Становление российской государственности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    180,98 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Становление российской государственности

1. Становление российской государственности

Государство - это основной институт политической системы, организация, выполняющая функции нормативно-регулятивного управления обществом. Главным признаком государства является публичная власть, которая опирается на механизмы принуждения, используя правовые санкции, и реализуется через деятельность государственных служащих.

Другим признаком государства является суверенность, которая означает, что государство обладает наивысшей властью в пределах своих границ. Только государство располагает правом на издание законов, имеющих общеобязательный характер. Функции государства можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним функциям можно отнести: консолидацию общества; обеспечение общественной безопасности; принятие и реализацию законов; поддержание общественного порядка; разработку национально-государственной идеи; формирование нормативно-ценностного установок; регулирование экономических, социальных и политических отношений; создание необходимых условий для развития культуры.

К внешним функциям относятся: защита государственных интересов на международной арене; поддержание обороноспособности страны на необходимом уровне; участие в решении глобальных проблем; развитие взаимовыгодного экономического и политического сотрудничества.

Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор. Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.

Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления. Духовным отцом и основателем Древнерусского государства суждено было стать князю Владимиру Святославовичу, нареченному Красным Солнышком. При нем в 988 году Русь приняла православие как государственную религию. После этого в стране стала распространяться грамотность, развиваться живопись и литература. Однако к концу XII века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. В результате в XIV веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия. Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось торжественное венчание Ивана IV на царство в 1547 году. За этим событием последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви. Становление российского самодержавия в XVI веке сопровождалось его успехами в области централизации государства и активизацией внешней политики. Обеспечению роста международного авторитета Московского государства способствовало также значительное расширение его территории за счет успешных завоевательных походов и колонизации новых земель на востоке. Все это привело к образованию великорусской нации.

На протяжении XVII века в стране формируются основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю.

Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.

Советское государство существовало с февраля 1917 года до конца 1991 года и связано с оформлением основ советской государственности в эпоху революционного преобразования императорской России в Российскую республику. Этот этап развития нашего государства вобрал в себя кризис центральной государственной власти и разложение этнополитического единства страны, утрату Временным правительством демократической перспективы государственного развития и дальнейшую радикализацию революционного движения в стране, на волне которой к власти в результате революции пришли большевики во главе с В.И. Ульяновым. В ходе Гражданской войны большевизм, ставший идеологическим стержнем нового строя, сформировал Союз Советских Социалистических Республик, который восстанавливал политическое и территориальное единство большей части бывшей Российской империи.

Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены. Была принята новая Конституция РФ 1993 года, которая позволила сформировать демократическую политическую систему. Стала реальностью многопартийность. Россияне избрали Президента РФ, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления. Наиболее заметными и осознанными стали достижения России во внешней политике. Было фактически прекращено состояние “холодной войны”, снята угроза глобального военного конфликта социалистического Востока и капиталистического Запада. Прекратилась идеологизация внешней политики, а вместе с ней и поддержка антиамериканских режимов в “третьем мире”, и вдохновление региональных конфликтов. Но военно-политические уступки проводились зачастую в одностороннем порядке и не сопровождались реальной интеграцией Советского Союза в мировые сообщества. СССР постепенно утрачивал свои позиции мировой державы, а новой России это предвещало серьезные внешнеполитические проблемы. А именно внешняя политика разделилась на два направления: отношения с независимыми государствами, бывшими ранее союзными республиками - “ближним зарубежьем”, и отношения с государствами, ранее являвшимися “внешними” для СССР - “дальним зарубежьем”.

После распада СССР Россия сократилась не только географических, но и политических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появилась Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе (социалистический лагерь распался), но и получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.

Значительно пострадала обороноспособность, практически отсутствовали границы с бывшими республиками. Российский флот лишился баз в Балтийском море, предстояло делить черноморский флот с Украиной. Бывшие республики национализировали наиболее мощные военные группировки на своих территориях. Необходимо было выводить войска из Германии, Польши, Венгрии, Прибалтики. Развалилась единая система противовоздушной обороны. Было потеряно былое влияние на страны Центральной и Восточной Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и Варшавскому договору связывали свои планы на будущее с Европейским союзом и НАТО.

Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и беженцев из соседних государств в Россию. Разрастались военные конфликты у ее границ (Нагорный Карабах в Азербайджане, Абхазия в Грузии, Таджикистан). Все это ставило принципиально новые внешнеполитические вопросы.

Формально РФ была суверенной, хотя и в составе СНГ, но страна не имела ни границ, ни армии, ни таможни, ни понятия гражданства, ни системы управления экономикой. В отношениях с партнерами по СНГ Россия отошла от двух крайних позиций - имперских попыток силового восстановления союзного государства и самоустранения от проблем бывшего Союза. Именно благодаря этому удалось избежать серьезного конфликта в рамках СНГ. Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколько “отдалились” от России. Однако продолжалось это не долго, у каждой из этих стран появилось множество проблем, решить которые им было не под силу. Возникли и обострились вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове.

В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За 1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках Содружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения).

Но с началом экономических реформ в России Содружество пережило в 1992 году первый серьезный кризис. Экспорт российской нефти сократился вдвое (в то время как в другие страны вырос на треть). Начался выход стран СНГ из рублевой зоны. Провал ГКЧП и крах перестройки означал не только конец социалистического реформирования экономики, но и победу сторонников либеральных реформ. Руководство России выбрало либеральный путь, провозгласив в октябре 1991 года переход к рыночным отношениям, а затем к либеральной политической модели.

Новый - XXI век в становлении и развитии российской государственности начался с того, что 26 марта 2000 года в первом же туре президентских выборов исполняющий обязанности Президента Председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин, получив почти 53% голосов, одержал убедительную победу.

Важнейшим направлением в деятельности нового Президента Российской Федерации стало осуществление масштабной административной реформы, так как сложившаяся структура власти требовала своего совершенствования. В связи с этим 13 мая 2000 года в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений Президентом РФ подписан Указ об образовании семи федеральных округов - структурных единиц нового политического деления России.

Прошедшая весной 2004 года реформа Правительства РФ и изменения в его структуре, продолжавшиеся до конца 2007 года, привели к сокращению количества министерств и созданию так называемой трехуровневой системы исполнительной власти (министерство, служба, агентство). Теперь Правительство РФ состоит из Премьер-министра, двух Первых заместителей, трех Вице-премьеров, федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Причем в структуре федеральных органов исполнительной власти существуют федеральные министерства, службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет лично Президент Российской Федерации (схема).


Изменения структуры органов исполнительной власти Российской Федерации произведены в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти. Важную роль в развитии российской государственности играет Федеральное собрание РФ, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, которые работают на постоянной основе. По сложившейся традиции Совет Федерации называется верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней, хотя по своему положению они равны, и каждая выполняет свои функции, определенные Конституцией РФ. Обе палаты вырабатывают законы для всего общества, народного хозяйства России, для всех без исключения экономических укладов, основных сфер и отраслей, для всех социальных групп и каждого гражданина. Главная цель обеих палат, парламента в целом - обеспечение благополучия и процветания народов России, целостности и независимости государства, защита прав и свобод человека.

государство россия политический военный реформа

2. Российское общество в первые годы реформ

В конце декабря 2011 г. - начале 2012 г. исполняется двадцать лет с того момента, когда Российская Федерация, сразу после распада СССР, приступила к проведению радикальных реформ, коснувшихся в первую очередь экономики, но затронувших также и все остальные сферы жизни общества. Точную дату старта этих реформ назвать достаточно сложно. Можно вспомнить четыре события, ознаменовавших их начало:

· подавление «путча» ГКЧП в конце августа 1991 г., что привело к фактическому развалу Союза, параличу союзных органов власти и переходу практически всей полноты ответственности к «суверенному» руководству РФ;

· Пятый съезд народных депутатов РФ, состоявшийся в конце октября - начале декабря 1991 г., одобривший планы радикального реформирования страны и давший Президенту РФ Б. Ельцину чрезвычайные полномочия для реализации этих планов;

· формирование «правительства реформ» с экономическим блоком во главе с Е. Гайдаром в середине ноября 1991 г.;

· либерализация цен в начале января 1992 г., ознаменовавшая переход к рынку.

