Татарстан за 2008-2010 гг.

Показатели

ГОДЫ


2008

2009

2010

В среднем по республике за 2010 год


Площадь, га

Структура%

Площадь, га

Структура%

Площадь, га

Структура%

Площадь, га

Структура%

Всего земель, в том числе сельскохозяйственных угодий, из них пашня сенокосы пастбища

2830  2664  2446 1 217

-  100  91,8 0,06 8,14

2842  2675  2457 1 217

-  100  91,8 0,1 8,1

2923  2672  2454 1 217

-  100  91,8 0.04 8,16

4513  4316  3615 125 570

-  100  83,8 2,9 13,2

Процент распаханности

Х

91,8

Х

91,8

Х

91,8

-

83,8


Общая величина земельных фондов в рассматриваемый период в целом не изменяется. Видно, что наибольший удельный вес в структуре сельскохозяйственных угодий занимает пашня и составляет в среднем 91,8%, и в динамике по годам остается на относительно неизменном уровне и 8% уступает среднереспубликанскому значению. Это связано с тем, что в хозяйстве довольно высокий удельный вес пастбищ. Эти земли можно было бы использовать под посев сельскохозяйственных культур.

Результаты сельскохозяйственного производства, а именно, уровень и темпы роста сельскохозяйственной продукции, во многом зависят от обеспеченности и уровня использования основных фондов и трудовых ресурсов. Сравнительная оценка уровня обеспеченности хозяйств основными производственными фондами производится с помощью таких показателей как фондооснащенность и фондовооруженность труда.

Непременным условием процесса производства является наличие средств производства, которые состоят из средств труда и предметов труда. Выраженные в стоимостной форме, средства производства представляют собой производственные фонды, которые подразделяются на основные и оборотные.

Как известно, основой сельскохозяйственного производства и важным условием развития его отраслей, является наличие необходимых производственных фондов. Уровень и темпы сельскохозяйственной продукции, повышение экономической эффективности производства в сельском хозяйстве в определенной мере зависит от обеспеченности отрасли основными средствами. Низкая обеспеченность предприятий основными производственными фондами приводит к несвоевременному выполнению важнейших технологических операций, росту трудоемкости и увеличению материально-денежных затрат на производство единицы продукции. В свою очередь наличие большого числа сверхнормативных средств производства способствует росту амортизационных отчислений, увеличению затрат на их производство и сохранение, что ведет к удорожанию произведенной продукции. Высокая эффективность сельскохозяйственного производства достигается при оптимальной обеспеченности предприятий основными производственными фондами.

Основные производственные фонды занимают, как правило, основной удельный вес в общей сумме основного капитала предприятия. От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности предприятия: выпуск продукции, ее себестоимость, прибыль, рентабельность, устойчивость финансового состояния.

Для правильного измерения и оценки экономической эффективности недостаточно располагать благоприятными климатическими условиями и условиями ведения хозяйства. Необходимо также представлять экономические условия, то есть обеспеченность хозяйства основными факторами производства. Обеспеченность земельными фондами мы рассмотрели выше, поэтому теперь рассмотрим наличие других факторов производства.

Уровень оснащенности труда основными производственными фондами зависит от стоимости средств производства и численности работников занятых в сельском хозяйстве. На численность работающих в отрасли определенное влияние оказывает обеспеченность предприятия средствами труда и уровень механизации основных трудоемких процессов.

Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий основными производственными фондами характеризуется показателями фондооснащенности и фондовооруженности труда (таблица 2.2).

Фондооснащенность - это среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения на 100 га сельхозугодий.

Фондовооруженность - это среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения в расчете на одного среднегодового работника.

Таблица 2.2 Уровень фондооснащенности и фондовооруженности труда в ООО «Симет» Сабинского района Республики Татарстан за 2008-2010 годы

Показатели

Годы

В среднем по РТ за 2010


2008

2009

2010


Стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения, тыс. руб.

556853

606168

654345

91521

Площадь сельхозугодий, га

2664

2675

2672

5455

Среднегодовое число работников, чел.

118

106

103

119

Фондооснащенность на 100 га сельхозугодий угодий, тыс. руб.

3591,8

3946,2

5195,1

1677,7

Фондовооруженность на 1 работника, тыс. руб.

605,5

609,7

700,4

769,1



По данным таблицы можно отметить, что в ООО «Симет» фондооснащенность с 2008 по 2010 годы возрастает. В 2010 году она составила 5195,1 тыс. руб., что на 1603,3 тыс. руб. или на 44,6% больше чем в 2008 году. Это обусловлено тем, что произошло увеличение среднегодовой стоимости основных производственных фондов. По сравнению с 2008 годом в 2010 году данный показатель увеличился на 97492 тыс. рублей или на 17,5%.

Аналогично фодооснащенности, фондовооруженность в 2010 году также увеличилась по сравнению с 2008 годом на 94,9 тыс. рублей или на 15,7%. Из таблицы видно, что изменение произошло, за счет изменения стоимости основных производственных фондов.

В сравнении со среднереспубликанскими данными по 2010 году показатели фондовооруженности и фондооснащенности в хозяйстве на 68,7 и 3517,4 тыс. рублей, соответственно, меньше.

Уровень развития материально - технической базы во многом зависит от обеспеченности хозяйства энергетическими ресурсами и техникой. Для характеристики этой обеспеченности используются такие показатели, как уровень.

Причем чем выше эти показатели, тем выше производительность труда, С ростом энерговооруженности труда сокращаются общие затраты на единицу продукции. Рассчитаем эти показатели и приведем их в таблице 2.3.

Таблица 2.3 Уровень энергооснащенности и энерговооруженности труда в ООО «Симет» Сабинского района Республики Татарстан за 2008-2010 гг.

Показатели

Годы

В среднем по РТ за 2010 г.


2008

2009

2010


Сумма энергетических мощностей, л.с.

4626

4626

5066

6831

Площадь пашни, га

2446

2457

2454

4061

Число среднегодовых работников, чел.

118

106

103

119

Энергооснащенность, л.с. на 100 га пашни.

189,1

188,3

206,4

148,5

Энерговооруженность, л.с. на 1 работника

39,2

43,6

49,2

57,4


Из таблицы 2.3 видно, что уровень энергооснащенности по годам имеет тенденцию увеличения, это было связано с увеличением энергетических мощностей и площади пашни.

Самый высокий уровень энергооснащенности наблюдается в 2010 году 206,4 л.с. Рост произошел за счет роста суммы энергетических мощностей. По уровню энерговооруженности самый высокий показатель был достигнут также в 2010 году - 49,2 л.с. В целом, на изменение в уровне данных показателей оказывают влияние такие показатели как: сумма энергетических мощностей, площадь пашни и число среднегодовых работников.

В сравнении со среднереспубликанскими данными уровень энергооснащенности в 2010 году больше на 57,9 л.с., а уровень энерговооруженности на 8,2 л.с. меньше.

Одним из важнейших условий для повышения эффективности производства является наличие трудовых ресурсов. Труду человека принадлежит решающая роль в процессе производства.

Достаточная обеспеченность сельскохозяйственного предприятия необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов производства продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности хозяйства трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависит объем и своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, эффективность использования техники и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Обеспеченность трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического их наличия с плановой потребностью.

Достаточная обеспеченность сельскохозяйственного предприятия необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов производства продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности хозяйства трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависит объем и своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, эффективность использования техники и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

В связи с тем, что в сельском хозяйстве по причине сезонного характера производства потребность в трудовых ресурсах в разные периоды резко колеблется, при более углубленном анализе можно выяснить обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами в периоды наиболее напряженных работ (сева, уборки урожая).