С началом реформ общество стало постепенно отстраняться от влияния на процесс принятия решений, а попытки представительной власти как-то скорректировать ход реформ стали восприниматься всё более враждебно, что уже в 1992 году значительно сузило социальную базу реформ, а в 1993 году привело к известным событиям «чёрного октября». «Лишним» для «правительства реформ» стало и народное представительство в виде системы советов всех уровней, и оно взяло курс на свёртывание их деятельности. Новый слой бизнесменов, вставший у руля процессов перераспределения собственности, сформировался не снизу, не из среды наиболее эффективных представителей малого и среднего бизнеса, а был фактически «назначен» сверху, органами государственной власти, что надолго предопределило олигархический характер российского капитализма. Общество, лишившись рычагов влияния на власть, постепенно становилось всё более пассивным и инертным, граждане замыкались на решении своих личных проблем. А власть, лишённая эффективного контроля снизу, всё сильнее погрязала в коррупции, бюрократической неэффективности, безответственности. Все эти проблемы, порождённые решениями, принятыми в начале 90-х, до сих пор сохраняются, а во многом продолжают усугубляться.

Сменившаяся на рубеже веков «эпоха», приход к власти людей с иным опытом и иными политическими взглядами, как это сегодня видно, привели лишь к незначительным переменам в социально-политическом строе страны: были частично устранены наиболее очевидные негативные последствия реформ. В то же время основные противоречия - неэффективное государственное управление, коррупция, чрезмерный рост социальной дифференциации, неработающие законы, отсталая социальная сфера, - всё это продолжает оставаться серьёзнейшими проблемами, пока не поддающимися решению. В ряде вопросов произошёл откат назад - практически исчезли ростки политической демократии, пробивавшие себе дорогу в 90-е, огромные проблемы испытывает бизнес, особенно мелкий и средний, снижена вертикальная мобильность граждан, что свидетельствует об элементах социально-политического застоя. Сегодня страна во многом находится перед очередной политической развилкой, которая может определить её судьбу ещё на многие годы вперёд.

В начале января 1992 года правительством Е. Гайдара были отпущены розничные цены на товары массового спроса. Так началось кардинальное общественное переустройство России, переход от планово-распределительной экономики к свободному рынку, от тоталитарного к демократическому государственному устройству. Хозяйственные итоги реформ нашли свое отражение в многочисленных работах как российских, так и зарубежных экономистов. Их выводы сводятся к произошедшему за эти годы превращению России в сырьевой придаток теперь уже не только Запада, но и Востока. Если в 1989 году в нашем экспорте товары с высокой добавленной стоимостью составляли 38,7%, то в 2010 году - 4,7%. Если в 1991 году наши самолеты составляли около 40% мирового парка гражданской авиации, то на начало 2010 года менее 2%.

Технологическое отставание нашей страны от передовых государств наметилось еще в позднесоветский период. Реформы и были призваны сократить отставание, модернизировать экономику. Но никакой модернизации не произошло. Наоборот, реформы привели к деиндустриализации страны. В 1990-х годах российское правительство, по существу, объявила науке войну, в результате которой интеллектуальная элита понесла огромные потери. От нее российские реформаторы постарались как можно быстрее избавиться. Большинство ее представителей были выброшены на обочину социальной жизни. На вещевых рынках больших и малых городов России в 1990-е годы можно было увидеть и выпускников известных за рубежом советских вузов, и их преподавателей, и инженерно-технический персонал ведущих промышленных предприятий и других высокообразованных профессионалов. Разумеется, не все уехали за границу, большинство сменили профессию, ушли туда, где можно было что-то заработать, чтобы содержать свои семьи.

За годы реформ российское общество раздробилось, утрачены многие формы солидарности, а социальное расслоение достигло беспрецедентных масштабов. Исследования демографов показывают, что экономические реформы и здесь дорого обошлись нашей стране: более двух третей всех причин депопуляции россиян связано с резким ухудшением здоровья нации, снижением качества медицинского обслуживания, а также с возникшими в 1990-е годы такими массовыми феноменами, как социальная депрессия, апатия и агрессия населения, детская беспризорность и бомжатничество. В середине 1990-х годов в страну вернулись многие болезни, с которыми было покончено в советское время, и, прежде всего, инфекционные, такие как туберкулез, так как фактически перестала функционировать созданная в советское время эффективная система его профилактики, диагностики и лечения. Если в 1990 году рождаемость в России составила 1989 тыс. чел. , то в 2000 году - 1267 тыс. чел., смертность на 1 тыс. человек населения в 1990 году была 11,2, в 2000 году стала 15,5. В стране сохранилась система бесплатного медицинского обслуживания, по из за экономических трудностей заметно ухудшилось ее финансирование. Немалое число пациентов стало пользоваться услугами быстро расширяющегося частного сектора здравоохранения.