Сезонность производства может влиять на использование годового фонда рабочего времени, особенно в растениеводстве. Но она обуславливает сезонность использования труда на данном виде производства, а не вообще. Она преодолима с помощью различных социально - экономических мероприятий, что не только обеспечивает увеличение производства различных товаров народного потребления, но и обеспечивает работникам сельского хозяйства круглогодовую занятость и более высокие заработки.

В хозяйстве все работники предприятия имеют круглогодовую занятость, так как процент обеспеченности работниками в хозяйстве ниже оптимального в среднем за год. Изучение проблемы трудовых ресурсов является одной из коренных проблем организации и управления производством. Одним из направлений ее изучения является анализ уровня использования запаса труда (таблица 2.4).

Таблица 2.4 Запас труда и уровень его использования в ООО «Симет» Сабинского района Республики Татарстан за 2008-2010 годы

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

В среднем по РТ за 2010 год

Численность работников занятых в сельскохозяйственном производстве, чел.

108

98

96

119

Годовой запас труда, тыс. чел. - час.

248

245

245

214,9

Прямые затраты труда, тыс. чел. - час

252

247

217

245,2

Уровень использования, %

101,6

100,8

88,5

114,2


Уровень использования в 2010 году составил 88,5%, что на 13,1% ниже чем в 2008 году. Этому способствовало уменьшение уровня годового запаса труда и прямых затрат труда.

2.2 Анализ финансового состояния

В современных условиях методика финансового анализа должна быть ориентирована на синтез основных и дополнительных показателей, максимально учитывающих отраслевую принадлежность, специфику, организационные особенности бизнеса и производительных особенностях компании.

Для целей финансового менеджмента существенными признаются следующие группы показателей:

.  Показатели имущественного положения.

2.       Показатели ликвидности и платежеспособности.

.        Показатели финансовой устойчивости.

.        Показатели деловой активности (оборачиваемости).

.        Показатели эффективности деятельности оценка рентабельности).

Основным источником анализа финансового положения предприятия служит бухгалтерский баланс, определяющий состояние дел предприятия на момент его составления.

Для характеристики финансового состояния ООО «Симет» Сабинского района необходимо провести анализ его имущественного положения.

Таблица 2.5 Анализ имущественного положения ООО «Симет» Сабинского района Республики Татарстан за 2010 год

Показатели

На начало года

На конец года

Изменения

Все активы

41676

62552

+20876

Внеоборотные активы

13770

29269

+15499

Оборотные активы

27906

33283

+5377

Чистые активы

32672

37353

+4681


Анализ ликвидности и платежеспособности рассчитывается двумя методами: метод поэлементного сравнения активов и пассивов и метод расчёта коэффициентов ликвидности и платежеспособности.

Для расчёта ликвидности и платежеспособности необходимо различать эти два понятия.

Ликвидность баланса предполагает наличие такой структуры активов, которая обеспечивает покрытие обязательств предприятия. Первым признаком ликвидности служит формальное привлечение оборотных активов над краткосрочными пассивами.

Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчётов по кредиторской задолженности.

Таблица 2.6 Анализ ликвидности баланса ООО «Симет» Сабинского района Республики Татарстан за 2010 год

АКТИВ

на начало

на конец

ПАССИВ

на начало

на конец

Излишек или

Недостаток


года

года


года

на начало года

на конец года

А1

319

933

П1

3488

4984

-3169

-4051

А2

3067

2850

П2

2233

4235

+834

-1385

А3

24520

29500

П3

6786

19612

+17734

+9888

А4

13770

29269

П4

29169

33714

-15399

-4445

БАЛАНС

41676

62552

БАЛАНС

41676

62553

-

-


Из расчетов данной таблицы видно, что баланс недостаточно ликвидный. В ближайший промежуток времени, организации не удастся поправить свою платежеспособность. Но за анализируемый период снизился платежный недостаток наиболее срочных обязательств.

Можно сказать, что причиной недостаточной ликвидности явилось то, что краткосрочная задолженность увеличилась более быстрыми темпами, чем денежные средства.

Далее необходимо рассмотреть метод расчёта коэффициентов ликвидности и платежеспособности.

Таблица 2.7 Финансовые коэффициенты платежеспособности в ООО «Симет» Сабинского района Республики Татарстан за 2010 год

Показатели

Нормативное ограничение

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Изменение

Общий показатель платежеспособности L1

-

1,4

0,9

-0,5

Коэффициент абсолютной ликвидности L2

0,2-0,5

0,06

0,1

+0,04

Коэффициент критической оценки L3

0,7-0,8

0,6

0,4

-0,2

Коэффициент текущей ликвидности L4

2,0-3,5

4,9

3,6

- 1,3

Коэффициент маневренности функционирующего капитала L5

-

1,1

1,2

+0,1

Доля собственных средств в активах L6

>0,5

0,7

0,5

-0,2

Коэффициент обеспеченности собственными средствами L7

>0.1

0,5

0,1

-0,4



Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что предприятие может погасить краткосрочную задолженность не привлекая оборотные активы лишь на 10%. Данный коэффициент наибольший интерес представляет для поставщиков и покупателей.

Коэффициент критической оценки показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет ожидаемых поступлений от разных дебиторов.

Коэффициент текущей ликвидности позволяет установить в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Это главный показатель платежеспособности в изучаемом хозяйстве наблюдается повышение данного показателя на конец отчетного периода, но незначительно.

Обобщающим показателем, характеризующим в большей мере финансовую устойчивость организации является коэффициент текущей ликвидности. Он показывает, какую часть текущих обязательств можно погасить мобилизовав все оборотные активы. В нашем случае коэффициент превышает 100%, т.е. предприятие способно рассчитаться по своим обязательствам только после реализации всего имущества и в итоге предприятие обанкротится.

Оценка финансового состояния будет неполной без анализа финансовой устойчивости. Устойчивость финансового состояния предприятия характеризуется системой относительных показателей - финансовых коэффициентов, которые рассчитываются в виде соотношения абсолютных показателей актива и пассива баланса.

Таблица 2.8 Относительные коэффициенты финансовой устойчивости в ООО «Симет» Сабинского района Республики Татарстан за 2010 год

 Показатели

Нормативное ограничение

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Отклонение (+,-)

1. коэффициент капитализации U1

1,5

0,4

0,8

+0,4

2. коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования U2

0,1-0,5

0,5

0,1

-0,4

3. коэффициент финансовой независимости U3

0,4-0,6

0,7

0,5

-0,2

4. коэффициент финансирования U4

0,7-1,5

0,04

1,2

+1,16

5. коэффициент финансовой устойчивости U5

0,6

0,7

0,8

+0,1


Как показывают, данные таблицы коэффициент капитализации свидетельствует о недостаточной финансовой устойчивости хозяйства, так как на 1 рубль собственных средств оно привлекает 80 копеек заемных. На величину этого показателя должны влиять следующие факторы: высокая оборачиваемость, стабильный спрос на реализуемую продукцию, налаженные каналы сбыта, низкий уровень постоянных затрат, что не наблюдается в изучаемом хозяйстве.

Принято считать финансового независимой организацию, если величина собственного капитала больше 30%, в нашем случае данный показатель составляет 50%, отрицательным моментом является его снижение к концу анализируемого периода.

Но положительным моментом является то, что коэффициент финансовой устойчивости показывает, что 80% актива финансируется за счет устойчивых источников.

Абсолютными показателями финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие степень обеспеченности запасов - затрат источниками их формирования.

Таблица 2.9 Абсолютные показатели финансовой устойчивости в ООО «Симет» Сабинского района Республики Татарстан за 2010 год

Показатели

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Отклонение (+,-)

1. Наличие собственных оборотных средств

15399

4445

-10954

2. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат

18682

20425

+1743

3. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат

20915

24660

+3745

4. Излишек(+), недостаток(-) собственных оборотных средств

-9121

-24606

-15485

5. Излишек(+), недостаток(-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат

-5838

-8626

-2788

6. Излишек(+), недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов

-3605

-4391

-786


Рассчитанные показатели финансовой устойчивости и банкротства показали нам, что хозяйство неплатежеспособно и находится в кризисном финансовом состоянии. Для улучшения своего финансового состояния хозяйству следует более полно и интенсивно использовать земельные ресурсы, генетический потенциал продуктивного скота, ускорить оборачиваемость капитала за счет интенсификации производства.