За время реформ, легализовавших принцип частной собственности (в том числе на средства производства, включая землю), социальная структура России претерпела серьезные изменения. Большую роль здесь стало играть отношение к собственности. В современном российском обществе возникло три новых социальных слоя: крупные, средние и мелкие частные собственники. К числу последних можно отнести чуть ли не большинство населения страны. Это хозяева бесплатно приватизированных городских квартир, держатели малых пакетов акций промышленных предприятий, владельцы дачных построек и деревенских домов, а после принятия Земельного кодекса - и земельных участков. Но оставался и слой неимущих людей.

Двумя другими важными факторами социального расслоения общества стали источники доходов и их размер. По источникам доходов население страны делилось на тех, кто жил за счет своей собственности и частнопредпринимательской деятельности; наемных работников разной квалификации и характера труда, занятых в государственном и частном секторах экономики, в сфере культуры и т. д.; граждан, получавших государственные пенсии по старости и состоянию здоровья. Наиболее четко статистика фиксирует социальное расслоение по размерам душевого дохода. Обществоведы выделяют следующие слои: богатые (средств достаточно для организации собственного крупного бизнеса, приносящего огромную прибыль) - 7%; состоятельные (средств хватает для высокого уровня жизни и приумножения имеющегося капитала) - 7%; обеспеченные (средства позволяют приобретать жилье, обновлять предметы длительного пользования, давать престижное образование детям, качественно отдыхать) - 15,8%; малообеспеченные (средств хватает только на повседневные расходы и в случае крайней необходимости на минимальные затраты для лечения и укрепления здоровья) - 50%; неимущие (наличие минимальных средств лишь для элементарного поддержания жизни без всяких перспектив на ее улучшение) - 20,2%.

Вновь, как и в дореволюционное время, немалая часть российского населения оказалась в неуютном состоянии маргинальности (прежде благополучные квалифицированные работники, оказавшиеся в среде социально беспомощных, предприниматели с неустойчивым финансовым положением, вынужденные переселенцы из зон конфликтов в России и бывших республик СССР).

Все перечисленные аспекты российской реформации 1990-х годов в целом вполне объективно оценены как академическим сообществом, так и широкой общественностью. Очевидность результатов реформации, отраженная в реальных показателях, не создает основы для сколько-нибудь существенных различий в оценках.

3. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России

Россия - один из ключевых участников международных отношений. В качестве одного из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82_%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%9E%D0%9E%D0%9D> Россия несёт особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Россия входит также в «Большую восьмерку» <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0> экономически развитых государств, является членом значительного числа других международных организаций, включая Совет Европы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82_%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%8B> и ОБСЕ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%91%D0%A1%D0%95>.

Отношения между Россией и НАТО были установлены в 1991 году. Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 года - Совет евроатлантического партнерства <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82_%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE-%D0%90%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A1%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0>). В 1994 году Россия начала участвовать в программе Партнерство ради мира <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0>.

Наряду с форумами, на которых принимаются важные решения перспективного, стратегического плана (таких, как саммиты в Риме или в Праге), за последнее время прошел целый ряд мероприятий не столь масштабных, характер которых однако позволил более детально проанализировать те или иные аспекты взаимоотношений России и НАТО. К таким мероприятиям относятся научные и научно-практические конференции, проведенные в том числе и по линии Министерства обороны Российской Федерации. Так, 4 февраля 2002 г. в Риме и 9 декабря 2002 г. в Москве под председательством министра обороны Российской Федерации и Генерального секретаря НАТО состоялись совместные конференции Совета Россия - НАТО на тему «Роль военных в борьбе с терроризмом».

Итоги конференций свидетельствуют о высоком уровне взаимопонимания, имеющемся, между их участниками. Российские военные и представители НАТО совместными усилиями выработали целый пакет конкретных предложений, направленных на развитие взаимодействия между нами в области борьбы с терроризмом.