3. Совершенствование доходности предприятия

доход финансирование регулирование распределение

Рост и развитие предприятия торговли связаны с разработкой и реализацией стратегии и тактики повышения доходности предприятия, путем эффективного управления формирования и распределения его доходов. Что представляет собой сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких результатов деятельности.

Доходность предприятия рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

В самом общем виде рентабельность характеризует отношение полученного результата, к затратам которые вызвали этот результат.

В экономической теории применяется несколько определений категории рентабельности:

) прибыльность;

) отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение;

) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме;

) интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.

В любом случае определение рентабельности характеризует процентное соотношение суммы полученной прибыли к одному из показателей деятельности торговли.

В настоящее время в российской практике наиболее распространенным показателем оценки эффективности деятельности торгового предприятия служит уровень рентабельности продаж (товарооборота).

Наряду с показателями товарооборота, основных и оборотных средств, издержек обращения, для расчета уровня рентабельности используют и другие показатели, например, торговую площадь и др.

Каждый из вышеприведенных показателей характеризует эффективность использования отдельных видов ресурсов или текущих затрат, но только в совокупности они дают представление об эффективности торгово-хозяйственной деятельности предприятия торговли в целом.

В современных условиях функционирования предприятий торговли появились новые возможности повышения их доходности, открытые в ходе рыночных преобразований, помимо традиционных (рост товарооборота, снижение издержек обращения и т.п.). Среди них основными являются:

·   формирование торгового ассортимента с учетом доходности товаров;

·   новая философия взаимоотношений с контрагентами;

·   использование возможностей рисковой деятельности;

·   инновационная политика;

·   акционирование;

·   выгодное размещение денежных ресурсов и другие.

Торговому предприятию, при формировании ассортимента реализуемых товаров следует обеспечить его достаточную широту и глубину, так как чем более разнообразным будет ассортимент, тем полнее будет удовлетворен спрос населения, то есть покупатель заинтересован в возможности широкого выбора товаров. И в то же время необходимо обеспечить выгодность каждой коммерческой сделки: целесообразно обеспечить взвешенный подход при выборе поставщиков, определении оптимальной партии и цены закупки товаров, установлении обоснованной торговой надбавки, расходовании средств на осуществлении коммерческой деятельности.

Диверсификация ассортимента путем включения в ассортиментный перечень взаимозаменяемых товаров позволит повысить комплектность покупок, а значит, увеличит товарооборот предприятия.

В частности, новых покупателей можно привлечь более совершенной, чем у других предприятий, выкладкой товаров, продуманной рекламой и пропагандой, высокой репутацией и специализацией торгового предприятия, дополнительными торговыми услугами, более низкими ценами (при том же качестве продукции), легкостью приобретения (отсутствие очередей, широкий выбор товаров), предложением покупателям товаров с учетом их покупательских привычек.

Увеличение объемов реализуемой продукции в результате снижения цен и стоимости торговых услуг возможно при реальном снижении стоимости предназначенной к реализации продукции, ускорении оборачиваемости торговых запасов, повышении управляемости запасами и закупками, ликвидации неходовых товаров, широком внедрении самообслуживания, повышении эффективности использования торговых площадей.

Для увеличения доходности предприятия необходимо постоянно заботится о сохранении имеющихся денежных ресурсов и их приумножении. Поскольку рыночные отношения предполагают, что деньги должны делать деньги, у владельцев временно свободных денежных средств возникает проблема, как рационально распорядиться ими с целью обеспечения соответствующего их прироста. Особенно это актуально для ситуации с высоким уровнем инфляции. Временно свободные средства можно разместить на депозитах, найти возможность взаимодействия с финансовыми компаниями, конвертировать в твердую валюту, покупать банковские векселя, ценные бумаги.

Для повышения доходности предприятиям следует осуществлять следующие меры (при выполнении общего правила - прибыль должна быть обеспечена при любых затратах):

·   разрабатывать и проводить в жизнь новые идеи по привлечению покупателей в магазин: проводить выставки-продажи; организовывать консультации специалистов в магазине; продлевать часы торговли магазина в предвыходные и предпраздничные дни;

·   повышать квалификацию работников, что будет сопровождаться ростом производительности их труда; построить эффективную систему материального стимулирования персонала; постоянно повышать культуру обслуживания, обеспечивать полноту товарного ассортимента;

·   широко использовать средства внутри-магазинной рекламы и информации, для повышения информированности покупателей о предлагаемых товарах для способствования формированию новых направлений спроса и экономии времени на приобретение товаров, проводить выставки-демонстрации, выставки-продажи;

·   постоянно анализировать состояние дел у конкурентов, выявлять его сильные и слабые стороны, использовать опыт;

·   снижение уровня издержек обращения (то есть их размера в цене каждого товара) может быть обеспечена за счет роста объема продажи товаров, реализации внутренних резервов их экономии и других направлений хозяйственной деятельности.

3.1 Проблемы совершенствования формирования и распределения доходов предприятия

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Следовательно, получение прибыли - это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей - удовлетворение потребности и получение прибыли - следующая.

Нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности. Потребности в свою очередь подразделяются на: потребности и платежеспособные потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворяет потребности и при том по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда потребляемые ресурсы, затраты меньше, чем полученная выручка, т.е., когда предприятие работает с прибылью. В этом смысле и говорится, что прибыль - непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно это результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения и не получает прибыли от своей производственной деятельности, оно вынуждено уйти с экономической сферы, признать себя банкротом.

В общем виде формулу прибыли можно представить в следующем виде:

= W - (З + Н + Ш),

Где Р - прибыль предприятия, руб./год,- выручка от реализации созданной продукции, руб./год;

З - затраты на производство и реализацию созданной продукции, руб./год;

Н - величина налогов, выплачиваемых предприятием, руб./год;

Ш - штрафные санкции, руб./год.


Выручка от реализации определяется по формуле:

Где Ni - количество произведенной и реализованной потребителями i

й продукции в натуральном выражении;- цена реализации i-й продукции, руб.;- количество позиций реализуемой продукции, шт.

Если затраты и штрафы в существенной мере зависят от предприятия, то налоги, уплачиваемые предприятием, - это внешние условия хозяйствования. Налоговая система, действующая в настоящее время в России, достаточно громоздкая и дифференцирована на федеральный, республиканский и местный уровни.

Предприятие должно уплачивать на первом уровне: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды и группы товаров, отчисления на покрытие затрат по геологоразведочным и геолого-поисковым работам по полезным ископаемым; подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на транспортные средства, гербовый налог, государственную пошлину. На втором уровне - налог на добычу природных ресурсов в виде акцизов, акцизы на бензин, моторное топливо, газ, налог на имущество предприятия, плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. На третьем уровне - местные налоги: налог на строения, помещения и сооружения, земельный налог, промысловый налог, сбор за регистрацию предпринимательской деятельности физических лиц, налог на рекламу, лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей, сбор с аукционных продаж и др.

Итак, предприятие в условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль обладает четырьмя степенями свободы:

· установление цен,

· формирование затрат,

· формирование объемов продукции,

· выбор номенклатуры и ассортимента продукции.

Но этими же степенями свободы обладают и все другие участники рынка, и поэтому каждое предприятие должно учитывать не только свое поведение на рынке, но и поведение конкурентов. В условиях рынка производители продукции соревнуются за то, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности покупателей, потребителей в широком смысле слова, только, в этом случае они могут процветать как производители продукции.