Оценивая позитивные или негативные тенденции в наших отношениях нельзя обойти вопрос дальнейшего расширения блока и связанную с этим обстоятельством проблему его дальнейшей трансформации. Россия выразила свое отношение к происходящему процессу, которое можно охарактеризовать как «спокойно-отрицательное».

Очевидно, что расширение НАТО на восток осуществляется в рамках военно-политического курса на глобализацию функций альянса и закрепление за ним роли ведущей военно-политической силы не только в Европе, но и во всем мире. Уже первый этап расширения НАТО, в результате которого в альянс были приняты Венгрия, Польша и Чехия, означал ломку того миропорядка, который сложился после окончания Второй мировой войны.

Саму логику расширения НАТО трудно воспринимать иначе, как стремление добиться дальнейшего ослабления позиций и роли России в международных делах. Продвижение военных структур блока к российским границам - это очевидный и ничем не оправданный рецидив «холодной войны», какими бы аргументами оно ни обосновывалось. Очередное расширение Североатлантического союза за счет новых членов негативно сказалось на геополитическом и геостратегическом положении России, а это заставляет нас думать о мерах парирования этих действительно «новых» угроз.

Экспансия НАТО на восток, увеличение военной мощи альянса объективно ведут к образованию новых разделительных линий в Европе, деформации системы европейской безопасности. Чтобы избежать такого положения, Россия в свое время предлагала вариант так называемого «отложенного решения», при котором вступление стран Балтии могло бы быть отнесено на более поздний срок и синхронизировано по времени с реальным, качественным и необратимым улучшением отношений между НАТО и Россией.

Однако руководство альянса, главы государств-кандидатов проигнорировали озабоченность российской стороны. Теперь можно констатировать, что «линии напряжения» стали ближе к нам, и их отрицательное влияние на систему международных отношений безусловно еще проявится в будущем.

При всей очевидности позитивного изменения характера наших отношений нельзя забывать, что система военного противостояния, сложившаяся в годы «холодной войны», еще не демонтирована полностью, так как до сих пор большая часть военной мощи блока НАТО, направленной прежде против Варшавского договора и СССР, теперь по праву преемственности ориентирована против России. То же можно сказать и о военной силе Российской Федерации, по-прежнему предназначенной преимущественно на военное сдерживание блока НАТО.

У нас, безусловно, есть потенциал для взаимодействия в новых геополитических условиях, объективно есть набор необходимых элементов для такого взаимодействия. Позитивные изменения в международной обстановке позволили свести к минимуму вероятность развязывания крупномасштабной войны между главными субъектами международных отношений, вместе с тем пока сохраняется реальная угроза обострения существующих или возникновения новых военных конфликтов различного масштаба и интенсивности, способных негативно повлиять как на международную безопасность, так и на наши отношения. Пожалуй, будет правильным, если члены Совета Россия - НАТО на основе накопленного опыта практического взаимодействия будут настойчиво работать над расширением «поля совпадающих интересов», увеличением конкретных областей сотрудничества. При этом позитивная эволюция российско-натовских отношений зависит не столько от количественного увеличения мероприятий по тем или иным направлениям взаимодействия, сколько от качественного изменения самого содержания этих отношений.

Используемая литература

1. История России XX- начало XXI века. 11 класс. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 4-ое издание, Москва «Просвещение» 2010.

2.       Интернет-ресурс: журнальный клуб Интелрос <http://www.intelros.ru/readroom/> «Континент <http://www.intelros.ru/readroom/kontinent/>» №147, 2011 <http://www.intelros.ru/readroom/kontinent/kontinent-147-2011/> Реформы 1990-х годов: общественно-политические результаты.

.        Интернет-ресурс Википедия: Россия и НАТО

.        Интернет-ресурс Википедия: Внешняя политика России

.        Интернет-ресурс: Сборник научных статей. Под редакцией генерал-полковника Ю.Н. Балуевского, Москва - 2004

.        Интернет-ресурс: Аналитический доклад «Двадцать лет реформ глазами россиян». Институт социологии Российской Академии наук. Москва, 2011.

Похожие работы на - Становление российской государственности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!