Благополучие фирмы в области финансов обеспечивается за счет действия как внешних, так и внутренних факторов, причем для предпринимателя особое значение приобретают, прежде всего, внешние обстоятельства, которые он изменить не может и вынужден к ним приспосабливаться. Внутренние возможности фирмы используются таким образом, чтобы эффективно задействовать внешние факторы.

Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого менеджеры контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные опасности и вовремя задействовать вновь открывающиеся возможности. Изучение внешней среды позволяет фирме своевременно спрогнозировать появление рыночных опасностей, подготовить ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит компании достигнуть поставленных целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Внешняя среда - это все те внешние факторы, которые влияют на деятельность фирмы и, в свою очередь, испытывают на себе ее воздействие. К ним относятся географические, международные, национальные, политические, правовые, экономические, социальные и другие факторы.

В последнее время все более важное значение приобретают сбыт, реклама, продвижение товара. Эти показатели занимают одно из центральных мест в анализе. Фирма может рассчитывать на успех на рынке только в том случае, если она имеет активных и компетентных реализаторов ее товаров и услуг, агрессивную, творчески разработанную рекламу, целостную систему продвижения товаров и услуг к покупателю. Самое главное в совершенствовании механизма формирования и распределения доходов предприятия - анализ прибыльности. Прибыль - обобщающий показатель эффективности деятельности любой коммерческой организации. Поэтому постоянный контроль за прибылью от всех направлений деятельности, разных товаров и услуг является важной функцией управления.

Финансовое состояние организации во многом определяет, какую тактику и стратегию выберет руководство на рынке. Детальный анализ финансового состояния помогает выявить уже имеющиеся и потенциальные резервы организации в этой области. Анализ финансового состояния обычно проводится методами финансовой ревизии.

Важнейшей категорией рыночной экономики является прибыль. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Прибыль, точнее, ее максимизация выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или проведение дорогостоящих рекламных компаний для привлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п. Но все подобные шаги носят все же тактический характер и в конечном счете подчинены решению главной стратегической задачи - получения возможно большой прибыли.

В зависимости от времени, затрачиваемого на изменение количества используемых в производстве ресурсов, краткосрочный и долговременный периоды в деятельности фирмы.

Краткосрочный - тот, в течение которого предприятие не может изменить свои производственные мощности. В этот период оно в состоянии добиваться сдвигов лишь в интенсивности использования этих мощностей - через ресурсы (сырье, топливо, энергия, живой труд и т.п.), которые поддаются быстрой корректировке.

Долговременный период - такой, что достаточен для изменения количества всех привлекаемых ресурсов, включая производственные мощности. В течение этого периода могут возникать новые фирмы и закрываться старые.

Краткосрочный и долговременный периоды не являются строго определенными интервалами, одинаковыми для всех отраслей. Последние различаются, прежде всего, по возможностям изменения производственных мощностей, а не по продолжительности. Суть различия между периодами состоит в возможности изменения производственных мощностей. В рамках краткосрочного периода невозможно ввести в строй новые мощности, но возможно повысит степень их использования. В пределах долговременного периода можно расширить производственные мощности. Деление на два периода имеет большое значение при определении стратегии и тактики фирмы в максимизации прибыли.

Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма,

совершенно эластична. Фирма не может добиться более высокой цены, ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более низкой цене, для того чтобы увеличить свой объем продаж.

Кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. То, что выступает как цена за единицу продукции для покупателя, является доходом от единицы продукции, или средним доходом, для продавца.

Средний доход AR (Average Revenue) и цена - это одно и то же, рассмотренное с разных точек зрения.

Валовой доход TR (Total Revenue) при любом уровне продаж может быть легко определен путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма может продать. Всякий раз, когда фирма обдумывает, насколько изменить объем производства, она будет озабочена и тем, как изменится ее доход в результате этого сдвига в выпуске.

Предельный доход есть дополнение к валовому доходу, то есть добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукции.

Валовой доход увеличивается на постоянную сумму с каждой дополнительно проданной единицей. В условиях чистой конкуренции цена товара является постоянной для отдельной фирмы; добавочные единицы, следовательно, могут быть проданы без понижения цены продукта. Предельный доход постоянен в условиях чистой конкуренции, потому что дополнительные единицы могут быть проданы по постоянной цене.

Заключение

Залог выживаемости предприятия - его стабильность на рынке. Чтобы предприятие могло эффективно функционировать и развиваться, ему прежде всего нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, объем которой должен быть, по крайней мере, не ниже запланированного. Но финансовая устойчивость не сводится только к платежеспособности. Для достижения и поддержания финансовой стабильности важны не только абсолютные размеры прибыли, сколько относительно объема капитала и объема его выручки, т.е. показатели рентабельности.

Рост выручки и доходов, содействующий наращиванию рентабельности, росту устойчивости предприятия, уменьшению вероятности его банкротства, рационален лишь до определенных пределов, поскольку, как правило, высокую рентабельность рыночных позиций обеспечивают, действуя с повышенным риском. В этом случае возрастают потенциальные возможности убытков, а в последующем и банкротства.

Результаты предпринимательской деятельности во многом предопределяются выбором состава и структуры, изготавливаемых и реализуемых товаров, оказываемых услуг. Здесь важна не только общая величина затрат, но и зависимость между постоянными и переменными издержками, определяющими скорость оборота капитала. Большое значение имеет для действия менеджера или руководителя учет в полной мере особенностей той стадии жизненного цикла, на которой находится фирма.

Стремясь решить постоянно возникающие конкретные вопросы, получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще прибегают к данным учета и, как следствие, к данным финансового и управленческого анализа. При этом они, как правило, не довольствуются констатацией величины показателей отчетности, а рассчитывают получить конкретное заключение о достаточности платежных средств, нормальных соотношениях собственного и заемного капитала.

В этих условиях меняется роль бухгалтерии, в чьи функции входит не только обеспечение текущего учета и составление отчетности, но и анализ финансового положения в целях эффективного управления предприятием. Удовлетворить новые запросы администрации имеет возможность только бухгалтер-аналитик, способный разобраться в экономике предприятия, выявить ее больные места на основе финансово-учетных данных, осуществить налоговое планирование. Совершенно очевидно, что финансовое благополучие фирмы прямо пропорционально уровню организации в ней системы управленческого учета.

Для реализации данных задач необходима реальная база. Такой базой и является учетная политика предприятия, разработка и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета на предприятии.

В условиях рыночной экономики основным критерием оценки хозяйственной деятельности предприятий, фирм служат прибыль и рентабельность по отношению к фондам. Если на уровне народного хозяйства наиболее достоверным обобщающим выражением цели производства является национальный доход, то критерий оптимальности для предприятия никак не может совпадать с подобным критерием для народного хозяйства. Это вытекает из одного из важнейших принципов построения механизма интенсивного хозяйствования на базе рыночной экономики, заключающегося в том, что в планировании необходимо различать экономические системы разного уровня.

Список литературы

доход финансирование регулирование распределение

1.   Налоговый кодекс РФ. Ч. 2. - М.: ЮНИТИ, 2001.

2.   Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» (ПБУ 9/99) в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999. - М.: БУКВИЦА, 2000.

3.       Грузинов В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010.

.        Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия: Учебное пособие. - М.: НКР «ЭКМОС», 2009.

.        Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2008.

.        Николаева С.А. Доходы и расходы организации: практика, теория, перспективы. - М.: «Аналитика - Пресс», 2009.

.        Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010.

.        Селезнева И.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010.

.        Финансы предприятий: Учебник для вузов/Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

.        Шуляк Б.Н. Финансы предприятий: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.

.        Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. Н.А. Сафронова. - М.: «Юристъ», 2008.

.        Финансы: Учеб. пособие /Под ред. А.М. Ковалевой - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008 г.

Похожие работы на - Анализ прибыли предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!